Раздел 21 (Пункт 21.1-21.6) ПДД РФ 2022 года с Комментариями, пояснениями и иллюстрациями (включая последние изменения и дополнения)
п 21.1 ПДД. Обучение первоначальным навыкам управления транспортным средством должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.
п 21.2 ПДД. Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим вождению.
п 21.3 ПДД. При обучении управлению транспортным средством на дорогах обучающий вождению должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления этим транспортным средством, иметь при себе документ на право обучения управлению транспортным средством данной категории или подкатегории, а также водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
п 21.4 ПДД. К учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста:
16 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «В», «С» или подкатегории «С1»;
20 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «D», «Tb», «Tm» или подкатегории «D1» (18 лет — для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», — при обучении управлению транспортным средством категории «D» или подкатегории «D1»).
п 21.5 ПДД. Механическое транспортное средство, на котором проводится обучение, должно быть оборудовано в соответствии с пунктом 5 Основных положений и иметь опознавательные знаки «Учебное транспортное средство».
п 21.6 ПДД. Запрещается учебная езда на дорогах, перечень которых объявляется в установленном порядке.
Комментарий к Разделу 21 Правил дорожного движения РФ
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)
Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.
На этапе первоначального обучения приобретаются навыки уверенного манипулирования органами управления автомобилем, трогания с места, движения и остановки в заданном месте. Существенную помощь на этом этапе могут оказать занятия на автотренажере.
Закрытая площадка представляет собой обособленную территорию, на которой нет движения транспортных средств, пешеходов и где удобно отрабатывать отдельные приемы управления автомобилем.
Автодром — это специально построенное и оборудованное сооружение, предназначенное для обучения вождению. На автодроме имитируют реальные условия движения, оборудуя перекрестки, пешеходные переходы и устанавливая различные дорожные знаки. Движение по закрытой площадке (автодрому) осуществляется в соответствии с Правилами и требует соблюдения мер предосторожности.
Первоначальное обучение вождению должно проводиться в соответствии с учебными программами, утверждаемыми в установленном порядке, под руководством опытного инструктора.
Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил.
В автошколах учебный процесс строится таким образом, чтобы перед выездом на дорогу обучаемый закончил изучение ПДД и сдал по этому предмету внутренний экзамен. Если же подготовка осуществляется в индивидуальном порядке, то обучающий сам принимает решение о возможности продолжения обучения с выездом на дороги общего пользования с учетом знаний и навыков, приобретенных обучаемым на этапе первоначальной подготовки.
При этом на начальном этапе необходимо выбирать участки с относительно низкой интенсивностью движения, где не проходят маршруты автобусов, троллейбусов и трамваев.
Обучающий вождению должен иметь свидетельство о прохождении подготовки по методике обучения вождению по утвержденным программам, а также документ, подтверждающий его право на обучение, и соответствующее водительское удостоверение. Документом на право обучения вождению транспортного средства является «Удостоверение инструктора». Присвоение квалификации инструктора осуществляется в соответствии с «Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки лиц для получения дополнительных квалификаций», введенными в действие приказом Минобразования России от 11 февраля 1998 г. N 365. Образцы удостоверений инструктора определяются учебными организациями, осуществляющими профессиональную подготовку лиц соответствующей квалификации.
Лица, занимающиеся обучением вождению, должны владеть современными методиками обучения и иметь соответствующий уровень технических знаний.
Обучаемому на автомобиле должно быть не менее шестнадцати лет, а на мотоцикле — не менее четырнадцати лет.
Данный пункт устанавливает минимальный возраст, по достижении которого может быть начато обучение практическому вождению транспортного средства. Возрастной ценз для получения права на управление транспортными средствами различных категорий установлен статьей 25 Закона о безопасности дорожного движения.
Механическое транспортное средство, на котором проводится обучение, должно быть оборудовано в соответствии с пунктом 5 Основных положений и иметь опознавательные знаки «Учебное транспортное средство».
Автомобили, используемые для обучения вождению, должны быть оборудованы дублирующими педалями привода сцепления и тормоза, а также зеркалом заднего вида для обучающего. Опознавательный знак «Учебное транспортное средство» должен быть установлен спереди и сзади транспортного средства.
Запрещается учебная езда на дорогах, перечень которых объявляется в установленном порядке.
Маршруты для учебной езды определяются каждой учебной организацией и согласовываются с органами ГИБДД, по территории обслуживания которых они проходят. Перечень дорог (в населенных пунктах и вне их), на которых запрещается учебная езда, утверждается органами местного самоуправления по согласованию с ГИБДД и доводится до сведения всех заинтересованных лиц и учебных организаций, занимающихся подготовкой водителей, а также публикуется в печати.
Учебная езда на экзамене в ГИБДД
Добрый день, уважаемый читатель.
Учебная езда (или обучение вождению) накладывает некоторые ограничения на движение автомобиля.
Например, запрещается въезд в жилые зоны и на дворовые территории.
В процессе обучения в автошколе с этим проблем не возникает. Однако на экзамене в ГИБДД появляются вопросы по поводу того, является ли экзамен учебной ездой или его можно рассматривать как самостоятельное управление автомобилем. Попробуем найти ответ на этот вопрос в нормативных документах.
Содержание статьи:
- Что такое учебная езда?
- Где запрещена учебная езда?
- Является ли экзамен учебной ездой?
- Можно ли въезжать во двор на экзамене?
Что такое учебная езда?
К сожалению, правила дорожного движения не содержат понятие «учебная езда». Поэтому обратимся к разделу 21 Правил:
21.2. Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим вождению.
21.3. При обучении управлению транспортным средством на дорогах обучающий вождению должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления этим транспортным средством, иметь при себе документ на право обучения управлению транспортным средством данной категории или подкатегории, а также водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
![]()
…
21.5. Механическое транспортное средство, на котором проводится обучение, должно быть оборудовано в соответствии с пунктом 5 Основных положений и иметь опознавательные знаки «Учебное транспортное средство».
Из перечисленных пунктов можно выявить следующие признаки учебной езды:
- В автомобиле должно находиться как минимум 2 человека (обучающий и обучаемый).
- Обучающий вождению может находиться только на переднем пассажирском сиденье, перед которым находятся дублирующие педали.
- Обучающий должен иметь документ, подтверждающий, что он является инструктором.
- На автомобиле должны быть установлены дополнительные педали, зеркало заднего вида и знак «У».
Где запрещена учебная езда?
Для начала разберемся, на какие участки дорог нельзя выезжать при учебной езде. Для этого рассмотрим пункты 17.2 и 17.4 ПДД:
17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.
17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.
Учебная езда запрещается:
- в жилых зонах;
- на дворовых территориях.
Является ли экзамен учебной ездой?
Выше приведены признаки учебной езды. Давайте разберемся, соответствует ли им экзамен.
Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений:
3. Автомобили, используемые при проведении практических экзаменов, должны быть оборудованы дополнительными педалями сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для экзаменатора, опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г.
N 1090 «О Правилах дорожного движения», а также средствами аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов.
Автомобиль на экзамене соответствует требованию номер 4. Осталось проверить требования 1, 2 и 3, касающиеся обучающего (инструктора).
Административный регламент министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений:
179. При проведении экзамена в экзаменационном транспортном средстве кандидат в водители находится за органами управления, а экзаменатор за дублирующими органами управления транспортного средства. При наличии мест для сидения, не считая мест кандидата в водители и экзаменатора, допускается при наличии согласия кандидата в водители, сдающего экзамен, нахождение должностных лиц организации, осуществляющей образовательную деятельность, других кандидатов в водители, сдающих соответствующий экзамен, а также по согласованию с руководителем экзаменационного подразделения представителей объединений образовательных организаций, общественных советов при территориальных органах МВД России на региональном и (или) районном уровнях и (или) иных должностных лиц экзаменационного подразделения и (или) иных должностных лиц органов внутренних дел.
Данный пункт предусматривает несколько возможных составов участников на экзамене:
- Кандидат в водители и экзаменатор.
- Кандидат в водители, экзаменатор и пассажиры (в числе которых может быть должностное лицо автошколы, например, инструктор).
При этом в любом случае на переднем пассажирском сиденье находится экзаменатор, а не обучающий вождению. Кроме того, что на экзамене никакого обучения не происходит, т.к. кандидат в водители пришел для того, чтобы показать полученные ранее навыки, а не получить новые. То есть экзамен не должен считаться учебной ездой.
Примечание. До 1 января 2020 года формулировка пункта 21.3 ПДД была иной и она не позволяла однозначно дать ответ на вопрос, является ли экзамен учебной ездой. В 2023 году эта неоднозначность устранена.
Можно ли въезжать во двор на экзамене?
В данном разделе речь идет не только про дворы, но и про жилые зоны. Однако самым распространенным объектом являются именно дворовые территории, которые встречаются в каждом населенном пункте.
На экзамене возможны 2 варианта:
- Вы хотите въехать во двор по собственной инициативе. Например, для выполнения разворота с использованием прилегающей территории. В этом случае от маневра лучше отказаться и найти другое место, которое не будет спорным.
- Экзаменатор предлагает Вам въехать во двор или в жилую зону. В этом случае нужно сказать экзаменатору о том, что пункт 17.4 запрещает учебную езду во дворах, однако экзамен в ГИБДД учебной ездой не является. Ну а дальше следует действовать в зависимости от его реакции.
В заключение хочу отметить, что с описанной сегодня проблемой приходится сталкиваться лишь небольшому числу кандидатов в водители. Однако если Вам на экзамене достанется такой спорный момент, то теперь Вы знаете, что предпринять.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 25 мая 2021
Раздел: Автошкола
Об авторе:
Максим Калашников
—
эксперт по автомобильному законодательству России.
Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Безопасность велосипедистов и пешеходов — DMV
DMV штата Калифорния призывает всех, кто пользуется дорогами, уважать друг друга, делить дорогу и путешествовать безопасно. Если вы идете пешком или едете на велосипеде, это руководство содержит советы о том, как оставаться в безопасности, убедиться, что вы знаете законы и правила и как безопасно разделять дорогу с транспортом.
Велосипедисты
Каждый год в Калифорнии более 100 велосипедистов гибнут и более 10 000 получают травмы в результате столкновений. Велосипедисты имеют те же права и обязанности, что и автомобилисты, и важно обращать внимание на дорожные знаки и сигналы, чтобы снизить риск столкновений на дороге.
Советы по безопасности для велосипедистов
Убедитесь, что ваш велосипед подходит вам по размеру и правильно отрегулирован.
- Правильно подобранный велосипед более удобен и им легче управлять.
- Веломагазины помогут вам выбрать велосипед нужного вам размера и выполнить необходимые регулировки.
- Убедитесь, что ваш велосипед находится в хорошем рабочем состоянии, регулярно осматривая его.
- Например, запрещено законом ездить на велосипеде, у которого не работают тормоза. Код транспортного средства штата Калифорния (CVC) §21201(a)
- Убедитесь, что шлем правильно надет, и носите его в соответствии с инструкциями производителя. Шлемы обеспечивают защиту от потенциально опасных для жизни травм головы.
- По закону все велосипедисты моложе 18 лет должны носить велосипедный шлем при езде по дорогам общего пользования. CVC §21212
- Будьте готовы остановиться перед транспортными средствами, ожидающими у знаков остановки, на подъездных путях или на парковочных местах, которые могут внезапно выехать перед вами.

- Будьте готовы уклоняться от транспортных средств, которые только что проехали мимо вас и могут повернуть направо, а также от транспортных средств, движущихся в противоположном направлении, которые могут повернуть налево перед вами.
- Используйте сигналы рукой перед поворотом или перестроением , чтобы предупредить движение транспорта вокруг вас. Всегда держите хотя бы одну руку на руле, чтобы сохранить контроль над велосипедом.
- Чтобы подать сигнал поворота налево, посмотрите назад, через левое плечо, а затем вытяните левую руку.
- Чтобы подать сигнал поворота направо, поднимите левую руку вверх, согнув локоть.
- Чтобы показать, что вы замедляетесь или останавливаетесь, вытяните левую руку вниз.
Использование фонарей и отражателей ночью является законом. CVC §21201 В темное время суток велосипедисты должны избегать ношения темной одежды и должны иметь следующее оборудование:
- Передний фонарь, излучающий белый свет, видимый с расстояния 300 футов.

- Задний красный отражатель или непрерывный или проблесковый красный огонь со встроенным отражателем, видимый с расстояния 500 футов.
- Белый или желтый отражатель на каждой педали или на ботинках или лодыжках велосипедиста, видимый с расстояния 200 футов.
- Белый или желтый светоотражатель на переднем колесе, белый или красный светоотражатель на заднем колесе или светоотражающие шины.
- Используйте зеркала только в качестве вспомогательного средства. Перед поворотом или перестроением всегда оглядывайтесь через плечо, чтобы убедиться, что полоса свободна.
Двигайтесь в том же направлении , что и транспорт, чтобы быть более заметными для водителей, выезжающих на дорогу или перестраивающихся в следующих сценариях:
- Обгон автомобиля или другого велосипеда в том же направлении.
- Подготовка к повороту налево на перекрестке, на частную дорогу или на подъездной дорожке.
- При необходимости избежать опасностей или дорожных условий (например, пешеходов, животных, опасностей на поверхности).

- Когда полоса слишком узкая, чтобы велосипед и автомобиль могли безопасно двигаться рядом друг с другом.
- При приближении к правому повороту.
- Если дорога односторонняя с двумя и более полосами движения. В этом случае велосипедист может ехать как можно ближе к левому бордюру или краю проезжей части.
Совместное использование дороги
Велосипедная дорожка – это полоса движения, предназначенная для велосипедистов. Однако автомобилисты должны выезжать на велосипедную полосу при повороте направо. Эти полосы отмечены сплошной белой линией, которая становится пунктирной линией, заканчивающейся до того, как достигнет угла.
В отличие от простой белой линии, показывающей край дороги, велосипедная дорожка соответствует определенным требованиям по ширине и четко обозначена как велосипедная дорожка с помощью символов и/или знаков.
Велосипедные дорожки иногда окрашивают в ярко-зеленый цвет для улучшения видимости.
Обращайтесь с велосипедной дорожкой, окрашенной в ярко-зеленый цвет, так же, как и с любой другой велосипедной дорожкой.
Подъезжая к перекрестку, посмотрите через левое плечо на предмет движения. Если все ясно, сигнализируйте о своем повороте и переезжайте на левую сторону полосы движения или на левую или центральную полосу поворота. Используйте всю полосу поворота и расположитесь так, чтобы транспортные средства, поворачивающие в том же направлении, не могли вас обогнать. Уступайте дорогу встречному транспорту перед поворотом.
Если вы едете по велосипедной дорожке или по многополосной дороге, смотрите и сигнализируйте каждый раз, когда вы перестраиваетесь. Никогда не поворачивайте налево с правой стороны дороги, даже если вы находитесь на велосипедной дорожке.
Подойдите к перекрестку, держась правой стороны. Остановитесь и перейдите дорогу как пешеход на пешеходном переходе или поверните на 90 градусов налево и продолжайте движение, как если бы вы шли справа.
Если есть сигнал светофора, дождитесь зеленого сигнала светофора или сигнала ХОДИТЕ, прежде чем переходить дорогу. Уступайте дорогу пешеходам на пешеходном переходе.
Пешеходы
По данным Калифорнийского управления безопасности дорожного движения (OTS), количество смертельных случаев среди пешеходов растет. В то время как каждый пешеход подвергается риску, пожилые люди и дети имеют более высокую вероятность получить травмы или погибнуть при передвижении пешком, в инвалидной коляске или с коляской.
DMV стремится предоставлять клиентам информацию об альтернативных видах транспорта и мерах безопасности, которые необходимо соблюдать при использовании этих альтернативных источников.
Права и обязанности пешеходов
Поделиться дорогой. По мере того, как все больше калифорнийцев выбирают пешие и велосипедные прогулки в качестве основных видов транспорта, все большее значение приобретает создание более безопасных условий на дорогах для всех участников дорожного движения.
Мы все несем ответственность за обеспечение безопасности калифорнийских дорог для всех.
Узнайте больше о своих правах и обязанностях пешехода на веб-сайте Калифорнийского дорожного патруля (CHP).
Узнайте больше на веб-сайте CHP. Просмотрите статистику, выполнив поиск «безопасность пешеходов» на веб-сайте Центров по контролю за заболеваниями (CDC).
Посетите CDC.gov
Безопасность пешеходов
В какой-то момент дня каждый человек является пешеходом. Ознакомьтесь с подробным руководством Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA) по безопасности пешеходов.
Посетите сайт NHTSA
Программа PedSafe
Создание более здоровой Калифорнии является основной задачей Департамента общественного здравоохранения штата Калифорния (CDPH). Узнайте больше о том, как CPDH обеспечивает безопасность пешеходов.
Посетите сайт CDPH
Правила дорожного движения – Bike at Illinois
В Bike at Illinois мы хотим, чтобы ваша поездка была безопасной.
Университет продвигает безопасное и ответственное поведение на велосипеде, обеспечивая соблюдение государственных и местных правил дорожного движения для всех, включая велосипедистов. Контроль за соблюдением правил дорожного движения не предназначен для того, чтобы отговорить людей от езды на велосипеде, а для того, чтобы побудить их ездить безопасным и предсказуемым образом для всеобщей безопасности и пользы.
Правило 1. ВСЕГДА ЕЗДИТЕ БЕЗОПАСНО
Это самые важные моменты, которые следует помнить при езде на велосипеде по территории кампуса.
- Велосипеды имеют те же права и обязанности, что и автомобили. Вы можете получить штраф за нарушение государственных, местных или университетских правил дорожного движения на велосипеде.
- Всегда двигайтесь в одном направлении с движением транспорта. Если вы едете в неправильном направлении по улице с односторонним движением, вы можете получить штраф за нарушение правил дорожного движения в своем водительском удостоверении.

- Подчиняйтесь всем сигналам светофора и знакам, как автомобиль. Те же дороги, те же права, те же правила.
- Уступайте дорогу пешеходам на тротуарах и дорожках общего пользования, а также на всех перекрестках. Если пешеходное движение очень интенсивное, идите на велосипеде или переезжайте на ближайшую улицу.
- Расположитесь так, чтобы машины могли вас видеть. Избегайте тротуаров и не петляйте между припаркованными автомобилями.
- Сигнализировать о поворотах и смене полосы движения. Вы также можете сигнализировать о снижении скорости. Руководство по жестам рук.
- Никогда не пытайтесь протиснуться между автобусом или грузовиком справа на перекрестке. Всегда соблюдайте осторожность, обгоняя автобусы и грузовики справа, даже на велосипедной дорожке, так как они часто останавливаются у бордюра и могут вас не заметить.
- Предупредите пешеходов перед тем, как пройти, с помощью звонка или сказав им, в какую сторону вы идете.
Они оценят хедз-ап! - Ночью используйте фонари и светоотражающую одежду. Передние и задние фары или отражатели — закон для велосипедов, а яркая видимая одежда — лучше всего.
- Содержите велосипед в хорошем рабочем состоянии в целях безопасности и соблюдения закона.
- Парковка разрешена только на специально отведенных местах для парковки велосипедов. Если вы припарковались за пределами парковки для велосипедов, ваш велосипедный замок может быть срезан, а велосипед изъят властями кампуса. Если вы заблокировали свой велосипед на лестничной клетке или на пандусе, ваш велосипед будет немедленно удален.
Правило 2: Соблюдайте закон
Транспортный кодекс штата Иллинойс гласит, что велосипедистам «должны быть предоставлены все права и на них распространяются все правила и законы, применимые к водителю транспортного средства». Велосипедисты, нарушающие законы об автомобилях, могут получить штраф за нарушение правил дорожного движения штата в соответствии с Транспортным кодексом штата Иллинойс.


N 1090 «О Правилах дорожного движения», а также средствами аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов.