Электронный тахометр для автомобиля
Водителю иногда интересно знать, какое число оборотов развивает двигатель автомашины. Определить это можно с помощью несложного электронного тахометра (рис. 1), измерительного прибора, шкала которого градуирована в числах оборотов двигателя. Его удобно расположить поблизости от рулевого управления.
Рис. 1
Основой тахометра является управляемый мультивибратор на транзисторах Т1, Т2. Он дает узкие прямоугольные импульсы, длительностью около 0,5 мксек, с постоянной амплитудой. Постоянство амплитуды выходных импульсов достигается стабилизацией питающего мультивибратор напряжения с помощью стабилитрона Д1.
Транзистор ТЗ, включенный по схеме эмиттерного повторителя, служит для согласования выходного сопротивления мультивибратора с внутренним сопротивлением измерительной головки ИП. Индикатор дает показания при поступлении на базу транзистора ТЗ импульсов от мультивибратора. Так как их амплитуда и длительность постоянны, то показания прибора прямо пропорциональны частоте следования этих импульсов.
Управляющие мультивибратором импульсы подаются на конденсатор С3 и базу транзистора Т2. Их получают с емкостного датчика, выполненного в виде нескольких витков (5-10) провода ПЭЛШО 0,31 навитых на общий провод, подводящий питание к распределителю (рис. 2). Чтобы датчик не смещался по проводу, его начало и конец укрепляют липкой хлорвиниловой изоляционной лентой.
Рис. 2
Калибровку прибора производят по схеме (рис. 3) при помощи генератора прямоугольных импульсов. Напряжение на выходе генератора устанавливают около двух вольт. При работе тахометра он получает по 4, 6 или 8 импульсов (от системы зажигания) за один оборот вала двигателя, в зависимости от числа его цилиндров. Таким образом, число оборотов будет равно числу получаемых импульсов, деленному на число цилиндров. Например, если частота импульсов от 4-х цилиндрового мотора составляет 10 000 в минуту, то число его оборотов составляет 10 000 : 4=2 500 об/мин.
Рис.
3
Показания прибора могут быть неустойчивы или неверны, если с датчика оборотов подаются импульсы с чрезмерно большой амплитудой. В этом случае необходимо уменьшить число витков датчика.
Если нет возможности воспользоваться измерительным сигнал-генератором, то с достаточной для практики точностью, можно прокалибровать тахометр с помощью обычного омметра. В этом случае нужно подобрать суммарное сопротивление резисторов R7 и R8 согласно таблице.
Максимальное число оборотов | 4-х цилиндровый | 6-ти цилиндровый |
об/мин | R7+R8, Ом | R7+R8, Ом |
5 000 | 180 | 500 |
Конструкция прибора может быть любой.
Проще всего монтажную плату, несущую на себе основные элементы, прикрепить к стрелочному прибору сзади, к его выводным зажимам.
Литература:
1. «Practical Wireless», 1972, февраль.
Примечание редакции. В тахометре можно применить любые низкочастотные, маломощные транзисторы, например, МП40 и стабилитрон Д808 или Д809.
Список радиоэлементов
| Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
|---|---|---|---|---|---|---|
| T1-T3 | Транзистор | ОС45 | 3 | МП40 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
| ZD1 | Стабилитрон | Д1 | 1 | Д808, Д809 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
| С1 | Электролитичесий конденсатор | 200 мкФ 15В | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
| С2 | Конденсатор | 0. 04 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
| C3 | Конденсатор | 1000 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
| С4 | Конденсатор | 0.01 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
| C5 | Конденсатор | 0.05 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
| R1, R6 | Резистор | 4.7 кОм | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
| R2 | Резистор | 1.8 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
| R3 | Резистор | 15 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
| R4 | Резистор | 39 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
| R5 | Резистор | 10 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
| R7 | Переменный резистор | 1 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
| R8 | Резистор | * | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
| R9 | Резистор | 820 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | ||
| mA | Амперметр | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
| 12В | Источник питания | 12В | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
| Датчик | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |||
| Добавить все | ||||||
Скачать список элементов (PDF)
Теги:
- Тахометр
- Sprint-Layout
Автомобильный тахометр – как сделать своими руками
Автомобильный тахометр — это измерительный прибор, который предназначен для измерения количества оборотов коленчатого вала двигателя в минуту (об/мин).
Раньше в автомобили устанавливались механические тахометры. В современных автомобилях устанавливаются электрические или электронные тахометры.
Во время работы двигателя автомобиля тахометр позволяет контролировать стабильность его оборотов на холостом ходу и при движении автомобиля. По стабильности оборотов на холостом ходу можно судить о состоянии системы подачи топлива, системы зажигания и самого двигателя.
При установке оборотов холостого хода и регулировки угла опережения зажигания двигателя с помощью стробоскопа без тахометра не обойтись. Необходимо одновременно производить регулировку и наблюдать за оборотами двигателя. После каждого подкручивания винта регулировки смотреть показания тахометра, установленного в салоне автомобиля неудобно. Может выручить установленное в салоне зеркало, но это тоже не лучшее решение. Гораздо удобнее иметь тахометр, вмонтированный в стробоскоп.
При изготовлении стробоскопа своими руками я вмонтировал, тахометр в его корпус. При проверке и настройке УОЗ двигателя такое техническое решение показало удобство в работе.
Опубликованные в Интернете аналоговые схемы тахометров отличаются большей погрешностью показаний, выполненные на цифровых микросхемах не каждому автолюбителю под силу повторить.
Предлагаемое Вашему вниманию схемное решение тахометра отличается простотой и высокой точностью показаний в независимости от изменения температуры окружающей среды и питающего напряжения. Имеет растянутую шкалу, что позволяет при применении малогабаритного стрелочного индикатора измерять частоту оборотов двигателя с высокой точностью.
Электрическая принципиальная схема
Представленная схема тахометра отличается простотой и доступностью деталей для повторения благодаря применению интегрального таймера — микросхемы КР1006ВИ1 (аналог NE555).
Схема состоит следующих функциональных узлов. Формирователя импульсов, выполненного на VT1-VT2, широтно-импульсного модулятора на микросхеме DA1 типа КР1006ВИ1 и резисторного моста на резисторах R8-R13. Для снятия показаний применен электродинамический стрелочный микроамперметр.
К недостаткам схемы тахометра можно отнести необходимость балансировки моста для каждого типа миллиамперметра при повторении схемы. Но это не сложная операция.
Питающее напряжение на схему тахометра подается непосредственно с клемм автомобильного аккумулятора.
Принцип работы
При поступлении импульсов от прерывателя или катушки индуктивности, используемой в стробоскопе, конденсатор С1 через диод VD1 и резистор R1-R2 перезаряжается, создавая на базе транзистора VT1 импульсы, открывая его. В результате на коллекторе транзистора, включенного в ключевом режиме, образуются короткие положительные импульсы, длительность которых определяется емкостью конденсатора С1. VT2 служит для инвертирования импульсов, перед подачей на вход DA1. Форма импульсов приведена на электрической схеме тахометра с правой стороны, верхняя осциллограмма. На фото ниже структурная схема КР1006ВИ1.
Интегральный таймер КР1006ВИ1 включен по типовой схеме формирователя импульсов. По положительному фронту импульсов, поступающих на вход 2, микросхема формирует на выходе 3 положительные импульсы с шириной, линейно изменяющейся в зависимости от частоты поступающих на вход.
Частота выше, импульсы шире. Исходная ширина импульсов зависит от постоянной времени R6, R7 и C3.
Выходящие с вывода 3 микросхемы DA1 импульсы поступают на левое плечо моста тахометра, которое образуют резисторы R8-R9 и R11. На правое плече моста тахометра, которое образуют резисторы R10 и R12, R13 поступает постоянное опорное напряжение +9В с интегрального стабилизатора напряжения К142ЕН8А. Конденсатор С4 исключает дергание стрелки тахометра при измерении низких оборотов двигателя. Стабилизатор также обеспечивает питание всех активных элементов тахометра. В диагональ моста включен микроамперметр.
Благодаря такому схемному решению удалось исключить нелинейные элементы, получить линейное показание миллиамперметра при изменении частоты и обеспечить высокую точность измерений частоты вращения двигателя за счет растянутой шкалы. Так как в тахометре, по соображениям габаритных размеров, применен малогабаритный миллиамперметр от индикатора уровня записи магнитофона, у которого длина шкалы мала, то только благодаря растянутой шкале удалось получить высокую точность показаний.
Микросхемы стабилизаторов серии К142ЕН обеспечивают стабильное выходное напряжение в широком диапазоне температуры, чем и обусловлено применение микросхемы К142ЕН8А в тахометре. Конденсаторы С2, С5 и С6 установлены для сглаживания пульсаций питающего напряжения.
Конструкция и детали
Так как схема простая, то печатную плату я не разрабатывал. Монтаж всех деталей, кроме миллиамперметра, выполнил на универсальной макетной плате размером 30 мм×50 мм. На фотографии видно как размещены элементы схемы.
Для подвода питающего напряжения и входного сигнала применен трехконтактный разъем. Шкала миллиамперметра напечатана на принтере и приклеена сверху на его штатную шкалу.
Плата с деталями закреплена в крышке корпуса стробоскопа на винтах. Миллиамперметр установлен в вырезанном в крышке корпуса прямоугольном окне и закреплен с помощью силикона.
Такая конструкция размещения тахометра обеспечивает удобство доступа к плате стробоскопа, достаточно снять крышку, отсоединить разъем.
Настройка тахометра
Если не допущены ошибки при монтаже деталей и исправны элементы схемы, то тахометр сразу начнет работать. Необходимо будет только подогнать номиналы резисторов моста. Для этого нужно с импульсного генератора подать на вход тахометра прямоугольные импульсы частотой, взятой из нижеприведенной таблицы и откалибровать шкалу.
| Таблица перевода оборотов вращения двигателя в частоту | |||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Обороты двигателя, оборотов в минуту | 700 | 800 | 900 | 1000 | 1100 | 1200 | 1500 | 2000 | 2500 | 3000 | 3500 | 4000 | 4500 | 5000 | 6000 |
| Частота генератора, Гц | 12 | 13 | 15 | 17 | 18 | 20 | 25 | 33 | 42 | 50 | 58 | 67 | 75 | 83 | 100 |
| Частота генератора, 2×Гц | 24 | 26 | 30 | 34 | 36 | 40 | 50 | 66 | 84 | 100 | 116 | 134 | 150 | 166 | 200 |
Так как в автомобилях обычно за один оборот вала двигателя датчик выдает два импульса, то при калибровке тахометра нужно устанавливать частоту на генераторе в два раза больше.
Для того, чтобы не испытывать трудностей при калибровке шкал тахометра нужно знать принцип работы мостовой схемы. Перед Вами принципиальная схема моста постоянного тока. При равенстве соотношений величин резисторов R1/R2 и R3/R4 напряжения в точках диагонали моста A и B равны, и ток через mA не протекает, стрелка стоит на нуле.
Если, например, уменьшить величину резистора R1, то напряжение в точке А увеличится, а в точке В останется прежним. Через миллиамперметр, находящийся в диагонали моста потечет ток и стрелка отклонится. То есть при постоянном напряжении в точке В и изменении напряжения в точке А стрелка прибора будет двигаться относительно шкалы.
В схеме тахометра функцию резистора R1 выполняет резистор R9, и так далее. При увеличении оборотов двигателя, частота и ширина импульсов с выхода микросхемы увеличивается и таким образом увеличивается напряжение в левой точке подключения миллиамперметра, протекающий ток увеличивается и стрелка отклоняется.
Резисторы в плечах моста подобраны в таком соотношении, чтобы мост был изначально разбалансирован, и равенство напряжений в точках подключения миллиамперметра наступало при 700 оборотов двигателя.
Номиналы резисторов на схеме указаны при сопротивлении рамки миллиамперметра 1,2 кОм. Если использовать прибор, имеющий другое сопротивление рамки, то придется подбирать номинал резисторов R8, R9 и R12, R13, временно заменив их переменными. После калибровки прибора, измеряется сопротивление переменных резисторов, и они заменяется постоянными.
Переключатель S1 можно не устанавливать и настроить прибор для измерения в требуемом диапазоне по одной шкале. В таком случае точность измерений снизится в два раза. При растянутой шкале прибора такой точности тоже будет достаточно.
Тахометр, выполненный по предложенной схеме, является законченным прибором и его можно применять для измерения частоты вращения любых валов, например, двигателя моторной лодки, электродвигателей. В качестве датчиков могут использоваться датчики холла, фото и электромагнитные датчики.
Достаточно доработать схему входного формирователя импульсов.
Тахометр | My Summer Car Wiki
- Эта статья о гоночном тахометре. Информацию о датчике оборотов на приборной панели см. в разделе Датчик оборотов.
Дата выпуска
19 декабря 2016 г.
Болты
1×5 мм
Поврежденный?
№
Можно купить?
Да
Цена
829 мк
Источник
Каталог запчастей
Наличие на складе
1
тахометр это автозапчасть которую можно купить по каталогу запчастей на дом за 829 тк. Он крепится к рулевой колонке или приборной панели с помощью болта 1×5 мм. Предел светового индикатора переключения можно отрегулировать, прокручивая колесико мыши вверх и вниз на ручке.| Автозапчасти | |
|---|---|
| Стандартные детали | Воздушный фильтр • Генератор • Ремень генератора • Аккумулятор • Блок • Тормозные накладки • Главный тормозной цилиндр • Распределительный вал • Шестерня распредвала • Карбюратор • Накладка сцепления • Диск сцепления • Накладка сцепления • Главный цилиндр сцепления • Нажимной диск сцепления • Коленчатый вал • Шкив коленчатого вала • Цилиндр Головка • Распределитель • Привод • Электрика • Поддон двигателя • Маховик • Топливный насос • Топливный фильтр • Коробка передач • Прокладка ГБЦ • Коллекторы • Ревизионная крышка • Коренные подшипники • Масляный фильтр • Масляный поддон • Поршни • Радиатор • Шланги радиатора • Крышка коромысел • Вал коромысел • Свечи зажигания • Стартер • Цепь ГРМ • Крышка ГРМ • Водяной насос • Шкив водяного насоса Цилиндрические пружины • Дисковые тормоза • Барабанные тормоза • Глушитель ОГ • Труба выхлопная • Топливный бак • Трубка топливного бака • Рычажный механизм • Полуоси • Колпаки • Длинные винтовые пружины • Амортизаторы • Шпиндели • Рулевая колонка • Рулевая рейка • Рулевые тяги • Стойки • Подрамник • Продольные рычаги • Колеса • Поперечные рычаги Крышка багажника • Бамперы • Двери • Крылья • Решетка радиатора • Фары • Капот • Брызговики • Задние фонари Задняя панель • Индикатор часов • Приборная панель • Приборная панель • Передние сиденья • Рычаг переключения передач • Ручной тормоз • Радио • Заднее сиденье • Штатный руль |
| Детали GT | Решетка радиатора GT • Крышка порога GT • Рулевое колесо GT • Центральная консоль GT • Колеса GT • Индикатор оборотов (Другие детали GT доступны в каталоге запчастей, см. запчасти AMP GT) |
| Каталог заказов | Комплект N2O (бутылка N2O • Держатель бутыли N2O • Кнопочная панель N2O • Форсунки N2O) • Гоночные карбюраторы • Гоночный выхлоп • Гоночный маховик • Гоночный глушитель • Гоночный радиатор • Раллийные винтовые пружины • Раллийные амортизаторы • Раллийные стойки • Стальные коллекторы • Двойные карбюраторы Антенны • Обвес (спойлер расширителя крыла • расширитель крыла • боковая юбка) • двойной наконечник выхлопной трубы • капот из стекловолокна • передний спойлер • габаритные огни • задний спойлер • заднее антикрыло • решетка радиатора Усилитель • Ковшеобразные сиденья • CD-проигрыватель • Чехлы на приборную панель • Дополнительные датчики • Указатель смеси топлива • Гоночная подвеска • Раллийный руль • Чехлы на сиденья • Спортивный руль • Сабвуферы • Тахометр • Колесные колпаки • Окна в черную пленку |
| Разные детали | Держатель огнетушителя • Меховые кубики • Лампочки • Блокиратор радаров • Номерные знаки • Каркас безопасности • Панель сабвуфера • Значок «Турбо» • Рождественские огни |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Тахометр все еще актуален для современных автомобилей? Различные типы тахометров | Установка собственного тахометра
Ваш путеводитель по идеальному переключению передач.
Читайте в этой статье:
- Зачем нужен тахометр?
- Как на самом деле работает тахометр?
- Различные типы конструкции тахометра
- Могу ли я установить тахометр самостоятельно?
- Инструменты
- Часто задаваемые вопросы
Зачем нужен тахометр?
Почти все современные автомобили оснащены тахометром, так что это должно быть важно, верно? Некоторые считают, что это не всегда так. Если вы водите машину и заботитесь только о том, чтобы добраться из точки А в точку Б, то это устройство мало повлияет на вашу жизнь, за исключением, возможно, определения того, на какой передаче вы находитесь — если вам интересно. Однако, если вы предпочитаете практический подход и любите острые ощущения от вождения на более высокой скорости, тахометр гораздо важнее.
Тахометр контролирует обороты коленчатого вала двигателя; вместо того, чтобы говорить вам, как быстро вы едете, он позволяет узнать, сколько оборотов в минуту происходит внутри самого двигателя. В прошлые дни мы использовали тахометр, чтобы сказать нам, когда нужно переключать передачи, предполагая, что вы ехали с ручным переключением передач. Однако некоторые старые автомобили могли не быть оснащены им, в результате чего владельцы сами устанавливали тахометр. К счастью, большинство новых автомобилей оснащены им, хотя полезность упомянутого тахометра все еще сомнительна, если вы ездите на автомате.
unsplash.com
unsplash.com
Как на самом деле работает тахометр?
Принцип работы тахометра довольно прост. Как только ваш двигатель активирован, топливо воспламеняется, что заставляет поршни вращать коленчатый вал двигателя. Обычно здесь устанавливается устройство.
Принцип работы тахометра заключается в том, что он отслеживает эти движения и генерирует электрический импульс, который затем передается на дисплей. В зависимости от различных типов тахометров это отображается как аналоговое движение стрелки или цифровое представление. Точная функция каждого из них зависит от их конструкции, но конечный результат один и тот же — он показывает, сколько раз коленчатый вал поворачивается, с более высокими оборотами в минуту (RPM), что означает, что ваш двигатель работает тяжелее и развивает большую скорость. Термин «красная линия» относится к моменту, когда стрелка тахометра достигает максимального числа оборотов (буквально обозначенного красным цветом на тахометре), хотя толкание двигателя в эту точку в течение продолжительных периодов времени вызывает трение и нагрев и может привести к повреждению. . В этом отношении наличие тахометра может быть полезным. То есть, если звук натужного двигателя не является уже мертвой выдачей.
Различные типы конструкции тахометра
Автомобильные тахометры обычно бывают одного из трех стилей.
- Механический тахометр. Первые версии этих устройств были довольно простыми. Приводной трос проходит от распределительного или коленчатого вала к механизму тахометра. Салазки рядом с валом принимают крутящий момент от двигателя и передают его на тахометр. Это заставляет магнитный механизм соответствующим образом перемещать стрелку. Однако, поскольку кабель скручивается во время передачи усилия, показания могут быть не совсем точными.
- Аналоговый тахометр — Чуть более продвинутая версия, аналоговая версия работает по тому же принципу, что и механическая. Но вместо кабеля он полагается на электронный передатчик, прикрепленный к коленчатому валу. Это передает информацию на магнитную катушку внутри тахометра, которая перемещает стрелку, чтобы показать количество оборотов в минуту. Как и механический вариант, он имеет погрешность около 500 об/мин.
- Цифровой тахометр. Самая последняя модель устройства. Цифровой тахометр не использует магнитную катушку, как его предшественники.
Вместо этого он использует микропроцессор для приема сигналов от датчика коленчатого вала. Затем они переводятся в окончательное значение, которое отображается на тахометре. Погрешность здесь обычно не превышает 100 об/мин.
Pexels.com
unsplash.com
Могу ли я установить тахометр самостоятельно?
Если у вас старый автомобиль, в котором по какой-то причине нет тахометра, вы можете установить его самостоятельно. Подключение тахометра не настолько сложно, чтобы вам пришлось нанимать механика. Работа «сделай сам» работает так же хорошо, если у вас есть пошаговое руководство. Если вы добавляете дополнительный тахометр или устанавливаете его в автомобиль, в котором он не входит в стандартную комплектацию, вам, возможно, придется установить его на приборной панели. Вам также понадобится несколько инструментов и деталей, чтобы выполнить работу должным образом.
Инструменты
- Настоящий тахометр — это относительно дешево, доступно всего за 33 доллара.
- Кусачки и инструменты для зачистки проводов
- Дрель и отвертка
- Трещотка и головки
- Автомобильный диагностический инструмент, о котором мы подробно расскажем, здесь
Pexels.com
Часто задаваемые вопросы
Вам нужен тахометр?
Несмотря на то, что счетчик полезен, он не является необходимым для работы автомобиля. Особенно это касается автомобилей с автоматической коробкой передач. Тем не менее, это помогает определить наилучшие интервалы переключения передач на автомобиле с механической коробкой передач и может помочь выявить проблемы, когда ваш автомобиль переключается неэффективно. Взгляните на наше объяснение трансмиссий транспортных средств здесь для ясности.
Почему не работает тахометр?
Обычно это происходит из-за перегоревшего предохранителя или плохой проводки.
В случае с цифровым тахометром проблема может заключаться в самом дисплее. Если диагностическая проверка предохранителей и дисплея тахометра не дает никаких результатов, возможно, вам придется обратиться к автоэлектрику. Однако выход из строя механического тахометра может свидетельствовать только об одном – неисправном тросе, который необходимо заменить.
Куда подключается тахометр?
От датчика тахометр подключается либо к системе зажигания, либо к электронному устройству, которое контролирует все функции двигателя. Естественно, в него также входит провод для питания и один для заземления.
Как проверить тахометр с помощью мультиметра?
Если вам нужно проверить, правильно ли работает ваш тахометр, вы можете использовать мультиметр. Просто установите его на переменное напряжение и подключите отрицательный зажим к шасси, чтобы заземлить его, в то время как положительный провод соединится с проводом тахометра. Запустите автомобиль и дайте ему поработать на холостом ходу, пока на счетчике отображается напряжение.

04 мкФ
запчасти AMP GT)
Вместо этого он использует микропроцессор для приема сигналов от датчика коленчатого вала. Затем они переводятся в окончательное значение, которое отображается на тахометре. Погрешность здесь обычно не превышает 100 об/мин.