Система электронного контроля устойчивости ESP на УАЗ Патриот
Электронная система контроля устойчивости ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап предназначена для повышения безопасности и удобства вождения автомобиля. Система ESP сравнивает фактическую траекторию движения автомобиля в сравнении с задаваемой водителем.
Система электронного контроля устойчивости ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап, функции TCS, НВА, ННС и OffRoad, назначение, включение и порядок работы.
При обнаружении несоответствия траектории движения автомобиля задаваемой водителем и фактической, происходит автоматическое вмешательство в работу тормозной системы автомобиля и работу системы двигателя. С целью поддержания заданной водителем траектории движения, для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля.
Работа системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап в различных режимах движения.
При включении зажигания в комбинации приборов сигнализаторы отключения, функционирования и неисправности ESP, включаются примерно на 3 секунды.
После чего система ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап активируется. В случае, если система вступает в работу, в комбинации приборов сигнализатор функционирования и неисправности ESP, начинает мигать.
Работа системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап может сопровождаться легкой пульсацией и автоматической работой тормозных механизмов. Это не является отклонением от нормы. Для улучшения тягово-сцепных свойств автомобиля на грязной или скользкой дороге, частота вращения коленчатого вала при нажатии на педаль акселератора (даже до упора) может не увеличиваться. Это необходимо для поддержания автомобиля, чтобы сохранить сцепление колес с дорожным покрытием. И не является признаком неисправности.
Не рекомендуется устанавливать на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап шины, размер которых отличается от установленных на заводе изготовителе. При замене шин на отличные от установленных, для обеспечения корректной работы системы ESP и спидометра необходимо прописать размер новой шины в памяти электронного блока управления ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.
Для этого необходимо обратиться на СТО.
Чтобы отключить систему ESP, нажмите выключатель отключения системы ESP при работающем двигателе. Продолжительность нажатия около 2-3 секунд. При этом в комбинации приборов загорится сигнализатор отключения системы ESP. Система динамической стабилизации и функция регулирования тягового усилия отключится.
При этом на ЖК-дисплее комбинации приборов выводится текстовое сообщение «Электронная блокировка дифференциала отключена». Вывод текстового сообщения сопровождается звуковым сигналом. Чтобы включить систему ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап, нажмите выключатель отключения системы ESP повторно. В комбинации приборов сигнализатор отключения системы ESP погаснет. Автоматическое включение системы произойдет при превышении скорости 75 км/ч и при выключении зажигания.
В случае неисправности системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап, в комбинации приборов сигнализатор функционирования и неисправности ESP горит постоянно. При этом необходимо обратиться на СТО для устранения неисправности.
Функция регулирования тягового усилия ведущих колес TCS на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.
Функция TCS управляет крутящим моментом двигателя и тормозной системой тормозным моментом (электронная блокировка межколесных дифференциалов). Обеспечивает движение УАЗ Патриот и УАЗ Пикап без проскальзывания ведущих колес.
В случае если одно из ведущих колес движется по дороге со скользким покрытием с пробуксовкой, TCS начинает регулировать момент двигателя или подтормаживать это колесо. С целью исключения буксования и сохранения устойчивости и управляемости автомобиля.
При срабатывании функции TCS в комбинации приборов сигнализатор функционирования и неисправности ESP мигает. С целью улучшения тяговых свойств УАЗ Патриот и УАЗ Пикап при работе TCS, система ESP может ограничивать крутящий момент двигателя при нажатии на педаль акселератора.
Функция гидравлического помощника торможения НВА на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.
Функция НВА срабатывает при аварийном торможении.
Когда водитель нажимает на педаль тормоза быстро, но при этом недостаточно сильно. НВА мгновенно увеличивает давление в тормозной системе. Не дожидаясь от водителя полного нажатия на педаль. Это позволяет автомобилю раньше начать торможение с максимально возможной интенсивностью.
Функция помощи при трогании на подъеме ННС на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.
Функция ННС предотвращает откат автомобиля на уклоне. Удерживая давления в тормозных механизмах после отжатия педали тормоза в течение 2 секунд. Давление в тормозных механизмах падает при нажатии на педаль акселератора или по истечению 2 секунд. Функция ННС работает во всех режимах движения вверх по наклонной поверхности. За исключением движения при заблокированном заднем дифференциале и неисправностях в системе ESP.
Функция OffRoad на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.
При включении зажигания в комбинации приборов сигнализатор внедорожного режима включается примерно на 3 секунды. После чего гаснет.
Функция OffRoad:
— Повышает эффективность торможения на рыхлых поверхностях.
Гравий, песок, глубокий снег, грязь.
— Оптимизирует тяговый момент на колесах в случае начала движения и ускорения на рыхлых поверхностях. Гравий, песок, глубокий снег, грязь.
Работа АБС переходит в режим работы «АБС OffRoad». В режиме OffRoad допускается кратковременная блокировка колес с целью «нагревания» перед колесами, на рыхлых поверхностях, гравия, песка, снега, грязи и т.п. Это дополнительно способствует остановке автомобиля. Включение функции осуществляется при работающем двигателе нажатием на выключатель внедорожного режима. Продолжительность нажатия около 3 секунд.
При этом в комбинации приборов загорается сигнализатор внедорожного режима. На ЖК-дисплее комбинации приборов выводится текстовое сообщение «Внедорожный режим» продолжительностью 2-3 секунды. Вывод текстового сообщения сопровождается звуковым сигналом.
Отключение функции OffRoad осуществляется повторным нажатием на выключатель отключения внедорожного режима. Продолжительность нажатия около 1 секунды.
Или автоматически при превышении скорости 60 км/ч. Функция OffRoad доступна во всех режимах движения. За исключением режима при заблокированном заднем дифференциале.
Особенности работы системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.
При движении с работающей системой ESP (TCS) (например, на затяжном подъеме со скользким покрытием или при буксовании в грязи, снегу, песке и т.п.) возможен перегрев тормозов. Это в свою очередь может повлиять на эффективность тормозной системы. В этом случае при торможении потребуется прилагать большее усилие на педаль тормоза, до того момента пока не остынут тормоза. Время остывания тормозов зависит от внешних условий (температура окружающего воздуха, скорость движения автомобиля и т.п).
Доступность системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап в различных режимах движения.
* — при включении функции OffRoad на ЖК-дисплее комбинации приборов выводятся текстовые сообщения «Внедорожный режим» и «Электронная блокировка межколесных дифференциалов доступна».
** — при включении режима 4L на ЖК-дисплее комбинации приборов выводится текстовое сообщение «Электронная блокировка межколесных дифференциалов доступна».
*** — при включении блокировки дифференциала заднего моста на ЖК-дисплее комбинации приборов выводится текстовые сообщения. «Электронная блокировка межколесных дифференциалов отключена». «Система помощи при трогании на подъеме отключена». «Антиблокировочная система отключена».
Продолжительность вывода каждого текстового сообщения около 3 секунд.
Доступность функций системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап в различных режимах движения при выключении ESP.
* — при выключении ESP на ЖК дисплее комбинации приборов выводится текстовое сообщение «Электронная блокировка межколесных дифференциалов отключена».
В режиме движения 4L+блокировка дифференциала заднего моста, происходит автоматическое полное отключение системы ESP.
Повторное включение системы, с доступностью функции ESP в соответствии с режимом 4L, возможно при превышении скорости 30 км/ч. Или при выключении зажигания и при повторном нажатии на выключатель «Блокировки заднего межколесного дифференциала».
Если автомобиль застрял в снегу, грязи, в песке и т.д., попытайтесь освободить автомобиль «враскачку» движением вперед-назад. Для исключения снижения крутящего момента двигателя, для раскачки автомобиля при застревании в снегу или грязи отключите систему ESP.
Система курсовой устойчивости — что это такое? Установка и работа системы курсовой устойчивости
В современных автомобилях имеется множество различных систем, которые предназначены для улучшения безопасности на дороге. Одна из них – это ESP, или система курсовой устойчивости. Что это такое, знает далеко не каждый водитель. Давайте разберемся, что скрывается под этими буквами и какие преимущества этот комплекс дает водителю автомобиля. Читаем!
Характеристика
Система разрабатывалась на основе АБС.
С одной стороны, это комплекс, который соединен с АБС, но основная часть системы все-таки уникальна. В данном случае речь идет о сенсоре, отвечающим за угол поворота рулевого колеса.
Кроме того, работа системы курсовой устойчивости становится практически невозможной, если нет информации о реальном положении и поворотах авто. Так, когда есть разные данные и показания нескольких сенсоров, которые следят за рулем и кузовом, EPS начинает автоматически тормозить, чтобы предотвратить возможный занос. Процесс торможения может запустится как на всех колесах, так и на одном или двух.
Как действует?
Электронная система курсовой устойчивости ESP необходима для устранения аварийных ситуаций, когда человек за рулем практически теряет управление. Чаще всего датчики и электроника предугадывают, когда водитель рискует попасть в трудную ситуацию, и стабилизируют положение автомобиля за счет подтормаживания отдельных колес. Например, в момент вхождения в поворот на высокой скорости диски начнут смещаться со своей обычной траектории.
В данный момент сработает ESP (система стабилизации курсовой устойчивости). Она активирует колодки и, слегка притормаживая, поможет машине вновь встать на безопасный курс. При этом человек за рулем сможет не терять контроль за машиной. Главное, что ESP (если ее не отключать намеренно) работает в любой момент времени и независимо от скоростей или оборотов коленчатого вала в критическую секунду.
Некоторые считают, то ESP – это самое эффективное, что есть на сегодняшний день. Основное ее преимущество – в компенсации недостатков навыков вождения человека и в нейтрализации заносов. Но не стоит считать, что ESP (система стабилизации курсовой устойчивости) – это панацея от всех бед. Небольшие радиусы поворотов или же слишком высокая скорость автомобиля не могут сломать систему, но электроника может банально не успеть выполнить расчеты и оценить ситуацию. Итак, это популярное и самое известное решение для безопасности вождения. Автомобильные производители могут называть эту систему по-разному, но суть всегда одна.
Основная функция – сладить за показателями поперечной динамики и помогать водителю. Однако это далеко не все возможности. Постоянно ведется контроль за сцеплением с дорогой и за тем, чтобы машина не сходила с траектории. Сегодня система курсовой устойчивости VSC, EPS или DSC способна функционировать в любых условиях. Но разработчики вынуждены постоянно вносить изменения в алгоритмы.
Из истории ESP
Самый первый комплекс-помощник, который был призван следить за траекторией машины, — «Устройство управления», разработанное и запатентованное в «Даимлер-Бенц». Но по причине возможностей того времени, реализовать систему автоматичной корректировки курса авто так и не вышло.
Только в 94 году родилась первая действительно рабочая и эффективная система курсовой устойчивости. Что это такое, мы уже выяснили. По прошествии года после того, как был показан этот комплекс, его начали устанавливать на «Мерседес CL-600». А еще через два года ESP станет уже практически неотъемлемой частью электронного оснащения всех моделей «Мерседес», причем вне зависимости от комплектации.
«ESP — в народ»
Сейчас все гораздо проще – такая система есть практически в любом автомобиле, даже в средней комплектации. А если все-таки системы стабилизации курсовой устойчивости в комплектации не оказалось, то многие автопроизводители предлагают ее в качестве опции. Правда, за это приходится немало доплачивать.
Установка системы курсовой устойчивости позволит уверенней чувствовать себя на дороге в любых условиях. Но если взглянуть на предложения серьезных и популярных автобрендов («Форд», «Фольксваген» и другие европейские марки), то даже в базовом оснащении имеется данный комплекс безопасности.
Как работает ESP
Современные СКУ связаны с ABS. Да и практически невозможно представить, как работает система курсовой устойчивости VSC без соединения с защитой от пробуксовки и без связи с ЭБУ. В этом комплексе задействованы одновременно многие ответственные узлы.
Устройство комплекса СКУ
Если представить устройство СКУ в виде структуры – это масса датчиков и контроллеров, позволяющих получать информацию о движении машины из ЭБУ, а затем по необходимости управлять двигателем и тормозами, чтобы вернуть автомобилю управляемость и устойчивость.
Для тех, кто не знает, как работает система курсовой устойчивости, наиболее важными являются всего два элемента. Это датчик угловой скорости и G-сенсор (или же акселерометр). Последний отвечает за замеры поперечного ускорения. Вышеперечисленные элементы связаны как между собой, так и с контролирующей электроникой. Когда машина скользит в бок, система определяет, опасно ли это. После анализа цифр данные попадают на блок ESP. Затем СКУ реагирует на параметры и либо активирует исполнительные устройства, либо ничего не делает. Очень хорошо знает, насколько сильно поворачивается рулевое колесо, на какой скорости едет машина, опасен ли занос и нужно ли запускать систему аварийного управления. Информация с датчиков поступает мгновенно.
Важная особенность
Нужно рассмотреть еще одну особенность, которую имеет система курсовой устойчивости. Что это такое? За счет того, что система связана с главными датчиками в ходовой части машины, ESP способна сравнивать цифры с реальным поведением автомобиля.
То есть компьютер определяет, отличается ли поведение авто от расчетных цифр. Если параметры серьезно разнятся, то контролирующий блок выполнит корректировку цифры и вернет фактические данные в нормальные пределы. Это помогает избежать опасных ситуаций.
Механизм работы ESP
Работа основана на управлении двигателем, рулевой и тормозной системой. Чтобы вернуть автомобиль на расчетный курс, система запустит процесс торможения на всех или отдельных колесах. СКУ умеет определять, на сколько нужно снизить обороты колес. При этом процесс торможения выполняется за счет нескольких систем. ABS меняет давление в тормозной системе, подача горючего в камеры сгорания снижается, следовательно, обороты на колесах тоже уменьшаются.
Когда ESP можно отключить
Иногда, когда нужно управлять машиной виртуозно, на сложных участках, система, которая в 95 % случаев помогает избежать страшных аварий, может сыграть с водителем-профессионалом злую шутку.
Однако производители предусмотрели и этот момент. Сейчас даже при базовых ESP эту систему можно отключить в зависимости от ситуации. В некоторых автомобилях, оснащенных электронными помощниками, ESP может работать в различных режимах — полной и частичной безопасности.
В последнем случае допускаются небольшие заносы и скольжения. То есть при установке среднего уровня водителю уже ничто не будет мешать. Но в случае реальной опасности полностью активируется система курсовой устойчивости. Что это такое? Это электронный помощник, который помогает избежать аварийных ситуаций.
Заключение
В целом СКУ – это уникальная система, которая спасла уже миллионы жизней. Однако обмануть физику не смог еще никто, и возможности электроники далеко не безграничны. А узнать, есть ли система курсовой устойчивости в автомобиле, можно в инструкции. Не стоит ее отключать при отсутствии большого опыта вождения. Особенно если это касается езды по заснеженной дороге.
Электронный контроль устойчивости
- Алкогольные блокировки
- Антиблокировочные тормозные системы в автомобилях (ABS)
- Черные ящики/ бортовые регистраторы данных
- Напоминания о ремнях безопасности
Что такое электронный контроль устойчивости (ESC)?
Электронный контроль устойчивости (ESC) — это система активной безопасности, которая может быть установлена на легковые и грузовые автобусы. Это расширение технологии антиблокировочной тормозной системы, которая имеет датчики скорости и независимое торможение для каждого колеса. Он направлен на стабилизацию автомобиля и предотвращение заноса при любых условиях вождения и ситуациях в пределах физических ограничений. Это достигается за счет определения критической дорожной ситуации и применения определенного тормозного усилия на одном или нескольких колесах по мере необходимости. При необходимости крутящий момент двигателя также регулируется автоматически (SUPREME).
ESC решает проблему заноса и аварий из-за потери контроля над транспортными средствами, особенно на мокрой или обледенелой дороге или при опрокидывании.
Насколько эффективно? Оценочные исследования показали, что установка ESC в автомобилях может привести к значительному сокращению аварий, смертей и серьезных травм. Шведское исследование, проведенное в 2003 году, показало, что автомобили, оснащенные системой ESC, на 22% реже попадают в аварии, чем машины без нее. Было на 32% и 38% меньше аварий во влажных и снежных условиях соответственно [48]. Исследование, проведенное в Японии, показало, что электронная система стабилизации снижает количество аварий на 30–35 % [2]. В Германии одно исследование показало аналогичное снижение, а другое показало снижение числа аварий с потерей управления с 21% до 12% [8]. Британские исследования показывают, что оснащение автомобиля системой ESC снижает риск попасть в аварию со смертельным исходом на 25%.
Исследование также показывает особенно высокую эффективность снижения количества серьезных аварий, связанных с другими ситуациями потери управления, такими как занос (33%) и опрокидывание (59%).%) [23]. Исследование, проведенное Страховым институтом безопасности дорожного движения США (2006 г.), показало, что ESC приводит к снижению на 32% риска аварий с участием нескольких транспортных средств со смертельным исходом и снижению риска аварий с участием одного транспортного средства более чем на 40% (из них со смертельным исходом:56 %). Подсчитано, что оснащение всех транспортных средств системой ESC может предотвратить более 500 смертей и 2500 серьезных травм в год только в Европейском Союзе (FIA Foundation, 2007).
Норвежский анализ выгод и затрат рассматривал два сценария установки ЭКУ [16]. Во-первых, система ESC продолжает постепенно устанавливаться в автопарке, но не является обязательной. Соотношение выгод и затрат в этом сценарии было оценено в 4.
Второй сценарий предусматривал модернизацию ESC на всех автомобилях любого возраста, что дало соотношение выгод и затрат около 0,4.
ESC присутствует на рынке с 1995 года и входит в стандартную комплектацию многих автомобилей среднего и высшего ценовых классов, но еще не входит в комплектацию автомобилей меньшего размера. Рейтинг соответствия страны публикуется EuroNCAP, который пропагандирует его установку как важное устройство безопасности. Швеция была лидером в продвижении ESC на национальном уровне, и в 2006 году более 90% новых автомобилей, проданных в Швеции, были оснащены электронным контролем устойчивости.
Следующие шаги по внедрению? Была создана международная группа экспертов для согласования согласованных технических спецификаций и методов испытаний для Глобального технического регламента (GTR) по системам ЭКУ, предназначенным для установки на легковые автомобили и легкие фургоны. В ноябре 2007 года Организация Объединенных Наций объявила, что с 2010 года в результате нового соглашения, достигнутого в Женеве, грузовики и большегрузные автомобили будут оснащены противоскользящей электронной системой контроля устойчивости (ESC).
Новый регламент, составленный Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), способствует гармонизации стандартов во всем мире. Ожидается, что аналогичные требования для легковых автомобилей будут согласованы в следующем году.
Австралазийская программа оценки новых автомобилей объявила, что с 2008 года только автомобили с ESC будут получать пять звезд. В США в 2007 г. был принят закон, согласно которому ESC является обязательным стандартным оборудованием для всех легковых автомобилей, многоцелевых транспортных средств, грузовиков и автобусов с разрешенной полной массой 4536 кг или менее, начиная с 2012 модельного года.
: краткая история0002 Электронная система контроля устойчивости (ESC), также называемая электронной программой стабилизации (ESP) или системой динамического контроля устойчивости (DSC), является обязательной технологией безопасности на всех автомобилях, продаваемых в США, но так было не всегда.
Фактически, хотя его происхождение восходит к 1920-м годам, а сама технология была изобретена в 1989 году, она использовалась только в автомобилях класса люкс и премиум-класса. Однако преимущества электронного контроля устойчивости с точки зрения безопасности были сочтены настолько важными, что Национальное управление безопасности дорожного движения (NHTSA) сделало его обязательным. Авария для предотвращения аварий Общеизвестно, что машины не всегда реагируют так, как хочет водитель. Например, во время экстренного торможения заблокированные тормоза исключают любое подобие контроля — прямо противоположное намерениям водителя.
Интересно, что антиблокировочная тормозная система (ABS) появилась еще в 1920-х годах, когда она была разработана для шасси самолетов. По данным Road & Track, автомобили с ABS впервые появились в начале 19 века.70-е годы. ABS интерпретирует намерения водителя, предотвращая блокировку тормозов и сохраняя контроль водителя.
Именно это пришло в голову инженеру по безопасности Mercedes-Benz в 1989 году, когда он оказался застрявшим в сугробе на севере Швеции. Во время тест-драйва Mercedes-Benz Франк-Вернер Мон съехал с обледенелой дороги, едва не задев несколько деревьев, когда к нему пришло озарение: что, если бы ABS могла помочь ему сохранить контроль над автомобилем?
Приводы были, но требовался новый способ определения движения автомобиля и выполнения намерений водителя. Гироскопический датчик модели вертолета был хорошим началом, но недостаточно быстрым. Гироскопический датчик ракетной программы сделал свое дело, помогая новой электронной системе контроля устойчивости чувствовать и реагировать на движение автомобиля. Используя индивидуальное управление тормозами и дроссельной заслонкой, ESC обеспечила безопасное удержание своенравного автомобиля на дороге без вмешательства водителя.
Как тормоза влияют на электронный контроль устойчивости По некоторым оценкам, с момента внедрения технологии Франка-Вернера Мона было спасено более миллиона жизней.
Предотвращая заносы, опрокидывания и заносы, ESC может даже спасти вам жизнь, но только в том случае, если ваш автомобиль находится в хорошем состоянии. Конечно, один из лучших способов поддерживать автомобиль в отличной форме — это регулярное техническое обслуживание и своевременный ремонт. Проблемы с двигателем или трансмиссией могут привести к отключению ESC и ABS, что сделает их бесполезными.
Кроме того, своевременное техническое обслуживание шин и тормозов позволит системам ESC и ABS работать в полную силу. Низкое давление в шинах, недостаточная глубина протектора, ненормальный износ шин, остекление тормозных колодок, залипание тормозных суппортов или тормозные колодки могут сделать электронный контроль устойчивости и антиблокировочную систему тормозов бесполезными. Качественные детали, такие как тормозные колодки, обеспечат вашему автомобилю время, необходимое для быстрой реакции на изменения на дороге.
Поддержание двигателя, трансмиссии, шин и тормозов в хорошем состоянии может стать ключом к вашей безопасности в следующий раз, когда ESC или ABS потребуют вмешательства, чтобы помочь вам избежать аварии.
