12Июл

Шлифовка ладов на электрогитаре своими руками – Шлифовка ладов на гитарах и электрогитарах

Шлифовка закатка и полировка ладов гитары в домашних условиях

Для чего нужна шлифовка или выравнивание ладов? Лады на гитаре (как и на любом другом струнном или щипковом инструменте (кроме безладовых конечно) должны быть строго одной высоты. Иначе за выступающий, пусть даже на долю миллиметра лад, струна будет цепляться и дребезжать.

Струны звенят из-за того что:

  • Лады по прошествии времени износились и образовались характерные канавки (см. фото), а так как на определенных ладах играют чаще чем на других, то канавки местами имеют разную глубину.
  • Гитара новая и лады при ее изготовлении были недостаточно качественно выровнены и отполированы.
  • Гитара была изготовлена из недостаточно выдержанного дерева и со временем на накладке грифа появились бугры. Часто на акустических гитарах выступает 12-ый или 14 лад (примыкающий к краю корпуса)

Видео

В 4-х минутном видеоролике ниже кратко и наглядно без пустой болтовни показано шаг за шагом как все это делается. Типа руководство: «Как ровнять, шлифовать и полировать лады электрогитары самостоятельно в домашних условиях».

Смотреть до конца !!!

Далее текстовая инструкция с картинками для тех кто предпочитает чтение или что-то не понял из видео (ролик с Ютуба без комментариев).

Звон и дребезжание струн на ладах можно устранить шлифовкой, или в крайнем случае, заменой ладов (при замене ладов есть возможность произвести шлифовку самой накладки и придать ей идеально ровную поверхность). Некоторые гитаристы обнаружив выступающий лад берут у своих подружек пилочку для ногтей и пытаются его подточить.

Но в идеале ровнять лады нужно одновременно все. После снятия струн накладку между ладами заклеивают бумажным малярным скотчем чтобы её не попортить (обычный прозрачный скотч оставит на дереве много клейкой массы). Далее при помощи анкера выравнивают гриф (здесь требуется особый навык и хороший глазомер, так как необходимо учесть глубину износа ладов и возможно присутствующие еще и неровности накладки).

В процессе шлифовки (особенно когда приходиться много стачивать) не лишним будет еще раз проверить изгиб грифа.

Лады шлифуются наждачной бумагой прикрепленной к бруску с обязательно идеально ровной рабочей поверхностью (проверяется слесарной линейкой).  В процессе зернистость бумаги желательно менять от средней (P500-P600) до самой мелкой. Хотя есть один момент: в процессе износа зернистость наждачки уменьшается сама и скажем P800 довольно быстро превращается в условно P1000.

После того как последняя самая глубокая ямка исчезла можно приступать к закатке ладов. Для чего нужна закатка? Как видно на фото после шлифовки лады приобрели трапециевидную форму. Исправить её можно при помощи специального инструмента-закатника (см. фото). Но его еще надо найти и купить, да и цена у него обычно не менее $30. Без него придется извращаться с наждачной бумагой или простым надфилем пытаясь шлифовать именно края лада.

После того как лады приобрели полукруглую форму приступают к их полировке. Полировка проходит как правило в несколько этапов со сменой абразива. После самой мелкой наждачной бумаги лучше всего использовать абразивный войлок (с зернистостью 2000-2500)

Каждый лад по отдельности обрабатывается вдоль, пока не исчезнут все риски оставленные при грубой шлифовке. После последней чистовой полировки тряпочкой с пастой ГОИ лады приобретают идеально гладкую и блестящую поверхность.

www.blazonguitars.ru

Гитарная мастерская — ремонт струнных инструментов.: Шлифовка ладов

В одном из наших постов мы уже писали о удобстве игры на гитаре. Предлагаем подробнее рассмотреть саму процедуру шлифовки ладов, обеспечивающую максимально комфортные условия для игры.

идеальные гитарные лады

Шлифовка ладов нужна:

1) Почти всем гитарным грифам. При производстве гитар любой ценовой категории шлифовка ладов не производится или производится не качественно (за редкими исключениями). Установленные 19-24 лада даже при идеально-ровной накладке не образуют желаемой прямой поверхности. Некоторые лады выступают, некоторые – проваливаются.

неровности ладовой поверхности

2) Гитарным грифам с изношенными ладами. От длительной интенсивной игры на ладах гитары образуются «вмятины». Причём, стираются металлические лады даже на гитарах с нейлоновыми струнами. Фактическая высота лада в таком случае равняется — высота лада минус глубина сработанной выемки.

износ ладов гитары

Последовательность шлифовки следующая. Перед началом операции важно правильно настроить гитарный анкер, чтобы лады шлифовались равномерно. В процессе шлифовки эту настройку можно немнго подкорректировать, так как по маркированным ладам видна картина неровностей во всех деталях. Если большинство ладов выровнялось, а один или два – провалены, лучше их немного «вытащить» из накладки, после чего продожить шлифовку. Инструмент для выравнивания ладов – доска из твёрдого дерева, с прямой поверхностью и наклеенной на неё наждачной бумагой.

настройка грифа перед шлифовкой ладов

После шлифовки ладам нужно придать одинаковую, закруглённую форму. Эта процедура называется закатка.  Выполняется она при помощи закатника – специального надфиля с округлой вогнутой поверхностью.

ладовый закатник

Если нет такого инструмента, можно мелким напильником приблизительно придать ладам нужную форму, а затем – обработать все лады с помощью бруска (с закруглённой выемкой) и наждачной бумаги.

другой способ закатки ладов

Финишная стадия обработки ладов – полировка. Она удаляет мелкие царапины на ладах, оставшиеся после шлифовки и закатки.

расстояние по 6 струне после шлифовки ладов

Полученный гриф с ровной ладовой поверхностью отстраивается максимально точно. Существующие стандарты расстояний можно игнорировать. Например, для электрогитары с набором струн 9-42 можно опустить первую струну до 0,9 – 1 мм, а шестую – 1,5 – 1,6 мм (по 12 ладу). Если играть

на жёстком перегрузе, можно опустить струны ещё ближе, почти до пропадания их сустейна.

расстояние по 1 струне после шлифовки ладов

К сожалению, шлифовка ладов не укрепляет их прочности, и через какое то время процедуру необходимо повторять (в связи с очередным износом ладов). Но на гитаре с удобно прижимаемыми струнами это произойдёт позже, так как все прижатия становятся легче, следовательно давление на лад уменьшается и изнашивается он не так быстро.

результат шлифовки ладов
При написании поста использованы фото с сайта 

http://stringwood.net/

remont-gitar.blogspot.com

Шлифовка ладов у абсолютно новой гитары: Причины и советы / workshop / Jablog.Ru

Часто приносят на диагностику абсолютно новые гитары с ладящими струнами.
Вроде как в магазине всё звучало нормально, но после смены демонстрационных струн, новые начинают ладить.

Причин этому несколько.

Одна, самая распространённая на бюджетных гитарах и средней категории (хотя и с дорогими встречаются такие проблемы, но об этом позже). На фабриках устанавливают лады, но они не проходят этап финальной шлифовки, так как это удлиняет процесс выпуска партий гитар, а конвейер не ждёт.
Чаще это ручной труд специалистов, что ещё и удорожает себестоимость гитары, по этому бюджетки вообще не шлифуют.

Другая причина. Производство гитар происходит в одних климатических условиях, а продают совершенно в других, учитывая и времена года. Получается, что лады были установлены при одной температуре и влажности воздуха, потом транспортировка, при которой условия меняться могут не один раз, при том с кардинальными перепадами. Потом они находятся на складе/в магазине какое-то время и дерево более-менее успокаивается. Но к этому моменту оно могло высохнуть, навпитывать влагу и потом ещё раз просохнуть. От этого лады немного и меняют свою высоту, радиус вместе с деревом. Когда дерево попадает в более тёплое место, то лады могут не только повылазить, но и оказаться чуть длиннее ширины грифа и тогда об них можно даже поцарапать руку.

Ещё одна из причин. Недобросовестное отношение к грузу, когда начиная с упаковки инструмента на фабрике, заканчивая распаковкой в магазине могут быть физические воздействия на инструмент и лады попросту вминают в накладку. Кстати, достаточно не сильным ударом можно нарушить ровность соотношения между ладами.
В общем здесь к климатическим условиям, добавляется «человеческий фактор».

Далее нельзя исключать причину замены струн с отличающимся калибром струн от демонстрационного комплекта.
Если устанавливается комплект с меньшим калибром, то натяжение грифа ослабевает и он выгибается, тем самым струны начинают ладить в районе середины грифа. Необходимо ослабить анкер и проблема может быть решена.
Если калибр нового комплекта струн толще демонстрационного, то гриф наоборот чуть сгибается, тем самым гитарист начинает опускать дридж/сёдла и при необходимости затягивать гриф. После чего струны так же начинают ладить (либо не начинают, но мы сейчас разбираем именно проблемную часть).

То есть, если гитарист отстраивает гитару пытаясь достичь удобства в игре и гитара начинает ладить, значит им необходима финальная шлифовка И ЭТО НОРМАльно, особенно не у дорогих гитар.

Собственно о финальной шлифовке и пойдёт дальше речь.

Кстати, у некоторых гитар лады могут вообще начать ходить в пропилах и здесь лучше производить полную замену. Ну или на крайний случай проклеить лады, что бы зафиксировать их в пропилах. Но надёжнее конечно заменить, тем более на гитарах с такой проблемой лады устанавливают из мягких сплавов и их всё равно в скором времени нужно будет менять, так что это лучше сделать сразу.

Это было маленькое отступление, так что продолжим.

Значит у нас лады все хорошо сидят на своих местах, не «прыгают», в пропилах и мы несём гитару мастеру (или делаем сами, это у же вам решать) на финальную шлифовку, или так называемую «микро шлифовку», так как это не шлифовка отработанных ладов с ямами от струн, а именно выравнивание абсолютно новых ладов.

Поехали.
Сначала выявляем проблемные места.
На фото отмечено красными стрелками. Оставшийся маркер на части ладов, то есть это те места, где лад чуть ниже соседних ладов. И когда в эту область попадает струна, то она начинает задевать следующий лад, который просто чуть выше нажимаемого.
см. фото

Лады выровнены по отношению друг к другу.
см. фото

Далее необходимо закруглить верх ладов, что бы струны при игре соприкасались с ладом по одной линии, строй не поплывёт и гитара будет строить по ладам
см. фото

Ну и финальный этап — полировка ладов. Полировка делает лады более ровными и скользящими, это очень помогает при использовании подтяжек во время игры (бенды) ну и для более точного соприкосновения струны с ладом.
см. фото

Собственно и всё. Осталось натянуть струны и отстроить комфортную высоту для удобства игры на гитаре.

Так же можно посмотреть видео с микро шлифовкой на другой гитаре.

jablog.ru

Что даёт выравнивание и шлифовка ладов : Гитарная мастерская Николая Иванова

Если вы купили недорогой инструмент, то в большинстве случаев некачественная установка ладов даст о себе знать либо сразу, либо спустя некоторое время: год или больше. Так же если вы очень часто и интенсивно играете на гитаре, то даже на дорогом инструменте лады стачиваются и гитара перестаёт идеально строить, струны начинают звенеть и бэнды делаются уже не так легко, как раньше. Что происходит с ладами, когда гитара перестаёт радовать нас ладной игрой, и как это исправить, мы рассмотрим подробнее в этой статье.



Когда струны соприкасаются с ладами, и особенно, когда мы делаем подтяжки, то очевидным образом металлическая струна трётся о металлический порожек и за год-два-три интенсивной игры на ладах образуются впадины, которые портят строй гитары, струны звенят о соседние лады и при подтяжках запинаются об эти ямки.

Другой источник проблем с ладами, который встречается, как правило, на недорогих инструментах — это некачественная установка ладов. Они либо сразу не отшлифованы и не выровнены по уровню, либо со временем из-за перемены влажности дерево деформируется и может слегка выталкивать лад из паза так, что он будет выступать чуть выше и тем самым мешать струне свободно звучать. Что собственно мы и встретили на примере гитары Ibanez RG321 сделанной в Корее. За 5 лет лады где-то подтёрлись от игры, где-то немного вылезли — это нам и предстоит исправить. Благо, лады размера Jumbo — высокие, запас по высоте достаточный, чтобы потом их выровнять ещё не один раз.

Первым делом снимаем струны

и заклеиваем накладку малярным скотчем, чтобы не повредить её в процессе работы с ладами.

Регулируя анкер, выравниваем гриф, убираем прогиб, чтобы гриф стал ровный. Пользуемся длинной толстой металлической линейкой для проверки уровня. Цель, чтобы под линейкой не было прогиба и чтобы она не качалась на одном из ладов.

В итоге она может всё равно немного качаться, но это значит мы нашли один из вылезших ладов:)

Теперь закрашиваем маркером все лады.

И идеально ровным бруском с мелкой наждачкой начинаем шлифовать. Важно сохранять равномерный нажим и равномерно шлифовать лады от края к краю.

Сделав пару проходов, смотрим на то, как стёрся маркер с ладов. Если остались не стёртые пятна, значит в этих местах на ладах впадина. Снова красим лады маркером и снова шлифуем до тех пор, пока маркер не будет везде равномерно стираться. Причём первый лад желательно оставить чуть повыше и не увлекаться его шлифованием:) А вот лады, начиная с 12ого, можно специально чуть-чуть завалить пониже.

Если вы увидели, что лад вылез из паза, его можно аккуратно забить обратно. Правда, забив один, может вылезти другой — тут уже надо внимательно смотреть и аккуратно оперировать молотком и брусочком:)

Когда уровень ладов отшлифован, необходимо вернуть былой полукруглый профиль ладов. Т.к. после шлифовки лады стали плоские, а на плоских ладах струна больше соприкасается с ладом и хуже вибрирует. Наша цель скруглить края профиля специальным надфилем для ладов.

Стачиваем края до тех пор, пока посередине лада не останется тоненькая полоска. Если приглядеться, то можно её увидеть на фотографии.

После профилирования ладов начинаем возвращать им гладкость и блеск. Для начала проходимся по каждому ладу наждачкой с зерном 1000, затем 1500 и 2000. Итого каждой наждачкой по разу = 3 прохода.

И последний штрих полируем лады на полировальном круге.

Либо можно мягкую ветошь смазать пастой ГОИ и вручную каждый лад натереть до блеска. Главное не перегреть лады, чтобы они не вылезли снова.

После всех операций надеваем струны, отстраиваем гриф, высоту струн и, что мы получаем:

  • Стало возможным опустить струны ниже над грифом — стало легче играть и зажимать струны.
  • Гитара начала строить! Зажимаю аккорды и они звучат без диссонансов.
  • Струны при подтяжках скользят по полированным ладам гораздо легче.

Играть стало снова в радость!

Эту и другие операции с ладами вы можете заказать в нашей мастерской. Звоните!:)

guitardoc.ru

Как шлифовать лады на гитаре в домашних условиях?

У Вас износились лады на гитаре и начали звенеть струны?

тогда Вам сюда!!!
Как отшлифовать лады на гитаре в домaшних уcловиях?
Это нe тaк слoжно, кaк мoжет пoказаться нa пeрвый взгляд, хотя хочу заметить — это не лучший способ выхода из такой ситуации.

Эту ответственную процедуру должен делать гитарный мастер специальными инструментами.
Предположим, что у Вас нет возможности привлечь мастера, тогда начнем решать проблему своими силами..
В первую очередь нам нужно визуально оценить глобальность проблемы. Если на ладах такой износ, что струны уже достают до накладки грифа, то Вам уже шлифовка не поможет, только нужно менять все лады на гитаре. Но если все не так плачевно, тогда приступим:

1. Для начала нужно снять с инструмента струны и верхний порожек (возле первого лада) и при помощи анкера выровнять гриф (проверить линейкой), и в процессе шлифовки периодически проверять, т.к. дерево постепенно будет приобретать изначальное положение.
2. Нужно вырезать из плотного картона такой себе «фартушок», и накрыть деку гитары, чтоб не повредить инструмент.

3. Между каждым ладом нужно заклеить деревянную поверхность малярным скотчем, опять таки во избежание повреждений.

4. Берём ровный брусок (желательно по длине длиннее чем гриф) и наклеиваем на него наждачную бумагу с средним зерном,  можно также использовать наждачный брусок, круг, но обязательно с ровной плоскостью (не снимайте наждачный круг с точила, он уже не ровный), и медленными движениями начинаем шлифовать от первого до последнего лада с одинаковым усилием.

Примечаниие:
Не шлифуйте отдельно какой то один лад, проводим бруском только по всем ладам.
5. Теперь мы добились нужных результатов, пoследняя сaмая глубoкая ямка исчезлa мoжно приступить к закатке ладов, сделать углы ладов полукруглыми.
После шлифовки ладов углы  приобрели форму трапеции. Берем надфиль, и срезаем углы до полукруглого состояния.
После этого берем карандаш, стачиваем его на 45 градусов, удаляем стержень,

и на то место, где мы сточили карандаш накладываем мелкую наждачную бумагу и доводим углы до гладкого состояния.

6. Полировка ладов.
Пoсле тoго кaк лaды приoбрели пoлукруглую фoрму  приступим к их полировке. Каждый лад  обрабатывается вдоль нулевкой, пока не исчезнут все шероховатости оставленные при  шлифовке. После этого желательно пройти все лады на войлочном круге.

Желаю успехов!

samouchkanagitare.ru

Обработка ладов на гитаре

Обработка ладов требуется для придания каждой вершине правильной формы, а также выранивания высоты. Сделать это надо даже на новых, только что установленных ладах. Если вы хотите только обработать старые лады, то убедитесь, что их высоты хватит.

Ещё раз важный момент, для тех кто решил пропустить все предыдущие статьи и сразу взял напильник и закатал рукава. Править надо жестко зафиксированные  в ровном грифе лады. Если гриф сильно прогнут, то надо сначала его выпрямить и потом уже заниматься ладами.

 

Выравнивание высоты всех ладов

Надо выпрямить верхушки ладов, чтобы струны не касались следующего лада. Это надо делать и на новых ладах. Лад может иметь некоторую волну, какие-то неровности, незаметную неравномерность установки в пропил. Если ваши лады идеальные и сделали вы все идеально, значит коснувшись притиром ладов вы оставите одинаковые риски на всех ладах сразу с первого движения. В этой операции нет никакого лишнего стачивания высоты.

Возьмите короткий притир, около трети грифа, на него наденьте наждачку, номер которой подберите самостоятельно, это где-то 240.

Притиром водя по всей поверхности ладов, добейтесь чтобы он выровнял все вершины. Начинайте с высоких позиций, там ладов больше, снять их можно без опаски сильнее, и смещайтесь к началу грифа, и на первых позициях аккуратно только коснитесь ладов, убедившись, что все ровно.

Если есть какие-то неровности по высоте, то где-то снимет сравнительно много, где-то только начнёт, главное выпрямить. Но остановиться надо, как только последний лад, т. е. самый низкий, слегка потрётся притиром.

Напильником не пользуйтесь. Их нет ровных практически. И вы не удержите плоскость.

Для проверки можно использовать ровную плоскость с такой длиной, чтобы захватывало первых три лада. Ни на каком ладу уровень не должен начать качаться.

 

Закругление верхушки лада

Теперь у каждого лада образовалась на вершине некоторая площадка, причём ширина её может быть разной. Надо сделать так, чтобы ширина этой площадки не превышала 0.5мм. Иначе струна будет неверно отсекать, плюс ещё может появиться дребезжание.

 

Есть мнение, что лад должен быть идеально полукруглым и никаких площадок быть не может. Но давайте вспомним физику из школьного курса, а точнее формулу взаимодействия площади касания и оказываемого давления. Чем меньше площадь касания, тем больше оказываемое давление, именно по этому острое и режет. Площадь касания идеально круглого лада и струны будет очень малой, а значит будет сильное давление на струну. В результате излишний износ канители. На практике более жесткий лад вминается в канитель струны, и все заканчивается какой-то площадью касания. Если предусмотреть эту минимальную площадь касания на поверхности головки лада сразу, тогда истирание канители хорошо замедлится.

Продолжим закатывать лады.

Перед этой операцией многие мастера защищают накладку малярным скотчем, приклеивая его вдоль лада с обеих сторон.

Существуют разные виды инструмента для закатки ладов гитары. Самый удобный, наверно, напильник с полукруглым желобочком. Он постепенно с обоих сторон уменьшает выше указанную площадку. Такой напильник просто не купишь, надо заказывать в специальных гитарных магазинах.

 

Есть другой способ: закатка плоским напильником

Находите напильник плоский и ровный, шириной 2.5 см примерно. Величина несечки — без зверства. Торец, где нет насечки, на точильном камне обрабатываете, сняв фаски с обоих сторон. Смысл в том, что торец даже с некоторым наклоном не мог царапать дерево.

Этим напильником, приставив его сбоку головки, начинаете стачивать тело лада, то с одной, то с другой стороны, пока площадка не выйдет на размер. Т. е. обработанный гладкий торец напильника елозит по дереву накладки, а насечка закругляет головку лада. Слегка подворачивайте напильник, заваливайте его на лад, чтобы не делать трапецию из лада. Мне удобнее было держать напильник не за ручку, а за тело над обрабатываемым ладом.

Теперь у вас лады в одной плоскости и у каждого на вершине площадка 0.5мм.

 

Фаска по краю накладки: обработка торца лада

Возьмите тот же напильник и им снимите фаску с краёв накладки, захватывая торцы ладов. Лады снимайте не слишком сильно, чтобы потом при игре струна не срывалась с грифа. От струны до начала фаски на торце лада лучше иметь где-то 2.5мм.

Возможен вариант, вообще не заваливать фаски у ладов, когда гриф узкий. Т. е. только обработать торцы заподлицо к накладке. При ремонтах бывает всё что угодно. Одни хотят расширить, другие сузить. На семиструнных гитарах есть техника захватывать шестую струну большим пальцем, что предполагает ее близкое распложение к краю накладки.

 

Снимаем острый уголок

Теперь возьмите надфиль с самым маленьким зубчиком. И, так же как у выше указанного напильника для закатки, обработайте один торец до гладкого состояния, чтобы не царапал. У меня обработаны оба торца, но на одном не снята фаска.

 

Обработка лада

Этим надфилем вы должны обработать уголок (см. схему), немножечко закруглить его. Этот уголок, образуется на торце лада. Этих уголков у каждого лада по два на каждой стороне. Со временем лад немножко выйдет за габариты накладки. Если оставить этот угол, тогда он будет неприятно царапать кожу, если провести по углу накладки. Если же его закруглить, тогда это будут только гладенькие шишочки торцов. Задел для этого мы подготовили ещё на этапе подготовки лада.

 

Мелкая наждачка, подготовка к полировке

Теперь осталось взять мелкую наждачку и все лады пошкурить, для закругления всех уголков — и торцовых, и на плоской площадке.

Возьмите мелкую наждачку (800-1000) и потрите каждый лад по этой плоской площадке вдоль и поперёк.

Очень правильно заполировать лады пастой ГОИ. Достаточно правильно подготовить лады для этого, т.е. 1500 наждачной бумагой зашкурить лады. Потом пасту на тряпочку и интенсивно тереть до блеска. Если у вас есть возможность полировать полировальным кругом, например, на болгарке, то это совсем удобно. Только не повредите деку — лучше сразу что-то подложить.

После зачистите накладку между ладами или уберите защитный скотч.

 

Покрытие накладки гитары

 

Классическим вариантом покрытия поверхности накладки на лицевой стороне, т.е. между ладами является высыхающее масло. Вы можете использовать любое с такими качествами. Можно относительно легко приобрести лимонное, тунговое, датское масло. Все эти составы пропитают поверхность накладки, заполнят поры и застынут, что защитит вашу накладку от перепадов влажности между летним и зимним периодами. (Летом влажно, зимой из-за отопления сухо.)

Если нет масла, то слегка покройте накладку политурой, сильно разбавленным лаком, для защиты от влажности и грязи. Чтобы древесина потемнела, но лака, как такового, видно не было.

Микола Руденко

mastergitar.com

Гитарный Дом | Лады: шлифовать или менять?

В сегодняшнем выпуске «Выбора недели» мы поговорим больше не о продукте, а о процедуре шлифовки, полировки и замены ладов. Когда, почему, и зачем – вопросы, на которые я попытаюсь ответить.

От состояния ладов напрямую зависит «играбельность» вашего инструмента. Окислившиеся или сточенные лады будут негативно влиять на интонацию, мешать делать бэнды, в целом – плохо сказываться на процессе игры и звуке.

Изношенность ладов – нормальный побочный продукт игры на гитаре. Каждый раз, когда вы прижимаете струну к ладу, трение метала об метал микроскопически изменяет форму лада, тем самым вызывая износ после N-го количества прижиманий. Со временем на ладе появляются канавки, которые кроме того что делают правильное интонирование практически невозможным (как при настройке мензуры так и в процессе игры), так еще и негативно сказываются на сроке службы струн. Наибольший ущерб наносят каподастры, особенно на первых струнах без обмотки – они прижимают струны к ладам сильно и на долго.

Гитаристу важно понимать, как оценить ущерб, и самое главное, какие варианты исправления проблемы имеются. Опций обычно две – шлифовка или замена. Что бы разобраться с этим, начнем, собственно, с самих ладов.

Нейзильберовые лады, или nickel-silver, как их принято называть в англоязычной терминологии. Сплав, в котором, на самом деле, нет серебра совсем. Он состоит из никеля, меди и цинка. Материал обладает достаточной твердостью, и самое главное в контексте гитарных ладов – упругостью при деформации. Нейзильбер – один из самых популярных сплавов в производстве гитарных ладов. С ним легко работать, т.е. легко устанавливать и придавать желаемую форму, он достаточно живуч, и не очень дорогостоящий.

Нержавеющая сталь. Опция подороже, но с неоспоримыми преимуществами. С ней намного сложнее работать, т.е. сложно производить, ставить, в случае чего – шлифовать; при этом же, сталь проживет в разы дольше обычных нейзильберовых ладов. Самым главным минусом стальных ладов является цена. Но мало того, что сам комплект ладов из нержавейки обойдется в два раза дороже обычных, так еще и их установка займет в двое больше времени (а в случае с некоторыми гитарными мастерами – переладовка будет стоить дороже). С другой стороны, стальные лады – отличное вложение на перспективу. Заменив лады на своей любимой гитаре на сталь, велика вероятность того, что их не придётся менять больше никогда.

В размеры ладов особо вдаваться не будем, оговорю только, что они бывают любых вариаций от толстых и низких до тонких и высоких. Меряют их в миллиметрах, и в целом, выбор лада по этим параметрам сводится к индивидуальным предпочтениям и возможностью накладки гитары принять тот или иной размер. 

И так, как определить, могу ли я обойтись ремонтом ладов (шлифовкой и полировкой) или меня неминуемо ждет достаточно дорогостоящая переладовка?

Практически всегда возможны оба варианта, но если канавки на ладах очень глубокие, мастеру придется снять слишком много материала со всех ладов, что бы компенсировать шлифовку поврежденных. Такие случаи, увы, очень часты, и тогда материала на ладах может просто не хватить на необходимую остаточную высоту, и их придется заменить.

Но канавки – не единственная проблема. Сточенные, плоские лады — тоже плохие новости. Для нормального функционирования, у лада должна быть закругленная кромка. Если же лад плоский, то струны будут звенеть, и не будут строить. Опять таки, если высота ладов позволяет, их можно ремонтировать, сточив все до одного уровня, и придав им правильную форму специальным инструментом.

Будь-то ремонт или замена ладов, процесс – очень трудоемкий и требует серьезного опыта и набора специфических инструментов. Сам процесс переладовки – достаточно сложный, его подробное описание не уместилось бы и в книгу, размером с «Война и Мир».

Резюмируя, замена ладов – дорогостоящий и достаточно длительный процесс, но в 90% случаев он того стоит. Часто гитаристы не уделяют должного внимания состоянию ладов, и доводят их до состояния «под замену», сокрушаясь потом из-за стоимости и длительности процедуры.

Если вы не обращали внимание на свои лады уже достаточно длительное время, настоятельно рекомендую оценить их состояние, нанесенный ущерб, и, в случае чего, показаться мастеру – возможно, ваши лады еще прослужат не один год, стоит их всего лишь привести в порядок. Если же нет – не беда, замена ладов процедура не криминальная, а со свежими ладами гитара заиграет как новая.

 

Подготовлено на материале premierguitar.com

www.guitarhouse.com.ua