27Авг

Рейтинг заправок по качеству бензина 2018 москва: Роскачество выборочно проверило бензин на столичных заправках — ДРАЙВ

Российские автомобилисты стали более требовательны к качеству топлива – владельцы АЗС – Москва 24, 21.03.2023

21 марта, 16:51

Общество

Фото: пресс-служба компании «Газпромнефть-Региональные продажи»

Российские автомобилисты стали более требовательны или сохранили высокий запрос к качеству приобретаемого ими бензина и дизельного топлива, заявили владельцы и менеджеры независимых АЗС на конференции о технологиях сохранности моторного топлива компании «Газпромнефть-Региональные продажи».

В мероприятии приняли участие более 140 представителей частных сетей АЗС из 16 регионов России.

«В ходе онлайн-конференции было отмечено, что в ответ на рост требований потребителей независимые АЗС могут войти в периметр системы контроля качества моторного топлива «Газпром нефти». Предлагаемые компанией высокотехнологичные решения обеспечивают сохранность параметров нефтепродуктов на всем логистическом пути от завода до АЗС», – говорится в сообщении по итогам конференции.

Такая система контроля доступна и независимому заправочному бизнесу при заключении комплексного договора поставки топлива или вхождении в партнерскую сеть «ОПТИ». Все виды моторного топлива на каждой АЗС в ее периметре ежемесячно проверяются специализированной лабораторной службой партнера, а при соблюдении всех требований автозаправочные станции могут получить спецмаркировку – знак «Гарантия качества».

По словам директора сети АЗС «КТК» Елены Строгановой, в программу «Знак качества» с 2018 года входят пять АЗС в Костроме.

«Автомобилисты замечают знаки качества и работу мобильных лабораторий на наших станциях, что повышает их лояльность и уверенность в надежности приобретаемого топлива. Кроме того, ежемесячно формируемые протоколы испытаний позволяют нам уверенно взаимодействовать с контролирующими органами и аргументированно отвечать на запросы потребителей», – заявила Строганова.

В свою очередь, эксперт по технологиям контроля качества и количества нефтепродуктов Виктор Чуяков назвал уникальным решением на розничном рынке топлива программу «Знак качества».

«В рамках данной программы один из крупнейших федеральных поставщиков нефтепродуктов – «Газпромнефть-Региональные продажи» – делится своей экспертизой по контролю качества бензина и дизеля с независимыми АЗС, в том числе представителями малого и среднего бизнеса. При этом частным АЗС становятся доступны крайне дорогостоящие технологии, а потребитель даже небольших заправочных сетей получает надежный и проверенный продукт», – отметил он.

В рамках программы «Знак качества» лабораторные службы сегмента сбыта моторных топлив «Газпром нефти» проверяют параметры нефтепродуктов на 500 независимых АЗС в 33 регионах России.

Ранее компания «Газпром нефть» стала самым желанным работодателем в нефтяной отрасли по итогам опроса сервиса поиска работы HeadHunter. В голосовании приняли участие 338 тысяч соискателей. Значимыми для себя факторами респонденты отметили возможность долгосрочного планирования жизни и карьерного роста и наличие значимых для страны и общества крупных проектов.

обществотранспортавто

Новости СМИ2

В России недоливают бензин на АЗС. Это нормально?

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, PA Images/TASS

Федерация автовладельцев России (ФАР) заявила о недоливе в среднем 5% топлива на российских заправках. Независимый топливный союз признал, что проблема существует, но обвинил общественную организацию в клевете и намекнул на подачу иска в суд. Русская служба Би-би-си взвешивает аргументы, которые привели обе стороны.

Как проверяли

Все началось в понедельник. ФАР заявила о том, что провела мониторинг 34 автозаправок в 13 регионах России. И выяснила, что бензин недоливают в среднем на 76% заправок. За недолив принималось расхождение более 1% между оплаченным и фактически полученным топливом.

Проверка проводилась через контрольную закупку «тайным покупателем» со специальным автомобилем, у которого топливо при заправке поступает не в бензобак, а в емкость для взвешивания.

  • «Буду главным оппозиционером»: как электорат Путина протестует против цен на бензин
  • Рейтинг Путина резко упал из-за пенсионной реформы и роста цен на бензин
  • Почему бензин в России никогда не подешевеет?

«Потом мы эту канистру повторно взвешиваем на проверенных весах, с помощью ареометра мерим плотность, температурный режим. Потом в специальной таблице все это вычисляется», — рассказывал глава ФАР Сергей Канаев РБК.

Организация утверждает, что на заправках вертикально-интегрированных нефтяных компаний топливо не долили в 20% случаев, в федеральных и крупных региональных сетях — в 81% случаев. А мелкосетевые и частные АЗС — во всех случаях.

ФАР не раскрыла, какие именно заправки попали под проверку. РБК пишет, что среди заправок вертикально-интегрированных нефтяных компаний в исследование вошли «Газпром», «Газпром нефть», «Роснефть», «Татнефть» и ЛУКОЙЛ.

Что ответили представители АЗС

Через два дня ассоциации ответил Независимый топливный союз (НТЗ). Проблема недолива есть, но она «не такая распространенная, как пытаются показать представители ФАР», — заявил президент НТС Павел Баженов.

«Мы попросили юристов оценить выводы ФАР с точки зрения подачи иска в суд по статье 128.1 Уголовного кодекса РФ «Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации», — цитируются в заявлении союза слова Баженова.

Русская служба Би-би-си сравнила, какими аргументами и контраргументами обменялись Федерация автовладельцев и Независимый топливный союз.

Что говорят остальные?

«Методы работы ФАР у нас не вызывают особого доверия», — заявил также вице-президент Российского топливного союза Григорий Сергиенко, признав, что недолив на заправках возможен.

«Проверки качества и количества топлива, которое заливают в бак на АЗС, — прерогатива госорганов», — приводит его слова РБК.

Уже в четверг тему начали комментировать законодатели. Глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов пообещал журналистам рассмотреть вопрос повышения ответственности за недолив топлива.

А первый замглавы комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Майоров в интервью телеканалу RT предложил при «систематическом обмане потребителя» привлекать владельцев АЗС к уголовной ответственности.

«Мы пока основываемся на выводах общественности, но я думаю, что, скорее всего, это соответствует действительности. Это крайне неприятная ситуация», — приводит РБК слова сенатора об исследовании ФАР.

237999.2020WaterQuality.AR.5.21.website.indd

%PDF-1.3 % 1 0 объект >]/Pages 3 0 R/Type/Catalog/ViewerPreferences>>> эндообъект 2 0 объект >поток 2021-06-07T12:35:16-07:002021-06-07T12:35:17-07:002021-06-07T12:35:17-07:00Adobe InDesign 16.2 (Macintosh)uuid:1b02c212-3c2a-2a44- 9e8c-5c53c882f956xmp.did:a9f58ca6-872c-4e7d-8eb6-790552f94b97xmp. id:5203c86c-30a6-445e-a9b3-4dc556d0f958proof:pdf1

  • преобразовано из application/x-indesign в application/pdfA Dobe InDesign 16.2 (Macintosh)/2021-06- 07T12:35:16-07:00
  • xmp.iid:ca36dbc6-b869-414c-b6cf-3c46b035462dxmp.did:a9f58ca6-872c-4e7d-8eb6-790552f94b97xmp.did:a9f58ca6-872c-4e7d-8eb6-790552f94b97по умолчанию приложение/pdf
  • 237999.2020WaterQuality.AR.5.21.website.indd
  • Библиотека Adobe PDF 15.0FalsePDF/X-1:2001PDF/X-1:2001PDF/X-1a:2001 конечный поток эндообъект 3 0 объект >
    эндообъект 5 0 объект /LastModified/NumberofPages 1/OriginalDocumentID/PageTransformationMatrixList>/PageUIDList>/PageWidthList>>>>>>/Resources>/Font>/ProcSet[/PDF/Text/ImageC]/Shading>/XObject>>>/TrimBox[0.0 0.0 360.0 756.0]/Тип/Страница>> эндообъект 6 0 объект /LastModified/NumberofPages 1/OriginalDocumentID/PageTransformationMatrixList>/PageUIDList>/PageWidthList>>>>>>/Resources>/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text/ImageC]/Shading>/XObject>>>/TrimBox[ 0,0 0,0 720,0 756,0]/Тип/Страница>> эндообъект 7 0 объект /LastModified/NumberofPages 1/OriginalDocumentID/PageTransformationMatrixList>/PageUIDList>/PageWidthList>>>>>/Resources>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/Shading>>>/TrimBox[0. 0 0.0 720.0 756.0]/Type/ Страница>> эндообъект 8 0 объект /LastModified/NumberofPages 1/OriginalDocumentID/PageTransformationMatrixList>/PageUIDList>/PageWidthList>
    >>>>/Resources>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 360.0 756.0]/Type/Page>> эндообъект 90 объект /LastModified/NumberofPages 1/OriginalDocumentID/PageTransformationMatrixList>/PageUIDList>/PageWidthList>>>>>/Resources>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 360.0 756.0]/Type/Page>> эндообъект 10 0 объект /LastModified/NumberofPages 1/OriginalDocumentID/PageTransformationMatrixList>/PageUIDList>/PageWidthList>>>>>>/Resources>/Font>/ProcSet[/PDF/Text/ImageC]/Shading>/XObject>>>/TrimBox[0.0 0.0 360.0 756.0]/Тип/Страница>> эндообъект 12 0 объект /LastModified/NumberofPages 1/OriginalDocumentID/PageTransformationMatrixList>/PageUIDList>/PageWidthList>>>>>/Resources>/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/Shading>>>/TrimBox[0,0 0,0 360,0 756,0] /Тип/Страница>> эндообъект 41 0 объект >поток HWnF}W#h»M!۲ƗX뇸(hjmHKJwf[Ǣ`Q\Ι3y98TwEwx6uQBڮ`?/; #qyEp:w@Zۥ _z. Z}cG_=Á7]8$\c.8nyØE

    Боеголовки как источник ядерного топлива | Мегатонны в мегаватты

    (обновлено в феврале 2017 г. )

    • Уран и плутоний оружейного качества, излишки для военных нужд в США и России, предоставляются для использования в качестве гражданского топлива.
    • Оружейный уран имеет высокое обогащение, более 90% U-235 (делящийся изотоп). Оружейный плутоний имеет более 93% Pu-239 и может использоваться, как реакторный плутоний, в топливе для производства электроэнергии.
    • Высокообогащенный уран из оружейных запасов вытеснил около 8850 тонн урана 3 O 8 , производимого в шахтах каждый год, и к 2013 г. удовлетворял от 13% до 19% мировых потребностей в реакторах.

    В течение более чем пятидесяти лет озабоченность вызывала возможность того, что уран, предназначенный для коммерческой ядерной энергетики, может быть переключен на использование в оружии.

    Это уступило место сосредоточению внимания на роли военного урана как основного источника топлива для коммерческой ядерной энергетики.

    С 1987 года США и страны бывшего СССР подписали ряд договоров о разоружении, предусматривающих сокращение ядерных арсеналов примерно на 80%.

    Ядерные материалы, объявленные США и Россией избыточными для военных нужд, переработаны в топливо для коммерческих ядерных реакторов. Это продолжается. С распадом Советского Союза появилась уникальная возможность использовать военный оружейный материал для производства электричества. Соглашение 1993 г. в основном охватывало компонент обогащения этого материала, но оставляло нерешенным вопрос о питании из шахт, и 19Соглашение 99 касалось того, что случилось с кормовым материалом.

    Основным оружейным материалом является высокообогащенный уран (ВОУ), содержащий не менее 20% урана-235 (U-235) и обычно около 90% U-235. ВОУ можно смешивать с ураном, содержащим низкие уровни урана-235, для производства низкообогащенного урана (НОУ) с содержанием урана-235 менее 5%, используемого в качестве топлива для энергетических реакторов.

    Он смешивается с обедненным ураном (в основном U-238), природным ураном (0,7% U-235) или частично обогащенным ураном.

    Содержание высокообогащенного урана в американских и российских вооружениях и других военных запасах составляет около 1500 тонн*, что примерно в семь раз превышает годовой объем добычи в мире.

    * по TradeTech: Россия 720 т +/- 120 т, США 600 т.

    Сообщается, что мировые запасы оружейного плутония составляют около 260 тонн, что при использовании в смешанном оксидном топливе в обычных реакторах будет эквивалентно годовому мировому производству урана. Военный плутоний может смешиваться с оксидом урана с образованием смешанного оксидного (МОКС) топлива.

    После сжигания НОУ или МОКС-топлива в энергетических реакторах отработавшее топливо непригодно для производства оружия.

    Мегатонны в мегаватты, российская сделка по ВОУ

    Обязательства США и России по преобразованию ядерного оружия в топливо для производства электроэнергии были известны как программа «Мегатонны в мегаватты».

    Излишки ВОУ оружейного качества в результате различных соглашений о разоружении привели в 1993 году к соглашению между правительствами США и России. В соответствии с этим Россия переоборудует 500 тонн ВОУ из боеголовок и военных запасов (эквивалентно примерно 20 000 бомб) в НОУ, который будет закуплен США для использования в гражданских ядерных реакторах.

    В 1994 году между американской корпорацией по обогащению (теперь USEC Inc) и российской компанией «Техснабэкспорт» (Tenex) в качестве исполнительных агентов правительств США и России был подписан контракт на реализацию на сумму 13 миллиардов долларов США. USEC закупила 500 тонн ВОУ оружейного качества в течение 20 лет до 2013 года со скоростью до 30 тонн в год, начиная с 1999 года. ВОУ постепенно разбавляли до 14 446 тонн НОУ в России с использованием 1,5% U-235 (реф. хвосты обогащенного обедненного урана), чтобы ограничить уровни урана-234 и урана-236 в конечном продукте западными спецификациями*. Затем USEC продавала НОУ своим потребителям коммунальных услуг в качестве топлива. Уровни обогащения НОУ, указанные в соглашении, составляли 3,6%, 4,0%, 4,4% и 4,9%.5%, хотя понятно, что 4,4% были типичными и, возможно, использовались в более поздние годы действия соглашения.

    * Металлический ВОУ сначала удаляют из боеголовки, превращают в стружку, окисляют и фторируют. Полученный высокообогащенный гексафторид урана затем смешивают в газовом потоке со слабообогащенным ураном с образованием НОУ, подходящего для коммерческих ядерных реакторов. НОУ переливается в транспортировочные баллоны и отправляется в пункт сбора в Санкт-Петербурге, Россия. Компания USEC завладела этим материалом и отправила его в США, где он был включен в запасы USEC для доставки клиентам.

    По сути, это была сделка по обогащению на общую сумму около 90 миллионов ЕРР. На НОУ было обменено около 150 тыс. т природного урана, из которых 112 тыс. т продано на рынке по условиям сырьевого соглашения 1999 г. и 38 тыс. т отправлено в Россию. Это эквивалентно в среднем 8850 т/год U 3 O 8  из шахт за 20 лет. В последние годы он обеспечивал около 13% мирового спроса на уран.

    В целом в результате разбавления 500 тонн российского ВОУ за 20 лет было получено около 14 446 тонн НОУ. Это эквивалентно примерно 150 000 тонн природного урана (177 000 тонн урана 9).0025 3 O 8 ), примерно в 2,5 раза превышает годовой мировой спрос.

    В 1999 г. было заключено дополнительное соглашение о том, что должно происходить с урановым сырьем из шахт, взамен которого потребителям поставлялся разбавленный НОУ. См. раздел ниже о Соглашении 1999 года.

    Последний из 500 тонн ВОУ был разбавлен в августе 2013 года на Российском электрохимическом заводе (ЭХЗ) в Зеленогорске и отгружен в ноябре. Другими заводами, участвующими в проекте, были Уральский электрохимический комбинат в Новоуральске, Сибирский химический комбинат в Северске, Ангарский электролизно-химический комбинат и ПО «Маяк» в Озерске. Вся сделка эквивалентна 20 000 ядерных боеголовок и 89миллионов ЕРР. По данным Tenex, общая выручка составила 17 миллиардов долларов США, включая выручку от курсовых разниц и стоимость природного уранового компонента.

    У России есть другой военный ВОУ, который она может разбавлять для собственного использования, используя просто обедненный уран (что дает НОУ удовлетворительного качества для использования в российских реакторах).

    Утилизация ВОУ США

    Со своей стороны, правительство США первоначально объявило чуть более 174 тонн ВОУ (различного обогащения) избыточными из военных запасов. Из них USEC получила 14,2 тонны в виде гексафторида урана (UF 6 ), содержащего около 75% U-235, и 50 тонн в виде оксида урана или металла, содержащего около 40% U-235. Разбавление UF 6 было завершено в 1998 году, в результате чего было получено 387 тонн НОУ. К сентябрю 2001 г. было переработано около 13,5 тонны оксида ВОУ или металла с получением 140,3 тонны НОУ. В 2004 году Комиссия по ядерному регулированию выдала лицензию на разбавление 33 тонн ВОУ компанией Nuclear Fuel Services в Теннесси, а в 2005 году была произведена первая поставка на электростанцию ​​TVA.

    Национальная администрация по ядерной безопасности Министерства энергетики (NNSA)* в 2005 г. объявила о планах изъять еще 200 тонн ВОУ из военных запасов. Из них 160 тонн было оставлено для военно-морских силовых установок, что отложило необходимость строительства нового завода по высокообогащению урана как минимум на 50 лет. Еще 20 тонн были зарезервированы для космических миссий и исследовательских реакторов. Последние 20 тонн должны были быть разбавлены до НОУ для исследовательских реакторов, выработки электроэнергии, а 17 тонн – для новой инициативы по обеспечению надежных поставок топлива (см. ниже).

    * NNSA, созданное Конгрессом в 2000 году, является отдельно организованным агентством в рамках Министерства энергетики США, ответственным за укрепление национальной безопасности посредством военного применения ядерной науки. NNSA поддерживает и повышает безопасность, защищенность, надежность и эффективность запасов ядерного оружия США без ядерных испытаний; работает над снижением глобальной опасности от оружия массового поражения; обеспечивает ВМС США безопасными и эффективными ядерными двигателями; и реагирует на ядерные и радиологические аварийные ситуации в Соединенных Штатах и ​​за рубежом.

    Также в 2005 году NNSA сообщило, что оно направит около 40 тонн ВОУ, не отвечающего техническим требованиям (с повышенным уровнем содержания U-236), в программу получения смешанного низкообогащенного урана (BLEU). Этот материал будет использоваться TVA. В 2008 году NNSA вело переговоры с TVA о высвобождении еще 21 тонны ВОУ в рамках программы, в результате чего будет получено около 250 тонн НОУ, часть которого может быть продана другим коммунальным предприятиям.

    В середине 2007 года NNSA заключило контракты с компаниями Nuclear Fuel Services и Wesdyne International на разбавление 17,4 тонны ВОУ из демонтированных боеголовок для включения в новый международный топливный резерв. NFS разбавил материал в Теннесси, чтобы получить около 290 тонн НОУ (4,95% U-235) к началу 2012 года. Wesdyne, генеральный подрядчик, затем хранит 230 тонн НОУ на заводе по производству топлива Westinghouse в Южной Каролине, чтобы быть доступным для американской гарантированной поставки топлива (AFS). программа. В качестве оплаты натурой потребуется около 60 тонн, которые будут проданы на рынке в течение трех-четырех лет. Эта первая партия НОУ будет доступна для использования в гражданских реакторах странами с хорошей репутацией в Международном агентстве по атомной энергии, которые имеют хорошие полномочия в области нераспространения и не занимаются технологиями обогащения и переработки урана. Он также теперь будет доступен для коммунальных служб. Топливо стоимостью около 500 миллионов долларов будет продаваться по текущей рыночной цене.

    В июне 2009 г. NNSA заключило с NFS и Wesdyne еще один контракт (209 млн долл. США) на поставку 12,1 тонн ВОУ, из которых к 2012 г. будет получено около 220 тонн НОУ. Программа Министерства энергетики по производству смешанного оксидного топлива с использованием излишков плутония из американского оружия. (Схема AFS соответствует международной озабоченности по ограничению распространения технологии обогащения в странах, не имеющих хорошо отлаженных ядерных топливных циклов. Россия согласилась присоединиться к этой инициативе.)

    В краткосрочной перспективе большая часть ВОУ военного назначения США, вероятно, будет разбавлена ​​до 20% U-235, а затем помещена на хранение. В таком виде его нельзя использовать для оружия.

    Как работает рынок

    Обычно коммунальное предприятие покупает природный уран у горнодобывающей компании в виде «желтого кека» (U 3 O 8 ) и конвертирует его в UF 6 . Затем он поставляет это сырье в USEC, платя им за компонент обогащения. USEC эксплуатирует свой энергоемкий завод по обогащению для выделения соответствующего количества обогащенного урана (например, при 3,5-5,0% U-235, оставляя много обедненного урана). Затем USEC возвращает обогащенный уран коммунальному предприятию для своего реактора.

    Для русского материала используется другая и несколько сложная система. Предприятие по-прежнему поставляет сырьевой компонент природного урана и платит USEC за компонент обогащения. Но вместо того, чтобы эксплуатировать свой завод, USEC платит русским за некоторое количество разбавленного оружейного урана и передает его коммунальным предприятиям в качестве «обогащенного» уранового топлива. Заказчики получают разбавленный российский материал, оплачиваемый так, как если бы это был их обогащенный уран.

    USEC платит России за компонент услуг по обогащению (в основном энергию) низкообогащенного продукта, который она получает. Это составляет около 5,5 млн ЕРР в год. Россия становится собственником соответствующего количества «сырья» природного урана, предоставленного USEC ее заказчиками из коммунальных служб для платных услуг по обогащению. По соглашению 1999 г. (ниже) не менее 72% корма продается компаниям Cameco, Areva и Nukem в пропорции 45/45/10, а остальное там же отправляется в Россию для внутреннего потребления. В 2009Росатом заявил, что его часть природного урана на сегодняшний день на сумму 2,7 миллиарда долларов США была получена в России.

    1999 г.

    Рыночное соглашение о поставке природного урана в USEC

    После многолетних зашедших в тупик переговоров по этому вопросу в начале 1999 г. правительствами США и России было одобрено крупное соглашение. В нем участвовало 163 000 тонн природного сырья U 3 O 8 , которое должно быть поставлено в течение оставшихся 15 лет действия американо-российского соглашения по ВОУ.

    Cameco, Cogema (теперь Areva) и Nukem подписали коммерческое соглашение с Тенекс в России, предоставив им «эксклюзивные возможности для покупки» 118 000 тонн из них (номинально 70%), оставив оставшуюся часть «в распоряжении Тенекс». Одно важное условие заключалось в том, что запасы, каждый из которых составляет около 26 000 тонн U3O8, будут храниться правительствами России и США в течение десяти лет, до 2009 года.. Запасы в США уже существовали, российские запасы были созданы в течение следующих нескольких лет за счет всех кормов, не закупленных Tenex или ее партнером, и Россия могла свободно продавать только то, что превышало этот объем.

    Новое соглашение не изменило общей ситуации со спросом и предложением, но устранило некоторые серьезные неопределенности в отношении того, как материал будет выпущен на рынок.

    Соглашение 1993 года значительно снизило объемы разведки урана и цены на уран, которые восстановились примерно до 2003 года.

    Плутоний и МОХ-топливо

    Разоружение также приведет к получению около 150-200 тонн оружейного плутония (Pu). Оружейный плутоний содержит более 93% делящегося изотопа Pu-239 и может использоваться, как реакторный Pu, в топливе для производства электроэнергии. Для него рассматривались следующие варианты:

    • Иммобилизация высокоактивными отходами — обработка плутония как отходов,
    • Изготовление оксида урана в качестве МОКС-топлива для сжигания в существующих реакторах,
    • Производство тория в качестве топлива для существующих российских реакторов,
    • Заправка реакторов на быстрых нейтронах.

    В 1994 г. США объявили, что около половины их военного запаса плутония является избыточным для военных нужд.

    Это включало некарьерный материал, и около 20 тонн материала были такого качества, что его невозможно было бы использовать для МОКС-топлива. В 2012 году было объявлено, что запасы плутония Министерства энергетики США составляют 95,4 тонны по состоянию на 2009 год, после того как некоторые трансурановые отходы, содержащие 4,8 тонны плутония, были утилизированы на экспериментальном заводе по изоляции отходов (WIPP) в Нью-Мексико. 95,4 т состояли из 81,3 т оружейного, 12,7 т топливного и 1,4 т реакторного плутония. С 1944 г. было произведено 103,4 т, еще 8,0 т поступило от промышленности, зарубежных стран и исследовательских реакторов. Около 3,4 тонны было использовано в испытаниях, 7,8 тонны выброшено как отходы и 2,8 тонны удалено иным образом. Запасы оружейного плутония в России неизвестны, но предполагается, что они того же порядка, что и в США.

    В июне 2000 года США и Россия договорились утилизировать не менее 34 тонн оружейного плутония к 2014 году. 7 стран должны были выделить около 2,5 млрд долларов США на создание российской программы.

    Последний изначально был ориентирован на МОКС-топливо для реакторов ВВЭР, высокая стоимость которого объяснялась тем, что это не было частью российской политики топливного цикла. США согласились разрешить использование российского плутония в реакторах на быстрых нейтронах БН-600 и БН-800, и сроки растянулись до 2018 года. Однако на этой основе финансирование G7 было недоступно, и Россия финансирует большую часть программы. при этом США внесли 400 миллионов долларов. 68 тонн оружейного плутония в обеих странах эквивалентны примерно 12 000 тонн природного урана.

    В 2011 г. вступил в силу протокол о внесении изменений в соглашение 2000 г., подтверждающий использование Россией быстрых реакторов и устанавливающий скорость утилизации оружейного плутония в каждой стране с 2018 г. на уровне 1,3 т/год. и проект США застопорился, Россия в одностороннем порядке расторгла соглашение в октябре 2016 года. В российский парламент был внесен законопроект с пояснительной запиской о том, что для отмены сделки есть как политические, так и технические причины, хотя она может быть продлена при определенных условиях.

    в связи с ослаблением санкций США. В указе президента говорится, что основной причиной отмены является «возникновение угрозы стратегической стабильности в результате враждебных действий США против России».

    Плутоний оружейного качества, поступающий в гражданский топливный цикл, должен храниться в условиях очень строгой безопасности, и для этого необходимы некоторые технические меры. Изготовленное из него МОКС-топливо должно разлагать его, чтобы плутоний-239 нельзя было извлечь. Когда стало ясно, что этого можно достичь, США отказались от своих планов иммобилизации большей части военного плутония*, и это отражено в соглашении с Россией от апреля 2010 года.

    * Некоторые подробности об иммобилизации приведены в приложении Synroc к информационному документу по обращению с радиоактивными отходами.

    Проекты в США

    После проверки окружающей среды и безопасности Комиссия по ядерному регулированию США санкционировала строительство завода по производству МОКС-топлива (MFFF) на площадке Министерства энергетики США в Саванна-Ривер в Южной Каролине компанией Duke, Cogema, Stone & Webster. Строительство началось в августе 2007 г. компанией Shaw Areva MOX Services. Он будет производить около 1700 гражданских МОХ-топливных сборок из обедненного урана и не менее 34 тонн оружейного плутония, в отличие от других МОКС-установок, которые используют свежий реакторный плутоний, содержащий около одной трети неделящихся изотопов плутония. Американские реакторы, использующие МОХ-топливо, должны будут получить на него лицензию. MFFF предназначен для превращения 3,5 т оружейного плутония в год в около 150 тепловыделяющих сборок с МОКС-топливом, как PWR, так и BWR. Проект включает в себя установку для демонтажа плутониевых ям и преобразования металлического плутония в оксид, что является сложным процессом и требует задержки.

    Shaw Areva MOX Services находится по контракту с Национальным управлением по ядерной безопасности (NNSA), которому будет принадлежать завод, который первоначально предполагалось ввести в эксплуатацию в 2016, а затем в 2019 году. Высокая стоимость завода – 3,5 миллиарда долларов плюс 1,3 миллиарда долларов на непредвиденные расходы. и $183 млн в год на эксплуатацию — оправдано соображениями нераспространения. Годовые затраты будут компенсированы выручкой.* Однако в начале 2014 года проект был исключен из бюджетного запроса Министерства энергетики для NNSA из-за роста затрат, поэтому его пришлось закрыть, хотя он был завершен на 60 %. Это оставило бы США в состоянии дефолта по двустороннему соглашению 2000 года, в то время как Россия выполнила свою часть.

    * Ниже приводится комментарий к этой ситуации в США от д-ра К. Вулфа, бывшего председателя Технической консультативной группы в области сосредоточения внимания на плутонии Министерства энергетики, в задачу которого входило консультирование по технологиям, позволяющим утилизировать избыточный плутоний. : В обсуждениях с Россией «США часто подчеркивали сложные технологические схемы иммобилизации плутония в состоянии, не допускающем распространения. Они включали растворы, синтетические породы, стекло и совместное захоронение с отработавшим ядерным топливом. Русские были поражены. Они не могли считают, что мы были готовы взять этот материал, на производство которого мы потратили миллиарды долларов, и просто выбросить его. Не просто выбросить, а потратить много дополнительных денег, чтобы избавиться от него. это был огромный энергетический ресурс. США в конце концов пришли к тому же выводу и решили преобразовать 34 метрических тонны оружейного плутония в МОКС-топливо для обеспечения электроэнергией экономики США». (Айкен Стандарт 08.10.09)

    В июне 2005 г. первые четыре тепловыделяющие сборки со смешанным оксидным топливом, изготовленным из военного плутония США (плюс обедненный уран), начали вырабатывать электроэнергию на атомной электростанции Катоба-1 компании Duke Power в Южной Каролине в экспериментальном порядке. Они включали 140 кг оружейного плутония. Плутоний был переработан в 2 тонны таблеток на заводе Кадраш, а затем переработан в топливные сборки на заводе Мелокс во Франции. Это судебное разбирательство завершилось удовлетворительно.

    Министерство энергетики к 2010 году перемещало весь свой излишек оружейного плутония, не связанного с ямами, — по сообщениям, 12,8 тонны — в Саванна-Ривер. После того, как материал будет собран там, планы Департамента по его утилизации включают использование трех объектов на площадке Саванна-Ривер: установка по изготовлению МОКС-топлива (MFFF, строится) на 7,8 тонны, существующая установка по переработке H-Canyon, за которой следует предлагаемая новая малотоннажная установка по остекловыванию плутония на остальные 5,0 тонны. Установка H-Canyon* является последней такой установкой в ​​США, способной перерабатывать отработанное ВОУ-топливо и аналогичные материалы, которые все еще находятся в эксплуатации.

    * Компания H-Canyon была создана в 1955 году и первоначально извлекала уран, нептуний и плутоний из использованного ВОУ-топлива военных и исследовательских реакторов. С 1998 года он рекуперирует ВОУ из деградировавших материалов и отработавшего топлива для его переработки в НОУ. Эта программа будет продолжаться до 2019 года.

    После того, как в сентябре 2007 года Министерство энергетики добавило 9 тонн плутония из демонтированного оружия к программе МОХ-топлива, что сделало 43,4 тонны избыточными для оборонных нужд и предназначалось для МОХ-топлива, NNSA решило, что завод в Саванна-Ривер также может производить стартовое топливо для усовершенствованных быстрых реакторов, часть программы инициативы усовершенствованного топливного цикла (AFCI).

    Тем временем в США был разработан «стандарт отработавшего топлива». Это указывает на то, что плутоний никогда не должен быть более доступным, чем если бы он был включен в отработавшее топливо и, таким образом, защищен от воздействия сильного гамма-излучения. Таким образом, завод по иммобилизации плутония, если и когда он будет построен, будет включать плутоний в версию Synroc (искусственный камень) и заключать его небольшие диски в контейнеры с остеклованными высокоактивными радиоактивными отходами. В качестве альтернативы плутоний будет смешиваться с продуктами деления и остекловываться на небольшом заводе, предложенном для Саванна-Ривер.

    Хорошо развитые мощности по производству МОХ-топлива в Европе позволяют предположить, что оружейный плутоний можно утилизировать относительно быстро. Вводимый плутоний оружейного качества, возможно, потребуется смешать с материалом реакторного качества или смешать с Pu-238, но использование такого МОКС-топлива в качестве 30% топлива в одной трети мощности реактора в мире приведет к удалению около 15 тонн плутония боеголовок в год. Это будет означать сжигание 3000 боеголовок в год для производства 110 миллиардов кВтч электроэнергии.

    Около 40 реакторов в Европе имеют лицензию на использование МОКС-топлива, а 30 французских реакторов имеют лицензию на использование его в качестве 30% своего топлива.

    Российские проекты

    Россия использует свой плутоний в качестве топлива для реакторов на быстрых нейтронах, таких как БН-600 и БН-800, а позже БРЕСТ в Белоярске. Ранее США настаивали на том, чтобы дублировать планы США по превращению его в МОКС-топливо для обычных реакторов последних моделей, и для этого Россия настаивала на том, чтобы США оплачивали все расходы. Но после объявления в 2006 г. Глобального партнерства по ядерной энергии с его предложениями по использованию быстрых реакторов возражения США против планов России исчезли. 34 тонны плутония, изначально имевшегося для МОКС-топлива, хватило бы на 1350 тепловыделяющих сборок легководных реакторов, но вместо этого он идет в МОКС-топливо для быстрых реакторов БН-600 и БН-800 — первый с МОКС-зоной на одну треть и последний с полным ядром MOX и составляет большую часть использования. США согласились внести 400 миллионов долларов США на покрытие этой стоимости, что намного меньше, чем для варианта с МОКС-топливом в реакторах ВВЭР. БН-600 будет работать без подложки, а БН-800 — при коэффициенте переделки менее 1,9.0007

    Небольшой завод по производству таблетированного МОХ-топлива работает на базе ПО «Маяк» в Озерске с 1993 г. для топлива БН-600 (40 тепловыделяющих сборок в год) и поставляет исходное таблетированное МОКС-топливо для пуска БН-800 .

    В 2015 году в Железногорске введен в эксплуатацию завод по производству МОКС-топлива мощностью 60 т/год, эксплуатируемый Горно-химическим комбинатом (ГХК). Это первое промышленное использование плутония в российском гражданском топливном цикле. Он производит топливные сборки с таблетированным МОХ-топливом для быстрых реакторов БН-800 и будущих реакторов БН-1200. МОКС может содержать до 30% плутония. Научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР или НИИАР) в Димитровграде имеет небольшой завод по производству МОХ-топлива, производящий виброупакованное топливо, которое легче перерабатывать.

    В сотрудничестве с ТВЭЛ Сибирский химический комбинат (СХК) в Северске производит опытные партии плотного смешанного нитридного уран-плутониевого (СНУП) топлива для быстрых реакторов, по сути прототипного топлива для разрабатываемых быстрых реакторов БРЕСТ. Сжигание пробной партии MNUP-топлива СХК в реакторе на быстрых нейтронах БН-600 началось в 2015 году. Реактор БН-800 имеет урановый бланкет, но будет работать как нетто-потребитель плутония в течение всего срока реализации проекта по утилизации. Ожидается, что совместно два реактора БН будут сжигать 1,5 тонны этого оружейного плутония в год.

    Ранее США и Россия намеревались продолжить совместную разработку газоохлаждаемого высокотемпературного реактора (ГТ-МГР) в России, что должно было «создать дополнительные возможности для ускорения утилизации плутония» примерно с 2015 года. Этот план утратил силу.

    Российско-американское соглашение 2000 г. запрещает переработку МОКС-топлива с использованием военного плутония, если плутоний выделяется, поэтому такая переработка будет заключаться либо в получении плутония плюс уран, либо плюс актинидов. Сообщается, что в России уже имеется 40 тонн выделенного реакторного плутония из переработанного топлива.

    Планы Великобритании

    В 1998 г. в Великобритании находилось около 7,6 тонн военного плутония, из которых 3,5 тонны были оружейного качества. В общей сложности 4,4 тонны впоследствии были объявлены избыточными для военных нужд. (Великобритания также имеет около 100 тонн реакторного плутония, использование которого оценивается.)

    Проект ториево-плутониевого топлива

    С начала 1990-х гг. особое внимание уделить использованию оружейного плутония в ториево-плутониевом топливе. Программа базировалась в Московском Курчатовском институте и включала американскую компанию Lightbridge Corporation (ранее Thorium Power) и финансирование правительства США для разработки топлива для российских реакторов ВВЭР-1000.

    В то время как обычное топливо использует обогащенный оксид урана во всей топливной сборке, новая конструкция имеет съемную центральную часть и компоновку бланкета с металлическими плутониевыми твэлами в центре и таблетками оксида урана-тория в обычных твэлах вокруг нее*.

    Th-232 в бланкете захватывает нейтроны, превращаясь в делящийся U-233, как и ядро ​​Pu-239. Материал бланкета остается в реакторе девять лет, а центральная часть горит всего три года (как в обычном ВВЭР). Конструкция запальных твэлов в центральной части основана на большом опыте реакторов ВМФ России.

    * Более точно: Обычная ТВС ВВЭР-1000 состоит из 331 стержня диаметром 9 мм каждый, образующих шестиугольную сборку шириной 235 мм. Здесь центральная часть каждой сборки имеет диаметр 155 мм и содержит затравочный материал, состоящий из металлического сплава Pu-Zr (Pu составляет около 10% сплава, а изотопно более 90% Pu-239) в виде 108 скрученных стержней треугольного сечения 12,75. мм с плакировкой Zr-1%Nb. Подкритический бланкет состоит из топливных таблеток оксида U-Th (1:9 U:Th, обогащение урана почти до 20%) в трубках оболочки 228 Zr-1% Nb диаметром 8,4 мм — четыре слоя вокруг центральной части. Материал бланкета достигает выгорания 100 ГВтд/т. Вместе как одна ТВС затравка и бланкет имеют ту же геометрию, что и обычная ТВС ВВЭР-1000.

    Торий-плутониевое топливо имеет четыре преимущества по сравнению с МОКС-топливом: устойчивость к распространению, совместимость с существующими реакторами, которые потребуют минимальной модификации для его сжигания, и топливо можно производить на существующих заводах в России. Кроме того, в одну ТВС можно поместить гораздо больше плутония, чем при использовании МОКС-топлива, так что его можно утилизировать в три раза больше, чем при использовании МОКС-топлива. Отработавшее топливо составляет примерно половину объема МОКС-топлива и даже менее вероятно, что позволит восстановить оружейный материал, чем отработавшее МОКС-топливо, поскольку в нем остается меньше делящегося плутония. Имея в России около 150 тонн оружейного плутония, ториево-плутониевый проект не обязательно будет противоречить существующим планам по производству МОХ-топлива и смешанного нитридного топлива. Однако программа, похоже, устарела.

    См. также информационные документы: Плутоний, Смешанное оксидное топливо, Изготовление топлива и Synroc.