Полная диагностика геометрии кузова, диагностика геометрии кузова лазерным методом
Кузов по праву является одной из самых значимых частей автомобиля. Он защищает внутренние механизмы и обеспечивает безопасность пассажиров. Поэтому так важна правильная геометрия кузова машины. Если ранее он был поврежден, то степень его прочности стремительно уменьшается, и велик риск негативных последствий при последующем столкновении. Вот почему необходимо своевременно проводить диагностику геометрии кузова.
Что такое геометрия кузова автомобиля
Геометрия кузова — это расстояние между контрольными точками, которые установлены производителем. Все кузовные детали должны точно располагаться относительно друг друга для обеспечения полноценной и верной работы механизмов, которые крепятся к кузову. К этим расстояниям относятся размеры дверных проемов, пространства под капотом и багажника.
От правильности геометрии кузова зависит ширина колеи и другие параметры, которые обеспечивают удобство и надежность при управлении автомобилем.
Причины нарушения геометрии кузова
К причинам, влияющим на нарушения геометрии кузова, относятся следующие факторы:
- Препятствия.
- Ямы и неровности на дороге.
- Аварийные ситуации.
В зависимости от степени тяжести того или иного фактора, влияющего на геометрию кузова, по-разному изменяются и размеры между его контрольными точками.
Основания для проведения диагностики
В основном диагностика геометрии кузова осуществляется при приобретении подержанного автомобиля. С ее помощью покупатель проверяет, в каком состоянии машина, были ли аварии, как за ней ухаживали. В редких случаях замеры проводят с целью профилактики и отслеживания качественных показателей расстояний между контрольными точками. Для того чтобы быть уверенным в надежности своего автомобиля, рекомендуется делать диагностику геометрии кузова хотя бы раз в год, ведь дорожное покрытие оставляет желать лучшего, а значит велики риски повреждений, которые невозможно определить «на глазок».
Методы диагностики
Среди методов проверки геометрии кузова можно выделить:
- Механические.
- Электронные.
Механическими приборами измерения считаются различные линейки и рулетки. Преимущество данного метода – недорогая цена. Недостаток – низкая точность. Электронные измерительные системы отличаются высокой точностью, ведь всю работу выполняет компьютер. Единственный минус – высокая стоимость услуги. Самыми популярными электронными системами являются: лазерные, контактные и оптические. Рассмотрим подробнее диагностику геометрии кузова лазерным лучом.
Принцип данной бесконтактной системы довольно прост. Сначала на кузове закрепляются специальные пластины – мишени со штрихкодами. Луч от них отражается, затем идет к лазерной головке, а компьютер считает точные координаты и высоты точек кузова. Главное преимущество диагностики геометрии кузова лазерным лучом состоит в том, что данная система позволяет производить замеры во время правки кузова и сравнивать с параметрами завода-изготовителя.
Диагностика геометрии кузова лазерным лучом – процедура, отличающаяся высоким качеством исполнения и точностью, а также скоростью выполнения.
Проверка геометрии кузова автомобиля. Подробно об измерении
В общем процессе ремонта кузова автомобиля очень важную роль играет процесс измерения геометрических параметров структурных элементов. Машину нельзя правильно отремонтировать без возврата контрольных точек кузова в первоначальное положение, определённое производителем. Для этого нужно делать измерения точно и по нескольку раз в процессе ремонта.
Существует несколько разновидностей измерительного оборудования. В целом, их можно разделить на 5 базовых типов:
- Линейки, рулетка, специальный циркуль
- Универсальные измерительные системы (механические)
- Специализированные системы с креплением
- Универсальные лазерные системы
- Компьютерные/электронные системы
Подробнее об измерительных системах можно прочитать здесь.
Измерения геометрии кузова автомобиля условно можно разделить на три вида:
- Измерение между контрольными точками. Осуществляется, чтобы сделать быструю проверку перед ремонтом и в процессе ремонта. Измерения производятся простой рулеткой, а также линейкой для проверки геометрии кузова.
- Сравнительное (сравниваются расстояния симметричных точек на разных сторонах кузова). Сравнительное измерение является универсальным самым быстрым и лёгким методом проверки геометрии повреждённого кузова. Производятся сравнения диагональных расстояний между симметричными точками. Можно измерять, сравнивая повреждённую часть автомобиля с неповреждённой.
- 3‑х мерное измерение (определяется пространственное положение контрольных точек относительно базовых плоскостей при помощи специального оборудования).
Измерения позволяют определить степень главных повреждений, выявить второстепенные повреждения и определить план восстановления.
Контрольные точки геометрии кузова автомобиля
Большинство контрольных точек представляют собой отверстия в структурных элементах кузова. Вообще, в качестве контрольных точек могут выступать любые стационарные точки на структурных элементах кузова. Можно мерить , к примеру, между симметричными углами.
Контрольные точки располагаются в вертикальной или горизонтальной плоскостях. Их места варьируются в зависимости от модели машины. В руководствах по ремонту указывается местоположение конкретных точек и расстояния между ними.
Измерения производятся между центрами контрольных отверстий или между их краями.Обычно измеряются расстояния от центра до центра этих отверстий, расположенных в противоположных сторонах автомобиля. Отверстия контрольных точек обычно имеют больший диаметр, чем кончики измерительной линейки. В этом случае нужно делать измерение от края до края отверстий.
При необходимости измеряются места крепления элементов подвески, так как они влияют на развал-схождение. Можно также измерять положение колёс.
В случае аварийной деформации, контрольные точки можно использовать для определения центральной плоскости машины, опираясь на его неповреждённую часть. Далее центральная плоскость поможет узнать степень отклонения повреждённой части или правильность ремонта.
При использовании измерительной линейки, желательно иметь в наличии информацию о заводских параметрах расстояний между контрольными точками. Сверяясь с этими параметрами, нужно учитывать, какие расстояния указаны (от центра к центру или от края к краю). Если нет информации о заводских геометрических параметрах кузова, то можно использовать неповреждённый автомобиль той же модели для сравнения расстояний. Также используется сравнительное измерение противоположной, неповреждённой части.
Правила измерения геометрии кузова автомобиля
- Перед проверкой геометрии автомобиль должен стоять ровно. Колёса должны быть накачены с одинаковым давлением. В конструкции некоторых линеек присутствует уровень, для удобства расположения линейки параллельно плоскости машины. Это бывает необходимым, когда есть конкретные данные расстояний между контрольными точками для измерительной линейки. Нужно учитывать, что в некоторых руководствах по ремонту показаны расстояния для измерительной линейки (значениями на шкале линейки), а в других расстояния от точки к точке (фактическое расстояние). Это могут быть разные значения.
- Таким образом, для правильного измерения, линейка должна располагаться параллельно кузову, иначе показания будут некорректными (опять же, если осуществляется сравнение с данными расстояний для её шкалы). Для этого иногда указатели линейки должны быть выдвинуты на разную длину.
В этом случае показания на шкале линейки могут не совпадать с реальным расстоянием и требуют дополнительного замера рулеткой между указателями. Когда указатели выдвинуты на одинаковую длину, то значение на шкале совпадает с фактическим.
- Измерения делаются по фиксированным точкам кузова, таким как болты, разъёмы или отверстия и пр.
- Каждое измерение должно проверяться с помощью двух дополнительных контрольных точек.
- Лучше измерять более длинные расстояния. Так можно получить наиболее достоверную картину смещения структурных элементов.
- В некоторых случаях измерение и сравнение длины двух противоположных сторон дают лучшее представление о деформации, чем диагональные измерения. Нужно использовать диагональные замеры в совокупности с замерами длины.
- При измерении и ремонте разрешается определённый допуск (суммарный допуск не более 3 мм).
Допуск в 3 мм был долгие годы разрешён при производстве автомобилей. В сегодняшние дни многие производители изготавливают кузова с нулевым допуском.
- Измерение расстояния между отверстиями одинакового диаметра делаются от центра к центру, либо от края к краю. Расстояние между креплениями делается от центра к центру (к примеру, между центрами головок болтов).
- Расстояние между отверстиями разного размера производится двумя измерениями. Первый замер делается между внутренними краями отверстий, второй делается между наружными краями отверстий. Далее два получившиеся значения суммируются и сумма делится на 2. Результатом будет расстояние между центрами отверстий разного размера.
Проверка геометрии кузова рулеткой
Рулетка используется, когда нет препятствий между измеряемыми точками. При измерении рулеткой нужно, чтобы лента не была изогнута. Смотреть на шкалу нужно только под углом 90 градусов и каждый раз с одинакового места, чтобы не ошибиться в значении. Нужно, чтобы фиксатор ленты не имел излишнего люфта. Лента рулетки должна лежать ровно между точками, чтобы измерение было корректным. Для удобства работы с небольшими отверстиями, фиксатор ленты можно доработать (см. рисунок).
Линейка для измерения геометрии кузова автомобиля
Раскладная измерительная линейка является наиболее часто применяемым устройством для проверки геометрии кузова.
Измерительная линейка способна мерить расстояние между двумя точками. Каждое расстояние должно проверяться двумя дополнительными контрольными точками.
Современная линейка для измерения геометрии кузова является телескопическим устройством с регулируемыми по высоте указателями. Даже при раскладывании на полную длину, она не даёт погрешности. В зависимости от типа используемой линейки может потребоваться дополнительный замер между указателями. К дополнительным аксессуарам относятся насадки и расширения для плотного размещения в отверстиях.
Линейка позволяет производить измерения при наличии препятствий между измеряемыми точками.
Все автомобили симметричны относительно воображаемой центральной плоскости, расположенной вдоль центра машины. Однако, бывает несколько точек на некоторых авто, которые, по разным причинам, не симметричны, но они не делают всю машину ассиметричной. Без симметрии автомобиль было бы очень сложно изготовить, да и продать.
Важно, чтобы указатели были плотно вставлены в отверстия.
Как было упомянуто ранее, если указатели были выставлены на разную высоту, то значение на шкале линейки может отличаться от фактического расстояния между измеряемыми точками. Для корректного значения нужно дополнительно мерить расстояние между указателями рулеткой.
Линейка и указатели должны быть ровными. Указатели должны располагаться на 90 градусов относительно линейки и не иметь люфта.
Важно, чтобы при измерении длина указателей была выставлена на одинаковом расстоянии.
Если не требуется получить точные значения, а производится сравнение одной стороны с другой, то линейка не обязательно должна располагаться параллельно плоскости машины. Можно сравнивать расстояния с противоположной частью, а также с подобными точками такого же целого авто.
Указатели не нужно надавливать при измерении, чтобы они не гнулись и показания не искажались. Данную линейку можно изготовить самому (см. статью).
В дополнение к диагональным измерениям необходимо делать замеры длины и ширины. Это даст более точное представление о правильности расположения контрольных точек. Диагональные измерения могут совпадать, даже если есть смещение обеих сторон.
Сравнительное измерение геометрии кузова автомобиля
Самый быстрый метод измерения повреждённой части кузова – сравнительное измерение. Для этих целей хорошо подходит специальный циркуль, но также можно использовать и измерительную линейку. Если, к примеру, делать замеры пространства под капотом, то одна часть циркуля вставляется в одно из болтовых отверстий, расположенных у лобового стекла, а другая ставиться к любому месту, которое нужно сравнить с противоположной стороной. Далее циркуль фиксируется специальным механизмом и переставляется на такие же точки с противоположного места. Таким образом можно быстро проверить несколько симметричных точек и понять куда произошло смещение структурных элементов. Подобным образом циркулем можно измерять любую часть машины. Такое сравнение можно делать множество раз в процессе ремонта для контроля.
Циркуль для сравнительного измерения геометрии кузова
Циркуль для сравнительного измерения геометрии кузова напоминает по конструкции обычный циркуль. Два указателя соединены вместе и не имеют какой-либо шкалы. Для сравнительного замера необходимо каждый из указателей поместить в отверстие контрольных точек, расстояние между которыми необходимо проверить. Далее указатели фиксируются специальным фиксатором, входящим в конструкцию устройства, и циркуль переставляется на точки, расположенные с противоположной части, для сравнения. При необходимости можно замерить расстояние между указателями при помощи рулетки. Такой циркуль хорош тем, что можно очень быстро сделать сравнение двух сторон автомобиля для определения степени несоответствия. Им можно сравнивать самые труднодоступные места. Такой инструмент несложно изготовить самому.
Трёхмерное измерение кузова автомобиля
Трёхмерное измерение включает в себя измерение длины, ширины и высоты структурных элементов кузова. Оно осуществляется трёхмерными измерительными системами.
Принцип таков, что при помощи измерительной системы получают расстояние от воображаемых основных плоскостей кузова: центральной, основной и нулевой (см. иллюстрацию).
Эти плоскости является воображаемыми. Такие плоскости устанавливаются и используются трёхмерной измерительной системой.
Ширина измеряется от центральной плоскости автомобиля, длина от нулевой плоскости, а высота от основной (расположенной параллельно днищу).
Центральная плоскость
Центральная плоскость или центральная линия делит автомобиль на две одинаковых половины вдоль. На некоторых машинах существуют метки, показывающие центр автомобиля. Такие метки отштампованы на металле кузова как в верхней, так и в нижней его части. Этим можно воспользоваться при замере простой измерительной линейкой или рулеткой. Они помогают сохранить время при проведении замеров. Расстояние от центра до конкретной точки справа будет таким же, что и расстояние от центральной линии к такой же точки слева. Большинство автомобилей сделаны симметричными за исключением некоторых точек. Одна часть кузова должна быть зеркальной противоположной стороне.
Измерение днища кузова
На днище производятся как диагональные измерения, так и проверка на скручивание и смещение относительно центральной линии.
Скручивание или смещение относительно центра можно проверить на центральной секции кузова.
Для такой проверки существует метод подвешивания центрирующих линеек в контрольные отверстия на днище. Места, на которые подвешиваются линейки, не должны быть деформированы. Подвешивается несколько линеек вдоль силовых элементов днища. Если они параллельны, то скручивания нет, если не параллельны, то скручивание присутствует. Центр линеек также должен совпадать, иначе существует смещение относительно центральной плоскости.
Печатать статью
Подгонка геометрии кузова – Mike’s Bikes
Собеседование с гонщиком
Сначала специалист по фитнесу захочет познакомиться с вами как с гонщиком. Вы обсудите историю травм, опыт катания, текущие проблемы и стремления, прежде чем начать анализировать свое положение.
Всесторонняя оценка физического состояния и гибкости
Занятие будет включать тщательную оценку физического состояния и гибкости. Включая анализ текущей структуры стопы, силы кора, диапазона движений подколенного сухожилия и бедра, а также вращения таза и многих других. Эта информация позволяет вашему специалисту по физподготовке точно оценить ваше оборудование для точки касания (руль, седло, обувь/педали) и внести коррективы на прочной биомеханической основе.
Выбор седла
С помощью измерительных инструментов наш специалист по подгонке оценит ширину вашего таза. Принимая во внимание эти данные, а также ваш индивидуальный стиль езды, вы будете работать со своим специалистом по фиту, чтобы определить подходящую ширину, контур и плотность седла для ваших конкретных потребностей в езде.
Оптимизированное положение седла
Обеспечение правильного положения седла является ключевым компонентом посадки велосипеда. Ваш специалист по фитнесу поможет вам занять такое положение в седле, которое обеспечивает низкую ударную нагрузку, высокую эффективность и правильное разгибание ног для вашего велосипедного путешествия. Используя колено в качестве точки опоры, мы эффективно установим ваше положение по отношению к оси педали, оптимизируя выходную мощность и обеспечивая комфортное и эффективное вращение педалей.
Выбор руля (ширина, вылет, форма капли)
Потратьте время, чтобы узнать, что вам больше всего нравится от езды, и используя свою уникальную конструкцию в качестве основы; Ваш специалист по фитнесу будет работать с вами над подходящей формой руля, вылетом и шириной, чтобы поддерживать вашу уникальную структуру верхней части тела и улучшать ваши впечатления от езды.
Оптимизированный угол между бедром и туловищем, полученный на основе физической оценки.
Предпочтительный опыт
Ищете ли вы вертикальную, комфортную посадку или агрессивную гоночную посадку; Ваш специалист по фитнесу поможет вам оптимизировать расположение руля, чтобы обеспечить комфорт, мощность и эффективность при езде в капюшонах, накладках и верхней части руля.
Вращение руля и положение переключателя передач
После оптимизации угла наклона туловища и бедер ваш специалист по фитнесу найдет время, чтобы отрегулировать вращение руля и положение переключателя передач. Это обеспечит удобный доступ к переключателю и нейтральный угол запястья как в положении капота, так и в положении опускания руля.
Полная оценка и регулировка Z-плоскости с учетом несоответствия длины ног, структуры стопы и оптимизации выравнивания бедер, коленей и лодыжек.
Ключом к эффективному, мощному и удобному вращению педалей является правильная установка шипов и обуви. Таким образом, ваш специалист по фитнесу будет учитывать все аспекты выравнивания шипов и структуры стопы. Используя различные стельки, внутренние и внешние клинья и прокладки, ваш специалист по фитнесу будет работать с вами, чтобы оптимизировать ваши отношения как с вашей обувью, так и с педальной системой; создание идеального союза между вами и вашей поездкой.
3D-анализ с использованием системы захвата движения Retul
Retül — это наша система 3D-анализа, которая позволяет нам лучше адаптировать велосипед к вашим потребностям. Светодиодные маркеры стратегически расположены на восьми анатомических точках всадника: запястье, локоть, плечо, бедро, колено, лодыжка, пятка и носок. Пока водитель крутит педали, сенсорная планка Retül собирает в режиме реального времени трехмерные данные о нажатиях на педали и движениях водителя.
ПОДДЕРЖКА
1 год поддержки по устранению неполадок для вашей позиции (*установка нового оборудования может быть платной) 1 год скидок на дополнительные настройки велосипеда и новые позиции! Дополнительный флэш-накопитель с видеоанализом, отчетом о посадке и измерениями гонщика. Дополнительный рулон ленты Bike Smart Route 66 Bar. Дополнительный год поддержки доступен для покупки
Специализированная геометрия тела FIT — Что стоит за этой концепцией?
Одно можно сказать наверняка: каждый человек уникален! Поэтому вполне логично, что у каждого есть очень индивидуальные потребности, когда дело доходит до положения на велосипеде. В результате длительного сотрудничества с доктором Прюиттом из Центра спортивной медицины в Боулдере компания Specialized разработала технологию Body Geometry FIT. Это комплексный метод регулировки велосипеда, который учитывает личные потребности гонщика, поэтому велосипед адаптируется к гонщику, а не гонщик к велосипеду. Мы внимательно изучили концепцию Specialized Body Geometry FIT и провели индивидуальную примерку.
Утром во вторник я поехал вместе с гонщиком-испытателем ENDURO Винценцем в немецкий специализированный штаб в Хольцкирхене недалеко от Мюнхена. Vinzenz вот-вот получит персональную корректировку Body Geometry FIT. Вскоре после 9:00 мы встретили Себастьяна, который будет проводить примерку, мы сопроводили его в одну из студий и сразу приступили к работе.
Часть 1: Интервью
Примерка начинается с Интервью, в котором Себастьян дает представление о человеке, который сейчас стоит перед ним. Каким видом велоспорта он занимается, каковы его цели на сезон, проходил ли он уже велосипедную примерку, есть ли у него какие-либо текущие физические проблемы и есть ли в анамнезе травмы, о которых ему необходимо знать? Все эти факторы влияют на конечную позицию на велосипеде
Себастьян в интервью Vinzenz. Гонщик-испытатель эндуро зимой много играет в хоккей и уже получил травму плеча. Вся эта информация играет важную роль при примерке велосипеда. Понятно, что вся личная информация будет строго конфиденциальной. Даже собака не может слушать здесь.Часть 2: Проверка
После допроса следует предварительное расследование. Особое внимание уделяется изучению гибкости и анатомических особенностей клиентов. Все эти факторы в конечном итоге имеют решающее значение для положения на велосипеде и выбора различных компонентов, таких как седло и вставки в обувь. С помощью различных физиологических тестов Себастьян в конечном итоге различает шаблон людей, стоящих перед ним.
Часто мелочи решают все. Таким образом, расстояние между седалищными костями имеет решающее значение для выбора правильной ширины седла. Это, в свою очередь, влияет не только на комфорт при езде, но и на посадку в целом. Например, если таз наклонен из-за слишком маленького седла, теряется устойчивость вперед-назад, которую приходится компенсировать верхней частью тела.
Себастьян разъяснил важность хорошего подходящего седла. В приседаниях на одной ноге речь идет не о силе добровольцев. Важно движение. Каков личный след? Нужны ли какие-либо улучшения? Все это определяется при осмотре.Часть 3. Подгонка велосипеда
После того, как все данные от Vinzenz были собраны, пришло время для последнего шага — адаптации велосипеда. В данном случае это было сделано не только с помощью экспертного взгляда Себастьяна, но и с помощью двух камер, подключенных непосредственно к системе данных BG Fit.
Наше мнение:
По общему признанию, мы скептически относились к тому, как метод Body Geometry FIT, который мы раньше знали только по шоссейному велоспорту, можно будет применить к горному велосипеду. Для нас удобная посадка при езде всегда находится в противоречии с наилучшей производительностью на спуске. Однако после почти трех часов примерки мы были очарованы сложностью темы сидячего положения.