3Июн

Проверка датчика детонации: Датчик детонации – его функция в автомобиле и диагностика неисправностей

Датчик детонации – его функция в автомобиле и диагностика неисправностей

Датчик детонации – это важный элемент системы управления двигателем внутреннего сгорания, который регистрирует любые изменения в его работе. Он применяется для обнаружения акустических колебаний, происходящих при возникновении явления детонации в двигателе. При помощи данных, которые передаются датчиком на электронный блок управления (ЭБУ), регулируется момент зажигания. Когда происходит детонация, зажигание задерживается до момента устранения проблемы, после этого постепенно восстанавливается его первоначальная синхронизация. Если датчик неисправен, то нарушается обратная связь и ЭБУ начинает работать некорректно.

Принцип работы датчиков детонации

Процесс детонации или микровзрыва в двигателе внутреннего сгорания неизменно сопровождается возникновением вибрации определенной частоты. Датчик детонации фиксирует даже малейшее изменение в работе двигателя благодаря своей чувствительности к внешним механическим воздействиям.

Внутри каждого датчика расположен пьезоэлемент, который преобразует механические колебания, возникающие при детонации, в электрические импульсы. Эти импульсы подаются на электронный блок управления (ЭБУ), который по предустановленным алгоритмам обрабатывает сигнал. При определенных показаниях ЭБУ начинает менять режимы для сохранения работоспособности мотора.

Виды датчиков детонации:

  • резонансный;
  • широкополосный.

Резонансный датчик представляет собой бочкообразное устройство и имеет один канал вывода. Он генерирует напряжение при колебаниях частот, находящихся в определенном диапазоне, которые должны соответствовать детонации в двигателе. Спектр акустических колебаний, которые образуются в результате микровзрыва, рассчитывается заранее. Датчик конструктивно настраивается на необходимые колебания. И посылает сигнал контроллеру только при их обнаружении.

 

Частота колебаний неодинакова и зависит от разных факторов – диаметра поршня, конструкции двигателя и других.

Соответственно, и датчики тоже будут устанавливаться с разными техническими характеристиками. Это создает неудобство при их использовании, поэтому в новых моделях машин они применяются намного реже.

Широкополосный датчик детонации обладает меньшей чувствительностью, но более надежен и регистрирует колебания частот в более широком диапазоне. В основе его конструкции лежит пьезоэлемент, который преобразует любое механическое воздействие в электрический импульс. Изменяемое напряжение поступает на два канала вывода, входящих в конструкцию датчика. Затем он передает весь диапазон электрических импульсов на блок управления. Там вся информация обрабатывается с помощью встроенных алгоритмов. Затем принимается решение о том, является ли каждое из поступающих колебаний частот детонацией. Считается универсальным и подходит для любого автомобиля. Применяется для современных моделей машин намного чаще резонансного.

Способы проверки датчика детонации

В некоторых случаях блок управления может сообщить об ошибке датчика, активировав лампочку на приборной панели. Проверить его работоспособность можно двумя основными методами – механическим и с помощью мультиметра.


Неисправный датчик детонации негативно влияет на режим работы двигателя, что ведет к повышенному расходу топлива, проблемам при запуске, потерям различных динамических характеристик и другим проблемам, касающихся корректной работы двигателя. Существует несколько вариантов диагностики датчика детонации. Для некоторых из них понадобится демонтаж устройства, для других снимать датчик с места установки необязательно.

Измерение напряжения

Диагностика работоспособности датчика производится при помощи мультиметра, который может быть как электронным, так и механическим. Проверку можно провести на месте, но удобнее будет демонтировать датчик. Мультиметр ставится в режим измерения постоянного напряжения. Затем щупы измерительного прибора присоединяются к обоим выводам датчика. Качество соединения должно быть хорошим, потому что от этого напрямую будет зависеть результат проверки.

Некоторые мультиметры обладают малой чувствительностью и могут не уловить слабые скачки напряжения.


После подключения нужно продеть небольшой цилиндрический предмет в центральное отверстие датчика и надавить на него. Усилие, которое образуется во внутреннем металлическом кольце, создаст необходимое для проверки напряжение. Мультиметр без давления должен показывать нулевое значение, а при увеличении механического воздействия показатель должен расти пропорционально приложенной силе. Есть еще один вариант – положить демонтированный датчик на ровную поверхность, обладающую хорошей проводимостью звуковых волн, а затем несколько раз постучать по датчику или возле него. Отображаемые показатели напряжения на вольтметре позволят быстро оценить корректность работы датчика.

Аналогично проводится проверка не демонтированного датчика. Для этого нужно отсоединить его контакты и подключить к ним мультиметр. Затем можно надавить на датчик или постучать рядом с ним металлическим предметом. Исправный датчик среагирует на прикладываемую силу и на мультиметре отобразится напряжение, прямо пропорциональное силе приложенного воздействия.

Таким же образом можно проверить и резонансный тип датчика. Измерительный прибор соединяется с выходным контактом и корпусом датчика. После этого производится несколько ударов по корпусу и оцениваются показания на экране мультиметра. Скачкообразные изменения напряжения свидетельствуют о хорошей работе. Если измерительный прибор не реагирует на механическое воздействие, то нужно провести испытание датчика другим способом, чтобы исключить слабую чувствительность мультиметра.

Измерение сопротивления

Оба типа датчиков можно проверить с помощью измерения внутреннего сопротивления, включив мультиметр в соответствующий режим. Правила проведения испытаний аналогичны предыдущему методу. Диагностика может проводиться в динамическом режиме, в процессе работы устройства или можно демонтировать его и положить на ровную поверхность с хорошей проводимостью звуковых колебаний. При ударе по датчику или недалеко от него, значение сопротивления при его исправности будет возрастать пропорционально приложенной силе.

Диагностика датчика этим способом более точная, потому что значения колебаний сопротивления намного больше колебаний напряжения. Существующая вероятность того, что мультиметр не отреагирует на колебания в силу его низкой чувствительности, полностью исключается.

В обоих вариантах проверки нужно следить не только за числовыми колебаниями напряжения и сопротивления, но и за тем, чтобы эти показатели возвращались к первоначальным цифрам при отсутствии механического воздействия. Если этого не происходит, то значит, датчик неисправен и подлежит замене.

Использование осциллографа для проверки датчика

Диагностика этим методом самая достоверная и позволяет не только определить сам факт работы устройства, но и оценить исправность его составных элементов. Испытания проводятся с демонтированным датчиком детонации.

Подсоединяется осциллограф к контактам датчика аналогично мультиметру. Затем оценивается форма амплитуды сигнала, которая появляется на измерительном приборе. При отсутствии звуковых колебаний осциллограф будет показывать прямую линию. Но если постучать по датчику или около него, то прибор начнет показывать всплески амплитуды, высота которых зависит от силы ударов.

Форма отображаемого сигнала обладает важным диагностическим значением. В исправно работающем датчике детонации сигнал визуально представляет собой единичную пику с гладкими краями. В случае отображения на устройстве нескольких пик, а также если края сигнала имеют зазубрины, то это говорит часто о некорректной работе пьезоэлемента. В этом случае он подлежит замене.

  Как и в предыдущих вариантах испытаний, отсутствие каких-либо изменений сигнала во время механического воздействия, или ситуация, при которой амплитуда не сокращается до своих первоначальных значений при отсутствии механического воздействия, свидетельствует о неисправности датчика.


Проверка на разъеме ЭБУ

Чтобы осуществить такую проверку, нужно внимательно изучить электрическую схему автомобиля, которая у каждой модели индивидуальна, и найти нужный контакт разъема датчика детонации. Далее снимается колодка с блока управления и находятся два нужных контакта. Именно к ним и подсоединяется мультиметр, который нужно включить в режиме измерения постоянного напряжения с пределом в 200 мВ. Если щупы измерительного прибора не подсоединяются напрямую, можно воспользоваться гибкими проводами, чтобы получить надежный контакт. Затем нужно постучать недалеко от датчика и оценить значения выходного напряжения на мультиметре.

При исправно работающем датчике показатели будут меняться скачкообразно и при отсутствии ударов возвращаться к первоначальным значениям. Преимущество данного метода проверки заключается в том, что параллельно с работоспособностью датчика проверяется состояние проводки. Это является важным моментом, потому что с течением времени по разным причинам она может повреждаться.


Тогда в проводах под действием посторонних магнитных и электрических полей появляются различные сигналы, которые не связаны с работой датчика детонации. Блок управления в этом случае будет работать некорректно. Качество работы контактов можно проверить, изгибая и подергивая провода. Это позволит исключить ситуацию, когда контакт нестабилен из-за механических вибраций, что часто случается в корродирующих местах заделки проводов.

Проверка датчика при работающем двигателе

Простой метод диагностики датчика детонации. Во время работы двигателя на холостых оборотах рядом с прибором наносят удары металлическими предметами. Датчик передает информацию на блок управления, который по определенным алгоритмам воспринимает это механическое колебание как детонацию. И начинает снижать обороты двигателя, что прекрасно можно услышать. Этот метод диагностики работает не всегда и зависит от особенностей отдельной модели автомобиля. Например, в некоторых машинах датчик работает, только когда коленвал находится в определенном положении.



В современных моделях ЭБУ имеет сложные алгоритмы, где решение о возможной детонации принимается на основании многих факторов: температура двигателя, скорость движения, количество оборотов и прочие. Таким образом, если обороты снизились, то датчик полностью исправен, если нет – нужно воспользоваться другими методами проверки, чтобы подтвердить или опровергнуть полученный результат.

Датчик детонации — неисправности и замена

Что это такое и зачем нужен датчик детонации

Любой опытный водитель прекрасно знает, что работа двигателя имеет очень сильную зависимость от угла опережения зажигания. Ведь при опоздании данного параметра мощность двигателя заметно снижается, при этом, значительно возрастает потребление топлива, а мотор может очень быстро перегреться. При запоздалом угле зажигания возникает, так называемая, детонация, которая заставляет клапана перегорать и снижает мощность двигателя.

Дело в том, что узнать о том, произошла детонация или нет, мы не можем, так как не имеем доступа к камере сгорания двигателя для его визуального осмотра. Однако, конструкторы автомобильной промышленности разработали специальное электронное устройство для двигателей с распределенным впрыском топлива, которое позволяет фиксировать это неприятное явление.

Датчик детонации устанавливается на двигатель внутреннего сгорания и подключается к блоку управления двигателем. Он фиксирует детонацию в камерах сгорания и задает такой режим работы двигателя, чтобы исключить возможность появления детонации в дальнейшем.

Такое устройство состоит из самого датчика, пластикового корпуса, который крепится к двигателю при помощи болта и специального штекерного разъема, который осуществляет присоединение датчика к электрической цепи автомобиля. Конструкция датчиков для разных моделей автомобилей может иметь существенные отличия, однако в целом, они выполняют одну и ту же функцию и, практически, не имеют различий по внутреннему устройству.

На ВАЗ 2114 датчик детонации располагается прямо под свечами зажигания рядом с масляным щупом и крепится на одном болте.

Признаки неисправности датчика детонации

В процессе эксплуатации датчик может выйти из строя и обнаружить это без бортового компьютера становится нереальным. Для счастливых обладателей этих устройств есть два признака, по которым можно определить, что датчик находится в неисправном состоянии.

  • Если бортовой компьютер автомобиля выдает ошибку под шифром Р0328. Он свидетельствует о слишком высоком уровне сигнала датчика детонации. Также, это может проявляться при повышенном шуме работы двигателя. После появления такой ошибки рекомендуется обратиться на станцию технического обслуживания для проведения диагностики неисправностей устройства.
  • Второй шифр содержит цифры 0327, которые обозначают низкий уровень сигнала датчика детонации. Такое может возникнуть при длительном спуске на передаче или когда датчик нуждается в замене. В любом случае, потребуется диагностика устройства.

Кстати, обнаружить поломку датчика можно не только с помощью специалистов автосервиса. Для этого можно приобрести специальное оборудование, к которому он подключается для проверки.

Видео — Метод проверки датчика детонации (ДД)

Замена датчика детонации ВАЗ 2114

Езда с неисправным датчиком недопустима. Ведь, как и любое устройства контроля и регулировки режима работы двигателя, датчик детонации должен быть всегда в исправном состоянии, так как нарушение всех этих процессов может привести к серьезной поломке мотора. В данном случае, возникающая детонация, помимо снижения мощности двигателя, действует разрушительным образом на мотор в целом. Детонация является, по своей сути, взрывом, который повышает давление в камере сгорания и разрушает поршни, клапана и может нанести серьезные повреждения цилиндру. Поэтому своевременная замена неисправного датчика детонации является обязательной процедурой при техническом обслуживании автомобиля.

На ВАЗ 2114 предусмотрено два вида датчика: двухконтактные и одноконтактные. Данные устройства имеют существенные различия и применение одних, вместо других не допустимо. Покупайте только тот датчик, который должен стоять на вашем двигателе.

Одноконтактный датчик выкручивается торцовым ключом. Перед этим необходимо выключить зажигание и снять с него электрическую проводку.

В случае с двухконтактным датчиком, выкручивается не он сам, а гайка, на котором он крепится. Перед  снятием нужно также, отключить зажигание и снять штекер с проводами.

После этого установите новый датчик, затяните крепление и наденьте на него провода. Для устранения всевозможных ошибок необходимо снять клемму аккумулятора, примерно, на 30 секунд и снова подключить.

На этом замена датчика завершена. Удачи на дорогах!

Страница не найдена — UnderhoodService

Перейти к содержимому

Основная навигация

Искать:

Реклама

Social Connect
Ресурсы
Наш бренд Family

Технические ресурсы для диагностики и устранения неполадок, связанных с обслуживанием двигателя.

Подписаться

Похоже, в этом месте ничего не найдено. Может, попробовать поискать?

Искать:

Архивы

Попробуйте поискать в месячных архивах. 🙂

АрхивыВыбрать Месяц Апрель 2023 Март 2023 Февраль 2023 Январь 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 20 21 октября 2021 г. сентябрь 2021 г. август 2021 г. июль 2021 г. июнь 2021 г. Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 г. Сентябрь 2017 г. Август 2017 г. Июль 2017 г. Июнь 2017 г. Май 2017 г. Апрель 2017 г. Март 2017 г. Февраль 2017 г. Январь 2017 г. Декабрь 2016 г. Ноябрь 2016 г. Октябрь 2016 г. Сентябрь 2016 г. Август 2016 г. 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 август 2013 г. июль 2013 г. июнь 2013 г. май 2013 г. апрель 2013 г. март 2013 г. февраль 2013 г. январь 2013 г. декабрь 2012 г. ноябрь 2012 г. октябрь 2012 г. сентябрь 2012 г. август 2012 г. 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 г. Июнь 2011 г. Май 2011 г. Апрель 2011 г. Март 2011 г. Февраль 2011 г. Январь 2011 г. Декабрь 2010 г. Ноябрь 2010 г. Октябрь 2010 г. Сентябрь 2010 г. Август 2010 г. Июль 2010 г.ноябрь 2009 г. октябрь 2009 г. сентябрь 2009 г. август 2009 г. июль 2009 г. июнь 2009 г. май 2009 г. апрель 2009 г. март 2009 г. февраль 2009 г. январь 2009 г. декабрь 2008 г. ноябрь 2008 г. 2008 Февраль 2008 Январь 2008 Декабрь 2007 Ноябрь 2007 октябрь 2007 г. сентябрь 2007 г. август 2007 г. июль 2007 г. июнь 2007 г. май 2007 г. апрель 2007 г. март 2007 г. февраль 2007 г. январь 2007 г. декабрь 2006 г. ноябрь 2006 г. 2006 г. Январь 2006 г. Декабрь 2005 г. Ноябрь 2005 г. Октябрь 2005 г. Сентябрь 2005 г. Август 2005 г. Июль 2005 г. Июнь 2005 г. Май 2005 г. Апрель 2005 г. Март 2005 г. Февраль 2005 г. Январь 2005 г. Декабрь 2004 г. Ноябрь 2004 г. Октябрь 2004 г. Сентябрь 2004 г. Август 2004 г. 2004 г. сентябрь 2001 г. январь 2000 г.

Датчики детонации

Член Австралийской ассоциации послепродажного обслуживания автомобилей

Последние новости

Датчики детонации

Что нужно знать техническому специалисту о типах, функциях, диагностике и методах проверки обычных датчиков детонации.

Функция датчика детонации : Производители автомобилей уже много лет проектируют автомобили с учетом строгих требований к выбросам. Мы видели более обедненные смеси, которые необходимы для выполнения некоторых требований по выбросам. К сожалению, более бедные смеси также создают повышенную вероятность детонации двигателя или детонации, как это обычно называют
в промышленности.

Использование датчиков детонации в качестве чувствительного монитора вибраций двигателя, создаваемых детонацией, может позволить подавать электрический обратный сигнал на блок управления двигателем для запуска условия замедления зажигания, которое может изменять величину замедления таким образом, чтобы предотвратить детонацию и снизить производительность двигателя. заторможенный.

Как правило, они располагаются как можно ближе к месту горения, где детонационные колебания лучше всего контролируются. Количество датчиков варьируется в зависимости от конструкции двигателя: от простого одиночного блока на рядном двигателе до четырех ныне распространенных датчиков, устанавливаемых на V-образный двигатель Toyota/Lexus для более точного контроля.

К сожалению, многие из этих устройств находятся в «труднодоступных» местах, что требует много времени для тестирования/диагностики/замены, поэтому важно, чтобы в качестве замены устанавливались только устройства надлежащего качества.

Типы распространенных пьезоэлектрических датчиков детонации , которые создают напряжение переменного тока на основе вибрации или шума.

Mass Piezo Electric, тип – Улавливает шум во всем диапазоне частот – может улавливать механические шумы двигателя.

Resonance Piezo Electric (обычно до 1000 Гц) — улавливает шум, относящийся к частотам детонации. Фильтрует двигатель и другие механические шумы.

Примечание: Выходной сигнал переменного тока датчика детонации типа Mass Piezo можно легко идентифицировать визуально на подходящем осциллографе, используя металлический стержень или молоток и слегка постукивая рядом с самим датчиком (не по нему), чтобы имитировать вибрации. Это обычно называется активным тестом.
Сигнал датчика детонации резонансного пьезоэлемента требует определенной частоты вибрации, и этот метод не является точным.

Чтобы свести к минимуму ВЧ (радиочастотный) шум, влияющий на работу датчика детонации, обычно используется экранированный провод от датчика детонации к PCM. Как правило, это однопроводные датчики. Двухпроводные датчики детонации используют второй провод в качестве экрана и опорного заземления сигнала.

Типичные признаки неисправности датчика детонации.

  • Горит сигнальная лампа двигателя и регистрируется код неисправности.
  • Снижена мощность двигателя. Как правило, неисправный датчик детонации может привести к задержке зажигания на 20 градусов, что воспринимается водителем как плохая работа. Величина задержки может быть видна на подходящем сканере.
  • Повышенный расход топлива

Типичные причины отказа датчика детонации.

  • Короткое замыкание внутреннего датчика детонации.
  • Обрыв проводки датчика детонации. Это может быть связано с тем, что многие датчики расположены под впускным коллектором, а проводка со временем становится хрупкой из-за нагрева.
  • Механические повреждения
  • Неправильный монтаж
  • Коррозия.

Типовой датчик детонации и тест цепи с помощью мультиметра.

  • Проверьте на обрыв/короткое замыкание или заземление проводку от датчика детонации к PCM.
  • Мониторинг сигнала датчика детонации с помощью мультиметра не точен и не рекомендуется.
  • Проверка напряжения смещения. Многие однопроводные схемы и некоторые двухпроводные схемы используют напряжение смещения 5 В от блока управления двигателем к датчику детонации и продувочный резистор внутри датчика детонации.
  • Это можно проверить, когда жгут датчика отсоединен и на клемме жгута видно напряжение 5 В. При повторном подключении жгута проводов к датчику это напряжение должно снизиться. Эта величина падения зависит от автомобиля, но типичным примером может быть 1,5 В или 2,5 В. Если это падение не очевидно, датчик детонации может нуждаться в замене.

Типовая двухпроводная цепь датчика детонации с напряжением смещения — 2,5 В при подключенном датчике. (другой провод заземления).

Датчики детонации
Примечание: с плоской реакцией используют 2-проводной датчик, не требующий питания датчика. (без напряжения смещения)
Этот датчик имеет плоскую частотную характеристику в диапазоне от 5 до 18 кГц.
Перед детальными испытаниями цепи датчика детонации важно определить типы.

Типовые тесты датчика детонации и цепи с помощью подходящего осциллографа.

Перед подключением осциллографа:
Убедитесь, что коды неисправностей идентифицированы.
Убедитесь, что чрезмерный шум двигателя не является причиной предполагаемых кодов неисправности датчика детонации или результатов работы.
Подключение подходящего осциллографа:
Расположение датчиков детонации может вызвать трудности с подключением.
Необходимо определить тип датчика Mass Piezo или Resonance.
Нажатие рядом с датчиком полезно для типа Mass Piezo.
Для контроля сигнала датчика резонансного типа может потребоваться обеднение топливной смеси для создания детонации.

Типичные коды неисправности датчика детонации и цепи.

    • P0324 Ошибка системы контроля детонации
    • P0325 Датчик детонации 1 Цепь ряда 1 или одиночный датчик
    • P0326 Датчик детонации 1 Цепь диапазона/производительности банка 1 или одиночный датчик
    • P0327 Датчик детонации 1 Цепь низкого уровня, банк 1 или одиночный датчик
    • P0328 Датчик детонации 1 Высокий уровень сигнала в цепи ряда 1 или одиночный датчик
    • P0329 Датчик детонации 1 Прерывистый контакт цепи ряда 1 или одиночный датчик
    • P0330 Датчик детонации 2 Цепь ряда 2
    • P0331 Датчик детонации 2 Цепь диапазона/производительности ряда 2
    • P0332 Датчик детонации 2 Цепь низкого уровня, банк 2
    • P0333 Датчик детонации 2 Цепь высокого уровня, банк 2
    • P0334 Датчик детонации 2 Цепь прерывистого ряда Ряд 2.