9Авг

Проезжая часть дороги: ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог

Содержание

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог


ГОСТ Р 52399-2005

Группа Т52

ОКС 43.080
ОКП 48 0000

Дата введения 2006-05-01


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004* «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.0-2012. — Примечание изготовителя базы данных.


Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 297-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования (далее — автомобильные дороги).

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ 23457-86* Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 52289-2004, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 краевая полоса: Полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств.

3.2 полоса безопасности: Специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций.

3.3 укрепленная часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, имеющая дорожную одежду.

3.4 грунтовая часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.

3.5 стояночная полоса: Укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками.

3.6 проезжая часть: Основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.

4 Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги

4.1 Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости в зависимости от расчетной скорости движения приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости

Расчетная скорость, км/ч

Наибольший продольный уклон, ‰

Наименьшее расстояние видимости, м

для остановки

встречного автомобиля

140

30

275


120

40

250

450

100

50

200

350

80

60

150

250

60

70

85

170

50

80

75

130

40

Остановка и стоянка на проезжей части

В предыдущих публикациях серии Остановка и стоянка были рассмотрены общие положения по правовым вопросам постановки транспортного средства на стоянку или для остановки, остановка и стоянка в населенном пункте и за его пределами (где и как ПДД разрешают, и где запрещают).

Тема данной публикации — остановка и стоянка транспортных средств на проезжей части дороги. Остановка или стоянка — это преднамеренное прекращение движения.

Когда речь идет об этих «операциях» на проезжей части, то целесообразно разделить понятия остановка и стоянка, поскольку требования к ним немного отличаются между собой.

В населенном пункте на проезжей части дороги ПДД разрешают и остановку, и стоянку транспортных средств.

Вне населенного пункта остановка ТС на проезжей части дороги допускается (т.е. Правила ее не запрещают), а стоянку транспортных средств ПДД разрешают только за пределами проезжей части. Т.е. для стоянки необходимо, как минимум, съехать за ее край, обозначенный разметкой 1.2, или на обочину (пункты 12.1, 12.3, 12.5 ПДД).

Пункт 12.5 ПДД прямо запрещает стоянку вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1 «Главная дорога». Подробнее — в статье Остановка и стоянка ТС вне населенного пункта.

Проезжая часть позволяет расположить автомобиль на стоянку в двух вариантах: на специально отведенной и обозначенной площадке, т. е. на парковке, и в любом другом месте, в котором ПДД этого не запрещают.

Места, где запрещается преднамеренное прекращение движения, перечислены в разделе 12 ПДД. С этим же списком приведенных мест с кратким пояснением к запретам можно ознакомиться в статье Остановка и стоянка ТС. Общие положения.

Двигаясь мимо припаркованных вдоль края проезжей части машин, и подыскивая себе место для остановки или стоянки, не нужно «прижиматься» близко к стоящим машинам. Это первое, чему следует уделить внимание. Внезапно открытая дверь у стоящего автомобиля может в последствии послужить длительным разбирательством и оформлением ДТП.

 

Далее, выбрав место (обычно, его видно издалека), целесообразно заранее включить указатель правого поворота (если место стоянки находится справа), и начинать тормозить заблаговременно (чтобы раньше включились стоп-сигналы). Это необходимо для того, чтобы ваша остановка перед парковкой не стала неожиданной для едущих сзади вас.

Каким способом припарковаться (передним ходом или задним ходом), будет зависит от ситуации, от размеров свободного места для постановки автомобиля и собственных предпочтений. Необходимо учесть, что во время стоянки у машины будут открываться двери для посадки (высадки).

В рамках общего процесса движения его преднамеренное прекращение включает в себя непосредственно постановку автомобиля на стоянку выбранным способом и также выезд с места стоянки для дальнейшего движения.

Остановка и стоянка параллельно краю проезжей части

На стоянку параллельно краю проезжей части можно заехать как передним, так и задним ходом. Способ будет зависеть, скорее, от длины выбранного стояночного места. Постановка автомобиля на стоянку вдоль дороги посредством заднего хода носит название параллельная парковка задним ходом (как на экзамене в автошколе).

Данный способ парковки подробно рассмотрен в статье Управление автомобилем. Часть 9. Парковка. После въезда, выравнивая свой автомобиль у края проезжей части, есть смысл не подъезжать вплотную к стоящему впереди автомобилю, лучше не доехать примерно 1 метр до него. Это нужно на тот случай, если вашу машину сзади «подопрет» другой автомобиль, у вас осталось место для маневра, чтобы выехать.

Перед тем, как открыть водительскую дверь, есть смысл убедиться в том, что рядом пространство свободно, и сзади не приближается другой автомобиль, или проезжающий мимо авто (мотоцикл, велосипед) движется на достаточно безопасном боковом расстоянии до вас.

Запрещается открывать двери, если это помешает другим участникам движения (пункт 12.7), это требование относится также и к пассажирам.

Чтобы выехать из положения «параллельно краю проезжей части», вполне возможно, что потребуется объехать впереди стоящий автомобиль. Если же впереди вас дорога свободна, то достаточно тронуться с места и поехать «прямо».

Перед началом движения необходимо включить соответствующий «поворотник», и в соответствии с пунктом 8.1 ПДД уступить другим ТС, которые уже движутся по этой дороге.

Может случиться так, что почти одновременно с вами с этой же парковки будет отъезжать другой автомобиль. Такие случаи бывают, и может возникнуть вопрос: кто первый выезжает на дорогу? Ответ на этот вопрос есть в статье Одновременный отъезд от края проезжей части.

 

Остановка и стоянка под углом к краю проезжей части

Под углом к краю проезжей части дороги Правила разрешают поставить автомобиль на стоянку только на организованной парковке, обозначенной знаком 6.4 с табличкой 8.6.4 или 8.6.5. Чаще встречается парковка с табличкой 8.6.5 («носом» к краю).

Въезд на стоянку или для остановки под углом к краю проезжей части можно осуществить по ходу движения автомобиля. Но если вместо таблички 8.6.5 («носом» к краю) будет табличка 8.6.4 (задним бампером к краю), то на парковку придется въезжать задним ходом.

Оба этих способа постановки на стоянку подробно описаны в статье Управление автомобилем. Часть 9. Парковка. Подъезжая к месту стоянки и выбирая место, куда припарковаться, есть смысл обратить внимание на то, что кто-нибудь из стоящих уже собирается на выезд. Об этом подскажут включенные фонари заднего хода (белого цвета) и, собственно, сам момент выдвижения с парковочного места.

На стоянке под углом к краю проезжей части обычно машины стоят плотно друг к дружке, поэтому техника безопасности при открытии дверей во время стоянки почти такая же, как было рассмотрено выше. Действовать нужно так, чтобы не задеть (и не поцарапать) стоящий рядом автомобиль, в противном случае придется ждать его хозяина, и оформлять ДТП.

Выезжать с парковочного места следует очень аккуратно, тем более в случае, если с обеих сторон вашего автомобиля на стоянке будут соседствовать другие машины. Сначала выезжаете на «прямых» передних колесах, а после того, как «выедет» передний бампер, поворачиваете руль в нужную сторону на необходимый градус.

Это нужно для того, чтобы в процессе поворота передних колес не задеть своим «передом» соседний автомобиль. Последовательность безопасных действий в таком случае описана в статье Выезд с парковки задним ходом.

Организация парковочных мест и прилегающих территорий может носить разный характер, поэтому план действий по въезду-выезду целесообразно корректировать непосредственно на месте, где собираетесь остановиться или поставить автомобиль на стоянку.

Еще рекомендую к ознакомлению статью Одновременный выезд со стоянки на дорогу.

 

Остановка и стоянка на островке

Остановка на островках, разделяющих транспортные потоки или в местах слияния транспортных потоков Правилами прямо не запрещена. Такие островки обозначаются горизонтальной разметкой 1.16.1, 1.16.2 и 1.16.3.

До недавнего времени было много споров по правомерности остановки или стоянки на островках. Но поскольку ПДД не содержат прямого запрета, следовательно, что не запрещено, то разрешено.

В настоящее время, на момент написания статьи (октябрь 2020 г) на рассмотрении правительства находится ряд документов по изменениям в ПДД. В числе проектируемых поправок есть пункт, запрещающий остановку на обсуждаемых островках (их еще называют островки безопасности).

Поэтому, есть большая вероятность, что в ближайшей редакции ПДД запрет на остановку на островке будет узаконен. Соответственно, стоянка на островке безопасности также будет запрещена.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Остановка и стоянка ТС вне населенного пунктаСтоянка во дворах >>

ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Дорога и её составляющие части. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним | Поурочные планы по ПДД 4 класс

ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Дорога и её составляющие части. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним