13Мар

Плотность дизтоплива: Плотность дизельного топлива — методика измерения и лабораторные приборы

Раздел 1. Остатки, поступление и расход топлива \ КонсультантПлюс

Раздел 1. Остатки, поступление и расход топлива

4. По строкам «Бензины авиационные», «Бензины автомобильные», «Топливо дизельное» учитываются все марки и сорта указанных нефтепродуктов в тоннах. Не учитываются по этим строкам специальные бензины (бензин для химической промышленности, бензин-растворитель, прямогонный бензин).

Из общего количества бензинов автомобильных и дизельного топлива отдельными строками 1012 и 1032 в графе 3 «Израсходовано за отчетный год» показывается объем этих нефтепродуктов, израсходованный на работу автотранспорта. Расход топлива специализированными машинами, смонтированными на автомобильных шасси (краны на автомобильном ходу, пожарные, санитарные, мусороуборочные и т.д. машины), по этим строкам не отражается.

По строке «Керосины» отражаются все виды керосина — авиационный (топливо для реактивных двигателей), осветительный, тракторный.

Если на предприятии учет автомобильного бензина, дизельного топлива, сжиженного газа ведется в литрах, то при пересчете из объемных единиц в весовые следует пользоваться их фактической плотностью (удельным весом), измеренной с помощью нефтеденсиметров в период проведения учета.

Для этого количество литров необходимо умножить на фактический удельный вес, полученный результат разделить на 1000. При отсутствии нефтеденсиметров пересчет из объемных единиц в весовые следует производить, пользуясь средневзвешенной плотностью, рассчитанной за отчетный период. Для расчета принимаются плотности, указанные в товарно-транспортных накладных каждой партии соответствующего нефтепродукта, поступившего на предприятие.

Средневзвешенная плотность определяется следующим образом.

Например, за отчетный период на предприятие поступили три партии автобензина: I партия — 2000 тонн с плотностью, указанной в товарно-транспортной накладной, равной 0,72; II партия — 5000 тонн — 0,74; III партия — 8000 тонн — 0,735. Таким образом, на предприятие за отчетный период поступило автобензина 15000 тонн.

Исходя из указанной плотности, определяем количество поступившего на предприятие автобензина в объемных единицах:

2000 х 1000 5000 х 1000 8000 х 1000

———— + ———— + ———— = 20419 х 1000 (л),

0,72 0,74 0,735

15000

а средневзвешенная плотность трех партий составит —— = 0,734

20419

По строке «Топливо печное бытовое» приводятся данные по нефтепродуктам, полученным из дизельных фракций прямой перегонки и вторичного происхождения, используемым в основном в бытовых отопительных установках.

По строке «Мазут топочный» приводятся данные по топочному мазуту марок 40 и 100, мазуту для мартеновских печей, технологическому экспортному топливу (ТУ 38.001361-87).

По строке «Мазут флотский» приводятся мазуты марок Ф-5 и Ф-12.

По строке «Газ горючий природный (естественный)» приводится весь природный газ — природный газ газовых, газоконденсатных, нефтяных месторождений, а также газ, прошедший переработку, — сухой газ газоперерабатывающих заводов (отбензиненный и газ сероочистки).

Газ, полученный на предприятии в результате переработки нефти, газового конденсата (газ сухой нефтеперерабатывающих заводов), и сжиженный газ по данной строке не отражается.

Из общего расхода газа горючего природного показывается отдельной строкой 1092 расход сжатого газа на работу автотранспорта.

Если отчитывающаяся организация на производство генераторного газа израсходовала уголь, дрова или торф, то расход полученного ими генераторного газа в отчете по форме N 4-топливо не отражается, а приводится непосредственный расход топлива, затраченного на его производство (угля, дров, торфа).

Исключение составляют организации, использующие генераторный газ, выработанный при производстве полукокса. Эти предприятия должны отражать движение указанного газа по строке «прочие виды топлива» в пересчете на условное топливо.

По строке «Газ горючий искусственный коксовый» приводится количество газа, полученного в процессе коксования, богатого газа, полученного на азотно-туковых заводах и химкомбинатах после отбора из коксового газа водородной фракции и возвращенного ими коксохимическим предприятиям.

Количество коксового газа, а также возвращенного богатого газа должно быть показано в тысячах кубических метров, приведенных к 4000 ккал/куб. м.

По строке «Газ горючий искусственный доменный» показывается количество газа, полученного в доменном процессе. Количество доменного газа должно быть показано в тысячах кубических метров, приведенных к 1000 ккал/куб. м.

По строке «Газ нефтеперерабатывающих предприятий сухой» приводится расход только сухого газа нефтепереработки или газового конденсата (включая количество сожженного в факелах на нефтеперерабатывающих заводах). Газ нефтеперерабатывающих предприятий, полученный в сжиженном виде, учитывается по строке «Газ сжиженный».

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду газ пропан, а не протан.

По строке «Газ сжиженный (газы углеводородные сжиженные)» приводятся следующие фракции сжиженных углеводородных газов: бутан технический, бутан-изобутан, изобутан, нормальный бутан, пропан, пропан технический (ПТ), пропан-бутан-пентановая фракция (прочие сжиженные газы), смесь технических протана и бутана (СПБТ), фракции протан-бутановая и протан-пропиленовая. Другие виды сжиженных газов, если они используются в качестве топлива, отражаются по строке «Прочие виды топлива».

Из общего количества сжиженного газа отдельной строкой — 1151 показывается количество сжиженного газа, израсходованного на работу автотранспорта.

По строке «Уголь и продукты переработки угля» приводятся уголь, угольный концентрат, промпродукт, шлам, отсев, угольные брикеты, используемые на предприятии в качестве топлива или сырья для производства продукции.

Во избежание повторного счета уголь, направленный на обогащение для получения угольного концентрата, промпродукта, шлама, отсева, угольных брикетов, в отчете не отражается.

Угольный концентрат, промпродукт, шлам, отсев, угольные брикеты включаются как в общий объем угля и продуктов его переработки (строка 1160), так и в объем угля соответствующего бассейна или месторождения.

Если на предприятии расходуются угли и продукты их переработки нескольких бассейнов или месторождений, то в свободных строках (после строки 1160) отчета должны быть приведены данные по каждому из них в последовательности, указанной в Приложении N 1 к настоящему Порядку, с записью в графе А — наименования угля, Б — номера соответствующей ему строки, Г — соответствующего кода.

Предприятия, производящие кокс, полукокс и т.п., должны из общего количества угля, показанного по строке «Уголь и продукты переработки угля», а также углей кузнецкого, воркутинского, нерюнгринского, карагандинского, донецкого и других, использованных для получения кокса, выделить отдельной строкой объемы угля, пошедшего на коксование, — «в том числе для коксования».

По строке 1630 из общего количества угля, имеющегося на предприятии, выделяются в том числе бурые угли.

К бурым углям в полном объеме относятся подмосковные (строка 1230), челябинские (1270), башкирские (1290), канско-ачинские (1380), райчихинские (1410), читинские (1350) угли.

Из свердловских углей (строка 1280) к бурым углям относятся угли Богословского и Волчанского месторождений, из якутских (1320) — Кангаласского, из углей Приморья (1490) — все, кроме углей Липовецкого и Партизанского месторождений.

Уголь гусиноозерский (строка 1360), сахалинский (1430), камчатский (1480) могут быть частично каменные, частично бурые.

Уголь месторождений, не указанных в Приложении N 1 данного Порядка, учитывается по строке «Уголь прочих месторождений» (1500).

По строкам «Торф топливный фрезерный», «Торф топливный кусковый» и «Брикеты и полубрикеты торфяные (топливные)» данные приводятся в пересчете на условную влажность: торф фрезерный приводится к 40%-ной влажности, кусковый — к 33%-ной, торфяные брикеты — к 16%-ной, торфяные полубрикеты — к 28%-ной влажности.

Пересчет всех видов торфа и торфяных брикетов и полубрикетов из фактической на условную влажность осуществляется по следующей формуле:

Р х (100 — В )

факт факт

Р = ———————, где

усл (100 — В )

усл

Р — вес торфа (брикетов и полубрикетов) в пересчете на

усл

условную влажность в тоннах;

Р — вес торфа (брикетов и полубрикетов) фактической

факт

влажности в тоннах;

В — фактическая влажность торфа (брикетов и полубрикетов)

факт

в процентах;

В — условная влажность торфа (брикетов и полубрикетов) в

усл

процентах.

Например, на предприятие поступило в отчетном году 1500 т кускового торфа с содержанием влаги 70%, вес кускового торфа в пересчете на условную 33%-ную влажность составит:

1500 х (100 — 70) 1500 х 30

Р = —————— = ——— = 671,6 т

усл (100 — 33) 67

По строке «Кокс металлургический сухой» приводится весь объем кокса доменного и литейного с размером кусков 25 мм и выше.

По строкам «Орешек коксовый сухой» (10 — 24 мм) и «Коксовая мелочь сухая» (0 — 9 мм) приводится количество кокса с указанием размеров кусков.

Если предприятие при просеивании поступившего кокса получило некоторое количество отсева — подгризлевых отходов, то полученную мелочь необходимо отразить по строкам «Орешек коксовый сухой» и «Коксовая мелочь сухая» в зависимости от размера полученных отходов, а остальное количество записывается по строке «Кокс металлургический сухой».

Кокс металлургический сухой, а также коксовые орешек и мелочь приводятся в пересчете на сухой вес.

Например, если коксовая мелочь имеет влажность 10%, то натуральный вес ее должен быть умножен на 0,9, то есть сухой вес ее, отражаемый в отчете, составит 90% от натурального.

По строке «Дрова для отопления» отражаются данные об объемах топливных дров, закупленных по оптовой торговле, поступивших от самозаготовок отчитывающейся организации или приобретенных у других поставщиков. В составе указанной строки учитывается также лиственная деловая древесина малоценных деловых сортиментов, а также некачественная деловая древесина, переведенная по акту на дрова.

Объем дров, приобретенных для топливных целей, но использованных на нетопливные нужды — на изготовление различных изделий (тарной дощечки, стружки и др.) для собственных нужд, технологической щепы или тары, — отражается по строке «Дрова для отопления» (строка 1690), а также в том числе по строке 1692.

Отходы лесозаготовок и деревообработки (сучья, хвоя, щепа, древесные обрезки, стружка, опилки, кора, пни), а также использованные в качестве топлива демонтированные негодные шпалы, рудничная стойка, столбы связи, деревянная тара, бревна разобранных старых зданий и т.п., использованные организацией как на топливные цели, так и реализованные населению, рабочим и служащим, по строке «Дрова для отопления» не отражаются, а показываются по строке «Прочие виды топлива» в пересчете на условное топливо.

Объемы дров должны быть приведены только в плотных кубических метрах. Если в организации учет дров ведется в складских кубических метрах, то необходимо пересчитать в плотные кубические метры путем умножения их объема в складских кубических метрах на коэффициент 0,7.

Виды топлива, не перечисленные в строках 1001 — 1692 формы, полученные и использованные организацией на топливные цели, должны быть отражены по строке «Прочие виды топлива» в пересчете в условное топливо.

Пересчет этих видов топлива в условное с теплотворной способностью 7000 ккал/кг должен производиться на основании периодического определения их теплотворной способности. Если нельзя определить теплотворную способность топлива лабораторным путем, то для пересчета прочих видов топлива в условное необходимо его количество в натуральном выражении умножить на соответствующий конкретному виду топлива калорийный эквивалент, указанный в Приложении N 2 к настоящему Порядку.

Если предприятие использовало в качестве топлива нефть, то ее движение также следует показывать по строке «Прочие виды топлива» (1700) в пересчете на условное топливо и по строке 1720. Нефть, использованная в качестве сырья, в отчете по форме N 4-топливо не учитывается.

5. В графах 1 и 6 «Остаток на начало отчетного года» и «Остаток на конец отчетного года» приводятся сведения о наличии соответственно на начало и конец года топлива на всех общезаводских, промежуточных, цеховых и других складах организации, включая ведомственные склады, склады подсобных производств, коммунальных и культурно-бытовых предприятий, жилищно-коммунальных отделов, в других местах хранения топлива (своих и арендованных), а также его остатках в бункерах, емкостях, баках автомобилей, мерниках, кладовых, на строительных площадках, у котлов, производственных агрегатов, в штабелях, на судах, находящихся у причалов, на пристанях, в портах и гаванях, в локомотивах в железнодорожных депо.

В остатки жидких нефтепродуктов (топочного мазута, дизельного топлива и др.) включается весь объем топлива, находящегося в емкостях, включая тот, который не может быть слит («мертвые» остатки).

Остатки топлива, списанные на производственные, строительные, сельскохозяйственные или другие нужды, но фактически не израсходованные, должны быть учтены в общих остатках на данном предприятии на конец отчетного периода. Сюда же должны быть включены и принадлежащие этому предприятию остатки, хранящиеся по каким-либо причинам на другом предприятии; о размерах этих остатков необходимо сделать соответствующее примечание в конце отчета с указанием наименования и адреса предприятия-хранителя.

Предприятие, у которого на конец отчетного периода находилось на хранении топливо, принадлежащее другим предприятиям и организациям, и числящееся на забалансовых счетах, в отчет этого предприятия объемы такого топлива не включаются. Это топливо отражается в отчете того предприятия, на балансе которого оно числится.

Не включается в остатки топливо, находящееся на ответственном хранении (госрезерв и мобзапас), а также остатки топлива на транспортных судах (кроме рыбного хозяйства), тепловозах, находящихся на дату составления отчета в рейсах.

Также не включается в остатки топливо, прибывшее на дату составления отчета на конечную железнодорожную станцию и находящееся в вагонах или цистернах, принадлежащих железной дороге, документы на которое получены и счет оплачен, но топливо еще не оприходовано бухгалтерией.

Предприятия — потребители топлива, являющиеся одновременно его производителями, в части топлива собственного производства (добычи) приводят только потребительские остатки топлива, то есть остатки топлива, предназначенного для потребления на данном предприятии и для реализации населению, своим рабочим и служащим. Товарные остатки топлива, предназначенного для реализации другим предприятиям, не учитываются. Остатки топлива, приобретенного у других предприятий, учитываются в полном объеме.

6. В графе 2 предприятия — потребители топлива и предприятия, занимающиеся его реализацией, приводят весь фактический объем поступившего топлива за отчетный год.

Предприятия-производители, являющиеся одновременно его производителями, в графе 2, в части топлива собственного производства (добычи), приводят данные только о том количестве произведенного ими топлива, которое использовано на собственные нужды, реализовано населению (своим рабочим и служащим) или пошло на увеличение потребительских остатков топлива на данном предприятии. Топливо, приобретенное у других предприятий, учитывается в полном объеме.

Не отражается в графе 2 топливо, поступившее для закладки в госрезерв, оплаченное не из средств отчитывающегося предприятия и учитываемое бухгалтерией на забалансовых счетах.

7. В графе 3 «Израсходовано за отчетный год» приводится весь фактический расход топлива за отчетный год как в качестве непосредственно топлива, так и в качестве сырья для производства продукции, включая расход на производственно-эксплуатационные, строительные, транспортные, сельскохозяйственные, коммунальные, культурно-бытовые и прочие нужды предприятия (организации).

В общий расход топлива включаются также производственно-технологические потери, связанные с условиями непосредственного использования топлива в технологическом процессе или преобразования его в другие виды топлива и энергии, а также оформленные соответствующими актами потери и недостачи при хранении и транспортировке.

При заполнении графы 3 формы азотно-туковыми заводами и предприятиями агрохимии по строке «Газ горючий искусственный коксовый» необходимо иметь в виду, что в эту графу записывается расход коксового газа на производственно-технологические и другие нужды за вычетом объема богатого газа, возвращенного коксохимическому предприятию.

Например, предприятие агрохимии получило в отчетном году 10000 тыс. куб. м коксового газа (приведенного к 4000 ккал/куб. м). В результате использования его на производственно-технологические нужды кроме основного продукта получен богатый газ в количестве 3000 тыс. куб. м с теплотворной способностью 6000 ккал/куб. м. Его количество, приведенное к 4000 ккал/куб. м, составит:

6000 x 3000

———— = 4500 тыс. куб. м,

4000

которое возвращено коксохимическому предприятию, о чем необходимо сделать запись в примечании к отчету.

Предприятие агрохимии в отчете по форме N 4-топливо по строке «Газ горючий искусственный коксовый» (приведенный к 4000 ккал/куб. м) в графе 2 покажет 10000 тыс. куб. м, в графе 3 — 5500 тыс. куб. м, в графе 4 — 4500 тыс. куб. м.

Коксохимическое предприятие по строке «Газ горючий искусственный коксовый» в графе 2 покажет объем возвращенного ему газа в количестве 4500 тыс. куб. м.

Предприятия автомобильного транспорта включают в свой отчет по графе 3 данные о количестве автобензина и дизельного топлива, израсходованного как на собственные нужды, так и на обслуживание сторонних организаций; автотранспортом, арендованным у физических лиц или субъектов малого предпринимательства; при внутрихозяйственной аренде автотранспортных средств работниками предприятия (связанными с ним трудовыми отношениями).

Сельскохозяйственные предприятия, привлекающие на уборку урожая автотранспорт других предприятий и организаций, количество горючего, израсходованного этим автотранспортом, показывают в графах 2 и 3.

8. Если отчитывающееся предприятие — потребитель топлива из общего объема топлива часть его отпустило (продало) другим предприятиям, то это количество отражается в графе 4 «Кроме того, отпущено (продано) за отчетный год другим предприятиям и организациям». Сюда же включается топливо, ранее заимствованное отчитывающимся предприятием из госрезерва и возвращенное в отчетном периоде.

Если предприятие реализует топливо для отопления или приготовления пищи объектам коммунально-бытового или другого назначения, состоящим на самостоятельном балансе или балансе других предприятий, но размещающимся в арендованных помещениях административных или производственных зданий отчитывающегося предприятия, нужды которого они обслуживают, то это топливо считается проданным на сторону и показывается в графе 4.

Предприятия, занимающиеся реализацией топлива, приводят в графе 4 весь объем реализованного ими топлива другим предприятиям и организациям.

Предприятия — производители топлива реализацию топлива собственного производства (добычи) другим юридическим лицам в графе 4 не отражают. Топливо, проданное этими предприятиями непосредственно населению или отпущенное своим работникам, пенсионерам, показывается в графе 5.

9. В графе 5 «Кроме того, отпущено (продано) за отчетный год населению, включая отпущенное рабочим и служащим» приводится все топливо, проданное населению, а также отпущенное рабочим, служащим, пенсионерам отчитывающегося предприятия (организации).

Количество газа природного, реализованного населению, определяется по оплаченным в отчетном периоде счетам, исходя из установленных тарифов (когда стоимость израсходованного газа оплачивается непосредственно населением независимо от формы и способа оплаты).

Если отчитывающееся предприятие отпускает топливо топливоснабжающей организации для последующей реализации с ее складов населению, рабочим и служащим (топливо оприходовано бухгалтерией предприятия), то это топливо отражается в отчете данного предприятия (в графе 5), а не топливоснабжающей организации.

Внутренние перемещения, то есть поступление и расход топлива в порядке переброски со склада на склад, из одного цеха в другой, из кладовой цеха на склад и другие перемещения в пределах предприятия (организации), в данной форме не показываются.

Качество дизтоплива

Дизельное топливо

 

Применяется в двигателях с воспламенением топливной смеси от сжатия.

Производится перегонкой керосино-газойлевых фракций нефти.

Дизтопливо — это сложная смесь разных групп углеводородов и химических соединений.

 

Качество дизельного топлива на АЗС Route20 соответствует требованиям:

— европейского стандарта EN 590:2017,

— экологического класса Евро5 Евросоюза,

— ДСТУ 7688:2015 «Паливо дизельне Євро».

 

Производители дизтоплива класса Евро5 поставляемого компанией Route20:

Беларусь: Мозырский НПЗ и НПЗ «Нафтан»

Литва: ORLEN Lietuva, НПЗ Мажейкяй нафта

Румыния: Rompetrol, её НПЗ: Petromidia и Vega

Греция: Hellenic Petroleum, НПЗ в г.

Элефсис

Россия: Антипинский НПЗ, Тюмень; Башнефть, Уфа

 

 

Экологические классы Евросоюза. В зависимости от концентрации разных веществ топливо делится на экологические классы от Евро1 до Евро5.

 

Сера. Концентрация серы измеряется в миллионных долях PPM (англ.), читается «пи-пи-эм»; или в миллиграммах на 1 кг топлива (мг/кг), или в %:

 

экологический класс

Год принятия

Содержание серы, не более

ppm

мг/кг

%

Евро1

1993

2000

2000

0,2000 %

Евро2

1996

500

500

0,0500 %

Евро3

2001

350

350

0,0350 %

Евро4

2006

50

50

0,0050 %

Евро5

2009

10

10

0,0010 %

 

 

В международной маркировке современное дизтопливо называется:

«Дизель с ультранизким содержанием серы» Ultra-low-sulfur diesel (ULSD)

Чем меньше содержание серы, тем меньше дымность выбросов, меньше коррозия двигателя и бензобака.

 

Цетановое число. Характеристика воспламеняемости дизельного топлива. Показывает, как быстро начнёт гореть топливо после впрыска в цилиндр. Чем выше цетановое число, тем быстрее загорается топливная смесь. Определяет эффективность работы двигателя, мощность и экономичность.

У качественного дизеля цетановое число устанавливается не менее 51 единиц для летнего и 49 единиц для зимнего. Но при размере цетанового числа более 60-ти снижается полнота сгорания дизтоплива, возрастает дымность выхлопных газов, повышается его расход.

Цетановый индекс (в отличие от цетанового числа) — это расчётная величина устанавливается для качественного топлива на уровне не менее 46 единиц.

 

Полициклические ароматические углеводороды. Продукты сгорания этих углеводородов являются канцерогенными веществами, загрязняют двигатель и воздух.  Если в топливе их много, то увеличивается нагарообразование и токсичность выбросов, копоть. Для класса Евро5 установлено их предельное содержание не более 8%. Для сравнения: Евро3 и 4 — до 11%

 

Плотность дизтоплива при 15°С класса Евро5 устанавливается в рамках 820-845 кг/м.куб. Плотность зимнего топлива меньше плотности летнего.

 

Фракционный состав 

дизтоплива сильно влияет на его эксплуатационные характеристики — на уровень токсичности отработанных газов, дымность и полноту сгорания топлива. Чем меньше интервал температур, в котором выкипает топливо, тем лучше процесс его сгорания в двигателе. Для класса Евро5 установлено:

— при 250°Сдолжно перегоняться не более 65% топлива

       (значение в паспорте должно быть меньше 65)

— при 350°Сдолжно перегоняться не менее 85% топлива 

       (значение в паспорте должно быть больше 85)

— а так же, 95% топлива должно перегоняться при температуре не выше 360°С

       (значение в паспорте должно быть меньше 360)

Большое количество лёгких фракций (завышенный показатель при 250°С) повышает давление сгорания, что может привести к стукам в цилиндрах и жёсткой работе двигателя. Большое количество тяжёлых фракций (заниженный показатель при 350°С) может привести к неполному сгоранию топлива, что вызывает повышенное дымление и образование нагара.

 

Температура вспышки. Это минимальная температура топливно-воздушной смеси, при которой возможно её воспламенение. Характеризует способность дизтоплива к воспламенению. Для класса Евро5 установлено значение не менее 55°С.Для сравнения: Евро3 — от 40°С. Топливо с низкой температурой вспышки может быть пожароопасным. От этого показателя зависит безопасность эксплуатации двигателя и хранения топлива.

 

Содержание воды для дизтоплива класса Евро5 — не более 200 мг/кг (0,0200%)

 

Коксуемость. Это образование отложений при нагреве без доступа воздуха. Продукты коксования (кокс) состоят в основном из углерода. Они откладываются в виде твердого нароста главным образом на горячих деталях, не контактирующих непосредственно с зоной горения (внутри форсунок, на юбках поршней в области поршневых колец и др.

). Контроль коксуемости осуществляется по содержанию кокса в 10%-ном остатке топлива после перегонки, количество которого для класса Евро5 не должно превышать 0,3%.

 

Зольность. После полного сгорания топлива в воздухе образуется минеральный остаток — зола, вызванный присутствием в топливе различных неорганических примесей. Из-за абразивных свойств золы она не только увеличивает нагар, но и ведет к повышенным износам в двигателе. Поэтому допустимое содержание золы в дизельных топливах класса Евро5 ограничивается не более 0,01%.

 

Предельная температура фильтруемости топлива.

По климатическим условиям использования топливо делится на:

Л – летнее, используется при температуре не ниже 5°С;

З – зимнее, используется при температуре от 5°С до -20°С;

Арк – арктическое, используется при температуре ниже -20°С.

 

Предельная температура фильтруемости

топлива класса Евро5

Л

З

Арк

° С

-5

-20

-30

 

 

Температура помутнения. Температура, при которой начинает кристаллизоваться парафин. В дизельном топливе парафин кристаллизуется только с наступлением морозов. Обычно при температуре ниже 0ºС топливо начинает мутнеть. Это и есть признак начала кристаллизации парафина, температура помутнения отмечается в паспорте на топливо.

Пока кристаллы малы, они проходят сквозь сетку топливного фильтра, и двигатель продолжает работать. При дальнейшем снижении температуры кристаллы парафина начинают слипаться, и наступает точка температуры предельной фильтруемости, при которой сгустки становятся настолько большими, что не проходят через фильтр, поступление топлива прекращается.

 

Летнее и зимнее дизтопливо в стандарте EN 590 делится по предельной температуре фильтруемости на шесть классов:

 

Класс А

Класс B

Класс C

Класс D

Класс E

Класс F

5°С

0°С

-5°С

-10°С

-15°С

-20°С

 

 

Арктическое дизтопливо в стандарте EN 590 также делится по предельной температуре фильтруемости на пять классов:

 

 

Класс 0

Класс 1

Класс 2

Класс 3

Класс 4

Предельная температура фильтруемости

-20С

-26°С

-32°С

-38°С

-44°С

Температура помутнения

-10°С

-16°С

-22°С

-28°С

-34°С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развенчание мифов о дизельном топливе – Часть 5

Плотность и стабильность дизельного топлива. В этом блоге, последнем из пяти частей нашей серии «Разрушители мифов», мы исследуем миф о том, что плотность дизельного топлива слишком близка к плотности бензина, чтобы оправдать заявления о его превосходстве. Мы также рассматриваем предполагаемую необходимость добавления химических стабилизаторов для обеспечения стабильности топлива.

Миф: плотность дизельного топлива слишком близка к плотности бензина, чтобы иметь реальное значение 

Плотность энергии ископаемого топлива особенно важна в транспортном секторе. Наиболее значительным преимуществом плотности топлива является экономия топлива, из чего следует, что чем выше плотность, тем больше запас хода автомобиля. Плотность топлива обычного дизельного топлива составляет около 836 кг/м 3 по сравнению со средним значением 744 кг/м 3 для обычного бензина. Хотя это соответствует разнице в плотности «всего» 11 процентов, реальная разница заключается в экономии топлива.

Сравнение топливной экономичности автомобиля с дизельным двигателем с бензиновым эквивалентом аналогичного размера ясно иллюстрирует этот момент: дизельный двигатель обеспечивает экономию топлива на 25–35 процентов лучше, чем бензиновый двигатель. Вдобавок ко всему, дизельные двигатели имеют гораздо более низкий крутящий момент, чем их бензиновые аналоги, что обеспечивает им примерно на 10–15 процентов больше тягового усилия. Эти цифры позволяют дизельным автомобилям преодолевать большее расстояние, чем бензиновым автомобилям сопоставимого размера.

Вопрос плотности в равной степени относится и к другим видам ископаемого топлива для автомобильного транспорта, плотность большинства из которых значительно ниже, чем у дизельного топлива. Дизель обладает исключительно высокой энергией по сравнению с большинством других ископаемых видов топлива. Он состоит из крупных углеводородов с длинной цепью, которые придают дизельному топливу высокую плотность энергии из-за их размера и длины. Таким образом, плотность дизельного топлива и теплотворная способность обеспечивают идеальный баланс экономии топлива и тягового усилия.

Таким образом, почти наверняка новое поколение дизельного топлива, двигателей и оборудования будет продолжать играть доминирующую роль в обеспечении основных услуг и ключевых секторов экономики.

Миф: химические добавки необходимы для повышения стабильности топлива

Поскольку дизельное топливо является органическим продуктом, оно может разлагаться, окисляться и разрушаться с момента его переработки до момента его потребления. Определив его скорость окисления (стабильность) с помощью лабораторных испытаний, можно определить степень деградации между временем изготовления и временем использования. Этот рейтинг имеет важное значение, потому что по мере окисления дизельного топлива образуются мелкие свободные частицы углерода, которые могут забивать топливные форсунки или фильтры.

Потребность в присадке стабильности широко варьируется от одного топлива к другому — все зависит от источника сырой нефти и от того, как нефтеперерабатывающий завод обрабатывает и смешивает топливо. Стабилизирующие добавки связаны с некоторыми сложными химическими процессами, которые обычно блокируют одну стадию многостадийного пути реакции. Из-за этой сложности наилучшие результаты достигаются при добавлении присадки сразу после изготовления топлива.

Кислотно-щелочные реакции являются еще одним типом нестабильности топлива. В промышленности обычно используются стабилизаторы, содержащие сильноосновные амины с концентрацией от 50 до 150 частей на миллион, чтобы противодействовать этим реакциям. Эти стабилизаторы реагируют со слабыми кислотными соединениями с образованием продуктов, которые остаются растворенными в топливе, но без дальнейших реакций.

Местные нефтеперерабатывающие заводы производят топливо в соответствии с Национальными стандартами Южной Африки (SANS), из которых стандарт SANS 342 применяется к дизельному топливу. Эти компании тратят огромные суммы денег и инженерных ресурсов на разработку специального пакета присадок к топливу. Поэтому покупка топлива неизвестного происхождения или марки может нанести серьезный ущерб вашему автопарку. То же самое относится и к использованию неодобренных присадок для вторичного рынка, некоторые из которых вызывают коррозию, отложения на форсунках и т. д., что сокращает срок службы оборудования.

Несмотря на то, что существует несколько достойных присадок для стабилизации послепродажного обслуживания, присадка, которая эффективна для одного топлива, может оказаться неэффективной для другого. Пользователям дизельного топлива следует также учитывать, что другие присадки для вторичного рынка могут отрицательно сказаться на стабильности топлива. Наконец, имейте в виду, что стабильность топлива была гораздо более серьезной проблемой для дизельных топлив с высоким содержанием серы прошлых лет. Напротив, современное дизельное топливо с низким содержанием серы намного более стабильно и надежно.

 

Метки: Коммерческое топливо

Лаб. Определение плотности нефтепродуктов.

Цель : закрепить теоретические знания и получить практические навыки определения плотности горюче-смазочных материалов.
Задачи : В ходе работы необходимо определить плотность нескольких нефтепродуктов и топлив, находящихся в стеклянных баллонах.
Посуда : цилиндры, стекло
Оборудование: ареометр
Методика лабораторных работ
С помощью ареометра определяют плотность нефти и нефтепродуктов, имеющих вязкость при 50°С не более 200 мм/с. Ареометры подбираются таким образом, чтобы при погружении в анализируемые масла и нефтепродукты они не тонули и не всплывали над той частью, где нанесена калибровочная шкала плотности. Определение плотности ареометром основано на законе Архимеда. Перед определением плотности анализируемую пробу нефти или нефтепродукта выдерживают при температуре окружающей среды для того, чтобы проба приняла эту температуру.
Для определения плотности бензиновой фракции ареометром ее выбирают со шкалой от 0,690 до 0,760.
В случае, когда дизельную фракцию получают из газового конденсата или легкой нефти, ее плотность может быть в пределах 0,790-0,820 г/см 3 . Дизельная фракция, полученная из тяжелой нефти, может иметь плотность 0,850–0,880 г/см 3 . Поэтому для определения плотности дизельной фракции необходимо иметь комплект ареометров с разными шкалами: 0,750-0,820 и 0,820-0,880 г/см 3 .
В чистый сухой стеклянный (или металлический) цилиндр диаметром не менее 5 см, установленный на прочной подставке, осторожно на стенку или на стеклянную палочку наливают масло таким образом, чтобы при погружении ареометра анализируемый образец не вытекает за края цилиндра. Затем чистый и сухой ареометр медленно и осторожно погружают в нефть или нефтепродукт, держа его за верхний конец.
После установки ареометра и прекращения его колебаний значение плотности отсчитывают по верхнему краю мениска. Глаза исследователя должны находиться на уровне мениска – уровне «а-б».
Одновременно определяют температуру нефти или нефтепродукта по ареометру-термометру или дополнительному термометру (ареометры бывают с термометром и без термометра).
Отсчет по шкале ареометра дает плотность нефти или нефтепродукта при температуре анализа. Для приведения найденной плотности к плотности ρ4 при нормальной температуре используют формулу
ρ = 2ρ1- ρ2,
В зависимости от типа ареометра расхождение между параллельными определениями плотности не должно превышать 0,001–0,002.
Для определения плотности высоковязких нефтей и нефтепродуктов с вязкостью при 50°С более 200 мм 2 /с их необходимо предварительно разбавить керосином. Масло гризли разбавлено равным объемом
м керосина известной плотности.

Рис. 1. Определение плотности нефти и нефтепродукта

Если плотность керосина неизвестна, ее можно определить тем же ареометром. Плотность анализируемой вязкой нефти рассчитывается по формуле:
ρ = 2 ρ 1 – ρ 2 ,
где ρ 1 – плотность смеси;
ρ 2 – плотность керосина.
В зависимости от типа ареометра разница между параллельными определениями плотности вязких нефтей не должна превышать 0,004-0,008.