Как поднять плотность электролита в аккумуляторе? — Блог
Сегодня без труда можно найти целую кипу материалов о том, как поднять плотность электролита в аккумуляторе автомобиля. К сожалению, обычный пользователь в 99% случаев наталкивается на советы о доливке или замене электролита. В итоге этот метод закрепляется в памяти, как единственно эффективный, и многие применяют его на практике. В результате вернуть аккумулятор к жизни не получается такими методами ни у кого, и пользователи поголовно покупают новый. Задача этого материала — объяснить простыми словами, что такое плотность, почему она может быть низкой, как её правильно повысить, и как делать не стоит.
- Что такое плотность электролита?
- Основные причины низкой плотности электролита
- Способы поднять плотность электролита
Что такое плотность электролита?
Электролит в АКБ — это растворённая в дистиллированной воде (H2O) серная кислота (PbSO4). Плотность воды почти равна 1 г/см3. Если измерить её автолюбительским ареометром, то его поплавок полностью всплывёт, и покажет значение близкое к единице (если вода реально чистая). Плотность концентрированной серной кислоты составляет 1,83 г/см3. Если измерить её тем же ареометром, то его поплавок полностью «утонет» и покажет соответствующее значение.
Плотность электролита — это показатель того, сколько серной кислоты растворено в воде. Чем больше кислоты, тем выше плотность, и наоборот. В исправном аккумуляторе этот показатель может варьироваться в диапазоне 1,11…1,28 г/см3.
Данная цифра зависит от нескольких факторов. В первую очередь, от степени заряженности аккумулятора. Если батарея заряжена на 100%, то плотность составляет 1,26…1,28 г/см3. Соответственно, если разряжена, что называется, в ноль (но не мёртвая совсем), ареометр показывает 1,10…1,11 г/см3. Если же аккумулятор совсем дохлый, например, в нём есть закороченные «банки», то именно в них может быть практически чистая вода без кислоты. То есть, плотность стремится к единице.
Как это работает на практике, и куда «отлучается» кислота из электролита, понижая его плотность? Проще всего это объяснить по вот этой упрощённой дальше некуда формуле:
Pb + PbO + H2SO4 — PbSO4 + H20,
где:
Pb — это чистый свинец, из которого сделаны «минусовые» пластины АКБ;
PbO — оксид свинца, или «плюсовые» пластины АКБ;
H2SO4 — кислота, которая есть в электролите;
PbSO4— сульфат свинца, который образуется на пластинах АКБ в виде бело-серых кристаллов;
H20 — вода.
Если читать эту формулу слева направо, то мы увидим процесс разряда аккумулятора. Кислота взаимодействует с пластинами, благодаря чему с выводов АКБ мы получаем электроэнергию. На пластинах образуется сульфат свинца в виде кристаллов, а электролит постепенно «теряет» кислоту, превращаясь в воду. Его плотность, соответственно, снижается.
Если читать формулу справа налево, то мы увидим процесс заряда аккумулятора (от генератора или зарядного устройства). Под воздействием электрического тока сульфаты свинца разрушаются, и в электролит возвращается кислота. Его плотность, соответственно, повышается.
Диванные эксперты скажут, что это неполная формула и слишком примитивное объяснение процессов, происходящих в АКБ. И это тот редкий случай, когда они будут правы. Но мы не химики, а автолюбители. И сейчас наша задача — поднять плотность электролита. А изложенной информации более, чем достаточно, чтобы решить эту задачу адекватными методами.
Основные причины низкой плотности электролита
Низкая плотность электролита — это когда в нём недостаточно кислоты. Поплавок ареометра «всплывает», и не «тонет» до зелёной зоны на шкале. Где «прячется» кислота, мы уже знаем — она превращается в сульфат свинца, и откладывается в виде кристаллов на пластинах аккумулятора. Как же поднять плотность, то есть, заставить кислоту «вернуться» в электролит и раствориться в воде?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала выяснить, почему плотность электролита низкая. Если аккумулятор не переворачивали, не роняли, и из него ничего не проливалось — причин может быть только четыре. Рассмотрим их.
Аккумулятор разряжен
Разряд аккумулятора и снижение в результате плотности электролита — это нормальные процессы, благодаря которым мы и можем запускать двигатель. Чем больше энергии отдаёт АКБ, тем больше кислоты превращается в сульфат свинца, и тем сильнее падает плотность в ячейках. По плотности даже можно узнать, на сколько процентов разряжен или заряжен аккумулятор. Поэтому, первая причина низкой плотности — АКБ разряжена или заряжена неполностью (здесь как с наполовину пустым или полным стаканом).
Аккумулятор заряжен неправильно
Многие зарядные устройства имеют крайне примитивную схемотехнику, и заряжают аккумуляторы неправильно. Одни приборы завышают напряжение. Другие не умеют его поддерживать на нужном уровне. Третьи не могут ограничивать зарядный ток. В результате использования таких зарядных устройств аккумуляторы, в принципе, заряжаются. Но не на 100%.
Например, если не ограничивать ток заряда, и он будет слишком большим для конкретной модели АКБ, первая стадия зарядки пройдёт быстрее, чем положено. Но энергии аккумулятор накопит меньше, чем он вообще может. То есть, под воздействием тока не весь сульфат свинца успеет раствориться в воде, и повысить плотность электролита.
Если же в зарядном устройстве отсутствует стабилизация напряжения или оно даёт его слишком высокое, аккумулятор раньше времени начинает «кипеть». «Кипение» электролита — это процесс электролиза, в ходе которого вода распадается на кислород и водород, и эти вещества в газообразном состоянии безвозвратно покидают аккумулятор. В итоге, помимо того, что падает уровень электролита, не успевает подняться до нормы его плотность.
Хотя, если измерить плотность, не доливая сначала потерянную из-за электролиза воду, то ареометр может показать даже завышенные цифры. Также уже здесь, наверное, скажем, что сразу после доливания воды в АКБ измерять плотность бессмысленно. В верхних слоях, откуда мы берём электролит ареометром, будет априори низкая концентрация кислоты. Об этом многие не знают, или забывают, из-за чего преждевременно начинают паниковать.
Всякие дешёвые зарядные устройства, позиционирующиеся, как автоматические, поголовно прекращают процесс зарядки слишком рано. То есть, они не заряжают АКБ до 100%. В результате на пластинах ещё остаётся сульфат свинца, часть кислоты в электролит не возвращается, а значит и плотность его не поднимается до нормы.
Неправильный заряд АКБ — это одна из распространённых причин низкой плотности электролита.
Сульфатация
В принципе, сульфатация в чистом виде — это такой же нормальный процесс для АКБ, как заряд и разряд. Но чаще всего этим термином обозначают так называемую необратимую сульфатацию. Это когда сульфат свинца не разрушается, и часть кислоты не возвращается в электролит. Происходит такое сплошь и рядом, а причин может быть, как минимум, две.
Первая причина, и она более распространена, случается тогда, когда аккумулятор долгое время находится в полностью или наполовину разряженном состоянии. В результате такой эксплуатации кристаллы солей свинца увеличиваются в размерах, и в процессе последующих зарядок разрушаются неполностью. Чем чаще и глубже аккумулятор пребывал в разряженном состоянии, тем больше и твёрже на его пластинах «налипает» нерастворимые или труднорастворимые сульфаты. То есть, часть кислоты не возвращается в электролит, даже если мы заряжаем АКБ правильно. Плотность, соответственно, не поднимается до нормы. А ещё при сульфатации аккумулятор накапливает меньше энергии, а значит снижается его ёмкость. Пусковые токи, кстати, тоже «слабеют».
Вторая распространённая причина сульфатации — это длительная эксплуатация АКБ с низким уровнем электролита. То есть, когда свинцовые пластины, на которых уже, как правило, есть сульфаты, внезапно «оголяются», и долго находятся вне электролита. Понятно, что накопленные в таких зонах сульфаты там и остаются. Более того, чем дольше они там «висят», тем прочнее и труднорастворимее они становятся. В итоге, даже когда мы доливаем воду, чтобы восполнить уровень электролита, пострадавшая от «жажды» часть пластин оказывается уже нерабочей, либо крайне неэффективной.
Сульфатация — это частая причина заниженной плотности электролита.
Неравномерная плотность электролита
Последняя причина низкой плотности, о которой ещё лет 20 назад никто не сталкивался — это неравномерная плотность. На практике проблема выглядит следующим образом. Когда мы заряжаем аккумулятор, плотность электролита, который находится непосредственно возле активной зоны пластин, повышается. Над пластинами же, откуда мы набираем электролит в ареометр, плотность заниженная, так как в этой зоне вышеописанные процессы не проходят.
Раньше это не было проблемой, так как все аккумуляторы поголовно «закипали» даже при нормальном напряжении бортовой сети или ЗУ. Электролит активно бурлил, и нижние его слои смешивались с верхними. В результате плотность электролита выравнивалась по всему объёму ячеек и, набирая его в ареометр, мы получали удовлетворяющие нас показания. Проблема была только в том, что «кипение» является не очень полезным эффектом для АКБ. Как минимум потому, что из электролита в газообразном виде улетучивается водород и кислород, который до этого был водой. В итоге аккумуляторы сплошь и рядом эксплуатировались с низким уровнем электролита, что нехорошо отражалось на их ёмкости и ресурсе.
Сегодня эта проблема решена. Пластины современных АКБ сделаны так, что электролиз («кипение») в них начинается при напряжении, значительно превышающем норму. То есть, при обычном напряжении ЗУ или бортовой сети электролит «не кипит» никогда. Это позволило уменьшить случаи эксплуатации с низким уровнем электролита, и избавило автолюбителей от надобности постоянно доливать в АКБ дистиллированную воду. Более того, часть аккумуляторов и вовсе остались без заливных пробок, и в народе их окрестили необслуживаемыми.
Одну беду побороли, но вторая пришла. Электролит во время правильной зарядки АКБ теперь «не кипит», а значит и не перемешивается. Отсюда и возникает проблема с низкой плотностью. В «дебрях» аккумулятора она, может быть, и нормальная. А вот там, где мы забираем электролит ареометром, она ниже. Более того, если электролит разной плотности так и не смешивается, в аккумуляторе происходит так называемая стратификация. То есть, простыми словами, расслоение электролита. Это тоже проблема, которой раньше не было, а сегодня она уже частично решена.
Способы поднять плотность электролита
Все вышеописанные четыре причины в большинстве случаев — устраняемы. Но это только при условии, что вы знали о них, и своевременно принимали соответствующие меры. Чаще же всего на низкую плотность обращают внимание, когда поднять её адекватными, то есть, естественными методами — сложно или даже невозможно. И тогда люди начинают чудить — сливать электролит, заливать новый, доливать концентрированную кислоту, сверлить необслуживаемые АКБ, чтобы проделать всё вышеперечисленное…
Так делать не стоит. Разве только ради спортивного интереса. Положительного результата эти действия не принесут, и вы, всё равно, купите новый аккумулятор. Если же ещё не поздно, и ваш аккумулятор ещё не отдал концы, плотность электролита можно повысить нормальными методами. С ними вы сейчас и познакомитесь.
Даже если у вас ничего не получится, и всё закончится покупкой нового аккумулятора, вы будете знать, как его правильно эксплуатировать, и уже он то прослужит вам положенные 5…7 лет.
Своевременная зарядка аккумулятора
Это самое главное правило эксплуатации АКБ, которое поможет не сталкиваться никогда с низкой плотностью электролита. Заключается оно в том, что уровень заряда аккумулятора следует стараться поддерживать выше отметки в 65…75%. Как только разрядился больше указанного — подзарядите. Случился глубокий разряд? Как можно быстрее зарядите. Затем выясните и устраните причину, из-за которой батарея высадилась в ноль.
Самый простой способ контролировать уровень заряженности АКБ — это замер напряжения на клеммах. Если мультиметр или бортовой вольтметр показывает меньше 12,30 В — надо подзарядить. Всё просто. Но есть одна важная особенность. Оценивать уровень заряженности АКБ по напряжению можно только после того, как она постоит без дела 8…12 часов. Сразу после зарядки от ЗУ или генератора это делать бессмысленно, так как напряжение всегда будет завышенным и практически ни о чём не говорящим.
Обычно, если аккумулятор «живой», на борту присутствует не менее 14,2…14,7 В, машина ездит каждый день более, чем по часу, на улице не зима, а ток утечки в норме — подзаряжать ничего не приходится. Если же в вашем случае эти условия не выполняются, контролируйте уровень заряженности АКБ по утру хотя бы раз в неделю. Со временем, когда вы проделаете контрольные замеры несколько раз, вы будете на уровне интуиции знать, как часто ваш аккумулятор требует внимания.
Правильная зарядка АКБ
Правильно зарядить аккумуляторную батарею можно только двумя способами. Первый — купить реально толковое зарядное устройство, которое выдаёт нормальное стабильное напряжение, ограничивает ток, не вырубается раньше времени, обманывая, что АКБ заряжена на 100%.
Что в случае с хорошими ЗУ, что с регулируемыми блоками питания — оптимальный алгоритм зарядки выглядит следующим образом:
- На начальной стадии ток не должен превышать 10% от реальной ёмкости* АКБ (чем ток меньше, тем лучше).
- Напряжение на клеммах АКБ не должно превышать 14,4 В.
- Заряжать аккумулятор надо до тех пор, пока при указанном напряжении ток заряда не снизится до 0,1 А.
Для зарядки современных кальциевых АКБ в этот алгоритм следует добавить ещё один шаг, но о нём немного позже.
*Реальная ёмкость — это те ампер-часы, которые в действительности способен накопить ваш аккумулятор, а не те, что написаны на этикетке. Её можно измерить специальными приборами. Делается это для того, чтобы не жарить АКБ, на которой написано 60 А*ч, током 6 ампер, когда реально в ней не более 40…50 А*ч. Такое может быть как с новым аккумулятором, и гарантированно есть, если ему несколько лет.
Десульфатация или тренировка
Десульфатация или тренировка (что одно и то же) — это принудительное разрушение сульфатов свинца, которые не растворяются в ходе нормальной зарядки АКБ. Достигается несколькими методами, в частности, путём зарядки малыми токами, циклических зарядов-разрядов, а также зарядкой с кратковременной разрядкой. К сожалению, к десульфатации прибегают уже тогда, когда она аккумулятору, как мёртвому припарки. То есть, когда кристаллы сульфата свинца настолько «бронированные», что разрушить их не может даже самое умное в мире зарядное устройство.
Как выполнить десульфатацию, если у вас в наличии нет «умной» зарядки, но есть регулируемый блок питания или ЗУ с регулировками напряжения и тока? Самый простой способ представляет собой последовательность следующих шагов:
- Ограничьте ток заряда до 5% от реальной ёмкости АКБ (опять же, чем ток меньше, тем лучше, но процесс затянется по времени).
- Напряжение должно быть не более 14,4 В.
- Подготовьте обычную (не светодиодную) 12-вольтовую лампу с проводами.
- Заряжайте АКБ, не превышая указанные напряжение и ток.
- Раз в 10…30 минут (как позволяет время и желание) нагружайте на 3…5 минут АКБ лампой.
- Продолжайте заряд, пока при напряжении 14,4 В ток заряда не снизится до 0,1 А.
- Разрядите АКБ и повторите весь цикл ещё разок-другой (если сульфатация жёсткая, что видно по светло-серым пластинам).
В принципе, положительные результаты даёт даже тренировка без лампочки. То есть, обычная зарядка пониженными токами, затем разрядка и повторение процедуры. Как правило, при каждой следующей зарядке процесс будет проходить заметно дольше. Это означает, что сульфатов стало меньше, и батарея способна накапливать больше энергии (повышается ёмкость).
Если десульфатация увенчалась успехом, то и плотность неминуемо повысится. При этом всё, что придётся доливать в АКБ, это исключительно дистиллированную воду. И то, только если в этом есть необходимость.
Перемешивание электролита
Проблема эта многим известна и достаточно легко устраняется без танцев с бубном. Одни производители частично решили её внесением новшеств в конструкцию АКБ. В таких аккумуляторах есть элементы, способствующие перемешиванию электролита во время движения автомобиля. Производители кальциевых АКБ предлагают в прилагаемых инструкциях смешивать электролит принудительным «кипячением». На последнем и остановимся.
Чтобы перемешать более плотный электролит с менее плотным, надо заставить его немного «покипеть». Поскольку «кипение» в данном случае вызывается ничем иным, как электролизом (а не нагревом, как в случае с приготовлением пищи), его и будем провоцировать.
Делается правильно это следующим образом:
- Заряжайте АКБ током 10% от реальной ёмкости.
- Не превышайте напряжение 14,4 В.
- Дождитесь, когда при напряжении 14,4 В ток заряда снизится до 0,1 А (первые три шага — это обычный цикл зарядки АКБ).
- Повысьте напряжение заряда до 15,5…16,1 В.
- Ток, при этом, не должен превышать 5% от ёмкости (для 60-ки 3 А).
- Контролируя температуру АКБ, заряжайте в таком режиме 20…40 минут.
- Проверяйте плотность электролита.
Если на аккумуляторе есть цветовой индикатор, то до пункта три включительно он, как правило, будет оставаться красным. Это означает, что плотность в верхних слоях АКБ не дотягивает до нормы, хотя возле пластин она, скорее всего, уже в норме. После шагов 4-5-6 индикатор позеленеет, что укажет на успешное перемешивание и выровнявшуюся плотность. Только после этого есть смысл измерять её ареометром. До «кипячения» плотность всегда будет заниженной.
Перемешаться электролит в заряженной аккумуляторной батарее может и без «кипячения» описанным способом. Плотность часто выравнивается после поездки по не очень ровным дорогам, в тот же день, или к следующему утру (индикатор внезапно зеленеет). Тем не менее, трясти АКБ в руках, чтобы смешать принудительно электролиты разной плотности, ни в коем случае нельзя. Но это уже другая история.
Итоги
Как видите, материал подошёл к концу, и в нём нет ни одного совета доливать в АКБ свежий электролит или концентрированную серную кислоту. Доливать нужно только воду, и то, если в этом есть необходимость. Если же вам ничего из вышеописанного не помогло поднять плотность, значит вашему аккумулятору пришёл конец. Вы, конечно, можете попробовать заменить электролит, долить кислоты, посверлить корпус необслуживаемой батареи, залить в АКБ воду с содой и многое другое, что советуют на просторах Интернета. Это всё будет очень интересно и познавательно, но от покупки нового аккумулятора подобные мероприятия не спасут.
Как самостоятельно поднять плотность электролита АКБ? — Иксора
Вне зависимости от сезона и погодных условий можно столкнуться с проблемой в работе аккумуляторной батареи автомобиля. При потере аккумулятором заряда, многие водители используют термин «плотность аккумулятора», подразумевая под ним плотность электролита, залитого в сам источник питания. Это показателя плотности электролита зависит работа самого АКБ, его возможность к подзарядке и сохранению энергии.
АКБ может разрядиться по многим причинам. Чаще всего это происходит по невнимательности водителя, оставившего фары или аудиосистему работающими при выключенном зажигании.
Полностью разрядившуюся аккумуляторную батарею часто невозможно зарядить, если проблема является следствием снижения плотности залитого в устройство электролита.
Почему снижается плотность электролита?
Электролит АКБ представляет собой смесь дистиллированной воды, объем которой составляет около 65% от общего объема раствора, и серной кислоты (объем составляет около 35%). Рабочая жидкость является катализатором электрохимического процесса и заставляет работать АКБ. Электролит также обладает определенной плотностью, которая в зависимости от объема заряда батареи может повышаться или снижаться.
Многие автовладельцы для поддержания объема электролита на оптимальном уровне доливают внутрь батареи дистиллированную воду. Подобные действия приводят к изменению плотности раствора. Дело в том, что при заливе дистиллированной воды и последующей подзарядке батареи электролит выкипает, и плотность раствора снижается. Если показатель плотности падает до критического значения, автомобиль уже не получится завести. Для решения проблемы необходимо повысить плотность раствора электролита в аккумуляторной батарее.
Как повысить плотность электролита в АКБ?
Плотность раствора электролита в АКБ возможно повысить своими силами, без обращения в автосервис. Перед началом работ следует провести предварительную подготовку:
- подготовьте емкости для слива части электролита из АКБ;
- также нужны перчатки, защитные очки и одежда, которые защитят от попадания на кожу серной кислоты;
- подготовьте инструменты, которые понадобятся в работе: ареометр, клизма-груша, мерный стакан, воронка;
- дополнительно потребуются расходные материалы: дистиллированная вода, аккумуляторная кислота или уже готовый электролит.
Для того, чтобы поднять плотность электролита в АКБ, потребуется полностью заменить раствор. Для выполнения процедуры, следуйте нашим инструкциям. Обратите внимание на то, что заменить электролит возможно только в аккумуляторах разборного типа.
- Снимите АКБ с автомобиля.
- Снимите защиту аккумулятора, открутите пробки с банок.
- С помощью клизмы выкачайте старый электролит из аккумулятора через отверстие одной из банок.
- Прочистите пластины аккумулятора от остатков электролита с помощью дистиллированной воды. Для этого залейте воду в каждую банку АКБ, протрясите батарею с водой внутри и слейте раствор.
- Приступайте к заливу нового электролита. Процедура значительно проще, если вы приобрели уже готовый раствор, его достаточно залить с помощью воронки до отмеченных границ в каждую банку. Если вы покупали отдельно дистиллированную воду и аккумуляторную кислоту, необходимо предварительно подготовить раствор с плотностью 1,27-1,28 гр/см.куб.
- Закройте банки и приступите к подзарядке батареи по циклу «зарядка-разрядка» при силе тока не более 0,1 Ампер до момента пока плотность электролита не достигнет рабочих значений. АКБ можно начинать использовать после того, как на концах клемм появится значение в 14 Вольт.
Необходимо с осторожностью подходить к процессу самостоятельной замены электролита в АКБ и соблюдать все меры предосторожности. Раствор электролита вреден не только при попадании на кожу, но и при попадании в дыхательные пути, поэтому проводите процедуру только в хорошо проветриваемых помещениях.
В магазине IXORA вы можете найти АКБ, который подходит именно вашему автомобилю. Квалифицированные менеджеры обязательно помогут сделать правильный выбор, ответят на все ваши вопросы. Обращайтесь, это выгодно и удобно.
Производитель | Номер детали | Название детали |
---|---|---|
FURUKAWA | 55B24L | Аккумулятор малообслуживаемый B/L 12V 45 [36] 242x130x200 Super Nova |
FURUKAWA | 80D26L | Аккумулятор малообслуживаемый A/L 12V 68 [55] 261x175x200 Super Nova |
TITAN | 6CT551L | Аккумулятор TITAN 470 Standart 6СТ-55. |
TITAN | 6CT600L | Аккумулятор TITAN 540 Standart 6СТ-60.0 L |
TITAN | 6CT601L | Аккумулятор TITAN 540 Standart 6СТ-60.1 L |
TITAN | 6CT621L | Аккумулятор TITAN 570 Standart 6СТ-62.1 L |
TITAN | 6CT751L | Аккумулятор TITAN 700 Standart 6СТ-75.1 L |
FURUKAWA | 40B19L | Аккумулятор малообслуживаемый B/L 12V 37 [30] 190x130x200 Super Nova |
FURUKAWA | 40B19R | Аккумулятор малообслуживаемый B/R 12V 37 [30] 190x130x200 Super Nova |
FURUKAWA | 105D31L | Аккумулятор обслуживаемый A/L 12V 80 [64] 306x173x200 FH High Grade |
FURUKAWA | 105D31R | Аккумулятор обслуживаемый A/R 12V 80 [64] 306x173x200 FH High Grade |
TITAN | 6CT561VL | Аккумулятор TITAN 530 Euro Silver 6СТ-56.1 VL |
TITAN | 6CT1351L | Аккумулятор TITAN 880 Standart 6СТ-135. 1 L |
FURUKAWA | 46B24R | Аккумулятор малообслуживаемый B/R 12V 45 [36] 242x130x200 Super Nova |
TITAN | 6CT951VLEUS | Аккумулятор TITAN 920 Euro Silver 6СТ-95.1 VL |
FURUKAWA | 75D23R | Аккумулятор малообслуживаемый A/R 12V 65 [52] 232x173x200 Super Nova |
TITAN | 6CT550L | Аккумулятор TITAN 470 Standart 6СТ-55.0 L |
TITAN | 6CT620L | Аккумулятор TITAN 570 Standart 6СТ-62.0 L |
Полезная информация:
- Почему горит лампочка зарядки аккумулятора: причины и неисправности
- «Три кита» по уходу за аккумулятором автомобиля
- Импульсные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов
Получить профессиональную консультацию при подборе товара можно, позвонив по телефону 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).
Ученые приветствуют новую батарею с плотностью энергии, в 4 раза превышающей литий-ионную
- 3 апреля 2023 г.
- Чтение через 2 минуты
- Дэниел Бликли
Ученые и инженеры из американского центра технологических исследований в Аргонне говорят, что они разработали новую батарею, плотность энергии которой, по их словам, в четыре раза выше, чем у литий-ионных батарей.
Исследователи из Иллинойского технологического института (IIT) и Аргоннской национальной лаборатории Министерства энергетики США (DOE) говорят, что новая батарея может питать электромобиль на расстоянии более тысячи миль (1600 км), а также может когда-нибудь использоваться для питания отечественные самолеты и дальнемагистральные грузовики.
«Основным новым компонентом этой литий-воздушной батареи является твердый электролит вместо обычного жидкого электролита», — говорится в пресс-релизе Аргонна.
«Химия батареи с твердым электролитом потенциально может повысить плотность энергии в четыре раза по сравнению с литий-ионными батареями, что означает увеличение дальности действия».
Литий-воздушная батарея. Источник: ArgonneЧем больше хранится электронов, тем выше плотность энергии
Заслуженный научный сотрудник Argonne Ларри Кертисс говорит, что литий-воздушная батарея имеет самую высокую прогнозируемую плотность энергии среди всех аккумуляторных технологий, рассматриваемых для следующего поколения батарей помимо литий-ионных.
«Более десяти лет ученые в Аргонне и других местах работали сверхурочно, чтобы разработать литиевую батарею, которая использует кислород из воздуха», — сказал Кертис.
Argonne говорит, что в прошлых литий-воздушных конструкциях литий в литий-металлическом аноде перемещался через жидкий электролит, чтобы соединиться с кислородом во время разряда, образуя пероксид лития (Li 2 O 2 ) или супероксид (LiO 2). ) на катоде.
Затем перекись или супероксид лития снова расщепляется на литий и кислород во время зарядки. Эта химическая последовательность сохраняет и высвобождает энергию по требованию.
Argonne говорит, что новый твердый электролит состоит из керамического полимерного материала, изготовленного из относительно недорогих элементов в форме наночастиц. Это новое твердое вещество позволяет проводить химические реакции, в результате которых при разряде образуется оксид лития (Li 2 O).
«Химическая реакция для супероксида или пероксида лития включает только один или два электрона, хранящихся на молекулу кислорода, тогда как для оксида лития участвуют четыре электрона», — сказал аргоннский химик Рашид Амин.
Аргонн говорит, что новая литий-воздушная конструкция — это первая литий-воздушная батарея, в которой достигнута четырехэлектронная реакция при комнатной температуре. Он также работает с кислородом, поступающим с воздухом из окружающей среды.
Возможность работы на воздухе позволяет избежать необходимости использования кислородных баллонов, что, по словам Аргонна, было проблемой в более ранних конструкциях.
«Мы ожидаем, что при дальнейшем развитии наша новая конструкция литий-воздушной батареи также достигнет рекордной плотности энергии 1200 ватт-часов на килограмм», — сказал Кертис. «Это почти в четыре раза лучше, чем у литий-ионных аккумуляторов».
Для сравнения, новые элементы Tesla 4680 имеют плотность энергии 272-296 Втч/кг, что считается очень высоким по современным стандартам. При плотности, в 4 раза превышающей эту, новые ячейки откроют всевозможные возможности, включая самолеты, которые могут пролететь более 1000 км на одной зарядке.
Дэниел Бликли
Дэниел Бликли — исследователь экологически чистых технологий и защитник с опытом работы в области инженерии и бизнеса. Он проявляет большой интерес к электромобилям, возобновляемым источникам энергии, производству и государственной политике.
Крупнейший в мире производитель аккумуляторов объявляет о крупном прорыве в области плотности энергии
- 21 апреля 2023 г.
- Чтение через 2 минуты
- Дэниел Бликли
В рамках одного из самых значительных прорывов в области аккумуляторов за последние годы крупнейший в мире производитель аккумуляторов CATL объявил о выпуске новой «конденсаторной» батареи емкостью 500 Вт·ч/кг, которая, как сообщается, поступит в массовое производство в этом году.
«Запуск конденсационных батарей откроет эру всеобщей электрификации морского, наземного и воздушного транспорта, откроет больше возможностей для развития отрасли и будет способствовать достижению глобальных целей углеродной нейтральности в более ранние сроки». Об этом компания заявила на презентации в Auto Shanghai в четверг.
Новая конденсационная батареяCATL будет иметь почти вдвое большую энергоемкость по сравнению с элементами Tesla 4680, чья мощность 272-296 Втч/кг считается очень высокой по текущим стандартам.
Главный научный сотрудник CATLВу Кай говорит, что конденсаторная батарея объединяет ряд инновационных технологий, в том числе катодные материалы со сверхвысокой плотностью энергии, инновационные материалы анода, сепараторы и производственные процессы, обеспечивая превосходные характеристики заряда и разряда, а также хорошие показатели безопасности.
Он говорит, что новая технология выходит за рамки, которые долгое время ограничивали развитие аккумуляторного сектора, и открывает новую эру электрификации, основанную на высокой безопасности и легком весе.
Во время презентации CATL заявила, что работает с партнерами над разработкой электрических пассажирских самолетов, применяя стандарты авиационного уровня и проводя испытания в соответствии с требованиями безопасности и качества авиационного уровня.
В дополнение к самолетам, CATL заявляет, что вскоре запустит автомобильную версию конденсаторных батарей, которая, по ее словам, также будет запущена в массовое производство в течение этого года.
Аккумуляторы емкостью 500 Втч/кг позволят электрифицировать пассажирские самолеты
В 2020 году Илон Маск сказал, что «полет на электричестве становится интересным, когда вы достигаете 400 Втч/кг». Тогда он предсказал, что это станет возможным к 2023 году.
400 Втч/кг *с* большим сроком службы, произведено в больших количествах (не только в лаборатории) недалеко. Наверное 3-4 года.
— Илон Маск (@elonmusk) 24 августа 2020 г.
Объявление, сделанное на этой неделе, подтверждает и даже превосходит прогноз Маска о том, что этот уровень плотности энергии уже будет коммерчески возможен.