Не работает тахометр на ниве 21213 карбюратор – Прокачай АВТО
Содержание
- Классификация по принципу работы
- Устройство и принцип работы
- Схема подключения
- Характерные неисправности
- Как самостоятельно найти причину неисправности
- Стрелка тахометра дергается
ВАЗ-21213 (Нива). Контрольные приборы
ВАЗ-21213 (Нива). Схема соединений комбинации приборов выпуска до 1996 г. (вид сзади)
1 – колодка штекерного разъема с условной нумерацией штекеров; 2 – тахометр; 3 – стабилизатор напряжения; 5 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 6 – указатель уровня топлива; 7 – резистор 470 Ом, 0,25 Вт; 8 – резистор 36 Ом, 5 Вт; 9 – контрольная лампа системы снижения токсичности; 10 – контрольная лампа обогрева заднего стекла; | 11 – контрольная лампа противотуманного света; 12 – контрольная лампа дальнего света фар; 13 – контрольная лампа наружного освещения; 14 – контрольная лампа указателей поворота; 15 – вольтметр; 16 – контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 17 – диод IN4002; 18 – контрольная лампа давления масла; 19 – контрольная лампа блокировки дифференциала; 20 – контрольная лампа резерва топлива; 21 – контрольная лампа ремней безопасности; 22 – контрольная лампа стояночного тормоза |
ВАЗ-21213 (Нива). Схема соединений комбинации приборов выпуска после 1996 г. (вид сзади)
1 – тахометр; 2 – стабилизатор напряжения; 3 – лампа освещения комбинации приборов; 4 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 5 – указатель уровня топлива; 6 – контрольная лампа системы снижения токсичности; 7 – контрольная лампа обогрева заднего стекла; 8 – контрольная лампа противотуманного света; 9 – контрольная лампа дальнего света фар; | 11 – контрольная лампа указателей поворота; 12 – вольтметр; 13 – контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 14 – контрольная лампа давления масла; 15 – контрольная лампа блокировки дифференциала; 16 – контрольная лампа резерва топлива; 17 – контрольная лампа ремней безопасности; 18 – контрольная лампа стояночного тормоза; D1, D2 – диоды IN4002; R1 – резистор 470 Ом, 0,25 Вт; R2 – резистор 51 Ом, 5 Вт |
Все контрольные приборы автомобиля объединены в комбинацию приборов. Она включает в себя: спидометр со счетчиком пройденного пути, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива, тахометр, вольтметр со светодиодным индикатором и 12 контрольных ламп.
В 1996 г. вместо вольтметра стала устанавливаться контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.
Комбинация приборов прикреплена к щиту передка автомобиля двумя гайками. Соединения комбинации приборов выполнены печатным монтажом на плате из фольгированного гетинакса.
Плата закреплена на задней стороне корпуса. Схемы соединений комбинации приборов (выпуска до 1996 г. и после 1996 г.) показаны на рисунках.
Спидометр имеет два счетчика пройденного пути: один итоговый, а второй «суточный». Показания второго счетчика можно устанавливать на ноль рукояткой, выведенной сквозь стекло комбинации приборов. Сбрасывать показания суточного счетчика можно только на стоящем автомобиле, поворотом рукоятки по часовой стрелке.
Предупреждение
Чтобы не повредить стекло комбинации приборов, не допускается очищать его с помощью каких-либо растворителей.
ВАЗ-21213 (Нива). Снятие и установка комбинации приборов
Снятие и установка
1. Откройте капот и отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Снимите щиток панели приборов, для чего отверните снизу два винта его крепления, а затем потяните на себя нижний край щитка и освободите верхние защелки.
3. Отверните две гайки крепления и выньте комбинацию приборов из гнезда панели приборов.
4. Отсоедините от комбинации приборов провода и гибкий вал привода спидометра.
5. Установку комбинации приборов выполняйте в порядке, обратном снятию. При монтаже не допускайте петель и перегибов гибкого вала, приводящих к остаточной деформации его оболочки. После установки комбинации приборов гибкий вал не должен иметь крутых изгибов. Радиусы изгиба оболочки вала в смонтированном состоянии должны быть более 100 мм.
7.12.2. Разборка и сборка комбинации приборов
Снятие и установка
1. Откройте капот и отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Снимите щиток панели приборов, для чего отверните снизу два винта его крепления, а затем потяните на себя нижний край щитка и освободите верхние защелки.
3. Отверните две гайки крепления и выньте комбинацию приборов из гнезда панели приборов.
4. Отсоедините от комбинации приборов провода и гибкий вал привода спидометра.
5. Установку комбинации приборов выполняйте в порядке, обратном снятию. При монтаже не допускайте петель и перегибов гибкого вала, приводящих к остаточной деформации его оболочки. После установки комбинации приборов гибкий вал не должен иметь крутых изгибов. Радиусы изгиба оболочки вала в смонтированном состоянии должны быть более 100 мм.
ВАЗ-21213 (Нива). Методика поиска неисправностей приборов
Указатель температуры охлаждающей жидкости
1. Если стрелка указателя находится постоянно в начале шкалы, то при включенном зажигании отсоедините провод от датчика указателя и через резистор 20–50 Ом соедините наконечник провода с массой.
2. Если стрелка отклонится, то, следовательно, неисправен датчик и его необходимо заменить. Если стрелка не отклонится, то выньте комбинацию из панели приборов, снимите красную колодку и при включенном зажигании через резистор 20–50 Ом соедините штекер 13 (см. рис. Схема соединений комбинации приборов выпуска до 1996 г. (вид сзади)) белой колодки комбинации приборов с массой. Отклонение стрелки в этом случае укажет на исправность прибора и на повреждение провода, соединяющего датчик указателя с комбинацией приборов. Если стрелка не отклоняется, то замените прибор или всю комбинацию приборов.
3. Если стрелка указателя постоянно находится в красной зоне, то при включенном зажигании отсоедините провод от датчика. При неисправном датчике стрелка должна вернуться к началу шкалы. Если стрелка остается в красной зоне, то или провод имеет замыкание с массой или поврежден прибор.
4. Исправность прибора можно проверить, отсоединив белую колодку от комбинации приборов. При включенном зажигании стрелка должна находиться в начале шкалы.
Указатель уровня топлива
Методика проверки аналогична описанной выше.
Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы и не отклоняется после замыкания с массой наконечника розового провода, отсоединенного от датчика, то необходимо проверить прибор. Для этого снимите комбинацию приборов, отсоедините от нее белую колодку проводов и при включенном зажигании через резистор 20–50 Ом соедините с массой штекер 11 белой колодки комбинации приборов. У исправного прибора стрелка должна отклониться.
Если стрелка указателя постоянно находится в конце шкалы, то прибор можно проверить, отсоединив от комбинации приборов белую колодку проводов. При этом у исправного прибора при включенном зажигании стрелка должна вернуться в начало шкалы.
7.12.4. Проверка приборов
УКАЗАТЕЛЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Прибор действует совместно с датчиком, установленным в головке цилиндров. При сопротивлении датчика 700 Ом стрелка должна находиться в начале шкалы, а при сопротивлении 77–89 Ом – в начале красного участка шкалы.
УКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ТОПЛИВА
Прибор работает в паре с датчиком, установленным в топливном баке. Этим же датчиком включается контрольная лампа резерва топлива, если в баке осталось 4–6 л бензина. При сопротивлении датчика 238–262 Ом стрелка должна находиться в начале шкалы, при сопротивлении 59–71 Ом – в середине шкалы, а при сопротивлении датчика 17–23 Ом – должна отклоняться в конец шкалы (отметка 1).
Спидометр проверяйте, вращая его ведущий валик с различными частотами вращения. Данные для проверки приведены в таблице.
Данные для проверки спидометра
Частота вращения вала привода, мин–1
Показания спидометра, км/ч
Принцип действия тахометра основан на измерении частоты следования импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания двигателя.
Тахометр проверяется на стенде, имитирующем систему зажигания автомобиля. Присоединив тахометр к схеме стенда так же, как на автомобиле, установите напряжение в первичной цепи 14 В и зазор в разряднике стенда – 7 мм. Вращайте валик датчика-распределителя зажигания с такой скоростью, чтобы стрелка тахометра дошла до одного из основных делений шкалы. В этот момент проверьте, чтобы отклонение частоты вращения валика датчика-распределителя находилось в пределах +250 мин–1 и –70 мин–1.
Вольтметр применялся в комбинации приборов до 1996 г., а затем был заменен контрольной лампой заряда аккумуляторной батареи, схему включения которой смотрите на рис. Схема соединений генератора.
Для проверки на вольтметр подается напряжение от регулируемого источника питания. При напряжении менее (11,3±0,35) В светодиод вольтметра должен гореть постоянно. Когда напряжение находится в пределах от (11,3±0,35) В до (16±0,35) В светодиод гореть не должен.
При напряжении более (16±0,35) В светодиод должен мигать. Временная задержка вольтметра составляет примерно 5 сек.
ВАЗ-21213 (Нива). Проверка датчиков контрольных приборов
ДАТЧИК УКАЗАТЕЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
В датчике установлен терморезистор, изменяющий свое сопротивление в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Данные для проверки датчика приведены в таблице.
Данные для проверки датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
Температура, °С | Напряжение, подводимое к датчику, В | Заданное сопротивление датчика, Ом |
30 | 8 | 1350 – 1880 |
50 | 7,6 | 585 – 820 |
70 | 6,85 | 280 – 390 |
90 | 5,8 | 155 – 196 |
110 | 4,7 | 87 – 109 |
ДАТЧИК КОНТРОЛЬНОЙ ЛАМПЫ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА
Датчик устанавливается на блоке цилиндров. Контакты датчика должны замыкаться и размыкаться при давлении 20–60 кПа (0,2–0,6 кгс/см2).
ДАТЧИК УРОВНЯ ТОПЛИВА
Датчик устанавливается в топливном баке и крепится к нему гайками. Датчик имеет переменный резистор из нихромовой проволоки. Подвижный контакт резистора перемещается рычагом с поплавком. На коротком конце этого рычага находится также подвижный контакт, включающий контрольную лампу резерва топлива, если в баке остается 4–6 л бензина.
При пустом баке сопротивление датчика должно быть (250±12) Ом, с баком, наполненным наполовину, – (66±6) Ом, а при полном баке – (20±3) Ом.
РЕЛЕ-ПРЕРЫВАТЕЛЬ КОНТРОЛЬНОЙ ЛАМПЫ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА
Реле-прерыватель РС-492 предназначен для получения прерывистого горения контрольной лампы стояночного тормоза. Он подвешен на проводах с левой стороны под панелью приборов.
Количество циклов в минуту включения и выключения реле-прерывателя при напряжении от 10,8 до 15 В и температуре от –40 до +40° С должно быть в пределах 60–120. Сопротивление обмотки прерывателя 26 Ом.
С 1995 г. реле-прерыватель РС-492 на автомобилях не применяется. Поэтому при торможении автомобиля стояночным тормозом контрольная лампа стояночного тормоза горит постоянным светом.
Тахометр в автомобиле используется для индикации количества оборотов коленчатого вала двигателя. Рассмотрим, почему не работает тахометр, как найти и устранить причину поломки. Обязательно остановимся на устройстве и принципе работы, что поможет выяснить, почему перестал работать тахометр, стрелка дергается либо ведет себя неадекватно.
- Механические либо электромеханические тахометры с прямым приводом. На стрелочный указатель обороты передаются через гибкий вал, который посредством червячной передачи получает вращение непосредственно от коленчатого вала или одного из валов трансмиссии. Принцип работы индикатора основывается на явлении индукции вихревых токов. Работа и устройство магнитного тахометра крайне схожи с принципом действия автомобильного спидометра. В современных авто подобная конструкция тахометра не применяется.
- Электромашинные. Отличительная черта – подключение к генератору. Используется преимущественно на дизельных двигателях, но в целях унификации устройство такого типа может использовать и на бензиновых моторах.
- Электронные. Сигнал может быть взят как с системы зажигания, так и непосредственно с ЭБУ. Устанавливается на бензиновые и дизельные ДВС.
Устройство и принцип работы
Основные компоненты электромашинных и электронных тахометров:
- измерительный блок, или преобразователь сигнала. Может базироваться на элементах аналоговой схемотехники либо построен с использованием специальных микросхем;
- блок индикации с аналоговым или цифровым отображением количества оборотов;
- вспомогательные элементы.
Работа электронных тахометров основывается на преобразовании отдельных сигналов или импульсов, улавливаемых от ЭБУ, системы зажигания либо генератора, в «понятный» для блока индикации сигнал.
Схема подключения
При поиске причины, из-за которой не работает тахометр, в первую очередь важно понимать схему подключения и тип сигнала. Существуют 3 типовые схемы подключения:
- к бесконтактной системе зажигания (провод тахометра подключается к первичной цепи катушки зажигания). Принцип работы основывается на измерении частоты скачков напряжения в первичной цепи системы зажигания. Расчет угла зажигания невозможен без ориентирования на количество оборотов коленчатого вала, поэтому частота искрообразования прямо зависит от скорости вращения коленвала. На 4-цилиндровых ДВС полному обороту коленчатого вала соответствует 2 импульса напряжения в первичной цепи. Соответственно, чем выше скорость вращения коленвала, тем большей будет частота скачков напряжения;
- подключение к контактной системе зажигания. Принцип работы и схема подключения схожи с БСЗ, но устройство измерительного блока будет иметь отличия в зависимости от вольтажа входной цепи;
- подключение к ЭБУ двигателя. Принцип работы все так же основывается на регистрации импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания, но сигнал к тахометру поступает от блока управления двигателем;
- подключение к генератору (сигнальный контакт тахометра подключается к выводу W генератора). Вращение шкива генератора осуществляется ременной передачей от коленчатого вала, поэтому скорость вращения ротора генератора будет всегда пропорциональна частоте вращения коленвала. Изменение количества оборотов коленчатого вала можно рассчитать, постоянно измеряя генерируемую на обмотке величину ЭДС. По своему принципу работы электромашинный тахометр напоминает обычный вольтметр.
Характерные неисправности
Если на автомобиле перестал работать механический тахометр, имеет место механическое повреждение какого-либо из элементов конструкции. Обломанный трос гибкого вала, износ элементов червячной передачи, появлению люфтов, деформаций – все эти причины могут вывести индикатор количества оборотов двигателя из строя.
На что обратить внимание, если не работает электронный тахометр:
- целостность электропроводки. При этом важно проверять не только сигнальный провод, но и «массу», питание приборной панели;
- качество контактов. Наличие окислов, неплотный контакт внутри фишек вполне могут стать причиной выхода тахометра из строя;
- целостность элементов измерительного блока, которые находятся за защитным стеклом внутри приборной панели. Среди механических повреждений транзисторов, перегорания микросхем, дорожек или вздутия резисторов самой распространенной причиной неработающего тахометра является нарушение целостности пайки. К примеру, на Mitsubishi Padjero II появление микротрещин в местах пайки элементов тахометра – общепризнанная болезнь.
На автомобилях со схемой подключения от генератора неработающий тахометр может служить признаком неисправности генератора. В таком случае поломка сопровождается зажиганием индикатора низкого заряда АКБ, спорадическим загоранием на приборной панели «гирлянды» из предупреждающих лампочек.
В некоторых типах конструкции изменение погонного сопротивления высоковольтных проводов может вносить коррективы в точность показаний индикации оборотов двигателя.
Как самостоятельно найти причину неисправности
Помимо визуального осмотра, для диагностики своими руками потребуется универсальный измерительный прибор. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете без труда проверить питание, «массу», а также прозвонить сигнальный провод на предмет обрыва.
Проверка питания производится в режиме измерения постоянного тока, диапазон измерений – до 20 В. «Минус» — постоянный, «плюс» появляется только после включения зажигания. Импульсы на сигнальном проводе должны появляться при вращении коленчатого вала. Для поиска обрыва мультиметр необходимо перевести в режим измерения сопротивления – омметр. Иногда для обнаружения плохого контакта достаточно пошевелить разъем или жгут, в котором проложен сигнальный провод индикатора оборотов.
Стрелка тахометра дергается
Проблема дергающейся стрелки лучше всего знакома владельцам ГАЗ 3110 «Волга». Проблема возникает на автомобилях, выпущенных до сентября 1999 г и оснащенных комбинацией приборов 38.3801 (ОАО «Автоприбор»). Из-за конструктивных дефектов естественная работа автомобильного генератора, при которой величина тока зарядки регулируется переменной подачей напряжения на обмотку возбуждения, приводит к дерганью стрелки.
Стрелка тахометра может дергаться из-за ослабевшей натяжки ремня генератора, но в большинстве случаев отремонтировать тахометр на Волге удается заменой приборной панели и видоизменением схемы подключения.
120 сообщений на предыдущих страницах | |
Тахометр 21213/21214
Тахометр 21213/21214NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
Тахометр 21213/21214 Автор ALER |
Здесь описаны принципиальные схемы тахометров ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 для комбинаций приборов (КП) производства ООО «Автоприбор» (г. Владимир) и Венгрии. Даны рекомендации по ремонту и настройке тахометров, а также по сборке-разборке КП. Иногда тахометр не работает из-за неисправности КП, такие случаи тоже учтены в рекомендациях.
Венгерская КП состоит из отдельных приборов со своими шкалами, у владимирской черная пластина со шкалами — общая для всех приборов. Тахометры в других панелях и для других моделей автомобилей могут в деталях отличаться от описанных, но принцип действия у всех таких устройств одинаков.
Принцип действия тахометра
Тахометр состоит из печатной платы с элементами и стрелочного индикатора (миллиамперметра). На плате собран ждущий мультивибратор (ЖМВ) на микросхеме КР1006ВИ1 (полный отечественный аналог зарубежной микросхемы NE555). Микросхема имеет пластиковый корпус с 8-ю выводами (DIP-8) и обычно маркируется просто как «ВИ1». На импортных микросхемах вместо NE могут быть другие буквы, но 555 будет обязательно. Микросхема эта чрезвычайно популярна, ее структура и схемы включения описаны в очень многих книгах. В одной из версий венгерской комбинации приборов используется более редкая микросхема LM2917N — преобразователь частота-напряжение. Любой приятель, занимающийся радиолюбительством, поможет вам отремонтировать и настроить тахометр, особенно, если вы распечатаете ему эту статью.
Принцип действия тахометра очень прост. ЖМВ запускается импульсом зажигания дважды за один оборот коленвала и вырабатывает свой импульс — стабильный по амплитуде и длительности, который через резистор подается на миллиамперметр. Чем больше обороты, тем чаще идут импульсы ЖМВ, тем больше средний ток в обмотке и тем сильнее отклоняется стрелка тахометра. Импульс зажигания снимается с первичной обмотки катушки зажигания (вывод «К») или — у инжекторных — с модуля зажигания. Длительность выходного импульса ЖМВ определяется RC-цепью и весьма стабильна. Для стабилизации амплитуды выходного импульса ЖМВ питается от встроенного стабилизатора напряжения.
Принципиальная схема тахометра ООО «Автоприбор»
ЖМВ построен по типовой схеме на КР1006ВИ1. Времязадающая цепь из прецизионных R (59 кОм) и C (47 нФ) обеспечивает длительность выходного импульса 3,05 мс (рассчитывается по формуле 1,1RC). Для регулировки тахометра предусмотрен подстроечный резистор 500 Ом — он меняет амплитуду тока в обмотке стрелочного прибора.
У карбюраторных машин входной импульс с вывода «К» катушки зажигания подается на контакт 3 разъема «А» (красного). Амплитуда этих импульсов может достигать 400 В, поэтому на печатной плате КП установлен дополнительный резистор 91 кОм.
У инжекторных машин сигнал снимается с модуля зажигания через контакт 5 того же разъема и подается сразу на вход тахометра — уровень этого сигнала несколько вольт. Вообще, микросхема КР1006ВИ1 запускается отрицательным перепадом на выводе 2 (уровень должен стать ниже 1/3 от напряжения питания). Стабилитрон 5,6 В ограничивает уровень запускающего сигнала на входе микросхемы.
Питание осуществляется от параметрического стабилизатора с дополнительным транзистором (выходное напряжение около 7 В). Диод в коллекторной цепи транзистора защищает схему при подаче напряжения питания неправильной полярности.
Принципиальная схема тахометра из старой венгерской КП
Схема построена на микросхеме NE555N. Принцип действия — тот же, что у владимирского. Элемент, обозначенный на схеме «???», скорее всего терморезистор. Подстройка показаний тахометра осуществляется регулировкой длительности импульса (R2). Внешнего резистора на панели КП нет, вход рассчитан только на высоковольтные импульсы с катушки зажигания. Чтобы тахометр запускался от низковольтного сигнала (инжекторы и некоторые модели коммутаторов) рекомендуется заменить резисторы 39 кОм и 4,7 кОм на 10 кОм и подключить точку их соединения к общему проводу также через резистор 10 кОм.
Стабилизацию напряжения на уровне 10 В осуществляет микросхема L2610 — т. н. «трехвыводный стабилизатор». Она установлена на радиаторе и помимо тахометра питает индикаторы температуры и уровня топлива. Узел схемы с конденсатором 470 мкФ и диодным мостом предназначен для гашения выбросов напряжения в бортовой сети автомобиля (по стандарту кратковременные выбросы могут быть свыше 100 В).
Принципиальная схема тахометра из новой венгерской КП
Схема построена на микросхеме LM2917N — преобразователь частота-напряжение (DIP-14). Принцип действия подобен описанным выше.
Ремонт тахометра без разборки КП
При нарушениях в работе тахометра рекомендуется начать с проверки подключения провода к выводу «К» катушки зажигания. Если подключение нормальное и на проводе не видно обрывов или повреждений изоляции, необходимо снять КП. Нужно прозвонить провод от контакта «К» катушки зажигания до вывода 3 разъема «А» КП, а также проверить качество этого контакта. Если дефект не обнаружен, необходимо проверить печатный проводник между ответной частью разъема и резистором цепи запуска (91 КОм) и далее до входного контакта «1» тахометра. Проверьте также подключение тахометра к плюсу и минусу аккумулятора (выводы «+» и «-«). У инжекторных машин (владимирская КП) проверяется цепь между модулем зажигания и контактом 5 разъема «А» КП и далее — с контактом «1» тахометра.
Неоднократно в Нивской конференции описывалось нарушение работы тахометра при замене штатных высоковольтных проводов системы зажигания на силиконовые. Проявлялось это нарушение как дерганье стрелки с провалами до нуля. Штатные провода отличаются от силиконовых погонным сопротивлением (замер по центральному проводу: силиконовый 9-10 кОм, штатный 1,5 кОм). Поэтому можно предположить, что эффект вызван изменением формы импульса на первичной обмотке катушки зажигания из-за изменения параметров вторичной цепи, и порекомендовать подбор элементов цепи запуска ЖМВ. Проще всего уменьшить номинал внешнего резистора на плате КП — разборка КП для этого не требуется. Остап’у в подобной ситуации помогла замена катушки зажигания («сухая» на «круглую»).
Для инжекторных машин воздействие помех на тахометр можно уменьшить, подключив на плате КП керамический конденсатор 200. ..1000 пФ между проводами, идущими к контактам «1» и «-«. Не пробуйте делать это на карбюраторных машинах — тахометр просто перестанет работать.
Разборка КП
Если неисправность не обнаружена, требуется частичная разборка КП. Описание процедуры дано для владимирской панели.
С усилием снимите пластиковую ручку сброса суточного одометра с оси.
- Отвинтите 5 винтов крепления козырька КП к корпусу и 3 винта крепления тахометра. Хотя эти винты имеют крестообразные шлицы, они под плоскую отвертку.
- Отключите три провода от тахометра.
- Отвинтите два самореза крепления шлейфа подсветки КП.
- Отвинтите и снимите вместе с шайбами 3 гайки индикатора температуры.
- Снимите с КП козырек с защитным стеклом.
- Снимите стрелку тахометра, подсунув под нее широкую плоскую отвертку. Стрелки с остальных приборов не снимайте.
- Отвинтите два винта около стрелки тахометра на шкале КП.
- Вытолкните шпильки индикатора температуры из отверстий в печатной плате..
- Слегка изогнув черную шкалу КП, извлеките тахометр — миллиамперметр вместе с печатной платой.
Подробнее о снятии/разборке/установке КП и снятии/установке стрелок рассказано в статье Комбинация приборов.
Для регулировки тахометра нужно привинтить его двумя черными винтиками к шкале КП, не привинчивая больше ничего, и одеть стрелку. Провода на тахометр при этом одеваются на время проверки (сравнения с цифровым при работающем двигателе), затем снимаются. Шкала КП немного изгибается, и через образовавшуюся сверху щель нетрудно тонкой отверткой крутить шлиц подстроечного резистора. Если показания тахометра завышены, шлиц нужно вращать по часовой стрелке. В процессе регулировки может потребоваться снятие-установка стрелки (чтобы найти ее правильное положение).
Венгерская КП состоит из отдельных приборов, и снять тахометр можно без столь сложной разборки.
Ремонт и настройка платы тахометра
Внешним осмотром проверьте плату тахометра на микротрещины и непропаи. Трещины в печати необходимо устранять пропаиванием с отрезком зачищенного монтажного провода — мягкие припои ПОС не обеспечивают достаточной прочности. При устранении непропаев обязательно зачистить от окислов плохо пропаянный вывод радиоэлемента. Рекомендуется использовать спиртоканифольный флюс или просто канифоль. Категорически запрещается применять активные (кислотные) флюсы.
Для повышения помехоустойчивости тахометра рекомендуется добавить на плате два керамических конденсатора. Первый емкостью 1000 пФ следует припаять к выводам 5 и 1 микросхемы. Второй — 0,1…1 мкФ между выводами 1 и 8. Можно установить также электролитический конденсатор емкостью 10…100 мкФ в любом удобном месте между цепью +7 В и общим проводом.
Подключите плату к источнику питания 12 В, соблюдая указанную полярность. Проверьте напряжение питания микросхемы (вывод 8) — оно должно быть около 7 В. Если напряжение значительно отличается — проверяйте или меняйте элементы стабилизатора напряжения. На неподключенном выводе 5 микросхемы КР1006ВИ1 напряжение должно составлять 2/3 от напряжения питания.Посмотрите осциллографом выходной сигнал микросхемы (вывод 3). Это должен быть положительный импульс с амплитудой почти равной напряжению питания и длительностью 3 мс. Импульс должен формироваться по каждому замыканию вывода 2 на общий провод. Если длительность импульса отличается от указанной, проверьте номиналы или подберите элементы времязадающей цепи R и C. Точная формула для расчета длительности импульса: R*C*ln3. Проверьте на обрыв обмотку миллиамперметра — ее сопротивление должно быть около 150 Ом (владимирская КП).
Подайте на вход тахометра сигнал от генератора. Меняя частоту генератора, проверьте и отрегулируйте тахометр. При изменении частоты от 0 до 333 Гц показания тахометра должны линейно меняться от 0 до 10000 об/мин. В самом конце (после 300 Гц или 9000 об/мин) допускаются провалы или искажение линейной зависимости. Регулировку рекомендуется производить при частоте 200 Гц. Стрелку тахометра подстроечным резистором нужно установить на 6000 об/мин. Делать это лучше всего в процессе сборки КП.
Дефект тахометра может заключаться также в заедании стрелки измерительного прибора, например, из-за попадания посторонних предметов или пыли. Рекомендуется промыть спиртом и продуть магнитную систему измерителя и проверить подвижность стрелки.
Довольно часто причиной неисправности становятся подстроечные резисторы: нарушается контакт между ползунком и резистивным слоем. Во владимирской панели при этом дефекте показания становятся нулевыми, в венгерской — наоборот — прибор будет зашкаливать. Рекомендуется после настройки снять эти резисторы, замерить их сопротивление и установить вместо них точно подобранные постоянные.
У венгерского тахометра ток в обмотку миллиамперметра идет с контактных площадок платы через упругие ползунки. При плохих (окисленных) контактах показания, разумеется, будут нулевыми. Рекомендуется при ремонте продублировать эти упругие контакты тонкими проводами. Провода можно пропустить через одно из отверстий платы и припаять со стороны элементов к выводам конденсатора 0,1 мкФ.
Один из наиболее частых дефектов КП — выгорание печатного проводника цепи питания тахометра и лампочек правой стороны — описан в статье Комбинация приборов.
По окончании настройки можно залить всю плату лаком или термоклеем. Обратите внимание на то, чтобы лак или термоклей не попали на обмотку или магнитную систему миллиамперметра. Вся работа займет не больше нескольких часов.
И еще о тахометре
В продаже плату тахометра для владимирской панели (в сборе с миллиамперметром) я видел только один раз — в Нивском магазине на Балаклавском пр-те (см. Список ALER’а) за 150 р. Можно поискать ее на рынке в Южном порту (или каком-либо ином) у продавцов, торгующих панелями. Бывает, что они продают поврежденные панели по частям — сам покупал так спидометр от венгерской панели в ЮП.
Anci рассказывал, что купленный в Кэмпе за 94 р. тахометр от 2107 (в сборе: плата + индикатор) без всяких переделок встал в нашу владимирская комбинацию приборов. Погрешность 5-10% не в счет, она и на родном такая же. Сейчас пробег 13 тык, проблем нет. А вот что мне написал glebius: «При установке тахометра от 2107 надо зашунтировать куском провода резистор, который находится на плате панели приборов между контактом 3 красного разъёма и непосредственно тахометром. Короче говоря нужно подать сигнал от катушки зажигания напрямую, без сопротивления. Деления на шкалах совпадают очень точно.
Показания тахометра в начале шкалы (до 1000 об/мин) очень сильно искажены. Если кто-то утверждает, что у него двигатель устойчиво работает на холостом ходу при 300 об/мин, знайте: на самом деле это 600-700 об/мин. Имейте это в виду при настройке карбюратора. При бОльших оборотах точность выше, но все равно точным прибором тахометр считать нельзя. В моей Ниве тахометр завышает значение оборотов на 6-7% (показывает 3200 вместо 3000 по цифровому тахометру).
Учитывая сказанное выше, в машине имеет смысл иметь цифровой тахометр для регулировки холостого хода, проверки работы блока управления ЭПХХ и проверки штатного тахометра (у меня стоит Explorer Ex-70). При движении же удобнее пользоваться штатным тахометром — глаз и мозг человека лучше и быстрее воспринимают аналоговую информацию в виде угла поворота стрелки, чем ее цифровое значение, а высокая точность во время движения совсем не нужна.
ALER, 06.04.03.
Схема блока предохранителей Лада 4х4/ Реле Нива 2121 с назначением и расположением
Внедорожник Нива известен под названиями ВАЗ-2121 (ВАЗ 21213, ВАЗ 21214) и с 2006 года как Лада 4х4. Выпускается с 1977 года по настоящее время с различными модификациями кузова, в основном 3-х и 5-дверные универсалы с бензиновыми двигателями ( карбюраторный, инжекторный). В нашей публикации вы найдете обозначения блоков предохранителей и реле Нива 2121 с указанием их расположения, фото примеры исполнения и схемы блоков. Обратите внимание на предохранитель, отвечающий за прикуриватель. В завершение предложим схему электропроводки Нивы для скачивания.
В связи с длительным периодом производства и огромным разнообразием исполнений единого общего описания блока предохранителей и реле на Ниву 2121 не существует. В вашем автомобиле назначение предохранителей может отличаться от представленного.
Все основные блоки предохранителей и реле расположены в салоне, под приборной панелью со стороны водителя.
Содержимое
- 1 Блоки общей схемы
- 2 Блок предохранителей управления двигателем
- 3 Блок главных предохранителей
- 4 Engine control relay box
- 5 Additional relay box
- 6 Electrical circuit Niva 2121
General layout boxes
Diagram
Assignment
- Engine control fuse box
- Windscreen wiper relay
- Главный блок предохранителей
- Блок реле системы управления двигателем
- Дополнительный блок реле (над педалью газа, на схеме не показан)
Блок предохранителей блока управления двигателем
Диаграмма
Обозначение
1 | 15A 1 * ECM Датчики Стартовая ретранс. 1 | 3: Реле электрического топливного насоса (контакты) Электрический топливный насос | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 30A 4,5 * Вентилятор охлаждения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15a 1 * Инжекторы Катушки зажигания ECM Реле для электрического вентилятора Права Реле электрического вентилятора слева | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 15A 2 * Электроэлектрический топливный насос. Электроэлектрическая насоса. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 30A 3 * Резерв | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 30A 4,5 * Охлаждающий вентилятор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3,4 | 119 30A | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3,4 | 11110 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3,4 | 111110 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 15A 2 * Main relay | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 15A 3 * Controller | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 15A 4 * катушка зажигания, управление реле, контроллер, инжекторы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 15a 5 * Реле зажигания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 15a 3 * Main Relay | 15a 3 * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4,5 | * Реле * электровентиляторы (обмотка) (правый, левый) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 15А 4* ДМРВ, датчик фаз, подогрев датчика кислорода (два), продувка адсорбера клапан, ДС | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 15A 5 * Электропливный насос | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 15A 1 * Электрический топливный насос. 2010-2012, 3* – 2007-2008, 4* – Автомобили с контроллерами Bosch ME17.9.7/M74, 5* – Автомобили с контроллерами 7.9.7+.Главный блок предохранителейСхема Назначение
Блок реле управления двигателемОн расположен под блоком главных предохранителей и состоит из 5 реле и 1 предохранителя. Диаграмма Диаграмма электрической коробки Назначение
Дополнительный блок релеЭтот блок расположен над педалью газа. Диаграмма Обозначение
Строительный выше, выше, а речь. – прерыватель указателей поворота и сигнализации.
Схема электрооборудования Нива 2121Более подробную информацию об электрооборудовании Нивы 2121 можно получить, изучив эту схему и обозначение к ней. А если у вас есть вопросы, задавайте их в комментариях. Электросхема автомобиля Нива. Схема электромобиля Нива Схема электрооборудования ВАЗ 2121
[Скрыть] Отличия ЭлектросхемаВ зависимости от модели автомобиля схемы электрооборудования могут отличаться между собой. Индийские символыО чем свидетельствует индекс в названии модели:
Канал Ni-flow в своем ролике показал, как сделать лишнюю массу в электросети автомобиля Нива. Основные отличияЧем отличаются электрические схемы старого и нового образца в моделях:
Схемы на ниве с карбюраторным двигателемНиже фото схемы автомобиля с карбюраторным двигателем в хорошем качестве. Схема электрооборудования Нивы с карбюраторным мотором Разберемся с описанием электромолотов:
Схемы на ниве с инжекторным двигателемПринципиальным отличием карбюраторной электрической схемы от инжекторной является использование усовершенствованной системы управления силовым агрегатом. Инжектор Система управления двигателем Нива Рассмотрим интерактивную схему форсунки на 8 клапанов:
Также на схеме есть символ А — в этом месте жгут с проводкой перемещается из наддувного пространства в салон автомобиля. 1. Схема жгута на приборной панели автомобиля 2. Задняя часть схемы Инжекторная Нива Причины неисправности электрооборудованияРазберем основные причины, по которым может не работать электрооборудование:
1. Индикаторы бокового вращения.
Применение предохранителей на автомобиле Нива 2121 имеет ряд своих особенностей:
Расположение предохранителейВсе плавкие вставки, используемые в электросхеме автомобиля Нива 2121, делятся на две группы. Они размещены в блоках предохранителей, расположенных под приборной панелью справа от кресла водителя. В инструкции к транспортному средству вы легко найдете описание каждого из этих защитных устройств, а также их технические характеристики. Если в вашем автомобиле вышло из строя какое-либо электрооборудование, в первую очередь необходимо проверить сохранность предохранителя. Для этого очень важно соблюдать следующие правила безопасности:
1. Фары передние; 2. Фары; 3. Электродвигатели фароочистителей; 4. Звуковой сигнал; 5. Электродвигатель омывателя фар; 6. Электродвигатель омывателя лобового стекла; 7. Генератор; 8. Знаки бокового поворота; 9. Аккумуляторная батарея; 10. Электродвигатель отопителя; 11. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 12. Реле-прерыватель стеклоочистителя; 13. Стартер; 14. Электродвигатель стеклоочистителя; 15. Концевой выключатель карбюратора; 16. Электромагнитный клапан карбюратора; 17. Блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 18. Переключатель; 19. Свечи зажигания; 20. датчик распределителя зажигания; 21. Датчик контрольной лампы давления масла; 22. Датчик указателя температуры; 23. Розетка для переносной лампы; 24. Катушка зажигания; 25. Датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости; 26. Реле включения очистителей и омывателя фар; 27. Реле включения обогрева заднего стекла; 28. Реле включения дальнего света фар; 29. Реле включения ближнего света фар; 30. Реле включения зажигания; 31. Реле включения стартера; 32. Выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала; 33. Выключатель наружного освещения; 34. Прикуриватель; 35. Выключатели стоп сигналов; 36. Выключатель заднего фонаря; 37. Реле-выключатель указателей поворота и сигнализации; 38. Главный блок предохранителей; 39. Дополнительный блок предохранителей; 40. Лампы подсветки рычагов управления отопителем; 41. Выключатель задних противотуманных фар; 42. Переключатель обогрева заднего стекла; 43. Выключатель электродвигателя отопителя; 44. Выключатель очистителя и омывателя заднего стекла; 45. Аварийный выключатель; 46. Замок зажигания; 47. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора; 48. Устройство выключателя освещения; 49. Тушеный трехмерный переключатель; 50. Выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 51. Электродвигатель омывателя заднего стекла; 52. Выключатели плафона, расположенные в дверных стойках; 53. Плафоны освещения салона; 54. Комбинация устройств; 55. Подсветка номерного знака; 56. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 57. Датчик указателя уровня и резерва топлива; 58. Задние фонари; 59. Электродвигатель очистителя заднего стекла; 60. Элемент обогрева заднего стекла. А. Порядок условной нумерации штекеров в триггерных пэдах. Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2121 (Нива) Условное графическое обозначение на схеме 0,0 3. Фары |