10Апр

Масла моторные классификация и обозначение: Расшифровка классификации масла по SAE

Содержание

Классификации и маркировка моторных масел

Содержание статьи

  • 1 Классификация моторных масел по вязкости SAE
  • 2 Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств API
    • 2.1 Спецификация API для бензиновых двигателей
    • 2.2 Спецификация API для дизельных двигателей
    • 2.3 Маркировка
  • 3 Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств ACEA
    • 3.1 A/B- масла для бензиновых и дизельных двигателей
    • 3.2 C – масла, совместимые с каталитическими нейтрализаторами
    • 3.3 E- для мощных дизелей грузовых автомобилей
  • 4 Классификация моторных масел по вязкости, назначению и уровням эксплуатационных свойств ГОСТ
  • 5 Спецификации производителей автомобилей

Классификация моторных масел по вязкости SAE

В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах – степенях вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.

Спецификация описывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные. Но, прежде, чем их рассмотреть, немного теории. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамической вязкостью. Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке. Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках – ротационных вискозиметрах.

Она показывает насколько меняется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга. С увеличением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением – возрастает.

Маркировка масла по температуре использования

Ряд зимних масел: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W – обозначаются цифрой и буквой “W” (Winter-Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С.

К низкотемпературным параметрам относятся:

  • Проворачиваемость– показывает динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло
    остается достаточно жидким, чтобы было возможно запустить двигатель.
  • Прокачиваемость – это динамическая вязкость масла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости ниже температуры проворачиваемости на 5 градусов.

Высокотемпературные свойства зимних масел характеризует минимальная кинематическая вязкость при 100°С – показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.

Ряд летних масел: SAE 20, 30, 40, 50, 60 – обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основные свойства летнего ряда масел определяется по:

  • минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С – показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
  • минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига снижается вязкость масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.

Ряд всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных тире. т

Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой
погоде.

Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит:

  • проворачивание двигателя стартером (для зимних и всесезонных масел)
  • прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел)
  • надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме (для летних и всесезонных масел)

Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств API

Наиболее известной международной классификацией моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств является классификация API (Американского института нефти).

Классификация API подразделяет моторные масла на две категории :

  • S (Service) — для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков.
  • C (Commercial) — для дизелей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.

Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C) указывает категорию масла, вторая — уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (т.е. качество масла).

Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4). Большинство зарубежных моторных масел универсальные – их применяют как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение, например: SF/CC, CD/SF и т.д. Основное назначение масла указывают первые буквы , т.е. SF/CC – “более бензиновое”, CD/SF- “более дизельное”. Энергосберегающие масла для бензиновых двигателей дополнительно обозначаются аббревиатурой

ЕС (Energy Conserving).

На сегодняшний день (апрель 2009) классификация API содержит 3 действующих класса категории “S” и 6 действующих классов категории “С”. Но многие производители продолжают выпускать масла классов, исключенных из спецификации, поскольку автомобили со старыми двигателями продолжают эксплуатироваться, а значит, есть необходимость в этих маслах. Согласно рекомендаций API любой вышестоящий действующий класс категории “S” заменяет нижестоящий действующий класс. Для дизельных масел, вышестоящий действующий класс как правило, но не всегда, заменяет нижестоящий класс.

Спецификация API для бензиновых двигателей

КлассСтатусНазначение
SMДействующийДля всех автомобильных двигателей, выпускаемых в настоящее время. Введен в 2004 году. Масла этого класса имеют повышенную стойкость к окислению, улучшенную защиту от износа и отложений, улучшенные низкотемпературные свойства
SLДействующийДля двигателей 2004 и старше годов выпуска
SJДействующийДля двигателей 2001 и старше годов выпуска
SHУстаревшийДля двигателей 1996 и старше годов выпуска
SGУстаревшийДля двигателей 1993 и старше годов выпуска
SFУстаревшийДля двигателей 1988 и старше годов выпуска
SEУстаревшийНе подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1979 года.
SDУстаревшийНе подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1971 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SCУстаревшийНе подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1967 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SBУстаревшийНе подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1951 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SAУстаревшийНе содержит присадок. Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1930 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам

Спецификация API для дизельных двигателей

КлассСтатусНазначение
CJ-4ДействующийВведен в 2006 году.
Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2007 году. Масла данного класса предназначены для работы на топливе, содержащем не более 0,05% серы. Однако для выполнения требований по нормам выброса, надежной работы систем очистки отработанных газов и достижения удлиненных интервалов замены масла, необходимо использовать дизтопливо, содержание серы в котором не превышает 0,0015%. Моторные масла класса CJ-4 разрабатывались для двигателей, оборудованных самыми современными системами снижения выбросов вредных веществ (сажевые фильтры, системы рециркуляции выхлопных газов и др.) Масла класса CJ-4 имеют улучшенные защитные свойства, повышенную окислительную, низко- и высокотемпературную стабильность, удлиненные интервалы замены. Однако при использовании топлива с содержанием серы более 0,0015% интервалы замены необходимо уменьшить. Масла класса CJ-4 могут заменять масла классов CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4.
CI-4ДействующийВведен в 2002 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2004 году. Масла этого класса разработаны для двигателей, имеющих систему рециркуляции выхлопных газов (EGR) и работающих на дизтопливе с содержанием серы до 0,5 %. Могут заменять масла классов CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4.
CH-4ДействующийВведен в 1998 году. Для высокооборотистых четырехтактных двигателей, соответствующих нормам выброса, установленным в 1998 году. Предназначены для работы с использованием топлива с содержанием серы до 0,5%. Может использоваться вместо масел классов CD, CE, CF-4 и CG-4.
CG-4Действующий
(до 31.08.09)
Введен в 1995 году. Для тяжелонагруженных, высокооборотистых, четырехтактных двигателей, работающих на топливе с содержанием серы менее 0,5%. Применяется в двигателях, соответствующих требованиям стандарта 1994 года по уровню выбросов. Может заменять масла классов CD, CE, CF-4.
CF-4УстаревшийВведен в 1990 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CD и CE.
CF-2ДействующийВведен в 1994 году. Для тяжелонагруженных двухтактных дизелей. Могут применяться вместо масел класса CD-II.
CFДействующийВведен в 1994 году. Для внедорожников, вихрекамерных и форкамерных дизелей, а также дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы (до 0,5%). Могут применяться вместо масел класса CD.
CEУстаревшийВведен в 1985 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CC и CD.
CD-IIУстаревшийВведен в 1985 году. Для двухтактных двигателей.
CDУстаревшийВведен в 1955 году. Для некоторых безнаддувных и турбированных двигателей.
CCУстаревшийНе подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1990 года.
CBУстаревшийНе подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1961 года.
CAУстаревшийНе подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1959 года.

Маркировка

Варианты маркировки моторных масел

Классификация ILSAC разработана Международным комитетом по одобрению и стандартизации смазочных материалов (ILSAC) совместно с JAMA (Ассоциация производителей автомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API. Действующим стандартом ILSAC, принятым в 2004 году, является GF-4. Масла этого класса являются энергосберегающими, они совместимы с системами нейтрализации выхлопных газов и обеспечивают улучшенную защиту двигателя от износа. В 2010 году предполагается введение стандарта GF-5.

Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств ACEA

Ассоциация европейских производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) – с 1 января 1996 года ввела свою классификацию моторных масел, которая с тех пор неоднократно обновлялась. Здесь приведена классификация, введеная с 22 декабря 2008 года.

Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских, т.к. в Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:

  • более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
  • меньшей массой двигателей;
  • большей удельной мощностью;
  • большими допустимыми скоростями передвижения;
  • более тяжелыми городскими режимами.

Ввиду этих особенностей испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.

Классификация ACEA разделяет моторные масла на 3 класса:

  • A/B — для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;
  • C — совместимые с нейтрализаторами отработавших газов;
  • E — для мощных дизелей грузовых автомобилей.

A/B- масла для бензиновых и дизельных двигателей

A1/B1 Предназначены для бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

A3/B3 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, разработанных для применения и/или с увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел.

A3/B4 Предназначены для применения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3.

A5/B5 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C – масла, совместимые с каталитическими нейтрализаторами

C1 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2. 9 mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C2 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, разработаных для использования масел, обеспечивающих низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C3 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5 mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C4 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

E- для мощных дизелей грузовых автомобилей

E4 Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей).

Могут применяться только в двигателях без сажевого фильтра, и в некоторых двигателях с системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо
следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E6 Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей).

Могут применяться в двигателях с системой рециркуляции выхлопных газов, с или без сажевого фильтра, и для двигателей с системами снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оборудованных
сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться,
поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E7 Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации.

Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с
удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Рекомендованы для применения в двигателях без сажевых фильтров и для большинства двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E9 Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации.

Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с
удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться в двигателях с или без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота.

Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

Классификация моторных масел по вязкости, назначению и уровням эксплуатационных свойств ГОСТ

Группы моторных масел по вязкости и их примерное соответствие классификации SAE
ГОСТSAEГОСТSAEГОСТSAE
5W6203з/85W-20
10W8204з/610W-20
15W10304з/810W-20
20W12304з/1010W-30
14405з/1015W-30
16405з/1215W-30
20505з/1415W-40
24606з/1020W-30
6з/1420W-40
6з/1620W-40

 

Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам и их примерное соответствие классификации API
ГОСТAPIРекомендуемая область применения
АSBНефорсированные бензиновые двигатели и дизели
ББ1SCМалофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2CAМалофорсированные дизели
ВВ1SDСреднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2CBСреднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
ГГ1SEВысокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2CCВысокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
ДД1SFВысокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г
Д2CDВысокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
ЕЕ1SGВысокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2
Е2CF-4Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

 

Согласно ГОСТ 17479. 1-85 маркировка масел включает следующие знаки:

  • букву М (моторное)
  • одно или два числа, разделенных дробью, указывающие класс или классы вязкости (для всесезонных масел). Для всесезонных масел цифра в числителе характеризует зимний класс, а в знаменателе – летний; буква “з” указывает на то, что масло – загущенное, т.е. содержит загущающую (вязкостную) присадку.
  • одну или две буквы (от А до Е), обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 – присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 – дизельным маслам.

Например, марка М-6з/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В). М-4з/8-В2Г1 – моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1).

Спецификации производителей автомобилей

В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел, присадок к ним и изготовителями автомобилей. За последними оставлено право выдвигать собственные дополнительные требования к маслам, которые формулируются в спецификациях автозаводов. Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Поэтому изготовители автомобилей проводят испытания масел на двигателях собственного производства. На основании этого указывают либо определенный класс по какой-либо общепринятой классификации, либо составляют собственные спецификации, в которых обозначены конкретные марки масел, допущенных к применению. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации производителя, а их номер наносится на упаковку масла рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.

ГОСТ. Классификация моторных, трансмиссионных, гидравлических, индустриальных масел по вязкости.

Моторные масла

В основу отечественной системы обозначений моторных масел, предусмотренной ГОСТ 17479.1–85, положены сведения о принадлежности масла к одному из классов вязкости и группе эксплуатационных свойств.

Классификация моторных масел по вязкости

Вязкость — важнейшая характеристика моторного масла. Российский ГОСТ 17479.1 разделяет масла в зависимости от величины кинематической вязкости при различных температурах на следующие вязкостные классы:

Летние масла — 8* 10, 12, 14, 16, 20, 24

Зимние масла — Зз, 4з, 5з, 6з, 6, 8*

Всесезонные масла обозначаются дробным индексом (например, 5з/12, 6з/14 и т. д.)

Для всех сортов нормируются пределы кинематической вязкости при 100°С, а для зимних и всесезонных сортов дополнительно нормируется величина кинематической вяз­ко с ти при -18°С** (см. таблицу).

Для всесезонных масел цифра в числителе характеризует зимний класс, а в знаменателе — летний; буква «з» указывает на то, что масло — загущенное, т. е. содержит загущающую (вязкостную) присадку. Так, всесезонное масло класса вязкости 5з/12 по кинематической вязкости при 100°С соответствует летнему маслу класса 12, а при -18°С — зимнему маслу класса 5з.

Масло класса 8 нередко используют как в летний, так и в зимний период эксплуатации.

** По ГОСТ 51634–2000 допускается взамен кинематической вязкости при минус 18 нормировать кажущуюся (динамическую) вязкость при отрицательных температурах.

Класс вязкости
по ГОСТ 17479.1
Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре
+100°С-18°С
не менее не менее не менее
Зз 3,8 1250
4,1 2600
5,6 6000
5,6 10 400
6 5,6 7,0
8 7,0 9,3
10 9,3 11,5
12 11,5 12,5
14 12,5 14,5
16 14,5 16,3
20 16,3 21,9
24 21,9 26,1
3з/8 7,0 9,5 1250
4з/6 5,6 7,0 2600
4з/8 7,0 9,3 2600
4з/10 9,3 11,5 2600
5з/10 9,3 11,5 6000
5з/12 11,5 12,5 6000
5з/14 12,5 14,5 6000
6з/10 9,3 11,5 10 400
6з/12 11,5 12,5 10 400
6з/14 12,5 14,5 10 400
6з/16 14,5 16,3 10 400

Классификация моторных масел по уровню эксплуатационных свойств

Согласно ГОСТ 17479. 1 моторные масла российского производства по уровню эксплуатационных свойств разделены на 6 групп, обозначаемых первыми шестью буквами русского алфавита и цифровыми индексами (см. таблицу ниже). Чем дальше от начала алфавита отстоит буква в маркировке моторного масла, тем выше уровень его качества. Соответствие масел той или иной группе устанавливается на основании результатов моторных и лабораторных испытаний, включенных в Комплексы методов квалификационной оценки (КМКО) и утвержденных Госстандартом РФ. Индексом «1» маркируются масла, предназначенные для эксплуатации бензиновых двигателей, индексом «2» — для эксплуатации дизелей. Универсальные масла, предназначенные для эксплуатации в обоих типах двигателей, цифрового индекса не имеют. В случае соответствия масла сразу нескольким эксплуатационным классам, они указываются друг за другом в порядке возрастания требований к качеству. Последним в маркировке моторного масла (в случае необходимости) стоит буквенно-цифровой индекс, характеризующий особенности применения данного конкретного масла.

A Нефорсированные бензиновые двигате­ли и дизели.
Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников.
Б2 Малофорсированные дизели.
В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способ­ствующих окислению масла и образованию всех видов отложении.
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным и противоизносным свойствам масел, а так же к их склонности к образованию высокотемпературных отложений.
Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению.
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений.
Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы.
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или если применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений.
Е1 Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Д1 и Д2.
Е2 Отличаются повышенной диспергирую­щей способностью, лучшими противоизносными свойствами.

Трансмиссионные масла

В разнообразных редукторах, коробках передач, раздаточных коробках, ведущих мостах и конечных передачах применяются прямозубые и косозубые цилиндрические, конические, спирально-конические, гипоид­ные и червячные передачи. Вид передачи, особенности конструкции узла и условий его эксплуатации определяют требования к сма­зочным маслам.

Трансмиссионные масла должны обла­дать:

  • высокими противоизносными и противозадирными свойствами;
  • хорошими вязкостно-температурными характеристиками, обеспечивающими требуемое качество смазывания деталей при холодном пуске изделия и необходимый уровень вязкости в диапазоне максимально высоких рабочих температур;
  • малой коррозионной агрессивностью, в том числе по отношению к деталям из цветных металлов;
  • высокой термоокислительной стабильностью, обеспечивающей постоянство вязкости в течение всего межсменного интервала;
  • высокими защитными свойствами против ржавления;
  • незначительным воздействием на материал уплотнителей;
  • малой токсичностью.

Требования, классификации, системы обозначений

Согласно ГОСТ 17479.2 обозначение трансмиссионного масла состоит из групп знаков, первая из которых, «ТМ», определяет вид смазочного материала (трансмиссионное масло). Цифра, следующая за обозначением вида, характеризует группу эксплуатационных свойств (возможные направления использования масла). Последующая цифра указывает на принадлежность масла к определенному клас­су вязкости. На ряду с этим могут использоваться дополнительные знаки, характеризующие отличительные особенности нефтепродукта. Для этого применяются строчные буквы, например «рк» длярабоче-консервационных масел, «з» — для масел, содержащих вязкост­ную (загущающую) присадку.

Пример обозначения трансмиссионного масла: ТМ-5-12 (рк), где ТМ — трансмиссионное масло, 5 — эксплуатационная группа (универсальное масло с противозадирными присадками высокой эффективности, в том числе для гипоидных передач), 12 — класс вяз­кости. Дополнительный знак «рк» свидетельствуют о том, что оно может использоваться в качестверабоче-консервационного.

Для масел отечественного производства установлено 4 класса вязкости. Для каждого класса вязкости нормированы пределы кинематической вязкости при тем­пературе 100°С и, кроме того, для классов вязкости 9, 12 и 18 — значения отрицатель­ных темпера тур, при которых обеспечивается удовлетворительный режим смазывания деталей. В качестве такого критерия выбрано значение динамической вязкости, не превышающей 150 Па•с (150 000 сП).

В зависимости от назначения и свойств (возможных областей применения) трансмиссионные масла разделены на 5 групп. Там же приведены основные сведения по составу масла каждой группы.

Наибольшее распространение за рубе­жом получили классификация трансмиссионных масел SAE J306 (ред. июля 1998 г.) по вязкости, а также классификация трансмиссионных масел API (США) по уров­ню эксплуатационных свойств.

Ориентировочное соответствие классов вязкости и групп эксплуатационных свойств, предусмотренных ГОСТ 17479.2,классификациями SAE J-306 и API указано в ниже приведенной таблице.

Классы вязкости трансмиссионных масел

Класс вязкостиКинематическая вязкость при температуре 100°С, мм2/с (сСт)Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па•с, С, не выше
9 6,00-10,99 -35
12 11,00-13,99 -26
18 14,00-24,99 -18
34 25,00-41,00

Классификация трансмиссионных масел по группам эксплуатационных свойств

Группа экспл. свойствСостав маслаОбласть применения
1 Минеральное масло без присадок Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 мПа и температуре масла в объеме до 90°С
2 Минеральное масло с противоизносными присадками То же, при контактных напряжениях до 2100 мПа и температуре масла в объеме до 130°С
3 Минеральное масло с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 мПа и температуре масла в объеме до 150°С
4 Минеральное масло* с противозадирными присадками высокой эффективности Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 мПА и температуре масла в объеме до 150°С
5 Минеральное масло* с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 мПа и температуре масла в объеме до 150°С

В настоящее время большинство трансмиссионных масел групп GL-4 и GL-5 ведущих мировых производителей, в т. ч.ОАО «ЛУКОЙЛ», производится на полусинтетической или синтетической основе с использованием вязкостных (загущающих) присадок.

 

Гидравлические масла

В гидросистемах различных исполнитель­ных механизмов применяются специальные гидравлические масла. Поскольку их основ­ной функцией является приведение в дейст­вие исполнительных механизмов за счет гид­ростатического давления, их часто называют гидравлическими жидкостями. Гидравличес­кие жидкости на нефтяной основе готовят с использованием глубокоочищенных базовых масел и антиокислительных, антикоррози­онных, противоизносных, вязкостных, анти­фрикционных и антипенных присадок. Широ­ко применяются гидравлические жидкости и без присадок.

Гидравлические жидкости работают в различных климатических условиях и в широ­ком диапазоне рабочих температур. В свя­зи с этим они должны обладать хорошими вязкостно-температурными свойствами, то есть иметь относительно малое изменение вязкости с изменением температуры. Таким требованиям могут отвечать только те жидко­сти, у которых индекс вязкости значительно выше, чем у обычных масел на минеральной основе.

Система обозначений гидравлических масел, применяемых в транспорте и промышленном оборудовании, установленаГОСТ 17479.3–85. Обозначение гидравличе­ских масел состоит из групп знаков, первая из которых, «МГ», означает «минеральное гидравлическое». Цифры, следующие за обо­значением вида масла, характеризуют класс вязкости. Буква, следующая за обозначени­ем класса вязкости, указывает на принадлеж­ность масла к определенной группе эксплуатационных свойств.

Пример обозначения гидравлическо­го масла: МГ-15-В, где МГ — минеральное гидравлическое масло, 15 — класс вязкости (средняя величина кинематической вязкости этого класса 15 мм²/с (сСт), В — группа мас­ла по эксплуатационным свойствам (содер­жит антиокислительные, антикоррозионные и противоизносные присадки).

В зависимости от величины кинемати­ческой вязкости при температуре 40°С гид­равлические масла делятся на 10 классов вязкости, указанных в таблице 12. Пределы кинематической вязкости для каждого класса установлены такими, как они предусмотрены классификацией индустриальных масел по вязкости ISO 3449–75.

В зависимости от эксплуатационных свойств гидравлические масла делятся на группы, А, Б, В.

Действующий ассортимент нефтяных гидравлических масел (рабочих жидкостей для гидравлических систем) включает свыше 20 марок.

Классы вязкости гидравлических масел

Класс вязкостиПределы кинематической вязкости при температуре 40°С, мм2/сСредняя величина кинематической вязкости для класса, мм2/с (сСт)
минимуммаксимум
5 4,14 5,06 4,6
7 6,12 7,48 6,8
10 9,0 11,0 10,0
15 13,5 16,5 15,0
22 19,8 24,2 22,0
32 28,8 35,2 32,0
46 41,4 50,6 46,0
68 61,2 74,8 68,0
100 90,0 110,0 100,0
150 135,0 165,0 150,0

Классификация гидравлических масел по группам эксплуатационных свойств

Группа масла по эксплуатационным свойствамСведения о составеРекомендуемая область применения
А Минеральное масло без присадок Гидросистемы с шестеренчатыми и поршневыми насосами, работающие при давлении до 15 мПа и температуре масла в объеме до 80°С
Б Минеральные масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками Гидросистемы с насосами всех типов, работающие при давлении до 25 мПа и температуре масла в объеме более 80°С
В Минеральные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками Гидросистемы с насосами всех типов, работающие при давлении до 25 мПа и температуре масла в объеме более 90°С

Индустриальные масла

В единой системе обозначений индустриальных масел учтено их применение в различном промышленном оборудовании, например в ткацких и токарных станках, прессах, прокатных станах, в редукторах и узлах трения, гидравлических системахи т. п., при различных условиях эксплуатации. Индустриальные масла работают в узлах трения на открытом воздухе и в помещениях.

Разнообразие требований машиностроителей и широкий температурный диапазон применения индустриальных масел обусловили необходимость выделения их в самостоятельную группу.

Классификация индустриальных масел отражена в ГОСТ 17479.4 «Масла индустриальные. Классификация и обозначение», который разработан с учетом требований международных стандартов ISO 3448 «Смазочные материалы индустриальные. Классификация вязкости» и ISO 6743–0 «Классификация смазок и индустриальных масел».

Обозначение индустриальных масел включает группы знаков, разделенных меж­ду собой дефисом. Первая группа (буква «И») подтверждает принадлежность к индустриальным маслам, вторая группа знаков (прописные буквы) — принадлежность к группе по назначению, третья группа (пропис­ная буква) — принадлежность к подгруппе по эксплуатационным свойствам и четвертая группа (цифра) — характеризует класс кинематической вязкости.

Пример обозначения индустриального масла: И-ГН-Е-68, где И — индустриальное масло, ГН -масло предназначено для гид­равлических систем и направляющих скольжения, Е — масло с антиокислительными, антикоррозионными, адгезионными, противоизносными, противозадирными и противоскачковыми присадками для машин и механизмов с повышенными требованиями к условиям работы, 68 — класс вязкости.

По назначению индустриальные масла делят на 4 группы, по уровню эксплуатационных свойств — на 5 подгрупп, по величине кинематической вязкости при 40°С — на 18 классов. Деление масел по назначению соответ­ствует стандартам ISO 3448.

Группы индустриальных масел по назначению

Группа по ГОСТ 17479.4Соответствие группы по ISO 6743/0-81Область применения
Л F Легконагруженные узлы (шпиндели, подшипники и др. соединения)
Г H Гидравлические системы
Н G Направляющие скольжения
Т C Тяжелонагруженные узлы (зубчатые передачи)

Подгруппы индустриальных масел для машин и механизмов промышленного оборудования по эксплуатационным свойствам

Подгруппа маслаСостав маслаРекомендуемая область применения
А Нефтяные масла без присадок Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых не предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел
Б Нефтяные масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых не предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел
С Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками Машины и механизмы промышленного оборудования, содержащие антифрикционные сплавы цветных металлов, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным и противоизносным свойствам масел
Д Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным, противоизносным и противозадирным свойствам масел
Е Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными, адгезионными, противоизносными, противозадирными и противоскачковыми присадками Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, адгезионным, противоизносным, противозадирным и противоскачковым свойствам масел

источник:http://maslenka. ru/

Сервисные обозначения API для моторного масла

Бензиновые двигатели — «S» (обслуживание или искровое зажигание)

SN — текущий

Для всех автомобильных двигателей, используемых в настоящее время. Представлено в октябре 2010 г. и предназначено для обеспечения улучшенной защиты от высокотемпературных отложений на поршнях, более строгого контроля образования шлама и совместимости с уплотнениями. API SN с сохранением ресурсов соответствует ILSAC GF-5, сочетая характеристики API SN с улучшенной экономией топлива, защитой турбонагнетателя, совместимостью с системой контроля выбросов и защитой двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе до E85.

СМ — Текущий

Для автомобильных двигателей 2010 года и старше.

СЛ — Текущий

Для автомобильных двигателей 2004 года выпуска и старше.

SJ — текущий

Для автомобильных двигателей 2001 года и старше.

SH — Устаревший

Для двигателей 1996 года и старше

SG — Устаревший

Для двигателей 1993 года выпуска и старше.

SF — Устаревший

Для 19двигатели 88 и старше

SE — Устарело

ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в бензиновых автомобильных двигателях, выпущенных после 1979 года.

SD — Устаревший

ВНИМАНИЕ : Не подходит для использования в бензиновых двигателях, выпущенных после 1971 года. Использование в более современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе или повреждению оборудования.

SC — Устаревший

ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в бензиновых автомобильных двигателях, изготовленных после 1967. Использование в более современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе или повреждению оборудования.

SB — Устаревший

ВНИМАНИЕ : Не подходит для использования в автомобильных бензиновых двигателях, выпущенных после 1951 года. Использование в более современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе или повреждению оборудования.

SA — Устаревший

ОСТОРОЖНО : Не содержит добавок. Не подходит для использования в бензиновых автомобильных двигателях, построенных после 1930. Использование в более современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе или повреждению оборудования.

СТАНДАРТ ILSAC ДЛЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

GF-5 — Текущий

Выпущено в октябре 2010 г. и предназначено для обеспечения улучшенной защиты от высокотемпературных отложений на поршнях и турбокомпрессорах, более строгого контроля образования отложений, повышения топливной экономичности, совместимости с улучшенной системой контроля выбросов, совместимости с уплотнениями и защиты двигателей, работающих на топливе, содержащем этанол вплоть до E85.

GF-4 — Устаревший

Используйте GF-5 там, где рекомендуется GF-4.

GF-3 — Устаревший

Используйте GF-5 там, где рекомендуется GF-3.

GF-2 — Устаревший

Используйте GF-5 там, где рекомендуется GF-2.

GF-1- Устаревший

Используйте GF-5 там, где рекомендуется GF-1.

Дизельные двигатели — «C» (коммерческие или с воспламенением от сжатия)

CJ-4 — текущий

Представлено в 2006 году. Для высокоскоростных 4-тактных двигателей, разработанных в соответствии со стандартами 2007 модельного года по выбросам отработавших газов. Масла CJ-4 созданы для использования во всех областях применения с дизельным топливом с содержанием серы до 500 частей на миллион (0,05% по весу). Однако использование этих масел с содержанием серы в топливе более 15 частей на миллион (0,0015% по массе) может повлиять на долговечность системы доочистки отработавших газов, если используются сажевые фильтры и другие современные системы доочистки. Обеспечивается оптимальная защита от отравления катализатора, блокировки сажевого фильтра, износа двигателя, образования отложений на поршнях, стабильности при низких и высоких температурах, работы с сажей, окислительного загущения, пенообразования и потери вязкости из-за сдвига. Масла API CJ-4 превосходят критерии эффективности API CI-4 PLUS, CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4 и могут эффективно смазывать двигатели, требующие этих категорий обслуживания API. При использовании масла CJ-4 с топливом с содержанием серы более 15 частей на миллион проконсультируйтесь с производителем двигателя относительно интервала обслуживания.

CI-4 — Текущий

Выпущено в 2002 г. Для высокоскоростных 4-тактных двигателей, разработанных в соответствии со стандартами выбросов выхлопных газов 2004 г., введенными в действие в 2002 г. Масла CI-4 разработаны для обеспечения долговечности двигателей, в которых используется система рециркуляции отработавших газов (EGR), и предназначены для использования с дизельными двигателями. топлива с содержанием серы до 0,5% вес. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4, может также претендовать на обозначение CI-4 PLUS.

CH-4 — Текущий

Выпущено в 1998 году. Для высокоскоростных 4-тактных двигателей, разработанных в соответствии со стандартами токсичности отработавших газов 1998 года. Масла CH-4 специально разработаны для использования с дизельным топливом с содержанием серы до 0,5% по массе. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4 и CG-4.

CG-4 — Устаревший

Представлено в 1995 году. Для высокоскоростных 4-тактных двигателей, работающих в тяжелых условиях, использующих топливо с содержанием серы менее 0,5% по массе. Масла CG-4 необходимы для двигателей, отвечающих требованиям 1994 норм выбросов. Может использоваться вместо масел CD, CE и CF-4.

CF-4 — Устаревший

Выпущено в 1990 году. Для высокооборотных 4-тактных двигателей без наддува и с турбонаддувом. Может использоваться вместо масел CD и CE.

CF-2 — Устаревший

Представлен в 1994 году. Для тяжелых условий эксплуатации двухтактных двигателей. Может использоваться вместо масел CD-II.

CF — Устаревший

Выпущено в 1994 году. Для внедорожных двигателей с непрямым впрыском топлива и других дизельных двигателей, в том числе использующих топливо с содержанием серы более 0,5% по массе. Может использоваться вместо масел CD.

CE — Устаревший

Выпущено в 1985 году. Для высокооборотных 4-тактных двигателей без наддува и с турбонаддувом. Может использоваться вместо масел CC и CD.

CD-II — Устаревший

Представлен в 1985 году. Для двухтактных двигателей.

CD — Устаревший

Представлен в 1955 году. Для некоторых двигателей без наддува и с турбонаддувом.

CC — Устаревший

ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в дизельных двигателях, построенных после 1990.

CB — Устаревший

ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в дизельных двигателях, выпущенных после 1961 года.

CA — Устаревший

ВНИМАНИЕ : Не подходит для использования в дизельных двигателях, выпущенных после 1959 года.

Приложение | Royal

Классификация моторных масел API

Американский институт нефти (API) разработал систему классификации масел для бензиновых и дизельных двигателей, которая отражает качество, рабочие характеристики и пригодность масел для различных двигателей. Эти классификации или категории, как их иногда называют, не имеют отношения к вязкости масла, пределы которой установлены Обществом автомобильных инженеров (SAE) и обозначены в SAE J300. Вопреки мнению многих, класс SAE определяет только вязкость масла и не имеет абсолютно никакого отношения к качеству масла. Для указания моторного масла требуется как сервисное обозначение API, так и класс вязкости SAE.

В Соединенных Штатах API также управляет лицензированием и сертификацией моторных масел с помощью системы классификации, которая отражает требования автомобильной промышленности к гарантии, техническому обслуживанию и смазке. С помощью этой системы API
стандартизировал маркировку моторных масел, приняв «логотип пончика», который сообщает пользователю класс вязкости масла, классификацию обслуживания двигателя и любые возможности энергосбережения. Требования к характеристикам моторного масла, методы испытаний и ограничения для различных классификаций устанавливаются производителями двигателей и транспортных средств и техническими обществами.

Эти классификации разделены на две разные группы: одна для обслуживания автомобильных бензиновых двигателей, а другая для обслуживания коммерческих дизельных двигателей. Первое классифицируется как «S» или «служебные» масла (в настоящее время от SA до SH), а второе — как «C» или «коммерческое» масло (в настоящее время от CA до CG-4). Чем выше вторая буква по алфавиту в обозначении, тем выше качество и производительность этого масла.

SA – Обслуживание коммунальных бензинов и бензиновых двигателей (устарело)

Эта категория обозначает работу, типичную для старых двигателей, работающих в таких мягких условиях, что защита, обеспечиваемая компаундированными маслами, не требуется. Эта классификация не имеет требований к характеристикам, и масла этой категории не должны использоваться ни в каких двигателях, если только это не рекомендовано изготовителем двигателя.

SB – Минимальное обслуживание бензиновых двигателей (устаревшее)

Эта категория обозначает обслуживание, типичное для старых двигателей, работающих в таких мягких условиях, что желательна лишь минимальная защита, обеспечиваемая компаундированием. Масла, предназначенные для этой службы, используются с 19 века.30s и обеспечивают лишь умеренную защиту от образования манжет, а также стойкость к окислению и коррозии подшипников. Их не следует использовать ни в каких двигателях, если только это специально не рекомендовано производителем двигателя.

SC – Гарантийное техническое обслуживание бензиновых двигателей 1964 года (устарело)

Эта категория обозначает обслуживание, типичное для бензиновых двигателей легковых автомобилей и некоторых грузовиков моделей 1964–1967 годов выпуска, на которые распространяются гарантии производителей двигателей, действовавшие в те годы. Масла, предназначенные для этой службы, обеспечивают контроль над высоко- и низкотемпературными отложениями, износом, ржавчиной и коррозией в бензиновых двигателях.

SD – Гарантийное техническое обслуживание бензиновых двигателей 1968 года (устарело)

Эта категория обозначает типичное обслуживание бензиновых двигателей легковых автомобилей и некоторых грузовиков моделей 1968–1970 годов выпуска, на которые распространяется гарантия производителей двигателей, действовавшая в те годы. Эта категория может также относиться к некоторым моделям 1971 года или более поздним, как указано (или рекомендовано) в руководствах по эксплуатации. Масла, разработанные для этой службы, обеспечивают лучшую защиту от высоко- и низкотемпературных отложений, износа, ржавчины и коррозии в бензине для категории обслуживания API SC и могут использоваться, когда рекомендуется категория обслуживания двигателей API SC.

SE – Гарантийное техническое обслуживание бензиновых двигателей 1972 г. (устарело)

Эта категория обозначает типичное обслуживание бензиновых двигателей легковых автомобилей и некоторых грузовиков, начиная с 1972 г. и некоторых моделей с 1971 по 1979 г., на которые распространяется гарантия производителей двигателей. Масла, предназначенные для этой службы, обеспечивают большую защиту от окисления масла, высокотемпературных отложений в двигателе, ржавчины и коррозии в бензиновых двигателях, чем масла, соответствующие категориям двигателей API SD или SC, и могут использоваться, когда рекомендуется любая из этих категорий.

SF – Гарантийное техническое обслуживание бензиновых двигателей 1980 г. (устарело)

Эта категория обозначает обслуживание, типичное для бензиновых двигателей легковых автомобилей и некоторых грузовиков, начиная с моделей 1980–1989 годов, работающих в соответствии с процедурами технического обслуживания, рекомендованными производителями двигателей. Масла, разработанные для этой службы, обеспечивают повышенную устойчивость к окислению и улучшенные противоизносные характеристики по сравнению с маслами, соответствующими минимальным требованиям API Service Category SE. Эти масла также обеспечивают защиту от отложений в двигателе, ржавчины и коррозии. Масла, отвечающие API категории обслуживания SF, могут использоваться при обслуживании двигателей API категории 9.0217 Рекомендуются SE, SD или SC.

SG – 1989 г. Гарантийное техническое обслуживание бензиновых двигателей (устарело)

Эта категория обозначает типичное обслуживание бензиновых двигателей современных легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков, работающих в соответствии с рекомендованными производителями процедурами технического обслуживания. Масла категории SG включают в себя эксплуатационные свойства API Service Category CC (Некоторым производителям бензиновых двигателей требуются масла, которые также соответствуют более высокой категории CD для дизельных двигателей). предыдущие категории. Эти масла также обеспечивают защиту от ржавчины и коррозии. Рекомендуются масла, соответствующие категориям обслуживания API SF, SE, SF/CC или SE/CC.

SH – Гарантийное техническое обслуживание бензиновых двигателей 1994 г. (устарело)

Эта категория была принята в 1992 г. для описания моторного масла, впервые введенного в действие в 1993 г. Оно предназначено для обслуживания, типичного для легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков, работающих в соответствии с рекомендациями производителей транспортных средств. процедуры технического обслуживания. Моторные масла, разработанные для этой категории, обеспечивают характеристики, превышающие минимальные требования API Service Category SG, которые они призваны заменить, в области контроля отложений, окисления масла, износа, ржавчины и коррозии. Масла, отвечающие требованиям API SH, прошли испытания в соответствии с Кодексом практики одобрения продукции Ассоциацией производителей химической продукции (CMA) и могут использовать Руководства по взаимозаменяемости базовых масел API и Руководству по испытаниям двигателей с классом вязкости. Их можно использовать там, где рекомендуется категория обслуживания API SG и более ранние категории.

SJ – Гарантийное техническое обслуживание бензиновых двигателей 1997 г.

Эта категория была принята в 1996 г. для описания моторного масла, впервые введенного в действие в 1997 г. Оно предназначено для использования в обычных бензиновых двигателях легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков, эксплуатируемых производителями транспортных средств. рекомендуемые процедуры технического обслуживания. Масла, отвечающие требованиям API SJ, прошли испытания в соответствии с Кодексом практики одобрения продуктов Американским химическим советом (ACC) и могут использовать Руководства по взаимозаменяемости базовых масел API и Руководству по испытаниям двигателей с классом вязкости. Их можно использовать там, где API-сервис категории SH и ранее 9Рекомендуются категории 0217.

SL – Гарантийное техническое обслуживание бензиновых двигателей 2001 г.

Эта спецификация категории двигателя была введена 1 июля 2001 г. Она предназначена для обслуживания, характерного для бензиновых двигателей легковых автомобилей, внедорожников, фургонов и легких грузовиков, работающих под автомобилем. рекомендуемые производителем процедуры технического обслуживания. Масла, отвечающие требованиям API SL, были протестированы в соответствии с Кодексом практики одобрения продукции Американским химическим советом (ACC) и могут использоваться в соответствии с Руководством по взаимозаменяемости базового масла и Руководством по тестированию двигателей с классом вязкости. Их можно использовать там, где рекомендуется категория услуг API SJ и более ранние категории. Масла SL предназначены для обеспечения лучшего контроля высокотемпературных отложений и снижения расхода масла.

SM – Гарантийное техническое обслуживание бензиновых двигателей 2004 г.

Спецификация этой категории была введена в 2004 г. для использования в обслуживании, характерном для бензиновых двигателей, начиная с 2010 г. и старше, для легковых автомобилей, внедорожников, фургонов и легких грузовиков, работающих в соответствии с рекомендациями производителей транспортных средств. процедуры технического обслуживания. Масла SM разрабатываются для обеспечения лучшего контроля окисления, защиты от отложений и улучшения характеристик экономии топлива, а также для дальнейшего снижения уровня серы и фосфора. Некоторые из этих марок могут также соответствовать последней спецификации ILSAC и/или квалифицироваться как энергосберегающие.

SN – 2010 Гарантийное техническое обслуживание бензиновых двигателей (текущее)

Это самая актуальная спецификация категории, введенная в 2010 году для использования в обслуживании, характерном для бензиновых двигателей легковых автомобилей, внедорожников, фургонов и легких грузовиков, работающих под маркой производителей транспортных средств. рекомендуемые процедуры технического обслуживания. Масла SN разрабатываются для обеспечения улучшенной защиты от высокотемпературных отложений на поршнях, более строгого контроля образования отложений и совместимости с уплотнениями. Некоторые из этих марок также могут соответствовать последней спецификации ILSAC GF-5 и/или квалифицироваться как ресурсосберегающие, сочетающие характеристики API SN с улучшенной экономией топлива, защитой турбонагнетателя, совместимостью с системой контроля выбросов и защитой двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе до Е85.

CA – Обслуживание дизельных двигателей (устарело)

Эта категория обозначает обслуживание, типичное для дизельных двигателей, работающих в легких и умеренных условиях на высококачественном топливе; иногда включал бензиновые двигатели в мягкую эксплуатацию. Масла, предназначенные для этой службы, обеспечивают защиту от коррозии подшипников и отложений на кольцевых ремнях в некоторых безнаддувных дизельных двигателях при использовании топлива такого качества, что оно не предъявляет особых требований к защите от износа и отложений. Они широко использовались в 1940-х и 1950-х годов, но не должны использоваться ни в одном двигателе, если это специально не рекомендовано производителем оборудования.

CB – обслуживание дизельных двигателей малой грузоподъемности (устарело)

Эта категория обозначает обслуживание, типичное для дизельных двигателей, работающих в легких и умеренных режимах, но с топливом более низкого качества, что требует большей защиты от износа и отложений; иногда включал бензиновые двигатели в мягкую эксплуатацию. Масла, предназначенные для этой службы, были представлены в 1949 году. Они обеспечивают необходимую защиту от коррозии подшипников и от высокотемпературных отложений в дизельных двигателях без наддува, работающих на топливе с более высоким содержанием серы.

CC – Обслуживание дизельных двигателей средней мощности (устаревшее)

Эта категория обозначает обслуживание, типичное для некоторых дизельных двигателей без наддува, с турбонаддувом или наддувом, работающих в умеренных и тяжелых условиях эксплуатации, а также некоторых бензиновых двигателей большой мощности. Масла, предназначенные для этой службы, обеспечивают защиту от высокотемпературных отложений и коррозии подшипников в этих дизельных двигателях, а
также от ржавчины, коррозии и низкотемпературных отложений в бензиновых двигателях. Эти масла были представлены в 1961.

CD – обслуживание дизельных двигателей для тяжелых условий эксплуатации (устарело)

Эта категория обозначает обслуживание, типичное для некоторых дизельных двигателей без наддува, с турбонаддувом или наддувом, где крайне важен высокоэффективный контроль износа и отложений, или при использовании топлива с широкий ассортимент качества (включая высокосернистые топлива). Масла, разработанные для этой службы, были представлены в 1955 году и обеспечивают защиту от высокотемпературных отложений и коррозии подшипников в этих дизельных двигателях.

CD – II – Обслуживание двухтактных дизельных двигателей для тяжелых условий эксплуатации (устарело)

Эта категория обозначает обслуживание, типичное для двухтактных дизельных двигателей, требующее высокоэффективного контроля износа и отложений. Масла, разработанные для этой службы, также соответствуют всем требованиям к эксплуатационным характеристикам API Service Category CD.

CE – 1983 г. Обслуживание дизельных двигателей для тяжелых условий эксплуатации83 и работал как в условиях низкой скорости, высокой нагрузки, так и в условиях высокой скорости, высокой нагрузки. Масла, предназначенные для этой службы, также могут использоваться, когда для дизельных двигателей рекомендована категория обслуживания API CD.

CF — для внедорожных дизельных двигателей с непрямым впрыском топлива (устаревшее) использование топлива с более высоким содержанием серы, например, более 0,5% мас.

CF-2 – Обслуживание двухтактных дизельных двигателей для тяжелых условий эксплуатации 
(устаревшее)

Эта категория обозначает обслуживание, типичное для двухтактных дизельных двигателей, требующих высокоэффективного контроля износа и отложений. Масла, разработанные для этой службы, демонстрируют улучшенные характеристики по сравнению с маслами API CD-II и могут использоваться везде, где рекомендуются масла API категории CD-II.

CF-4 — обслуживание четырехтактного дизельного двигателя для тяжелых условий эксплуатации 1990 г. 
(устарело)

Эта категория обозначает работу, типичную для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей. Масла API CF-4 превышают требования для категории API CE, обеспечивая улучшенный контроль расхода масла и поршневых отложений. Эти масла следует использовать вместо масел API CE. Они особенно подходят для использования на шоссе и большегрузных грузовиках. В сочетании с соответствующей категорией «S» они также могут использоваться в личных транспортных средствах с бензиновым и дизельным двигателем, то есть в легковых автомобилях, легких грузовиках и фургонах, если это рекомендовано производителем транспортного средства или двигателя.

CG-4 – 1994 г. Обслуживание дизельных двигателей 
(устаревшее)

Эта категория обозначает обслуживание, типичное для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей, используемых как в тяжелых условиях эксплуатации на дорогах (топливо с 0,05% массы серы), так и вне транспортных средств. автомагистрали (менее 0,5% вес. топлива серы) применения. Масла CG-4 обеспечивают эффективный контроль над высокотемпературными отложениями на поршнях, износом, коррозией, пенообразованием, устойчивостью к окислению и накоплением сажи
. Эти масла особенно эффективны в двигателях, рассчитанных на соответствие 1994 стандартов на выбросы выхлопных газов, а также может использоваться в двигателях, требующих категорий обслуживания API CD, CE и CF-4. Масла, предназначенные для этой службы, существуют с 1994 года.

CH-4 – Обслуживание дизельных двигателей 1998 года

Эти масла подходят для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей, разработанных в соответствии со стандартами выбросов выхлопных газов 1998 года, и специально разработаны для использование с дизельными топливами с содержанием серы до 0,5% вес. Масла CH-4 превосходят по характеристикам масла API Service CF-4 и CG-4 и могут эффективно смазывать двигатели
, вызывающий эти категории услуг API. Эти масла были представлены в декабре 1998 года.

CI-4 – Обслуживание дизельных двигателей 2002 года

Требования к рабочим характеристикам CI-4 описывают масла для использования в этих высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, разработанных в соответствии со стандартами выбросов выхлопных газов 2004 года, внедрено в октябре 2002 г. Эти масла созданы для использования во всех областях применения с дизельным топливом с содержанием серы до 0,5% по массе. Эти масла особенно эффективны для продления срока службы двигателя, в котором может использоваться система рециркуляции отработавших газов (EGR) и другие компоненты системы очистки отработавших газов. Обеспечивается оптимальная защита для контроля склонности к коррозионному износу, стабильности при низких и высоких температурах, способности работать с сажей, предотвращения отложений на поршнях, износа клапанного механизма, окислительного загустевания, пенообразования и потери вязкости из-за сдвига. Масла CI-4 превосходят по своим характеристикам масла, отвечающие требованиям API CH-4, CG-4 и CF-4, и могут эффективно смазывать двигатели для этих категорий API. Соответствует спецификациям Detroit Diesel DDC 93К214.

CI-4 Plus — обслуживание дизельных двигателей 2004 г.

Требования к производительности CI-4 Plus, введенные в сентябре 2004 г., были разработаны для решения проблем промышленности, связанных с высокой загрузкой сажи и проблемами повышения вязкости, с которыми сталкиваются OEM-производители на ограниченном количестве двигателей. в полевой службе. Эти масла особенно эффективны для поддержания долговечности двигателя, в котором используются выхлопные газы, рециркуляция (EGR) и другие компоненты выхлопных газов, а также улучшены контроль над сажей и вязкостью, а также проводятся дополнительные испытания двигателя сверх исходных составов CI-4. Масла CI-4 Plus по своим характеристикам превосходят масла, соответствующие API CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4, и могут эффективно смазывать двигатели для этих категорий API.

CJ-4 – 207 Обслуживание дизельных двигателей

 (Текущий)
Требования к характеристикам CJ-4 для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей, разработанные в соответствии со стандартами 2010 модельного года для шоссейных и внедорожных двигателей по выбросам выхлопных газов, а также для дизельных двигателей предыдущего модельного года. Эти масла разработаны для использования во всех областях применения с дизельным топливом с содержанием серы до 500 частей на миллион (0,05% по массе). Однако использование этих масел с содержанием серы более 15 частей на миллион (0,0015% по весу) может повлиять на долговечность системы доочистки отработавших газов и/или интервалы замены. Масла CJ-4 особенно эффективны для поддержания долговечности систем контроля выбросов, в которых используются сажевые фильтры и другие передовые системы очистки выхлопных газов. Обеспечивается оптимальная защита от отравления катализатора, засорения сажевого фильтра, износа двигателя, отложений на поршнях, стабильности при низких и высоких температурах, работы с сажей, окислительного загущения, пенообразования и потери вязкости из-за сдвига. Масла API CJ-4 превосходят критерии эффективности API CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4 и могут эффективно смазывать двигатели, требующие этих категорий обслуживания API.

При использовании масла CJ-4 с топливом с содержанием серы более 15 частей на миллион проконсультируйтесь с производителем двигателя относительно интервала обслуживания.


Классификация смазочных материалов для автомобильных трансмиссий

Смазочные материалы для автомобильных трансмиссий, как и моторные масла, классифицируются API с точки зрения качества в зависимости от характеристик, требуемых для конкретного применения. Как и в случае с моторными маслами, эти классификации не определяют и не отражают вязкость масла. Чтобы полностью указать трансмиссионную смазку, укажите сервисное обозначение API и SAE 9.Требуется класс вязкости 0217.

Вязкость смазочных материалов для мостов и трансмиссии определяется отдельно в рекомендуемой практике SAE J306. Обычно используются универсальные смазочные материалы, и каждый класс вязкости имеет свои критерии для работы при низких и высоких температурах.

Трансмиссионные масла качества API GL-5 обладают адекватными противозадирными характеристиками практически для всех применений в автомобильных передачах для предотвращения износа, точечной коррозии, задиров и окончательного выхода из строя шестерни, а также защиты от окисления, термического разложения, ржавчины, коррозии меди, пенообразования и водного эмульгирования. . Масла API GL-5 относительно эквивалентны трансмиссионным смазкам MIL-L-2105D и являются наиболее широко используемыми автомобильными трансмиссионными смазками в Северной Америке для автомобилей, грузовиков, автобусов и тяжелой строительной техники.

Из-за изменений в рекомендациях производителей или из-за отсутствия надлежащего оборудования для тестирования сервисные обозначения API GL-2, GL-3 и GL-6 больше не используются.


GL-1

Это обозначение обозначает смазочные материалы, предназначенные для механических коробок передач, работающих в таких мягких условиях, что можно удовлетворительно использовать чистый бензин или очищенное нефтяное масло. Для улучшения характеристик этих смазочных материалов могут быть добавлены ингибиторы окисления и коррозии, пеногасители и депрессорные присадки. Не допускается использование модификаторов трения и противозадирных присадок. Необработанное масло, как правило, не является подходящей смазкой для механических коробок передач многих легковых автомобилей из-за рабочих скоростей и нагрузок. Тем не менее, необработанные масла могут успешно использоваться в механических коробках передач некоторых грузовиков и тракторов. Во всех случаях необходимо следовать рекомендациям производителя трансмиссии по качеству смазочных материалов.

GL-4

Это обозначение обозначает смазочные материалы, предназначенные для мостов со спирально-коническими зубчатыми передачами, работающими в умеренных и тяжелых условиях скорости и нагрузки, или мостов с гипоидными передачами, работающих при умеренных скоростях и нагрузках. Эти масла могут использоваться в некоторых механических коробках передач и коробках передач. Необходимо соблюдать конкретные рекомендации производителя по качеству смазочных материалов. Хотя это служебное обозначение по-прежнему используется в коммерческих целях для описания смазочных материалов, некоторое тестовое оборудование, используемое для проверки характеристик, больше не доступно. Процедуры определения этого
в настоящее время рассматриваются для принятия ASTM.

GL-5

Это обозначение обозначает смазочные материалы, предназначенные для зубчатых передач, особенно гипоидных передач, в мостах, работающих в различных сочетаниях высокоскоростных, низкоскоростных, высокомоментных и ударных нагрузок. Смазочные материалы, соответствующие военным спецификациям США MIL-PRF-2105E (ранее MIL-L-2105D), удовлетворяют требованиям служебного обозначения API-GL-5. Подробная информация об испытаниях рабочих характеристик содержится в публикации ASTM STP-512A «Лабораторные испытания смазочных материалов для автомобильных трансмиссий, предназначенных для службы API-GL-5».


GL-2

Это обозначение обозначает смазочные материалы, предназначенные для автомобильных червячных передач, работающих в таких условиях нагрузки, температуры и скорости скольжения, что смазочные материалы, отвечающие требованиям API-GL-1, будут недостаточны. Продукты, подходящие для этого типа обслуживания, содержат противоизносные присадки или присадки, улучшающие прочность пленки, специально разработанные
для защиты червячных передач.

GL-3

Это обозначение обозначает смазочные материалы, предназначенные для механических коробок передач, работающих в умеренных и тяжелых условиях, и спирально-конических мостов, работающих в умеренных и умеренных условиях скорости и нагрузки. Для этих условий эксплуатации требуется смазочный материал с несущей способностью, превышающей характеристики, соответствующие требованиям API-GL-1, но ниже требований, предъявляемых к смазочным материалам, отвечающим требованиям API-GL-4. Трансмиссионные масла, предназначенные для работы по стандарту API-GL-3, не предназначены для мостов с гипоидными передачами.