17Июн

Машины до 300 тысяч рублей новые: купить, продать и обменять машину

доля выданных автокредитов на новые отечественные авто снизилась, а на китайские автомобили выросла

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») назвали самые популярные кредитные автомобили в первом квартале 2023 года. Чаще всего россияне оформляли кредиты на LADA, HAVAL, KIA при покупке новых машин и KIA, HYUNDAY, LADA — на автомобили с пробегом. При этом в кредитных выдачах на новые авто за первые три месяца текущего года снизилась доля отечественных и выросла доля китайских марок.  Из десяти приобретённых в кредит автомобилей каждые шесть оказались российскими, два – китайскими, один – корейским.

Согласно статистике выдач «Открытие Авто», в первом квартале 2023 года заемщики чаще всего отдавали предпочтение автокредитам на подержанные автомобили (63% выданных автокредитов), среди которых наибольшей популярностью пользовались марки KIA, HYUNDAI, LADA, TOYOTA и VOLKSWAGEN.  В ТОП-5 самых популярных кредитных моделей в сегменте АСП (автомобили с пробегом) вошли KIA Rio, HYUNDAI Solaris, LADA Granta, LADA Vesta и VOLKSWAGEN Polo.

В сегменте новых авто ТОП-5 брендов по продажам в кредит в отчетном периоде составили LADA, HAVAL, KIA, HYUNDAI и СHERY, а в топ-10 оказалось четыре представителя чайна-брендов: помимо HAVAL, в рейтинг вошли CHERY, CHANGAN и GEELY. В пятерке самых популярных кредитных моделей новых авто оказались LADA Granta, HAVAL Jolion, HYUNDAI Tucson, KIA Sportage и LADA Niva. Первые два места логично обусловлены господдержкой. В период действия программы льготного автокредитования две трети новых автомобилей, выданных банком в кредит, были оформлены с субсидией.  Самой популярной маркой по госпрограмме стала LADA (87% от всех выдач), на HAVAL пришлось 12% кредитов, на УАЗ, ГАЗ и ВИС  — 1%. В свою очередь тройку самых продаваемых моделей составили LADA Granta, HAVAL Jolion и LADA Niva.

По итогам первого квартала все более очевидно, что большую часть продаж на рынке сегодня составляют российские и китайские бренды, что в целом находит свое отражение и в сегменте автокредитования. Однако, если в конце 2022 года соотношение в кредитных выдачах на отечественные и китайские машины в «Открытие Авто» составляло 70% и 12%, то в начале этого года соотношение изменилось на 60% и 19% соответственно. В связи с постепенным сворачиванием льготной программы автокредитования спрос на российские машины закономерно снижается, а на китайские бренды в виду продолжающейся активной экспансии автоконцернов из Поднебесной растет. При этом на фоне роста параллельного импорта в первом квартале 2023 г. по сравнению с четвертым кварталом 2022 г. увеличилась доля кредитов на новые корейские (с 10% до 12%) и японские (с 2% до 4%) машины. На европейские авто пришлось 4% кредитных выдач, как и кварталом ранее.

Руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая: 

На рынок кредитования в ближайшей перспективе продолжат оказывать влияние расширение производства отечественных марок, в том числе на переоборудованных старых мощностях, рост продаж присутствующих и выход новых китайских брендов, ожидаемое увеличение лимита по госпрограмме, а также планомерный рост доли автомобилей, поставленных через параллельный импорт. При этом мы ожидаем дальнейшего роста доли китайских авто в кредитных выдачах в связи с активным продвижением автоконцернов из КНР на российском авторынке. Доля отечественных марок, вероятно, снизится во втором квартале, а ее дальнейший рост будет зависеть прежде всего от возобновления программ господдержки.

Год войны в России: чистка критиков, всплеск национализма

ТАЛЛИНН, Эстония (AP) — Московские ночи не проявляют признаков войны.

Веселые толпы заполнили рестораны и бары на Сретенке в недавний субботний вечер под наблюдением сотрудников с пометкой «туристическая полиция». Рядом гид в цилиндре привел около 40 экскурсантов к 300-летней церкви.

Лишь изредка встречается буква «Z» — символ российской «специальной военной операции», как официально называется вторжение в Украину, — которую можно увидеть на здании или закрытом магазине, покинутом западным ритейлером. Плакат с суровым лицом солдата и лозунгом «Слава героям России» напоминает о том, что конфликт затянулся на год.

Западных магазинов больше нет, но покупатели по-прежнему могут покупать их товары — или подделки, продаваемые под русским именем или торговой маркой.

Болезненные, болезненные изменения в русской жизни требуют больших усилий, чтобы увидеть.

Широкие правительственные репрессии заставили замолчать инакомыслие, а политические оппоненты были заключены в тюрьму или бежали за границу. Семьи были разлучены первой мобилизацией резервистов со времен Второй мировой войны. Государственное телевидение извергает ненависть к Западу и заверяет, что большая часть мира по-прежнему с Россией.

А число смертей на полях сражений в России исчисляется тысячами.

ПОДАВИТЬ КРИТИКИ

«Действительно, война разрушила множество жизней, в том числе и нашу», — сказала Ассошиэйтед Пресс Софья Субботина из Санкт-Петербурга.

Дважды в неделю она посещает следственный изолятор, чтобы принести еду и лекарства своему партнеру Саше Скочиленко, художнику и музыканту, у которого серьезные проблемы со здоровьем. Скочиленко был арестован в апреле за подмену ценников в супермаркетах антивоенными лозунгами.

Ей предъявлено обвинение в распространении ложной информации о вооруженных силах, одном из новых законов президента Владимира Путина, которые фактически криминализируют публичные выражения против войны. Репрессии были незамедлительными, беспощадными и беспрецедентными в постсоветской России.

СМИ не могут назвать это «войной», а протестующие, использующие это слово на плакатах, получают крупные штрафы. Большинство вышедших на улицы были быстро арестованы. Митинги сошли на нет.

Были заблокированы независимые новостные сайты, а также Facebook, Instagram и Twitter. Из эфира была снята известная радиостанция. Газета «Новая газета», которую возглавлял лауреат Нобелевской премии мира 2021 года Дмитрий Муратов, лишилась лицензии.

Скочиленко, заявившей, что она не активистка, а просто человек, напуганный войной, грозит до 10 лет лишения свободы.

Известные критики Путина либо уехали из России, либо были арестованы: Илья Яшин получил 8,5 лет, Владимир Кара-Мурза сидит в ожидании суда, Алексей Навальный остается в тюрьме.

Артисты, выступавшие против войны, быстро потеряли работу, спектакли и концерты были отменены.

«Тот факт, что Путину удалось запугать значительную часть нашего общества, трудно отрицать, — сказал Яшин агентству AP из тюрьмы в прошлом году.

ПРОДВИЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ЛИНИИ

За чисткой критиков последовала пропаганда. Государственное телевидение приостановило некоторые развлекательные шоу и расширило политические и новостные программы, чтобы усилить повествование о том, что Россия избавляет Украину от нацистов — ложное заявление, которое Путин использовал в качестве предлога для вторжения. Или что НАТО действует через киевских марионеток, но Москва победит.

«На наших глазах возникает новая структура мира», — провозгласил ведущий Дмитрий Киселев в декабрьском разглагольствовании в своем еженедельном шоу. «Планета избавляется от западного лидерства. Большая часть человечества с нами».

Эти месседжи хорошо звучат в России, считает Денис Волков, директор крупнейшего в стране независимого социологического центра «Левада-центр»: «Мысль о том, что НАТО хочет развалить Россию или хотя бы ослабить…, является привычной для трех четвертей (респондентов опроса) на протяжении многих лет. »

Кремль навязывает свой рассказ молодежи. Школьникам велели писать письма солдатам, а в некоторых школах была создана «стола героя» для выпускников, воюющих на Украине.

В сентябре в школах появился предмет, который можно перевести как «Разговоры о важных вещах». Планы уроков для учащихся 8-11 классов, которые увидело AP, описывают «особую миссию» России по построению «многополярного миропорядка».

По крайней мере один учитель, отказавшийся вести уроки, был уволен. Хотя это и не обязательно, некоторые родители, чьи дети пропускают их, сталкиваются с давлением со стороны администраторов или даже полиции.

Пятиклассницу обвинили в том, что она размещала фото на украинскую тему в соцсетях и просила одноклассников поддержать войну, а ее и ее мать ненадолго задержали после жалобы администраторов, сообщил ее адвокат Николай Бобринский. Когда она прогуляла новые уроки, власти, видимо, решили поставить ее «в пример», добавил он.

ВЫЖИВАНИЕ САНКЦИЙ

Экономика, пострадавшая от санкций, превзошла все ожидания благодаря рекордным доходам от нефти в размере около 325 миллиардов долларов после того, как война привела к резкому росту цен на энергоносители. Центральный банк стабилизировал резко падающий рубль, повысив процентные ставки, и валюта стала сильнее по отношению к доллару, чем до вторжения.

McDonald’s, Ikea, Apple и другие ушли из России. На смену золотым аркам пришла «Вкусно — и точка», а «Старбакс» стал «Старс кофе» с практически тем же меню.

Visa и Mastercard прекратили обслуживание, но банки перешли на локальную систему МИР, поэтому существующие карты продолжали работать в стране; те, кто выезжает за границу, используют наличные деньги. После того, как Европейский Союз запретил полеты из России, цены на авиабилеты выросли, и стало труднее добраться до пунктов назначения. Зарубежные поездки теперь доступны для привилегированного меньшинства.

Социологи утверждают, что эти изменения вряд ли обеспокоили большинство россиян, чья среднемесячная зарплата в 2022 году составляла около 900 долларов. Только около трети имеют загранпаспорт.

Инфляция подскочила почти на 12%, но Путин объявил новые льготы для семей с детьми и увеличил пенсии и минимальную заработную плату на 10%.

MacBook и iPhone по-прежнему легко доступны, а москвичи говорят, что в ресторанах есть японская рыба, испанский сыр и французское вино.

«Да, это стоит немного дороже, но дефицита нет», — сказал житель Владимир, попросивший не называть его имени в целях безопасности. «Если гуляешь по центру города, создается впечатление, что ничего не происходит. В выходные много людей на улице. В кафе стало меньше людей, но они все равно есть».

Тем не менее, он признал, что столица кажется более пустой, а люди — печальнее.

«В ОПОПИЯХ, ИЛИ ХУЖЕ»

Возможно, самый большой шок произошел в сентябре, когда Кремль мобилизовал 300 000 резервистов. Хотя объявление было объявлено «частичным» призывом, это объявление вызвало панику по всей стране, поскольку большинство мужчин моложе 65 лет — и некоторые женщины — формально являются частью резерва.

Билеты за границу распроданы за несколько часов, а на российских пограничных переходах образовались длинные очереди. По оценкам, в последующие недели страну покинули сотни тысяч человек.

Наталья, медицинский работник, выехала из Москвы со своим молодым человеком после того, как его матери была доставлена ​​повестка. Их доход сократился вдвое, и она скучает по дому, но они решили попробовать на год, сказала женщина, попросившая не раскрывать ее фамилию и местонахождение в целях их безопасности.

«Мы говорим между собой, что как только все успокоится, мы сможем вернуться. Но это не решило бы остальную часть этого. Тот огромный снежный ком катится под откос, и уже ничего не вернется (как было)», — сказала Наталья.

Призывники жаловались на плохие условия проживания на базах и нехватку снаряжения. Их жены и матери утверждали, что они были отправлены на фронт без надлежащей подготовки и снаряжения и были быстро ранены.

Женщина, выступающая против призыва мужа в армию, рассказала, что ее семейная жизнь рухнула после того, как ей внезапно пришлось заботиться о своих детях и немощной свекрови.

«Это было тяжело. Я думала, что сойду с ума», — сказала женщина, которая говорила на условиях анонимности, потому что его судебное дело продолжается. По ее словам, ее муж вернулся домой в отпуск — с пневмонией — и ему нужна психологическая помощь, потому что он вздрагивает от каждого громкого звука.

Василий, 33-летний москвич, как стало известно, в этом месяце власти дважды пытались доставить повестку на бывшую квартиру, где он официально прописан. Хотя он и не уверен, была ли это повестка в призыв или чтобы убрать его призывные листы, особенно после сентябрьской попытки доставить призывные листы, он не собирается выяснять.

«Все мои друзья, которые ходили (в военкомат) разбираться, сейчас в окопах, а то и похуже», — добавил Василий, не назвавший фамилию для собственной безопасности.

Волков, социолог, сказал, что среди россиян преобладает мнение, что война «где-то далеко, она не затрагивает нас напрямую».

В то время как тревога по поводу вторжения и мобилизации приходила и уходила в течение года, «людям снова стало казаться, что это действительно касается не всех. «Мы сорвались с крючка. Ну, слава богу, живем дальше».

Некоторые опасаются новой мобилизации, которую Кремль отрицает.

ПОТЕРЯННЫЕ ЖИЗНИ

Когда война увязла в поражениях и неудачах, семьи получили худшие из возможных известий: любимый человек был убит.

Для одной матери это было невыносимо.

Она рассказала AP, что у нее случилась «истерика» и «начала трясти», когда ей сказали, что ее сын пропал без вести и предположительно погиб во время службы на ракетном крейсере «Москва», который затонул в апреле. Женщина, которая в то время говорила на условиях анонимности, опасаясь расправы, сказала, что ей трудно поверить, что он был убит.

Военные подтвердили чуть более 6000 смертей, но по западным оценкам десятки тысяч. Путин пообещал щедрую компенсацию семьям погибших в бою — 12 миллионов рублей (около 160 тысяч долларов).

В ноябре он встретился с дюжиной матерей, которые, по словам российских СМИ, были отобраны среди сторонников Кремля и чиновников, и сказал одной из них, что смерть ее сына не была напрасной.

«У некоторых людей… непонятно, почему они умирают — от водки или от чего-то другого. Когда они ушли, трудно сказать, жили они или нет — их жизнь прошла незаметно», — сказал он ей. — Но ваш сын выжил — вы понимаете? Он достиг своей цели».

___

Автор Associated Press Дэвид МакХью из Франкфурта, Германия, внес свой вклад.

___

Следите за репортажами AP о войне на Украине на https://apnews.com/hub/russia-ukraine

Здесь россияне покупают свои автомобили после коллапса автопрома

«Экономика сверху» является результатом сотрудничества между WirtschaftsWoche и LiveEO. Это перевод оригинальной статьи, написанной на немецком языке « Максим Киреев ». Доступ к оригинальной статье здесь .

Когда Андрей В. слышит слово «санкции», на лице русского появляется озорная ухмылка. По его словам, уже около пяти лет он зарабатывает на импорте подержанных автомобилей. Но никогда не было так хорошо, как сейчас. Андрей В. покупал подержанные американские автомобили на страховых аукционах непосредственно в США. Ежемесячно ему удавалось отправлять в Россию четыре-пять штук. Он зарабатывал до 1000 евро за машину. Хорошая жизнь по российским меркам. «С тех пор, как Европа перестала поставлять новые автомобили, а российские заводы остановились, бизнес буквально взорвался», — сообщает дилер.

Хотя дела с США окончены, потому что в Россию почти не заходят корабли из-за рубежа, с ЕС все лучше. В настоящее время он покупает от 40 до 50 подержанных судов в месяц — в основном где-то в Германии — и отправляет их в Россию.

Многие автомобили, импортируемые дилером Андреем В., попадают на огромные автомобильные рынки, такие как рынок на северо-востоке Санкт-Петербурга. Всего несколько лет назад здесь автовладельцы и профессиональные дилеры предлагали подержанные автомобили, которые когда-то либо были ввезены в Россию как новые автомобили, либо собраны на одной из многочисленных российских площадок зарубежных производителей. Это полностью изменилось в течение нескольких месяцев – в направлении, которое, конечно же, никто не мог себе представить в прошлом году. Эксклюзивные спутниковые снимки с LiveEO показывают: Огромная парковка петербургского авторынка сейчас заполнена в основном свежепригнанными автомобилями из Европы, которым уже несколько лет за плечами.

Авторынок Санкт-Петербург, Россия
17.07.2021 (левое изображение): Один из крупнейших авторынок расположен на севере второго по величине города России. На огромной стоянке между панельными домами и автосалонами частные лица и дилеры предлагают свои автомобили.
21.07.2022 (правое изображение): Несмотря на санкции, базар в середине июля был далеко не пуст. Между тем, здесь предлагается множество подержанных автомобилей со всей Европы, которые ввезли частные дилеры.
Изображения: LiveEO/Pleiades

«Я провожу полдня в Интернете в поисках автомобилей. Мерседес, Порше, Фольксваген: все есть. А в остальное время ищу литовских автовозов и водителей, чтобы привезти технику из Германии в Россию». До покупной цены 50 000 евро ввоз полностью легальный. Все, что выше, оплачивается со счета в Грузии или Китае. «Грубо упрощая, автомобили затем официально направляются в другую страну, но остаются в России». Во всяком случае, проблем на таможне ЕС у него пока не было, — говорит Андрей В.

Прямой ввоз подержанных автомобилей из-за рубежа до путинской войны на Украине вряд ли имел смысл, потому что Россия закрыла свой рынок драконовскими импортными пошлинами до 48 процентов от покупной цены. Для старых моделей таможня требовала от двух до трех евро за кубический сантиметр при ввозе в зависимости от объема двигателя, что соответствует до 6000 евро за двигатель объемом два литра. Новый автомобиль российского производства обычно стоил дешевле. Эти времена закончились. Поскольку автомобилей российского производства просто больше нет в продаже, российские покупатели автомобилей готовы поковыряться в карманах — другого выхода у них нет.

В итоге авторынок Санкт-Петербурга не единичный случай. Похожая картина наблюдается и на московском авторынке северо-востока российской столицы: там, где совсем недавно покупателей ожидало множество новых автомобилей Toyota и других азиатских и европейских брендов, сейчас преобладают и автомобили с пробегом.

Авторынок Санкт-Петербург, Россия 17.07.2021 (левое изображение): Один из крупнейших авторынок расположен на севере второго по величине города России. На огромной стоянке между панельными домами и автосалонами частные лица и дилеры предлагают свои автомобили. 21.07.2022 (правое изображение): Несмотря на санкции, базар в середине июля был далеко не пуст. Между тем, здесь предлагается множество подержанных автомобилей со всей Европы, которые ввезли частные дилеры. Изображения: LiveEO/Pleiades

Во Владивостоке дела идут особенно хорошо. «Сельйный угол», или «Зеленый уголок» по-немецки, известен как перевалочный пункт далеко за чертой города. Город известен в России самым большим автомобильным базаром в России. Каждый месяц тысячи подержанных автомобилей из Японии находят там новых российских владельцев.

Авторынок Владивосток, Россия 04.06.2021 (левое изображение): Вероятно, самый известный авторынок России находится во Владивостоке – всегда важном перевалочном пункте для японских праворульных автомобилей. Ряды только что привезенных автомобилей тянутся более чем на километр. 27.07.2022 (правое фото) : Даже сегодня бизнес процветает. Ряды полны как никогда. Дилеры также сообщают, что отсутствие альтернатив фактически увеличило спрос. Изображения: LiveEO/Pleiades, LiveEO/Planet Labs PBC SkySat

Дмитрий Сабора занимается бизнесом более 15 лет и руководит компанией Carwin в российском городе на Тихом океане. Его специальность: массовая закупка праворульных автомобилей на аукционах в Японии и отправка их в Россию. «До войны у нас было от 80 до 90 заказов на японские автомобили; в июне у нас было 300», — сообщает автодилер. Для него причины очевидны: «Крепкий рубль компенсирует расходы на растаможку, а поскольку новых машин практически не осталось, у людей мало альтернативы».

Фактически, западные автомобильные компании, которые импортировали новые автомобили или даже производили их в России, в значительной степени отвернулись от России. С одной стороны, потому что некоторые поставщики ушли из России из-за санкций. Другая причина заключается в том, что Евросоюз запретил ввоз в Россию дорогих автомобилей с закупочной стоимостью от 50 000 евро.

Завод Тойота, Санкт-Петербург, Россия 03.07.2021 (левое изображение): Тойота стала одним из первых производителей, открывших производство в России. Теоретическая производственная мощность завода составляет 100 000 автомобилей в год. 18.06.2022 (правое изображение): Производство остановлено с начала марта; соответственно, кроме асфальта там, где раньше стояли Тойоты, ничего не видно. К лету последние запасы были доставлены в автосалоны и проданы. Изображения: LiveEO/Pleiades, LiveEO/Planet Labs PBC SkySat

Спутниковые снимки показывают, например, портовый терминал под Санкт-Петербургом, где раньше тысячи автомобилей в месяц загружались с кораблей на автовозы. А пока огромный сайт пуст:

Порт Санкт-Петербург, Россия
19.07.2021 (левое фото): Порт был важным перевалочным пунктом для автомобилей. Сюда причаливали корабли с новыми автомобилями из ЕС. Прежде всего, корейские производители, такие как Kia и Hyundai, экспортировали свою продукцию из Санкт-Петербурга, например, на Ближний Восток. 21.07.2022 (правое изображение): Поскольку торговля автомобилями и их производство в настоящее время остановились, большая парковка остается пустой. Изображения: LiveEO/Planet Labs PBC SkySat, LiveEO/Planet Labs PBC SkySat

Парковка у таможенного терминала на севере города, также важного пункта перевалки новых автомобилей, также почти пуста:

Таможенная зона «Северные ворота», Санкт-Петербург, Россия 04. 07. 2021 (левое фото): К северу от города находится таможенная зона «Северные ворота», где всего год назад сотни новых автомобилей ждали прохождения таможни. Большая часть импорта осуществлялась самими автомобильными компаниями.
09.06.2022 (правое фото): 901:40 После нападения России на Украину многие автомобильные компании прекратили свою деятельность в России. Большая парковка пустует уже несколько недель — по официальным каналам в страну практически не въезжает ни один автомобиль. Изображения: LiveEO/Pleiades, LiveEO/Planet Labs PBC SkySat

Картины бывших производственных площадок тоже унылы. Французский автопроизводитель Renault, у которого до недавнего времени был собственный завод в Москве, стал первым автопроизводителем, который полностью ушел из России. Парковка для готовых автомобилей теперь напоминает асфальтовую пустыню. Будущее других производителей в России также неопределенно. Volkswagen, например, на время остановил производство в Калуге из-за отсутствия комплектующих из Европы.

Российские деловые СМИ также недавно сообщили со ссылкой на анонимные источники, что компания «Вольфсбург» ищет покупателя для своего участка в Калуге, Россия.

Единственным лучом надежды для российского нового автопрома пока остается завод китайского производителя Haval, начавший производство несколько лет назад в промышленной зоне под Тулой на юге Москвы. В отличие от Европы или Японии, Китай не участвовал в санкциях против России.

Завод Haval, Тула, Россия (слева). 22.05.2022: Единственным светлым пятном для отрасли является завод китайского производителя Haval. Помимо Lada, это единственная компания, возобновившая производство. Десятки новых автомобилей ожидают доставки в дилерские центры. Завод Renault, Москва, Россия (справа). 24.07.2022: Зияющая пустота, когда французская компания уступила московский завод правительству города. Москва планирует снова нарастить производство с помощью Китая.