В России изменят систему получения водительских прав. Кому придется снова сдавать экзамены?: Общество: Россия: Lenta.ru
«Ъ»: ГД во втором чтении приняла законопроект, меняющий систему обмена водительских прав
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Госдума России принимает законопроект, который меняет систему получения водительских прав. Нововведения коснутся как россиян, так и иностранцев, а также водителей, имеющих определенные категории, и автошкол. Новый закон вступит в силу с 1 апреля 2024 года. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Согласно новым поправкам, водитель, не имеющий стажа управления легковым автомобилем или грузовиком сроком минимум год, не сможет претендовать на права категории D. Права этой категории дают возможность управлять автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест.
В свою очередь, водители, имеющие открытые категории B и CE (грузовик с прицепом), автоматически получат категорию BE (легковой автомобиль с прицепом) при условии, что стаж управления легковым авто также составляет не меньше 12 месяцев.
Выданные за границей права нужно поменять на российские через год
Иностранные водительские удостоверения по новым правилам будут действительны в течение одного года после получения вида на жительство или паспорта гражданина России. По истечении этого срока придется получать российские права. Это коснется как иностранцев, так и россиян, получивших удостоверения в других странах. Правило не будет распространяться на россиян с белорусскими правами и белорусов с видом на жительство в России.
Материалы по теме:
Тем, кто будет менять права самых популярных категорий и подкатегорий — М, А, B, А1, B1, достаточно сдать только теоретический экзамен на знание правил дорожного движения. Обладателям же грузовых и автобусных категорий обменять права будет сложнее: перед обращением в ГИБДД им потребуется сначала пройти внутренний экзамен в автошколе, получив в организации соответствующий документ.
В настоящий момент для законных иммигрантов или туристов как таковых временных ограничений не предусмотрено. Им разрешается ездить по документам своего государства до окончания срока их действия. Однако после получения вида на жительство это можно делать лишь в течение шести месяцев.
Президент межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева отметила, что по новому закону россияне, которые ранее пользовались иностранными правами категорий С и D, должны будут их поменять на российские до 1 апреля 2025 года. Им придется пройти полный цикл обучения в автошколах и сдать экзамены.
Контроль за автошколами усилят
Еще одна поправка усиливает контроль за автошколами. Их хотят обязать иметь постоянно действующее заключение о соответствии требованиям учебно-материальной базы и регулярно подтверждать его. По действующему законодательству для получения образовательной лицензии участникам рынка нужно только один раз предоставить заключение ГИБДД.
Это станет дополнительным инструментом влияния на недобросовестных участников рынка образовательных услуг
Татьяна Шутылевапрезидент межрегиональной ассоциации автошкол
Законопроект, который меняет систему получения водительских прав в России, правительство внесло в Госдуму в 2022 году. В ноябре он был принят в первом чтении, 22 июня 2023 года — во втором.
С октября 2022 года ГИБДД в тестовом режиме разрешила водителям предъявлять водительские права через приложение «Госуслуги Авто». Как сказал глава Госавтоинспекции Михаил Черников, чтобы цифровой вариант документа стал в полной мере законным, ведется работа над соответствующими поправками в законодательство.
В январе 2023 года стало известно о запуске новой функции для российских водителей. В Минцифры рассказали, что в приложении «Госуслуги Авто» появилась цифровая копия водительского удостоверения, которую можно предъявить сотрудникам Госавтоинспекции для проверки.
Билль о правах: краткая история
«Билль о правах — это то, на что люди имеют право против любого правительства на земле, общего или частного, и от чего не должно отказываться ни одно справедливое правительство».
– Томас Джефферсон, 20 декабря 1787 г.
Летом 1787 г. делегаты 13 штатов собрались в Филадельфии и разработали замечательный план самоуправления – Конституцию Соединенных Штатов. Первый проект предусматривал систему сдержек и противовесов, которая включала сильную исполнительную власть, представительную законодательную власть и федеральную судебную власть.
Конституция была замечательной, но глубоко ошибочной. Во-первых, в нем не было конкретной декларации или законопроекта об индивидуальных правах. В нем указывалось, что правительство может делать, но не говорилось, чего оно не могло делать. Во-вторых, это относилось не ко всем. Под «согласием управляемых» подразумевались только имущие белые люди.
Отсутствие «билля о правах» оказалось препятствием для ратификации Конституции штатами. Потребовалось еще четыре года интенсивных дебатов, прежде чем была решена форма нового правительства. Федералисты выступили против включения билля о правах на том основании, что в нем нет необходимости. Антифедералисты, опасавшиеся сильного централизованного правительства, отказывались поддерживать Конституцию без такового.
В конце концов народное мнение оказалось решающим. Недавно освободившись от деспотической английской монархии, американский народ хотел надежных гарантий того, что новое правительство не растопчет его вновь завоеванные свободы слова, печати и религии, а также его право не подвергаться необоснованным обыскам и конфискациям. Итак, создатели Конституции прислушались к Томасу Джефферсону, который утверждал: «Билль о правах — это то, на что люди имеют право в отношении любого правительства на земле, общего или частного, и от чего ни одно справедливое правительство не должно отказываться или основываться на выводах».
Американский Билль о правах, вдохновленный Джефферсоном и составленный Джеймсом Мэдисоном, был принят, и в 1791 году первые десять поправок к Конституции стали законом страны.
Ограниченное правительство
Раннее недоверие американцев к государственной власти исходило из самого колониального опыта. Большинство историков считают, что ключевым событием стал Закон о гербовом сборе, принятый английским парламентом в 1765 году. Налогами облагались все юридические и деловые документы. Газеты, книги и брошюры также облагались налогом. Еще больше, чем сами налоги, американцев возмущал тот факт, что они были введены далеким правительством, в котором они не были представлены. И их еще больше разозлило то, как применялся Закон о гербовом сборе.
Вооружившись выданными парламентом «заявками о помощи», британские таможенные инспекторы проникали в дома людей, даже если у них не было доказательств нарушения Закона о гербовом сборе, и обыскивали их вещи в поисках контрабанды. Колонизаторы возненавидели эти «безосновательные» обыски, и они стали точкой сплочения оппозиции британскому правлению.
Этот опыт привел к уникальному американскому взгляду на власть и свободу как на естественных врагов. Основатели нации считали, что сдерживание власти правительства и защита свободы были их самой важной задачей, и провозгласили новую цель правительства: защиту прав личности.
Защита прав не была единственной целью правительства. От него по-прежнему ожидали защиты общества от внешних и внутренних угроз, обеспечения экономического роста и ведения иностранных дел. Однако в задачи правительства не входило указывать людям, как им жить, в какую религию верить или о чем писать в брошюре или газете. В этом смысле идея прав личности является древнейшей и самой традиционной из американских ценностей.
«Некоторые неотъемлемые права»
Демократия и свобода часто считаются одним и тем же, но это не так.
Демократия означает, что люди должны иметь возможность голосовать за государственных чиновников на честных выборах и принимать большинство политических решений по правилу большинства.
Свобода , с другой стороны, означает, что даже в условиях демократии у людей есть права, которые никакое большинство не может отнять.
Права, которые создатели Конституции хотели защитить от злоупотреблений со стороны правительства, были названы в Декларации независимости «неотъемлемыми правами».
- Свобода вероисповедания
- Право исповедовать свою религию или не исповедовать религию без какого-либо государственного влияния или принуждения.
- Свобода слова, печати, петиций и собраний
- Даже непопулярные выражения защищены от подавления или цензуры со стороны правительства.
- Конфиденциальность
- Право не подвергаться необоснованному и нежелательному вмешательству государства в личные и частные дела, документы и имущество.
- Надлежащая правовая процедура
- Право на справедливое обращение со стороны правительства всякий раз, когда на карту поставлена потеря свободы или собственности.
- Равенство перед законом
- Право на равенство перед законом, независимо от социального положения.
«Непреодолимый бастион» свободы
Билль о правах устанавливает высокие принципы, гарантирующие самые основные права в самых общих чертах. Но с самого начала возникали реальные живые дела, которые поднимали сложные вопросы о том, как и даже будет ли применяться Билль о правах. Прежде чем бумажные права могли стать реальными правами, кто-то должен был интерпретировать, что означает язык Билля о правах в конкретных ситуациях. Кто будет окончательным арбитром того, как следует применять Конституцию?
Сначала ответ был неясен. Томас Джефферсон считал, что такой властью должна обладать федеральная судебная власть; Джеймс Мэдисон соглашался с тем, что система независимых судов будет «непробиваемым оплотом» свободы. Но Конституция не делала этого явным, и проблема не была решена до 1803 года. В том же году Верховный суд США впервые отменил акт Конгресса как неконституционный в деле под названием Марбери против Мэдисона. Хотя факты этого дела были довольно приземленными (спор об отказе государственного секретаря назначить четырех судей, назначенных Сенатом), установленный им принцип — Верховный суд имеет право аннулировать акты Конгресса, нарушающие Конституцию. – оказалось ключом к развитию и защите большинства прав, которыми сегодня пользуются американцы. По словам одного выдающегося ученого-правоведа, независимая судебная система была «наиболее выдающимся вкладом Америки в конституционализм».
Дела или разногласия
Судебная власть нового правительства отличалась от законодательной и исполнительной власти в одном очень важном отношении: суды не имели права инициировать действия сами по себе. Конгресс мог принимать законы, а президент мог издавать указы, но суды не могли пересматривать эти действия по собственной инициативе. Судам приходилось ждать, пока спор — «дело или полемика» — вспыхнул между реальными людьми, которым было что выиграть или что потерять по исходу. И, как оказалось, люди, чьи права были наиболее уязвимы для злоупотреблений со стороны правительства, имели наименьшие возможности подавать в суд.
Таким образом, хотя право судебного надзора было установлено в 1803 году, прошло более века, прежде чем у Верховного суда появилось много возможностей для защиты прав личности. В течение 130 лет после ратификации наиболее примечательной особенностью Билля о правах было почти полное отсутствие его исполнения судами. К началу 20 века расовая сегрегация была узаконена и пронизывала все аспекты жизни американского общества. Дискриминация по признаку пола была прочно узаконена, и рабочих арестовывали за профсоюзную деятельность. Легальных иммигрантов депортировали за их политические взгляды, полиция применяла физическое принуждение для получения признаний от подозреваемых в совершении преступлений, а представители религиозных меньшинств подвергались преследованиям. До 1920, Верховный суд США ни разу не отменил ни один закон или действие правительства на основании Первой поправки.
Наиболее распространенные конституционные нарушения остались безнаказанными, потому что люди, чьи права чаще всего нарушались, были именно теми членами общества, которые меньше всего знали о своих правах и меньше всего могли позволить себе адвоката. У них не было доступа к этим неприступным оплотам свободы — судам. Билль о правах был похож на двигатель, который никто не знал, как запустить.
В интересах общества
В 1920 году небольшая группа провидцев собралась вместе, чтобы обсудить, как запустить двигатель. В группу, возглавляемую Роджером Болдуином, социальным работником и профсоюзным активистом, входили Кристал Истман, Альберт ДеСильвер, Джейн Аддамс, Феликс Франкфуртер, Хелен Келлер и Артур Гарфилд Хейс. Они сформировали Американский союз гражданских свобод (ACLU) и посвятили себя тому, чтобы заставить правительство выполнять обещания Билля о правах.
ACLU, NAACP, основанная в 1909 году, и профсоюзы, само право на существование которых еще не было признано судами, начали оспаривать конституционные нарушения в суде от имени тех, кто ранее был исключен. Это было началом того, что стало известно как право общественных интересов. Они предоставили недостающий ингредиент, благодаря которому наша конституционная система и Билль о правах наконец заработали.
Несмотря на то, что у них было немного первых побед, эти организации начали создавать свод законов, который оживил свободы Первой поправки, права на неприкосновенность частной жизни и принципы равенства и фундаментальной справедливости. Постепенно Билль о правах превратился из «пергаментного барьера» в защитную стену, которая все больше ограждала неотъемлемые права каждого человека от досягаемости правительства.
Огромный прогресс был достигнут между 1954 и 1973 годами, когда многие права, долгое время бездействовавшие, обрели силу. Сегодня этим достижениям серьезно противостоит движение, стремящееся уменьшить охват и эффективность Билля о правах и подорвать независимость наших судов.
Разработка Билля о правах была центральным событием в долгой истории свободы, но эта история все еще разворачивается.
Права, но не для всех
Билль о правах, казалось, был написан широким языком, который никого не исключал, но на самом деле он не был предназначен для защиты всех людей — целые группы были исключены. Женщины были гражданами второго сорта, по сути, собственностью своих мужей, и не могли даже голосовать до 1920 года, когда была принята и ратифицирована 19-я поправка.
Коренные американцы были полностью вне конституционной системы, определяемой как чужой народ на своей собственной земле. Они регулировались не обычными американскими законами, а федеральными договорами и статутами, лишившими племена большей части их земель и значительной части их автономии. Билль о правах действовал почти 135 лет, прежде чем Конгресс предоставил коренным американцам гражданство США.
И все прекрасно понимали, что в Конституции есть «расовое исключение». Рабство было первородным грехом этой страны. В течение первых 78 лет после ее ратификации Конституция защищала рабство и легализовала расовое подчинение. Вместо конституционных прав рабы руководствовались «рабскими кодексами», которые контролировали каждый аспект их жизни. У них не было доступа к верховенству закона: они не могли обращаться в суд, заключать контракты или владеть какой-либо собственностью. Их могли выпороть, заклеймить, посадить в тюрьму без суда и повесить. Короче говоря, как говорилось в одном печально известном решении Верховного суда: «У черных не было прав, которые белый человек обязан уважать».
Потребовались годы борьбы и кровопролитной гражданской войны, прежде чем были приняты дополнительные поправки к Конституции, предоставляющие рабам и их потомкам полные права гражданства – хотя бы на бумаге:
- 13-я поправка отменила рабство;
- 14-я поправка гарантировала афроамериканцам право на надлежащую правовую процедуру и равную защиту закона;
- 15-я поправка дала им право голоса;
Но потребовалось еще целое столетие борьбы, прежде чем эти права были эффективно реализованы.
Права и свободы, защищаемые Хартией
Права и свободы, защищаемые Хартией, подразделяются на 7 категорий:
- Основные свободы
- Демократические права
- Права на мобильность
- Юридические права
- Права на равенство
- Права на официальный язык
- Права на образование на языке меньшинств
Основные свободы
Каждый в Канаде может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии. Мы также можем свободно выражать религиозные убеждения через молитву или, например, надевая религиозную одежду. Однако Хартия также гарантирует, что другие лица также имеют право публично выражать свои религиозные убеждения.
Мы можем свободно думать, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других и творчески выражать свое мнение. Мы также можем встречаться с кем угодно и участвовать в мирных демонстрациях. Это включает в себя право протестовать против действия правительства или учреждения.
Однако эти свободы не безграничны. Могут быть ограничения на то, как вы выражаете свои религиозные убеждения, если ваш способ выражения может нарушать права других или подрывать сложные общественные программы и политику. Например, у вас могут быть религиозные причины возражать против фотосъемки для водительских прав, но это требование может быть связано с необходимостью предотвратить незаконное использование вашей личности другими лицами. Кроме того, Хартия не защищает такие выражения, как разжигание ненависти, которое связано с угрозами насилия или принимает форму насилия.
Средства массовой информации также имеют определенные основные свободы и могут свободно печатать и транслировать новости и другую информацию. Правительство может ограничивать то, что печатают СМИ, только по обоснованным причинам, изложенным в законе. Например, журнал не может печатать клевету, то есть ложное заявление о человеке, которое может нанести ущерб его репутации.
Демократические права
Каждый гражданин Канады имеет право голосовать на выборах и баллотироваться на государственные должности. Есть определенные исключения. Например, люди должны быть старше 18 лет, чтобы голосовать.
Наши избранные правительства не могут удерживать власть неограниченное время. Хартия требует от правительств созывать выборы не реже одного раза в пять лет. Однако выборы могут быть отложены во время чрезвычайного положения в стране, например, войны. В этом случае две трети членов Палаты общин или, в случае провинций или территорий, законодательное собрание должны согласиться на отсрочку выборов.
В Хартии четко указано, что избранные представители законодательных собраний должны заседать не реже одного раза в год. Это возлагает на парламент и все другие законодательные органы ответственность за свои действия.
Права на передвижение
Граждане Канады имеют право въезжать, оставаться в Канаде и выезжать из нее.
Канадские граждане и постоянные жители имеют право жить или искать работу в любом месте Канады. Правительства Канады не могут проводить дискриминацию на основании того, в какой провинции кто-то жил или живет в настоящее время.
Однако законы могут устанавливать определенные правила, когда люди могут получать социальные пособия, пособия по здравоохранению и социальному обеспечению. Например, вам, возможно, придется прожить в определенной провинции в течение определенного периода времени, прежде чем вы сможете получать медицинские льготы в этой провинции. Кроме того, провинции с уровнем занятости ниже среднего по стране могут создавать программы, доступные только их собственным социально и экономически неблагополучным жителям. Эти программы побуждают жителей оставаться в провинции и вносить свой вклад в рабочую силу.
Юридические права
Право на защиту от необоснованного обыска и конфискации
Хартия защищает разумные ожидания каждого в отношении неприкосновенности частной жизни. Это означает, что никто не может обыскать вас, забрать ваши личные вещи или получить доступ к вашей личной информации без явных юридических оснований.
Органы власти, действующие от имени правительства, такие как полиция, должны выполнять свои обязанности честным и разумным образом. Например, они не могут входить в частную собственность или брать вещи без уважительной причины. Полиция обязана получить ордер от судьи, прежде чем проводить обыск в чьем-либо доме.
Взаимодействие с системой правосудия
Хартия устанавливает права, касающиеся взаимодействия между системой правосудия и отдельными лицами. Эти права обеспечивают справедливое обращение с людьми на каждом этапе процесса отправления правосудия. Это особенно верно, если лицо обвиняется в совершении уголовного преступления.
Защита от необоснованных законов
Хартия защищает всех от необоснованных законов, которые могут привести к тюремному заключению или нанести ущерб их физической безопасности. Закон может по-прежнему соответствовать Хартии, если он соответствует базовому набору ценностей. Например, должна существовать рациональная связь между целью закона и его воздействием на свободу людей. Кроме того, законы не должны оказывать серьезного влияния на права людей на жизнь, свободу или личную неприкосновенность.
Защита от ареста без уважительной причины
В Хартии также говорится, что правоохранительные органы не могут принимать меры в отношении лиц, которые являются случайными или не подкрепленными уважительными причинами. Например, у сотрудника полиции должны быть разумные основания полагать, что вы совершили преступление, и он должен сообщить вам, почему вас арестовывают и задерживают. Вы также имеете право безотлагательно проконсультироваться с адвокатом и получить информацию об этом праве. Наконец, вы имеете право на то, чтобы суд решил, является ли такое задержание законным. Если вы считаете, что ваше задержание незаконно, Хартия защищает ваше право оспорить его.
Права после ареста
Если вам предъявлено обвинение в совершении правонарушения в соответствии с федеральным законодательством или законодательством провинции, вы имеете право:
- быстро получить информацию о правонарушении, в котором вас обвиняют
- быть судимым в разумные сроки
- решить не давать показания на собственном суде
- считаться невиновным до тех пор, пока виновность не будет доказана вне разумных сомнений на справедливом и публичном слушании дела независимым и беспристрастным судом
- может быть отказано в разумном залоге только по причине
- быть судимым присяжными по тяжким обвинениям
- быть осужденным только за действие или бездействие, которое на момент совершения являлось преступлением
- быть судимым или наказанным только один раз за правонарушение
- получить более мягкое наказание, если наказание за преступление изменится между моментом его совершения и моментом вынесения приговора
Защита от жестокого и необычного наказания
Кроме того, Хартия защищает каждого от жестокого и необычного наказания. Сюда входят пытки, чрезмерное или оскорбительное применение силы со стороны сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, приговоры к лишению свободы должны соответствовать тяжести совершенного преступления. Например, чрезвычайно длительный срок тюремного заключения не подходит для очень незначительного преступления.
Права в суде
Хартия предлагает определенные меры защиты, если вы обвиняетесь в совершении преступления и должны обратиться в суд. Это включает ваше право на быстрое и достаточно быстрое судебное разбирательство. Этот суд должен быть справедливым и проводиться беспристрастным судом, который исходит из вашей невиновности до тех пор, пока ваша вина не будет доказана. Вы также имеете право на услуги переводчика во время судебного разбирательства, если вы не понимаете языка или у вас проблемы со слухом.
Любой, кто является свидетелем в суде, имеет право на то, чтобы против него не использовались уличающие доказательства в последующих разбирательствах. Например, если вы признаетесь в преступлении, выступая в суде в качестве свидетеля на чужом процессе, полиция не сможет использовать это, чтобы потом доказать вашу вину в суде. Лжесвидетельство, то есть ложь во время судебного разбирательства, является единственным исключением из этого правила.
Закон об уголовном правосудии по делам несовершеннолетних защищает лиц моложе 18 лет. Для получения дополнительной информации об этом законе ознакомьтесь с этим руководством к Закону об уголовном правосудии по делам несовершеннолетних.
Права на равенство
Права на равенство лежат в основе Хартии. Они предназначены для обеспечения того, чтобы ко всем относились с одинаковым уважением, достоинством и вниманием (т. е. без дискриминации), независимо от личных характеристик, таких как раса, национальное или этническое происхождение, цвет кожи, религия, пол, возраст, умственная или физическая инвалидность, сексуальная ориентация, место жительства, семейное положение или гражданство.
Таким образом, по закону ко всем должны относиться одинаково. Каждый также имеет право на одинаковые льготы, предусмотренные законами или государственной политикой. Однако Хартия не требует от правительства всегда одинаково относиться к людям. Иногда защита равенства означает, что мы должны адаптировать правила или стандарты с учетом различий между людьми. Примером этого может быть разрешение людям отмечать различные религиозные праздники без потери работы.
Правительства также могут способствовать равенству, принимая законы или создавая программы, направленные на улучшение условий жизни людей, оказавшихся в неблагоприятном положении из-за перечисленных выше личных качеств. Например, правительства могут создавать программы позитивных действий, направленные на увеличение занятости людей с ограниченными возможностями.
Официальные языковые права
Хартия устанавливает, что английский и французский языки являются официальными языками страны и имеют равный статус и равные права и привилегии в отношении их использования во всех учреждениях парламента и правительства Канады. Он также устанавливает принцип продвижения или продвижения равенства статуса и использования официальных языков парламентом или законодательными органами провинций. Парламент действовал по этому принципу продвижения в 1988, приняв Закон об официальных языках и предусмотрев в Уголовном кодексе право на судебное разбирательство на официальном языке обвиняемого. Многие провинциальные и территориальные правительства также приняли языковое законодательство.
Хартия устанавливает, что каждый имеет право использовать английский или французский язык в любых дебатах и других заседаниях парламента. Уставы, отчеты и журналы Парламента должны быть напечатаны и опубликованы на обоих языках, и версии на обоих языках имеют одинаковую силу.
Каждый имеет право пользоваться английским или французским языком в любом судебном разбирательстве или процессе, вытекающем из любого суда, учрежденного Парламентом.
Любой представитель общественности также имеет право общаться и получать услуги на английском или французском языке в любом головном офисе учреждения парламента или правительства Канады. Они имеют такое же право из любого офиса учреждения, где существует значительный спрос на общение и услуги из этого офиса на таком языке; или когда из-за характера офиса разумно, чтобы связь и услуги этого офиса были доступны как на английском, так и на французском языках.
Аналогичные права действуют в Нью-Брансуике, единственной официально двуязычной провинции Канады. Фактически представители общественности в Нью-Брансуике имеют право общаться и получать услуги на английском или французском языке в любом офисе законодательного органа или правительства Нью-Брансуика. Английское и французское языковые сообщества в Нью-Брансуике также имеют равный статус и равные права и привилегии. Это включает в себя право на отдельные образовательные и культурные учреждения, которые сохраняют и продвигают эти общины.
Права на образование на языке меньшинств
В каждой провинции и территории есть общины меньшинств с официальным языком (франкоязычные общины за пределами Квебека и англоязычные меньшинства в Квебеке).