12Апр

Какой марки антифриз лучше: 7 лучших охлаждающих жидкостей 2023 года: рейтинг, отзывы, советы экспертов

Какой лучше антифриз заливать: советы по выбору

Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!

Система охлаждения защищает двигатель автомобиля от перегрева. Двигатель внутреннего сгорания состоит из совокупности взаимодействующих механизмов, они образуют трение, которое нагревает мотор. Система охлаждения помогает снизить температуру за счет специальной жидкости антифриза. Он постоянно циркулирует в двигателе, без этого движения он может выйти из строя. В связи с этим актуален вопрос «какой антифриз лучше выбрать».

Рекомендуют постоянно контролировать уровень и состояние антифриза, поэтому перед водителем регулярно встает необходимость долить или поменять охлаждающую жидкость. В статье разберемся, что из себя представляет современный антифриз, на какие виды делится и как определить какой подходит автомобилю.

Что такое антифриз?

Это специальная охлаждающая жидкость, которая не замерзает при обычных температурах, только экстремально низких (ниже — 40). Замерзая, она превращается в хлопья, при нагревании увеличивается в объеме до 15%, за счет чего создается рабочее давление в системе. Химический состав антифриза включает в себя спирты и различные присадки. Присадки нейтрализуют негативное воздействие спиртов на металл, прокладки, резиновые сальники, шланги и другие составные элементы системы. Некоторые виды помогают находить протечки при помощи ультрафиолетового свечения. Нагрев охлаждающей жидкости ускоряет некоторые химические реакции, что также разрушает детали.

Какой антифриз лучше?

Охлаждающие жидкости различаются по составу, цвету, температуре замерзания, пакетам присадок, сроку эксплуатации и другим параметрам. Единого стандарта не существует, производители сами определяют состав, держат в секрете пакет присадок, окрашивают жидкость по своему усмотрению. Вопрос «какого цвета антифриз заливать» нецелесообразен, если автомобилист не знает какой антифриз заливали в машину, брать такого же цвета не стоит, поскольку это может быть разные по составу жидкости, которые вступят в реакцию и дадут осадок.

Ответ на вопрос «антифриз какой марки лучше» тот, который разрешен производителем авто. Производители обычно рекомендуют, какой антифриз подойдет каждому из двигателей.

Давайте разберемся в маркировках:

  1. G11 класс антифриза на основе этиленгликоля, наиболее подходящий для автомобилей до 96 года выпуска. Здесь нет аминов, боратов и фосфатов. Чаще производят в зеленом цвете, но могут встречаться и желтый и синий оттенки. Срок эксплуатации
    2 года.
  2. Следующий тип G12 на основе пропиленгликоля, подходит машинам 96-01 годов выпуска. Производят в красно-оранжево фиолетовых оттенках. Срок эксплуатации до 5 лет.
  3. В G12+ отсутствуют вредные элементы (амины, бораты, нитриты и др.), их используют для автомобилей позже 2001 года выпуска. Цветовая гамма зависит от производителя, чаще всего встречается в лилово-фиолетовой гамме.
  4. Антифриз с маркировкой G13 максимально теплоемкий и теплопроводный продукт. Подходит для спортивных автомобилей и мотоциклов. Производится по сложной технологии.

Виды антифризов

В современных автомобилях чаще используются гибридные и лобридные,

какой антифриз лучше заливать?

  • В гибридные добавляют пакет из присадок: 60% неорганические соли, остальное карбоксилаты. Такая жидкость долго служит, часть присадок оседает на стенках и защищает от коррозии, остальные оседают в местах повреждения системы. Среди минусов низкий теплообмен из-за плотности слоя, оседающего на стенках.
  • В лобридных преобладают карбоксилаты, а на неорганические соли приходится всего 10%. Здесь преобладает система адресного устранения повреждений, а за счет низкого сочетания солей их слой тонкий и уровень теплообмена здесь выше. Эти жидкости подходят для современных моторов, из минусов высокая цена.

В зависимости от солей, используемых в неорганической части присадок. гибридные и лобридные антифризы, несмотря на одинаковый механизм защиты от коррозии, делятся на силикатные (их используют европейские производители, температура замерзания до -40) и фосфатные (корейские и японские производители желтый замерзает при температуре до -200, зеленый

до -250, красный до -300).

Гибридные маркируются G11, карбоксилатные (G12 и G12+), лобридные (G12++ и G13).

Отличие от ТОСОЛа

Тосол это российский аналог антифриза с упрощенным составом. По сути это одно и тоже, но антифриз более современный и дорогостоящий тип охлаждающей жидкости. Тосол старого образца, классический и менее эффективный, агрессивный к металлам, зато доступный. Его выпускают в двух видах: голубой рассчитан на температуру до -40, розовый -65 градусов Цельсия.

Подделки

На вопрос «какой антифриз заливать?» можно ответить и так: «только оригинальный».

Рынок переполнен контрафактной продукцией. Из-за некачественного антифриза может выйти из строя двигатель.

Как определить:

  1. Место продажи. Сертифицированная, качественная продукция не может продаваться развалом на обочине. Для покупки выбирайте специализированные магазины и крупные заправочные комплексы.
  2. Дешевизна. В данном случае низкая цена должна смутить и натолкнуть на мысль о подделке.
  3. Внешний вид товара. Странные, самодельные этикетки, в описании не указан уровень pH, есть осадок признаки подделки.
  4. При эксплуатации меняет цвет, и снижает свойства. Если жидкость стала коричневатого оттенка это значит, что внутри двигателя образуется ржавчина и он разрушается.
  5. Резкий или неприятный запах.

Можно ли смешивать антифриз разных цветов?

Смешивать разные антифризы не стоит, они могут вступить в реакцию, дать осадок, превратиться в хлопья, нейтрализовать действие друг друга. Но и одинаковый цвет не гарантирует правильного выбора. Если вы не знаете какую жидкость заливали в автомобиль, стоит заменить старый антифриз, определив какой антифриз залить в машину по рекомендациям производителя.

Срок службы антифризов

Заявленный срок службы жидкости с маркировкой G11 2 года, G12 может прослужить до 5 лет, примерно как качественная светодиодная фара. Производители утверждают, что охлаждающие жидкости в двигателях последнего поколения вообще можно не менять, срок их годности полностью совпадает со сроком эксплуатации двигателя. Контрафакт может стать непригодным для использования в первый год использования. Внимательно следите за состояние жидкости, смена окраски может свидетельствовать о проблемах в системе охлаждения или составе низкого качества.

Если жидкость стала прозрачной, ее необходимо заменить, потому что она утратила, характеристики.

Как выбрать?

Соблюдайте следующие правила:

  1. Выбирайте жидкость соответствующего вашему авто класса.
  2. Уточните какой антифриз можно залить в рекомендациях производителя транспортного средства.
  3. Определите нужную температуру замерзания.
  4. Покупайте в проверенных местах.
  5. Не пытайтесь подобрать жидкость по цвету, если не знаете или не помните, что заливали, при необходимости поменяйте ее полностью.

Проверка уровня охлаждающей жидкости и при необходимости добавление и замена важный этап подготовки машины к холодам и комфортного использования зимой. Не забывайте и о других лайфхаках, которые помогут легко пережить зиму за рулем: следите за зарядом АКБ, замените штатные галогенки на эргономичные светодиодные фары, поменяйте масло, не ставьте автомобиль на ручник, всегда предварительно прогревайте машину. Записывайте марку антифриза или сохраняйте в машине упаковку, тогда сложностей с выбором не будет.

Чем отличаются разные цвета антифриза? Можно ли смешивать разные антифризы?

Охлаждающая жидкость является важной для функционирования автомобиля. Этот расходный материал предназначен для отведения избыточного тепла от двигателя, а также для обеспечения длительного срока службы и нормального режима работы.

Использовать дешевые антифризы низкого качества не рекомендуется, так как это чревато различными последствиями. Состав антифриза может загустеть, из-за чего может нарушиться циркуляция жидкости в контуре и произойдет перегрев мотора. В этой статье будут рассмотрены какие цвета антифриза существуют и можно ли их смешивать.

Какого цвета бывает антифриз?

Производители современных охлаждающих жидкостей используют специальные красители. Сам цвет никак не влияет на состав антифризов, они лишь нужны для того, чтобы отличать составы различных классов и марок. Основными компонентами состава охлаждающей жидкости являются – этиленгликоль, дистиллированная вода и пакет присадок. Этиленгликоль с температурой кипения в 197,3 градуса имеет низкий порог замерзания. Но его не добавляют в автомобиль в чистом виде, так как он очень агрессивный, и поэтому, его разбавляют водой и добавляют специальные присадки, которые защищают детали и патрубки автомобиля. Антифриз бывает нескольких видов и классификаций:

  • Тосол. Данный состав антифриза производился в СССР, в состав антифриза входила дистиллированная вода и этиленгликоль с различными присадками. Цвета антифриза – зеленые, синие и другие;
  • G11 – классический антифриз. В основу данного состава входит этиленгликоль, вода и присадки (соли, бораты, нитриты и др.). Данный тип отличатся большими эксплуатационными сроками, а цвет антифриза – синий;
  • G12 – карбоксилатные антифризы. Состав классический, только в дополнении они входят соединения карбоновых кислот. Имеют более длительные сроки эксплуатации, в цвет антифриза – розовый или красный.
  • G12+ — в состав антифриза входит этиленгликоль, вода и присадки (в основе карбоновые, кремневые, азотные и фосфорные кислоты). Компоненты могут отличаться, все зависит от производителя. Цвет антифриза – красный.
  • G12++ -Гибридные антифризы. Для их изготовления применяется органическая основа и соединения кремневых кислот. Главное отличие – большие эксплуатационные сроки. Цвета антифриза – красные или иногда желтые.
  • G13 – Инновационный антифриз. В его основу, вместо этиленгликоля входит безвредный пропиленгликоль. Цвета – розовый или фиолетовый.

Таблица смешиваемости антифризов

Можно ли смешивать антифриз разных цветов?

Если у вас зеленый антифриз G11, то его можно смешать с любым другим антифризом класса G11, даже если он будет другого цвета. Но вот возникает вопрос: можно ли мешать антифриз G12 c G11. Только у всех этих составах разные присадки, которые выполняют разные роли. Присадки G11 выполняют функцию создания пленки, а G12 – на устранение ржавчины. Контролировать смешение антифризы разных классов практически невозможно. G12, G12+,

G12++ можно смешивать друг с другом, а вот G13 смешивать ни с каким другим типом антифриза нельзя.

Зеленый (он же красный или синий) антифриз состоит из этиленгликоля и дистиллированной воды, а желтый (фиолетовый) антифриз состоит из пропиленгликоля. А это существенное отличие. Смешивать данные антифризы категорически нельзя!

ДРУГИЕ НОВОСТИ

Знаете ли вы, какой антифриз лучше всего подходит для вашего двигателя

Когда вы в последний раз задумывались о системе охлаждения своего классического автомобиля, дизельного грузовика, внедорожника или последней модели? Пока он охлаждает двигатель, никто особо об этом не думает. Но независимо от того, какой тип транспортного средства вы водите, все должно работать между границами кипения и замерзания воды. Эти два крайних значения температуры делают важным знание того, какой антифриз вы должны использовать, и его надлежащее обслуживание.

Поскольку во многих регионах страны надвигаются холода, мы подумали, что было бы неплохо обратить внимание на антифриз, который должен быть в системе охлаждения вашего автомобиля. Правильный тип и правильное соотношение воды и антифриза имеют первостепенное значение для поддержания максимальной эффективности вашей системы охлаждения. Чтобы найти все, что нам нужно было знать о том, какой антифриз следует использовать, мы обратились к профессионалам Old World Industries, производителям антифриза Peak, чтобы прояснить некоторые моменты и получить достоверную информацию.

Широкий выбор современных антифризов/охлаждающих жидкостей разного цвета определяется по цвету составом, определяемым производителем автомобилей. Азиатские и европейские производители имеют по три разные формулы для разных марок и годов выпуска.

Так много цветов
Обращение к теме антифриза возникает из-за неизбежной путаницы, когда мы заходим в дружественный магазин автозапчастей и находим несколько контейнеров с антифризом с более чем десятью цветными формулами для использования с различными азиатскими, европейскими и северными автомобилями. Автомобили американского производства.

Бесчисленное количество вариантов является причиной для лихорадочных исследований, чтобы узнать, может ли один из этих различных цветов охлаждающей жидкости содержать волшебные пикси, которые повысят эффективность охлаждения рассматриваемого аттракциона. Вот почему мы обратились в мозговой трест Брайана Боландера и Джона Терни из Old World Industries.

Наша последняя модель грузовика с алюминиевыми головками и железным блоком имеет оранжевую формулу OAT (технология органических кислот). Это также хороший выбор для высокопроизводительных двигателей с алюминиевой головкой(ами) и железным блоком.

«Поскольку в новых двигателях и системах охлаждения используются различные сплавы металлов, теперь существует несколько рецептур антифризов, указанных производителем», — говорит технический директор Old World Джон Терни. «Эти различные композиции антифриза и охлаждающей жидкости также предназначены для защиты определенных двигателей от коррозии и более благоприятны для новых технологий уплотнений и прокладок».

Суть в том, что нет фиолетовой или оранжевой версии составов OEM, которые являются волшебным эликсиром для высокопроизводительных двигателей. Но ваш самый эффективный выбор — подобрать охлаждающую жидкость, указанную для заводских двигателей, с блоками и головками из железа/железа, алюминия/железа или полностью из алюминия.

Хронология антифризов/охлаждающих жидкостей
Технология неорганических кислот (IAT) — типичный зеленый антифриз, который используется уже много лет. Этот состав содержит силикаты и фосфаты, и этот состав IAT эффективно предотвращает ржавчину в каналах охлаждающей жидкости, когда блок двигателя и головка (головки) изготовлены из чугуна. Подумайте о классических и тяжелых условиях эксплуатации (дизель).

«В последнее время все больше алюминиевых головок, блоков и резиновых уплотнений составляют компоненты двигателя, — говорит Боландер. «В связи с этим был разработан антифриз на основе технологии органических кислот (OAT) для уменьшения отложений больших отложений в алюминиевых каналах охлаждающей жидкости, что привело к постепенному отказу от ранее использовавшегося антифриза IAT».

Терни продолжает: «Но эти силикатные и фосфатные компоненты в более старой конструкции антифриза IAT обеспечивают быстрое покрытие всех поверхностей для лучшей теплопередачи. Это преимущество является одной из причин, по которой производители возвращаются к соединениям IAT с различными составами».

Электролиз — враг смешивания алюминиевых и железных деталей двигателя, обратите внимание на повреждение алюминиевой поверхности впуска (слева). Цинковый анод (справа) вставлен в корпус термостата. Поскольку электричество идет по пути наименьшего сопротивления, электролиз реагирует с анодом, а не с проходами охлаждающей жидкости.

Потребность в антифризе диктует, что многие охлаждающие жидкости не содержат силикатов, фосфатов или состоят из нескольких химических веществ. Композитные составы антифризов называются Hybrid Organic Acid Technology (HOAT).

Высокопроизводительные двигатели и технология HOAT
Алюминиевые головки и воздухозаборники являются строительными блоками высокопроизводительного двигателя. Если это похоже на ваш двигатель, вам нужно знать, какой антифриз / охлаждающая жидкость лучше всего использовать с двигателем с комбинированными характеристиками из алюминия и железа.

 «Система охлаждения из смешанных металлов, например, из железного блока и алюминиевых головок, как правило, более сложна. Различные металлы при гальваническом или электрическом соединении могут способствовать коррозии просто потому, что разнородные металлы могут вызывать движение электронов». – Джон Терни, OWI

Лучший ответ для двигателя с гибридной металлургией дает ранее упомянутый гибридный (HOAT) антифриз. Одним из таких гибридных антифризов/охлаждающих жидкостей является продукт Peak All Vehicle 10x Technology. Эта большая синяя бутылка Peak (без специальной цветовой маркировки) совместима с любым цветом или типом антифриза/охлаждающей жидкости, которые в настоящее время используются в системе вашего автомобиля. Другими словами, его можно смешивать с другими составами охлаждающей жидкости.

Циркуляция охлаждающей жидкости может быть слишком быстрой или медленной. Водяные насосы с огромным расходом могут циркулировать так быстро, что охлаждающая жидкость не успевает поглотить тепло двигателя или позволить радиатору отводить тепло. Электрические насосы Holley/Frostbite подают со скоростью 35 галлонов в минуту, которую рекомендуют многие производители двигателей. Moroso Performance также предлагает ограничительные пластины охлаждающей жидкости с тремя вариантами отверстий, которые можно использовать вместо термостата для регулирования скорости потока.

«Теперь PEAK предлагает все формулы (цвета) антифризов специально для вашего заводского антифриза», — отмечает Боландер. «Но формула 10x предназначена для использования во всех легковых и грузовых автомобилях Северной Америки, Азии и Европы, независимо от марки, модели или года выпуска. Этот состав безопасен для использования с бесчисленным количеством двигателей из железа/железа, железа/алюминия или всех алюминиевых двигателей. Этот антифриз типа O (имеется в виду кровь типа O, которая совместима со всеми другими видами человеческой крови) может быть хорошим выбором для высокопроизводительных алюминиевых/железных двигателей».

Еще одним мотивирующим фактором при использовании специализированных формул являются условия водопроводной воды в разных местах по всему миру. Терни сказал нам, что жесткая вода и/или другие минералы снижают эффективность охлаждающей жидкости. Кроме того, это способствует образованию накипи и электролиза в системе охлаждения. Хорошей практикой является использование предварительно разбавленного антифриза, в котором используется дистиллированная вода, или всегда смешивайте концентрат с дистиллированной водой.

10-кратный антифриз Peak доступен в предварительно разбавленном виде или в виде концентрата 50/50. Энтузиасты, которые смешивают свои собственные, должны знать о возможных проблемах с водопроводной водой. Жесткая вода и некоторые минералы, содержащиеся в этом источнике, могут снизить эффективность вашей охлаждающей жидкости. Постоянное использование дистиллированной воды с концентратом устраняет любую угрозу загрязнения.

Универсальный антифриз имеет двойное преимущество. Во-первых, как объяснил Терни, «10-кратные антифризные присадки PEAK не содержат 2-ЭГК, силикатов, нитритов, боратов и аминов. 2-EHA относится к 2-этилгексановой кислоте, которая чрезвычайно агрессивна по отношению к силиконовым прокладкам и компонентам системы охлаждения».

Мы упомянули добавку 2-EHA, потому что, хотя она использовалась в старых охлаждающих жидкостях много лет назад, вы все еще можете найти ее во многих антифризах/охлаждающих жидкостях со скидкой. Это кислотное соединение может повредить современные прокладки, уплотнения водяных насосов и даже алюминиевые радиаторы вторичного рынка.

Тест-полоски могут контролировать химический баланс антифриза. Эти полоски фильтров WIX окунают в вашу охлаждающую жидкость, затем сравнивают цветовую диаграмму с их химической реакцией. Они показывают уровень нитритов, точку замерзания и уровень pH. В нашем наборе инструментов также есть рефрактометр. Это точное устройство стоит менее 20 долларов и измеряет температуру замерзания антифриза на основе пропилена или этиленгликоля.

Вторым преимуществом Peak’s 10x являются жесткие органические добавки, которые защищают от негативного воздействия как отложений накипи (алюминий), так и коррозии (железо). Многоцелевая формула может быть полезной для поддержания чистоты всех каналов охлаждающей жидкости и максимально эффективной передачи тепла.

Встреча охлаждающей жидкости с металлом
Чтобы охлаждающая жидкость была наиболее эффективной, необходимо сцепление между поверхностью металлических каналов охлаждения двигателя и фактическим антифризом/охлаждающей жидкостью. Затем охлаждающая жидкость будет поглощать больше тепла от двигателя и отводить это тепло в радиатор с чистыми каналами.

Основное назначение химии антифризов — поддерживать чистоту охлаждающих каналов. «10x» в универсальном антифризе Peak означает, что в его формуле содержится в десять раз больше ингибиторов образования накипи и коррозии. Это обеспечивает более чистый проход охлаждающей жидкости, лучший контакт с охлаждающей жидкостью и более эффективную теплопередачу.

Эта кипящая вода показывает образование пузырьков воздуха на поверхности металла. Эти пузырьки и высокотемпературные паровые карманы не дают охлаждающей жидкости отводить тепло от блока и головок. Ржавчина в каналах охлаждающей жидкости этого блока также снижает эффективность контакта охлаждающей жидкости. Эффект сравним с мыльными пузырями.

«Именно поэтому промывка системы охлаждения может быть важнее, чем многие считают», — комментирует Терни. «Хороший очиститель для промывки двигателя не имеет ни низкого, ни высокого pH, чтобы правильно выполнять свою работу. Хороший очиститель промывает внутренние каналы охлаждения с помощью процесса, называемого хелатированием. Хелатирование — это связывание ионов и молекул с ионами металлов». Промывка системы охлаждения каждые пять лет поможет сохранить вашу систему охлаждения в чистоте и работать с оптимальным потенциалом.

Если вам нужно долить или заменить охлаждающую жидкость в вашем автомобиле, пусть вас не смущает выбор антифриза на полке в вашем любимом магазине. Новые гибридные охлаждающие жидкости могут предотвратить коррозию металлов всех конкретных производителей, но при этом щадят прокладки и уплотнения. И, наконец, гибридные охлаждающие жидкости соответствуют гибридным металлам в вашем двигателе хот-рода.

Prestone® Platinum Антифриз для всех автомобилей + охлаждающая жидкость

ПродуктыКак О насГде купитьPrestone Command ® Уведомление о безопасностиPrestone Gear

США-EN США – Испания CA-ENCA-FR

Товары Как О нас Где купить Уведомление о безопасности Шестерня Prestone


США – АН США – Испания CA-ENCA-FR

Find the right product
for your vehicle

Year20232022202120202019201820172016201520142013201220112010200920082007200620052004200320022001200019991998199719961995199419931992199119

919881987198619851984198319821981198019791978197719761975197419731972197119701969196819671966196519641963196219611960

Категория

Поиск подходящего Prestone

® для вас

Почему следует использовать Prestone ® Антифриз/охлаждающая жидкость

Почему антифриз/охлаждающая жидкость имеет значение Правильный выбор антифриза/охлаждающей жидкости Как Престон ® защищает ваш двигатель Текущее обслуживание системы охлаждения Новая технология охлаждающей жидкости Как избежать дорогостоящего ремонта

Почему Prestone ® Антифриз+охлаждающая жидкость Antifreeze+Coolant

Усовершенствованная защита

Наша передовая технология, подкрепленная формулой гарантии увеличения срока службы двигателя 10 лет/300 000 миль, защищает систему охлаждения от образования отложений и коррозии, обеспечивая максимальную эффективность для вашего автомобиля.

Защитите свою семью

Неудобства, связанные с поломкой автомобиля, и так достаточно неприятны, даже хуже, если в машине находятся ваши дети. Престон ®  Антифриз+охлаждающая жидкость защищает вас от этих проблем, предотвращая выход из строя деталей двигателя.

Защитите свои инвестиции

Наша инновационная технология предотвращает ржавчину и коррозию, обеспечивая оптимальную работу вашего автомобиля и помогая избежать дорогостоящего ремонта двигателя в будущем.

Превосходная защита
Коснитесь числа, чтобы узнать больше.

Предыдущий

Следующий

Водяной насос

Водяной насос обеспечивает циркуляцию жидкости через критические части вашего двигателя. Prestone ® Antifreeze+Coolant сохраняет водяной насос как новый после экстремальных испытаний и защищает детали, чтобы избежать дорогостоящего ремонта и простоя автомобиля.

Водяной насос ASTM – 300 часов. Испытание на высокие нагрузки *

ЗАЩИТА

Обычная охлаждающая жидкость

КОРРОЗИЯ И ЯЗЫЧНАЯ ПИТТИНГ

Радиатор

Отложения в радиаторе значительно снижают способность системы к охлаждению. Всего 1/16 дюйма нароста может снизить эту способность примерно на 40%. Prestone ® Antifreeze+Coolant предотвращает коррозию и обеспечивает оптимальную работу радиатора.

ЗАЩИЩЕННЫЙ

200 000 миль

Обычная охлаждающая жидкость

НАКОПЛЕНИЕ И ЗАБИВАНИЕ

80 000 миль

Каналы охлаждения блока двигателя Это может привести к чрезмерному нагреву, в результате чего масло станет слишком горячим и жидким, что может привести к повреждению всей системы. Престон ® Antifreeze+Coolant предотвращает образование скоплений в канале, предотвращая повреждение.

Защищенные

200 000 миль

Обычная охлаждающая жидкость

Настройка и засорение

80 000 миль

Шланги охлаждения

Настройки в охлаждающих шлангах могут вызвать основные проблемы, такие как замедление потока охлаждения, уменьшение охлаждения и даже клага в системе.