6Авг

Как управлять автоматом: Как управлять машиной с автоматической коробкой передач и пользоваться данным типом КПП

Содержание

Как управлять коробкой автомат

Управление автомобиля с автоматической коробкой передач на самом деле доставляет удовольствие, при условии, что это делается в соответствии с правилами вождения и рекомендациями производителя. В противном случае ремонт коробки или цена замены мехатроника DSG 7 может оказаться очень неожиданной.

Что означают буквы PRND на рычаге переключения передач и когда не следует включать нейтраль

В то время как механические коробки передач дешевле производить и обслуживать, а их возможный ремонт намного менее сложён и дорог, автомобили с автоматической коробкой передач становятся всё более популярными. И неудивительно. Достаточно проехать по загруженном городе на «ручном» автомобиле, а потом по тому же маршруту на «автомате», и всё станет ясно.

В первом случае все наши конечности находятся в постоянном движении. Левая нога работает на педали сцепления, правая попеременно прыгает между педалями акселератора и тормоза, а правая рука всё время шевелит рычаг переключения передач. Между тем для управления автоматом вам понадобится только одна нога и руки на рулевом колесе.

У автомата тоже есть рычаг

Есть, конечно, рычаг переключения режимов движения в машине. Иногда это похоже на палку, иногда на слайдер или ручку. Хотя он может принимать разные формы, он всегда служит одной и той же цели:

  • переключение между блокировкой колёс,
  • разблокировкой,
  • движением вперёд или назад.

Чтобы припарковать машину, установите рычаг в положение P (от английского слова «парк», что означает парковка). В современных автомобилях система будет издавать звуковой сигнал, чтобы уведомить нас о том, что мы пытаемся покинуть автомобиль, когда коробка передач находится в режиме, отличном от P.

Завёл и поехал, потому что … это так просто

Чтобы потом запустить двигатель, необходимо нажав на тормоз, нажать кнопку «Старт» (или произвести пуск двигателя при помощи ключа зажигания). Двигатель заведётся, но автомобиль всё ещё стоит. На этом этапе мы решаем, куда мы будем двигаться вперёд или назад. После того как мы выбрали направление, снова нажимаем педаль тормоза и выбираем подходящий режим движения. D («движение») вперёд, R («назад») назад. Отпускаем тормоз, нажимаем педаль газа и машина трогается с места.

Вам не нужно ни о чём беспокоиться во время вождения. При добавлении газа машина разгоняется и сама начинает переключать передачи. Роль водителя ограничивается поворотом руля. Когда вам нужно сбавить скорость, просто уберите ногу с педали газа и нажмите на педаль тормоза. Обратите внимание — не используйте обе педали одновременно. Это может привести к серьёзному и дорогостоящему ремонту коробки передач.

Лучше всего управлять обеими педалями правой ногой.

В режиме Forward D часто есть две дополнительные настройки, 2 и 3, которые используются для езды в горах или при буксировке прицепов. В режиме 2 у нас есть только первые две передачи, в режиме 3 — три. Благодаря такому решению вы можете тормозить машину прямо в машине, без такого ограничения передачи, во время долгого спуска вам придётся постоянно держать ногу на педали тормоза.

Многие современные автомобили имеют возможность вручную выбирать передачи в последовательном режиме. Это решение также позволяет притормозить двигатель во время движения или «закинуть» две-три передачи при динамичном обгоне на дороге. Часто S, как и спорт, появляется с буквами PDNR. В этом режиме передачи переключаются при более высоких оборотах двигателя, поэтому вы можете двигаться более динамично.

Будьте осторожны, чтобы не нарушить

Режим N. Оставленный в этом режиме автомобиль может катиться под гору. Этот режим используется, например, для закатывания автомобиля на площадку эвакуатора, когда двигатель не работает. В некоторых автомобилях режим N также позволяет буксировать автомобиль, но необходимо проверить в руководстве по эксплуатации автомобиля, позволяет ли производитель вообще эту опцию. Дело в том, что в режиме N давление масла в коробке очень низкое и более длительная буксировка автомобиля могла привести к повреждению коробки.

Что ещё нельзя?

Включите «нейтраль», то есть переключитесь в режим N во время движения, а также переключитесь из режима D в режим R (или наоборот) до полной остановки автомобиля. Такие эксперименты могут дать понять, что машина в хорошем состоянии, и наше сердце на мгновение остановится, когда мы услышим от механика, сколько будет стоить ремонт в случае необходимости.

А также нет нужды переключаться на N, остановившись на светофоре. Автомобиль лучше держать на тормозе, тем более что в современных конструкциях система «старт-стоп» обычно глушит двигатель, а система автостопа останавливает автомобиль.

Типы автоматов

На данный момент на рынке представлены четыре типа автоматов. Первый — это «классический» автомат, то есть набор планетарных шестерён, подключенных к двигателю через преобразователь крутящего момента, в котором за передачу крутящего момента отвечает масло.

Коробки такого типа обычно мягкие и редко ломаются, если водитель не пытается это сделать. Но у них есть и недостатки — больший расход топлива и худшие характеристики, чем у такой же машины с механической коробкой передач.

В настоящее время коробки передач с двойным сцеплением чаще встречаются в новых автомобилях. Хотя они могут называться по-разному, например, DSG или Power Shift, принцип действия схож. Фактически это две коробки передач в одном корпусе, и когда одна коробка передач передаёт крутящий момент на колёса, другая «ждёт» с включённой более высокой (или более низкой) передачей.

Благодаря такому решению передачи выбираются быстрее, автомобиль имеет очень хорошие характеристики при аналогичном расходе топлива (а иногда и меньше), чем у автомобиля с механической коробкой передач. Идеальное решение? Да, при условии, что мы можем позволить себе приобрести автомобиль, который будет значительно дороже, и избежать дорогостоящего ремонта.

Некоторые производители настаивают на вариаторах

Короче — они работают как вариаторы в скутерах, это бесступенчатые трансмиссии. Во время движения вы не чувствуете рывков при переключении передач, потому что их нет (максимум есть виртуальные передачи с электронным управлением). Недостатком такого решения является замедленная реакция на газ и малая долговечность коробки передач, что в сочетании с большими затратами на ремонт делает автомобили с такими коробками передач малопривлекательными на вторичном рынке.

В небольших дешёвых машинах тоже можно встретить автоматические коробки. С технической точки зрения, это на самом деле механические трансмиссии, но они настолько инкапсулированы электроникой и исполнительными механизмами, что выполняют всю работу за водителя, связанную с переключением передач. Цена, которую приходится платить за это удобство, заключается в том, что всё работает так, как если бы передачи менял неопытный водитель. Затраты на возможный ремонт тоже высоки.

управление авто с автоматической коробкой передач для начинающих, чайников, как трогаться, газ, тормоз

Автор Сергей Васильевич На чтение 11 мин Просмотров 2.6к. Опубликовано

Управлять машиной с автоматической коробкой передач намного проще, чем с механикой. Но при этом присутствует определенная специфика, требующая соблюдения правил обращения с этим трансмиссионным механизмом, которые отличаются от езды с МКПП.

Чтобы разобраться, как ездить на автомате, необходимо хотя бы в общих чертах представлять принцип работы трансмиссии, знать о базовых приемах управления.

Содержание

Особенности автомобилей с АКПП

В классической АКПП также есть ступени, в которые трансмиссия переходит автоматически. Когда автомобиль едет, режимом работы коробки управляет электроника. По командам ЭБУ, соленоиды гидроблока перераспределяют потоки трансмиссионной жидкости, сжимающие диски фрикционных пакетов в нужном положении.

АКПП

Навыки вождения машин на автомате, в том числе для начинающих освоить несложно. Достаточно включить нужный режим и отпустить педаль тормоза. Остальные нюансы зависят от текущих условий движения.

Управление машиной с автоматической коробкой передач

Обозначения, символы на панели АКПП

Разобраться с принципами управления на автомате не составит труда даже для чайников – людей, ранее не изучавших этот вопрос и не обладающих соответствующим опытом и навыками. На консоли возле селектора латинскими буквами обозначены позиции возможных режимов. В некоторых случаях, в зависимости от модели АКПП, применяют и цифры.

Режимы АКПП

Подробнее об используемых режимах рассказывается далее в соответствующем разделе статьи.

Бывают ли права на автомат

Учитывая существенную разницу в управлении машин с автоматом и МПКК, предусмотрена выдача специальных прав категории В для водителей, которым можно ездить только на автомобилях с автоматической коробкой.

В графе 14 этого документа проставлено обозначение «АТ», указывающее, что обладателю удостоверения можно ездить только на машинах с автоматом. Соответственно, и обучение, чтобы сдать на такие права, проходит на авто с АКПП, как и процесс аттестации в ГИБДД.

Водительские права категории B

Но если водитель обучался в автошколе на категорию В по общей программе, без ограничений, ему разрешено ездить как на машинах с механикой, так и автоматической трансмиссией любого типа.

Режимы работы автоматической коробки переключения передач

Как управлять автомобилем с автоматической коробкой, разобраться несложно. Чтобы ехать вперед, нужно при выжатом тормозе перевести селектор в нужный режим и отпустить тормозную педаль.

Основные режимы

В дополнение к педалям газа и тормоза, посредством которых можно регулировать скорость, когда едешь на машине с автоматом, принципы управления предусматривают наличие 4 основных режимов:

  1. Драйва (D) – включают, чтобы ехать вперед.
  2. Реверсного (R) – для езды задним ходом.
  3. Паркингового (Р) – применяют при остановке или стоянке.
  4. Нейтрального (N) – чтобы отключить трансмиссию от привода.

В некоторых случаях, для соответствующих моделей авто, вместо буквы D может стоять А, с аналогичным функционалом – включают, когда нужно ехать вперед.

Защита селектора от случайного переключенияРежимы и кнопка блокировки в АКПП

Дополнительные режимы трансмиссии

Чтобы дополнить содержание урока, необходимо рассмотреть возможные дополнительные опции. В зависимости от функционала соответствующей модели автомата, водитель может перевести рычаг переключения передач в другие позиции кроме P, D и прочих основных режимов:

  1. ОD (овердрайв) – применяют, если нужно резко ускориться, чтобы обогнать другой автомобиль или оперативно перестроиться на многорядной трассе, в иных целях.
  2. L или В – включает пониженную передачу с меньшей скоростью, но увеличенным усилием.
  3. 2, 3 – машина будет ехать, с включением скорости не выше второй или третьей (для соответствующей цифры).
  4. М (мануал) – имитация ручного управления, при котором водитель сам регулирует передаточное отношение нажимая на представленные рядом кнопки плюса и минуса.
  5. S (спортивный) – автомобиль выдаст максимум скоростных возможностей.
  6. W (зимний) – используют, чтобы ездить зимой. Машина стартует со второй скорости.
  7. Е (экономия) – автомобиль едет с минимально возможным потреблением топлива.

Применяют и другие режимы для различных моделей АКПП.

Еще одна возможность, предусмотренная в некоторых автоматах, – Кикдаун. В этом режиме авто максимально быстро ускоряется, как для обгона, так и другого резкого маневра. Кикдаун включается автоматически, если резко, до упора, выжать педаль газа.

Как правильно ездить на автомате

Чтобы разобраться, как правильно пользоваться АКПП, необходимо внимательно изучить руководство от изготовителя, описывающего регламент эксплуатации трансмиссии. Чтобы ездить на машине с автоматом без риска преждевременного выхода из строя трансмиссионного механизма, необходимо соблюдать ряд правил.

Нужно ли прогревать автомат перед ездой

Первое, о чем нужно подумать, рассматривая, как можно научиться ездить на авто с автоматом – необходимость предварительного разогрева трансмиссионного механизма. Автоматическая коробка нуждается в этом больше, чем механическая, поскольку управляется гидравликой. Чтобы масло достигло нужной консистенции, АКПП следует хорошо разогреть.

Для этого включают двигатель, оставляя на какое-то время работать на холостых оборотах. В процессе прогрева, селектором последовательно выполняют переключения в разные положения, удерживая выжатой педаль тормоза. В каждой позиции переключатель задерживают на несколько секунд. Это позволит разогнать жидкость по системе.

Несколько первых километров едут неспешно, воздерживаясь от резких ускорений. Повысить интенсивность нагрузки на трансмиссию можно, когда температура масла в автомате достигнет 40-60 градусов, в зависимости от особенностей соответствующей модели.

В данной ситуации жидкость будет свободно циркулировать в гидравлическом контуре, что обеспечит штатную работу коробки в то время, как машина едет на автомате.

Как трогаться на автомате

В отличие от МКПП, предусмотрены лишь 2 педали в автомобиле с автоматом – это акселератор и тормоз.

Акселератор и тормоз

В применении сцепления нет необходимости, поскольку трансмиссия находится в постоянной связи с двигателем через гидротрансформатор. При этом отсутствует кинематический контакт, а вращение передается за счет энергии трансмиссионной жидкости, нагнетаемой масляным насосом.

При достижении определенных оборотов, гидротрансформатор осуществляет переход в режим гидромуфты, с блокированием, когда частота вращения коленвала выравнивается с первичным валом коробки.

Чтобы начать ехать, правильно используя возможности АКПП, первым делом нужно убедиться, что селектор установлен в позицию паркинга. В противном случае мотор просто не запустится.

Затем заводят машину, выжимают тормоз. После запуска мотора, для начала движения переводят селектор в положение Драйва, плавно отпускают тормозную педаль. Автомобиль начнет ехать вперед.

Как переключать передачи на автомате

После механики, ехать на автомате намного проще. Водителю не нужно переключать передачи. За него это делает электроника, изменяющая передаточное отношение автоматически, с учетом текущих условий движения. Скорость регулируют акселератором.

Как обгонять на автомобиле с АКПП

Чтобы совершить обгон, увеличивают скорость, выжав акселератор, и объезжают машину, которая едет впереди. При этом включают соответствующие сигналы поворота.

При наличии соответствующих возможностей для определенной модели АКПП, можно воспользоваться режимом Овердрайв или Кикдаун, если эта опция присутствует.

Езда на автомате в пробках и на светофорах

Если нужно дать задний ход, этот маневр можно выполнить только из статического положения. Когда машина едет вперед, нужно остановиться, переведя селектор в позицию паркинга. Затем, при выжатом тормозе, включить реверсный режим, и отпустить педаль.

При рваном ритме движения в пробках или на светофорах, для кратковременной остановки можно не выключать режим Драйва, нажав тормозную педаль. Если стоянка затягивается, селектор переводят в позицию паркинга.

Специалисты не рекомендуют включать нейтральный режим, когда едут на машине с автоматом, даже при длительных остановках. Чем чаще водитель задействует эту опцию, тем интенсивнее изнашивается трансмиссия.

Как правильно прекращать движение при АКПП

Получить навыки управления, научившись правильно ездить на машине с автоматом, достаточно просто. Кроме движения вперед, важно грамотно освоить правила остановки. При этом действуют в таком порядке:

  1. Останавливают машину, чтобы она перестала ехать вперед, выжав тормоз.
  2. Оставляя тормоз выжатым, включают ручник.
  3. Переводят селектор в режим паркинга.
  4. Отпускают педаль.

Теперь можно выключать зажигание.

Можно отказаться от использования ручного тормоза, если машину останавливают на ровной площадке. Но при уклоне более 15 градусов, применение ручника обязательно, чтобы машина не ехала вперед произвольно.

Как пользоваться ручным режимом

Если нужно быстро разогнаться с нуля или точнее управлять порядком переключения скоростей, можно использовать имитацию механического режима. В эту позицию переходят из положения Драйв, когда машина едет вперед.

Затем водитель может сам изменять передаточное отношение, нажимая плюс или минус дополнительными кнопками. Это необходимо для принудительного включения повышенных или пониженных передач.

Как тормозить двигателем на автомате

Учитывая количество и расположение педалей на автомобиле с автоматом, ими управляют одной правой ногой. Тормозить двигателем можно при наличии имитации ручного режима (М), включив в нужный момент пониженную передачу.

Еще один вариант действий пошагово:

  1. Задействовать Овердрайв, когда машина едет на высокой скорости.
  2. Выждать, пока авто замедлится до 90 км/ч.
  3. Переключить селектор на вторую скорость (D2).
  4. Подождать, пока машина не станет ехать еще медленнее – до 50 км/ч.
  5. Выбрать режим пониженной передачи.

Когда едут с торможением двигателем, делают это ступенчато, чтобы снизить нагрузку на трансмиссионный механизм.

Правила буксировки машины с АКПП

Учитывая конструктивные особенности автомата, ехать при повышенной нагрузке на авто, вызванной буксированием или транспортированием прицепа, необходимо при определенных ограничениях. Чтобы начать и продолжить движение правильно, нужно выдержать ряд условий.

Можно ли с АКПП буксировать другие автомобили

Это действие возможно, если избегать повышенной нагрузки на трансмиссию. Важно следить за температурой масла, исключая перегрев. При наличии в функционале АКПП режима пониженной передачи, можно им воспользоваться. Не стоит буксировать тяжелые автомобили, масса которых значительно превышает вес собственной машины, ввиду чрезмерной нагрузки на гидротрансформатор.

Ограничения предусмотрены и для транспортирования своего авто с АКПП в случае аварии. При этом включают нейтральный режим, выдерживают скорость не выше 50 км/ч а расстояние транспортировки не должно быть более 50 км. Если эти условия выдержать невозможно, лучше вызвать эвакуатор или вывесить передние колеса (для переднеприводных авто).

Буксировка автомобиля на жесткой сцепке

Можно ли буксировать прицеп с автоматом

Порядок транспортирования прицепа также предусматривает контроль температуры трансмиссионной жидкости. Не нужно ездить на пониженной передаче. Возможность езды с дополнительной нагрузкой должна быть предусмотрена изготовителем автомата.

Распространенные ошибки при использовании АКПП

Многие новички допускают ошибки при управлении автомобилем с АКПП. Чтобы правильно ездить на машине с автоматом, не допускается выполнение следующих действий, которые могут привести к быстрому выходу из строя трансмиссии и других механизмов:

одновременно выжимать педали газа и тормоза;

включать режим паркинга, когда автомобиль еще продолжает ехать вперед или назад без полной остановки;

ехать накатом, переведя селектор в режим нейтрали;

включать парковочный режим раньше ручного тормоза;

буксировать прицеп, превысив допустимую нагрузку;

ехать со спуска в нейтральном режиме; если после продолжительного движения этим способом включить Драйв, коробка может быстро перегреться;

неоправданно выжимать акселератор на «нейтралке».

Если правильно управлять автомобилем, автомат прослужит достаточно долго, обеспечив для водителя комфортную езду.