Плотность антифриза: как проверять и корректировать — Информация
В рамках регулярного обслуживания автомобиля одной из немаловажных операций является измерение плотности антифриза. В статье детально рассказано, зачем это надо делать, чем и как, какие должны быть показатели, и как их корректировать при необходимости. Также предлагается к ознакомлению информация, как сделать антифриз своими руками путем разбавления концентрата, и почему выгодно этим заниматься.
ЗАЧЕМ
измерять плотность антифриза?Плотность антифриза – это характеристика охлаждающей жидкости, которая указывает на процент содержания этиленгликоля в общем измеряемом объеме. От этого показателя, в свою очередь, зависит максимальная температура ниже нуля, до которой тосол не кристаллизируется, то есть, не замерзнет.
Тосол и антифриз – это одно и то же. Есть информация, что у них отличается температура кипения, однако это неправда. Что же касается рассматриваемой здесь плотности, то принцип абсолютно один и тот же.
Разберем вкратце, как от плотности зависит температура замерзания охлаждающей жидкости. Если взять обычную дистиллированную воду, то ее плотность будет равной 1, а температура, при которой она начнет замерзать — 0°C. Если разбавить концентрированный этиленгликоль с водой в соотношении 1:1, то плотность полученной жидкости будет уже 1,071, а замерзать она начнет уже при температуре ниже -40°C.
Собственно, по этой причине и есть необходимость измерять плотность антифриза. При этом, неважно – это уже залитая в систему охлаждения автомобиля жидкость, или же только что купленная. В первом случае может оказаться, что со временем плотность антифриза изменилась, соответственно, сдвинулась температура, при которой произойдет замерзание. В случае с жидкостями что называется «из бутылки» сегодня легко можно напороться на дешевую (а может и на дорогую) подделку, плотность которой окажется недостаточной для эксплуатации в вашем регионе.
ЧЕМ
измерять плотность антифриза?Для измерения плотности антифриза существует простой и недорогой прибор – ареометр. Он имеет абсолютно такую же конструкцию, как и для измерения плотности электролита в аккумуляторных батареях. Принцип работы – аналогичный. В прозрачном корпусе со шкалой помещен поплавок, который в зависимости от плотности забранной жидкости больше или меньше всплывает.
Разница между ареометрами для электролита и антифриза заключается только в диапазоне измеряемых плотностей. Это связано с тем, что для охлаждающей жидкости нормальной средней плотностью является показатель 1,07. А вот для электролита – 1,26.
Кроме того, на ареометрах для измерения плотности антифриза может быть нанесена вспомогательная шкала, по которой наглядно можно определить температуру замерзания тестируемой жидкости. Аналогично в приборах для АКБ есть цветовая градуировка, позволяющая без углубления в тему понять, на сколько процентов заряжен или разряжен аккумулятор.
КАК
измерять плотность антифриза?Принцип измерения плотности электролита такой же, как и более знакомая процедура с АКБ. Для получения данных необходимо забрать из расширительного бачка, радиатора или емкости для хранения жидкость в объеме, достаточном для того, чтобы находящийся внутри поплавок уверенно всплыл. Затем, ориентируясь на нанесенные на поплавке цифры, определить либо плотность в соответствующих единицах, либо температуру замерзания в градусах Цельсия.
Чтобы полученные показатели были максимально точными, необходимо придерживаться одного очень важного условия. Оно касается текущей температуры тестируемой жидкости. Дело в том, что нанесенная на приборе шкала, а также цифры, которые можно найти в специальных таблицах, соответствуют действительности только в том случае, если температура антифриза находится на отметке 20°C.
По этой причине, если вы решили измерить плотность антифриза, залитого в систему охлаждения, делайте эту процедуру тогда, когда двигатель остывший. Например, утром, либо в выходной день, когда машина не используется. То же самое касается и зимних измерений. При отрицательной температуре окружающей среды показания также будут неточными.
На самом деле можно измерять плотность антифриза любой температуры, однако, для получения точных данных необходимо будет вносить корректировки при помощи специальных формул. В них легко запутаться, потому гораздо проще подобрать оптимальные условия, и просто измерить плотность ареометром без всяких поправок.
КАКОЙ должна быть
плотность антифриза?Об этом уже немного было сказано выше. Повторим. Если плотность охлаждающей жидкости составляет 1,071, то это значит, что она не замерзнет при температурах окружающей среды до -40°C. Такая плотность означает, что в составе вашего антифриза этиленгликоль и вода находятся в примерно равных пропорциях.
Как быть с другими показателями плотности? Для ориентирования по ним существуют таблицы, пользоваться которыми, по большому счету, совсем необязательно. Достаточно знать, что при плотности 1,06 антифриз замерзнет при -30°C, если ареометр показал 1,05, то замерзание произойдет при -20°C. Если же плотность еще меньше – 1,035, то система охлаждения замерзнет еще при -10°C.
Повышение плотности в другую сторону можно не бояться, так как ни один производитель не делает такой «не выгодный» для него самого антифриз. В машине плотность охлаждающей жидкости тоже никак повыситься не сможет. Может только понизиться в случае, если система не герметична, и вы регулярно подливаете воду, дабы восстановить требуемый уровень. Вода также зачастую доливается после ремонта, связанного с разборкой узлов системы охлаждения.
КАК
корректировать плотность антифриза?Как понятно из вышеописанного, корректировка плотности приобретенного или эксплуатируемого антифриза чаще всего требуется в сторону увеличения. Ее и рассмотрим. Для выполнения корректировки вам понадобится ареометр, концентрат этиленгликоля и знание объема системы охлаждения вашего автомобиля.
Чтобы упростить понимание процесса, приведем конкретный пример. По нему и можно будет ориентироваться. Допустим, что в нашем автомобиле залит антифриз, плотность которого оказалась 1,05, что соответствует температуре замерзания -20°C. А в регионе, где он эксплуатируется, температура зимой опускается до -29°C. Объем системы охлаждения в этом примере – 7 литров.
Наша задача – поднять плотность 7 литров антифриза с 1,05 до 1,06 при помощи концентрата. Текущая плотность говорит о том, что в нашей жидкости этиленгликоля находится примерно 36% (данные из таблиц), то есть 2,5 литра. А для достижения желаемой плотности 1,06 нам надо, чтобы его там было 45%, или 3,1 литра. Остальное – вода. Как скорректировать?
А нам всего лишь необходимо добавить в систему охлаждения 0,6 литра концентрата этиленгликоля. Проделать эту процедуру очень просто. Сначала через сливную пробку на радиаторе, не выкручивая ее до конца, аккуратно сливаем из системы 600 миллилитров охлаждающей жидкости. Пробку закручиваем, а в расширительный бачок или радиатор заливаем 600 миллилитров концентрата. Все. Этиленгликоль в процессе работы системы охлаждения смешается с остальной жидкостью, и плотность изменится до нужных показателей.
Аналогично можно увеличить плотность при других показателях и объеме системы. Чтобы наоборот, понизить плотность, по такому же принципу компенсируем слитую жидкость не концентратом, а дистиллированной водой.
КАК
разбавить концентрат антифриза?После прочтения вышеизложенного материала уже не должно возникнуть трудностей с приготовлением подходящего по плотности антифриза из концентрата этиленгликоля. Рассмотрим вкратце, зачем вообще этим заниматься, если на рынке полно уже готовых составов, на этикетке которых написан главный для автолюбителя параметр – температура замерзания.
- Во-первых, далеко не всегда указанные на упаковке характеристики соответствуют действительности. Многие производители бюджетных охлаждающих жидкостей банально экономят, не придерживаясь рассмотренных выше пропорций. Вода ведь дешевле этиленгликоля.
- Во-вторых, вполне реально сегодня найти концентрат этиленгликоля по очень выгодной цене. Он, естественно, будет дороже готовых составов. Но потребуется его почти в два раза меньше. Кроме того, приготовив антифриз своими руками, вы точно будете знать, какой он плотности, и до какой температуры гарантированно не замерзнет.
В завершение рассмотрим кратенько конкретный пример, как разбавить концентрат. Для этого понадобится, собственно, сам концентрат, дистиллированная вода (обязательно), ареометр для контроля полученной плотности и пара емкостей соответствующего размера.
Сколько чего покупать, зависит от того, какой объем системы охлаждения у вашего автомобиля, и от самой низкой температуры зимой в вашем регионе. Рассмотрим ситуацию на примере все того же автомобиля с системой охлаждения объемом в 7 литров, который эксплуатируется в регионе, где столбик градусника опускается максимум до -29°C.
Чтобы зимой приготовленная охлаждающая жидкость не замерзла, нам необходимо получить антифриз плотностью 1,063. Этот показатель соответствует 45,6% содержания этиленгликоля в общем объеме. Соответственно, для приготовления 7 литров антифриза нам потребуется 3,2 литра концентрата и 3,8 литра дистиллированной воды. Смешиваем, тщательно перемешиваем, измеряем плотность ареометром и заливаем в систему охлаждения.
Видео — Как измерять лотность антифриза
Итоги
В итоге получается, что ничего сложного в понятии плотности антифриза, по сути, нет. Чтобы ее измерить, нужен специальный ареометр. А чтобы приготовить своими руками или скорректировать под конкретную температуру замерзания, достаточно простейших математических расчетов без сложных и непонятных формул, таблиц и прочего.
Схожий материал
4 способа устранить скрип уплотнительных резинок на дверях авто
15 способов как проверить качество бензина без лаборатории
Правильная раскоксовка двигателя
Лазерные фары: принцип работы и достоинства с недостатками
Виды и причины неравномерного износа шин
Низкопрофильная резина: плюсы и минусы
Надо ли прогревать двигатель и как правильно это делать
Полная шумоизоляция автомобиля и правильная оценка ее эффективности
Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром
20 возможных причин почему машина начала дергаться
Предпродажная подготовка автомобиля – окупающиеся вложения и деньги на ветер
25 причин почему увеличился расход топлива и легендарные мифы на эту тему
Газ или бензин – что выгоднее и почему
Как выбрать автомобильный компрессор по техническим и другим характеристикам
10 возможных причин почему разрядился новый аккумулятор
Сколько времени заряжать автомобильный аккумулятор
Как правильно проверить двигатель при покупке автомобиля
Как проверить подвеску или диагностика ходовой своими руками
История шин Cooper / Купер
История шин Firestone / Файрстоун
История шин Fulda / Фульда
Плотность антифриза – как проверить показатель в домашних условиях
Карельские вести
222209+03:00″>08 декабря 2018, 11:10Все мы неустанно твердим о том, как любим свои автомобили. Но готов поспорить, что далеко не каждому из нас известно о таком понятии, как плотность антифриза. А ведь именно от данного свойства охлаждающей жидкости зависит исправность работы двигателя и температурный режим в салоне авто. Попробуем разобраться в том, какой плотностью должен обладать антифриз и чем грозит несовпадение с рекомендованным показателем.
© Карельские вести1 Тосол или импортный антифриз – у кого плотность «лучше»?
Видео дня
Независимо от того, какая охлаждающая жидкость находится в двигателе вашего авто, проверять ее состояние вы должны регулярно. Не сделав этого вовремя, вы рискуете потерять контроль над температурой в салоне машины, а также поспособствуете поломке важных деталей двигателя.
Охлаждающая жидкость для двигателя автоРекомендуем ознакомиться
Подсветка салона автомобиля – делаем машину ярче
Электротонировка стекол – смарт-технологии для авто
Полная покраска автомобиля – как вернуть машине блеск?
Тонировка стекол авто – чтобы ездить с комфортом!
Покраска автомобиля своими руками – секреты мастеров
Одним из факторов, от которых напрямую зависит эффективность антифриза, является его плотность. Это свойство, наряду с температурой кипения и замерзания, должно соответствовать конкретным стандартам. Как же определить, что купленная вами охлаждающая жидкость будет стабильно работать на протяжении длительного срока?
Среди огромного количества российских автомобилистов бытует мнение, что плотность Тосола – антифриза отечественного производства – должна составлять 1,104 г/см3. Данный показатель учитывается только когда температура замерзания жидкости составляет – 40 ˚C. Зная об этом показателе, многие водители ошибочно считают, что плотность составов иностранных марок должна существенно отличаться. На самом деле разница между импортным и российским антифризом состоит только в рабочей температуре. Соответственно, плотность Тосола и составов других марок при температуре замерзания – 40 ˚C должна быть почти одинакова.
Тосол отечественного производства
На данное свойство жидкостей для охлаждения мотора влияют несколько основных факторов:
рецептура, которой придерживались производители антифриза;
типы и количество присадок в бензине и охлаждающей жидкости;
наличие моноэтиленгликоля;
количество нитритов;
температура кипения антифриза.
Плотность жидкости для охлаждения сильно влияет на ее теплопроводность. Чем выше эта характеристика, тем быстрее тепло проходит сквозь конструкцию двигателя и накапливается в салоне авто. Также слишком высокие тепловые свойства жидкости грозят перегревом двигателя и других важных деталей машины.
2 Проверяем плотность охлаждающей жидкости
Чтобы знать об этом показателе антифриза, его необходимо регулярно проверять. При этом совершенно неважно, каким составом вы пользуетесь – проверка всегда проводится по одному и тому же принципу. Для того чтобы получить более-менее правдивые данные, стоит использовать ареометр – специальный прибор для измерения характеристик автомобильных жидкостей.
Проверка плотности антифриза
Еще один фактор, от которого зависит точность показателей – это температура замерзания антифриза. Измерениям поддаются только те марки жидкостей, на упаковках которых указана температура замерзания – 40 ˚C.
Температура замерзания хладагентаВ начале проверки необходимо открыть капот и найти отдельный бачок для антифриза. Откручиваем крышку и забираем небольшое количество жидкости. Необходимо помнить, что проверять состав нужно не при жаре в 30–40 ˚C и не во время сильных морозов. Лучше всего отобрать немного антифриза в прохладном сухом помещении. Для этого нужно опустить пипетку ареометра и недолгим нажатием набрать состав, после чего перелить в колбу. Антифриза должно быть столько, чтобы поплавок свободно плавал на его поверхности, не упираясь краями в потолок прибора. Далее смотрим на шкалу ареометра, которая и покажет плотность охлаждающей жидкости.
3 Какой должна быть плотность охлаждающей жидкости
После того, как мы получили результат показателей состава, необходимо свериться по специальной таблице. В ней находятся максимально точные данные, которые показывают, какой плотностью обладает каждый из типов охлаждающей жидкости.
Таблица плотности охлаждающей жидкостиТаблица, обозначающая плотность в зависимости от температуры замерзания, будет полезной, если вы знаете только о количестве спиртовых примесей в своем антифризе. Если в составе с температурой кристаллизации – 40 ˚C присутствует до 85,5 % этиленгликоля, то плотность должна быть не менее 1,105 г/см3.
Этиленгликоль в составе антифризаКак мы видим, определить плотность охлаждающей жидкости в домашних условиях нетрудно. Главное – не игнорировать данную необходимость и проверять показатели антифриза как можно чаще. И помните, что лучше всего поддаются измерению составы с температурой кристаллизации – 40 ˚C.
Другое
Как использовать рефрактометр для проверки концентрации охлаждающей жидкости
Рефрактометры обеспечивают быстрый, простой и точный способ проверки и контроля концентрации охлаждающей жидкости. Посмотрите, как Курт Репшер демонстрирует правильное использование рефрактометров в нашем последнем видео.
Как пользоваться рефрактометром Прежде чем приступить к работе с рефрактометром, выполните следующие действия для обеспечения оптимальной работы:
Сфокусируйте свой рефрактометр
- Направьте конец призмы рефрактометра на источник света и сфокусируйте окуляр, пока шкала не станет четко видна и не сфокусируется. Если вы носите очки, снимите их и сфокусируйте рефрактометр без них. Убедитесь, что рефрактометр плотно прилегает к глазу и практически не пропускает свет — это поможет лучше видеть шкалу и облегчит фокусировку. Рефрактометры оснащены защитой для глаз, чтобы предотвратить попадание рассеянного света в окуляр и вызвать отражения.
- Как только линии шкалы станут четкими и четкими, ваш рефрактометр будет в фокусе.
КАЛИБРОВКА ВАШЕГО рефрактометра
- Перед использованием откалибруйте рефрактометр с помощью стандартного раствора (обычно входит в комплект поставки рефрактометра). Поскольку на показания будут отрицательно влиять изменения температуры, лучше всего выполнять калибровку при комнатной температуре или в тестовой среде. Если это невозможно, можно использовать таблицы коррекции. Некоторые рефрактометры имеют автоматическую температурную коррекцию (ATC), функцию, которая позволяет прибору автоматически настраивать и исправлять разницу температур.
- Нанесите небольшое количество жидкости, например, 2–3 капли дистиллированной воды, на призму рефрактометра и тщательно закрепите крышку. Это позволит равномерно распределить жидкость по поверхности призмы. Убедитесь, что под поверхностью крышки нет сухих пятен или пузырьков воздуха.
- Считайте значение шкалы на пересечении темных и светлых участков, в точке их пересечения на шкале.
- С помощью отвертки поверните регулировочный винт, откалибруйте рефрактометр, регулируя при необходимости до тех пор, пока светлая/темная граница (линия тени) не совпадет с нулевой линией. После установки нуля очистите призму мягкой тканью.
ПРОВЕРЬТЕ охлаждающую жидкость
- С помощью пипетки извлеките охлаждающую жидкость из машины.
- Снова с помощью пипетки нанесите 2–3 капли хладагента на призму рефрактометра и тщательно закрепите крышку.
- Убедитесь, что под поверхностью крышки нет сухих пятен или пузырьков воздуха.
- Считайте значение шкалы на пересечении темных и светлых участков, в точке их пересечения на шкале. Может потребоваться отрегулировать положение источника света, чтобы максимизировать контраст линии тени. Оптимальный контраст обычно достигается, если держать инструмент под источником света и перпендикулярно ему.
- После завершения тестирования обязательно протрите объектив насухо чистой тканью (не стирайте и не ополаскивайте) и поместите прибор в прилагаемый пластиковый футляр. Храните рефрактометр в безопасном, сухом месте.
Что означает ваше чтение?
- Четкая линия на шкале: пересечение темной и светлой частей шкалы создаст четкую ровную линию. Место, где эта линия попадает на шкалу, соответствует концентрации вашей охлаждающей жидкости.
- Нечеткая или неровная линия на шкале: если линия на шкале не четкая и не ровная, это указывает на присутствие в охлаждающей жидкости постороннего масла – путевого масла, гидравлического масла или шпиндельного масла. Когда бродячие масла падают из машины в поддон, они образуют плавающее уплотнение, которое предотвращает попадание воздуха в охлаждающую жидкость под ним. Это создает идеальные условия для анаэробных бактерий, которые процветают в местах, лишенных кислорода, что приводит к прогорклости и порче охлаждающей жидкости. Чтобы предотвратить прогорклость и отделение охлаждающей жидкости, удалите повреждающее масло с помощью колесного скиммера. Помните, что колесные скиммеры можно запускать только тогда, когда охлаждающая жидкость не используется. Используйте скиммер для очистки охлаждающей жидкости и сделайте еще одно измерение после того, как вы это сделаете, чтобы убедиться, что уровни концентрации оптимальны и проблема устранена.
ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ?
В нашем Руководстве по жидкостям для металлообработки содержится важная информация, которая может продлить срок службы охлаждающей жидкости, а также многое другое.
Загрузите руководство, нажав ниже. Скачав, вы узнаете:
- Функции различных смазочно-охлаждающих жидкостей
- Устранение неполадок с жидкостями для металлообработки
- Оптимальное использование смазочно-охлаждающих жидкостей при нарезании резьбы
- Руководство по выбору продукции марки Rustlick
- Руководство по выбору продуктов торговой марки ValCool
Темы: Видео, Измерение и проверка, Металлообработка и механообработка, Решения для объектов ТОиР
Три вещи, которые большинство техников не знают о тестировании охлаждающей жидкости
Если охлаждающая жидкость клиента не менялась в течение года или в течение последних 20 тысяч миль, необходимо провести тест охлаждающей жидкости.
Существует несколько способов проверки качества охлаждающей жидкости. Вы хотите узнать, если:
- Охлаждающая жидкость чистая
- В вашем двигателе еще достаточно охлаждающей жидкости
- Уровень защиты охлаждающей жидкости все еще достаточен (не слишком разбавлен водой)
Техники проверяют чистоту и уровень охлаждающей жидкости просто визуально. Проверка уровня защиты охлаждающей жидкости немного сложнее. Обычно техники используют один из следующих способов для проверки уровня защиты охлаждающей жидкости:
- Лакмусовая бумажка: тестовые полоски, которые измеряют уровень pH охлаждающей жидкости, чтобы убедиться, что смесь вода/антифриз по-прежнему идеальна
- Рефрактометры: Портативные устройства, измеряющие концентрацию антифриза в охлаждающей жидкости. Он делает это, считывая количество света, проходящего через охлаждающую жидкость.
При использовании наиболее распространенных методов проверки охлаждающей жидкости следует помнить несколько моментов:
1. Тестеры с лакмусовой бумагой не рассказывают всей истории ничего другого не говорит. Когда вы проверите охлаждающую жидкость лакмусовой бумажкой, вы узнаете, правильная ли смесь вода/антифриз. Но вы не узнаете, потеряла ли охлаждающая жидкость способность предотвращать коррозию, или охлаждающая жидкость загрязнена чем-то другим.
2. Рефрактометры не всегда точны
Рефрактометры выглядят как причудливые инструменты, но на самом деле они не всегда точны или просты в использовании. Например, рефрактометр может не давать правильных показаний, если он тестируется на грязной охлаждающей жидкости. Грязь и другие загрязнения могут создать впечатление, что в смеси охлаждающей жидкости достаточно антифриза, хотя на самом деле это не так.
3. Оба метода тестирования ограничены
И лакмусовая бумага, и рефрактометры ограничены. Они не могут точно оценить коррозионную стойкость, теплоемкость и т. д. Они также не сообщат вам, используется ли в двигателе подходящая охлаждающая жидкость.
Если есть сомнения, промойте систему охлаждения
Иногда охлаждающая жидкость выдерживает испытания, но вы можете подумать, что ее следует заменить из-за возраста или других факторов. Если да, то в любом случае лучше его заменить. Унция профилактики стоит фунта лечения.