Как проверить геометрию кузова автомобиля своими руками
За свою жизнь почти каждый автолюбитель попадает в более или менее серьезную аварию. Кто-то таранит чужую машину из-за собственной нерасторопности. Кто-то вылетает в кювет при попытке избежать лобового столкновения. Кто-то проламывает стену собственного гаража, перепутав педали газа и тормоза. А на кого-то падает дерево во время грозы или урагана.
Каждый получает индивидуальный печальный опыт самостоятельно. Но есть одна проблема, которая возникает практически перед всеми автомобилистами, попавшими в дорожно-транспортное происшествие (ДТП), это кузовной ремонт. Далее рассмотрим, чем важна геометрия кузова, почему ее необходимо восстановить после аварии и как проверить правильность выполнения работ.
Геометрия кузова — это точные размеры автомобиля, определенные заводом производителем. Наиболее важные из них:
- ширина передней колеи;
- ширина задней колеи;
- длина колесной базы;
- длина лонжеронов и расстояние между ними.

При нарушении вышеуказанных показателей ухудшается управляемость автомобиля. Менее важные:
- размеры дверных проемов;
- размеры оконных проемов;
- размеры моторного отсека;
- размеры багажного отделения;
- размеры салона.
При нарушении вышеуказанных показателей ухудшается внешний вид автомобиля. Колея — это расстояние между правым и левым колесами, расположенными на одной оси. Ширина колеи рассчитывается от середины протектора шины правого колеса до середины протектора шины левого колеса. Колесная база — это расстояние от передней до задней оси машины. Длина колесной базы измеряется от центра ступицы передней оси до центра ступицы задней оси.
Лонжероны — это основа силового каркаса моторного и багажного отделений автомобиля. К ним обычно крепятся грязезащитные перегородки, крылья, пол, бампера, двигатель, коробка переключения передач у переднеприводных автомобилей, рулевая колонка и съемные несущие элементы конструкции моторного и багажного отсеков.
Проверка геометрии кузова — дело довольно простое. Обычно оно необходимо при покупке подержанной машины либо при проверке результатов кузовного ремонта.
- Для начала необходимо поочередно открыть и закрыть все двери, капот и крышку багажника. При этом не стоит прикладывать большие усилия. Если двери не захлопываются плотно с первого раза, значит, искривлены стойки. Если капот и крышка багажника не закрываются с первого раза, значит, искривлены лонжероны. Деформация может составлять миллиметры, но это уже причина для предъявления претензий или торга, поскольку нарушенная геометрия кузова снижает пассивную безопасность.
- Далее нужно присесть на корточки и посмотреть вдоль борта машины. В таком положении вы сразу заметите все неровности и увеличенные зазоры.
- Затем следует осмотреть ветровое и заднее стекло на наличие трещин. Вертикальные трещины, расположенные с одной стороны, свидетельствуют о смещении стоек.
- Проверить, не нарушена ли геометрия ходовой части, можно при помощи замеров.
Для этого необходимо иметь рулетку и знать точные размеры колесной базы.
Если по каким-либо причинам вы не можете измерить геометрию ходовой части, постарайтесь найти ровную прямую дорогу без интенсивного движения. Разгонитесь на ней до скорости 50 километров в час и отпустите рулевое колесо на пару мгновений. Если после этого машина поедет направо или налево, значит, ее били именно в эту сторону. Если же машина продолжит прямолинейное движение, увеличьте скорость до 90 километров в час и повторите эксперимент.
Будьте предельно осторожны! Если автомобиль и при высокой скорости будет продолжать двигаться прямо, значит, геометрия ходовой части в норме. Это не значит, что машину не били, возможно, просто качественно отремонтировали. Перед проведением эксперимента убедитесь в том, что давление в правых и левых шинах симметричное.
- GL350
- Мицубиси Аутлендер технические характеристики
Как проверить геометрию кузова
При деформации кузова нарушается его геометрия.
Из-за неправильной геометрии кузова возникают нарушения в расположении колес, нарушение диагоналей, проемов дверей, рамок стекол. Деформации образуют складки на полу, элементах основания, на раме. Особенно крупные складки образуются в зоне удара. Другие складки можно найти в длинномерных деталях кузова и в больших промежутках между точками сварки.
Признаки нарушения геометрии кузова можно обнаружить уже при предварительном осмотре: смятые кузовные детали, видимые изменения базовых (контрольных) точек. Сам предварительный осмотр проводится при поднятом на подъемнике автомобиле. Основание кузова или рама осматривается визуально и ощупывается рукой, чтобы обнаружить характерные складки. При этом естественные складки в местах изгиба штампованных деталей не учитываются. Наличие деформационных складок говорит об определенном нарушении геометрии кузова. Складки могут быть слабо различимы или ярко выражены и располагаться в местах, не влияющих на основные размеры.
Если складки не обнаружены, следует проконтролировать правильность установки колес.
Этот контроль быстро и с высокой точностью можно провести на электронном контрольном стенде. После контроля развала/схождения передней оси, проводится проверка геометрии положения задней оси и установки колес. При этом следует сравнивать положение колес на разных сторонах автомобиля. Если положение правого колеса отличается от положения левого, имеется нарушение геометрии кузова. В случае отсутствия электронного стенда, процедура проводится с применением специализированного штангенциркуля.
Измерение диагоналей (контрольных точек) без демонтажа механических узлов следует производить по инструкции завода-изготовителя, по которой контролирующие диагонали проводятся между контрольными точками. Эти диагонали проводятся между направляющими отверстиями рамы, а от них – к точкам механических узлов (крепежные болты) или шарниров. Сравнивается симметричность диагоналей. Определяется расстояние между точками на одной стороне и симметрично – на другой стороне. Размеры должны быть одинаковыми.
Отличие в этих измерениях указывает на нарушение геометрии кузова. Процедура измерения диагоналей производится при установленном на подъемнике или на яме автомобиле с использованием масштабной рейки.
Проверка с использованием масштабной рейки начинается с центральной части основания кузова или рамы. В этой части редко нарушается геометрия и ее удобно использовать в качестве точки отсчета для других диагоналей. Определяется положение траверс, проводятся и измеряются расстояния от центрального отверстия под осью кузова до контрольных точек, указанных заводом-изготовителем. Диагонали измеряются между точками рамы (основания кузова) и точками передней или задней оси. Для проведения некоторых проверок придется частично снять определенные узлы.
При отсутствии масштабной рейки контроль с меньшей степенью точности может быть выполнен с применением рулетки.
Следует обратить внимание, что на некоторых иномарках расстояние между осями колес расположено несимметрично оси кузова. Нередко ось симметрии задних колес может быть смещена относительно оси кузова.
В этом случае, в заводской инструкции должно быть указано заданное расстояние между осями отдельно для каждой стороны.
При проверке геометрии кузова может быть применена шаблонная система (стенд) с посадочными местами для базовых точек. При применении этой системы, кузов устанавливается на шаблон, и любое нарушение геометрии сразу фиксируется. При замене крупных деталей и силовых элементов кузова этот стенд становится стапелем.
При проверке геометрии кузова с помощью электронной измерительной системы координаты базовых точек определяются щупом или лучом лазера. Компьютер сравнивает измеренные данные со спецификацией завода-изготовителя. Эта же система проверяет углы установки колес.
Как регулировать тросик | Как снять магнитолу BMW | Как поменять радиатор охлаждения на ВАЗ 2104 |
Как поменять сетку в бензонасосе своими руками | Почему руль ведет влево | Как отрегулировать бесконтактное зажигание |
Как проверить геометрию кузова 🚩 геометрию кузова автомобиля 🚩 Ремонт и обслуживание
Как проверить геометрию кузова 🚩 геометрию кузова автомобиля 🚩 Ремонт и обслуживаниеПожалуйста, включите JavaScript для получения наилучших результатов
По EasyHow
Деформация тела нарушает его геометрию. Из-за неправильной геометрии кузова имеют аномалии в расположении колес, нарушение диагоналей проемов дверей, рамок стекол. Деформация образует складки на полу, элементы основания на каркасе. Особенно крупные складки образуются в зоне простирания. Другие складки можно найти на длинных деталях корпуса и в больших зазорах между точками сварки.
Вам понадобится
- Штангенциркули специализированные, грабли масштабные, рулетка. При наличии — стенд-шаблон или электронная измерительная система.
Инструкция
Признаки нарушения геометрии тела могут быть обнаружены при предварительном осмотре: раздробленность частей тела, видимые изменения исходных (контрольных) точек. Предварительный осмотр проводится при поднятом на подъемник автомобиле. Нижняя часть кузова или рама осматриваются визуально и евуполированной рукой для выявления характерных складок. Естественные складки в местах изгиба штампованных деталей не учитываются.
Наличие деформации складок говорит об определенном нарушении геометрии тела. Складки могут быть едва заметными или ярко выраженными и располагаться в местах, не влияющих на основные размеры.
При обнаружении складок проверьте правильность установки колес. Этот контроль быстро и с высокой точностью можно осуществить на электронном испытательном стенде. После контроля развала/схождения переднего моста проверьте геометрию положения заднего моста и колес. При этом необходимо сравнить положение колес с разных сторон автомобиля. Если положение правого колеса отличается от положения левого, это нарушение геометрии кузова. При отсутствии электронного стенда процедура выполняется с использованием специализированных штангенциркулей.
Измерение диагоналей (контрольных точек) без демонтажа механических узлов должно выполняться в соответствии с инструкциями изготовителя, который контролирует диагонали между контрольными точками. Эти диагонали проходят между направляющими отверстиями рамы, а от них к точкам механических узлов (болтов крепления) или шарниров.
Сравните симметрию диагоналей. Определяется расстоянием между точками с одной стороны и симметрично с другой стороны. Размеры должны быть одинаковыми. Разница в этих измерениях свидетельствует о нарушении геометрии кузова. Процедура измерения диагоналей такова, если она устанавливается на подъемнике или на яме с помощью шкалы Рэйки.
Проверить с помощью масштабного Рэйки запуски из центральной части днища или рамы. В этой части редко нарушается геометрия и ее удобно использовать как точку отсчета для других диагоналей. Определяют положение траверсы, проводят и измеряют расстояние от центрального отверстия по оси корпуса до контрольных точек, указанных заводом-изготовителем. Диагональ измеряется между точками рамы (основного кузова) и точками передней или задней оси. Для проведения тех или иных проверок придется частично снимать определенные узлы.
При отсутствии крупного рельса управление с меньшей степенью точности можно производить с помощью рулетки.
Следует обратить внимание, что на некоторых автомобилях расстояние между осями колес и расположено асимметрично оси кузова.
Часто ось симметрии задних колес может быть смещена относительно оси кузова. При этом на заводе пользователю должно быть предоставлено заданное расстояние между осями отдельно для каждой стороны.
При проверке геометрии кузова могут применяться системные шаблоны (стенды) с посадочными местами для базовых точек. При использовании этой системы корпус устанавливается на шаблон, а любое нарушение геометрии сразу фиксируется. При замене крупных узлов и силовых элементов кузова эта стойка становится стапелем.
При проверке геометрии кузова с помощью электронной измерительной системы координаты базовых точек определяются щупом или лучом лазера. Компьютер сравнивает измеренные данные со спецификацией производителя. Эта система проверяет сход-развал колес.
Полезный совет
Для частых проверок геометрии кузова лучше приобрести стенд-шаблон или электронную измерительную систему. Это сэкономит много времени и усилий.
Совет полезен?
Геометрия рулевого управления
Мы все знакомы с идеей, что поворот руля
колесо в машине вращает передние колеса, заставляя машину
входить в поворот.
Но почему мы обычно рулим
передние колеса, а не задние колеса (или все четыре
колеса, как показано ниже)? Оба передних колеса поворачиваются одинаково
суммы, или происходит что-то более сложное?
Мерседес-Бенц Тип G 5 (W 152, 1937–1941) размещен в Technik. Музей Шпейера, демонстрирующий использование четырехколесного транспорта. рулевая система. Источник изображения: Викимедиа Общины (СС BY-SA 3.0) (полноразмерный изображение).
Точение твердых тел
Когда твердое тело вращается по кругу, четыре угла
все тела движутся с разными скоростями и скоростями. Если мы
представить автомобиль как единое твердое тело с колесами на
углах, это означает, что четыре колеса движутся с разным
скорости, а также разные направления. Дизайнеры автомобилей могут
выбрать различные схемы рулевого управления, как показано ниже,
где рулевое управление может быть только с двумя передними колесами
(обычные автомобили), только с двумя задними колесами
(вилочные погрузчики), или со всеми четырьмя колесами в некоторых
высокопроизводительные автомобили.
| Показать: | ||
| Радиус поворота: | $ г = $ м | |
| Смещение автомобиля: | $d = $% | |
Автомобиль поворачивает по кругу, показывая направление, в котором колеса должны указывать на радиус поворота $r$ и смещение $d$ изменение.
Геометрия рулевого управления Аккермана
В обычном автомобиле задние два колеса закреплены на
направлен прямо вперед, а два передних колеса должны повернуться
под разными, но одинаковыми углами. Для достижения правильного
углы передних колес, автомобили обычно используют четырехрычажную связь в качестве
показано ниже. Пины в $A$ и $B$ называются шкворни (обычно собственно шаровые в современных
автомобили), стержень $CD$ называется 



Для этого необходимо иметь рулетку и знать точные размеры колесной базы.