20Сен

Как проверить датчик дроссельной заслонки: Как проверить датчик положения дроссельной заслонки?

что это такое, признаки неисправности и как его проверить

Выпуск инжекторных двигателей способствовал появлению различных электронных устройств. В том числе и датчиков, которые собирают информацию касательно работоспособности той или иной системы.

Таким образом, управление берёт на себя электронный блок, который контролирует работоспособность всех систем двигателя при помощи этих датчиков. Неисправность даже незначительной детали приводит к нежелательным последствиям в работе всего автомобиля. Одной из таких деталей является датчик положения дроссельной заслонки.

ДПДЗ — что это такое

Датчик положения дроссельной заслонки сигнализирует контроллеру в каком положении находится дроссельная заслонка при нажатии на педаль акселератора.

Данное устройство позволяет контроллеру более точно дозировать и подавать топливную смесь. При неисправности датчика информация передаётся на контроллер в искажённом виде. Это может повлечь сбои в работе двигателя и привести к слишком большому расходу топлива.

Местоположение дроссельной заслонки контроллер регистрирует по изменению напряжения. Сигнал 0.7 В вынуждает контроллера переходить на режим холостого хода. Если напряжение менее 0,7 В, это говорит о том, что заслонка закрыта полностью. А если напряжение около или более 4 В, то заслонка открыта полностью.

Где он находится

Чтобы при необходимости можно было проверить ДПДЗ, нужно знать, где он находится. Его местонахождение – на корпусе дроссельной заслонки и соединён с её осью. На оси имеется специальная проточка, для которой на датчике предусмотрено крестообразное гнездо.

Крепление корпуса датчика к корпусу дроссельной заслонки осуществляется при помощи болтов. Датчик устанавливают на автомобили с инжекторными двигателями.

Признаки неисправности ДПДЗ

Любая деталь рано или поздно выходит из строя, о чём свидетельствуют характерные признаки. Не является исключением и ДПДЗ.

Характерными признаками неисправности датчика положения дроссельной  заслонки  могут быть:

  • двигатель в режиме холостого хода работает с повышенными оборотами;
  • явно наблюдается большой расход топлива;
  • на нейтральной передаче двигатель глохнет;
  • автомобиль при разгоне совершает рывки;
  • иногда может загораться и гореть продолжительное время индикатор Check Engine;
  • двигатель запускается с трудом.

Все эти признаки указывают на то, что ДПДЗ неисправен, а, следовательно, требуется незамедлительная замена детали.

Видео — некоторые признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки:

Как проверить

Если были обнаружены некоторые признаки неисправности ДПДЗ, но окончательно неясно на что они указывают, то можно самостоятельно проверить его работоспособность.

Обычно при неисправности ДПДЗ на приборной панели загорается индикатор Check Engine. Поэтому для начала следует завести двигатель и если индикатор не загорается, нужно лезть под капот к самому датчику.

Чтобы проверить его работоспособность необязательно его снимать, все можно сделать на месте. Для этого нужно два провода мультиметра подсоединить к выводам В и С датчика. Соответствующая маркировка имеется.

После этого можно начинать плавно, не спеша поворачивать дроссельную заслонку при помощи сектора привода. При исправном датчике показания прибора должны меняться также плавно без резких скачков. Обычно от 2 до 8 кОм. Замер сопротивления должен производиться при выключенном двигателе.

Теперь следует измерить напряжение. Для этого сначала минус мультиметра соединяют с массой двигателя. После этого нужно запустить двигатель и соединить плюсовой контакт прибора с выводом А датчика, также ориентируясь по маркировке. Производится замер напряжения, которое должно находиться в пределе 5 В. Если показания прибора другие (меньше 5 В), то это говорит о неисправности цепи питания, либо самого блока электронного управления двигателем.

Если в ходе проверки все показания прибора были в норме, то беспокоится не о чём. В противном случае ДПДЗ нуждается в срочной замене.

Замена

Если проверка показала, что ДПДЗ неисправен, то тогда нужно производить его замену.  Для этого не нужно много инструментов, всё что потребуется – это умелые руки и крестообразная отвёртка.

Замену датчика следует производить, выключив двигатель и отсоединив минус от аккумулятора. Затем нужно отсоединить разъем датчика, на котором имеется фиксатор. После чего отвернуть два винта, которые крепят датчик к дроссельному узлу. После данной манипуляции датчик спокойно снимается с оси дроссельной заслонки.

Видео — замена датчика положения дроссельной заслонки на ВАЗ2110, 2114, 2115:

Установку нового устройства следует производить в обратном порядке. При этом нужно проследить, чтобы сама дроссельная заслонка была закрыта. Обычно когда покупается новый ДПДЗ, то в его комплектацию входит уплотнительное кольцо. Оно устанавливается между датчиком и патрубком дросселя. Не забывайте снять старое кольцо перед установкой нового датчика.

После установки на место, затянуть его крепёжными винтами пока уплотнительное кольцо полностью не сожмётся. Теперь остаётся только подсоединить разъем и зафиксировать его при помощи защелки.

После этого отсоединить клеммы аккумулятора на 5 минут. Это делается, чтобы сбросить старые параметры датчика в ЭБУ, которые в большинстве случаев сохраняются.

Регулировка

В некоторых случаях возникает необходимость регулировки датчика положения дроссельной заслонки. Данная процедура может стать альтернативой его замене. И проводить её следует при явных признаках неисправности. О них было упомянуто выше.

Видео — регулировка датчика положения дроссельной заслонки на VW Passat:

Для регулировки также понадобится мультиметр с проводами. Не стоит всё делать, что называется «на глаз», поскольку электронный блок управления будет принимать неправильные данные. Соответственно он будет неправильно дозировать топливовоздушную смесь со всеми вытекающими неприятностями.

Перед регулировкой крепёжные отверстия датчика нужно немного расширить. Это делается для того, чтобы датчик можно было поворачивать вокруг своей оси.

Важный момент: перед тем как каждый раз снимать ДПДЗ или отсоединять его разъем, необходимо выключать зажигание, а перед каждым замером – включать.

Разъем датчика можно снять, а можно оголить небольшой участок проводов разъёма, спрятанных под кожухом. Интересуют только эти два провода, обычно это синий (плюс) и чёрный (масса). Они понадобятся для измерения напряжения в процессе регулировки. Если разъем снять, тогда нужно подсоединить провода мультиметра к соответствующим контактам на датчике.

Подсоединив провода к контактам датчика (они должны быть хорошо закреплены), установить его на место. Крепёжные винты закрутить не до конца: чтобы датчик не болтался, но его можно было поворачивать. Теперь нужно аккуратно вращать датчик против или по часовой стрелке до тех пор, пока на приборе не установятся такие показания: 0,55-0,56 В. При необходимости крепёжные отверстия нужно расширить для увеличения угла поворота.

При установлении требуемого значения следует надёжно закрепить ДПДЗ. После этого выполнить контрольный замер напряжения. При необходимости заизолировать открытые ранее участки проводов.

На этом регулировка закончена. Стоит помнить, что вовремя замененная деталь позволит избежать в будущем ненужных затрат.

Прочитайте как сделать подбор свечей зажигания NGK по марке автомобиля с учетом всех нюансов.

Независимая торсионная подвеска — какие у неё плюсы и минусы.

Как ищут запчасти ( https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/online/poisk-zapchastej-po-vin-kodu-avtomobilja.html ) по VIN коду автомобиля  онлайн.

Видео — замена датчиков дроссельного узла (РХХ и ДПДЗ) на ВАЗ2110, 2114, 2115, Калине, гранте, Приоре:

 

ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ДЛЯ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ >>>


Датчик положения дроссельной заслонки признаки неисправности

Содержание статьи

    • 0. 1 Датчик положения дроссельной заслонки и его функции
    • 0.2 Принцип действия ДПДЗ
  • 1 Признаки неисправного датчика положения дроссельной заслонки
    • 1.1 Как проверить датчик положения дроссельной заслонки
    • 1.2 Причины неисправности ДПДЗ
    • 1.3 Замена датчика положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки и его функции

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) применяется в двигателях с контролируемым впрыском топлива. Он предназначен для определения текущего состояния заслонки и передачи этой информации на электронный блок управления (ЭБУ). В зависимости от того, насколько заслонка открыта, ЭБУ рассчитывает необходимые пропорции топлива и воздуха, подаваемых в цилиндры.

ДПДЗ расположен в моторном отсеке автомобиля сбоку на дроссельном узле.

 

Принцип действия ДПДЗ

По сути, датчик положения дроссельной заслонки – это, своего рода, потенциометр, состоящий из двух резисторов: постоянного и переменного. Он оборудован тремя контактами, на один из которых подается напряжение величиной 5 В, второй замкнут на «массу», а третий – напрямую связан с контроллером.

ДПДЗ реагирует на вращение оси заслонки, уменьшая подаваемое на него напряжение. При открытой полностью заслонке выходное напряжение на третьем контакте исправного датчика должно быть не менее 4 В, при закрытой – не более 0,7 В. В последнем случае ЭБУ включает режим холостого хода и подает воздух во входной коллектор, обходя заслонку.

О неисправности ДПДЗ могут свидетельствовать следующие симптомы:

  • увеличение оборотов на холостом ходу;
  • «плавание» оборотов;
  • провалы, рывки и подергивания при резком нажатии на педаль «газа»;
  • снижение динамических показателей двигателя;
  • прекращение работы двигателя при выключении передачи;
  • появление на панели приборов ошибки «ChekEngine».

Более точно диагностировать неисправность датчика, возможно лишь путем его проверки.

Датчик положения дроссельной заслонки признаки неисправности

 

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки

Для проверки используем автомобильный тестер, включенный в режиме вольтметра. Не снимая датчик с дроссельного узла, подключаем минусовой щуп на «массу», плюсовой – к контакту ползунка (выходному, идущему к ЭБУ). Включаем зажигание, заслонку не трогаем. В таком положении тестер должен показывать напряжение, не превышающее 0,7 В.

Далее рукой проворачиваем пластиковый сектор датчика до упора, полностью открывая заслонку. В этом случае тестер должен выдать, как минимум 4 В.

 

Следующий этап проверки проводим с выключенным зажиганием тестером, включенным в режиме омметра. Минусовый щуп снова подключаем на «массу», плюсовой – к любому из двух контактов датчика. Медленно перемещаем сектор датчика в одну и другую сторону. У исправного датчика сопротивления в разных диапазонах должно оставаться одинаковым.

Если эти условия не соблюдаются, датчик подлежит замене.

 

Причины неисправности ДПДЗ

Существует две причины, по которым датчик выходит из строя:

  • разрушение резистивного напыления неподвижной основы;
  • неисправность подвижного сердечника.

В любом из этих случаев ремонт датчика невозможен.

Замена датчика положения дроссельной заслонки

Замена ДПДЗ производится за считанные минуты, и не требует от автовладельца каких-то особых навыков. Из инструментов здесь нужна только отвертка.

 

Порядок работ  такой:

1.Отключаем провод «массы» на аккумуляторе.

2.Находим датчик, нажимаем на пластиковую защелку в месте подсоединения проводов, рассоединяя контакты.

3.Отверткой откручиваем два винта крепления датчика, и снимаем его.

4.Устанавливаем на место новый датчик, подключаем провода.

5.Накидываем минусовый провод на соответствующую клемму аккумулятора, проверяем работу двигателя.

Датчик положения дроссельной заслонки (потенциометр) – напряжение

Изделия, подходящие для этого пошагового тестирования*

  • Щупы мультиметра

  • Набор датчиков для обратного штифта

    £34.00
  • Гибкий штифтовой зонд

  • Зажим для аккумулятора PicoScope

  • *В Pico мы всегда стремимся улучшить нашу продукцию. Инструменты, использованные в этом пошаговом тесте, могли быть заменены, а вышеперечисленные продукты являются нашими последними версиями, используемыми для диагностики неисправности, задокументированной в этом тематическом исследовании.

Целью этого теста является проверка работы потенциометра датчика положения дроссельной заслонки (TPS) на основе качества выходного сигнала и времени отклика в зависимости от положения дроссельной заслонки.

Как выполнить тест

Просмотрите рекомендации по подключению.

  1. Используйте данные производителя для идентификации выходной цепи датчика.
  2. Подключите PicoScope Channel A к выходной цепи датчика.
  3. Включить зажигание при выключенном двигателе.
  4. Свернуть страницу справки. Вы увидите, что PicoScope отобразил образец сигнала и настроен на захват вашего сигнала.
  5. Запустите область , чтобы увидеть данные в реальном времени.
  6. Осторожно и медленно полностью откройте и закройте дроссельную заслонку.
  7. С вашей осциллограммой на экране остановите осциллограф.
  8. Используйте инструменты Waveform Buffer, Zoom и Measurements для изучения формы сигнала.

Пример сигнала

Примечания к форме волны

Эта заведомо исправная форма волны имеет следующие характеристики:

  • Постоянное непрерывное выходное напряжение около 0,7 В при дроссельной заслонке в положении холостого хода.
  • При перемещении дроссельной заслонки из положения холостого хода примерно через 0,5 с выходная мощность постепенно увеличивается с увеличением открытия дроссельной заслонки.
  • Когда дроссельная заслонка находится в полностью открытом положении, выходное напряжение составляет около 3,7 В. Выходное напряжение сохраняется, пока дроссельная заслонка остается в полностью открытом положении.
  • Когда дроссельная заслонка возвращается из полностью открытого положения, выходное напряжение постепенно уменьшается.
  • Выходное напряжение возвращается к постоянному значению 0,7 В, когда дроссельная заслонка находится в положении холостого хода.
  • На осциллограмме нет пропаданий, шумов или хэшей.

Библиотека сигналов

Перейдите в раскрывающееся меню в левом нижнем углу окна Библиотека сигналов и выберите Датчик положения дроссельной заслонки TPS .

Дальнейшие указания

Датчик положения дроссельной заслонки передает информацию о положении дроссельной заслонки в модуль управления двигателем (ECM).

Потенциометры дроссельной заслонки, как правило, представляют собой блоки с углеродными гусеницами, устанавливаемые непосредственно на шпиндель дроссельной заслонки. Они представляют собой трехпроводное устройство с эталонным питанием 5 В, выходным сигналом и клеммами заземления.

Некоторые производители комбинируют потенциометр с двигателем привода дроссельной заслонки. Независимо от того, объединены они или разделены, их функции остаются прежними.

Поскольку положение дроссельной заслонки имеет решающее значение для управления двигателем, нормальный рабочий диапазон выходного сигнала TPS находится в пределах некоторого запаса по отношению к заземлению и опорному напряжению питания 5 В. Например, от примерно 0,5 В до примерно 4,5 В. Это позволяет контроллеру ЭСУД проверить целостность датчика и цепей: напряжение ниже или выше этого ожидаемого выходного диапазона будет указывать на обрыв цепи, замыкание на массу или короткое замыкание на источник опорного напряжения 5 В. Любой из этих результатов приведет к тому, что ECM зарегистрирует неисправность датчика.

Неисправность потенциометра дроссельной заслонки. Симптомы

  • Подсветка индикаторной лампы неисправности (MIL).
  • Плохой/неустойчивый запуск.
  • Остановка, нерешительность или другие нарушения управляемости.
  • Неправильная корректировка топливной смеси, которая может привести к проблемам с расходом топлива или выбросами.

Неисправность потенциометра дроссельной заслонки – причины

  • Механические повреждения, вызванные нагреванием и вибрацией.
  • Внутренние короткие замыкания, вызванные загрязнением жидкости и влажностью.
  • Повреждение контакта и внешней цепи.
  • Фрикционный износ подвижных частей.

Диагностические коды неисправностей

Выбор диагностических кодов неисправностей (DTC), связанных с компонентами:

P0120

P0121

P0122

P0123

P0124

P0220

P0221

P0222

P0223

P0224

P0225

P0226

P0227

P0228

P0229

P0510

Подробнее

Отказ от ответственности
Этот раздел справки может быть изменен без уведомления. Информация внутри тщательно проверяется и считается достоверной. Эта информация является примером наших исследований и выводов и не является окончательной процедурой. Pico Technology не несет ответственности за неточности. Каждое транспортное средство может быть разным и требует уникального теста настройки.

Помогите нам улучшить наши тесты

Мы знаем, что наши пользователи PicoScope умны и креативны, и мы будем рады получить ваши идеи по улучшению этого теста. Нажмите кнопку Добавить комментарий , чтобы оставить отзыв.

Добавить комментарий

Тест датчика дроссельной заслонки — AutoEdu

Датчик дроссельной заслонки измеряет угловое положение дроссельной заслонки и передает данные в виде значения напряжения в блок управления для дальнейшей обработки. Наиболее распространенными симптомами неисправного или смещенного датчика являются остановка двигателя, неправильное число оборотов холостого хода, колебания и остановка двигателя при ускорении. Топливно-воздушная смесь не настроена, потому что ECU не получает правильных данных от датчика положения дроссельной заслонки. Если эти проблемы возникают при работе двигателя, необходимо провести проверку исправности датчика дроссельной заслонки.

Перед тестированием знакомимся с типом, электрической схемой подключения, порядком подключения и фактическими значениями для правильного датчика дроссельной заслонки.

Существует несколько типов датчиков дроссельной заслонки.

Самым старым типом является датчик положения дроссельной заслонки (а). Он содержит две кнопки и кулачок на валу дроссельной заслонки. На холостом ходу дроссельная заслонка закрыта, а кулачок нажимает на одну кнопку. Когда дроссельная заслонка полностью открыта, это режим полной нагрузки, и кулачок нажимает другую кнопку. В режиме частичной нагрузки дроссельная заслонка частично открыта. В этом режиме кулачок не касается ни одной клавиши и обе открыты. Блок управления получает отрицательное напряжение через датчик-выключатель. На основе комбинации данных, полученных от кнопки ECU, он распознает три режима работы двигателя (холостой ход, частичная и полная нагрузка) и может соответствующим образом регулировать впрыск и работу двигателя.

С развитием системы впрыска ЭБУ требует точного положения дроссельной заслонки. Вместо кнопки в датчик встроен потенциометр (б). Ползунок потенциометра находится на валу и вращается вместе с бабочкой. На потенциометр подается постоянное напряжение от ЭБУ. Потенциометр является делителем напряжения и выходное напряжение с ползунка зависит от его положения, т.е. углового положения дроссельной заслонки. На основании полученных данных от датчика ЭБУ может рассчитать точное положение дроссельной заслонки.

Некоторые датчики имеют кнопку (с) рядом с потенциометром, которая активируется на холостом ходу, то есть при закрытой дроссельной заслонке.

В более новых системах впрыска, в связи с требованием отсутствия останова двигателя из-за выхода из строя элементов управления смесью, в датчике положения дроссельной заслонки установлен двойной потенциометр (d). Они работают параллельно, но при отказе одного другой работает исправно, ЭБУ распознает ошибку, включает лампочку ошибки, и двигатель продолжает бесперебойно работать.

Разные типы датчиков положения дроссельной заслонки

Проверка датчика как датчика положения дроссельной заслонки сводится к проверке правильности срабатывания кнопки при вращении кулачка, минуса питания и правильности линий к ЭБУ.

В случае потенциометрических датчиков питание от ЭБУ к датчику (5 В), значение сопротивления на концах потенциометра и точность выходного сопротивления или напряжения от ползунка при закрытой дроссельной заслонке ( бездействующий) и полностью открытый (полная нагрузка).

Первоначальная регулировка датчика холостого хода имеет решающее значение. Со многими датчиками мы можем отрегулировать это выходное напряжение, вращая весь датчик относительно корпуса дроссельной заслонки при ослабленных крепежных винтах.

Этого недостаточно, чтобы утверждать, что датчик исправен. Бывает, что при длительном использовании ползунок повреждает часть пути сопротивления потенциометра. Затем происходит прерывание работы, когда ползунок проходит над этим повреждением, и ЭБУ теряет сигнал с датчика. Прерывание чаще всего происходит в части нижней частичной нагрузки, потому что это наиболее распространенная частота возбуждения. Тест выполняется путем записи сигнала с предметного стекла, когда мы медленно добавляем газ в конец и обратно. Тест длится около 2 секунд и на основе записанной формы сигнала мы можем определить правильность работы датчика.

Запись выходного сигнала датчика

Для датчиков с двойным потенциометром процедура проверки одинакова, только выполняется отдельно для одного и другого. Эти два потенциометра имеют общее питание от ЭБУ.

Для проверки датчика дроссельной заслонки выполните следующие действия:

Обзор данных

Для данного автомобиля из информационной системы знакомимся с типом датчика, положением установки, электрической схемой подключения, подключением схема, фактические значения и рекомендуемая процедура испытаний.

Проверка электропитания

Отсоедините разъем от датчика. Включите электропитание автомобиля. С помощью вольтметра измерьте напряжение питания в розетке. Если значение отсутствует или отличается от требуемого, измерьте напряжение на выходных разъемах ЭБУ и проверьте кабели.

Проверка датчика

При снятой розетке измерьте сопротивление потенциометра на его концах и сравните его с требуемым значением. При работе двигателя на холостом ходу между минусовым и выходным контактами на датчике измерьте сопротивление или величину напряжения (при установленной розетке и включенном питании автомобиля). Затем измерьте сопротивление или напряжение при полном отклонении дроссельной заслонки. Сравните измеренные значения с требуемыми. Если измеренные значения отличаются от требуемых, замените датчик.

Запись выходного сигнала

Подключите осциллограф параллельно разъему между минусом и выходным портом. Измерьте выходное сопротивление (без питания) или напряжение (с питанием). Слегка сдвиньте дроссельную заслонку или вручную переместите вал дроссельной заслонки из режима холостого хода в положение полного газа и обратно. Сделайте паузу и проанализируйте полученную форму волны.