17Мар

Как повысить октановое число бензина: Как повысить октановое число бензина — увеличить октановое число 92 бензина

Как самому повысить качество горючего, если оно вызывает сомнения — Лайфхак

  • Лайфхак
  • Эксплуатация

Фото Геннадий Черкасов

Улучшить свойства бензина можно самостоятельно с помощью специальных присадок, влияющих на такой важный показатель, как его октановое число.

Михаил Ростарчук

Напомним, что одним из главных эксплуатационных показателей автомобильного бензина является его октановое число. Оно характеризует детонационную стойкость данного типа горючего, иначе говоря, способность противостоять самовоспламенению при сжатии в камере сгорания. Зависимость тут простая — чем больше значение данного параметра, тем выше «антидетонационные» свойства топлива. Именно поэтому в современных двигателях, рассчитанных на бензин с октановым числом 95, не рекомендуется, а иногда просто запрещается использовать бензин с меньшим октановым числом. Последнее в значительной мере касается отечественного топлива, качество которого, особенно в регионах, часто оставляет желать лучшего.

Но как быть, если в силу обстоятельств приходится покупать бензин на незнакомой АЗС и есть сомнения (как их развеять или подтвердить читайте здесь) в качестве бензина. Для таких ситуаций специалисты рекомендуют держать в багажнике пару-тройку флакончиков со специальными присадками, обозначаемыми как октан-корректоры. Эти препараты позволяют на несколько единиц повысить октановое число заливаемого в бак топлива. Правда, декларируемые некоторыми производителями свойства подобных присадок не всегда соответствуют реальным показателям. Подтверждением тому служат итоги тестов, которые редакция портала «АвтоВзгляд» регулярно проводит совместно с сайтом «АвтоПарад». Они свидетельствуют, что примерно 20% проверенных октан-корректоров (из числа представленных на нашем рынке) не оправдывают своего функционального предназначения. И все это из-за своей низкой эффективности. В то же время, проводимые испытания дают возможность позиционировать и качественные продукты.

192841

Лидирующие позиции среди них последние годы стабильно занимают препараты Octane Plus, разработанные химиками немецкой компании Liqui Moly. Оценка этой присадки, проведенная экспертами Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина показала, что Octane Plus способен заметно повысить исходное октановое число бензина. В частности, в ходе тестов немецкая октан-коррегирующая добавка стабильно обеспечивала исходному образцу бензина наибольший прирост обозначенного показателя. Фактически она превращает обычный Аи-92 — категория «Регуляр» — в бензин улучшенной категории «Премиум», то есть так называемый 95-й.

Отметим, что в продажу Octane Plus поступает в 150-миллилитровых флаконах, рассчитанных на обработку примерно 50 л бензина. В числе отличительных особенностей продукта — специальная лейка-носик, позволяющая заливать присадку в бак с узкой — вплоть до 19 мм диаметром — горловиной.

  • Общество
  • Социум

Водитель такси склонял африканку оплатить проезд натурой

59000

  • Общество
  • Социум

Водитель такси склонял африканку оплатить проезд натурой

59000

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс. Дзен

АЗС, бензин, цены на топливо, автосервис, ремонт

Повышаем октановое число топлива

На сегодняшний день большинство автомобилистов стремятся добиться более экономной и стабильной работы двигателя. Так как после очередной заправки автомобиля топливом каждый водитель начинает подсчитывать, на сколько «кровных» обеднел их кошелек, вопрос экономии является одним из наиболее приоритетных. «Бывалые» водители знают, что решить данную проблему может высокооктановое топливо, которое обеспечивает вышеуказанные потребности вполне.

  • 1. Когда нужны присадки
  • 2. Моющие присадки
  • 3. Чем повысить октановое число
    • 3.1 Тетраэтилсвинец
    • 3.2 Спирты
    • 3.3 Железо и марганец
  • 4. Условно рекомендуемые присадки
  • 5. Присадки для дизельного топлива
  • 6. Оперативное определение октанового числа

В данной статье о нем и поговорим. Мы постараемся рассмотреть все способы, с помощью которых можно увеличить октановое число топлива, а также каким образом можно проверить октановое число, а с ним и качество топлива, которое вы используете.

1. Когда нужны присадки

Если топливо в автомобиле обладает низким октановым числом, оно может намного раньше воспламеняться, чем это будет необходимо. В данном случае мощность двигателя может существенно снижаться, а это грозит появлением хорошо известного большинству автолюбителей процесса детонации топлива. Также использование низкооктанового бензина может стать причиной сокращения срока службы целой группы его главных элементов – клапанов, седел, свечей и многих других, исходя из этого делать капремонт двигателя вам придется намного раньше.

Анализируя вышесказанное, можно подытожить, что повышать уровень октанового числа все-таки необходимо. Отвечая на вопрос, как добиться повышения октанового числа бензина, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день имеется только два стандартных способа, а именно:

использование сложных технологических операций, осуществление которых просто невозможно в «гаражных» условиях, а также добавление специальных присадок, называемых антидетонаторами. К сожалению, многие из присадок могут быть очень вредными, хотя большинство из них все еще используются, даже на вполне легальных АЗС.

Как известно, некачественный бензин не производят, а делают его таким уже после производства, так как с нефтезавода бензин выпускается по всем стандартам и нормам и соответствует желаемому качеству. Владельцы некоторых заправочных станций пренебрегают качеством топлива и добавляют в него различные присадки с целью сделать из дешевого бензина более дорогостоящий.

2. Моющие присадки

Сегодня моющие присадки к бензину выпускаются почти каждой «внушительной» нефтяной компанией. Наименований для моющих присадок имеется огромное количество, поэтому делать характеристику присадок по внешнему виду, запаху или цвету абсолютно бесполезно.

Работать над созданием моющих присадок начали еще в те далекие для современного автомобилиста времена, когда перед обществом впервые предстали двигатели с принудительной вентиляцией картера. Отложения крайне мешали дроссельной заслонке, и в результате двигатель не только изнашивался, но и потребность в количестве топлива для поддержания мощности постоянно возрастала, так как он не полностью сгорал. Исходя из этого, появление моющих присадок было обусловлено двумя основными причинами: желанием продлить срок службы автомобильного двигателя, а также сэкономить топливо.

По сути, моющая присадка – это тщательно сбалансированный пакет из ингибиторов коррозии, деэмульгатора (поглотителя воды), а также моющего компонента, в качестве которого, как правило, выступают поверхностно-активные вещества (ПАВ).

Она способна «разрыхлить» лаковые отложения и нагар, а мельчайшие частицы уносит с потоком топливо-воздушной смеси в цилиндр, где они благополучно сгорают.

При добавлении моющей присадки в топливо нужно быть очень осторожным с дозировкой. Передозировка (как правило, более 10 %) может привести к тому, что двигатель попросту не сможет завестись.

По сути, моющие присадки являются тем же стиральным порошком, или же шампунем. Это поверхностно-активные вещества, которые могут хорошо растворяться в бензине и явялются обладателями таких же моющих свойств, как вышеуказанный стиральный порошок, который растворяется в воде. Хотя, в отличие от обычного порошка, моющие присадки должны быть обладателями более мощных характеристик. Ну и, конечно, они ни в коем случае не должны навредить.

3. Чем повысить октановое число

3.1 Тетраэтилсвинец

Как правило, на начальном этапе производства топлива, его октановое число составляет всего от 40 до 65 единиц.

Как мы уже говорили, для того чтобы придать данному веществу схожести с качественным бензином, в него необходимо добавлять присадки, которые способны повысить октановое число. Один из наиболее популярных присадок – тетраэтилсвинец ТЭС (Рb(С2Н5)4), который является и одним из наиболее эффективных антидетонаторов. Это масляная бесцветная жидкость, которая имеет температуру кипения около 200°С. Применять тетраэтилсвинец как антидетонатор начали еще в 1921 году, и на сегодняшний день данная присадка является одним из наиболее дешевых и эффективных средств (в концентрации 0,05% ТЭС позволяет повысить октановое число бензина на 15 — 17 пунктов).

Как правило, тетраэтилсвинец не добавляется в топливо в чистом виде, исходя из того, что при сгорании наблюдается образование оксида свинца, который в виде нагара оседает на клапанах, поршнях и других элементах.

Поэтому тетраэтилсвинец смешивают с другими веществами, такими как дибропропан или бромистый этил. Для того чтобы удалить из камеры сгорания оксиды свинца, было принято использовать специальные «вещества-выносители» (диромэтан,бромистый этил, дибромпропан), которые образовывали со свинцом при сгорании летучие соединения, с легкостью удаляемые из камеры сгорания. Данная смесь ТЭС с «веществом-выносителем», а также с добавленным во все это красителем, получила название «этиловая жидкость», а бензин, который включал данные компоненты, стали называть этилированным.

На сегодняшний день производить этилированный бензин строго воспрещено, так как он имеет большую токсичность. Это наиболее опасная присадка за всю историю антидетонаторов. В народе ее еще принято называть «псевдобензин».

Свинец может накапливаться в организме, может вызвать рассеянный склероз и вообще, по сути, является ядом. Более того, этилированный бензин ни в коем случае нельзя использовать в тех автомобилях, которые оборудуются каталитическими нейтрализаторами отработавших газов. Последние могут выйти из строя во время эксплуатации двигателя где-то около нескольких часов.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что плюсы ТЭС заключаются в том, что он является наиболее эффективным антидетонатором, так как его концентрация только в 0,01% может поднять октановое число сразу на три единицы. К тому же, ТЭС не очень дорогой. Минус ТЭС заключается в токсичности присадки, которая может нанести ущерб как человеку, так и автомобилю.

3.2 Спирты

Наряду с тетраэтилсвинцом, в бензин также можно добавлять и спирты (этиловый и метиловый). Так, к примеру, если добавить в бензин Аи-92 всего 10% этилового спирта, можно увеличить октановое число до 95 единиц. К тому же, данная присадка может минимализировать токсичность выхлопных газов.

Хотя не исключено, что использование спиртов может привести к довольно значительному росту давления насыщенных паров, которое может стать причиной накапливания паровых пробок в трубопроводах топливной системы.

Также спирты являются активными поглотителями влаги из воздуха и хорошо растворяются в воде, поэтому, для того чтобы хранить данную смесь, необходимо создать специфические условия хранения, а также проводить периодический мониторинг содержания спиртового компонента. Несоблюдение правил хранения может быть чревато тем, что в составе бензина появится вода, а это, как известно, приводит к увеличению расхода топлива, к неполному его сгоранию или же – при значительном проценте, разумеется – к возникновению ледяных пробок в зимнее время года.

Помимо всего этого, к недостаткам данной присадки можно отнести и тот факт, что она может оказать довольно серьезное разъедающее действие на прокладки в самом двигателе. Данный недостаток может привести к тому, что компоненты топлива не могут смешаться в цилиндре.

Это чревато образованием отдельных слоев смеси в бензобаке. Если вдруг в такую смесь попадет вода, она поглотится спиртом, и вместе они образуют обычную водку. Но, как известно каждому, бензиновые двигатели не могут работать на топливе, которое состоит из водки.

3.3 Железо и марганец

Несмотря на огромный перечень выявленных эффективных антидетонаторов разнообразного химического состава, большинство промышленностей реализовывают АД присадки исключительно на основе трех химических элементов: свинца, железа и марганца.

Это уже известные нам тетраэтилсвинец и близкий к его химическому составу тетраметилсвинец (ТМС), а также циклопентадиенилтрикарбонил марганца (ЦТМ), дициклопентадиенил железа (ферроцен) и его алкильные производные, и метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца (МЦТМ). Антидетонаторы на основе марганца могут применяться в высокооктановых бензинах. Из-за низкой допустимой концентрации (не более 17 мг марганца на 1 л бензина), его применяют в ограниченных масштабах, и именно этот факт не позволяет данным антидетонаторам серьезно конкурировать с эфирами и спиртами в борьбе за ОЧ.

4. Условно рекомендуемые присадки

Все вышеперечисленные присадки можно характеризировать как нерекомендуемые присадки, так как уровень токсичности у них очень высок, хотя они и являются наиболее эффективными. Помимо нерекомендуемых антидетонаторов, существуют и более «щадящие», которые именуются как условно рекомендуемые присадки. Все большую и большую популярность приобретает метил-трет-бутиловый эфир, который не имеет расцветки, легко воспламеним, а также обладает специфическим запахом. Данный эфир не обладает высокой токсичностью, но при этом имеет высокое октановое число. Собственное октановое число метил-трет-бутилового эфира доходит до 110 единиц или даже выше. Использовав только 15% метил-трет-бутилового эфира, вы сможете добиться повышения октанового числа топлива до двадцати единиц.

Ко всему, данный эфир приносит очень большую пользу двигателю: кислород, который содержится в нем, является обеспечителем полноты сгорания и тем самым снижает выбросы СО и СН. Увеличенное содержание МТБЭ в топливе (как правило, свыше 15%) может привести к снижению мощности и увеличению выбросов окислов азота (NOx). Помимо этого, бензин, в составе которого имеется завышенная концентрация МТБЭ, ведет себя очень агрессивно по отношению к уплотнениям топливной системы и может ускорять процесс коррозии.

На сегодняшний день практически весь бензин с высоким октановым числом производится с использованием данной присадки. Еще одной условно рекомендуемой присадкой является монометиланилин (ММА).

Если использовать его в низких концентрациях ( где-то до 1,3%), какого-либо вреда двигателю присадка не принесет, к тому же, снизит детонацию. Если превысить дозу используемого монометиланилина, это грозит двигателю образованием в нем нагара, который является причиной «зависания» клапанов. Как известно, ММА относится к категории ядов, так как при вдыхании паров человек может серьезно отравиться.

5. Присадки для дизельного топлива

О том, как повысить октановое число бензина, мы уже узнали. А что делать автомобилисту, который привык использовать дизельное топливо? Ответ очень прост: и в этом случае не избежать использования присадок. Итак, если двигатель вашего автомобиля использует дизельное топливо, для того чтобы повысить октановое, или как его принято называть, цетановое число, необходимо в качестве присадок добавлять в него нитраты и перекиси. Как ни крути, но данные присадки не так эффективны, как те, которые добавляются в состав бензина (например, тетраэтилсвинец), более того, они малостабильны. Исходя из этого, данная практика увеличения цетанового числа не имеет должного распространения.

6. Оперативное определение октанового числа

Большинство автомобилистов интересует вопрос о том, как можно самостоятельно проверить уровень октанового числа топлива, которое используется двигателем собственного автомобиля. С каждым днем технологии движутся вперед, и сегодня этот вопрос решаем. Автомобилисты могут воспользоваться специально разработанными компактными приспособлениями. Данные приборы позволяют определить качество бензина прямо на автозаправочной станции. Благодаря этому вы сможете избежать покупки некачественного топлива, а значит, сможете предупредить связанные с плохим качеством топлива поломки автомобиля.

Данный прибор сможет безошибочно продиагностировать октановое число марок топлива Аи-80, Аи-92, Аи-95, Аи-98. Действие прибора основывается на исследовательском методе анализа топлива, а посему способно определить уровень диэлектрической проницательности бензина, от которой зависит значение октанового числа.

Прибор может приводиться в эксплуатацию как в проточном режиме в момент заправки топливом, так и в режиме погружения в бензин. Для того чтобы прибор работал в проточном режиме, достаточно наполнить бак бензином в количестве от 5 до 10 литров.

Главными особенностями, которыми обладает данный прибор, являются, как мы уже упоминали, наличие двух методов работы: проточный метод и метод погружения; безошибочность определения реального октанового числа топлива; возможность его калибровки ; быстрота в измерении – уже на протяжении 15 секунд прибор сможет дать точный результат. Ко всему этому, прибор очень легко вводится в эксплуатацию (при условиях от -20 до +40 градусов), компактный, легкий и удобный.

Подводя итог, можно сказать, что в наше время главной причиной повышения октанового числа топлива является непоколебимое желание автомобилистов сэкономить. Но в своем желании они допускают очень много ошибок, так как забывают, что существует и много других факторов, о которых не стоит забывать. Так, к примеру, среди многих водителей бытует неверное мнение о том, что нужно заправляться понемногу за один раз. В таком случае почти невозможно сэкономить ни на деньгах, ни на топливе, на котором экономить вообще нельзя, ведь это чревато поломками двигателя.

Октан | McKinsey Energy Insights.

  • Б
  • С
  • Д
  • Е
  • Ф
  • Г
  • Н
  • я
  • Дж
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • Р
  • В
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • В
  • Ш
  • Х
  • Д
  • З
    • Также известен как: РОН, ДОН

      9Октановое число 0117 является одним из наиболее важных качеств бензина. В частности, октановое число является мерой склонности бензина сопротивляться самовоспламенению при сжатии воздухом в двигателе с искровым зажиганием (цикл Отто).

      В двигателе с искровым зажиганием смесь бензина и воздуха сжимается в камере сгорания двигателя перед воспламенением от высокотемпературной искры. Для эффективной работы двигателя важно, чтобы бензино-топливная смесь не воспламенялась до ее полного сжатия. Однако, поскольку сжатие повышает температуру смеси, некоторые углеводороды имеют тенденцию к самовоспламенению в неподходящий момент цикла двигателя. Октановое число является мерой устойчивости углеводорода к этому.

      Материалы с более высоким октановым числом более ценны для нефтепереработчика, поскольку они позволяют нефтеперерабатывающему заводу производить бензин с более высоким октановым числом, который имеет более высокую цену. Кроме того, высокооктановый материал можно использовать для улучшения качества дешевых низкооктановых смесей, сохраняя при этом качество готового бензина.

      У нефтепереработчиков есть несколько вариантов получения октана. Наиболее важным является реформер, который значительно повышает октановое число тяжелой нафты. Повышение октанового числа также достигается за счет изомеризации легкой нафты. Другими источниками материала со средним и высоким октановым числом являются FCC и алки-блок.

      Высоко- и низкооктановые материалы

      Определенные химические структуры связаны с высоким и низким октановым числом. Вообще говоря, ароматические углеводороды, олефины и изопарафины (разветвленные парафины) будут иметь более высокое октановое число. Парафины с прямой цепью будут иметь более низкое октановое число. Молекулы, содержащие кислород, такие как спирты и эфиры, также будут иметь более высокое октановое число.

      Следовательно, некоторые запасы бензиновой смеси с более высоким октановым числом:

      • Бензин FCC из FCC — Высокое содержание ароматических соединений и олефинов
      • Риформат из установки риформинга – с высоким содержанием ароматических соединений
      • Алкилат с установки алкилирования — парафин с разветвленной цепью
      • Изомерат установки изомеризации — Парафины с разветвленной цепью
      • Этанол — Спирт
      • МТБЭ — Эфир

      Смеси низкооктановых бензинов:

      • Гидрокрекинг установки гидрокрекинга — насыщенные парафины с прямой цепью
      • Легкая прямогонная нафта — Насыщенные парафины
      • Тяжелая нафта. Насыщенные парафины и нафтены

      Измерение октанового числа

      Октановое число измеряется с помощью индекса, отражающего степень детонации топлива при определенных условиях эксплуатации. Индекс определяется на основе детонационных характеристик двух эталонных топлив. Изооктан обладает очень высокой детонационной стойкостью даже при высоких уровнях сжатия, и ему присваивается октановое число 100. Н-гептан имеет низкую детонационную стойкость даже при очень низких уровнях сжатия, и ему присваивается рейтинг 0. Другим видам топлива присваивается октановое число на основе смеси изооктана и н-гептана, что приводит к детонации при той же степени сжатия, что и рассматриваемое топливо. Например, топливо, которое детонирует при той же степени сжатия, что и смесь 75% изооктана, смешанного с 25% н-гептана, будет иметь октановое число 75.

      Поскольку характер детонации зависит от условий работы двигателя, существует несколько различных шкал октанового числа. Двумя наиболее распространенными являются RON (исследовательское октановое число) и MON (моторное октановое число). Оба они измеряются с использованием одного и того же метода на основе изооктана и н-гептана, но при разных условиях работы двигателя. Условия RON предназначены для отображения довольно стабильных крейсерских условий. Условия MON предназначены для отражения более сложных условий, таких как высокие скорости или буксировка тяжелого груза. Как правило, RON примерно на 10 пунктов выше MON для того же топлива.

      В Северной Америке также широко используется третий октановый индекс, который представляет собой просто среднее значение RON и MON. Это называется ДОН. ОПП или R+M/2.


      УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

       

      • Возможности нисходящего потока

        Посмотреть наши последующие услуги

      • Инсайты

        Прочтите наши последние обзорные статьи

      • Справочная служба нефтеперерабатывающего завода

        Вернуться на домашнюю страницу

      • Веб-сайт Energy Insights

        Узнайте больше об Energy Insights

      Октановое число — Энергетическое образование

      Энергетическое образование

      Меню навигации

      ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

      ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ

      ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

      ИНДЕКС

      Поиск

      Рис. 1. Заправочная станция с пятью октановыми числами, представленными пятью разными числами на насосе. [1]

      Октановое число , также известное как октановое число — это показатель качества или производительности бензина. Чем выше число, тем лучше топливо сгорает в двигателе автомобиля. Автомобили с более высокими характеристиками требуют топлива с более высоким октановым числом.

      Октановое число конкретной бензиновой смеси основано на соотношениях двух соединений в бензине — изооктана , соединения с той же химической формулой, что и октан, но с несколько иной структурой и свойствами (это химические изомеры). , и нормальный гептан . Эти два соединения очерчивают две крайние точки шкалы: чистый изооктан имеет рейтинг 100, а н-гептан имеет рейтинг ноль. Таким образом, смесь 90% изооктана и 10% н-гептана будет иметь октановое число 9.0. [2]

      Чем выше октановое число, тем большее сжатие от поршня может выдержать бензин перед воспламенением в двигателе. Способность бензина выдерживать сжатие наиболее важна для автомобилей, работающих на традиционном бензине. Напротив, дизельные двигатели сжимают не топливо, а воздух, а затем впрыскивают топливо. Эти двигатели полагаются на разные рейтинги, известные как цетановые числа. [3]

      Предварительное зажигание и детонация

      Основное различие между использованием бензина с высоким или низким октановым числом определяется уровнем «детонации» двигателя. В двигателе воздушно-топливная смесь воспламеняется свечой зажигания. При этом поршень также движется вверх, сжимая топливно-воздушную смесь и одновременно повышая ее температуру (поскольку температура увеличивается с ростом давления). При использовании топлива с более низким октановым числом воздушно-топливная смесь также может воспламеняться из-за этого сжатия. Когда этот фронт пламени сталкивается с фронтом пламени, зажженным свечой зажигания, раздается слышимый «стук». Когда воздушно-топливная смесь в двигателе воспламеняется за счет сжатия, а не от свечи зажигания, это называется «преждевременным зажиганием» 9. 0222 [4] Если топливо сгорает до воспламенения от свечи зажигания, оно сгорает не полностью. Остатки топлива от этого неполного зажигания приводят к тому, что остатки прилипают к внутренней части топливной камеры, что в конечном итоге приводит к звукам двигателя, известным как детонация двигателя. [5]

      Для просмотра полезного видео о детонации двигателя нажмите здесь.

      Как правило, в руководстве по эксплуатации, которое прилагается к новым автомобилям, содержатся рекомендации производителей относительно того, какое октановое число следует использовать для предотвращения вредного преждевременного зажигания и детонации из-за накопления отложений. Большинство производителей автомобилей рекомендуют бензин с октановым числом 87, но советуют использовать бензин с более высоким октановым числом, если детонация является проблемой для более низкого сорта. [2]

      Для дополнительной информации

      • Бензиновый двигатель
      • Дизель против бензинового двигателя
      • Сжигание углеводородов
      • Выбросы парниковых газов
      • Или просмотрите случайную страницу

      Ссылки

      1. ↑ «Пять октановых чисел на АЗС» от Первоначальный пользователь, загрузивший Bobak в en.