26Ноя

Граната шруса: в чем опасность его поломки и как не допустить серьезного ДТП?

в чем опасность его поломки и как не допустить серьезного ДТП?

Шарнир равных угловых скоростей, то есть ШРУС или граната – одна из составляющих ходовой части автомобиля. Посредством ШРУСа происходит передача крутящего момента на колеса. Соответственно, выход этой детали из строя приведет к тому, что автомобиль не сможет продолжать движение.

Само собой разумеется, ШРУС не ломается за одну секунду. Сначала появляются признаки, свидетельствующие о том, что время «жизни» гранаты начало обратный отсчет. Остаться незамеченными они могут только если водитель крайне невнимательный и всегда ездит с громко включенной музыкой. Во всех остальных случаях внимание автовладельца непременно привлечен характерный хруст, усиливающийся при наборе скорости, проезде препятствий и на поворотах.

Другое дело, что далеко не все водители спешат в автосервис, едва только диагностируют поломку ШРУСа на слух. Кто-то делает вид, что не заметил неприятного звука и откладывает замену детали (именно замену, поскольку ремонт ШРУСа невозможен) до лучших времен, кто-то смотрит на тахометр и ждет, когда тот покажет 100 тысяч км пробега. Почему? Потому что теоретически регламент замены гранаты приходится именно на эту отметку, но по факту время замены может подойти и через полгода эксплуатации автомобиля и даже на следующий день после его покупки, ведь всегда возможен производственный брак детали или ошибка, допущенная при сборке узла.

Помимо гарантийных неисправностей, на срок службы ШРУСа влияют особенности вождения. Агрессивная езда с постоянными разгонами и экстренными торможениями, резкие вхождения в поворот и частая езда по бездорожью (как, собственно, и по российским дорогам) буквально убивают гранату на глазах. Многие водители вынуждены менять ШРУС по два-три раза в год.

Еще один фактор, от которого зависит продолжительность жизни шарнира равных угловых скоростей, – целостность его пыльников. Многие автовладельцы не считают пыльник слишком уж важной запчастью, и очень напрасно. Пыльники – это своеобразные капюшоны, закрывающие особо уязвимые механизмы, в частности, ШРУС, от пыли, грязи, реагентов и мусора, летящих с дороги. Если пыльник протирается или рвется – а это происходит довольно часто – механизм оказывается беззащитным. Мелкие частицы, попадающие в него, становятся абразивом, а влага усугубляет процесс выхода из строя. Поэтому замена пыльника – самое правильное, что можно сделать, заметив его повреждение – это обойдется гораздо дешевле замена ШРУСа.

Что же будет, если на свой страх и риск продолжать ездить с хрустящей гранатой? Могут отвалиться иголки роликовых подшипников. Это опасно тем, что они попадут в корпус коробки, а оттуда, вместе с маслом, под напором, поднимутся к шестеренкам и выведут агрегат из строя. Тогда придется менять не только ШРУС, но и коробку, что гораздо дороже, дольше и сложнее.

Еще более печальный сценарий развития событий при езде с хрустящим ШРУСом: внезапное заклинивание. Это весьма частое последствие легкомыслия водителя, которое может произойти на любой скорости и в любом месте. Представьте сами, что произойдет с автомобилей, водителем, пассажирами и другими участникам движения, если колесо машины заклинит на скорости 80, 100, 150 км/час?

Вывод может быть только один: следите за состоянием гранаты – проверяйте и своевременно меняйте пыльники, прислушивайтесь к звукам, исходящим от колес и не затягивайте с заменой ШРУСа, если таковая необходимость заявит о себе.

как понять, что его пора менять

, Статьи

Что следует знать каждому водителю о шарнирах равных угловых скоростей, а также о признаках их неисправности и последствиях поломки

Шарниры равных угловых скоростей, отвечающие за передачу крутящего момента от силового агрегата к колесам, хоть и обладают простой и надежной конструкцией, все же могут внезапно выйти из строя. Этот важный узел переднеприводных и некоторых полноприводных автомобилей с независимой подвеской, часто называемый ШРУСом или «гранатой» за сходство с боевым снарядом, все время работает под высокими нагрузками и подвержен воздействию множества факторов: от природных до рукотворных. Поэтому дабы машина вдруг не оказалась обездвижена из-за его поломки, важно знать, как понять, что ШРУС надо менять.

Как понять, какой ШРУС хрустит

Прежде чем выяснять, как проверить ШРУС на исправность, следует вспомнить, что он бывает внутренним и наружным и различается не только конструкцией, но и режимами работы. Первый соединяет вал привода колеса с коробкой передач или с мостом, а второй — со ступицей колеса. Если главная задача наружного ШРУСа передавать крутящий момент на колесо при любых углах его поворота и наклона, то основная миссия внутреннего — компенсировать несоосность приводного вала с трансмиссией.

Источник: depositphotos.com

А еще внутренний ШРУС должен обеспечивать неразрывность передачи момента колесам при больших ходах подвески, тем самым «удлиняя» или «укорачивая» приводной вал. Исходя из этой разницы ответы на вопросы, как проверить наружный ШРУС и в чем заключается проверка внутреннего ШРУСа, будут отличаться. Хотя признак неисправности и того и другого узла — это характерный хруст. Поэтому дабы понять, у какого шарнира неполадки, важно проводить диагностику исходя из особенностей их работы.

Как проверить наружный ШРУС

Этот тип шарнира испытывает наибольшие нагрузки в момент резкого трогания машины с места при максимально вывернутых колесах. Поэтому если смоделировать такую ситуацию на автомобиле с подозрениями на «умирающие» ШРУСы, то услышанный хруст из-за передних колес будет означать скорую кончину внешних «гранат» и, как следствие, необходимость их замены.

Признаки неисправности внутреннего ШРУСа

А вот чтобы подтвердить «кончину» шарниров, соединяющих трансмиссию с приводным валом, придется совершить поездку по плохой дороге или по грунтовке с промоинами от луж. Движение по ямам и колдобинам должно вызвать осевые и угловые смещения во внутреннем ШРУСе, которые при его неисправности или чрезмерном износе станут причиной возникновения такого же хруста.

Впрочем, выработка ресурса внутренней «гранаты» может вызвать вибрации в трансмиссии даже при движении по ровным дорогам. В этом случае лучше всего диагностировать люфты и заедания в конструкции шарнира сможет мастер специализированного сервиса. Причем для этого может потребоваться даже частичный разбор подвески и снятие привода.

Причины и признаки поломок ШРУСа

Чаще всего «гранату» выводит из строя надрыв или перетирание резинового (или силиконового) гофрированного колпака — пыльника ШРУСа. Он должен герметично закрывать узел от воздействия влаги и грязи для сохранения работоспособности шарнира. А при нарушении целостности этой поверхности любое воздействие извне повышает износ детали, приводя к ее поломке или заклиниванию.

Сломать ШРУС можно и попав в аварию, либо влетев колесом на скорости в большую яму или бордюр. Правда, в этих случаях достанется не только «гранате», и незамеченной потеря ее работоспособности вряд ли останется. И, конечно же, нельзя исключать заводской брак, некачественные материалы деталей-аналогов от сомнительных производителей, экономящих на сырье и нарушающих технологию производства детали.

Впрочем есть несколько признаков, по которым водитель может понять о надвигающихся проблемах со ШРУСом и необходимости посетить сервис для его своевременного ремонта или замены.

Например, рваный мокрый пыльник в смазке или забрызганное ею при вращении колесо. А еще перед тем, как оповещать автовладельца громким хрустом, «граната» может начать свистеть подобно стертым до металла тормозным колодкам.

Или со стороны, где назревает проблема, при трогании могут ощущаться небольшие толчки или малочисленные щелчки. Впрочем, всех этих проблем можно избежать, если взять за правило осматривать состояние пыльников ШРУСов при каждом визите в автосервис, включая не только ремонты, но и плановые ТО.

<script async src=»https://cdn.viqeo.tv/js/vq_starter.js»></script> <div data-vnd=»a75dc1df684c82fd7a1a» data-profile=»326″ data-aspectRatio=»0.5625″ > <iframe src=»https://cdn.viqeo.tv/embed/?vid=a75dc1df684c82fd7a1a» frameBorder=»0″ allowFullScreen></iframe> </div>

Иван Титов

Читайте также

  • 20 товаров «АлиЭкспресс» для уюта в автомобиле
  • Обочечники накинулись на дальнобойщика с топором и пистолетом (видео)
  • Стая бездомных собак разорвала машину, пытаясь достать кошку (видео)
  • В новом «Бонде» снова будут «злые русские»: посмотрите на странные госномера
  • Названа самая «интересная» иномарка на вторичке

Чем опасен ШРУС? О чем это все?

Техническое название этой важной детали – ШРУС. Пока популярное название во всех автомастерских и среди опытных водителей — «граната». Ремонт этой важной детали трансмиссии является одной из самых дорогостоящих статей после ремонта коробки передач. Как максимально сохранить «гранату», какие признаки неисправности. А зачем этот ШРУС установлен в машине?

Где устанавливается ШРУС и как он работает

ШРУСы устанавливаются на переднеприводные и полноприводные автомобили с независимой подвеской. Блок предназначен для передачи крутящего момента от коробки передач к ступице колеса с одновременным управлением скоростными показателями. На каждое колесо приходится две «гранаты»: внешняя и внутренняя — внутренняя часть входит в коробку передач. А внешняя часть идет прямо в ступицу. Фиксированная ось соединяет между собой оба ШРУСа.

Причины неисправности

Если в машине граната, то она должна рано или поздно взорваться… Именно так говорят автослесари, занимающиеся ремонтом ШРУСов, а в последнее время выход из строя ШРУСа стал гораздо чаще. Наиболее частые причины отказа:

  1. Грязь. Трещины, разрывы и разгерметизация пыльника являются наиболее частой причиной выхода из строя петли. В процессе эксплуатации на поворотном механизме скапливается пыль и грязь, происходит заклинивание и поломка деталей.
  2. Агрессивный драйв. Здесь речь идет не о резком наборе скорости и торможении, а о сильном старте с вывернутыми колесами. Такой стиль вождения часто демонстрируют неопытные молодые водители. В результате шарнир испытывает критическую нагрузку в зажатом состоянии; может образоваться трещина.
  3. Торможение при переключении передач. Систематические пробуксовки и торможения трансмиссией приводят к преждевременному износу шарнира.
  4. Неправильная замена. При замене ШРУСа возможна неправильная установка или некачественная деталь. В этом случае водитель через несколько десятков километров понимает, что с новым шарниром не все в порядке.
  5. Люфт на шарикоподшипниках. В процессе износа деталей в шаровых опорах возникает увеличивающийся люфт, что может привести к быстрому износу ШРУСа. Если шаровой палец выдвинется из седла во время езды, внешняя граната может сломаться.

Опасность поломки

При поломке детали подшипники гранаты начинают терять иглы. Мелкие детали могут попасть в картер коробки передач, откуда вместе с маслом попадают на шестерни. Это один из самых серьезных случаев ремонта. Зачастую это потребует замены всей системы трансмиссии.

Выход из строя ШРУСа во время движения может привести к заклиниванию колес, что приведет к аварии, особенно если отказ происходит на трассе во время обгона.[/stextbox]

Требуется замена полуоси.

Ремонт ШРУСа возможен далеко не на всех автомобилях; часто производители даже не ставят в сборе замену пыльника, и приходится менять весь карданный вал на новый. Осматривать состояние «гранат» рекомендуется каждые 5000 км. Бегать. При плановом техническом обслуживании диагностика шарниров должна быть включена в комплекс обязательных мероприятий.

Автослесари заменяют пыльник и обновляют смазочную набивку, если нет сильного износа детали и после осмотра обнаружена трещина в кожухе. Выявить течь пыльника достаточно сложно – чаще всего водители обращаются на СТО после появления характерных признаков поломки шарнира.

Признаки поломки

Первое, что должно насторожить водителя, это появление легкого хруста при движении задним ходом с полностью вывернутым рулем. В этой ситуации двигатель работает ровно, а нехарактерный звук от колес хорошо слышен в кабине. Если сразу проверить узел, то можно достать, заменив шарнир без потери привода.

Если уже при обычных поворотах или маневрировании слышен нехарактерный стук в районе руля; это признак значительного износа детали. А если при разгоне случаются удары колес, характерная пробуксовка автомобиля свидетельствует о том, что до полного заклинивания шарнира осталось несколько десятков километров.

Шарнир не опасен — он довольно надежен с большим заложенным потенциалом. А вот если довести «гранату» до взрыва, то это приведет к тому, что покупка новой машины станет менее затратным вариантом, чем ремонт старой.

Может ли этот осколок быть тысячелетней ручной гранатой? Знаки указывают на да

Поднимите святую ручную гранату! —

Дженнифер Уэллетт —

Увеличить

Археологи проанализировали остатки внутри четырех средневековых керамических осколков и определили, что один из них мог быть использован в качестве ручной гранаты, согласно недавней статье, опубликованной в журнале PLOS One. И использованная взрывчатка, скорее всего, была местного производства, а не пороха, привезенного из Китая.

Византийские солдаты использовали ранние версии гранат в 8 веке н.э., опираясь на «греческий огонь», изобретенный столетием ранее. Вместо того, чтобы использовать греческий огонь с огнеметами, они поместили зажигательный материал в небольшие каменные или керамические (а позже и стеклянные) банки для создания переносной взрывчатки. К 10 веку эта технология распространилась в Китае, когда китайские солдаты упаковывали порох в керамические или металлические контейнеры с прикрепленным предохранителем.

Вероятно, у Индии также было оружие, похожее на гранату. В рукописи XII века (основанной на более ранней санскритской работе) описывается терракотовый слон, начиненный взрывчаткой с запалом, который был выпущен на армию вторжения. В китайском трактате середины XIV века упоминается «пушка с громовым ударом летящего облака», описываемая как чугунные снаряды в форме шара размером примерно с чашу, наполненные порохом («божественный огонь»). Подобные гранаты впервые появились в Европе в 1467 году и с тех пор являются основным средством ведения войны.

Так что вполне вероятно, что гранаты также были частью оружия в Иерусалиме 11-го и 12-го веков. По словам Карни Мэтисона, археолога из Университета Гриффита в Австралии, и его соавторов в последней статье PLOS One, небольшие керамические сосуды (диаметром от нескольких сантиметров до 20 сантиметров) 9–15 веков часто находят в раскопок по всему Ближнему Востоку. Многие из них имеют конические основания и сфероидальные тела, и повсеместное распространение этих сфероконических артефактов предполагает, что сосуды использовались для самых разных функций.

Рекламное объявление

Увеличить / Осколок № 741, вероятно, использовался как контейнер для масла.

К.Д. Matheson et al., 2022

Возможные варианты использования: отвес или груз для ткацкого станка, разбрызгиватель жидкости, зажигалка, лампа, курительная трубка или части аппарата для дистилляции. Они также, вероятно, использовались в качестве контейнеров для хранения вина, меда, пива, лекарств, ароматических масел, святой воды, ртути или духов. И в исторических документах есть некоторые свидетельства того, что такие сосуды использовались в качестве гранат. Остаточный анализ может помочь подтвердить предполагаемое использование, но согласно Мэтисону и др. ., было проведено очень мало таких экспериментов.

Итак, команда решила проанализировать остатки на четырех осколках керамических сосудов, извлеченных из Армянских садов в Иерусалиме между 1961 и 1967 годами, где также располагался королевский дворец крестоносцев.

Все осколки хранятся в Королевском музее Онтарио. Один осколок (№ 741) был оранжевым с красновато-коричневой внутренней частью; осколок № 742 был серо-зеленого цвета с бледно-зеленой внутренней поверхностью; осколок № 744 был зеленоватым с бледно-серой внутренней частью; а осколок № 737 был плотным и серым как внутри, так и снаружи.

Увеличить / Смесь серы, ртути и органических веществ указывает на то, что в осколке № 742 могли находиться лекарства.

К.Д. Matheson et al., 2022

Ни один из черепков не подвергался обработке защитниками природы, кроме легкой чистки щеткой и ополаскивания водой. Поскольку артефакты были раскопаны в 1960-х годах, Мэтисон и др. . не смогли взять пробы почвы с места археологических раскопок. Тем не менее, они использовали существующие доступные данные о составе почв из этого района Иерусалима — в основном известняка и доломита с участками мела, которые распадаются на terra rosa и бледную рендзину — для сравнения с анализом остатков.

Рекламное объявление

Наиболее интересным для исследователей оказался осколок №737. Остаток содержал серу и ртуть, а также магний, нитраты, фосфор, кальций (возможно, полученный из оксида кальция, компонента греческого огня), свинец и железо. Мэтисон и др. . отметил, что это предполагает растительные масла, глицерин и животные жиры, что согласуется с сосудом, используемым для хранения масел, духов или лекарств, а также в качестве источника топлива для оружия или лампы.

У него могло быть несколько применений, но авторы считают, что возможность его использования в качестве гранаты заслуживает серьезного рассмотрения. Толстые стены могли бы выдержать растущее давление перед детонацией; сосуд был серый и без украшений; его размер, форма и вес примерно оптимальны для ручной гранаты, описанной в исторических отчетах.

Увеличить / Осколок № 744, вероятно, также использовался для хранения лекарств.

К.Д. Мэтисон и др., 2022 г.

«Сообщалось, что во времена Крестовых походов эти корабли бросали гранаты в крепости крестоносцев, производя громкие звуки и яркие вспышки света», — сказал Мэтисон. «Некоторые исследователи предположили, что сосуды использовались как гранаты и содержали черный порох, взрывчатое вещество, изобретенное в древнем Китае и известное как завезенное на Ближний Восток и в Европу к 13 веку. Было высказано предположение, что черный порох мог быть завезен на Ближний Восток раньше, уже на этих сосудах 9 в.11 век. Однако это исследование показало, что это не черный порох, а, скорее всего, взрывчатое вещество местного производства».

Что касается остальных трех осколков, то в осадке № 741 было несколько жирных кислот и небольшое количество серы, которая могла попасть из окружающей почвы. Авторы пришли к выводу, что этот сосуд, вероятно, использовался как емкость для масел. Остатки осколка № 742 включали животные жиры, растительные масла, смолу, соли и ртуть с добавлением небольшого количества натрия. Сера, ртуть и органические вещества указывают на то, что в сосуде могли находиться лекарства.

Наконец, остаток от осколка № 744 содержал растительные масла, животные жиры, побочные продукты, которые могли появиться в результате ферментации (для производства вина или пива), и серу.