Датчик температуры охлаждающей жидкости: назначение, устройство, принцип работы
Работа мотора в машине сопряжена с постоянным процессом сгорания топливной смеси. Из-за чего двигатель внутреннего сгорания (ДВС) может перегреться и выйти со строя. Для предотвращения подобных инцидентов ДВС принудительно охлаждается посредством циркуляции специальной жидкости. А вот контроль за ее состоянием производит датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).
Назначение
Такой датчик предназначен для контроля состояния двигателя авто посредством фиксации температурных изменений жидкости охлаждения. С этой целью его размещают в антифризе, где происходит непосредственное взаимодействие чувствительного элемента и слоя охлаждающей жидкости. Также заметьте, что в некоторых автомобилях размещают два сенсора по отношению ко входному и выходному патрубку системы охлаждения, за счет чего компьютер производит сравнение показаний.
Датчик передает данные измерений на блок управления для дальнейшей регулировки работы системы. Логический блок принимает решение о продолжении работы автомобиля в том же режиме или об уменьшении параметра, влияющего на фактора нагрева. Помимо электронных моделей, существуют и механические сенсоры, которые предназначены не для взаимодействия с логическим блоком, а для вывода информации на термометр в салоне. В случае с механическими моделями водитель сам принимает решение об изменении режима вождения или полной остановке агрегата.
В зависимости от модели машины, датчик предназначается для выполнения таких функций:
- Контроль температуры в конкретный момент времени для системы охлаждения.
- Влияние на выбор режима работы, в зависимости от сложившейся ситуации.
- Подача сигнала к аварийному включению или отключению мотора, при резком нарастании или падении температуры.
- Контроль опережения или запаздывания зажигания – позволяет регулировать интенсивность выброса выхлопных газов и нагрузку на поршневую систему.
- Подача сигнала на обогащение топливной смеси в случае недопустимого снижения температуры охлаждающей жидкости.
Устройство и принцип работы
В отличии от устаревших моделей, современные приспособления для контроля температуры, основываются на работе термистора. В соответствии с п.22 ГОСТ 21414-75 это такой нелинейный резистор, который изменяет величину собственного омического сопротивления, в зависимости от степени нагрева или охлаждения.
Рис. 1. Устройство датчика температуры охлаждающей жидкостиДля датчика температуры охлаждающей жидкости применяются резистивные элементы с отрицательным температурным коэффициентом. Это обозначает, что в отличии от классических проводниковых материалов, где с нагреванием омическое сопротивление возрастает, повышение температуры датчика приводит к уменьшению сопротивления.
К примеру, измеряя показания при +20 ºС сопротивление термистора будет составлять 3,5 кОм. При нагревании антифриза до +90 ºС сопротивление датчика упадет до отметки 0,24 кОм. Но, существуют и исключения, к примеру, у автомобилей марки Renault датчик имеет положительный температурный коэффициент.
Принцип действия датчика температуры охлаждающей жидкости базируется на следующей схеме:
Рис. 2. Принцип действия датчика температуры охлаждающей жидкости- В состоянии покоя двигателя охлаждающая жидкость будет иметь сопоставимую с окружающей средой температуру. Сопротивление термистора датчика Rt останется на максимальной отметке и поданное напряжение практически не выдаст ток в цепь индикации логического блока.
- При замыкании контактов V в замке зажигания вместе с запуском двигателя будет подано напряжение от аккумулятора А на датчик температуры. По мере нарастания оборотов, сопротивление термистора Rt будет снижаться в соответствии с его характеристикой.
- В случае превышения допустимого предела температур, Rt перейдет в режим проводимости. В соответствии с законом Ома величина тока, протекающего через термистор, возрастет. Сигнал придет на логический блок и будет подана команда для снижения объема, впрыскиваемого топлива, или уменьшение числа оборотов коленчатого вала.
- При снижении оборотов и мощности мотора, со временем камера сгорания охладится и ДВС придет в норматив температуры. Охлаждающая жидкость остынет и у термистора Rt снова возрастет сопротивление. Величина тока в цепи индикации логического блока снова уменьшится, и автомобиль перейдет в нормальный режим работы.
В зависимости от величины падения напряжения на термисторе датчика Rt, будет оцениваться текущий температурный режим. В данном примере мы рассмотрели электрический метод измерения, но у некоторых типов датчиков может применяться и механический, работающий за счет температурного расширения.
Где находится?
Для производства каких-либо операций с датчиком температуры охлаждающей жидкости необходимо четко представлять себе место его установки. Следует отметить, что точка установки будет отличаться в зависимости от модели автомобиля. Поэтому для поиска лучше обратиться к инструкции производителя, где указана позиция соприкосновения с охлаждающей жидкостью.
Рис. 3. Место установки датчика температуры охлаждающей жидкостиНаиболее распространенным местом установки является:
- головка блока цилиндров или выпускной патрубок;
- верхний шланг радиатора;
- корпус термостата;
- в некоторых ситуациях может устанавливаться два датчика температуры– на входе и на выходе.
Место установки предусматривает обеспечение контакта чувствительного элемента с охлаждающей жидкостью. Но, в случае утечки антифриза из системы, контакт может нарушиться и контроль температуры прекратиться. В результате этого вы получите некорректные показания, что может повлечь сбой в работе системы.
Признаки поломки
Как и неисправности любого устройства в автомобиле, выход со строя сенсора температуры охлаждающей жидкости может привести к нежелательным последствиям.
При движении машины поломка может проявляться как:
- проблематичный запуск мотора в холодную погоду;
- нетипичные звуки от выхлопных газов только запущенного мотора;
- при достижении максимальной температуры мотор глохнет;
- не запускается вентилятор охлаждения при нагревании ДВС;
- превышение расхода топлива сверх установленной нормы.
Современные авто выводят данные о нарушении температуры охлаждающей жидкости на дисплей. Причиной неисправности может стать как механическая поломка (сорванная резьба, растрескивание корпуса, перегорание термистора), так и электрическая (короткое замыкание в измерительной цепи или обрыв провода). Чтобы убедиться в правильности вашего предположения, проверьте датчик, и, при необходимости замените его новым.
Проверка и замена
Следует отметить, что появление характерных признаков может обуславливаться и другими поломками. К примеру, поломкой вентилятора охлаждения или нехваткой охлаждающей жидкости. Поэтому для начала необходимо проверить работоспособность и правильность показаний датчика температуры охлаждающей жидкости.
На практике существует довольно большое число методов, одни из которых вы можете реализовать в домашних условиях. Другие, как съем осциллограммы, вам проведут только на станциях техобслуживания. Самостоятельно произведите внешний осмотр датчика охлаждающей жидкости – на нем должны отсутствовать следы ржавчины, подтеки антифриза, трещины и прочие следы.
Если внешне датчик исправен, проверьте его с помощью мультиметра, для этого:
- Отсоедините шлейф от контактов датчика – вам необходимо получить доступ для проведения замеров.
- Измерения производятся изначально при холодном ДВС. Если это условие не обеспечено, выкрутите датчик с посадочного места и опустите чувствительный элемент в холодную воду.
- Подключите щупы мультиметра к выводам датчика и замерьте величину омического сопротивления.
- Затем запустите ДВС и дождитесь включения вентилятора охлаждения, если вы выкрутили датчик температуры, поместите его в кипяток. Повторно замерьте величину переходного сопротивления.
- Сравните полученные данные сопротивления для вашей модели автомобиля. К примеру, ниже приведена такая таблица:
Таблица: зависимость сопротивления и падения напряжения датчика температуры от степени нагрева
Температура ОЖ (°С) | Сопротивление (Ом) | Напряжение (В) |
4800 – 6600 | 4,00 – 4,50 | |
10 | 4000 | 3,75-4,00 |
20 | 2200 – 2800 | 3,00 – 3,50 |
30 | 1300 | 3,25 |
40 | 1000-1200 | 2,50 – 3,00 |
50 | 1000 | 2,5 |
60 | 800 | 2,00-2,50 |
80 | 270 – 380 | 1,00-1,30 |
110 | 0,5 | |
разрыв цепи | 5,0 ±0,1 |
В рассматриваемом примере в холодном состоянии при +10 ºС сопротивление будет составлять 4000 Ом. После того, как вы опустите его в кипяток, исправный датчик будет иметь сопротивление в пределах 200 – 270 Ом. Если показания кардинально отличаются, налицо поломка сенсора, в таком случае его необходимо заменить.
Для замены датчика температуры охлаждающей жидкости из системы охлаждения слейте антифриз. Отключите шнур питания, если еще не отсоединили его. Затем, при помощи торцевого или рожкового ключа выкрутите сам сенсор.
Установите новый датчик охлаждающей жидкости в посадочное место, обязательно наденьте прокладку. Плотно зажмите его ключом по резьбе до упора.
Рис. 8. Плотно зажмите ключом новый датчикЗамена окончена, можете подключить питающий шнур и залить обратно охлаждающую жидкость.
Список использованных источников
- Диана Скляр «Ремонт и обслуживание автомобилей для чайников» 2012
- Коробейник А.В. «Ремонт автомобилей. Практический курс» 2003
- Твег Росс «Система впрыска бензина. Устройство, обслуживание, ремонт» 2003
- Березин С. В. «Справочник автомеханика» 2008
Работа датчика температуры ОЖ на автомобиле. Признаки неисправности, самостоятельная проверка.
Любой современный автомобиль имеет систему охлаждения двигателя, рабочей средой в которой является охлаждающая жидкость типа антифриза. Циркулируя по системе охлаждения, жидкость постепенно нагревается. Степень ее нагрева отображается на приборной доске. А отвечает за определение температуры жидкости именно датчик температуры охлаждающей жидкости(ДТОЖ). Данные об этих измерениях передаются в ЭБУ.
Оглавление:
- Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости?
- Какие признаки могут указать на неисправность ДТОЖ?
- Как самостоятельно проверить датчик?
- Видео как проверить ДТОЖ в обычном чайнике
Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости?
В зависимости от того, как изменяется температура жидкости, ЭБУ регулирует работу системы топливопитания, а также некоторых других элементов, в частности, охлаждающих вентиляторов. Тем самым подготавливается наиболее оптимальное соотношение топливной смеси. При отказе датчика ЭБУ неверно воспринимает исходимые от него показания, поэтому могут возникнуть проблемы с нормальной работой двигателя. Эксплуатировать машину с неисправным ДТОЖ не рекомендуется.
Вот так выглядит датчик температуры охлаждающей жидкости(ДТОЖ)Какие признаки могут указать на неисправность ДТОЖ?
Если отказ произошел, охлаждающий вентилятор при повышении температуры ОЖ не включается, что приведет к перегреву двигателя.
Важно! Если температура ОЖ перешла за допустимую черту, следует прекратить движение, и проверить, как функционирует датчик.
Случается и наоборот, когда автомобильный вентилятор работает без выключения, независимо от температуры жидкости. Это также может быть связано с отказом данного датчика. Если на автомобиле установлен бортовой компьютер, то он обычно выдает сообщение об отказе температурного датчика. Следует понимать конструктивные особенности ДТОЖ.
Как самостоятельно проверить датчик?
Для проверки датчика ОЖ нужно выполнить такие операции:
- отключите питание автомобиля. Для этого просто снимите разъемы с аккумулятора;
- охлаждающая жидкость должна быть полностью слита из системы;
- от датчика отсоединяются все подходящие к нему провода. Обычно достаточно просто снять одну колодку;
- открутите крепления датчика и выкрутите сам датчик;
- на выводы ДТОЖ, расположенные сверху корпуса, подсоедините выводы омметра;
- в емкость с горячей водой погрузите снятый датчик, но выводы с подключенными к ним проводами оставьте сверху, непогруженными;
- проследите, как меняются значения сопротивления на омметре. По мере того, как вода будет остывать, сопротивление будет постепенно уменьшаться, так как ДТОЖ является обычным термистором. В случае, если показания омметра не изменяются, датчик считается неисправным;
- для принятия верного решения вам нужно сравнить показания сопротивления датчика с теми параметрами, которые указаны применительно к вашей модели автомобиля. При значительных расхождениях в показаниях датчик лучше заменить.
Новый датчик устанавливается на место старого, после чего в бачок заливается ОЖ.
Видео как проверить ДТОЖ в обычном чайнике
Проверка не является сложной, поэтому устранить неисправность, либо убедиться в ее отсутствии можно максимум в течение одного часа. Причем, своими силами.
АВТОМОБИЛЕЙ | определение в кембриджском словаре английского языка
Примеры автомобильных
автомобильных
Полицейские смогут просматривать и управлять камерами как со своих компьютеров
Из Звездной книги — NJ.com
Они также обнаружили, что он выключил компьютер в машине — и не уведомил диспетчеров полиции о том, что остановил машину.
Из Далласских утренних новостей
Тем не менее, оба исследования показывают, что эти в — автомобильных компьютерах были разработаны с неэффективными мерами безопасности.
Из Арс Техника
Формула-1 имеет серьезные ограничения на в — автомобиля камер во время гонок, но это не значит, что команды не могут получить некоторые полезные данные во время квалификации.
Из проводного
К 2007 году он увеличился еще на девять, так что 67 процентов шерифов имели в — автомобилях 9.камеры 0010.
Из Атлантики
Но камеры в — автомобилях также рассматривались как способ остановить или, по крайней мере, задокументировать расовое профилирование полиции.
Из Атлантики
Я не могу найти крупномасштабных национальных или государственных исследований влияния камер в автомобилях — на расовое профилирование.
Из Атлантики
С в — автомобиль камеры и аудиозаписи, взаимодействие одного и того же офицера с белыми и черными водителями можно было напрямую сравнить.
Из Атлантики
Как и в случае с нательными камерами, федеральное правительство вложило миллионы долларов в в — автомобильных камерах, не зная, работают ли они.
Из Атлантики
Задняя широкоугольная камера на дисплее автомобиля
С cleveland.com
Они активировали свои в — автомобильную видеокамеру, которая снова показывает, как она идет по проезжей части, препятствуя движению транспорта.
Из Далласских утренних новостей
Но водители, записывающие свои встречи с полицией, становятся все более серьезной проблемой, поскольку в — машинах полицейских камер становится все больше.
От OregonLive. com
Мы занимаемся вышеперечисленными темами, а также беспилотными автомобилями, как предотвратить в — автомобиль технологии от получения слишком отвлекает, и многое другое.
От VentureBeat
Как и в случае с камерами для тела, камеры в автомобилях — поддерживались необычным альянсом.
Из Атлантики
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Переводы in-car
на китайский (традиционный)
車內的,車載的(設備)…
Подробнее
на китайском (упрощенном)
车内的,车载的(设备)…
Узнать больше
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Как произносится в машине ?
Обзор
в приложении
в корзине
между
входящие
автомобильный
в компании
ученая степень БЕТА
подробное интервью
в полете
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Попробуйте пройти викторину
Слово дня
приглушенный
Великобритания
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈmjuː.tɪd/
НАС
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈmjuː.t̬ɪd/
Приглушенный цвет не яркий.
Об этом
Блог
Валять, бить и колотить: глаголы для прикосновения и удара (2)
Подробнее
Новые слова
столетие
В список добавлено больше новых слов
Наверх
Содержание
EnglishExamplesTranslations
Обзоры новых автомобилей, советы по покупке и новости
Перейти к содержимому
- Подписаться
- Отзывы
- Новости
- Архив C/D
- Руководство покупателя
Сравнительный тест
2023 Genesis G90, Lexus LS500 и Mercedes S500
Эти левиафаны роскоши далеки от смерти. Но на каком из этих круизных лайнеров вы хотите уплыть?
By Rich CepposРеклама — Продолжить чтение ниже
Каталитический нейтрализатор ушел? Virtual Lift Can Check
23 октября 2022 г.
Трава для продажи на станциях Florida Circle K Скоро
23 октября 2022 г.
Новый электромобиль Niro стоит от 40 тыс. долларов, теряет налоговый кредит в размере 7500 долларов
22 октября 2022 г. Carrera RS 2.7 Tribute Model
21 октября 2022 г.
Прокат автомобилей Ford Maverick появится на U-Haul 2022
Hyundai EV Powers Luxury Lodgings
21 октября 2022 г.
Поиск и покупка новых автомобилей
Более 60 лет, тысячи автомобилей, сотни тестов — мы сделали всю работу за вас.
Sedans
SUVs
Crossovers
Evs and Hybrids
Sports Cars
Luxury Cars
Pickup Trucks
Minivans and Vans
Маленькие автомобили
Hatchbacks
Станция Wagons
Купе
Кабриолеты
Сертифицированный предварительный.
, 2022Протестировано: 2023 Toyota Corolla Hybrid SE AWD
18 октября 2022 г.
Протестировано: 2023 Honda CR-V Sport Touring Hybrid
18 октября 2022 г.
Days Prepare for Honda Sivics Civic 2 Track 2000417 октября, 2022
2023 Lamborghini urus erfermante: Track Monster
Октябрь 17, 2022
2023 Toyota Supra.
октября 13, 2022
2022 Lexus NX350H Luxury AWD Протестировано: Ho-Hum Hybrid
12 октября, 2022
2023 Range Rover делает гигантский шаг вперед
октябрь 12, 2022
Jeep Wagoneer L/Grand Wagoneer L. Люксо-левиафаны
12 октября, 2022
Протестировано: 2023 Chevrolet Corvette Z51 Convertible
Октябрь 11, 2022
Наш долгосрочный Cadillac CT4-V Blackwing прибыл
октября 1022