17Дек

Драгстер машина: Спринтеры на жидкой взрывчатке | Большой спорт

Спринтеры на жидкой взрывчатке | Большой спорт

Дрэг-рейсинг – это немыслимые скорости, постоянный риск для жизни пилотов. Дрэгстеры – это не машины, а специально выращенные транспортные мутанты, лишь внешне похожие на привычные для нас автомобили.

В дрэг-рейсинге автомобиль проезжает всего 400 метров. Но для того чтобы гонки состоялись, необходима долгая, кропотливая работа инженеров.

Дрэг-рейсинг – это немыслимые скорости, постоянный риск для жизни пилотов. Дрэгстеры – это не машины, а специально выращенные транспортные мутанты, лишь внешне похожие на привычные для нас автомобили. И главный секрет дрэгстеров скрывается в их топливном баке, ведь самые быстрые в мире автомобили ездят совсем не на бензине.

Гонки со временем

В начале 1930‑х ложи высохших озер в Калифорнии стали Меккой для поклонников скорости. Созданная ветром, водой и солнцем поверхность вполне могла конкурировать с лучшими асфальтовыми дорогами и тянулась на сотни километров. Сюда приезжали любители острых ощущений – «оторваться» на заносах, испытать возможности машин и, разумеется, посостязаться с единомышленниками. Уже в те годы скорость некоторых экземпляров, облегченных владельцами (именно тогда появился классический образ хот-рода: колеса без крыльев, мотор без капота, «корытце» кабины), достигала 160 км/ч. В общем‑то, жажда более высокой скорости и занимала умы большинства завсегдатаев соляных озер – их сборища были стихийными и устраивать настоящие трассы никто не собирался.

Все изменилось в 1949‑м, когда в Бонневилле впервые прошли соревнования, где главным было не выжать из машины максимально возможную скорость, а пройти определенную дистанцию быстрее соперника. Нововведение было инициативой одного человека – страстного автолюбителя Уолли Паркса, служившего испытателем танков в General Motors во время Второй мировой войны. В 1947‑м Паркс стал одним из основателей Ассоциации хронометража Южной Калифорнии, которая через два года впервые предложила гонщикам посостязаться на время и начала вести учет побед. Еще год – и открылся первый дрэг-стрип Santa Ana Drags в аэропорту округа Ориндж. Благодаря компьютеризированным средствам хронометража Santa Ana Drags быстро приобрел популярность у местных рейсеров: заезды проходили здесь каждое воскресенье вплоть до 1959 года, когда полосу вновь стали использовать по прямому назначению из‑за возросшего воздушного трафика.

Двигатели ручной сборки и хорошая аэродинамика играют далеко не самую важную роль в способности дрэгстеров к феноменально быстрому набору скорости. Их главный секрет скрыт от посторонних глаз в топливном баке. Там плещется не бензин: самые быстрые в мире автомобили ездят на нитрометане

В 1951‑м Паркс, к тому времени редактор популярного журнала Hot Rod, основал еще более солидную организацию – Национальную ассоциацию хот-роддинга (National Hot Rod Association, или NHRA), «дабы создать порядок из хаоса» и прописать правила бе­зопасности и технические характеристики машин, позволившие легитимировать новый вид спорта. К настоящему времени NHRA – крупнейшее объединение в мире автоспорта, в котором состоят около 80 тысяч человек в возрасте от 6 до 60 лет.

Елки и девушки

Что же представляет собой новый вид спорта? От других гонок дрэг-рейсинг отличается прежде всего небольшой длиной трассы – дрэг-стрипа, по одной из версий, давшей название самим гонкам. Main drag – главная улица города, гордость горожан, где обычно проходят «гонки на светофорах». Среднестатистический американский квартал тянется примерно 400 метров, и именно эта величина была принята в качестве стандарта. Впрочем, в дрэг-рейсинге также состязаются на дистанциях 300 и 200 метров: первая – для самых мощных машин, вторая – для юниоров.

В состязании участвуют два автомобиля. На заре дрэг-рейсинга отмашку давал сигнальщик с флажками, стоявший впереди и между соперниками. Сейчас эту функцию в неофициальных и уличных гонках выполняют эффектные девушки в мини-юбках или шортах. На финише стоял человек с секундомером. Позже флажки передали электронике – и перед гонщиками выросли «рождественские елки», светофоры с целой гирляндой разноцветных ламп, сигнализирующих о готовности к старту, дающих отмашку и предупреждающих о фальстарте.

После начала соревнований отдельно регистрируется не только время, прошедшее с момента пересечения стартовой линии до финиша, но и мгновения от включения зеленого сигнала «елки» («Марш!») до пересечения машиной стартовой линии. Эти два показателя складываются, и выигрывает гонщик с наименьшей суммой секунд. Таким образом, пилот, быстрее проехавший дистанцию, но задержавшийся на старте, вполне может проиграть своему сопернику, чья машина оказалась медленнее, а реакция – быстрее.

Профи на реликтах

В дрэг-рейсинге соревнуются самые разные машины – от специально построенных для коротких заездов монстров, неспособных самостоятельно передвигаться за пределами дрэг-стрипа, до серийных седанов и даже мини-вэнов. Все они четко поделены на классы исходя из веса, мощности и объема двигателя и многих других характеристик. Тем не менее профессиональных классов выделено всего пять: Top Fuel Dragster, Top Fuel Funny Car, Pro Modified, Pro Stock и Pro Stock Bike.

Представители класса Top Fuel Dragster – элита дрэг-рейсинга. Эти аппараты, внешне напоминающие пародию на болиды «Формулы-1» (длинный, но очень узкий стреловидный кузов, широченные открытые «катки» сзади и почти велосипедные колеса спереди, огромный задний спойлер и отсутствие переднего аэродинамического оперения), признаны наиболее быстро ускоряющимися средствами передвижения из всех когда‑либо созданных человеком. Top Fuel Dragster набирает скорость быстрее стартующего космического корабля и реактивного истребителя, развивая перегрузки почти в 6 g.

Рекордное ускорение дрэгстерам Top Fuel придает двигатель не менее диковинный, чем сам автомобиль. В основе силового агрегата лежит конструкция древнего V8 Chrysler Hemi (выпускался с 1964 по 1971 год) с толкателями клапанов и механическим нагнетателем. Сегодня копию этого двигателя из алюминия выпускают небольшие компании исключительно для нужд тюнеров, коллекционеров и дрэг-рейсеров. Помимо алюминия, в двигателе применяются титан и высокоуглеродистая сталь, некоторые детали изготавливают из кованого металла. Но даже эти материалы не гарантируют, что двигатель выдержит нагрузки, поэтому правила безопасности требуют, чтобы он был накрыт кевларовым «оде­ялом». Этот синтетический высокопрочный материал должен защитить гонщика (и зрителей) от осколков в случае взрыва двигателя.

Такие же двигатели устанавливают на дрэгстеры класса Funny Car. От болидов Top Fuel их отличает наличие кузова с крышей, благодаря которому гоночный аппарат можно принять за дорожный спортивный автомобиль. Но эта бутафория – кузов Funny Car, по сути, представляет собой огромную фиберглассовую или карбоновую крышку для шасси, надевающуюся на него цельным куском. Кузов весит 40–50 кг и поднимается вверх для обслуживания двигателя и доступа на водительское место. В родственном классе Top Alcohol Funny Car в качестве топлива используется метанол, а не нитрометан.

Класс Pro Modified не признается NHRA – это «изобретение» более молодой и конкурирующей с ней организации IHRA (International Hot Rodding Association, Международная ассоциация хот-роддинга). Тем не менее Pro Mod, как его иногда называют, весьма популярен, особенно в европейском дрэг-рейсинге. Эти автомобили еще более похожи на дорожные – по крайней мере, у них нормальный кузов с дверями, который должен напоминать серийный прототип. В Pro Modified ограничен объем двигателя: он может составлять 11 лит­ров, если мотор атмосферный и для кратковременного повышения мощности используется впрыск закиси азота, или 8,5 литра, если на моторе установлен нагнетатель.

В Pro Stock допускается еще меньше переделок исходной серийной модели. Автомобили этого класса сохраняют стальные крышу и задние боковые панели машины-донора, а также ее оптику. Остальные детали кузова изготавливаются из легких композитов. В моторах Pro Stock запрещено использовать наддув любого типа, а также распределенный впрыск закиси азота и других видов топлива, кроме высокооктанового бензина. Двигатель – V8 объемом от 8,2 литра до бесконечности (в гонках IHRA нередки двигатели объемом свыше 13 литров, так называемые «горные» моторы) – должен быть от того же производителя, что и шасси. Невозможность применения наддува вынуждает конструкторов болидов Pro Stock уделять особое внимание топливной системе. Головка блока цилиндров и впускной тракт дорабатываются вручную, устанавливаются особые спортивные карбюраторы большой производительности – вложенный в двигатель Pro Stock труд делает его самым дорогим среди других классов. В среднем цена составляет 80 тысяч долларов, что почти вдвое выше стоимости намного более мощных моторов Top Fuel и Funny Car.

Класс Pro Stock Motorcycle предназначен для любителей двухколесных машин. Мотоциклы, соревнующиеся в этом классе, должны сохранять облик оригинальной модели. Облегченная конструкция и хорошая аэродинамика позволяют дрэг-байкам с карбюраторными бензиновыми двигателями развивать до 300 км/ч и проходить четверть мили менее чем за 7 секунд.

«Бензин – для мытья»

Двигатели ручной сборки и хорошая аэродинамика играют далеко не самую важную роль в способности дрэгстеров к феноменально быстрому набору скорости. Их главный секрет скрыт от посторонних глаз в топливном баке. Там плещется не бензин: самые быстрые в мире автомобили ездят на нитрометане.

Нитрометан (СН3NO2) относят к простейшим органическим соединениям алифатического ряда. В промышленности эта немного вязкая бесцветная жидкость с запахом горького миндаля применяется в основном как растворитель.

В дрэг-рейсинге соревнуются самые разные машины – от специально построенных для коротких заездов монстров, неспособных самостоятельно передвигаться за пределами дрэг-стрипа, до серийных седанов и даже мини-вэнов. Все они четко поделены на классы, исходя из веса, мощности и объема двигателя и многих других характеристик

Нитрометан также является взрывчатым веществом – при сжатии он может сдетонировать, а добавление органических аминов превращает этот растворитель в жидкий эквивалент тротила. Но для дрэг-рейсинга гораздо важнее другое его свойство: нитрометану для горения необходимо гораздо меньше кислорода, чем бензину. Если для превращения килограмма бензина в тепловую энергию необходимо 14,6 кг воздуха, то нитрометану хватает всего 1,7 кг. Это означает, что в цилиндре за один такт работы двигателя можно сжечь примерно в 8,7 раза больше нитрометана, чем бензина, получив в 2,3 раза большую мощность.

И топлива не жалеют: в каждый цилиндр впрыскивается струя, сравнимая по объему и интенсивности с испускаемой распылителем в душевой. Температура во время воспламенения достигает 3870 градусов по Цельсию. Клапаны уже через несколько секунд раскаляются до 1200 градусов, но это скорее помогает двигателю. Свечи, даже новые, могут полностью прогореть еще на полпути, но воспламенение топливной смеси будет продолжаться благодаря температуре клапанов. Поэтому двигатели дрэгстеров, работающих на нитрометане, заглушают, отключая топливную систему, а не зажигание.

В классе Pro Modified также применяется метанол, довольно широко распространенный и в других видах автоспорта. Это со­единение, относящееся к низшим спиртам, также требует для горения гораздо меньше воздуха, чем бензин (6,45 кг на 1 кг метанола), но больше, чем нитрометан. Применение метанола в качестве топлива повышает мощность двигателя примерно на 20 процентов.

Еще один популярный способ повысить мощность двигателя химическим путем – установить устройство для впрыска закиси азота (N2O). Этот неядовитый газ, известный также как «веселящий» благодаря легким наркотическим свойствам, сам по себе не является топливом. Разлагаясь в цилиндрах при температуре свыше 296 градусов на две части азота и одну – кислорода, он лишь позволяет сжигать бензин более эффективно и в больших объемах. В зависимости от мощности топливного насоса прирост мощности двигателя при впрыске закиси азота может составлять 35 и более процентов. В дрэгстерах класса Pro Modified включение установки с N2O добавляет двигателю от 500 до 1000 лошадиных сил.

Благодаря безопасности, эффективнос­ти и легкости монтажа впрыск закиси азота стал популярен и у рейсеров-любителей, в том числе фанатов уличных гонок. Система впрыска N2O может быть установлена практически на любой двигатель, и на серийных машинах баллон с газом позволяет вызывать на несколько минут дополнительный «табун лошадей» в 100–200 голов.

В остальных классах обычно используется высокооктановый гоночный бензин, выдерживающий большую степень сжатия в цилиндрах без детонации. Но с должным уважением к нему относятся только любители. Среди профи бытует поговорка «Бензин для мытья запчастей, алкоголь – для питья, а нитро – для гонок».


5 фактов о настоящем дрэгстере

1. Мощность двигателя дрэгстеров Top Fuel приблизительно равна 7000–8500 лошадиных сил. Один его цилиндр вырабатывает больше мощности, чем мотор болида NASCAR.

2. Механический нагнетатель дрэгстера Top Fuel создает давление свыше 3 бар, в два с лишним раза больше, чем турбонагнетатель на Mitsubishi Evo VIII. Для его работы необходима мощность до 900 лошадиных сил – больше, чем выдает стоковый Hemi V8.

3. Текущий рекорд скорости для дрэгстера Top Fuel составляет 533 км/ч. Наименьшее время прохождения дистанции (четверть мили) – 4,441 секунды.

4. Дрэгстер Top Fuel ускоряется с нуля до 160 км/ч за 0,8 секунды. Это меньше одной десятой времени, необходимого для разгона серийному Porsche 911 Turbo.

5. Один галлон (3,785 литра) нитрометанового топлива стоит около 18 долларов. Во время заезда (включая разогрев) дрэгстер расходует 22,75 галлона топлива – примерно с такой же скоростью, как Boeing 747.

Что такое Top Fuel Dragster 10000 лс



  Цифры разгона дрегстера от 13 марта 2010 года (Команда Kalitta водитель David Grubnic)
  Данные телеметрии были представлены в виде распечатки диаграммы время, расстояние, скорость.

 

  0.5 секунды  — пройдено 3 метра, скорость 118 км/час.

 

  1.0 секунда —  пройдено 15,5 метров, скорость 183 км/час.

 

  1.5 секунды — пройдено 38.1 метров, скорость 261 км/час.

 

  2.0 секунды — пройдено 70 метров, скорость 343 км/час.

 

  2,5 секунды — пройдено 115 метров, скорость 400 км/час.

 

  3,0 секунды — пройдено 172 метра, скорость 436 км/час.

 

  3,5 секунды — пройдено 238 метров, скорость 471 км/час.

 

  3,83 секунды — пройдено 304 метра (1000 футов) скорость 517 км/час.

 

 

            Интересные факты.

  1.Шины Top Fuel Dragster от старта до финиша из за воздействия центробежных сил увеличиваются в диаметре с 36 до 44 дюймов (91-111 сантиметров) .

  2. Болид Top Fuel Dragster не имеет коробки передач, все управление происходит за счет автоматически настроенного сцепления (сухое пятидисковое).

  3. На участке 402 метра (1/4 мили) рекорд прохождения составляет 4.44 секунды и скорость на выходе 533 км/ч.

  4. При полностью открытых дроссельных заслонках и максимальных оборотах двигателя, выхлопные газы вырывающиеся вверх по коллекторам, генерируют более 360 килограмм прижимной силы на старте Top Fuel Dragster.

  5. Переднее и заднее антикрыло Top Fuel Dragster при движении со скоростью 520 км/ч, что не редкость, обеспечивают колоссальные 5. 3 тонн прижимной силы.

  6. Мощность двигателя Top Fuel Dragster находится в пределах 8500-10000 лошадиных сил.

  7. Крутящий момент двигателя Top Fuel Dragster
около 8000 Н/м.

  8. Объем двигателя Top Fuel Dragster ограничен 8.2 литрами, степень сжатия 6.5/1

  9. Клапана двигателя Top Fuel Dragster изготовляют из сплава титана, головки блока выполнены по схеме два клапана на цилиндр. Диаметр впускных 62.2 мм, выпускных 48.9 мм.

  10. Двигатель генерирует 150 децибел звукового давления, на полном газе.

  11. На максимальной мощности двигатель Top fuel Dragster потребляет до 5.7 литров топлива в секунду и до 9.7 кг, (9.7 куба) воздуха.

  12. Благодаря стехиометрии нитро метана один к 1.7 против один к 14.7 у бензина, в двигателе Top Fuel Dragster нитро метана может сгореть в 8.7 раза больше чем бензина при прочих равных условиях.

  13. Двигатель не имеет жидкостного охлаждения, впрочем как и воздушного, а охлаждается лишь поступающей топливовоздушной смесью.

Зато блок цилиндров имеет колоссальную прочность благодаря отсутствию рубашек охлаждения. Время непрерывной работы такого двигателя недолго и длиться около трех минут, куда входит прогрев около 80 секунд, прогрев шин и сам старт.

  14. После каждого старта, двигатель Top Fuel Dragster должен быть полностью разобран и изучен, а поврежденные или изношенные детали заменены новыми, команда из восьми механиков должна перебрать двигатель за 40 минут.

  15. Электроды свечей полностью изнашиваются к середине дистанции после чего наступает калильное зажигание (зажигание топливовоздушной смеси от раскаленных частей в камере сгорания)

  16. 44 Амперные катушки системы зажигания Top Fuel Dragsters выдают до 50000 вольт и длину искры до 26 градусов. Каждый из восьми цилиндров имеет по две свечи зажигания, питаемые двумя раздельными системами зажигания. Такое дублирование продиктовано не только желанием получить больше мощности. На полной мощности в цилиндры подается огромное количество топлива и в случае отказа свечи или пропусков зажигания двигатель рисковал бы взорваться из за неизбежного гидроудара.

 

  17. Нагнетатели используют системы Roots или винтовые. Давление наддува 3.8-4.5 бар. (56-66 PSI), иногда доходит до 5 бар (74 PSI)

  18. На привод одного только компрессора Top Fuel Dragster при максимальном давлении наддува затрачивается до 900 лошадиных сил.

 

 

 

  Классы NHRA.

 

  Top Fuel — самый быстрый класс мощность свыше 7000 лс, четверть мили 4.4с скорость 530 км/час. двигатель 8L с нагнетателем до 5 бар, за четверть мили сжигает до 15 литров нитрометана, изготовлен из стальных труб и углеродного волокна, 25 метров в длину 1000 килограмм веса.

 

  Fynny Car — двигатель используется как и в Top Fuel, болид имеет укороченную колесную базу и аэродинамически обтекаемый кузов изготовленный из углеродного волокна и отдаленно напоминающий какую либо марку автомобиля. Квотер обычно проходят в 4.7 секундном диапазоне. Fynny Car похожи на топ дрэгстеры  так же тем, что не используют коробки передач.

 

  Pro Stock — Построенные на раме из труб, должны иметь вес не менее 1065 килограмм (2350 фунтов) Объем ограничен 8литрами, топливо бензин, мощность более 1300лс, квотер около 6. 6 секунд, скорость на выходе 330+ км/час

 

  Pro Stock Motorcycle — Очень сильно модифицированные мотоциклы делающие квотер за 7 секунд, и скорость на выходе более 310 км/час. Двигатели могут быть двух и четырех цилиндровыми. Объем двух цилиндровых ограничен 2.6 литров, четырех цилиндровых 1.6 литров.

Можно использовать высокооктановый бензин.

 

  Top Alcohol Dragster — похожи на Top Fuel Dragster но используют другое топливо (метанол или смесь метанол-нитрометан) могут быть с наддувом (если на метаноле) и без, вес около тонны, квотер едут около 5.2с скорость более 430 км/час.

 

  Top Alcohol Funny Car — ограничены по топливу только метанолом, имеют стальную раму и скорлупу из углеродного волокна, оснащаются трех ступенчатой коробкой передач.

 

  Super Stock- Сильно модифицированный обычный автомобиль. Должен стоять родной блок двигателя и головки модифицированные как угодно.

 

  Stock — Здесь более строгие правила на внесение изменений в конструкцию двигателя и всего автомобиля в целом. Разрешается использовать шины не более 9 дюймовой ширины. Практически любой автомобиль может участвовать, а результаты классифицируются с помощью коэффициента количества лошадиных сил на тонну веса.

 

  Super Street — болиды с расчетным индексом прохождения квотера равным 10.9 секунд. Изменения двигателя и ходовой практически неограничены. 

 

  E.T. Brackets — Может участвовать почти любое транспортное средство вплоть до снегохода

 

  Street Legal — Автомобили с разрешением ездить по дорогам общего пользования, с регистрацией и страхованием.

Tractor Pulling 10000 л.с.
Рекорды скорости и разгона
Слики Top Fuel Dragster
Музей миниатюрных драгстеров
Жжем резину burnout
Улучшение трения колес
Снижение массы автомобиля
Зимние шины для драгстера

Cars of Drag Racing — Lucas Oil Indianapolis Raceway Park

TOP  FUEL

Среди самых быстроразвивающихся машин в мире драгстеры Top Fuel мощностью 7000 лошадиных сил часто называют королями спорта – и по уважительной причине. Они могут преодолевать 1000 футов менее чем за 3,8 секунды при скорости свыше 300 миль в час.

Драгстеры Top Fuel, оснащенные 500-кубовым двигателем Chrysler Hemi с наддувом и впрыском топлива, могут сжечь до 15 галлонов нитрометанового топлива за один заезд. Изготовленные из труб из хромистой стали и композитного углеродного волокна, автомобили Top Fuel имеют длину 25 футов и весят 2300 фунтов в готовом к гонкам исполнении.

FUNNY CAR

Как и их аналоги Top Fuel, но с более короткой колесной базой и кузовом из углеродного волокна, который немного напоминает серийный автомобиль, Funny Cars обычно работают в диапазоне 4,0 секунды и способны развивать скорость более от 300 миль в час до 1000 футов.

Funny Cars оснащены теми же 500-дюймовыми двигателями с наддувом и впрыском топлива, что и драгстеры Top Fuel. Funny Cars также похожи на драгстеры Top Fuel в том, что они не используют трансмиссию, а скорее передают мощность на огромные задние слики Goodyear через многоступенчатый узел сцепления, который активируется таймерами.

PRO STOCK

Автомобили Pro Stock, которые часто называют «заводскими хот-родами» из-за их сходства с серийными автомобилями, являются одними из самых технологически продвинутых машин в дрэг-рейсинге. Построенные на основе сложного трубчатого шасси и четырехрычажной задней подвески, автомобили Pro Stock должны соответствовать точным размерам и весить не менее 2350 фунтов.

Двигатели Pro Stock используют два карбюратора и специальный бензин, а их объем ограничен 500 кубическими дюймами. Они могут развивать скорость более 10 500 об/мин и развивать мощность более 1300 лошадиных сил. Конкурентоспособный автомобиль Pro Stock может пробежать четверть мили со скоростью почти 210 миль в час за 6,6 секунды.

pro-stock-motorcycle
PRO STOCK MOTORCYCLE

Эти сильно модифицированные автомобили, которые могут разогнаться менее чем за семь секунд до скорости более 195 миль в час на четверть мили, оснащены специально изготовленным трубчатым шасси и легкой копией с улучшенными аэродинамическими свойствами. оригинального кузова. В этом классе представлены самые разные марки, модели и двигатели, в том числе модели V-Twin от Harley-Davidson и Buell, а также модели Suzuki и Kawasaki с рядными 4-цилиндровыми двигателями.

Чтобы обеспечить равные условия, двигатели V-Twin с толкателями ограничены объемом 160 кубических дюймов, а 4-цилиндровые двигатели с высокими оборотами не могут превышать 101 кубический дюйм. Впрыск топлива разрешен, и разрешено только специальное топливо.

ДРАГСТЕРЫ TOP ALCOHOL

Драгстеры Top Alcohol могут выглядеть как Top Fuelers, но у них есть существенные отличия. В то время как Top Fuelers используют двигатели с наддувом, работающие на нитро, Top Alcohol Dragsters могут использовать двигатель с наддувом, работающий на метаноле, или комбинацию впрыска нитрометана.

Автомобили с инжектором нитро не используют коробку передач, а автомобили с наддувом имеют три скорости переднего хода. Вес варьируется в зависимости от комбинации, но обычно составляет от 1,975 и 2125 фунтов. Как и у Top Fuelers, у Top Alcohol Dragster максимальная колесная база составляет 300 дюймов. Типичный пробег на четверть мили составляет 5,2 секунды при скорости более 270 миль в час.

TOP ALCOHOL FUNNY CAR

Внешне похожие на свои аналоги Funny Car, сжигающие нитро, Top Alcohol Funny Cars ограничены использованием метанольного топлива и имеют трехступенчатую коробку передач. Top Alcohol Funny Cars имеют в основном такое же шасси из хромомолибденовой стали, что и автомобили с нитро, и оснащены теми же копиями кузовов из углеродного волокна, хотя кузовам Top Alcohol Funny Car не требуется такой большой прижимной силы, и в них используется гораздо меньший задний спойлер. Top Alcohol Funny Cars способны проехать четверть мили за 5.5s со скоростью более 260 миль в час.

COMP

Ни одна категория соревнований NHRA не отличается таким разнообразием, как Comp. Драгстеры, переделанные, уличные родстеры, купе, седаны, ностальгические драгстеры с передним расположением двигателя, спортивные компактные автомобили и грузовики участвуют в гонках в 87 классах. Комбинации двигателей столь же разнообразны, как и автомобили: от 4- и 6-цилиндровых двигателей с турбонаддувом до двигателей V-8 в стиле Pro Stock и горных двигателей с закисью азота.

Большинство автомобилей классифицируются по формуле деления общего веса автомобиля на кубические дюймы. Каждому классу присваивается индекс, основанный на том, на что должен ездить хорошо построенный автомобиль, и гонки назначаются с ограниченными возможностями в соответствии с этими индексами.

SUPER COMP

Самый быстрый из классов Super (индекс 8.90), Super Comp состоит в основном из драгстеров. Модификации двигателя, шасси и кузова практически не ограничены, хотя все заявки должны соответствовать стандартам безопасности NHRA. Записи с четырех- и шестицилиндровым двигателем могут иметь минимальный вес 1000 фунтов; все остальные не могут весить меньше 1350 фунтов. Большинство автомобилей Super Comp могут хорошо работать при индексе 8,90, но используют ряд электронных средств, включая таймер и регулируемый дроссель, чтобы двигаться близко к индексу, не двигаясь быстрее, чем он, или не вырываясь из строя.

SUPER STOCK

Автомобили Super Stock могут выглядеть как обычные легковые автомобили, но это сильно модифицированные гоночные автомобили. В этой категории в основном представлены седаны последних моделей и винтажные маслкары, а заявки классифицируются с использованием системы, которая делит заводской вес при отгрузке на мощность в лошадиных силах с учетом коэффициента NHRA. Значительные модификации двигателя разрешены, но автомобиль должен сохранить правильный блок цилиндров, головки цилиндров и карбюратор.

Высший класс — SS/AH, предназначенный исключительно для заводских гоночных автомобилей Dodge Dart и Plymouth Barracuda 1968 года выпуска. Автомобили инвалидизируются с использованием системы индексов, и применяется правило прорыва.

АКЦИЯ

Стандартные автомобили похожи на Super Stockers, но правила, касающиеся всего, от модификации двигателя до переделки кузова, намного строже. Практически любой автомобиль имеет право участвовать в соревнованиях, и заявки классифицируются с использованием системы, которая делит заводской вес при отгрузке на мощность, учитываемую NHRA.

Кузова должны быть без изменений и иметь полный заводской интерьер. Шины ограничены максимальной шириной заднего слика 9 дюймов. Двигатели должны соответствовать марке и модели автомобиля и должны сохранять стандартные головки цилиндров, впускной коллектор и карбюратор. Модификации ограничиваются базовой балансировкой и перестроением лишь с несколькими улучшениями производительности.

SUPER GAS

Записи Super Gas с индексом 9,90 в основном относятся к полноприводным автомобилям и уличным родстерам. Никакие драгстеры или переделанные не допускаются. Правила модификации двигателя и шасси чрезвычайно либеральны, хотя использование экзотических видов топлива запрещено. Минимальный вес составляет 2100 фунтов, за исключением автомобилей с 4-цилиндровым двигателем, минимальный вес которых может составлять 1200 фунтов.

Как и в Super Comp, участники используют электронные таймеры и ограничители дроссельной заслонки, чтобы максимально приблизиться к стандарту своего класса, но не уступить. Кроме того, как и в Super Comp, гонки проводятся с использованием старта Pro с четырьмя десятыми.

SUPER STREET

На гонках NHRA Lucas Oil Drag Racing Series и некоторых мероприятиях NHRA Camping World Drag Racing Series гонщики Super Street соревнуются по фиксированному 10,90-секундному индексу. Все транспортные средства должны быть полноразмерными и весить не менее 2800 фунтов, за исключением автомобилей с 6-цилиндровыми двигателями, минимальный вес которых может составлять 2000 фунтов, и автомобилей с 4-цилиндровыми и роторными двигателями (1200 фунтов). Модификации двигателя и шасси практически не ограничены. Гонщики соревнуются на Pro Tree с пятью десятыми.

PRO MOD

С эклектичным сочетанием автомобилей, от купе Willys 41-го года до Corvettes 1963 года до последних моделей Ford Mustang и Dodge Viper, немногие классы предлагают столько разнообразия и азарта, как Pro Mod. Выбор двигателя столь же разнообразен; конкуренты могут использовать нагнетатели, турбокомпрессоры или впрыск закиси азота и достигать пятисекундной зоны на скорости более 250 миль в час.

TOP DRAGSTER & TOP SPORTSMAN

Пара категорий для быстрых E.T. гонщики, Top Dragster (заявки с открытыми колесами) и Top Sportsman (полноразмерные автомобили) имеют квалификационное поле из 32, 48 или 64 заявок. Участники могут выбрать свой собственный набор номера для исключений, если он не медленнее 7.9.9 секунд (8,19 в дивизионах 6 и 7). Выбывание в обоих классах проводится с использованием традиционного формата гонок по сетке с полным стартом рождественской елки с тремя янтарями, и применяется правило прорыва. Нередки случаи, когда шестерки бегают со скоростью более 200 миль в час.

ET BRACKETS

Практически любое транспортное средство — от драгстера и маслкара до ежедневного уличного водителя или снегохода — может участвовать в самом популярном виде дрэг-рейсинга, E.T. сеточные гонки, которые еженедельно проводятся на большинстве трасс NHRA из 140 в Северной Америке. Инопланетянин гонщики скобок могут выбирать свой собственный набор номера или гандикап в зависимости от характеристик своего автомобиля, что ставит во главу угла мастерство водителя, а не характеристики автомобиля. Помимо требований безопасности, несколько правил регулируют строительство E.T. брекет-кары.

мл. DRAGSTER

Созданная для того, чтобы познакомить детей в возрасте от 8 до 17 лет с дрэг-рейсингом, лига NHRA Jr. Drag Racing League стала тренировочной площадкой для будущих звезд NHRA. Драгстеры Jr. имеют стальную раму и корпус из алюминия или стекловолокна. Мощность исходит от двигателя, основанного на одноцилиндровом двигателе мощностью пять лошадиных сил, который является карбюраторным и работает на спирте. Мощность передается с помощью проскальзывающего сцепления. Участники могут бежать со скоростью 85 миль в час и со скоростью 7,9.0 секунд на восьмой миле.

Драг: выдающиеся фотографии и потрясающие факты о дрэг-рейсинге | Car News

Источник: Коммуникации и технические отделы NHRA, гоночные команды NHRA, производители автоспорта

Дрэг-рейсинг NHRA, несомненно, является одним из самых захватывающих и ужасающих видов автоспорта. Потрясающий вид — и звук — драгстера Top Fuel и Funny Car, которые могут разогнаться до 300 миль в час в мгновение ока, просто потрясающие.

Вот несколько невероятных фактов о дрэг-рейсинге:

Знаете ли вы …

… что нитрометановые двигатели NHRA Top Fuel производят драгстеры мощностью около 7,00 л.с. раз больше, чем у среднего уличного автомобиля!

… Один из восьми цилиндров драгстера Top Fuel или Funny Car производит 750 лошадиных сил, что равно полной мощности двигателя NASCAR!

… Бензиновые двигатели автомобилей NHRA Pro Stock выдают около 1200 лошадиных сил; примерно в восемь раз больше, чем у среднего уличного автомобиля!

… Драгстер NHRA Top Fuel разгоняется от 0 до 100 миль в час менее чем за 0,8 секунды, почти на 11 секунд быстрее, чем серийный Porsche 911 Turbo, разгоняющийся до такой же скорости!

… Драгстер NHRA Top Fuel покидает стартовую линию с силой, почти в пять раз превышающей силу тяжести, — с такой же силой космический шаттл покидает стартовую площадку на мысе Канаверал!

… Забавный автомобиль NHRA замедляется обратной силой, более чем в семь раз превышающей силу тяжести, когда оба парашюта раскрываются одновременно!

… Драгстеры NHRA Top Fuel и Funny Cars потребляют от четырех до пяти галлонов топлива за четверть мили, что эквивалентно от 16 до 20 галлонов на милю!

… Драгстеры NHRA Top Fuel и Funny Cars расходуют от 10 до 12 галлонов топлива на полный заезд, включая выгорание, подкат к стартовой линии и пробег в четверть мили!

… Драгстеры NHRA Top Fuel и Funny Cars преодолевают длину более четырех футбольных полей менее чем за пять секунд!

… Драгстеры NHRA Top Fuel могут разогнаться до 280 миль в час всего за 660 футов!

… Что с места драгстеры NHRA Top Fuel разгоняются быстрее, чем реактивный самолет, истребитель и гоночный автомобиль Формулы-1!

… Топливный насос для драгстеров NHRA Top Fuel и Funny Car подает 65 галлонов топлива в минуту, что эквивалентно восьми душевым кабинам, работающим одновременно!

… Давление в топливной магистрали драгстеров NHRA Top Fuel и Funny Cars составляет от 400 до 500 фунтов, что примерно в 20 раз превышает давление в топливных насосах легковых автомобилей!

… В зависимости от размера и угла наклона большое заднее антикрыло драгстера NHRA Top Fuel развивает прижимную силу от 4000 до 8000 фунтов!

… 17-дюймовые задние шины, используемые на драгстерах NHRA Top Fuel и Funny Cars, изнашиваются после четырех-шести пробегов или примерно двух миль? Гарантия на шины для легковых автомобилей некоторых марок составляет 80 000 миль.