Диагностика датчика положения коленвала и распредвала
Датчик положения ДПКВ, ДПРВ являются наиважнейшими узлами систем управления двигателя. Исходные данные передаются на ЭБУ, позволяют определять максимально правильно частоту вращения, но что главное положение двигателя, а именно расположение цилиндра в 4-хтактном цикле.
Получаемая информация способствует организации эффективного управления топливными форсунками, а также катушками зажигания в конкретное время, но главное в четкой последовательности.
Информация с датчиков применяется в иных функциях, например это позволяет контролировать топливный расход, четко организовывать управление относительно газораспределительной системы, выявлять пропуски зажигания. Поэтому исправность и стабильность работоспособности датчиков крайне важна.
Содержание статьи
Признаки, указывающие на неисправность функционального элемента
Причины неисправности
Признаки, указывающие на неисправность функционального элемента
Особенностью датчика является его простая конструкция, это элемент работает или стабильно или полностью бездействует.
- Обороты двигателя начинают плавно меняться, причем неконтролируемо;
- На высоких оборотах могут происходить детонации топлива;
- Расход заметно повышается;
- Понижается мощность, особенно это становится заметным при подъеме, на обгоне в случае дополнительных нагрузок;
- Система зажигания работает некорректно или может полностью отказать;
- Загорается лампочка с кодом ошибки Р0336.
Конечно, рассмотренные признаки могут сигнализировать относительно сбоев в работе иных устройств, которые признаны обеспечивать надежность, стабильность двигателя. Чтобы полностью удостовериться, что проблема находится в датчике распредвала или коленвала потребуется выполнить в сервисном центре диагностику.
Причины неисправности
В действительности отказать он может по различным причинам, их масса, однако в 90% случаев это будет связанно с возникновением следующих неисправностей:
- Нарушается расстояние между ДПКВ, диском синхронизации.
В нормальном положении значение находится в пределах 0,5-1,5 миллиметра, оно регулируется специальной регулировочной шайбой. Если расстояние увеличивается, моментально происходит сбой его работы. В результате на ЭБУ, начинают поступать не корректные данные или они будут во все отсутствовать. Причина нарушения установленного предела расстояния может объясняться засорением или что сложнее допущением ошибок при выполнении замены датчика, механическое воздействие; - Повреждение поверхности синхронизирующего диска, за счет которого осуществляется формирование сигнала. Среди наиболее распространенных причин можно отметить естественный износ, механическое воздействие, загрязнение поверхности;
- Перестанет полностью поступать сигнал на ЭБУ, если будет нарушен контакт или произойдет короткое замыкание. Отметим, что чаще наблюдается обрыв на обмотке, переломы или короткое замыкание явления достаточно редкое;
Вне зависимости от причин неработоспособности датчика следует его заменить, ремонту он не подлежит.
Корпус ДПКВ не разбирается выполнить, например замену сердечника, не представляется возможным. Обойтись ремонтом можно при нарушении контакта, здесь достаточно заменить отрезок провода и намотать новую изоляцию.
Если возникают проблемы, которые явно указывают, датчик распредвала, не корректно работает, рекомендуется выполнить диагностику, что позволит в этом полностью убедиться. Только после профессиональной диагностики определив истинную причину появления неисправностей, можно будет приступать к замене, устранению иных выявленных дефектов.
что такое, устройство и принцип работы, признаки неисправности и как проверить
Содержание
Мозговым центром современных двигателей является электронная система управления. Она с помощью большого числа сенсоров собирает и анализирует информацию от различных деталей транспортного средства. Так осуществляется контроль за функционированием различных автомобильных узлов. В системе зажигания размещается датчик положения коленчатого вала или сокращенно ДПКВ.
Подробнее, что это за механизм, его расположение в машинах и прочие особенности расскажем ниже.
ДПКВ: что это?
ДПКВ отвечает за положение коленчатого вала в конкретный момент. Сенсор следит за скоростью вращения вала. Основной функционал механизма сводится к нормализации работы в системе зажигания.
ДПКВ посылает электронной системе управления информацию о том:
- в какой временной отрезок поршни в крайних цилиндрах достигают НМТ и ВМТ;
- с какой частотой вращается коленчатый вал.
Получив сведения, электронная система управления способна влиять на следующие моменты:
- Угол опережения зажигания в цилиндрах.
- Управление впрыском бензина через форсунки, не допуская излишков топлива.
- Изменение фазы газораспределения.
- Управление процессом улавливания паров бензина (регулирует клапан продувки адсорбера).
Каждый инжекторный мотор с ЭБУ работает совместно с сенсором положения коленвала. Инжектор регулирует какой объем топлива подавать, обеспечивая его экономный расход.
У карбюраторных моторов нет потребности в данной детали. В двигатель сразу поступает состав из воздуха и топлива в одинаковых пропорциях.
Нередко автолюбители путают ДПКВ и ДПРВ. Под аббревиатурой ДПРВ понимают датчик положения распределительного вала. Отличия данных механизмов в том, что ДПРВ реагирует на положение распределительного вала, подает сигнал к впрыску топлива в зажигание и цилиндры в нужное время. В механизме ДПРВ установлен постоянный магнит, и его работа строится на эффекте Холла.
И ДПКВ, и ДПРВ функционируют совместно, но первый механизм все-таки приобрел главенствующее значение в машинах.
Устройство и расположение ДПКВ
Ничего сложного в механизме ДПКВ нет. В корпусе из пластика располагается намагниченный стержень из стали, на котором размещается оплетка из меди. За изоляцию проводов отвечает компаундная смола. От корпуса отходит электрический разъем. Разъем подсоединяется к электрике транспортного средства.
Расположен ДПКВ на картере коробки передачи. Второй вариант его размещения — на блоке цилиндров. В некоторых машинах датчик расположен поблизости от приводного шкива.
Механизм работы ДПКВ
Выделяют несколько разновидностей ДПКВ. В зависимости от вида механизма различается его принцип работы. Рассмотрим, как работает индукционный (магнитный) датчик пошагово:
- Практически по всему диаметру реперный диск оснащен зубцами за исключением места, где отсутствуют сразу 2 зубца. Именно в этом месте начинается отсчет оборотов коленчатого вала, и происходит синхронизация.
- При работе ДПКВ возникает устойчивое магнитное поле.
- Зубцы реперного диска во время движения проходят через магнитное поле. В итоге образуются импульсы.
- Если сквозь магнитное поле прокручивается участок диска, где не хватает зубцов, система отмечает начальное положение вала.
- Сведения о частоте импульсов сразу же отправляются в «мозговой центр», который и отслеживает число оборотов и положение коленчатого вала.

Таким способом происходит регулировка мотора и системы зажигания транспортного средства.
Реперный диск может иметь пропуски зубчиков в 2 местах под углом в 180 градусов. Обычно такие разновидности устанавливают в дизельных моторах.
Обратите внимание! Индуктивный ДПКВ не расходует напряжение. Электрический импульс появляется за счет действия магнитного поля, проходящего сквозь медную обмотку.
Разновидности сенсоров
В предыдущей части речь шла об индукционном датчике положения коленчатого вала. Он функционирует за счет электромагнитной индукции. Устройство несложное в использовании, надежное в эксплуатации. Автомобилистам нужно знать, что стабильная работа механизма возможна только при отсутствии грязи и прочих препятствий между ДПКВ и зубцами реперного диска. Также диск должен вращаться на высоких оборотах.
Датчик Холла. Из названия ясно, что в основе его механизма лежит эффект Холла. Небольшое напряжение вырабатывается при вращении зубцов через ДПКВ.
Информация о вращении диска поступает в форме дискретного сигнала в электронную систему управления. Несмотря на высокую точность такие механизмы в машинах устанавливают редко.
Оптический ДПКВ работает за счет источника и приемника светового сигнала. В промежутке между фотодиодом и светодиодом располагаются зубчики диска. В зависимости от скорости вращения диска зубцы затеняют светодиодный индикатор. В этот момент на фотодиоде возникает импульс. Данный импульс преобразуется в сигнал и отправляется на ЭБУ. Такой сенсор положения коленчатого вала не нашел особого применения в автомобилестроении.
Как выявить поломку ДПКВ
Сенсор, как и любой механизм в автомобилях, может выйти из строя. Определить, что поломка именно в данном устройстве, помогут следующие симптомы:
- теряется мощность мотора;
- в разных режимах и на холостом ходу двигатель работает нестабильно;
- наблюдается увеличение расхода бензина;
- на больших оборотах слышен звук детонации из моторного отсека;
- пропуск искры;
- загорелся код с номером Р0336.

Если ДПКВ полностью вышел из строя, то автомобиль не получится завести. Указанные симптомы также могут говорить о поломке других сенсоров в автомобиле. Точную причину неисправности покажет цифровой сканер. Диагностика большинства машин отечественного или импортного производства выполняется автосканером Rokodil ScanX Pro.
Если диагностика подтвердила выход из строя ДПКВ, то его просто заменяют на новое устройство. Приобретать лучше всего оригинальные ДПКВ. Проверка работоспособности датчика проводится также и другими способами:
- через осциллограф;
- при помощи мультиметра.
Прозвон мультиметром проще и доступнее, чем использование первого варианта. Мультиметр настраивают так, чтобы он измерял сопротивление. Касаясь электрощупами до катушки, устанавливают какое у нее сопротивление. Обычно цифра колеблется от 500 до 1100 ОМ. На мультиметре задают верхнюю границу в 2000 ОМ.
Диагностика при использовании осциллографа обладает наибольшей точностью.

В нормальном положении значение находится в пределах 0,5-1,5 миллиметра, оно регулируется специальной регулировочной шайбой. Если расстояние увеличивается, моментально происходит сбой его работы. В результате на ЭБУ, начинают поступать не корректные данные или они будут во все отсутствовать. Причина нарушения установленного предела расстояния может объясняться засорением или что сложнее допущением ошибок при выполнении замены датчика, механическое воздействие;
