Автомобильное сцепление — как правильно пользоваться
Как правильно пользоваться сцеплением — принцип работы, как выжимать сцепление и отпускать педаль
Как правильно управлять автомобилем и как правильно нажимать на педали управления, учат в автошколах, но бывает такое, что и долгие годы шоферского опыта не приучают бережно относиться к сцеплению в машине – оно просто быстро изнашивается и требует замены (а без сцепления, пока его не заменишь авто не сможет ездить)
Для того чтобы понять, как правильно пользоваться автомобильным сцеплением, нужно хорошо представить схему его работы и предназначение отдельных составляющих, например, нажимного диска, который автомобилисты давно окрестили «корзиной».
Что такое автомобильное сцепление
Конструктивно сцепление (фрикционная муфта) в автомобиле предназначено для соединения и разъединения вала двигателя с автоматической или механической коробкой передач.
Это позволяет трогаться с места без резких рывков и обеспечивает плавное переключение скоростей на ходу, предотвращая перегрузку составляющих трансмиссии из-за изменения числа оборотов коленчатого вала.
Существуют разные конструкции приводов для передачи усилия от педали на нажимные механизмы, такие как механический, гидравлический и электрический.
Где находится сцепление в автомобиле
Назначение сцепления заключается в передаче крутящего момента с коленчатого вала двигателя к коробке передач, то конструктивно оно находится между двумя этими агрегатами.
Конкретное расположение может зависеть от компоновки базовых узлов, переднего или заднего привода трансмиссии, но в любом случае это будет спереди автомобиля под капотом.
Устройство сцепления автомобиляЯвляясь соединительным узлом для передачи вращения, конструкция фрикционной муфты в автомобиле не отличается особой сложностью.
Основными составляющими являются: Нажимной диск – имеет выжимные пружины в основании и предназначен для соединения с маховиком. Из-за лепестковой конструкции получил у звание «корзинка» за сходство во внешнем облике. Ведомый диск – имеет муфту, лучевое основание и накладки.
Специальные демпферные пружины способствуют уменьшению тряски при переключении. Выжимной подшипник – находится на первичном валу и приводит в действие вилку привода. Некоторые конструкции могут использовать стопорные пружины для более надежной фиксации.
Педаль сцепления – с помощью нее водитель из кабины управляет рабочим процессом, передавая указание соединить или разъединить ведущий вал двигателя и коробку передач. В автомобилях с автоматической коробкой передач (АКПП) педали нет, работа системы происходит с помощью специального сервопривода.
Современные производители автомобилей, предлагают покупателям разные конструктивные варианты фрикционных муфт. Различия могут касаться: количества дисков – одно- или многодисковые системы; среды работы – сухие или влажные варианты; привода в действие – механические, гидравлические, электрические способы; способа нажатия на прижимной диск – сцепление с центральной диафрагмой или пружинами по кругу.
Для чего необходимо сцепление в автомобилеРазобраться, как работает устройство сцепления машины, очень просто – пока педаль не нажата, ведущий и ведомый диски соприкасаются, передавая крутящий момент с маховика двигателя на коробку передач, а затем, через карданный вал – на колеса.
Нажатие на педаль разъединяет диски, вращение перестает передаваться, и водитель может переключить скорость. Затем нужно медленно опускать нажим, чтобы не сжечь фрикционную муфту при слишком резком контакте дисков, при этом важно, не удерживать педаль в нажатом состоянии слишком долго.
На словах это объясняется просто – фрикционная муфта обеспечивает взаимодействие маховика двигателя и коробки передач, обеспечивая их разъединения для переключения скоростей.
Но сколько же времени уходит у начинающих водителей, чтобы на практике освоить, как правильно выжимать педаль, чтобы был плавный и мягкий старт с места без рывков и дерганий.
Не один час пройдет, пока автолюбитель станет ездить хорошо, но не следует забывать, что маневры на дороге могут испортить сцепление вашего автомобиля.
Автомобиль с автоматической коробкой передач
В автоматическом варианте сцепление происходит по «мокрому» типу с помощью трансмиссионного масла, заключенного в гидротрансформатор и двух крыльчаток.
Лопасти маховика увлекают за собой поток масла, которое закручивает насосное колесо – вот по такой схеме передается вращение в автоматической коробке передач (АКПП)
У такого автомобиля с автоматикой отсутствует педаль сцепления, поэтому в целом сам процесс вождения будет проще и легче (особенно много поклонников автоматической коробки среди женщин).
Автомобиль с механической коробкой передач
Фото: педаль сцепления — с левой стороны
В автомобиле педаль сцепления расположена в самой левой позиции из трех педалей – педаль в центре — это тормоз, педаль с правой стороны это – газ, левая педаль – это сцепление, — и с её помощью водитель управляет подключением двигателя к коробке передач.
Ручной режим работы требует большего внимания по сравнению с «автоматом», но для многих пользователей это дело привычки и вопрос цены.
Автомобиль с автоматом (АКПП) будет гораздо дороже при покупке и обслуживании, по причине которой, многие водители выбирают автомобили, с ручным управлением где есть педаль сцепления.
Новичку будет полезно узнать, как правильно пользуются автомобильным сцеплением опытные автомобилисты и как работает сцепление.
Применяя простые рекомендации в повседневных поездках, новичок гораздо быстрее достигнет мастерства, если научится правильно переключать передачи и включать нужную скорость, снижая нагрузку на резину и тормозные диски.
Это касается таких моментов вождения, как кратковременные остановки, например, на светофоре и на поворотах.
Как правильно выжимать сцеплениеПо сути, правильное использование фрикционной муфты подразумевает четкое выполнение двух взаимосвязанных операций – педаль нужно нажать, а затем отпустить.
Простые советы подскажут вам, как правильно выжимать сцепление:
Педаль нажимается до упора и без задержек. Так как главное – это опыт, лучше не жалеть времени на тренировки, найдя для этого подходящую площадку и взяв в компанию опытного водителя.
В самом начале обучения важное значение имеет обувь – чтобы ощущения были более выраженными, она должна быть на тонкой подошве и без каблуков.
Как правильно отпускать сцеплениеОслабляя нажатие на педаль, водитель начинает соединять маховик двигателя и ведомый диск для передачи вращения на коробку передач.
Делать это надо очень аккуратно и плавно – есть несколько рекомендаций для начинающих автолюбителей, как отпускать сцепление, чтобы езда была максимально комфортной:
Педаль не должна быть выжатой долгое время, педаль необходимо постепенно отпускать без резких бросков, слегка задержавшись, когда она будет вдавлена наполовину.
Движение автомобиля нужно начинать с первой передачи. Трогаться со второй передачи можно только зимой, когда дорога или некоторые участки дороги очень скользкие (если на первой передаче трогаться по скользкому, то колеса будут буксовать, и трудно будет вообще стронутся с места).
Видео: Как правильно пользоваться сцеплением в автомобиле youtube.com/embed/tM_sNyk6kv4″ allowfullscreen=»allowfullscreen»> Видео: Как правильно отпускать сцепление и работать с педалями в автомобилеКак завести автомобиль — сцепление, педаль газа, трогание автомобиля
Главная / Учебник по вождению автомобиля / Глава 2. Вождение на учебной площадке » Подраздел 2.2 Старт автомобиля
Теперь, когда мы научились правильно устраиваться за рулем автомобиля, можно перейти к тому, чтобы продолжить обучение.
Перед тем, как запустить двигатель и начать движение на автомобиле, необходимо немного разобраться в некоторых нюансах. В отличие от машин с автоматической коробкой, в которых, для того чтобы начать движение, достаточно просто нажать на педаль газа, в автомобиле с «механикой» важно понимать, как всё работает и для чего совершаются те или иные телодвижения.
Итак, что же такое сцепление и для чего оно вообще нужно?
Представьте себе картину: сосед поливает огород из шланга, а в это время вы наступили на шланг и давите всем своим весом (рис. 2.23). Что произойдет? Совершенно верно: вода перестанет течь из шланга. А если ногу чуть-чуть приподнять, то вода побежит тоненькой струйкой; поднять выше — побежит сильнее, а если отпустить со-всем, то хлынет полным напором. Представили? Так вот: нажатием на педаль сцепления, по большому счету, так же, как в примере с водой в шланге, регулируется поток энергии от двигателя к колесам автомобиля. Когда педаль выжата в пол, то «шланг пережат» — поток энергии от двигателя к колесам не «течет». Отпускаешь сцепление, и вся энергия двигателя бесконтрольно «хлынула» к колесам.
Рисунок 2.23 Нажатием на педаль сцепления мы перекрываем поток энергии аналогично пережатию потока воды в шланге.
Вы наверняка видели брыкающиеся и глохнущие автомобили. Весь секрет качественного старта заключается в понимании принципа работы сцепления вообще, а не в привыкании к отдельному автомобилю.
Знания → упражнения → практика.
Итак, знания:
Из двигателя поток энергии движется к колесам через два «мостика». Разводные мосты представляете? При нажатой до упора педали сцепления («утопленной в пол») разомкнут первый «мостик», а при установленном в нейтральное положение («N») рычаге коробки передач разомкнут второй «мостик».
Рисунок 2.24 Мостики между двигателем и колесами разомкнуты (именно при таком положении нужно заводить двигатель).
Рисунок 2.25 Разомкнут только один мостик — коробка передач (после того как коробка передач переведена в нейтральное положение, педаль сцепления можно отпустить и дать отдохнуть левой ноге — автомобиль будет стоять и не
заглохнет).
Рисунок 2.26 Разомкнут только один из мостиков — сцепление (например, при торможении автомобиля).
Когда мотор работает, в нем что-то крутится. Если нажать на педаль акселератора (или, проще говоря, на педаль газа), то благодаря этому в мотор начнет поступать больше топлива и всё в двигателе закрутится еще быстрее, издавая при этом весьма заметное гудение и рычание. Бояться этого не нужно — мало ли что гудит? Фен гудит, стиральная машина гудит, пылесос гудит так, что слышно соседям. Нужно понимать, что машина поедет не благодаря педали газа и громкому рычанию двигателя, а благодаря соединенным мостикам.
Рисунок 2.27 Мостики между двигателем и колесами замкнуты (происходит движение автомобиля).
Теперь внимание! Мостики соединяются по-разному! Включение передачи (для старта автомобиля — первой) соединяет путь от двигателя к колесам по принципу включено/выключено, то есть передача энергии либо вообще отсутствует, либо осуществляется полным потоком, в то время как сцеплением можно регулировать поток энергии (помните сравнение со шлангом с водой?).
И самое главное — для начала движения автомобиля пользоваться педалью сцепления следует правильно, соблюдая высоту подъема
и совершая остановки необходимой длительности. Возможно, вы слышали от знакомых водителей фразу типа: «Плавно отпускай сцепление, газку-газку и поехали…» Может быть, даже пробовали следовать этому совету. Если пробовали, то наверняка знаете, что машина не всегда едет, как хочется, и тогда, когда хочется. Так как же всё-таки нужно обращаться с педалью сцепления?
С выключением сцепления всё просто — нажал на педаль, диски разъединились (рис. 2.28). Как же происходит включение сцепления? Первая часть пути, который преодолевает нога при нажатии на педаль сцепления, тратится на свободный ход педали сцепления и простое сближение дисков. На каком-то этапе диски сближаются на столько, что касаются друг друга в каких-то едва заметных точках (рис.
2.29). При этом трение, которое возникает в этих точках, настолько мало, что не способно увлечь машину вперед. Тем не менее, это начало включения сцепления. До этого момента нога должна поднимать педаль достаточно быстро (это большой ход педали — 50~70 мм), после чего отпускание педали становится более точным (ход педали 5~10 мм).
Рисунок 2.29 Первая часть пути педали сцепления преодолевается быстро. В точке (2) диски сцепления едва касаются друг друга, мощность от двигателя не передается.
Итак, что же происходит дальше? Диски сближаются еще больше, и в какой-то момент фрикционные накладки начинают расплющиваться (рис. 2.30), благодаря чему пятно контакта увеличивается до достаточно большого значения — от 1-2% до 20-30%. Этого уже может быть достаточно для того, чтобы машина поехала. Именно на этом этапе настало время для ПАУЗЫ — нужно замереть и даже не дышать.
Рисунок 2.30 Вторая часть пути педали сцепления — движение ноги замедляется, но не прекращается.
в точке (3) трения между дисками достаточно для того, чтобы автомобиль начал движение. Наступает время для паузы.
Обратите особое внимание
В момент удержания паузы пятка левой ноги должна находиться на полу.
Зачем нужна пауза? Представьте себе, что маховик вращается с какой-то определенной скоростью. Диск сцепления также начал вращаться — машина поехала. Но ведь при этом скорости вращения разные, а значит, диск сцепления будет всё еще продолжать проскальзывать относительно маховика. Поэтому, если на данном этапе отпустить педаль сцепления, произойдет знакомая многим начинающим водителям ситуация — машина задергается и двигатель заглохнет. Если дотерпеть до тех пор, пока диск сцепления раскрутится до скорости маховика, то педаль сцепления можно отпускать смело, не боясь, что двигатель заглохнет. При этом время, которое будет затрачено на ожидание, — и есть та самая ПАУЗА.
Как же узнать, что педаль сцепления уже можно отпускать? Представьте себе горку, на которую вы толкаете тележку (рис.
2.31а). Толкали-толкали вы эту тележку до самого верха, и вдруг она преодолела верхнюю точку и дальше покатилась сама (рис. 2.31b). Так и машина — сначала тяжело набирает ход, а потом вдруг начинает легко катиться. Всё,
нужная точка достигнута, можно бросать педаль сцепления (рис. 2.32).
Рисунок 2.31 Машина подобна тележке, которую нужно провезти через горку, — сначала тяжело набирает ход, а потом катится легко.
Рисунок 2.32 После того, как автомобиль легко покатится, педаль сцепления можно отпустить (точка 4).
Из опыта обучения вождению
По поводу старта некоторые уважаемые мною авторы учебников по вождению пишут в своих книжках, что нет ничего проще — просто делаете 1500 оборотов двигателя и плавно отпускаете сцепление, после чего машина поедет. Это действительно так. Но дело в том, что старт машины в этом случае во многом зависит от изношенности сцепления, а ведь не всегда человек садится в новый автомобиль.
Теперь поговорим о том, что же делать с педалью газа. Вообще-то, автомобиль вполне способен поехать даже без нажатия на педаль газа (причем даже на легкую горку). В этом скрыта следующая особенность: двигатель на холостом ходу выдает какую-то мощность, но она очень маленькая. Это то же самое, что наполнять ведро водой, которая течет тонкой струйкой — наполнить можно, но ждать придется очень долго. Так и для того чтобы автомобиль тронулся в горку без газа, необходимо с точностью до миллиметра поднять педаль сцепления до нужной точки (если поднять педаль чуть выше — двигатель заглохнет, если чуть ниже — машина не поедет) и зафиксировать в этом положении на время не менее пяти секунд, после чего на фоне холостого хода машина поедет (но очень и очень вяло). Если при этом представить, что сзади вам уже будут во всю сигналить недовольные водители, задорно выкрикивая вопросительные восклицания, то в бессознательной попытке поехать быстрее ваша нога на педали дрогнет — педаль выпадет из миллиметровой зоны и двигатель заглохнет.

Рисунок 2.33 Графическое отображение вариантов трогания автомобиля с места
Таким образом, вариантов трогания автомобиля с места — сотни. И задача обучаемого вождению состоит в том, чтобы не привязываться к какому-то конкретному положению педалей сцепления и газа, а научиться чувствовать баланс: газом создается определенная скорость вращения вала двигателя, под него «подгоняется» высота поднятия сцепления и соответствующая пауза. Благодаря правильному подбору всех этих составляющих удается достичь идеального старта автомобиля. Зона идеального старта на рисунке 2.34 обозначена как область пересечения кругов. Научитесь работать в этой зоне — и вы никогда не заглохнете.
Рисунок 2.34 Правильной комбинацией трех составляющих можно достичь идеального старта автомобиля.
Интересный факт
Как вы думаете, вредно ли передерживать паузу? Например, не 3 секунды, а все 30? На самом деле не вредно, можно держать хоть целый час, но при условии, что положение педали газа соответствует этому положению педали сцепления.
На третьей секунде пробуксовка в сцеплении прекратится сама собой. А вот удерживая сцепление в паузе, добавлять газ очень вредно, так как это вызовет повторное буксование в сцеплении, и, как следствие, его преждевременный износ. Я встречал водителей, которые «убивают» сцепление уже на 10 тысяче пробега. Обычно же сцепление выхаживает не менее 80-100 тысяч километров пробега. Все зависит только от вас.
Обратите особое внимание
Запомните: совершив старт, полностью отпустите педаль сцепления и только после этого дожимайте газ, обеспечивая требуемый разгон.
Еще одна аналогия с газом и сцеплением — краны горячей и холодной воды (рис. 2.35). Открываем горячую воду — это газ, разбавили холодной водой — это сцепление. На выходе получили воду нужной температуры, которой можно умыться или принять душ. Теперь представьте себе: в процессе принятия душа вдруг что-то нарушилось — соседи открыли воду, напор воды и температура на выходе изменились. Нужно что-то делать. Согласитесь, крутить сразу два крана сложнее, чем один.
Ведь для достижения желаемого результата можно просто добавить или убавить холодную воду. То же самое и с педалями: если автомобиль в процессе старта наехал на кочку или вы вынуждены стартовать с повернутыми колесами и мощности двигателя стало не хватать, нужно что-то сделать, чтобы двигатель не заглох. Оставьте газ таким, каким он был до этого, и просто чуть поднимите педаль сцепления — всё разрешится само собой.
Рисунок 2.35 Соотношение газа и сцепления аналогично смеси горячей и холодной воды в кране.
Вот, собственно, и всё, теперь вы готовы к тому, чтобы запускать двигатель и пытаться трогаться на автомобиле с места.
Обратите особое внимание
В случае если вы захотите поучиться стартовать на автомобиле не на учебной площадке с инструктором, а, например, на машине родственника или знакомого у себя во дворе, то следует знать, что многолюдные места — это неподходящее место для обучения вождению (даже если в этот момент поблизости никого нет, в любой момент откуда-то может появиться ребенок, прохожий, велосипедист
и т.
п.). К тому же, в этом случае существует опасность наезда на различные объекты (например, на припаркованные автомобили или мотоциклы), что может повлечь за собой серьезные материальные убытки. Обучением вождению лучше всего заниматься на специально предназначенных для этого площадках (даже в том случае, когда вы делаете это без инструктора — попросите опытного водителя отвезти вас туда).
Рисунок 2.36 Нежелательный вариант для обучения старту и начальным приемам вождения
Рисунок 2.37 Подходящее место для обучения вождению — учебная площадка.
Немного остановимся на процессе запуска двигателя. Это не просто поворот ключа, а несколько более значительное действие. Во-первых, необходимо обеспечить условия, при которых в момент запуска машина без нашего ведома не должна никуда поехать. Для этого в автомобиле с механической коробкой передач необходимо сначала нажать на тормоз (автомобиль может покатиться) и выжать сцепление.
Таким образом будет разомкнут первый «мостик» между двигателем
и колесами автомобиля (смотрите рисунок выше), а значит энергия от двигателя не будет поступать к колесам. В дополнение к этому необходимо проверить, установлен ли рычаг в нейтральное положение коробки передач, и, если необходимо, переместить его в это положение. Это необходимо для того, чтобы разомкнуть второй «мостик» между двигателем и колесами, то есть для предотвращения самопроизвольного движения машины ставится «двойной заслон». И только после того, как будут проделаны все описанные процедуры, рука может потянуться к ключу в замке зажигания и повернуть его в крайнее положение. После того, как двигатель заведется, ключ нужно отпустить — он самостоятельно вернется в нужное положение.
К слову сказать…
В некоторых современных автомобилях вместо ключа для запуска двигателя используется специальная кнопка. Это никак не отменяет необходимости всех дополнительных операций — нажатия на педали тормоза и сцепления и проверки нейтральной передачи.
Просто вместо поворота ключа в этом случае производится простое нажатие на кнопку (при условии, что электронный ключ-карта при этом
находится в салоне автомобиля).
Случай из жизни
Почему так важно соблюдать все перечисленные условия для запуска двигателя? Существует масса историй — от веселых до очень грустных — о том, как в момент запуска двигателя машина внезапно начинает движение и это становится причиной самых разных неожиданностей. Так, например, к одним моим знакомым специалистам в мастерскую приехал водитель с повреждением бампера. После того,
как неисправность была успешно устранена, и пришло время забирать машину, её владелец рассчитался за работу и, сев за руль, даже не подумал о том, что его автомобиль, который он обычно ставит на ручник и нейтральную передачу, мастера просто поставят на первую передачу. Поскольку машина стояла возле стенки, а водитель не проверил нейтральную передачу и по привычке не выжал сцепление, то сразу после поворота ключа в замке зажигания автомобиль совершил рывок и снова уперся в стенку только что отремонтированным бампером.
Об историях с куда более печальным финалом, когда при запуске двигателя водитель просто
переезжает своего соседа по гаражу, вообще не хотелось бы говорить, если бы это не было действительно очень серьезно и не заслуживало такого внимания.
После того, как двигатель запущен, попробуйте тронуться на автомобиле, стоящем на ровной площадке, вообще без газа. Не отпуская педали сцепления, включите первую передачу (не подсматривая, как уже умеете — см. предыдущую главу). Правую ногу пока можно вообще убрать с педалей и поставить подошвой на пол. Установив на пол пятку левой ноги, нажимающей на педаль сцепления, начните тянуть её носок на себя. При этом подошва должна по чуть-чуть соскальзывать с педали, позволяя ей перемещаться вверх. Прислушайтесь к машине — когда она задрожит, замрите и подождите некоторое время. После того, как автомобиль свободно покатится, отпустите педаль сцепления. Вы увидите, что машина едет без рывков и дерганий.
Что нужно для того, чтобы остановиться? Снова нажмите на педаль сцепления до упора («в пол»).
Так вы «отсоедините» двигатель от колес, но машина по-прежнему будет продолжать катиться по инерции. Автомобиль может продолжать катиться достаточно долго, поэтому нужно остановить его принудительно — просто легонько нажмите на педаль тормоза (сильное нажатие на педаль приведет к тому, что машина «клюнет» носом и остановка получится жестковатой).
Обратите особое внимание
При многократных повторениях старта, обычно левая нога сползает по педали сцепления, при этом носок задирается вверх, отчего педаль сцепления упирается в середину подошвы. Очень важно не ерзать ногой по педали сцепления — это характерная ошибка. Если нога стоит на педали неудобно, необходимо как-то дожать педаль до упора, после чего выключить передачу, отпустить педаль сцепления и поправить ногу, поставив её удобно. После этого нужно снова выжать сце-
пление и включить нужную передачу
Если площадка недостаточно велика, развернитесь. Для этого снова с высокой точностью поднимите педаль сцепления в точку подхвата и замрите — автомобиль задрожит и самостоятельно начнет движение.
Удерживая паузу, вращайте руль в нужную сторону. Важно весь разворот выполнять на фоне паузы — это позволит не заглохнуть. И только после того, как автомобиль снова выедет на прямую, можно полностью отпустить педаль сцепления.
Снова остановитесь, выжав сначала педаль сцепления, а потом слегка нажав педаль тормоза.
Потренируйтесь трогаться без газа еще несколько раз, пока не почувствуете, что это стало получаться достаточно легко.
Представьте себе, что вы посадили зернышко — просто присыпали его землей и полили водой. Это делается быстро, а дальше от вас уже ничего не зависит — зернышко проклюнется и начнет расти самостоятельно. То же самое и при старте автомобиля: сцепление быстро приводят в точку подхвата и фиксируют паузу — машина задрожит и САМОСТОЯТЕЛЬНО начнет движение.
Вероятно при первых стартах вы будете медленно поднимать сцепление, однако старайтесь запоминать эту точку и соответствующее ей подрагивание автомобиля. В дальнейшем педаль сцепления должна приходить в точку подхвата как можно быстрее, но мы еще поговорим об этом подробнее.
После очередной остановки снова выжмите сцепление и переключите коробку передач в нейтральное положение — теперь машина не будет трогаться с места при отпущенной педали сцепления даже при включенном двигателе.
Настало время потренироваться нажимать на педаль газа. Коснитесь педали газа и сделайте легкие обороты двигателя — педаль должна переместиться не более чем на 3—5 мм. Потренируйтесь удерживать обороты двигателя некоторое время на одном уровне. Когда это получится, займитесь упражнением, имитирующим нажатие педали газа при трогании автомобиля с места, т. е. когда исходным положением правой ноги является педаль тормоза. Другими словами, нужно умудриться бросить тормоз и сразу же нажать на газ так, чтобы обороты двигателя были такими же, как было отработано до этого. Пятка правой ноги должна находиться на полу, а между педалями перемещается только носок. Чаще всего при выполнении этого упражнения у учеников обороты двигателя довольно сильно превышают нужную величину. Это происходит из-за того, что, нажимая на педаль, ученик ждет мгновенной реакции от двигателя и, не дождавшись её, нажимает на педаль сильнее.
Двигатель, которому нужно некоторое время для разгона, в конце концов реагирует, но уже на довольно сильное нажатие на педаль, при этом слышно его недовольное урчание. В связи с этим
нужно потренироваться перемещать педаль буквально по миллиметру, представив, что под нею находится гвоздик — нажмете сильнее,
уколите ногу (рис. 2.38). Потренируйтесь переносить правую ногу с тормоза на газ так, чтобы звук оборотов двигателя был тихим и достаточно комфортным (если есть тахометр — 1500~2000 об/мин).
Рисунок 2.38 Для отработки легкого нажатия на педаль представьте, что у вас под ногой находится гвоздик.
Следующая задача — совместить работу педалей сцепления и газа левой и правой ногой, а именно: подъем педали сцепления левой ногой и перенос правой ноги с педали тормоза на педаль газа с последующим нажатием. На самом деле, всё очень
просто, если представить себе, что левая и правая ноги соединены между собой специальной палочкой-тягой(рис. 2.39), которая позволяет им шевелиться друг относительно друга, но не позволяет им сближаться или удаляться друг от друга.
Исходное состояние — левая нога на сцеплении в пол, а правая — на тормозе. Получается, что, когда левая нога поднимается, правая, благодаря этой тяге, сталкивается и перемещается на газ. Поэтому путь от полностью выжатой педали сцепления до точки подхвата равен пути правой ноги от тормоза до газа. Эти два перемещения одинаковы и могут выполняться синхронно и отличаются лишь направлением — левая нога перемещается снизу вверх, а правая — слева направо. Очень частая ошибка — человек сразу помещает правую ногу на газ и пытается левой поднимать сцепление, в результате, педаль газа опускается гораздо больше, чем это нужно. Именно поэтому в данном случае не работает пример с «ножницами» (левая нога поднимается, правая на столько же опускается — как концы ножниц), который приводят очень большое число инструкторов.
Потренируйтесь перемещать ноги (не нажимая на педали) так, словно они соединены тягой. Удерживая педаль тормоза нажатой и выжав сцепление в пол, включите первую передачу. После этого, не боясь заглохнуть и помня о «соединении» между носками левой и правой ног, постепенно поднимите педаль сцепления в точку подхвата, одновременно перемещая носок правой ноги на педаль газа (легкий газ — около 1500 об/мин).
Главное, не спешить и делать всё аккуратно. Очень часто первый подобный старт получается слишком жестким и ученику кажется, что он слишком сильно нажал на газ или слишком быстро поднял педаль сцепления. На самом деле, причина этого заключается в ВЫСОТЕ подъема педали сцепления — если поднять педаль недостаточно, машина не поедет и будет «рычать» вхолостую; если же педаль будет поднята слишком высоко, то получится сильный рывок — машина дернется и заглохнет.
Многократными подходами необходимо добиваться того, чтобы одновременно левая нога приходила в точку подхвата по сцеплению, а правая — в точку подхвата по газу. В этом случае будет достигнут мощный, уверенный и, самое главное, плавный старт. При этом важно понимать, что фразы «плавно отпускай сцепление» и «легко газку поджимай» не подходят по той простой причине, что речь идет не о плавном подъеме педали сцепления, а о плавном старте автомобиля, для чего обе педали должны быстро и точно перемещаться на строго определенную высоту.
Рисунок 2.39 Согласовать работу левой и правой ног можно, представив, что они соединены специальной палочкой-тягой.
Представьте себе девочку, которая, стоя перед зеркалом с пинцетом, решила подправить себе брови. Она взялась за волосок, хорошенько прицелилась, а потом плавненько тянет-потянет. Обычно, когда я привожу этот пример, девушки морщатся и говорят, что так делать ни в коем случае нельзя, потому что это просто издевательство над собой. И тут не поспоришь — лучше всего точно прицелиться, после чего сделать жесткое мощное движение. То же самое касается сцепления — гораздо важнее поднять педаль быстро и на совершенно определенную высоту. В связи с этим чаще всего ошибка обучения вождению заключается в том, что слово «точно» трактуется учителями как «плавно», а слово «быстро» — как «грубо». Необходимо понимать, что в автомобиле педали перемещаются с высокой точностью и высокой скоростью. Это очень важно
Еще одной распространенной ошибкой является поспешность при старте автомобиля.
Очень часто, пытаясь тронуться быстро, ученик старается проделать всё быстрее, не выдерживая ПАУЗУ. Необходимо помнить, что педаль сцепления нужно поднимать только до начала падения оборотов двигателя и ни на миллиметр выше после этого. Уже через некоторое мгновение вы почувствуете спиной, что машина поехала. При этом старт будет плавным и красивым. Если же поторопиться и поднять сцепление сразу до ощущения движения спиной, то, как правило, нога поднимется выше, чем нужно, и машина просто заглохнет. Другими словами, поехать быстрее получится лишь в том случае, если не спешить. Чем дольше ПАУЗА, тем более плавно поедет машина, а значит, тем меньше шансов, что двигатель заглохнет.
К слову сказать…
Стоит отметить, что современные автомобили, оборудованные кондиционером или гидроусилителем руля, имеют специальную электронную систему поддержания постоянного холостого хода. Суть её работы заключается в том, что при включении кондиционера или усилителя происходит автоматическое увеличение подачи топлива в двигатель, чтобы компенсировать создаваемую ими нагрузку.
«Побочным» эффектом электронной системы холостого хода является то, что водителю «прощаются» небольшие ошибки в работе педалью сцепления —
даже если она поднимается слишком высоко, двигатель не глохнет из-за недостатка мощности, поскольку электроника автоматически корректирует его работу. Конечно, это в значительной мере облегчает управление автомобилем, поскольку тронуться на нем гораздо легче. Как всегда научно-технический прогресс в автомобилестроении создает иллюзию мастерства у начинающего водителя. Однако, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. Электронные помощники — это всего лишь помощники.
Подраздел 2.1 Посадка за рулем, настройка зеркал, руление и переключение передач | Особенности движения в дождь Обгон и встречный разъезд Параллельная парковка передним ходом | Подраздел 2.3 Упражнение «старт—остановка» |
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
comments powered by Disqus
Пять признаков того, что вашему автомобилю требуется замена диска сцепления
Перейти к основному содержанию 920 Auto Group Ave NE
Направления
Салем, Орегон 97301
- Отдел продаж: 503-587-5500
- Сервис: 503-587-5500
- Запчасти: 503-587-5500
Ваш путь на бульваре!
Скрыть Показать
Не секрет, что многие водители предпочитают автомобили с механической коробкой передач.
С точки зрения механики, механические коробки передач относительно легко ремонтировать, что упрощает уход за ними. Со временем в результате естественного износа диск сцепления может изнашиваться. Когда это произойдет, мощность двигателя не сможет передать колеса, и ваш автомобиль застрянет на месте. К счастью, есть признаки того, что диск сцепления полностью выходит из строя. Если вы заметили что-либо из этого в своем Subaru, обязательно отнесите его на обслуживание к нашему специалисту.
5. Мягкая/просевшая педаль сцепления
Хотя педаль сцепления не имеет прямого отношения к диску сцепления, но ощущение «мягкости» педали сцепления является признаком того, что ваша коробка передач нуждается в обслуживании. Это может быть вызвано утечкой жидкости сцепления или воздуха в системе. И то, и другое приведет к мягкому или губчатому ощущению педали сцепления. Иногда педаль даже проваливается в пол, не в силах вернуться в нормальное положение.
4. Запах гари
Запах гари может указывать на необходимость замены диска сцепления. Диск сцепления представляет собой фрикционную пластину, которая позволяет трансмиссии работать с двигателем, поэтому вы можете переключать передачи. Из-за износа фрикционное покрытие диска сцепления стирается, и когда вы оголяете его, оно трется металлом о металл при переключении передач. Это вызывает не только повреждение, но и запах гари. Если вы обнаружите запах гари во время вождения, это может быть ваша трансмиссия.
3. Скрежет при переключении передач
Во время движения вы можете слышать скрежет при переключении передач. Этот скрежет может быть связан с одной из двух вещей: диск сцепления или синхронизаторы коробки передач. Синхронизаторы работают, чтобы сделать переключение более плавным при переключении между диапазонами оборотов. Какой бы ни была причина, любой скрежещущий звук во время вождения или переключения передач является верным признаком того, что ваш автомобиль должен быть осмотрен профессионалом.
2. Нужны более высокие обороты
Как правило, водители автомобилей с механической коробкой передач хорошо знают свой автомобиль. У них есть общее представление о том, сколько оборотов в минуту необходимо для достижения скорости на определенных передачах. Когда ваш диск сцепления начинает изнашиваться, он может начать проскальзывать. Когда это произойдет, вы заметите, что для достижения желаемой скорости требуется больше оборотов, чем ожидалось. Это также идет рука об руку со скрежещущим звуком и запахом гари, как обсуждалось выше.
1. Переключение передач затруднено
Исправное сцепление позволяет водителю без проблем переключаться между передачами. Когда сцепление начинает изнашиваться, переключение между передачами становится затруднительным. Плавное переключение передач заменено более грубым переходом. Вы можете обнаружить, что педаль сцепления не работает так, как вы привыкли, и вы не сможете переключаться так же легко, как когда-то.
Капитолий Субару Салема
920 Auto Group Ave NE
Направления
Салем, Орегон 97301
- Отдел продаж: 503-587-5500
- Сервис: 503-587-5500
- Запчасти: 503-587-5500
- Специальные услуги
- Скидки на запчасти
История автомобиля. Часть 5: Сцепление и шестерни
Сцепление и шестерни.
Крутящий момент — это мощность двигателя, а лошадиная сила — это скорость двигателя. Шестерни являются средством преобразования крутящего момента в лошадиные силы или мощности в скорость.
Для любой заданной скорости двигателя выбор передачи определяет скорость и мощность вашего автомобиля.
Сцепление — это средство соединения шестерен с двигателем, позволяющее вращать двигатель для вращения колес автомобиля. Крутящий момент — это крутящая сила или способность двигателя вращать колеса автомобиля. Чем больше двигатель, тем больше его способность вращать колеса.
Двигатель на малых оборотах (tick over) не вырабатывает достаточной мощности (крутящего момента) для движения автомобиля с места. Для этого нужны шестеренки. Когда автомобиль движется, вам не нужна такая большая мощность, но вам нужна большая скорость.
Представьте, что вы толкаете автомобиль с места. Сначала вам нужно много энергии, но как только он начнет двигаться, вам понадобится скорость.
Муфта.
Сцепление служит для нескольких целей:
- Запуск и остановка автомобиля
- Управление низкой скоростью при маневрировании
- Выбор нейтрального положения во время временной остановки, что позволяет вам оставаться неподвижным при работающем двигателе
- Выбор передачи при движении автомобиля
- Выбор задней передачи
Использование сцепления.
При использовании сцепления во время движения автомобиля оно должно быть полностью выжато, а затем подконтрольно поднято. Сцепление должно быть сбалансировано с акселератором для плавного переключения.
При движении с места и при маневрировании на малой скорости вам нужно будет найти поклевку. Это момент, когда двигатель начинает соединяться с передачами и пытается повернуть колеса вашего автомобиля. Это известно как проскальзывание сцепления, и именно здесь диски сцепления начинают соприкасаться.
Если бы ручной тормоз не был включен, автомобиль начал бы движение. Поскольку сцепление доведено до полного контакта и передачи мощности двигателя, если ручной тормоз все еще был нажат, двигатель заглох бы. Либо двигатель вращается, а колеса движутся, либо колеса остаются неподвижными, и двигатель присоединяется к ним.
В поисках укуса.
Есть 3 способа узнать, что вы нашли укус.
По звуку двигателя:
- Когда сцепление поднимается ногой, диски сцепления в двигателе начинают соприкасаться.

- В этот момент звук двигателя изменится под нагрузкой.
Наблюдение:
- При включенном ручном тормозе, когда вы поднимаете сцепление, автомобиль пытается двигаться.
- Этому препятствует ручной тормоз, заблокировавший задние колеса.
- Сначала поднимется фронт.
- При движении задним ходом он будет опускаться вниз, когда автомобиль поворачивается вокруг фиксированной задней оси.
На ощупь:
- Подняв сцепление до упора, вы почувствуете движение автомобиля, пытающегося повернуться вокруг задней оси.
- В машине будет вибрация
Управление сцеплением:
- Если ваша пятка держится на полу, и вы обнаруживаете поклевку, поворачиваясь лодыжкой.
- При необходимости дайте пятке соскользнуть на пол.
- Это приведет к гораздо большему контролю и меньшей усталости, чем если бы вы находились в воздухе.

- Если ваша нога находится в воздухе, вы поддерживаете вес своей ноги.
- Но вам также придется преодолевать давление педали сцепления.
Поставив ногу на пол, как только вы укусите, и автомобиль попытается двигаться. Отпустите ручной тормоз и позвольте пружине педали сцепления оттолкнуть вашу ногу. Обратите внимание, что вы должны координировать свои действия с ускорителем и делать правильные наблюдения. Ношение правильной обуви поможет.
Шестерни.
Шестерни дают механическое преимущество. Низкие передачи самые мощные, а высокие — самые быстрые. Когда вы переключаетесь между передачами, вы обмениваете мощность на скорость.
Низкая передача (1-я) может иметь передаточное число 4:1. Это 4 оборота двигателя на 1 оборот колес. Это прикладывает большую мощность к колесам транспортного средства и используется для движения транспортного средства с места.
Высокая (4-я) передача может иметь передаточное число 1:1.
Это 1 оборот двигателя на 1 оборот колес. Это дает большую скорость.
Промежуточные шестерни (2-я и 3-я) и передаточные числа известны как рабочие шестерни. Пониженные передачи, будучи более мощными, используются для трогания с места и движения в гору, где требуется больше мощности.
Пониженная передача также может использоваться для замедления автомобиля. Это форма торможения, называемая компрессией двигателя. Это можно использовать при спуске с холма или на скользкой поверхности, где торможение колес может привести к заносу.
Более высокие передачи будут использоваться в ситуациях, когда требуется большая скорость, например, на открытой дороге. Поскольку более высокая передача означает меньший крутящий момент (мощность) на ведущие колеса, их следует использовать на скользкой поверхности.
Повышающая передача, известная как 5-я передача, может иметь передаточное число 1:0,8, что означает, что колеса автомобиля вращаются быстрее, чем двигатель. Это используется для экономии топлива.
Использование шестерен.
Правильная передача — это та, которая дает наилучший отклик на органы управления. Каждый раз, когда вы переключаете передачу, вы отсоединяете двигатель от ведущих колес. У вас больше контроля, если ваш двигатель соединен с ведущими колесами.
Когда вы отсоединены, при торможении компрессия двигателя отсутствует. И нет отклика на педаль газа, если разгоняешься.
Вы можете остановиться на любой передаче. Вы всегда должны быть на передаче при трогании с места, а не при переключении передач.
Замена блока.
Включение передачи означает больший контроль над автомобилем. По этой причине вы можете заблокировать переключение передач там, где это необходимо.
Размен денег с 4 до 2 так называется, потому что это может быть дорого, если вы не сбросили достаточно скорости. При переключении на более высокую передачу будьте осторожны и не проводите слишком много времени на более низкой передаче, так как это увеличивает нагрузку на двигатель.
Также чрезмерная мощность на ведущих колесах может вызвать пробуксовку колес.
При переключении на пониженную скорость лучше снижать скорость за счет торможения, чем использовать компрессию двигателя. Это потому, что лучше сопоставить вашу передачу со скоростью, чем вашу скорость с передачей. Кроме того, следующие за вами транспортные средства получают выгоду от ваших стоп-сигналов.
Тормоз для замедления и переключения передач.
Движение по инерции.
Движение автомобиля на нейтральной передаче (выключенной передаче) называется движением накатом. Это может быть опасно по следующим причинам.
- У вас не будет ответа от акселератора, если вам нужно ускориться вне опасности
- Это может произойти, если вы посмотрели в зеркало и вас вот-вот ударят сзади
- При торможении не будет компрессии двигателя, что поможет вам снизить скорость
- Отключив питание от ведущих колес, вы также можете повлиять на управляемость вашего автомобиля
Компрессия двигателя.
Это происходит, когда вы включаете передачу с выжатым сцеплением и педалью акселератора. Вы тоже можете тормозить.
Часть энергии вашего транспортного средства, которая должна была бы двигаться вперед, теперь используется для проворачивания двигателя. Вы также уменьшили подачу топлива в двигатель. При понижении передачи скорость теперь превращается в мощность.
Замедление с помощью компрессии двигателя не рекомендуется при обычном вождении, так как сигнал торможения не подается. Компрессия двигателя может быть полезным дополнением к торможению на скользком дорожном покрытии.
Не забудьте коснуться педали тормоза, чтобы подать сигнал стоп-сигналом, если используется только компрессия двигателя.
Автоматика.
Считается, что автомобили с автоматической коробкой передач расходуют больше топлива, чем автомобили с механической коробкой передач. Причина этого в том, что в автоматах используется жидкостный маховик. Это менее эффективно при преобразовании мощности двигателя во вращение ведущих колес.
Механическая коробка передач имеет прямое механическое соединение с ведущими колесами, что более эффективно. Поскольку ручное управление имеет прямую связь между двигателем и колесами, вы можете либо толкать, либо буксировать автомобиль с ручным управлением.
Преимуществом автоматической машины является простота использования, особенно в местах с большим скоплением людей. Эта простота использования позволяет использовать их водителям с ограниченными физическими возможностями.
При обычном вождении следует пользоваться только правой ногой. Водителям, привыкшим к руководствам, потребуется время, чтобы привыкнуть пользоваться только правой ногой. Важно использовать только правую ногу, так как когда вы ускоряетесь, вы не тормозите, и наоборот.
Автоматические коробки передач.
Они зависят от производителя и модели. Кроме того, производители транспортных средств иногда допускают выбор различных режимов передачи. Например, у вас может быть спортивный или экономичный режим.
Большинство селекторов передач будут иметь следующее:
- P-Park
- R-задний ход
- N- нейтральный
- D-привод
- 1- Первая передача
- 2- Вторая передача
Парковка блокирует трансмиссию, поэтому ее следует использовать только в неподвижном состоянии.
Реверс и нейтраль говорят сами за себя.
В режиме Drive скорость и нагрузка на двигатель воспринимаются трансмиссией. Это позволяет вашему автомобилю выбрать правильную передачу. Выбор пронумерованных передач позволяет удерживать автомобиль на более низкой передаче. Это полезно для маневрирования и спуска с горы.
Кик-даун.
При необходимости обеспечивает дополнительное ускорение. Чаще всего используется для ускорения до обгона. Он делает это, понижая передачу в автоматической коробке передач. При отпускании акселератора и возврате к нормальному давлению трансмиссия выберет соответствующую передачу.
Ползучесть.
Когда вы находитесь в режиме Drive, но не нажимаете на педаль акселератора, ваш автомобиль будет двигаться вперед. Чем выше установлен такт вашего двигателя, тем больше тенденция к ползанию вперед. Автомобиль с механической коробкой передач на 1-й передаче с выжатым сцеплением и отпущенной педалью акселератора также будет двигаться вперед.
В неподвижном состоянии используйте ручной тормоз. Не полагайтесь на ползучесть, чтобы удержать вас на склоне, так как двигатель может заглохнуть.
Маневрирование.
В автомобиле с механической коробкой передач управление на низкой скорости осуществляется с помощью сцепления.
С автоматом эта возможность использовать сцепление отсутствует. При маневрировании с автоматом на малой скорости скорость вашего автомобиля будет определяться рядом факторов:
- Скорость вашего двигателя колеблется, что приводит к ползучести.
- Величина ускорения, обеспечиваемая педалью.
- Подъем и падение развала и уклона.




