25Май

Что значит полный привод: принцип работы, системы и технологии

Полный привод | это… Что такое Полный привод?

У этого термина существуют и другие значения, см. Полный привод (значения).

Наиболее распространённая (но не единственная) схема трансмиссии полноприводного автомобиля.

По́лный при́вод (4×4, 4WD, AWD и т. п.) — конструкция трансмиссии автомобиля, когда крутящий момент, создаваемый двигателем, передаётся на все колеса.

До восьмидесятых годов полный привод ассоциировался исключительно с вездеходами, а полноприводные автомобили имели увеличенные дорожный просвет и другие атрибуты повышенной проходимости.

Однако после появления системы quattro на чисто дорожных автомобилях Audi и ряда аналогичных систем у других компаний, привод на все колёса стал рассматриваться и как средство повышения ходовых качеств обычных автомобилей без задачи повышения проходимости. В этом случае обеспечивается наиболее эффективное использование мощности двигателя при любом режиме движения, улучшается управляемость, особенно на скользких покрытиях.

Именно с этими целями полный привод используется на спортивных автомобилях, например, Lamborghini Murciélago и некоторых моделях Porsche, широко распространен на автомобилях Subaru, а также на представительских автомобилях для повышения уровня активной безопасности — примеры такого использования включают системы 4Matic (на автомобилях Mercedes Benz), XWD (Saab), xDrive (BMW), AWD (Volvo), а из отечественных разработок — трансмиссию малосерийной представительской «Волги» ГАЗ-3105.

Можно выделить три основных схемы полного привода: подключаемый полный привод (part-time), постоянный полный привод (full-time) и постоянный по требованию полный привод (on-demand full-time).

Содержание

  • 1 Подключаемый полный привод
  • 2 Постоянный полный привод
  • 3 Полный привод по требованию (англ. TOD — torque on demand)
  • 4 Ссылки

Подключаемый полный привод

Самая простая и в то же время самая надежная схема полного привода: при нормальной эксплуатации момент передаётся только на одну ось, а при необходимости подключается вторая ось — с помощью раздаточной коробки. При подключении о́си жестко связываются между собой и вращаются с одинаковой скоростью, что создаёт некоторые ограничения: полный привод можно использовать только на покрытиях, допускающих проскальзывание колес (грязь, песок, снег, лед и т. п.).

При жесткой связи ведущих мостов в трансмиссии может возникнуть циркуляция мощности. При движении по хорошей горизонтальной дороге циркулирующая мощность (ЦМ) может быть значительной. ЦМ не используется для преодоления сил сопротивления движению автомобиля, дополнительно нагружает механизмы трансмиссии и шины, вызывая их повышенное изнашивание. Кроме того, из-за увеличения суммарной мощности, передаваемой через механизмы трансмиссии, возрастают потери мощности в трансмиссии на буксовании колес, увеличивая расход топлива и изнашивание деталей двигателя. Поэтому ЦМ является вредной, и ее часто называют паразитной мощностью. Чтобы уменьшить дополнительное изнашивание механизмов трансмиссии, шин и расход топлива, вызванных ЦМ и перераспределением крутящего момента, при раздаточной коробке с блокированным приводом необходимо включать передний ведущий мост только для повышения проходимости и устойчивости автомобиля. При движении по хорошим дорогам необходимо принудительное отключение переднего ведущего моста для устранения циркуляции мощности или перераспределения крутящего момента.

Таким образом основной недостаток подключаемого полного привода проявляется при перемещении по поверхности с часто меняющимися свойствами — асфальт с пятнами льда или снега, твердый грунт с участками грязи и тд. Необходимо либо постоянно подключать и затем выключать передний мост (что иногда сопряжено с определенными сложностями в зависимости от реализации способа подключения моста), либо перемещаться на заднем мосту, рискуя застрять, либо перемещаться на полном приводе, изнашивая трансмиссию циркуляциями мощности на хороших участках дороги.

Постоянный полный привод

Постоянный полный привод подразумевает постоянное подключение всех колёс к двигателю, для чего он подключается к осям через дифференциал. Некоторые модели автомобилей имеют принудительную блокировку межосевого дифференциала, что позволяет им становиться аналогичными автомобилям с подключаемым полным приводом (в общем это повышает проходимость автомобиля). Некоторые современные автомобили имеют электронное управление межосевым дифференциалом, позволяющее динамически менять соотношение передаваемого момента между осями. В основном это используется для уверенного движения по дорогам, например, в системах динамической стабилизации. Тем не менее, в некоторых ситуациях это может внести неоднозначность в реакциях автомобиля на педаль газа.

Некоторые вседорожники имеют раздаточную коробку, поддерживающую как режим постоянного полного привода, так и режим подключаемого полного привода, то есть имеют дифференциал, блокировку дифференциала и возможность полного отключения одной оси. Такая схема считается наиболее предпочтительной для многоцелевого вседорожника.

Полный привод по требованию (англ. TOD — torque on demand)

Эта схема классифицируется продавцами автомобилей как разновидность постоянного полного привода. Преимуществ «настоящего» постоянного полного привода не даёт. Фактически, это подключаемый полный привод с тем отличием, что подключение происходит автоматически. В этой схеме одна ось подключена жестко, а вторая (передняя или задняя, чаще — задняя) подключается при проскальзывании первой через разнообразные муфты (вискомуфта (Гольф-3), Халдекс (Гольф-4), многодисковая гидромуфта (Subaru с АКПП серий TZ)…). Управление муфтой осуществляется электроникой или механико-гидравлическим образом, за исключением вискомуфты. Недостатком такой схемы можно считать необходимость улавливания момента включения полного привода для корректировки управления автомобилем. В некоторых случаях это приводит к неоднозначности реакций на добавление тяги (открытие газа) и усложняет контроль над автомобилем на бездорожье. Вискомуфта сравнительно ненадёжна и может быть быстро выведена из строя на тяжёлом бездорожъе.

Ссылки

  • Особенности полного привода Toyota, часть 1
  • Особенности полного привода Toyota, часть 2
  • Особенности полного привода Toyota, часть 3
  • Полный привод Subaru
  • Полный привод Nissan
  • Полный привод Mitsubishi
  • Полный привод Skoda
  • Классификатор полноприводных автомобилей

Полноприводный автомобиль: достоинства и недостатки

Полный привод появился у легковых автомобилей в середине прошлого века, когда окончательно стало понятно, что хорошая проходимость нужна не только грузовикам и военным экипажам.

Что такое полный привод простыми словами

Полный привод — это конструкция трансмиссии при которой сила мотора передается на переднюю и заднюю ось, то есть автомобиль «двигают» все колеса. Распределением мощности от коробки передач до колес занимается раздаточная коробка. Тенденция последнего времени в замене классического полного привода электронными помощниками, распределяющими тяговое усилие по своему усмотрению. Постоянная связь всех колес с мотором становится реже, уступая место более дешевым компромиссным решениям.

Как работает полный привод и его виды

Постоянный полный. В нем две оси напрямую присоединены к раздаточной коробке. Именно так было у старых внедорожников прошлого века, ездящих исключительно по грязи. Их колеса вращались с одинаковой скоростью даже когда какие-то из них буксовали, а другие были зацеплены за твердую поверхность. Из-за технических особенностей у таких машин на асфальтовой дороге быстро выходила из строя трансмиссия, поэтому раздаточной коробке добавили так называемый межосевой дифференциал. Он дозирует мощность между осями, позволяя им вращаться с разной скоростью. Когда колесо застревает в грязи и начинает буксовать, тяга на нем пропадает из-за чего машина может бесконечно шлифовать на месте. Против этого придумали блокировку межколесного дифференциала для одинаковой скорости вращения колес. С ней автомобиль сохраняет движущую тягу даже когда попал в замес.

Вымирающий вид полного привода — подключаемый полный. Это своего рода переходный этап с одной раздаточной коробкой и двумя трубами на обе оси без блокировки и дифференциала. В отличие от внедорожников из далекого прошлого в таком варианте трансмиссии можно отключать тягу на вторую ось. То есть на твердой поверхности автомобиль моноприводный, а в тяжелой грязи становится максимально простым внедорожником. Подключаемый полный привод остался в арсенале редких экземпляров полноценных внедорожных машин, так как в обычной эксплуатации автомобиль ничем не отличается от легковушки, но больше потребляет топлива из-за массы всей конструкции, а на грязи лишен всяких технических и электронных помощников.

Переключаться между режимами привода можно только после полной остановки, а еще важно не забывать отключать вторую ось на асфальте, иначе она быстро выйдет из строя.

Самый популярный вид полноприводной трансмиссии — через муфту, принцип которой напоминает обычную шестерню с цепляющимися лопастями. Автомобиль подключает заднюю ось, если мощности одной не хватает. Чем больше машина буксует, тем больше мощности перекидывается на подключаемые колеса. Технически муфты могут отличаться, но принцип один. Среди достоинств подобной конструкции относительная легкость и дешевизна. К недостаткам надо отнести недолгое время работы муфты. Минут через 10 – 20 (у всех современных кроссоверов по-разному) активной езды в грязи она перегревается и отключается. Автомобиль предупреждает вас о перегреве и предлагает повременить с полным приводом. В остальных случаях умеренного использования такого «квазиполного» привода хватает.

Плюсы полного привода

Очевидное преимущество, заставившее столетие назад добавить тягу на все колеса, и главная отличительная особенность — хорошая проходимость. Благодаря системе полного привода внедорожники получают суперспособность прокладывать маршруты, где их не было, а кроссоверы прибавляют уверенности своим владельцам в отличие от моноприводных легковушек.

4×4 полный привод хорошо чувствует себя не только только на бездорожье, но в разных нештатных ситуациях. Например, на скользкой дороге или в резком повороте. Тяга на всех колесах крепче цепляет машину за поверхность, она лучше слушается руля. Разгон на полном приводе уверенный: автомобиль «приседает» на все четыре колеса, его сложнее сорвать в букс, который гасит динамику.

Еще одно качество, опосредованно связанное с полным приводом, — высокий клиренс. Полноприводные машины обычно выше над землей (стандартно около 20 см, чего нет у большинства легковых автомобилей). Этого хватает, чтобы не цеплять бордюры бампером, ездить по глубокой колее и взбираться на пригорки.

Минусы полного привода

Любой полный привод (4WD) — это дополнительные детали в конструкции. Раздаточная коробка, вал отбора мощности, муфта и прочие узлы увеличивают общую массу машины. Из-за нее становится больше расход топлива и снижается динамика. Попробуйте сравнить модели с разным типом привода, одним мотором и коробкой передач. Наверняка у полноприводного варианта будет меньше максимальная скорость и хуже разгон. Из-за этого некоторые производители ставят на свои полноприводные модели только механическую коробку передач, которая хоть как-то компенсирует потерю в мощности.

Полный привод 4WD, как мы сказали, добавляет деталей, а значит удорожает производство. Автомобили с полным приводом стоят больше моноприводных аналогов. Вкупе с повышенным расходом содержание становится ощутимо затратнее. То же касается ремонта, который позволят себе не все. «Поставить на ход» машину со всеми ведущими всегда будет дороже.

Поверив в силу полного привода легко однажды вылететь с дороги. Многие воспринимают его как средство от всех неприятностей на дороге, но забывают, что главное действующее лицо в машине — они сами. Не электронные системы помощи в управлении и не возможности трансмиссии. Они лишь дополняют. Поэтому все достоинства полноприводных автомобилей раскрываются с опытом вождения, хоть на лесной колее, хоть на льду во дворе.

Кому подойдет полный привод

Прежде чем давать советы из категории «для кого» нужно узнать «зачем». Полный привод в современном автомобильном мире существует в двух видах: постоянный и подключаемый. Первый вариант подойдет людям с нуждой регулярно ездить по плохим дорогам. Для остальных есть альтернатива в виде муфты, которая сейчас самая популярная.

Особенности полного привода — это как дополнение к автомобилю у которого среди прочих характеристик будет повышенная проходимость. Даже если она не нужна — вы будете знать, что возможность есть. Несколько раз за зиму проехать через заваленный снегом край дороги или добраться куда-то по разбитой грунтовке приятнее с полным приводом.

Перед покупкой машины с полным типом привода узнайте об особенностях конкретной модели: про типичные поломки и слабые места, особенности обслуживания и эксплуатации. Ответьте на вопрос: готовы ли вы переплачивать за те преимущества, которые будут, но, возможно, останутся без применения. Также не забывайте про обслуживание и ремонт, цена за которые априори выше.

И не забывайте, что полный привод — технически сложная система, диагностика и ремонт которой должны выполнять только квалифицированные специалисты. Такие как мастера FAVORIT MOTORS. Наши сервисмены знают все технические особенности обслуживаемых марок и дают гарантию на все выполненные работы.

Что значит полный привод?

 

AWD и 4WD (полный привод) часто используются взаимозаменяемо в автомобильном мире, но эти два термина представляют собой две разные трансмиссии. 4WD обычно подходит для условий движения по бездорожью, поскольку он предлагает универсальность для передвижения по любой местности. Полный привод, с другой стороны, хорошо работает в различных дорожных ситуациях, за исключением условий бездорожья. Чтобы лучше понять различия между AWD и 4WD, мы описали, как каждый из них может принести вам пользу, их индивидуальные недостатки и малоизвестные факты об обоих.

 

Полный привод и полный привод в различных условиях вождения

Поскольку полный привод и полный привод передают мощность на все четыре колеса, обе трансмиссии имеют преимущество в снежных или дождливых условиях, особенно когда вы склонны к потере сцепления с дорогой. Таким образом, вложение в любую из этих систем стоит ваших денег, если вы живете в районах, где дорога часто покрыта льдом или скользкая от дождя. Однако в более холодных погодных условиях, например, в регионах, постоянно покрытых снегом, система полного привода имеет большее преимущество, чем другая. В наши дни большинство систем полного привода позволяют водителю выбирать режим «снег» или «низкое сцепление с дорогой» в зависимости от дорожной ситуации, но даже его автоматическая система может действовать быстрее, чем вы, если это необходимо. Если вы энтузиаст бездорожья, 4WD может быть лучшим вариантом. Полный привод лучше всего подходит для условий бездорожья, например, при движении по глубокой воде или подъеме по крутым холмам.

 

Плюсы и минусы полного привода и полного привода

Самым большим преимуществом системы полного привода является то, что вам не нужно переключать режимы вручную. В системах полного привода все четыре колеса вращаются постоянно, и при внезапной потере тяги он сразу передает мощность туда, где это требуется. Полный привод применяется на широком спектре автомобилей, от небольших седанов до внедорожников всех размеров, предоставляя вам множество вариантов. Полный привод работает плавно в различных условиях, от сухих до дождливых и снежных, но считается менее эффективным в гористой и суровой местности. Напротив, 4WD оптимален для грунтовых дорог, включая гравийные, песчаные и даже усыпанные валунами тропы. В настоящее время многие системы 4WD являются автоматическими, поэтому автомобили могут самостоятельно переключаться между 2WD и 4WD при необходимости. В целом, если вы обычно ездите в ненастную погоду, полноприводный или 4WD может быть хорошим выбором. Но обе трансмиссии менее экономичны, поскольку они обычно увеличивают вес автомобиля, что снижает экономию топлива и приводит к более высокой стоимости топлива.

 

Малоизвестные факты о полном приводе и полном приводе

Большинство людей знают, что полный привод полезен на снегу и льду, но менее известно, что полный привод может также помочь на сухих дорогах или в перечисленных выше погодных условиях. Полный привод может помочь вам в более быстром ускорении, так как все четыре колеса обеспечивают мощность и тягу, что заставляет некоторые спортивные автомобили тяготеть к полному приводу. В Kia Stinger GTS, например, используется динамическая система полного привода с режимом дрифта, что привлекает водителей, которые получают удовольствие от вождения. Хотя модель включает в себя систему полного привода от обычного Stinger, она отличается передачей определенного количества мощности на задние колеса при активации спортивного режима. Между тем, электронная система полного привода все чаще применяется в автомобилях класса люкс для поддержания стабильных характеристик вождения и повышения эффективности использования топлива. Эта система передает большую часть своей мощности на задние колеса в нормальных условиях движения, например, на сухой дороге. Но при столкновении с обледенелой дорогой автомобиль автоматически распределяет крутящий момент на переднюю и заднюю части для сохранения устойчивости. Благодаря электронному полному приводу теперь больше водителей могут одновременно наслаждаться ловкостью управления задним приводом и безопасностью полного привода.

Полный привод и полный привод — разница и сравнение

Полный привод или Полный привод означает, что автомобиль предназначен для одновременной передачи мощности на все четыре колеса и в большинстве случаев не может быть переключился на вариант с приводом на два колеса (2WD). Распределение мощности на передние и задние колеса отличается от одной системы к другой.

4WD или полный привод (полный и неполный рабочий день) также означает, что автомобиль оснащен трансмиссией, которая позволяет всем четырем колесам одновременно получать крутящий момент от двигателя.

AWD и full time 4WD по сути означают одно и то же, за исключением некоторой разницы в настройках мощности — 4WD имеет три настройки: 2WD (полный привод), низкий и высокий; в то время как у большинства автомобилей с полным приводом отсутствует опция 2WD. Эти термины взаимозаменяемы производителями автомобилей, поэтому вам следует запросить подробную информацию о транспортном средстве, прежде чем инвестировать в него.

Для автомобилей с более чем 4 колесами полный привод означает, что все колеса приводятся в движение, а 4WD означает, что приводятся четыре колеса.

Сравнительная таблица

Сравнительная таблица полного и полного привода
Полный привод Полный привод
Примеры Pontiac Vibe, Toyota Matrix, Subaru Legacy GT. Внедорожники Suzuki (неполный рабочий день), Mitsubishi Montero (полный рабочий день)
Типы Системы полного привода могут быть автоматическими или выбираемыми. 4WD работают неполный или полный рабочий день.
Определение Полный привод имеет центральный дифференциал и, таким образом, предназначен для одновременного привода всех четырех колес. 4WD в зависимости от типа предназначены для автоматической регулировки мощности на передние и задние колеса в зависимости от дорожных условий.

Плюсы и минусы AWD и 4WD

Системы полного привода и полноприводные системы имеют центральный дифференциал, который позволяет им работать в любых дорожных условиях и предназначен для использования в любое время года. Однако он потребляет больше топлива и стоит дороже, чем другие системы. Однако системы полного привода, работающие неполный рабочий день, должны быть включены из двухколесного в четырехколесный режим, когда это необходимо, и отключены, когда это не требуется, чтобы избежать механических повреждений. Это может быть обременительно, если вы привыкли путешествовать в суровых условиях. Эта система идеальна для людей, которые не хотят покупать дорогой полноприводной автомобиль и хотят использовать его время от времени.

Типы полного привода и полного привода

Полный привод может быть автоматическим или выбираемым. Автоматический полный привод, как следует из названия, является системой по требованию, что означает, что в нормальных дорожных условиях задействована только одна ось автомобиля. В условиях плохой дороги включается вторая ось. В выбираемых полноприводных автомобилях вы можете выбирать степень зацепления колес. Этот тип системы можно увидеть в автомобилях или кроссоверах.

Полноприводные автомобили могут работать неполный или полный рабочий день. Полноприводные автомобили с частичной занятостью спроектированы таким образом, что настройки могут переключаться с 2WD на низкий или высокий 4WD вручную с помощью рычага или переключателя. Режим 2WD используется для движения по нормальным дорожным условиям. Низкие настройки 4WD используются для движения по очень скользким дорогам, песку, крутым склонам или грязи, где скорость автомобиля очень низкая (обычно ниже 45 км/ч). Высокие настройки используются при движении по снегу, льду, каменистым дорогам, когда можно ездить на более высоких скоростях.

Однако при движении по сухому асфальту функция 4WD должна оставаться отключенной. Изменение настроек во время вождения возможно только в более новых моделях. В более старых моделях автомобиль должен полностью остановиться, прежде чем переключиться на низкую настройку, чтобы избежать механических повреждений. Этот тип системы удобен для людей, которые не собираются постоянно использовать 4WD, а хотят его только для безопасности на скользкой дороге.

Fulltime 4WD может оставаться включенным все время, даже при движении по сухому асфальту, хотя есть возможность переключения с высокой на низкую настройку, что необходимо делать, когда автомобиль стоит.