19Июл

Что такое раздаточная коробка в автомобиле: что это, значение, принцип работы

Раздаточная коробка — принцип работы и виды

Конструкция транспортного средства представляет большую сложность для людей, которые не разбираются в данной сфере. Знать, как правильно накачать колеса или менять моторное масло – ещё пол дела. Многие ли могут объяснить, что такое раздаточная коробка и для чего она предназначена в автомобиле? Это основная составляющая транспортного средства с системой полного привода. Она играет большую роль при передвижении в труднодоступной местности. Кроме того, раздатка способствует повышению управляемости машины.

Раздаточная коробка является основной частью системы полного привода. С её помощью вращающий момент одновременно передается на все колеса – в результате оба моста превращаются в ведущие. И ещё одна функция этого узла – управление мощностью передаваемого вращающего момента на каждую ось. Можно отметить сразу несколько факторов воздействия раздаточной коробки:

  • Влияет на стабильность передвижения транспортного средства на маленькой скорости и функционирование мотора на большой мощности;
  • Повышает тяговые характеристики машины;
  • Увеличивает крутящий момент во время подъема транспортного средства или прохождения тяжелых участков.

Последняя особенность наиболее важна в том случае, если транспорт передвигается по бездорожью. В современной автомобильной промышленности существует несколько видов раздаточных коробок – ручная, простая, автоматическая и полуавтоматическая. Ручной тип отличается тем, что в его конструкции должен предусматриваться рычаг, который располагается недалеко от коробки передач. Данный механизм считается наиболее сложным в эксплуатации. Простая раздаточная коробка имеет неоспоримое преимущество – легкая эксплуатация и постоянная активность. Чаще всего такие устройства устанавливаются на транспортные средства, которые передвигаются на большой скорости.

Автоматическая раздаточная коробка начинает функционировать от электронной системы. Она почти идеально контролирует транспортное средство во время передвижения по дороге с любым покрытием. Но даже здесь есть существенный недостаток – механизм может отказывать в случае сильного воздействия влаги. Полуавтоматические коробки управляются при помощи поворотного устройства на приборной панели.

Самый большой плюс – простая эксплуатация. Среди недостатков можно отметить только внимание водителя, которое постоянно переключается с дороги на приборную панель.

Ещё один интересный вопрос – как функционирует раздаточная коробка? Она располагается примерно за коробкой передач. Несмотря на то, что в автомобильной сфере существует четыре вида таких устройств, принцип работы у всех одинаковый. Сначала крутящий момент передается от коробки передач к ведущему валу раздатки. От ведущего вала мощность уходит на межосевой дифференциал. Последний делит вращающий момент между осями транспортного средства, после чего передает его на каждый мост.

Межосевой дифференциал играет важную роль, так как влияет на сцепление и скорость вращения вала в автомобиле. На данный момент самым надёжным типом из всех устройств является шестеренчатый, который можно заменить любым другим видом. Такая раздаточная коробка имеет четыре вала, на которых устанавливаются шестерни. Последние помогают деталям раздатки взаимодействовать друг с другом.

Управлять механизмом можно при помощи приборной панели. На некоторых транспортных средствах она функционирует в автоматическом режиме. Но можно выделить несколько типов работы раздаточной коробки:

  • Работают обе оси с автоматическим блоком межосевого дифференциала;
  • Функционирует только задняя ось;
  • Обе оси активны, дифференциал заблокирован;
  • Работают обе оси – подобный механизм используется в автомобиле Lada Niva.

Итог. Раздаточная коробка передач играет большую роль в транспортном средстве, которое эксплуатируется на бездорожье. Есть несколько типов устройств и принципов работы.

 

Автомобиль УРАЛ: раздаточная коробка | УралСпецТранс

Механическая, двухступенчатая раздаточная коробка, имеющая несимметричный межосевой дифференциал, устанавливается на раме машины на четырех резиновых подушках. Тип дифференциала – планетарный, с четырьмя сателлитами, коронной и солнечной шестернями. От солнечной шестерни момент передается на вал привода моста переднего. Момент от коронной шестерни передается на вал заднего привода.

Когда дифференциал разблокирован (работает), то происходит равномерная тяга всех осей, в трансмиссии исключаются дополнительные нагрузки. В соответствии с условиями дороги дифференциал может быть заблокирован (выключен), в этом случае валы привода мостов переднего и заднего работают как одно целое. Маслосгонные кольца расположены на валах привода переднего и заднего мостов. Внешние поверхности маслосгонных колец снабжены винтовыми канавками, которые направляют в картер масло от манжет при вращении валов. Спираль винтовой канавки сделана в разных направлениях. Например, для вала привода моста переднего это левое направление, а для вала привода моста заднего – правое. В зависимости от назначения на маслосгонных кольцах есть буквы: переднее – «П», заднее – «З».

Во время сборки раздаточной коробки наблюдайте за тем, чтобы маслосгонные кольца были верно установлены, иначе через манжеты будет течь масло.

Чтобы отрегулировать конические подшипники, нужно изменить число прокладок под крышками, раздаточная коробке при этом должна быть снята с машины.

Прежде чем начать регулировать подшипники, необходимо установить коробку таким образом, чтобы верхний люк принял горизонтальное положение, а крышка с него была снята. Первичный и промежуточный валы по оси должны перемещаться в диапазоне 0,03-0,08 мм. Перемещение валов контролируется прибором.

Чтобы отрегулировать подшипники первичного вала, следует:

  • проверить затяжку гайки фиксации фланца и, если требуется, подтянуть моментом затяжки, не превышающем 200 Нм;
  • разместить индикатор на плоскость картера таким образом, чтобы его ножка уперлась в торец шлица посередине вала первичного;
  • используя монтажную лопатку в качестве рычага, переместить через шестерню первичный вал до остановки индикаторной стрелки, постепенно снижая величину осевого усилия, которое прикладывается на длине рычага до 2-5 Н, записать показание прибора;
  • применяя осевую силу в обратном направлении, таким же образом записать второе показание прибора.

В сумме передвижение ножки прибора должно составлять 0,03-0,08 мм; если величина превышена, то следует извлечь из-под передней крышки подшипника регулировочные прокладки.

Чтобы отрегулировать подшипники вала промежуточного, необходимо:

  • удалить заднюю крышку подшипников;
  • расстопорить и затем затянуть гайку фиксации подшипника вала промежуточного, зажав втулку распорную шестерен;
  • гайку застопорить, крышку установить;
  • аналогично первичному валу проверить осевое передвижение вала промежуточного, ножку индикатора при этом уперев в торец шестерни; перемещение индикаторной ножки в сумме должно находиться в пределах 0,03-0,08 мм;
  • отрегулировать подшипники, убирая регулировочные прокладки из-под задней крышки вала промежуточного.

Проконтролируйте осевое передвижение валов несколько раз до и после наладки, проворачивая валы. Так будут исключены ошибки при замере. 

Вернуться к списку статей

У каждой машины есть раздаточная коробка?

Если вас беспокоит вождение в скользких условиях или если вы хотите отправиться в путешествие по бездорожью, вы задумались о покупке (или уже приобрели) полноприводный (AWD) или четырехколесный привод (4WD) автомобиля.

Хотя обе системы обеспечивают мощность передних и задних колес, механизм их работы и их различия являются предметом отдельной статьи. Это о раздаточной коробке, термин, который вы, вероятно, слышали, связанный с полноприводными и полноприводными внедорожниками, легковыми автомобилями и пикапами. Что делает раздаточная коробка и найдете ли вы ее на каждой машине?

Механики работают с пикапом в автомастерской | СЕРГЕЙ СУПИНСКИЙ / AFP через Getty

Что такое раздаточная коробка и что она делает?

Раздаточная коробка принимает данные от трансмиссии автомобиля и разделяет их на две трансмиссии с помощью ряда внутренних шестерен и цепных приводов. В то время как некоторые раздаточные коробки имеют одно передаточное число 1: 1, которое передает крутящий момент от трансмиссии на трансмиссию без изменений, другие обеспечивают два выбираемых пользователем передаточных числа.

Вторая передача, часто обозначаемая как 4-Low или что-то подобное, использует обеспечиваемый крутящий момент и умножает его, вращая выход трансмиссии медленнее, чем вход трансмиссии. Хотя степень умножения варьируется в зависимости от конструкции раздаточной коробки, обычно используется соотношение 4:1.

Например, при умножении крутящего момента 4:1 входной вал коробки передач совершает четыре оборота за один оборот выходного вала.

MotorTrend сообщает, что в системах полного привода или постоянного полного привода две трансмиссии постоянно передают мощность на передний и задний дифференциалы, но механически не блокируются друг с другом. Это отсутствие механической блокировки обеспечивает достаточную гибкость трансмиссии, чтобы совершать крутые повороты на парковочные места, сохраняя при этом сцепление всех четырех шин при неожиданном скольжении.

В системах с неполным приводом раздаточная коробка обычно работает в режиме 2-Wheel-High. В режиме 2-Wheel-High трансмиссия работает так же, как и любой другой полноприводный автомобиль, снижает износ компонентов и обеспечивает повышенную топливную экономичность.

При переключении на 4-высокую передачу включаются передачи раздаточной коробки для подачи мощности на колеса, которые обычно не находятся под нагрузкой, блокировка передней и задней трансмиссии вместе, а выбор 4-низкой передачи позволяет увеличить крутящий момент 4WD на более низких скоростях.

Способы переключения раздаточной коробки различаются в зависимости от автомобиля. Во многих системах используется электронная ручка переключения передач или кнопка, установленная на приборной панели или центральной консоли, которая активирует электронный соленоид для включения передач раздаточной коробки. Другие системы имеют рычаг у пола рядом с сиденьем водителя, который вручную переключает раздаточную коробку на нужную передачу.

Во всех автомобилях используется раздаточная коробка?

Нет, не во всех автомобилях используется раздаточная коробка. Только автомобили, пикапы и внедорожники с полным или полным приводом используют раздаточную коробку. Исключением являются полноприводные электромобили (EV), в которых вместо раздаточных коробок используются вспомогательные электродвигатели для привода передних и задних колес.

Какие типы транспортных средств имеют раздаточную коробку?

Связанный

По мере того, как полноприводные и полноприводные автомобили становятся все более распространенными в основных транспортных средствах, многие легковые автомобили, внедорожники и пикапы имеют раздаточные коробки. Хотя любой тип привода, кроме переднего или заднего, является необязательным для большинства автомобилей с дополнительными типами привода, все автомобили Subaru стандартно поставляются с полным приводом.

Кроме того, пикапы и внедорожники предлагают большинство моделей с неполными системами полного привода и силовыми агрегатами, достаточно мощными для любой внедорожной деятельности за пределами обслуживаемой дороги.

Различные типы раздаточных коробок

Ваша трансмиссия напрямую влияет на ваши впечатления от вождения. Легко себе представить разницу между вождением автомобиля с механической и автоматической коробкой передач. Влияние трансмиссии на управляемость связано со всем, от ручного управления до условий местности. Узнайте о различных типах раздаточных коробок и о том, как каждая из них влияет на управление автомобилем.

Трансмиссия 101

Раздаточная коробка является частью более широкой конструкции трансмиссии. Вы должны понимать объем и цель трансмиссии, чтобы понять разнообразие раздаточных коробок и то, как каждая из них вносит что-то уникальное. Вот дополнительная информация об этом увлекательном автомобильном компоненте.

Что такое раздаточная коробка?

Прежде чем погрузиться в разнообразный и технический мир раздаточных коробок, давайте начнем с самого начала. Что такое раздаточная коробка?

Трансмиссия вашего автомобиля — это лишь часть более крупной целостной системы, которая взаимодействует между двигателем и колесами. Однако сама трансмиссия содержит внутреннюю систему шестерен и валов, которые работают вместе для передачи крутящего момента от двигателя в энергию вращения колес. Раздаточная коробка является частью этой системы, управляющей приложением усилия в автомобилях с несколькими ведущими осями, таких как автомобили с полным и полным приводом.

Как следует из названия, раздаточная коробка передает мощность от трансмиссии к мостам через приводные валы. К тому времени, когда механическая энергия и движение достигают раздаточной коробки, трансмиссия уже отрегулировала настройки передач и подготовила почву для колес. Оттуда раздаточная коробка отвечает за получение этой энергии и преобразование ее во вращательное движение, которое поворачивает оси и колеса.

Зачем вам это нужно?

Раздаточная коробка действует как задняя половина процесса передачи. Двигатель не может дотянуться до колес без трансмиссии. Но в то же время передача не может повлиять на изменение без механического переноса. Раздаточная коробка нужна транспортному средству для передачи поступающей мощности на карданные валы, оси, колеса и шины. Без этого жизненно важного элемента головоломки вы бы никогда не смогли повернуть колеса при нажатии на педаль газа.

Основные типы раздаточных коробок

Нет единственной раздаточной коробки. Различные операционные и механические настройки, существующие в разных автомобилях, заставляют раздаточную коробку адаптироваться. Есть четыре основных типа раздаточных коробок, которые вам следует знать. Это неполный полный привод, постоянный полный привод, активный полный привод и полный привод. Прочтите о них, чтобы выяснить, какой из них используется для работы вашего автомобиля.

Полный привод с неполным рабочим днем ​​

Первый тип — это полный привод с неполным рабочим днем. Это наиболее распространенная форма раздаточной коробки, поскольку она обеспечивает исключительную экономию топлива и достаточно прочна для использования на бездорожье. Его топливная эффективность обусловлена ​​​​его неполным рабочим днем. Он отключает питание переднего карданного вала и оси, когда они не используются, что позволяет экономить энергию. Благодаря этим комбинированным функциям 4WD с частичной занятостью эффективен для использования во всех автомобилях, от внедорожников до грузовых автомобилей.

Поскольку раздаточная коробка с неполным приводом иногда работает только в режиме 4WD, вы можете задаться вопросом, какие еще варианты привода у нее есть. Этот тип раздаточной коробки предлагает следующие три режима движения:

  • Полный привод: этот привод задействует одновременно только один комплект колес — передний или задний.
  • Полный привод Hi-range (4Hi): в этом варианте привода используется дифференциал для максимального усилия.
  • Пониженный полный привод (4Lo): этот вариант привода по умолчанию включает четыре колеса без дифференциала.

Постоянный полный привод

Постоянный полный привод — самый простой тип раздаточной коробки в этом списке. Поскольку замены привода на неполный рабочий день нет, вариант с полным рабочим днем ​​дает вам все, что он имеет, только в 4WD. Эта раздаточная коробка постоянно подает мощность на переднюю и заднюю оси. Как и в случае с неполным рабочим днем, полный рабочий день 4WD использует дифференциал в высоких диапазонах. Это позволяет создать оптимальную тягу и крутящий момент. В результате автомобиль более эффективно цепляется за землю, что идеально подходит для скользких поверхностей. Тем не менее, это не лучший вариант для сухого асфальта.

Активный полный привод

Третий и последний вид 4WD — активный полный привод. Это самая простая версия для драйверов, потому что она не требует ручного ввода. Ты просто водишь. Компьютеризированные системы в вашем автомобиле обнаруживают проскальзывание колес и автоматически изменяют мощность, подаваемую на оси. Активные системы 4WD используются везде, от грузовых автомобилей до роскошных спортивных автомобилей, что делает их довольно распространенными сегодня на дорогах.

Полный привод

Полный привод — это постоянная и непрерывная всесторонняя мощность. Как следует из названия, полный привод постоянно передает мощность на передние и задние колеса. Полный привод не является идеальной настройкой для бездорожья из-за менее эффективных настроек пониженной передачи по сравнению с полным приводом. Полноприводная раздаточная коробка имеет собственные дифференциальные передачи, чтобы избежать проблем с трансмиссией. Эти механические детали управляют тонкими изменениями скорости вращения и делают трансмиссию эффективной.

Краткое примечание: разница между AWD и 4WD

Полный и полный привод вполне сопоставимы, и разница может показаться незначительной. Но отличия все же есть. Механически они похожи. Основное различие между AWD и 4WD заключается в их использовании. Полный привод не всегда включает все колеса. Его прозвище указывает на потенциальное использование всех шин. Полноприводные автомобили автоматически переключаются между режимами движения с одним комплектом колес и всеми четырьмя в зависимости от скользкой поверхности и условий сцепления с дорогой.