28Июл

Что такое наддув: Как этот работает: наддув двигателя

Наддув дизелей

Главная » Литература по ремонту и обслуживанию тепловозов » Тепловозы: Механическое оборудование: Устройство и ремонт

На современных мощных четырехтактных и двухтактных дизелях применяется наддув для повышения ихмощности и тепловой экономичности. Сущность наддува состоит в том, что воздух в цилиндры дизеля не засасывается из атмосферы, а нагнетается турбокомпрессором или нагнетателем, приводимым от вала двигателя.

Благодаря наддуву в цилиндры подается на каждый рабочий цикл больше воздуха, чем при всасывании, что одновременно позволяет также подавать в цилиндры и сжигать большее количество топлива, а следовательно, получать при тех же размерах цилиндров и той же частоте вращения вала дизеля большую мощность. Установлено, что мощность дизеля возрастает примерно пропорционально давлению наддувочного воздуха. Таким образом, наддув позволяет почти при тех же размерах и массе двигателя увеличить его мощность в 2-3 раза.

При сжатии в нагнетателе воздух нагревается, его удельный объем возрастает, что в значительной степени уменьшает воздушный заряд в цилиндре.

Поэтому в дизелях со средним и высоким наддувом обязательно применяют охлаждение наддувочного воздуха перед поступлением его в цилиндры. Охлаждение воздуха на каждые 10 °С дает увеличение мощности дизеля на 3-4 % и снижение удельного расхода топлива примерно на 1,5-2 г/(кВт-ч).

Экономичность дизелей с наддувом повышается вследствие увеличения механического коэффициента полезного действия и дополнительного использования тепла отработавших газов.

Давления сжатия и сгорания в цилиндре также возрастают. Температура же горения и тепловая напряженность дизеля остаются почти неизменными.

Существуют три способа наддува дизелей: нагнетателем, имеющим привод от вала дизеля (механический наддув), газотурбинный и комбинированный.

Механический наддув. Нагнетатель 5 (рис. 13) приводится во вращение через редуктор 6 от коленчатого вала. Воздух засасывается нагнетателем из атмосферы и через впускной

Рис. 13. Схема наддува дизеля с механическимприводом воздушного нагнетателя: 1 — цилиндр дизеля; 2 — поршень; 3 — клапан выпускной; 4 — клапан впускной; 5 — нагнетатель центробежный, 6 — редукторклапан 4 нагнетается в цилиндр. Недостаток такого способа наддува состоит в том, что количество подаваемого в цилиндр воздуха зависит от частоты вращения вала дизеля, а не от нагрузки, т. е. подача воздуха в цилиндр при данной частоте вращения вала будет одинакова на холостом ходу и при полной нагрузке. Так осуществляется воздухоснабжение в дизеле 2Д100. Для правильной же организации рабочего процесса дизеля необходимо, чтобы под нагрузкой подавалось воздуха больше, чем на холостом ходу. Это особенно важно для тепловозных двигателей. Кроме того, на привод нагнетателя при этом способе наддува расходуется часть полезной мощности дизеля, поэтому экономичность двигателя повышается мало.

Газотурбинный наддув. В четырехтактном дизеле с газотурбинным наддувом (рис. 14) отработавшие газы, пройдя выпускной клапан 4, поступают на газовое колесо турбины 1 и, совершив работу, выбрасываются в атмосферу. На одном валу с турбиной находится крыльчатка центробежного нагнетателя 2, который забирает воздух из атмосферы, сжимает его до давления рк и через впускной клапан 3 нагнетает в цилиндр.

При газотурбинном наддуве количество воздуха, подаваемого в цилиндры, будет тем больше, чем больше внешняя нагрузка на дизель, так как в этом случае через турбину пройдет большее количество отработавших га-

Рис. 14. Схема дизеля с газотурбинным наддувом

1 — турбина газовая; 2 — нагнетатель центробежный 3 — клапан впускной; 5 — цилиндр; 6 — поршеньзов, имеющих более высокую температуру; частота вращения ее увеличится, а следовательно, возрастет и подача нагнетателя. Это свойство дизеля с газотурбинным наддувом для тепловозов особенно ценно, так как этим достигается «саморегулирование» дизеля. Кроме того, при газотурбинном наддуве благодаря дополнительному использованию тепла отработавших газов повышается коэффициент полезного действия двигателя. Газотурбинный наддув применен в четырехтактных тепловозных дизелях типов Д70, Д49, ПД1М, М756, КбЗЗКЮк.

Комбинированный наддув. Комбинированный (двухступенчатый) наддув (рис. 15) применяется в двухтактных дизелях в том случае, когда воздух необходимо сжать до сравнительно высокого давления (0,2-т-0,3) МПа. Одного нагнетателя 5, приводимого от газовой турбины, оказывается недостаточно для обеспечения дизеля воздухом требуемых параметров, особенно на пониженных нагрузках, так как температура выпускных газов перед турбиной у двухтактного дизеля ниже, чем у четырехтактного, вследствие интенсивной продувки цилиндров воздухом. Поэтому в двухтактных дизелях применяют вторую ступень сжатия воздуха в нагнетателе 7, который имеет механический привод (через редуктор 8) от вала двигателя. При сжатии в первой ступени (турбонагнетателе) воздух нагревается до высокой температуры (100- 150°С), что уменьшает воздушный за ряд цилиндра и, следовательно, мощность и экономичность дизеля. Чтобы избежать этого, после нагнетателя 5 воздух направляется в охладитель 6, где он охлаждается до 50-60 °С.

Работа дизеля с двухступенчатым наддувом протекает следующим образом. При работе под нагрузкой газовая турбина 4 вращает колесо нагнетателя 5 с большой частотой (15 000- 20 000 об/мин), вследствие чего нагнетатель засасывает воздух из атмосферы и под давлением (0,2-г-0,25) МПа подает его в охладитель, и далее в приводной нагнетатель.

В этом нагнетателе воздух дополнительно сжимается еще на (0,034-0,05) МПа и через наддувочный коллектор и впускные окна подается в цилиндр дизеля. Во время пуска дизеля, когда газовая турбина не работает, приводной нагнетатель 7 засасывает воздух из атмосферы через нагнетатель 5 и охладитель 6 и подает его в дизель.

Комбинированный двухступенчатый наддув применен в двухтактных тепловозных дизелях 10Д100, 11Д45. 14Д40.

Рис. 15. Схема дизеля с комбинированным (двухступенчатым) наддувом: 1 — поршень; 2 — цилиндр дизеля; 3 — клапаны выпускные; 4 — газовая турбина; 5 — нагнетатель первой ступени; 6 — воздухоотделитель; 7 — нагнетатель второй ступени; 8 — редуктор привода нагнетателя второй ступени; 9 — кривошип; 10 — наддувочный коллектор В четырехтактных дизелях нагнетатель, приводимый от коленчатого вала, не нужен, так как энергии отработавших газов достаточно для сжатия воздуха до необходимого давления в турбокомпрессоре при всех скоростных и нагрузочных режимах работы.

Глава IV. ОСНОВЫ ТЕПЛОВЫХ ПРОЦЕССОВ ДИЗЕЛЕЙ

⇐ | Основы работы двигателей внутреннего сгорания | | Тепловозы: Механическое оборудование: Устройство и ремонт | | Основные термодинамические процессы и циклы | ⇒

Избыточное давление. Всё про наддув

, Статьи

Всё про современные системы наддува

Наддув — самый доступный и простой способ увеличить мощность двигателя внутреннего сгорания. Теория проста: чтобы выросла отдача, нужно сжечь как можно больше топлива. Но для его горения необходим ещё и воздух. И если «налить» в цилиндры сколько угодно топлива проще простого (качай себе и качай мощным насосом), то с воздухом дело обстоит сложнее — для него тоже нужен своеобразный насос. И роль такого агрегата в двигателях играют нагнетатели. Вне зависимости от его типа, оснащённый наддувом двигатель обладает большей мощностью и крутящим моментом, чем аналогичный атмосферник. Почему это возможно, какие существуют конструкции и какие побочные эффекты имеет наддув? Рассказываем в нашей справке по современным системам.

История наддува

Впервые техническая идея загнать в автомобильный двигатель больше воздуха с помощью энергии вращения коленвала пришла в голову Готтлибу Даймлеру в 1885 году, а в 1905 году швейцарец Альфред Бюхи получил патент на аналогичную систему, работающую уже от энергии выхлопных газов. Но до реализации этих решений в автомобилях прошло некоторое время — первый серийный легковой автомобиль «наддули» с помощью приводного нагнетателя в 1921 году — им стал Mercedes-Benz. Турбонагнетатели же стали получать распространение в авиационных двигателях 1920-х годов, так как там было особенно важно справляться с потерей мощности по мере набора высоты, где плотность воздуха становится меньше. Вскоре газовые нагнетатели нашли своё применение и в грузоперевозках — прибавка в крутящем моменте оказалась для дизелей судов и локомотивов очень кстати. Первой легковушкой с турбонагнетателем под капотом стало купе-хардтоп Oldsmobile Jetfire с 215-сильным V8.

Вскоре турбина появилась и на Chevrolet Corvair Corsa (расположенный сзади 6-цилиндровый оппозитник воздушного охлаждения с наддувом был лишь одним из необычных технических решений этой экзотической машины), а после подоспели и европейцы в лице Porsche (911 Turbo в 1975 году) и Saab (99 Turbo 1978 года). А вот с наддувным дизельным седаном всех опередил производитель из Старого Света — в 1978 году появилась версия 300SD лимузина Mercedes-Benz W116. Вскоре дизельные автомобили приобрели в Европе огромную популярность, а турбонаддув стал неотъемлемой частью конструкции легкового дизеля. Существуют и грузовые дизели с приводными нагнетателями, но по ряду технологических причин эта схема не получила широкого распространения в автомобилестроении.

Какие существуют виды наддува

К механическим видам наддува (обычно под наддувом понимаются именно механические схемы) относят приводной компрессор и турбокомпрессор. Приводной нагнетатель, как правило, располагается вдоль блока рядного двигателя или в развале V-образного блока и приводится от коленвала с помощью ременной передачи, прессуя воздух парой винтовых роторов или крыльчаткой. Турбина же приводится в действие вылетающими из цилиндров в коллектор под большим давлением выхлопными газами и утрамбовывает воздух на впуске крыльчаткой. Обычно турбина находится сразу за выпускным коллектором или непосредственно интегрирована в него — как, например, в современных моторах группы Volkswagen.

Отдельно можно выделить эксперименты производителей с электротурбинами. Они не отбирают мощность у двигателя и лишены газовой турбоямы, так как колесо компрессора вращает электромотор. Впрочем, к этой схеме у производителей до сих пор остаётся немало вопросов, и подробнее об этом можно прочитать в нашем материале Audi завтрашнего дня. Кроме механического, существует ещё безагрегатный наддув. Так называют повышение давления на впуске с помощью сочетания скорости движения и особой формы и размеров впускных патрубков. Избыточное давление такого типа является мерой дополнительного форсирования преимущественно спортивных атмосферных двигателей. Примером заводской реализации такой схемы может служить впускной тракт хэтчбека Porsche Panamera в особой версии GTS.

Как устроен турбонагнетатель

Конструкция турбонагнетателя проста: на едином валу находятся две крыльчатки, каждая из которых вращается в своём корпусе, называемом в народе «улитка». Одну крыльчатку (в так называемой горячей улитке) вращает поток выхлопных газов, а связанная с ней единой осью вторая крыльчатка в холодной части крутится и трамбует во впускной тракт забираемый с улицы воздух. Таким образом, чем выше обороты работы двигателя, тем больше он вырабатывает газов и тем больше воздуха впоследствии получает. Идеальный замкнутый круг с бесконечным потенциалом повышения мощности?

Но всё не так просто. Во-первых, шатунно-поршневая группа каждого мотора рассчитана на определённые нагрузки, и превышение их приведёт к разрушению двигателя. Во избежание бесконтрольного роста давления наддува в горячей части нагнетателя предусмотрена специальная калитка-клапан под названием «вейстгейт» (в переводе — клапан для излишков), которая открывается с помощью пневматики или сервопривода при достижении пикового расчётного давления в системе. В результате «лишние» газы просто идут в обход турбинного колеса прямиком в выхлопной тракт и не раскручивают компрессор сверх меры. Как правило, в моторах есть и ещё одна страховка от «передува» — при превышении критического порога давления блок управления двигателем ограничивает увеличение подачи топлива на безопасной отметке, и мотор перестаёт производить слишком много выхлопных газов.

Эта анимация наглядно показывает как устроен и работает классический турбонагнетатель

Но в защите нуждается не только поршневая группа, но и сам турбокомпрессор. Представьте, что он уже «надул» много сжатого воздуха во впускной трубопровод, а водитель внезапно закрыл дроссель — ударившись в такое препятствие, сжатый воздух направится искать себе другую дорогу и обязательно найдёт её в противоположном направлении, где находится только что спрессовавшее его колесо компрессора. Возникающая в таком случае на крыльчатку нагрузка называется помпаж и воздействует на турбонагнетатель самым деструктивным образом. Для стравливания излишнего воздуха в районе впускного патрубка или интеркулера в систему встраивается ещё один перепускной клапан, который отправляет воздух обратно на впуск перед турбокомпрессором (тогда клапан называется байпасным) или в атмосферу (блоу-офф-клапан). Последняя разновидность «перепускников» как раз и порождает чихающие, свистящие и шипящие звуки тюнингованных автомобилей с турбонаддувом, которые можно услышать на улицах.

Ещё одна проблема уже эксплуатационного характера заключается в том, что на малых оборотах поток газов слишком мал, чтобы раскрутить вал турбокомпрессора для создания сколько-нибудь существенного давления и получения дополнительной мощности — в народе такая ситуация называется «турбоямой». Поэтому конструкторы систем наддува тщательно подбирают размеры «холодной» и «горячей» крыльчаток в зависимости от объёма двигателя и желаемого характера тяги. Например, в спортивной Audi Sport quattro турбина имеет огромную горячую часть и небольшую холодную, поэтому, чтобы раскрутить такой нагнетатель, нужно выйти на высокие обороты (3500-4000 об/мин и выше), но зато потом следует очень резкий бескомпромиссный подхват. А в современном гражданском Mini Countryman (мы совсем недавно ездили на обновлённой модели) с небольшим моторчиком объёмом 1,6 литра нагнетатель маленький, но зато легко раскручивается с минимальных оборотов, что удобно в городских условиях.

Чтобы понизить порог наддува, когда турбина создаёт избыточное давление, и сократить зону турбоямы, создатели турбокомпрессоров используют различные конструктивные ухищрения. Самые распространённые из них — крыльчатка с изменяемой геометрией и твинскролльная горячая «улитка». TwinScroll предусматривает два параллельных, но разного размера и формы канала для выхлопных газов в едином корпусе улитки — газы в каждый из каналов попадают от своей группы цилиндров, но крутят единое турбинное колесо. Его лопатки выполнены таким образом, что одинаково эффективно воспринимают импульсы из обоих каналов.

Из-за различной геометрии каналов и достигается хорошая тяга одновременно и на низких, и на средних и высоких оборотах, а отсутствие столкновения и завихрения потоков газов от разных групп цилиндров улучшает газодинамические свойства системы. Турбины же с изменяемой геометрией имеют специальные, приводимые актуатором, подвижные лопатки-заслонки, которые в разных положениях позволяют менять форму газового канала в горячей улитке (упрощённо — в разное время имитируют маленькую и большую турбину) и таким образом максимально эффективно в конкретный момент времени направлять на турбинное колесо поток выхлопных газов.

Принцип работы турбины с изменяемой геометрией можно изучить на примере дизельного нагнетателя компании Holset

Как устроен механический нагнетатель

В отличие от питающегося «бесплатными» выхлопными газами турбокомпрессора, механический нагнетатель приводится в движение энергией вращающегося коленвала. Соответственно, чтобы получить дополнительную мощность, двигатель сначала часть мощности отдаёт, поэтому КПД такого решения ниже. Но, тем не менее, производители не спешат отказываться от приводных нагнетателей, потому как они наделяют автомобиль моментальной тягой с самых низких оборотов — понятие турбоямы к приводным компрессорам практически неприменимо. Конструкция предусматривает ременную, цепную или реже передачу иного типа, которая вращает вал нагнетателя от коленвала мотора. Аналогично турбокомпрессору, нагнетатель прессует воздух и отправляет его под избыточным давлением во впускной коллектор. Наиболее похожий на турбокомпрессор вид приводного нагнетателя — центробежный. Он трамбует воздух аналогичным турбинным колесом, но приводится оно не выхлопными газами, а механически.

Эта анимация компании Eaton – одного из ведущих производителей компрессоров Roots-типа — объясняет принцип работы такого нагнетателя

Но самым первым компрессором, который применил в автомобилестроении Готлиб Даймлер, стал агрегат типа Roots, названный по имени своих создателей-братьев — изначально они разработали устройство для промышленных нужд. Такой нагнетатель представляет собой собранные в едином корпусе и находящиеся своими лопастями-кулачками в зацеплении два продолговатых ротора, которые своим вращением по направлению друг к другу захватывают и прокачивают воздух во впускной коллектор. Третья разновидность компрессоров — винтовые типа Lysholm — перекачивают и сжимают воздух с помощью сверлообразных несимметричных роторов, которые находятся в зацеплении. Благодаря уменьшающимся по направлению к выходу из компрессора воздушным камерам между шнеками осуществляется внутреннее сжатие воздуха, что обеспечивает большую в сравнении с Roots-нагнетателями эффективность системы. Аналогично газотурбинным схемам, развиваемое механическими компрессорами давление регулируется с помощью клапанов или муфт.

Комбинированные схемы агрегатного наддува

Как только системы наддува стали использоваться массово, инженеры стали думать над повышением их эффективности. Для борьбы с турбоямой, помимо вышеупомянутого твинскролльного наддува, используется схема с двумя последовательно дующими нагнетателями: это может быть маленькая турбина для низких оборотов в сочетании с большой для средних и высоких (так называемая архитектура твинтурбо; пример — Subaru Legacy в кузове BE/BH) или симбиоз приводного компрессора для низких оборотов и турбокомпрессора для средних и высоких. Последним прославилась компания Volkswagen со своим мотором 1.4 Twincharger, который обеспечивал плавный рост давления, но вместе с тем из-за сложности конструкции доставлял немало хлопот по части надёжности и обслуживания.

Однако две турбины одного мотора не обязательно отличаются размерами и работают последовательно: во многих современных наддувных моторах цилиндры условно делятся на две группы, и каждая из них обслуживается своим собственным нагнетателем. Однако инженерные изыскания порой порождают и более экзотические варианты: например, в новом трёхлитровом супердизеле BMW (381 л.с./740 Н•м) — три турбины! На низких оборотах работает первая маленькая турбина с изменяемой геометрией, на средних оборотах в дело включается большой нагнетатель, а на высоких прокачивать воздух в цилиндры помогает третий небольшой турбокомпрессор. Результат — водитель трёхлитровой машины ощущает под капотом литров так пять, да ещё и как будто с механическим нагнетателем, практически без турбоямы и лага. Ещё одна схема, пока не нашедшая серийного применения — электрическая турбина в качестве помощника обычному газовому компрессору, мы упоминали о ней выше.

На этой анимации компании BMW представлена схема работы нагнетателей первого в мире легкового двигателя с тремя турбинами

Охлаждение воздуха

Так как воздух в процессе прохождения через нагнетатель спрессовывается и соприкасается с горячими деталями агрегата, он нагревается и сам. Тёплый воздух имеет меньшую плотность, а порог разрушающей мотор детонации при использовании горячего воздуха становится ниже. Вот почему можно ощутить, что в жару автомобиль с наддувным двигателем «не едет» — в условиях недостатка воздуха (по сравнению с идеальными условиями) система управления двигателем готовит меньше горючей смеси, ограничивая до нужного соотношения и подачу топлива. Поэтому для охлаждения воздуха между нагнетателем и впускным коллектором в системах наддува предусмотрен промежуточный охладитель или, иными словами, интеркулер. Он представляет собой теплообменник (то есть радиатор), через который по пути в камеру сгорания проходит весь нагнетаемый воздух. По конструкции интеркулеры делятся на системы вида: «воздух-воздух» и «воздух-вода».

Первые дешевле в производстве, легче и в целом компактнее, но менее эффективны и дают меньшую гибкость в компоновке моторного отсека. Охлаждение наддувного воздуха осуществляется в них посредством попадающего на рёбра интеркулера набегающего воздуха через воздухозаборники переднего бампера (фронтальное расположение, например, у Mitsubishi Lancer Evolution и вообще у большинства современных автомобилей) или капота (Subaru Impreza WRX, Toyota Caldina GT-T и прочие автомобили с «ноздрёй» над мотором). Интеркулер же типа «воздух-вода» остужает воздух с помощью циркулирующей по встроенному контуру жидкости, имеющей отдельно вынесенный радиатор охлаждения. Такая система обеспечивает меньшую длину впускного тракта, а значит, и меньший турболаг, а также позволяет более гибко выбирать месторасположение кулера. Среди её минусов — повышенная сложность и масса конструкции, а соответственно и цена такого решения.

Пять мифов о турбонаддуве

Миф 1. Наддув снижает надёжность, турбины всё время ломаются

Пожалуй, это миф номер один, и доля правды в нём есть. Это связано с тем, что двигатель с наддувом имеет более сложную конструкцию, больше деталей и сложнее в проектировании, а значит — при прочих равных, — шанс, что в нём что-то сломается, выше, чем в случае с атмосферником. Однако конструктивные просчёты случаются и в безнаддувных моторах, поэтому удачная модель турбодвигателя не уступит в надёжности другому такому же удачному атмосфернику. Конечно, внутренние нагрузки в наддувных моторах выше, но каждый двигатель проектируется инженерами с учётом этих особенностей, поэтому все необходимые детали турбо- или компрессорного мотора изначально усилены. Сам по себе нагнетатель достаточно надёжен, но вследствие неправильной эксплуатации или конструктивных просчётов может выйти из строя, как и любая другая деталь. Даже если это случилось, то специализированные сервисы способны отремонтировать агрегат: для большинства современных моделей выпускаются запасные части и ремкомплекты, а точные измерения, необходимые для ремонта нагнетателя, вполне доступны квалифицированным мастерам. Резюме по мифу номер один: нагнетатель не является каким-либо особенно слабым звеном наддувного двигателя, а если его поломка и произошла, этот узел вполне поддаётся восстановлению или замене.

Миф 2. Автомобиль с наддувом потребляет больше топлива

Отчасти верно, но это касается, в основном, механических нагнетателей. Современные же турбированные двигатели создаются в основной своей массе именно с целью экономии топлива, так как в экономичном режиме вождения мотор с меньшим, чем у атмосферника сопоставимой мощности, рабочим объёмом потребляет меньше топлива, а в случае необходимости наддув даёт возможность распоряжаться существенной мощностью. Иными словами, много топлива расходуется только тогда, когда это действительно необходимо в соответствии с условиями движения. Повсеместный переход производителей на турбомоторы — лишнее тому подтверждение, ведь такое решение позволяет выпускать автомобили с более скромными показателями среднего расхода, а значит, и платить меньше обусловленных экологическим законодательством пошлин. Резюме по мифу номер два: современный автомобиль с турбонаддувом — это экономично.

Миф 3. Чем больше турбина, тем лучше

Размер нагнетателя — понятие, которое невозможно описать каким-то одним параметром. Это всегда совокупность размеров деталей компрессора, которые определяют его характеристики и совместимость системы с конкретным двигателем. В случае с турбокомпрессором основными и определяющими являются размеры и форма холодной и горячей частей, а производительность механического нагнетателя определяется габаритами винтовых элементов и соотношением диаметров приводных шкивов. Простой пример: если заменить турбину на автомобиле гольф-класса на узел от более объёмного мотора, то производимых компактным двигателем выхлопных газов может не хватить для эффективного раскручивания турбинного колеса, а значит, и компрессорная «холодная» крыльчатка не создаст нужного давления в системе. Некоторые турбокомпрессоры большего размера всё-таки помогут существенно увеличить мощность небольшого мотора, но доступна она будет только в узком диапазоне высоких оборотов, что удобно для трассы, но оборачивается чудовищной турбоямой в городе. Резюме по мифу номер три: размер нагнетателя требует инженерных расчётов и должен соответствовать параметрам двигателя и планируемым условиям эксплуатации автомобиля.

Миф 4. Владеть автомобилем с наддувом хлопотнее, чем обычным

В последние годы турбированные двигатели получили такое распространение, что далеко не все владельцы в курсе самого факта наличия нагнетателя под капотом. Разве владелице ярко-оранжевого Audi Q3 интересно, что шильдик TFSI на крышке багажника означает турбомотор? В эксплуатации современные автомобили с наддувом не требуют никаких особенных действий — нужно просто заливать соответствующее качественное топливо (не ниже 95 бензина в большинстве случаев и строго 98 для отдельных высокофорсированных моделей) и вовремя проходить регламентное обслуживание. Автомобили 10-20-летней давности с наддувными двигателями требовали более частого техобслуживания, однако сейчас у большинства производителей наддувные версии требуется загонять на сервис с той же регулярностью, что и атмосферные. Это стало возможным благодаря совершенствованию конструкции моторов, а также появлению новых видов масел.

Старые автомобили с наддувными моторами также боялись резкого глушения после «отжига» — детали турбины продолжали в таком случае вращаться по инерции, а подача масла уже прекращалась, что вело к повышенному износу. Для защиты механизма либо применялось устройство под названием турбо-таймер, которое давало поработать двигателю минуту-другую и затем автоматически его глушило, либо водитель сам ждал пару минут, прежде чем остановить мотор после активной поездки. Современные двигатели ничего подобного не требуют, так как система смазки турбокомпрессора рассчитана на такие условия. К примеру, на турбомоторах Volkswagen предусмотрена отдельная помпа, которая прокачивает через нагнетатель холодный антифриз после выключения зажигания. Резюме по мифу номер четыре: следите за качеством топлива и вовремя посещайте сервис — и можете не вдаваться в детали конструкции. Впрочем, это справедливо для любого автомобиля.

Миф 5. Наддув включается и отключается на определённых оборотах

Нагнетатель — это агрегат, который, как правило, всегда активен с самого момента запуска двигателя. Равно как с первым оборотом коленвала начинают вращаться приводящие механический компрессор шкивы, так даже на холостых оборотах мотор выделяет выхлопные газы, которые через горячую крыльчатку слегка вращают ось турбокомпрессора. Поэтому нагнетатель работает всегда, но вот быть эффективным начинает только с определённого момента. Порог, с которого нагнетатель создаёт избыточное давление, в каждой системе индивидуален, а рост давления может происходить быстро или медленно, но всегда относительно плавно. Резюме по мифу 5: нагнетатель не работает по принципу «вкл-выкл», а степень его участия в наполнении цилиндров воздухом зависит от оборотов двигателя. Исключение составляют системы, где присутствует более одного нагнетателя — в таких схемах обычно предусмотрено электронное управление потоками воздуха, и в зависимости от условий работы мотора специальные актуаторы и клапаны задействуют в нужный момент тот или иной компрессор.

Перспективы развития систем наддува

В настоящее время наблюдается всеобщая тенденция перехода на твинскролльные турбонагнетатели вкупе с уменьшением рабочего объёма двигателей. Эта схема практически не имеет недостатков: такой турбокомпрессор выходит на рабочее давление уже на низких оборотах и успешно «дует» вплоть до высоких. Таким образом, он успешно заменяет приводной нагнетатель в деле обеспечения тяги с самых низов, но при этом имеет более высокий коэффициент полезного действия и все преимущества традиционной турбины. А ровный, без «турбоям» и ярких подхватов, характер тяги делает вождение автомобилей с такими двигателями простым занятием для самого широкого круга водителей. Иной раз даже мы, откатавшие сотни разных машин журналисты, не сразу можем распознать наличие под капотом турбины. Но и приводные нагнетатели не потеряли окончательно своей актуальности. Во-первых, верность им сохраняют производители, для которых беспощадная тяга с самых низов является фирменной чертой характера. Типичный пример — компания Jaguar, чей 5-литровый V8 с механическим нагнетателем своей тягой и звуком пленил немало водительских сердец. Хотя тенденция неумолима: даже компания-первопроходец в области легкового приводного наддува, Mercedes-Benz, в последние годы совершила резкий переход на более эффективную турбокомпрессорную схему.

А во-вторых, компрессоры хороши для использования в… гибридах! Когда нужно состыковать тягу двигателя внутреннего сгорания и электромотора, более прогнозируемым и легко настраиваемым нагнетателем по словам инженеров некоторых автомобильных компаний является всё же механический. Один из примеров — Porsche Panamera S E-Hybrid, который мы недавно протестировали вместе с электрокаром Tesla Model S, а о ещё одном примере такой схемы мы расскажем вам уже на следующей неделе. Наконец, уменьшение рабочего объёма двигателя. Именно широкое распространение нагнетателей дало возможность производителям сделать моторы более компактными, лёгкими, малообъёмными и не жертвовать при этом мощностью. Такая игра идёт на всех уровнях легкового автопрома: взять хотя бы моторчики Fiat MultiAir (0,9 л) или Ford EcoBoost (1,0 л) для компактов, ещё недавно смехотворный для гольф-класса объём в 1,2 литра (например, Volkswagen TSI), распространённую ныне формулу «два-ноль-турбо» для автомобилей среднего класса, наддувные трёхлитровые «шестёрки» для больших седанов бизнес-сегмента и турбированные V8, которые пришли на смену атмосферным монстрам V10 и V12 в суперкарах.

Автор: Дмитрий Ласьков
Фотографии и иллюстрации компаний-производителей, из архива редакции и www.oldcarbrochures.com

Дмитрий Ласьков

Продолжение темы

Все новости

10 июля 2023Самые крутые автомобили из Lego

9 июля 2023Почему спортивные автомобили до сих пор делают заднеприводными

9 июля 2023Может ли парковщик открыть скрытый номер машины

8 июля 2023Как определить расположение камер на дорогах

3 июля 2023Иж-2715: как сделать крутой советский пикап

Повышение Определение и значение — Merriam-Webster

1 из 2

ˈbüst 

переходный глагол

1

: толкать или подталкивать снизу

поднял его через забор

2

: увеличить, поднять

планы увеличить производство

дополнительный праздник для повышения боевого духа

3

: для продвижения дела или интересов : штекер

кампания для продвижения новой моды

4

9 0002 : для повышения напряжения или по (электрической цепи)

5

сленг : кража, магазинная кража

6

: , чтобы сделать повторную прививку

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) недавно санкционировало практику ревакцинации людей прививкой, отличной от их основной серии. —Адриа Чимино они еще не сделали этого, заявив, что прививки, по-видимому, предотвратили смерть от предыдущей тревожной мутации, дельта-варианта. — Том Хауэлл-младший

непереходный глагол

сленг : магазинный

повышение

2 из 2

1

: нажать вверх

подтолкнул ее в седло

2

: действие, приносящее помощь или ободрение : помощь

нововведение, которое дало импульс всей отрасли

3

: 90 012 увеличение суммы

рост цен

Синонимы

Глагол

  • вздыбление
  • вес
  • подъемник
  • домкрат (верхний)
  • поднятие

Существительное

  • опора
  • помощь
  • помощь
  • помощь
  • подложка
  • рука
  • помощь
  • рука помощи
  • ноги вверх
  • лифт
  • support
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

Глагол Она подняла мальчика на плечи отца.

посадил ребенка в автокресло Существительное повысить производство пшеницы Упражнения иногда могут дать заряд энергии. После увольнений в компании сотрудникам потребовалось повышение морального духа. Инновация одной компании оказалась повысить для всей отрасли. Дайте мальчику толчок на сцену, хорошо? Узнать больше

Последние примеры в Интернете

Ученые указывают на возможность технологии, позволяющей злоумышленникам создавать биологическое оружие, или , повышающей смертоносность военных действий, которые ведут национальные государства. — Лоран Белси, The Christian Science Monitor , 21 июня 2023 г. Грассли вместе с демократом из Вашингтона Марией Кантуэлл также представил законопроект, который усилит надзор Федеральной торговой комиссии за практикой PBM и запретит компаниям возвращать платежи или использовать спредовые цены. — Сара Овермол, 9 лет.0141 СТАТ , 21 июня 2023 г. Закон о снижении инфляции, который выделил миллиарды долларов на развитие чистой энергии, обещает еще больше увеличить использование возобновляемых источников энергии. — Ирина Иванова, CBS News , 21 июня 2023 г. Несмотря на все усилия повысить использование системы метро, ​​и даже с улучшениями в велосипедной инфраструктуре, Лос-Анджелес окончательно стал культурой вождения. — Дэнни Палумбо, 9 лет.0141 Лос-Анджелес Таймс , 20 июня 2023 г. Включение большего количества этих полезных продуктов в ваш рацион может повысить ваше настроение естественным образом. — Карен Палларито, Health , 19 июня 2023 г. Он широко известен своей способностью повышать физическую и умственную энергию , улучшать общее самочувствие и улучшать концентрацию. — Эмбер Смит, Журнал Discover , 19 июня 2023 г. Покрытия SunCoat и SunCoatMAX Low-E для стекла улучшают тепловые характеристики , отражая тепло снаружи летом и сохраняя тепло внутри в холодные месяцы. — Барбара Беллези Зито, Better Homes & Gardens , 18 июня 2023 г. Но его подчиненные — генерал Сергей Суровикин и генерал-полковник Михаил Теплинский — похоже, исправили некоторые первоначальные огрехи и сумели повышает боевой дух некоторых ключевых сил, например воздушно-десантных войск. — Мария Ильюшина, Washington Post , 18 июня 2023 г.

Состоятельные египтяне, застрявшие дома во время пандемии ковида, помогли Абдельрахману поставить буст . — Шивон О’Грейди, Washington Post , 27 июня 2023 г. Рынок труда, который несколько смягчился, но остается исторически напряженным и сильным, продолжает придавать уверенность . — Алисия Уоллес, CNN , 27 июня 2023 г. Капитальный ремонт «Даллас Маверикс» в межсезонье получил повышение за счет двойного обмена новичками 901:42 в четверг вечером. — Кэлли Каплан, Dallas News , 23 июня 2023 г. Единовременное финансирование в размере 175 миллионов долларов США Boost , одобренное Законодательным собранием, означает увеличение на 680 долларов США базового ассигнования на учащихся — формула, используемая штатом для распределения финансирования округов на каждого учащегося. — Айрис Сэмюэлс, Anchorage Daily News , 22 июня 2023 г. Креветки слегка обугливаются на гриле, получая хорошие усилит вкуса благодаря чесноку, имбирю, соевому соусу и маринаду из рисового уксуса. — Southern Living Test Kitchen, Southern Living , 21 июня 2023 г. Усилитель женского либидо Sapir’s Nutrition Sapir’s Nutrition понимает, что иногда женское либидо может нуждаться в небольшом повышении . — Эмбер Смит, Discover Magazine , 18 июня 2023 г. это повысить от 0,375% дополнительного налога с продаж в первоначальном законодательстве, но также меньше, чем увеличение на 0,5% коалиция, которая включает в себя город и округ, призвали. — Элисон Дирр, Journal Sentinel , 14 июня 2023 г. Рост однорангового каршеринга Индустрия однорангового каршеринга, в которую входят такие компании, как Turo и Getaround, в 2021 году продемонстрировала рост на фоне нехватки арендованных автомобилей. — Бейли Шульц, 9 лет.0141 США СЕГОДНЯ , 8 июня 2023 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «ускорение». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

Глагол

неясного происхождения

Существительное

существительное, производное от слова boost 1

Первое известное употребление

Глагол

1801, в значении, определенном в переходном смысле 1

Существительное

1801, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование буст был в 1801 году

Другие слова того же года

Словарные статьи рядом с

boost

выпивка

способствовать росту

ракета-носитель

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись0003

«Способствовать росту. » Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/boost. По состоянию на 10 июля 2023 г.

Копировать цитирование

Kids Definition

boost

1 из 2 глагол

ˈbüst

1

: толкать или толкать снизу

2

: увеличивать силу, мощность или количество

повышение производство

повышение цены

3

: дальнейшая запись 2, повышение

повышение 9014 2 боевой дух

4

: поддерживать с энтузиазмом : вилка

повышение

2 из 2 существительное

1

: толчок вверх

2

: увеличение суммы

a подталкивание в производстве

3

: действие, оказывающее помощь или поддержку

Медицинское определение

повышение

переходный глагол

ˈbüst 

: сделать повторную прививку

Кейп-Код получает помощь от штата в вакцинации и стимулировании людей против COVID-19 в 12 бесплатных государственных клиниках вакцинации …—Синтия Маккормик, Кейп-Код Таймс (Хаянис, Массачусетс)

… Департамент здравоохранения округа Анн-Арундел хотел бы напомнить посетителям празднования в Аннаполисе сделать прививку (или ревакцинацию), носить маску и соблюдать дистанцию. Новости ФРС США

Подробнее от Merriam-Webster на

boost

Английский: перевод boost для говорящих на испанском языке

английский язык Britannica: перевод boost для говорящих на арабском языке

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Boost Определение и значение | Dictionary.com

  • Игры
  • Рекомендуемые
  • Поп-культура
  • Советы по написанию

[ boost ]

См. синонимы для: boostboostedboosting на Thesaurus.com


глагол (используется с объектом)

  1. поднимать или поднимать, толкая сзади или снизу.

  2. продвигать или помогать, отзываясь о них хорошо; продвижение: Она всегда продвигает свой родной город.

  1. увеличить; поднять: повысить цены; увеличить мощность автомобиля на 20 процентов.

  2. , чтобы сделать бустерную прививку: Вам и вашей семье уже сделали бустерную прививку?

  3. Сленг. воровать, особенно в магазине: прошлой ночью из офиса выгнали два компьютера.

глагол (используется без дополнения)

  1. Сленг. заниматься воровством, особенно магазинным.

сущ.

  1. пуш или рейз вверх; поднимать.

  2. увеличение; рост: цены на продукты питания резко выросли.

  1. действие, замечание и т.п., которые помогают прогрессу, моральному духу, усилиям и т. д.: Его воодушевляющая речь была той поддержкой, в которой нуждалась наша команда.

Происхождение буста

1

Американизм, восходящий к 1815–1825 гг.; возможно шотландский диалект boose (вариант слова pouss push) + (hoi)st

Другие слова, обозначающие повышение

9 0485
8 поход, рост, подъем, подъем, подъем
См. синонимы к слову повышение на Thesaurus.com

Words Nearby boost

  • boongary
  • boonies
  • хам
  • хам
  • бушит
  • буст
  • бустер
  • кабель бустер
  • доза бустер
  • бустер
  • бустеризм

Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Как использовать ускорение в предложении

  • Какой бы товарищ по команде оказался медленнее на подъеме, получит ускорение от своего более быстрого товарища по команде, и двое из них оба достигнут вершины быстрее более быстрого товарища по команде.

    Сможете ли вы достичь вершины первым? | Зак Висснер-Гросс | 11 сентября 2020 г. | FiveThirtyEight

  • Подумайте про себя, не кажется ли та или иная статья слишком хорошей, чтобы быть правдой, и найдите несколько авторитетных источников, прежде чем дать ей сигнал повысить .

    Американские окраины: как СМИ усугубляют ситуацию | Ник Фурьезос | 7 сентября 2020 г. | Ози

  • Тем не менее, после второго раунда беспорядков О’Брайен получил прирост финансирования и внимания.

    Поскольку Трамп призывает к закону и порядку, может ли главный прокурор Чикаго опровергнуть обвинение в том, что она мягко относится к преступности? | Мик Дамке | 4 сентября 2020 г. | ProPublica

  • Поддерживаемый рекламой уровень HBO Max, дебют которого намечен на следующий год, похоже, готов дать Xandr повышение .

    Поскольку AT&T рассматривает возможность сокращения своего медиа-бизнеса, куда WarnerMedia? | Тим Петерсон | 2 сентября 2020 г. | Согласно индексу миллиардеров Bloomberg, Digiday

  • Повышение увеличило состояние главного исполнительного директора почти до 22 миллиардов долларов.

    Состояние генерального директора Zoom подскочило на 5,2 миллиарда долларов после роста квартальной выручки | радмарья | 1 сентября 2020 г. | Fortune

  • Подготовьтесь к взлету, потому что качественный отпуск обязательно поднимет ваше настроение.

    9 способов справиться с сезонным аффективным расстройством | DailyBurn | 5 декабря 2014 г. | THE DAILY BEAST

  • Unz также отмечает, что более высокая минимальная заработная плата будет препятствовать нелегальной иммиграции и росту потребительские расходы.

    Чтобы сделать свою победу прочной, Республиканская партия должна установить минимальную заработную плату | Дмитрий Мельхорн | 6 ноября 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ

  • Все чаще добавление солнечной энергии к вершине заводов может помочь повысить прибыль.

    Зарядка | Ежедневный зверь | 28 октября 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

  • Во-первых, существует оскорбительное мнение, что Нью-Йорк нуждается в рекламной кампании, чтобы стимулировать туризм.

    Нью-Йорк — новый парень Тейлор Свифт | Эми Циммерман | 28 октября 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ

  • И хотя сады приносят пользу всем, они могут обеспечить дополнительную поддержку для детей с особыми потребностями.

    Волшебные сады для слепых, глухих и инвалидов | Элизабет Пиччуто | 22 октября 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

  • За искусные попытки превратить удар в толчок , порекомендуйте нас дискредитированному эксплуататору панацеи.

    Пропаганда реформы патентованных лекарственных средств, Vol. 1 из 2 | Разные

  • В таком случае нам придется сдать88 и дать этому парню то, что вы, американцы, называете буст .

    Придорожные ухаживания | Хэмлин Гарленд

  • «Тогда вам придется подкрутить колеса багги, вот и все», ответил Джим.

    Дороти и волшебник из страны Оз | Л. Франк Баум

  • Слишком избиты, чтобы укусить, они могли только толкать друг против друга, как два школьника, пытающиеся столкнуть друг друга с класса.

    Пляж мечты | H. De Vere Stacpoole

  • Я вытаскиваю Ванделера в беспомощном состоянии на балкон, подталкиваю его на перила и отталкиваю.

    Журнал Белфорда, Vol. II, № 3, февраль 1889 г. | Различные

Определения слова boost в британском словаре

boost

/ (buːst) /


сущ.

  1. поощрение, улучшение или помощь: повышение морального духа : прибавка к зарплате

  2. рекламная кампания; продвижение

  3. величина, на которую давление впуска двигателя внутреннего сгорания с наддувом превышает давление окружающей среды

verb(tr)

  1. поощрять, помогать или улучшать: повышать боевой дух

  2. поднимать, толкая снизу или сзади

  1. повышать или поднимать: повышать напряжение в электрической цепи 900 03

  2. вызвать рост; увеличить: увеличить продажи

  3. широко рекламировать

  4. увеличить давление впуска (двигателя внутреннего сгорания) выше давления окружающей среды; наддув

Происхождение слова boost

1

C19: неизвестного происхождения

Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co.