Причины образования колеи на автомобильных дорогах
От чего образуются колеи на дороге? Многие автолюбители считают, что главная причина колейности на асфальте — шипованные покрышки. Расскажем про основные моменты образования колеи на автомобильных дорогах и кто виноват.
Основные причины
Если полностью запретить эксплуатацию машин с шипованной резиной, это не избавит от появления колеи на дорогах. Но почему шипы считают главным источником, ведь есть другие причины. Колеи от шипованной резины бывают в виде узеньких полосок. А от грузового транспорта и большого потока автомобилей — в виде деформирования дорожного полотна. В результате на дорогах появляются широкие впадины, с возвышенными краями.
Именно, этот тип колеи встречается чаще всего. А разрушения от шипованной резины по сравнению с деформацией от большого потока машин — минимальны.
Получается, важными причинами появления колеи является несовершенство дорожно-строительных работ и низкое качество асфальтобетонной смеси.
Согласно техническим требованиям, дорожное полотно должно состоять из двух слоев, каждый из которых нужно оставлять в покое на трое суток. Часто бывает наоборот — дорожники положат только один слой асфальта, который способен выдерживать нагрузку лишь на 300 автомобилей в сутки. А где найдешь такие дороги в крупном городе с малой интенсивностью движения?
При наложении каждого слоя асфальта необходимо дать ему засохнуть в течение 72 часов. У нас делается всё наоборот, как положат асфальт, так сразу пустят по нему поток автомобилей.
Ещё одна причина несовершенства
При ремонте старой дороге с глубокими колеями часто удаляют лишь верхний слой асфальта, и на место него накладывают новый. Это конечно дешевле, чем строить её заново, но толку мало. Через некоторое время вновь образуются колеи.
При образовании колеи деформируется все дорожное полотно. Чтобы от них избавиться, нужно перестраивать автодорогу заново, а не только заменять верхний слой. Кстати, в Европе, поверхностный ремонт дороги, т.
к. толку от него мало.
Понятно, главной причиной в образовании колеи является низкое качество дорожного полотна и дорожных работ. Их вклад в разрушении асфальта минимален на фоне воздействия холода, жары, ветра, тяжелых грузовиков.
Большее значение имеет качественная работа строителей. Если сделано грамотно, то ровная и гладкая поверхность дороги будет радовать водителей десятилетиями. Но, многие автолюбители продолжают утверждать, что виноваты шипы на колесах. И часто, ссылаются на европейский опыт.
В Германии запрещена эксплуатация шин с шипами с 1975 года, но это не связано с разрушением дороги. Причина запрета — больший тормозной путь автомобиля с шипованными шинами на сухом асфальте.
Можно ли переделать плохие дороги
Планировка улиц крупных городов и большая загруженность приведут к тому, что при капитальном ремонте целые районы охватит транспортный коллапс. Срезание и замена верхнего поврежденного слоя не даёт нужного эффекта, ведь происходит деформация покрытия в целом, а не только удаляемых нескольких сантиметров.
Пройдет год, и новая поверхность проявит дефекты старой.
Например, в Европе такая схема не применяется. Если дорога нуждается в ремонте, ее закрывают целиком. Обходится дороже, но в результате выгоднее…
При восстановлении поврежденного покрытия используют шершавый асфальт. У него больше срок службы, а значит надо меньше его ремонтироваться. Но шум от него выше среднего. При ремонте используют обходные технологии, когда верхний слой укладывают из гравия. Автолюбители сами должны его «прокатать». На практике это оборачивается, в первые дни после ремонта, вылетом камней из-под шин, что нередко приводит к сколам на стекле.
Чтобы автомобильная дорога дольше прослужила — нужно соблюдать все технологии строительства. Но шипы в разрушении асфальта определенно ни при чем… Колея – результат несоблюдения технологии укладки.
Колея автомобиля
Главная » Нужно знать
Автор admin На чтение 3 мин Просмотров 3.
4к.
Под термином колея автомобиля подразумевается ширина между колесами расположенными на одной оси. Рассчитывается она от середины рисунка протектора левого колеса до середины правого. Когда у автомобиля сдвоенные колеса, ширина так же рассчитывается от середины отпечатков левой и правой пар колес. Существует и другое определения данного выражения.
В простонародье колея — это след автомобиля, оставляемый им при движении. Колея образуется там, где машины ездят одна за другой, след в след. Современный асфальт прекрасно демонстрирует, насколько глубокой может быть такая колея. Несколько лет назад, на многих перекрестках города и остановках общественного транспорта, колеи в асфальте достигали такой глубины, что можно было спокойно проскрести днищем, угодив в одну из таких.
Каждый автолюбитель знает, особенно начинающий, что такое зимняя колея во дворах, и как сложно бывает из нее выбраться. Но сегодня речь идет не об этой колее, а о колее автомобиля.
Различная ширина колеи
Как правило, ширина между колесами на передней и задней оси одинаковая, но бывают и исключения. Если передняя и задняя отличаются, это может привести к определенным трудностям. Например, при движении по бездорожью, по сугробам и так далее. В случае с одинаковой шириной, сопротивление при прокладывании колеи испытывают лишь передние колеса, а задние едут уже по накатанной. При разной же ширине, задней паре колес, так же как и передней, приходится прокладывать новую колею, а возможно, что и рушить старую (это зависит уже от разницы в ширине).
Это, несомненно, отрицательно сказывается на таких характеристиках как:
- проходимость автомобиля;
- количество потребляемого топлива;
- снижается маневренность.
Все это может оказаться не столь существенно для автомобиля SUV класса, который изначально сконструирован для езды по бездорожью, имеет мощный двигатель, и другие соответствующие характеристики. А вот для других автомобилей разная ширина колеи передней и задней осей может стать большим минусом на бездорожье.
Почему машина переворачивается
Стоит упомянуть о том, какие преимущества имеет автомобиль с широкой колеей, перед своим собратом с узкой. Чем шире колея автомобиля, тем он становится устойчивей, и в меньшей степени подвержен переворачиваемости на склонах и крутых виражах. Чем выше центр тяжести и уже колея, тем больше шансов у машины перевернуться. На уклоне на нее действуют центробежная сила, а так же сила тяжести. Масла в огонь подливает сила сопротивления скольжению. Пример показан на рисунке ниже. Все эти факторы вместе, с легкостью могут привести к тому, что машина перевернется.
Конечно, на устойчивость влияет еще рад факторов, таких например как:
- центр тяжести автомобиля, его вес, база и загруженность;
- состояние шин и их размеры;
- скорость с которой машина движется по уклону, входит в повороты ;
- состояние дороги;
- профессионализм водителя, умение управлять транспортным средством в экстремальных ситуациях.
Колейность на дорогах – Определение – Ремонт – Значение – Причины
Колейность в нежестком дорожном покрытии – это образование углублений или канавок. Обычно это отображается в виде траектории движения колеса, выгравированной на дорожном покрытии. Основной причиной разрушения колеи является деформация асфальтобетона под нагрузкой от транспортных средств. В районах с холодным климатом колейность возникает, когда шипованные шины движутся по пути, образуя канавку на поверхности.
Колейность на дороге – распространенная проблема. Несмотря на очевидную опасность, его можно отремонтировать, чтобы избежать дальнейших повреждений. Также возможно отремонтировать дороги с колеями, укрепив основание. Если дорога с колеями заасфальтирована, ее можно заменить без ущерба для ее структурной целостности. Тем не менее, несмотря на то, что залатанный участок дороги является улучшением, это нелегкий процесс.
Причины образования колеи на нежестком дорожном покрытии
Значение колейности в гражданском строительстве
Термин «колейность асфальта» используется в гражданском строительстве для обозначения остаточной деформации или уплотнения, которые со временем накапливаются в асфальтовых покрытиях. Вы можете визуализировать форму или колею, сравнив транспортное средство, движущееся по грунтовой дороге. Он оставляет свой путь по ходу колес. В любом случае, колееобразование на нежестком дорожном покрытии происходит не из-за транспортных средств на дороге. Вместо этого это происходит из-за структурной некомпетентности.
Читайте также: Дорожный водоотвод – Назначение – Функция – Типы – Преимущества – Недостатки
Причины образования колеи на асфальте и ее предотвращение Итак, важно узнать причины колейности на дорогах.
Существуют три основные причины образования колеи в асфальте:
- Проблемы в асфальтобетонном слое
- Проблемы в конструкционном слое
- Слабое основание земляного полотна
В любом случае колейность более возможна на дорогах с недостаточным уплотнением, недостаточной толщиной слоев и слабой асфальтобетонной смесью.
Таким образом, IDOT требует, чтобы проектировщики дорожных покрытий строили асфальтированные дороги в соответствии со спецификациями, чтобы предотвратить образование колеи и других дорожных проблем. Спецификация также касается качества выполнения работ. Он регулирует способ укладки асфальта, толщину основания, количество заполнителя в горячей асфальтобетонной смеси (ГАС). Колейность в нежестком дорожном покрытии
Сезонные изменения
Иногда гон происходит в результате сезонных изменений. Летом гибкая асфальтовая дорога начинает терять связующее вещество. Асфальтовое вяжущее начинает прилипать к нижней части шин, нарушая матрицу. Это позволяет заполнителю и вяжущему веществу в асфальте двигаться вбок. Некоторые исследования показывают, что если колейность является проблемой, необходима стабилизация. Но, даже если стабилизация будет успешной, этого может быть недостаточно для предотвращения повторения.
Читайте также: Выпуклость в дорожном строительстве Типы Преимущества
Неправильное уплотнение
Другой причиной образования колеи на нежестком дорожном покрытии является неправильное уплотнение.
Использование некачественного и ненасыщенного материала в конструкции дорожного покрытия плохо работает при нагрузке. Если во время строительства уплотнение не было достигнуто в соответствии с требованиями спецификации, земляное полотно может осесть, что приведет к образованию колеи.
Поэтому при строительстве дорог инженеры всегда рекомендуют оценивать уплотнение с помощью полевых испытаний плотности (FDT). Инспекторы по качеству используют различные методы FDT для проверки степени уплотнения. Они сравнивают проверку на месте с максимальной сухой плотностью (MDD), выполненной в лаборатории компанией Proctor Tests.
Таким образом, если материал не жесткий, он не сможет лучше распределить нагрузку. Таким образом, если основание будет неустойчивым, возникнет колейность.
Неправильная толщина основного материала
Спецификации IDOT требуют достаточной толщины материала основания. Дорога более склонна к образованию колеи, если толщина подстилающего слоя недостаточна или уплотнение не соответствует требованиям.
Мягкое основание позволяет материалу прогибаться под нагрузкой.
Неправильный состав смеси
Некачественная смесь также приводит к образованию колеи на асфальтовых дорогах. Смесь, которой не хватает внутренней прочности, не может сопротивляться постоянной деформации под нагрузкой транспортных средств. Но рутирование обычно происходит не сразу под нагрузкой. Это происходит, когда несколько транспортных средств неоднократно перемещаются по затронутому или слабому участку. Такая смесь давит по бокам шины при нагрузке.
Для этого инженеры рекомендуют использовать больше заполнителя, особенно мелкого заполнителя. После добавления они могут увеличить трение между асфальтовой матрицей, что приводит к высокому качеству сцепления. Вы также можете использовать угловые заполнители для предотвращения колейности.
Читайте также: Жесткое покрытие – разница между жестким и гибким покрытием
Чрезмерное количество асфальта
Использование избытка асфальта в составе смеси также может привести к образованию колейности.
Поэтому важно строго соблюдать состав смеси при приготовлении асфальтобетона на асфальтобетонном заводе. Также правильное укатывание асфальта помогает в качественном покрытии заполнителя, улучшающем сцепление.
Использование жесткого асфальтового вяжущего
Для дорог в районах с высокими температурами проектировщики рекомендуют использовать более жесткое асфальтовое вяжущее. Вам необходимо выбрать асфальтовое вяжущее на основе характеристик марки в процессе разработки смеси. Вы можете выбрать связующее, сопоставив требования к температуре, чтобы получить доступ к характеристикам при конкретной температуре. Если вы будете использовать неэффективный сорт вяжущего, асфальтовое покрытие, скорее всего, покроется колеями.
Типы колеи
В зависимости от причины колеи мы можем классифицировать проблему по трем различным категориям. Разделение на разные типы поможет нам понять первопричину и вероятное средство.
- Колейность смешанной конструкции – Этот тип колеи возникает, когда земляное полотно не повреждено, но на дорожном покрытии видны канавки и следы колес.
Впадины и колеи являются результатом неправильного состава смеси. Симптомы смешанной колеи включают возвышение по краям пути колеса. - Колейность земляного полотна – Земляное полотно не только обеспечивает надежную поддержку гибкого дорожного покрытия, но и предотвращает такие повреждения, как образование колеи. Если земляное полотно не подвергается надлежащему уплотнению, оно может оседать при повторяющихся нагрузках, что приводит к образованию колеи. Колейность земляного полотна показывает характерную потрескавшуюся поверхность асфальта. Трещины позволяют дорожному покрытию изгибаться в колеи земляного полотна.
- Уплотнение – Колейность приводит к неправильному уплотнению верхнего асфальтового основания или слоя износа. Так как было место для уплотнения, асфальт продолжает уплотняться под транспортной нагрузкой. Уплотнение обычно происходит на новых асфальтированных поверхностях.
Влияние колеи на дороги
- Колейность не только создает опасные условия на дорогах, но также может повредить всю конструкцию.
В результате впадин и канавок; вода может найти способ остаться в этих углублениях, что приводит к аквапланированию. - Из-за колейности водители могут спотыкаться на обочинах дороги, что повышает вероятность столкновения транспортных средств.
- Замена дорог с колеями наносит серьезный финансовый ущерб отделу или компании. Иногда также приходится заменять подоснову вместе с участками дороги, имеющими колеи. В случае, если инженер заменит только верхнюю изнашиваемую поверхность, подстилающее основание снова повредит только что заасфальтированную дорогу.
- Такие проблемы, как колея, выбоины или трещины, в совокупности могут привести к значительным затратам на техническое обслуживание.
Как устранить колеи на тротуаре
Есть несколько способов предотвратить образование колеи на дорогах. Один из методов включает увеличение толщины структурного слоя или уменьшение напряжений на поверхности. Другой метод предполагает увеличение толщины земляного полотна.
Тем не менее, лучший способ уменьшить вероятность возникновения колейности – это использовать прочное и жесткое основание. Основание играет важную роль в дорожной системе, поддерживающей дорожную конструкцию. Поэтому инженеры-строители должны строго следовать процедуре IDOT в процессе проектирования и строительства.
Если колейность локальная и ограниченная, ее можно игнорировать. Но если колея сильная, вы должны выяснить основную причину разрушения дорожного покрытия. Для более глубоких колей можно выровнять или наложить заплатку.
Практический результат
Несмотря на то, что существует множество причин колейности, ее все же можно предотвратить, применяя надлежащие методы строительства и избегая осадки. Несмотря на то, что у нас есть инновационная технология уплотнения, образование колеи по-прежнему является проблемой для транспортных инженеров. Поэтому крайне необходимо улучшить отраслевые стандарты и обеспечить контроль качества.
Помимо колейности, дорожное покрытие может быть подвержено другим видам износа.
Например, гравийные дороги подвержены потере гравия. Кроме того, трещины на дорожном покрытии могут сократить срок службы дороги, что увеличивает затраты на содержание. Следовательно, колейность на дорогах также может привести к необратимой деформации. Кроме того, это может привести к неровностям дорожного покрытия. Но в большинстве случаев простой пластырь может предотвратить повреждение, а новый может быть необходим.
Почему это проблема для мостовых настилов и проезжих частей
Повреждения дорожного покрытия проявляются по-разному. Все мы сталкивались с выбоинами во время вождения. Этот внезапный, а иногда и неожиданный удар каждый день испытывают водители повсюду. Нам всем знакомо это чувство, и если мы не повредим наши автомобили, мы продолжаем движение. Что делать, если ваш автомобиль внезапно тянет вправо или влево? А как насчет того перекрестка, где вы, кажется, всегда проезжаете горб? Эти явления вызваны колейностью и толканием дороги.
Колейность – это образование впадин на поверхности или «слое износа» асфальтовых дорог и настилов мостов. Толкание — близкий родственник гона. Толкание – это наличие небольших бугров или ряби в слое износа, вызванных горизонтальными напряжениями. Перекрестки и съезды с автомагистралей являются обычными зонами, которые демонстрируют характеристики толкания.
Что вызывает рут и пихание? При асфальтировании дорог и настилов мостов асфальт уплотняется. I Недостаточное уплотнение слоя износа асфальта может привести к дальнейшему уплотнению асфальта из-за веса автомобиля с течением времени. Большинство транспортных средств следуют по одному и тому же пути вдоль полосы движения (на дороге или настиле моста), и вес транспортных средств распределяется по одним и тем же «каналам» полосы движения. Каждое проезжающее транспортное средство способствует дальнейшему уплотнению асфальта в этих каналах, создавая впадины или колеи.
Когда автомобиль едет по дороге и зацепляется за одну из этих колей, автомобиль может внезапно дернуться, заставляя водителя сильнее держать руль, чтобы исправить движение. Транспортное средство, движущееся по этим долинам, не будет испытывать такого движения, если только траектория движения не отклонится достаточно, чтобы колесо зацепилось за край колеи, после чего автомобиль внезапно будет направлен обратно в колею.
Статья по теме: Как произвести высококачественное и прочное асфальтовое покрытие
Перед укладкой нового слоя износа асфальтобетонного покрытия необходимо учитывать соотношение жидкого асфальта к профилю или контакту заполнителя (количество жидкости в асфальте) и толщину подъема (толщину слоя износа). Несоответствие содержания асфальта и профиля заполнителя может привести к смещению слоя износа под действием горизонтальной нагрузки с течением времени. По мере того, как транспортные средства замедляются или останавливаются, колеса транспортного средства пытаются толкать асфальт вперед.
В то время как этот толчок или толчок может быть незаметен в единичном случае, воздействие транспортных средств, повторяющих этот процесс, вызовет заметные бугры или рябь на асфальте, которые можно почувствовать во время движения. Водители заметят этот неизбежный толчок, когда будут проезжать через любую зону, где транспортные средства часто замедляются или останавливаются.
Колейность характерна не только для дорог или мостовых настилов. Это может произойти в любом месте, где уплотненный асфальт уложен для проезда транспортных средств, например, на парковках, в портах для отгрузки грузовиков или даже на подъездных путях. Эффекты могут быть незначительными или серьезными, в зависимости от количества уплотнения, которое происходит с течением времени.
наиболее заметных мест, где происходит толкание, — это перекрестки с интенсивным движением в городах, автострады и съезды с шоссе , когда скорость транспортного средства резко снижается или транспортные средства должны затормозить и остановиться.
Тяжесть толчков будет варьироваться в зависимости от количества поездок в конкретной области.
На первый взгляд мощение может показаться простым: асфальт заливается, а затем выравнивается до гладкой поверхности. На самом деле процесс более сложный. Во избежание колейности и расталкивания необходимо уделить особое внимание
- температура воздуха во время укладки,
- температура асфальта при укладке,
- правильное уплотнение асфальта,
- Состав асфальтобетонных смесей для расчетов по назначению и
- использование полимерной добавки в асфальте для предотвращения колейности и толкания.
Особое внимание следует уделить предотвращению или уменьшению образования колеи и толчков на слоях износа асфальта в местах с интенсивным движением. Полимерные добавки Rosphalt® от Chase Corporation обеспечивают долговременную устойчивость к колееобразованию и толчкам.

Впадины и колеи являются результатом неправильного состава смеси. Симптомы смешанной колеи включают возвышение по краям пути колеса.
В результате впадин и канавок; вода может найти способ остаться в этих углублениях, что приводит к аквапланированию.