Что может стучать в передней подвеске: причины стука, скрипа, хруста, щелчков
Для любого автомобилиста, будь это любитель, щеголяющий на своей первой машине, или профессионал с большим стажем, всегда будет большой головной болью обнаружить любой посторонний стук в машине. Такое беспокойство вполне обоснованно – поездка в постоянно «стучащем автомобиле» однажды может внезапно закончиться, и хорошо бы это было на просторах города, а не где-нибудь в поле или в лесу. Если своевременно не определить причину стука, то это может значительно сократить время срока службы значительного ряда комплектующих вашего автомобиля.
Оглавление:
- Перед диагностикой передней подвески
- Стук передних суппортов
- Стук передних амортизаторов
- Стук защиты картера
- Стук ШРУСа
- Стук подшипников ступицы
Далее в статье речь пойдет о тех случаях, в которых стук был выявлен в одном из узлов передней подвески. В этом сегменте автомобиля можно выявить несколько «зон» или причин, в которых (или по которым) может возникнуть эта проблема:
- неправильное функционирование системы подвески и амортизации;
- изношенность элементов системы руля;
- проблемы двигателя и тормозной системы.
Для точной диагностики, которая позволит максимально точно выявить источник стука, потребуется проведения полного осмотра вашего автомобиля.
Перед диагностикой передней подвески
Во время диагностики нередки случаи того, что причиной стуков или шумов оказывается какая-нибудь мелочь, болтающаяся в багажнике или салоне. Например, ручка в бардачке или бутылка воды в подстаканнике. Для того, чтобы избежать ненужного процесса поисков, до проведения всех работ необходимо извлечь или закрепить все предметы, что могут создавать какой-либо посторонний шум или стук. Будет не лишним также положить на пол что-либо мягкое, с целью заглушить воздействие оставшихся незакрепленных предметов.
Стучать могут вещи в салоне автомобиля — хорошо, если это так
Перед работой также нужно осмотреть все прокладки. Нередко бывает, что причиной постороннего шума может являться изношенная резинка. Многими специалистами, помимо прочих работ, рекомендуется перед проверкой передней подвески, осмотреть и заднюю: ее диагностика не требует так много времени и усилий, как проверка первой, и, в то же время, стук из задней подвески достаточно быстро переходит по машине, что создает видимость стука спереди.
Стук передних суппортов
Стук в суппортах является одной из основных причин шума в передней части автомобиля. С подобной проблемой автомеханики сталкиваются чаще прочих, что наводит на мысль о том масштабе экономии на них производителей, которые зачастую заказывают их по самым дешевым ценам у умельцев из Поднебесной.
Такой стук выявляется в том случае, когда суппорт плохо закреплен или тормозные колодки сильно изношены, или же, если начинает подтекать смазка из направляющих. В этом случае складывается примерно следующая ситуация: суппорт как бы произвольно виляет, но это абсолютно не заметно на ровных дорогах, чего не сказать о столкновениях с небольшими неровностями – здесь то и начинается его «песня», где ведут ударные.
Автомобильный суппорт может издавать шум при езде, если он плохо закреплен
Способы устранения данного дефекта различны. Если суппорт плохо закреплен, его достаточно лишь закрепить получше. Если изношены тормозные колодки, ситуация несколько осложняется, так как их, скорее всего, придется заменять. Окончательно выявить изношенность колодок можно несколькими способами:
- На глаз – если при осмотре колодок вы видите, что накладка на них уже стерлась до металла, то необходима её замена.
- Если во время поездки слышится скрип при торможении, или автомобиль просто стал хуже тормозить, это также свидетельствует о стертости тормозных колодок.
Проверка тормозной колодки
Так или иначе, основным способом ремонта здесь будет замена изношенных деталей на новые, что можно произвести как самостоятельно, так и в сервисном центре.
Следующей возможной причиной может быть износ направляющих суппорта или их гнезд. При износе направляющих, потребуется их замена. Если износились гнезда направляющих, то можно попробовать установить или сменить специально предназначенные для этого резинки. Резинки надеваются на штифты, что должно избавить от стука.
Направляющие суппорта
Реже помогает смазка гнезд направляющих. Для проведения работ потребуется особая смазка для суппортов, отличающаяся своей густотой. Она наносится на деталь, что позволяет забыть о ней на несколько тысяч километров пробега.
Смазка направляющей суппорта
Особо отчаянные автомобилисты прибегают к различным видам «народной» самодеятельности. Например, просверливают в суппортах пару дырок, после чего сцепляют элементы распорной пружиной. Естественно, применяются такие средства на свой страх и риск, и если не верится в свои силы, то лучше не заниматься подобным ремонтом самостоятельно.
Такой вариант, возможно, и избавит автомобиль от шума, но является сомнительным решением
Стук передних амортизаторов
При поломках амортизаторов нередок механический стук и дребезжание при езде по неровным поверхностям. Стук отличается своей интенсивностью и уровнем громкости, что порой делает поездку просто невозможной. Однако неприятный звук лишь вершина айсберга. Поврежденная деталь снижает управляемость автомобиля, при движении по плохим дорогам значительно увеличивается полоса торможения, усиливается износ шин и прочих компонентов передней подвески.
Автомобильный амортизатор
При диагностике амортизаторов первоначально осматриваются демпфирующие элементы. Неисправность могла быть вызвана утечкой масла по причине изношенности уплотнителей. Если жидкости в детали недостаточно, то во время функционирования шток амортизатора не находит сопротивления, достигая дна резервуара, что сопровождается сильным стуком. Нарушение герметичности узла сопровождается явными подтеками, что говорит о необходимости замены детали.
Утечка масла и амортизатора
Среди других причин, по которым из демпфера способны возникнуть посторонние шумы, могут быть:
- Различные повреждения корпуса;
- Деформация поршня штока;
- Неподходящее или низкокачественное масло;
- Утечка специальной жидкости.
Повреждение амортизатора
Косвенно, о протечке специальной жидкости уже было сказано выше – для ремонта достаточно сменить изношенные сальники. У этого явления, чаще всего, естественные причины, но бывает, что они изнашиваются от избытка осевшей пыли и песка на штоках амортизаторов или возникшей коррозии на деталях.
Различные вмятины возникают из-за столкновения чего-либо с демпфером. Особенно это заметно на однотрубных вариантах — из-за неисправности, шток перестает двигаться по всей высоте емкости, упираясь в месте повреждения в препятствие, что сопровождается стуком.
Шум возможен еще и в случае ненадежной фиксации амортизаторов, при больших нагрузках его движения становятся причиной растрескивания и появления значительных потертостей на корпусе, что также приводит к неисправностям.
Одной из причин стука может стать повреждение штока поршня. Если на большой скорости столкнуться с ямой, амортизатор, не справившись с нагрузками, пробивает поршень резервуара, в результате чего клапаны приходят в негодность, что иногда делает невозможной подачу масла.
Сломанное крепление амортизатора
Одной из причин, почему шток пробил демпфер, может быть плохое масло. Если его вязкость недостаточно велика, то не будет нормального сопротивления, и, следовательно, пробить дно штоку будет проще.
Ремонт данной проблемы проводится путем замены нерабочего амортизатора. Обычно они парные, и даже если неисправен один, все же меняется пара. Иногда,автомобилисты «колхозят» — с амортизатора срезают вальцовку корпуса, что позволяет сменить изношенные сальники, шток с поршнем, поменять масло, после чего все это герметично заваривается. Такая операция довольно трудоемкая, требует другой целой детали, и не гарантирует восстановление работоспособности, следовательно, не рекомендуется.
Стук защиты картера
Большинство иномарок оснащены защитой из прочного пластика, что рассчитано на дороги «европейского» качества. В условиях российских дорог это зачастую неприемлемо, и «знающие» автомобилисты выбирают модели машин с защитой из металла.
Владельцы автомобилей с пластиковой защитой, при условиях невозможности заменить пластик на металл у официальных дилеров, прибегают к помощи народных умельцев, продукты творчества которых далеко не идеально подходят к имеющемуся двигателю. При неправильной установке таких элементов, возможно появление стуков при контакте с неровными дорогами и ямами.
Неправильно закрепленная защита картера может шуметь во время езды
Стук ШРУСа
Если вы не знаете, ШРУС – это узел, благодаря которому передается крутящий момент по цепочке от двигателя к колесам.
Внешний вид ШРУСа
Причин выхода из строя у этого довольно простого и прочного узла очень немного:
Выявить неисправность в ШРУСЕ достаточно сложно. Но есть и положительный момент – вариантов поломок здесь не так много:
На просторах сети был найден очень интересный способ выявления поломки:
- Заводите двигатель.
- Крутите руль до упора.
- Трогаетесь и следите за звуками.
- После этих действий крутите руль то вправо, то влево до упора.
- С какой стороны слышен хруст, с той стороны ШРУС неисправен.
Стук подшипников ступицы
При неисправности подшипников ступицы может возникнуть несколько характерных звуков:
- Стук, говорящий о наличествующих люфтах в подшипниках;
- Шум, который говорит о пришедших в негодность роликах и сепаратной беговой дорожки.
Ступичный подшипник
Стук в этом узле выявить достаточно просто. Автомобиль поднимается домкратом слева, после чего уверенным резким движением висящее колесо раскручивается. Если при прокручивании колеса слышен характерный звук, похожий на звук катящегося железного шарика по металлической поверхности – очевидно, подшипник требует замены.
Проверка ступичного подшипника
Чтобы выявить люфты, нужно сделать примерно следующее: на приподнятой домкратом машине, руками обхватывается колесо, после чего, прилагая усилия, его расшатывают. Колесо не должно «поддаваться» вашим усилиям раскачать его, но если оно поддается, то это очевидный признак наличия люфта, который нужно устранить.
Проверка люфта автомобиля
Обычно, рядовой автомобилист оказывается не в состоянии самостоятельно убрать люфты, для чего обращаются к специалистам в сервисном центре. Не стоит откладывать решение проблемы в долгий ящик – к серьезным поломкам, в скором времени, это не грозит, но наличие люфтов может значительно сократить срок службы подшипников.
Заключение
Автор не берется утверждать, что в тексте выше были указаны абсолютно все возможные причины возникновения стука или других посторонних шумов в передней подвеске автомобиля. Чаще всего, причины стука находятся именно в этих узлах, и, если самостоятельно вы все же, не смогли выявить причину стука – лучше всего, сразу ехать в сервисный центр.
Эти и некоторые другие причины стука в передней подвеске можете увидеть в этом видео:
Почему появляется стук в передней подвеске ВАЗ 2101-2107 на кочках и неровностях
Автор Павел Александрович Белоусов На чтение 6 мин Просмотров 2.1к. Обновлено
Содержание
- Что может стучать в передней подвеске
- Диагностика причин стука в передней подвеске
- Втулки стабилизатора
- Рулевые тяги
- Проверка ступичного подшипника
- Диагностика шаровых опор
- Стойки амортизаторов
- Видео: Что стучит в передней подвеске.
- Заключение
Езда по неровной дороге или переезд препятствий на ВАЗ классика всех моделей часто приводит к тому, что со стороны одного из передних колес слышится отчетливый стук. Он сигнализирует о проблемах с передней частью подвески и если на это не обратить внимания, увеличится расход топлива, автомобиль будет тянуть в сторону колеса, где наблюдается стук.
Что может стучать в передней подвеске
При стуке в передней подвеске на ВАЗ классика, требуется определить, какой именно из узлов вышел из строя. Чаще всего причиной стука становятся такие элементы ходовой части:
- Подшипник передней ступицы. Это происходит тогда, когда он не отрегулирован, плохо затянут или разбит вследствие большого пробега.
- Суппорт тормозной системы.
- Шаровые опоры, как верхняя, так и нижняя.
- Наконечники рулевых тяг.
- Передняя стойка амортизатора или его крепление на кронштейне, сайлентблоки, верхние втулки.
- Втулки стабилизатора, если износились резинки.
- Нижние и верхние сайлентблоки рычагов при начале движения или торможении.
- В левой части передней подвески может стучать рулевая колонка.
- В правой части стучит маятник.
Стук на неровностях и мелких кочках чаще всего вызывают проблемы с суппортом тормозных колодок, верхние и нижние шаровые опоры, рулевая тяга и ступичный подшипник. В редких случаях источником резкого металлического стука может быть лопнувшая пружина, когда витки цепляются друг за друга при движении. Подобный скрипящий звук раздается от лопнувшей передней чашки под пружину, это всегда сопровождается проседанием одной из сторон автомобиля. После сильных ударов может лопнуть лонжерон, что тоже приведет к стуку в подвеске, то же случается при лопнувшей балке. Стучать может оборванная защита и брызговик, но это не относится к проблемам с подвеской. Особое внимание нужно обратить на затяжку дисков колес, которые могут просто отлететь по дороге – стук, один из признаков плохо затянутого колеса.
Диагностика причин стука в передней подвеске
Втулки стабилизатора
Чтобы проверить состояние втулок стабилизатора, из ямы нужно проверить его на свободный ход, подергав рукой. Люфта в резинках на рычагах и возле лонжерона не должно быть. Это нужно сделать слева и справа, если же люфт есть, потребуется замена втулок стабилизатора.
Рулевые тяги
При нагруженном колесе, когда оно стоит на поверхности, можно проверить работу рулевой тяги. Для этого тягу нужно двигать из стороны в сторону рукой, при этом она должна ходить с усилием, не издавая посторонних звуков. Дополнительно проверяются рулевые пальцы, чтобы они не двигались в направлении вверх-вниз.
Средняя тяга не проворачивается по сторонам, поэтому ее можно двигать только движениями вверх-вниз, при этом она должна удерживаться прочно, не издавая никаких звуков. Тут же проверяется маятник, шатая его вверх-вниз. При необходимости его можно подтянуть или заменить.
Проверка ступичного подшипника
Стук на неровностях может провоцироваться ступичным подшипником, который дает биение. Для этого переднее колесо, со стороны которого слышен стук, нужно поднять домкратом, оставив в вывешенном положении. Если вывешенное колесо люфтит, то причина стука в передней подвеске — подшипник или шаровая опора.
Чтобы точно определить причину стука, необходимо зафиксировать колесо тормозами или педаль тормоза трубой или другим подходящим для этого предметом. После фиксации колеса его снова нужно проверить на наличие люфта. Если колесо перестало люфтить – проблема в ступичном подшипнике, наличие люфта на тормозе – износ или поломка верхней шаровой опоры.
Иногда, чтобы убрать стук на неровностях, достаточно подтянуть ступичный подшипник. После этого нужно проехаться на автомобиле, если люфт появится снова, эта деталь подлежит замене. Чтобы подтянуть подшипник, нужно снять колесо, удалить колпачок, защищающий центральную часть ступицы. Под ним откроется гайка на 27, с помощью которой подтягивается подшипник.
Если есть ключ с динамометром, то затягивание производится с усилием, указанным в технической документации. При отсутствии такого инструмента колесо устанавливается обратно, но уже без колпачка. Гайка затягивается до тех пор, пока люфт не пропадет, после этого гайку нужно провернуть на четверть оборота назад. При определении допустимого люфта одна рука контролирует движение ступицы и подшипника, вторая – раскачивает колесо. Важно знать, что при перетягивании подшипника он будет перегреваться, в результате чего быстро выйдет из строя. После подтяжки гайка фиксируется в канале оси, в колпачок заталкивается смазка, после чего все собирается обратно.
Диагностика шаровых опор
На переднем колесе ВАЗ конструктивно предусмотрены две шаровые опоры – верхняя и нижняя. Глухой стук на кочках может вызываться проблемой в этих узлах. Для проведения диагностики нужно заехать на яму или поднять автомобиль на подъемнике.
После подъема автомобиля снимается переднее колесо, под нижний рычаг подкладывают деревянные подпорки, на них и опускается рычаг, разгружая шаровые опоры, на которые в этом положении не идет нагрузка.
После этого монтировку устанавливаем в проем между цапфой и верхней шаровой опорой. Нажимая на нее, проверяем, есть ли люфт непосредственно на шаровой опоре. Для проверки нижней опоры монтировка запускается между опорой, рычагом и цапфой. При проверке необходимо энергично нажимать на монтировку, допускаются резкие рвущие движения. Если в опоре наблюдается люфт – это причина стука, поэтому она подлежит замене.
Еще один способ проверки нижней шаровой опоры – через специальную пробку, установленную с завода. Она выкручивается, после чего задней частью штангенциркуля измеряется глубина открывшегося отверстия. При отсутствии штангенциркуля подойдет небольшой кусок проволоки, она вводится в отверстие, после чего измеряется глубина ее введения. Глубина введения измерительного инструмента не должна превышать 11,8 мм, иначе опора подлежит замене.
Стойки амортизаторов
Чтобы диагностировать стук в стойке амортизатора, требуется ввести отвертку между кронштейном амортизатора и самим амортизатором, люфта между ними не должно наблюдаться. Если же люфт есть, нужна замена втулки амортизатора.
На следующем этапе нужно осмотреть сам амортизатор. На нем не должно быть никаких потеков. Чтобы проверить целостность резинок на амортизаторе, нужно положить одну руку на верхнюю часть амортизатора с резиновым уплотнителем, а второй рукой начать раскачивать автомобиль. Если люфт присутствует, необходимо провести замену.
Видео: Что стучит в передней подвеске.
Заключение
Причин стука в передней подвеске ВАЗ классических моделей может быть множество. Мы рассмотрели наиболее вероятные поломки, которые встречаются чаще всего. Своевременное прохождение ТО позволит избежать большинства из них. Если же в подвеске послышался стук, при помощи простых приемов легко выявляется его причина. Для этого не потребуется специального оборудования или навыков, диагностика и ремонт делаются в условиях гаража, что позволяет сэкономить время и средства.
Печать
Наркотики для изнасилования
Что такое кризис?
План безопасности Насилие в семье Сексуальное насилие История семейного насилия
| Смотреть Ваш напиток!!! Это может случится с тобой!
|
Вслепую Возможно, вы уже решили отказаться от наркотиков. Ты хочешь оставаться здоровым, так что вы избегаете наркотиков и алкоголя все время. Замечательно! Но имейте в виду что есть группа препаратов, которые некоторые люди используют ПРОТИВ другие. Их прозвали «наркотиками для изнасилования на свидании», и это название говорит о многом. о том, почему нужно держать ухо востро на эти вещества. Что такое наркотики для изнасилования на свидании? Три препарата, которые использовались чаще всего часто для нокаута невинных жертв используют ГОМК, рогипнол и кетамин. Эти препараты имеют некоторые медицинские применения, но в руках случайных злодеи, это смертоносное оружие. Вот странный факт: некоторые люди принимают эти препараты специально, чтобы получить кайф или получить новый, странный опыт. Это роковой выбор с ГОМК, рогипнол или кетамин, потому что смертельная передозировка любого из них может происходят чрезвычайно легко. Читайте дальше, чтобы узнать больше о том, что это за наркотики, и как их защитить. против их нокаутирующего удара. Коалиция округа Том Грин против насилия и ее члены хотят вам на ВЕЧЕРИНКУ БЕЗОПАСНО!
Более Информация, статистика, изображения и ссылки Национальный информационный центр информации об алкоголе и наркотиках
| |
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ! Сексуальные нападения и грабежи случались как с МУЖЧИНАМИ, так и с ЖЕНЩИНАМИ. Большие и сильные люди под воздействием этих препаратов становятся слабыми, как дети. Это может произойти с тобой! Защити себя и своих друзей. Если вы видите, что кто-то возится с напитком другого человека, спросите его или расскажите владельцу напитка, что произошло. Если вы видите, что кто-то использует в своих интересах другого человека, который находится без сознания или беззащитен, говорите! Вмешайтесь и предотвратите трагедию или обратитесь за помощью. О GHB и его Эффекты ГОМК (гамма-гидроксибутират) химически подобен веществу, которое находится в каждой клетке человеческого организма. Некоторые пользователи утверждают, что это означает, что безопасно, но они ошибаются. GHB является депрессантом, поэтому он замедляет работу мозга и тело. Использование любого депрессанта без наблюдения врача опасно. В В прошлом врачи использовали ГОМК для лечения различных состояний, в том числе проблемы и тревога при родах. Некоторые тяжелоатлеты утверждают, что он способствует наращиванию мышечной массы. но никакие научные исследования этого не доказали. ГОМК был объявлен вне закона в 1990 потому что о легкости передозировки и привыкания. В малых дозах ГОМК оказывает легкое седативное действие, замедляет сердцебиение и частота дыхания, неспособность быстро или логически мыслить, физические слабость. Многократное употребление может привести к привыканию и жесткой абстиненции. Если кто-то принимает слишком много сразу, ГОМК может вызвать судороги, кому или смерть. НАИМЕНОВАНИЯ И ФОРМЫ GHB ГОМК обычно содержится в жидкости, которую пользователи пьют из крышек от бутылок. Наркотик прозрачен, не имеет запаха и по вкусу напоминает соленую воду, но при смешивании с сладкий или крепкий напиток, его вкус большей частью маскируется. О РОГИПНОЛЕ Рогипнол вызывает мышечную релаксацию, потерю сознания и амнезию. Насильники, которые принимать небольшие количества чувствовать себя загипнотизированным. Рогипнол может вызывать привыкание, и люди в отмены часто страдают судороги. Рогипнол невероятно опасен, особенно если принимать с другими седативными средствами, такими как алкоголь. Случайная передозировка смертелен. Рогипнол таблетки могут называться Roofies, Roach, Roofenol, Roche, Катись и падай, или Таблетка незабудки. Таблетки обычно круглые, белые, с маркировкой «Roche» и кружком. цифра «1» или «2». Иногда таблетки растирают в порошок. Рогипнол быстро растворяется в жидкости. Он не имеет вкуса и запаха при смешивании в жидкость. О КЕТАМИНЕ ДЕЙСТВИЕ КЕТАМИНА Некоторые названия улиц Кетамина: Special K, Vitamin K, Ketaject и Cat. Транквилизаторы. Кетамин содержится в виде белого порошка или жидкости в небольших фармацевтических бутылки. Он без запаха и вкуса. Работает супер быстро, так что если кто брось его в свой напиток, и ты потеряешь сознание менее чем за минуту! Больше информации, Статистика, изображения и ссылки
|
Узкое окно для обнаружения — ScienceDaily
Новости науки
от исследовательских организаций
- Дата:
- 29 мая 2009 г.
- Источник:
- Deutsches Aerzteblatt International
- Резюме:
- Растет число преступлений на сексуальной почве с применением наркотиков. Немецкий Боннский институт судебной медицины зафиксировал, что количество экспертиз на предмет использования одурманивающих веществ в сексуальных преступлениях в пределах их зоны охвата увеличилось в 10 раз между 1997 и 2006. В новом исследовании исследователи представляют способы действия и окна обнаружения для наиболее часто встречающихся веществ.
- Поделиться:
Фейсбук Твиттер Пинтерест LinkedIN Электронная почта
реклама
ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ
Растет число преступлений на сексуальной почве с использованием наркотиков. Боннский институт судебной медицины зафиксировал, что количество экспертиз на предмет использования одурманивающих веществ в сексуальных преступлениях в пределах их зоны охвата увеличилось в 10 раз между 1997 и 2006.
В текущем издании Deutsches Ärzteblatt International Буркхард Мадеа и Франк Муссхофф представляют способы действия и окна обнаружения для наиболее часто встречающихся веществ.
В качестве нокаутирующих наркотиков можно использовать многие вещества, например, алкоголь и жидкий экстази. Однако наиболее важными являются бензодиазепины и другие снотворные средства, которые могут действовать в течение 10 минут. Жертвы сообщают о нарушении восприятия, оцепенении, тошноте, расторможенности и отсутствии силы воли. За этим часто следовала потеря сознания на несколько часов, так что пострадавший не мог вспомнить происшедшее. Выявить нокаутирующие препараты часто бывает сложно, так как они быстро расщепляются организмом. Бензодиазепины можно обнаружить в крови в течение максимум 24 часов, а жидкий экстази — только в течение 8 часов.
По этой причине при подозрении на введение нокаутирующих препаратов необходимо как можно быстрее взять 100 мл мочи и не менее 10 мл крови. Если интервал между инцидентом и медицинским осмотром больше, следует взять образец волос. Это можно сделать в течение 4 недель после инцидента. Принудительное употребление наркотиков выявляется при рутинном тестировании только после 2% правонарушений.
реклама
История Источник:
Материалы предоставлены Deutsches Aerzteblatt International . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.
Справочник журнала :
- Буркхард Мадеа, Франк Мусхофф. Нокаутирующие препараты: их распространенность, способы действия и средства обнаружения . Dtsch Arztebl Int , 2009; 106 (20): 341-7 DOI: 10.3238/arztebl.2009.0341
Цитировать эту страницу :
- MLA
- АПА
- Чикаго
Deutsches Aerzteblatt International. «Нокаутирующие наркотики: узкое окно для обнаружения». ScienceDaily. ScienceDaily, 29 мая 2009 г.
Deutsches Aerzteblatt International. (2009, 29 мая). Нокаутирующие наркотики: узкое окно для обнаружения.