31Дек

Чертеж рулевой рейки: Ремонт рулевой рейки своими руками инструкция с фото

Содержание

Ремонт рулевой рейки своими руками

Рулевая рейка отвечает за соединение руля с колесами и передачу усилия для поворота в нужном направлении. Механизм может дополняться гидроусилителем или электроусилителем руля: это упрощает управление автомобилем и позволяет повысить безопасность движения. Механизм рулевой рейки выходит в результате сильных ударов при движении по ямам и выбоинам, также износ комплектующих ускоряет агрессивная манера вождения. Как отремонтировать рулевую рейку своими руками, чтобы быстрее вернуть машину к работе?

Подготовка к ремонту рулевой рейки

Самостоятельно отремонтировать рулевой механизм очень непросто: для этого нужно детально разбираться в тонкостях его работы и обладать всем необходимым инструментом. Если есть любые сомнения в своих силах, намного надежнее сразу обратиться в автосервис. В любом случае одному справиться с ремонтом сложно, желательно привлечь помощника.

Водитель должен знать признаки неисправностей рулевой рейки, чтобы вовремя диагностировать поломку.

О повреждениях свидетельствуют стук в передней части автомобиля во время движения, сложности с поворотом рулевого колеса, проблемы с управляемостью – машина со временем хуже слушается поворотов руля, руль становится тугим. О неисправностях гидроусилителя говорят масляные пятна под автомобилем во время стоянки, устранить утечку желательно как можно скорее.

Наиболее распространенная неисправность – это износ сальников и уплотнительных колец. Со временем они становятся тонкими и рвутся, это приводит к утечке жидкости. Также распространенной проблемой становится износ пыльников: в результате грязь попадает на вал, впоследствии из строя выходят сальники. Появление стука во время движения может говорить об износе втулок, вала или других деталей, для точного определения неполадок требуется полноценная диагностика.

Как отремонтировать рулевую рейку? Для этого потребуется ремкомплект, гофра, подшипник для вала шестерни, а также смазочный материал. Из инструментов необходим восьмигранный ключ на 17, щипцы для монтажа стопорного кольца, съемник подшипника.

Работы проводятся на эстакаде или смотровой яме. Ремкомплект включает в себя набор сальников, направляющих, заглушек и других расходных компонентов, он подбирается в соответствии с маркой и моделью машины. От качества комплектующих напрямую зависит их долговечность, поэтому при выборе ремкомплекта лучше не экономить.

Процесс ремонта рулевой рейки

Процесс ремонта своими руками проводится в несколько основных этапов:

  • Демонтаж с разборкой рулевой рейки, очистка всех деталей от грязи и масла.

  • Диагностика: определение степени изношенности комплектующих и необходимость их замены.

  • Установка новых деталей взамен изношенных, сборка рулевой рейки.

  • Проверка работоспособности рулевого механизма на стенде.

Как самому отремонтировать рулевую рейку? предварительно машина загоняется на смотровую яму или эстакаду, также можно поднять ее с помощью домкратов, чтобы обеспечить доступ к рабочей зоне. Далее снимаем защиту двигателя (если она предусмотрена конструкцией автомобиля) и теплоизоляционную пластину. После этого откручиваем крепежные детали, снимаем рейку с креплений и вытаскиваем ее. Обычно она снимается вместе с рулевыми тягами, так как это упрощает установку новых пыльников с максимальной герметичностью.

Процесс разбора снятой рулевой рейки включает в себя следующие этапы:

  • Открутите рейку с помощью плоской отвертки от рулевых тяг.

  • Уберите пластиковую заглушку зубчатого вала, далее необходимо открутить стопорную гайку.

  • После этого нужно снять стопорное кольцо и аккуратно извлечь вал.

  • Извлеките нижний сальник и стопорный штифт.

  • Проверните заглушку и извлеките стопорное кольцо.

  • Вытащите рейку, снимите сальник и пластиковую втулку.

  • Извлеките пружину и прижимной механизм.

Все детали требуется отмыть от масла и грязи, после этого их нужно осмотреть, чтобы определить степень изношенности и наличие механических повреждений. Если повреждения очень серьезные, то замена деталей становится невыгодной, проще поменять рулевую рейку целиком. После замены изношенных деталей соберите рейку и установите ее на место в обратной последовательности, после этого необходимо обязательно выполнить процедуру развала/схождения.

Как отремонтировать рулевую рейку с ГУР? Процесс ремонта механизма с гидроусилителем имеет много общего: чаще всего приходится менять уплотнительные элементы для предотвращения течей, для реек с ГУР и без него используются разные виды смазки. При разборке промывается картер механизма, устанавливается новый подшипник из ремкомплекта. Вся процедура занимает у специалиста около двух часов, непрофессионалу потребуется намного больше времени.

Почему стоит обратиться к специалистам?

Если появились проблемы с рулевым управлением, крайне нежелательно проводить ремонтные работы самостоятельно. Ошибки в сборке, незнание нюансов и тонкостей могут привести к внезапному отказу узла, поломки рулевого управления создают опасные ситуации на дороге и могут стать причиной аварий. У «гаражных» мастеров часто нет нужных инструментов и комплектующих для устранения поломок.

Если возник вопрос, как отремонтировать рулевую рейку на ВАЗ или современных иномарках, лучше не рисковать, а сразу доверить дело профессионалам. В нашем автосервисе предлагается полный комплекс услуг по диагностике и ремонту, работы выполняются опытными специалистами.

Для устранения неполадок используются качественные детали и ремкомплекты, это гарантирует отсутствие повторных поломок и других проблем с рулевым управлением. Дополнительно предлагается ремонт гидроусилителя руля и иных компонентов рулевого механизма. Обратитесь к профессионалам, чтобы получить надежный результат!

Если вы не хотите тратить время на ремонт, то у нас вы можете купить новую рулевую рейку и наши специалисты её сразу же установят

Услуги нашего автосервиса:

Ремонт Рулевых реек Ремонт рейки Матиз с ГУР рулевой системы управления автомобиля Дэу

Дэу Матиз позиционирует себя в качестве модели класса «эконом». Впервые модель была выпущена в далёком 2003 году и изготавливалась вплоть до 2009 года. В некоторых странах СНГ она выпускается, по сей день, только с иным названием. За время пребывание на пьедестале, Матиз завоевал разные мнения и отзывы, как положительные, так и отрицательные. Как говорится, каждому своё.

Модификация выпускалась в двух вариациях класса лифтбэк классического варианта. Силовой агрегат был бензинового типа с объёмами 0,8 и 1,0 литра. Несмотря на такие маленькие показатели, мощности было достаточно для перевозки двух пассажиров по дорогам мегаполиса. В пределах населённого пункта машину нежелательно было использовать, так как она имела низкий клиренс. Как известно, дороги СНГ не славятся хорошим покрытием, но, несмотря на это, машина достойно выхаживала пробег. Эконом-класс должен быть во всём «эконом». В данной модели он оказался везде: в кузовной части, ходовой, трансмиссии. Недостаточная обработка днища и слабая рулевая колонка, наиболее уязвимые точки Матиза.

Строение рулевой рейки

Чтобы понимать, о чём идёт речь, следует знать строение агрегата.

Итак, основные узлы рулевой рейки (далее РР):

  • левый и правый наконечники;
  • пыльники;
  • контргайка;
  • защитный чехол;
  • опора;
  • гидравлические трубки для подачи масла и создания давления;
  • вал-шестерня;
  • хомуты для стяжек;
  • картер для хранения смазки;
  • гидравлический цилиндр с поршнем внутри.

Вот так выглядит стандартная РР с ГУР Дэу Матиз. Крепится она к кузовной части в моторном отсеке с помощью четырёх болтов головкой на «17».

Ремонт рейки Матиз с ГУР: где проводить

Несмотря на всю простоту и примитивную конструкцию РР, проводить осмотр и ремонт нужно в автомастерских во избежание некорректной установки.

Многие СТО содержат специальное оборудование для монтажа и демонтажа, которого нет у обычных мастеров-ремонтников. К тому же, подъёмный механизм, который так необходим при диагностике, имеют только СТО, так как это «удовольствие» не из дешёвых. Всевозможные стенды для проверки топливной аппаратуры, насосы высокого давления, прочие элементы.

Без профессиональной оснастки невозможно провести полноценный ремонт или первичный осмотр. Так что, все говорит в пользу СТО.

Первые признаки поломки

На самом деле признаков множество, их все не перечислить, но если рассматривать те, которые наиболее характерны для Дэу Матиз, то они следующие:

  • биение в руль во время движения;
  • скрип и стук при поворотах в стороны;
  • закусывание руля при поворотах влево-вправо;
  • постоянные пятна маслянистого характера под автомобилем после долгой стоянки;
  • плохая отзывчивость при движении на скорости.

Этого перечня вполне достаточно, чтобы записаться на «приём» в мастерскую.

Ремонт рулевой рейки Матиз: основные причины поломок

  1. Недостаточный уровень смазывающего вещества внутри. Детали недополучают должный объём масла, вследствие чего преждевременно изнашиваются.
  2. Установка некачественных и неоригинальных запчастей. Компоненты неспособны выходить должный километраж.
  3. Затягивание сроков с прохождением технического осмотра. Европейские производители допускают превышение лимита километража только на 500 км, не более. В противном случае, гарантия аннулируется. Подобная практика была взята за основу и на территории стран СНГ.
  4. Особенности стиля и манеры вождения. Необходимо сделать акцент на том, что какой бы не был автомобиль, если с ним обращаться не надлежащим образом, то он не сможет «выходить» столько, сколько должен был.
  5. Выворачивание рулевого колеса во время стоянки автомобиля на месте. Такое действие категорически запрещено делать по той причине, что на РР оказывается огромное и несвойственное давление. В конечном итоге зубья на рейке ломаются.

Советы и рекомендации

  1. Применять только то масло для ГУРа, которое рекомендовано производителем авто.
  2. Проходить технический осмотр строго в предписанный временной интервал.
  3. Не выворачивать руль на месте.
  4. Стараться избегать ям и ухабов, особенно для Дэу Матиз.
  5. Устанавливать только оригинальные запчасти. Приобрести их можно в магазинах при СТО.
  6. При возможности меньше всего использовать машину в зимний период времени.

Если водитель будет придерживаться описанных выше рекомендаций, то гарантировано продлит жизнь своему авто.

Ремонт рулевой рейки Матиз с ГУР: полный и частичный

В зависимости от степени повреждения рейки, мастером принимается решение о виде ремонта, который может быть полным или частичным. Первый отличается от второго тем, что замене подлежат только некоторые детали, уплотнители, расходники, в то время как корпус и тяги остаются прежними. Во время проведения частичного или мелкого почина высока вероятность существенной экономии денежных средств, что немаловажно для многих автомобилистов.

Алгоритм полной замены таков:

  • все работы проходят в мастерской на специальном подъёмнике;
  • изначально для удобства снимаются передние колёса;
  • снимаются наконечники с обеих сторон;
  • накидным ключом на «17» откручиваются четыре болта-фиксатора РР к кузовной части;
  • со стороны салона рассоединяем руль с рейкой с помощью ключа на «14»;
  • демонтируем РР целиком через проём в нижней части машины;
  • вынимаем, откладываем в сторону;
  • берём новую, проверяем все уплотнения, наличие смазки, крепёж, устанавливаем на место прежней;
  • подсоединяем правый и левый наконечники;
  • соединяем руль и рейку воедино;
  • опускаем подъёмник, тестируем машину.

При необходимости, а она будет, подкручиваем зажимной болт на РР для снижения уровня люфта. При регулировке зазора, мастера используют специальный прибор – динамометрический ключ. Чрезмерная затяжка, равно как и недостаток, могут привести к преждевременному износу и выходу из строя. Для каждого автомобиля предусмотрены свои стандарты усилий. Более подробно можно ознакомиться в инструкции по эксплуатации транспортного средства.

На замену рулевая рейка Дэу Матиз, цена которой в наших специализированных автосервисах не завышена, может быть приобретена непосредственно у нас.

Будем рады видеть вас в качестве постоянного клиента. Воспользуйтесь услугами профессионалов.

Ваз 2115: как своими руками провести ремонт рулевой рейки

Общий   вид   автомобиля   ВАЗ   2115

ВАЗ-2115 или Lada 2115 – это рейстайлинг ВАЗ 21099, который выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1990 по 2004 годы и был родоначальником «Самары» второго поколения.  Lada Samara седан – современное название авто, выпуск его начался в 1997 году.

Рулевое управление автомобиля

Одним из важных узлов автомобиля является рулевой механизм. Рулевая рейка в автомобиле - наиболее важная часть узла.
Через нее усилие, прикладываемое водителем на руль с помощью наконечников и тяг, передается на рычаги поворота, которые соединены с управляемыми колесами через цапфы. Из этого следует, насколько важна исправность рулевой рейки для безопасного движения автомобиля.

Конструкция   рулевого   управления

На фото представлены элементы составляющие конструкцию управления рулем.

Устройство рулевой рейки

Составляющие узла рулевой рейки:

  • Позиция 20 – рейка.
  • Позиция 21 – опорная втулка рейки.
  • Позиция 22 – демпфирующее кольцо.
  • Позиция 23 - резинометаллический шарнир.
  • Позиции 10, 11, 14 – детали крепления рейки к рулевым тягам.
  • Позиция 12 – скобы для крепления рулевого устройства к щитку впереди кузова, 13 – резиновые опоры рулевого механизма, 15 – защитный чехол устройства.  С рейкой позиции 20 в зацепление входит приводная шестерня, установленная на подшипниках в картере позиции 17 узла рулевой рейки.
    Металлокерамческий упор, уплотненный резиновым кольцом в картере, поджимает рейку к шестерне пружиной, которая упирается в гайку.

Стопорное кольцо препятствует раскручиванию гайки.  На картере и пыльнике рулевого механизма расположены метки, облегчающие правильную сборку узла.

Как устранить люфт рулевой рейки

Во время движения автомобиля бывают случаи, когда водитель ощущает незначительную отдачу при наезде машины на выбоину или небольшое препятствие на дороге, в руль, появляется стук в механизме. Тогда возникает необходимость устранить неисправность.
В этом случае ВАЗ ремонт рулевой рейки не требуется, а выполняется лишь регулировка зазора, образовавшегося между рейкой и шестерней. Для чего существует специальная инструкция.
Для выполнения работ автомобиль лучше установить на смотровую яму, специальный подъемник или эстакаду.

Порядок выполнения работ

  • При наличии на картере защиты она снимается.
  • Специальным гаечным ключом на 17 миллиметров, вращением по часовой стрелке, регулировочная гайка подтягивается до устранения люфта в редукторе рейки.

Устранение   люфта   рулевой   рейки

Совет: Перед тем как подтянуть гайку необходимо ее хорошо очистить от грязи.

Если такая операция не устранит стук нужно разобрать рулевой механизм, проверить состояние всех его деталей, изношенные элементы заменить новыми. Цена такого ремонта будет больше.

  • Затем после сборки узла рулевого механизма устанавливается упор рейки, на котором находится уплотнительное кольцо, до тех пор, пока не будет контакта упора с рейкой.
  • После этого устанавливаются стопорное кольцо, упорная пружина и слегка накручивается гайка.
  • Моментом равным 1,12 – 1,37 кгс.м затягивается гайка, отпускается на, нанесенные на гайку или на ключе «на 24» два деления, что обеспечивает необходимый зазор 0,12 миллиметров, от гайки до упора рейки.
  • Проверяется легкость, с которой перемещается рейка, отсутствие стуков, заеданий.
  • Монтируются рулевые тяги к механизму руля таким образом, что их оси должны быть параллельны картеру механизма руля.

Люфт устранен, а стук не прекращается, тогда выбирается один из вариантов: купить новую рулевую рейку или, выполнить на ВАЗ 2115 рулевая рейка ремонт, что значительно дешевле.

Ремонт рулевой рейки на ВАЗ 2115

Для экономии средств, а иногда и нервов можно выполнить ремонт механизма своими руками.

Материалы для ремонта

Вам понадобится:

  • Густая смазка для подшипников. Лучше использовать Mobil Grease XHP 222.
  • В аэрозольной упаковке мовиль.
  • Уайтспирит.
  • Баллончик WD-40.
  • Пластиковые хомуты 200 мм х 4 мм – 3 штуки.
  • Ветошь.

Запасные части

  • Ремонтный комплект рулевой рейки.
  • Сайлентблоки.
  • Наконечники с гайками.
  • Рулевой чехол.

Инструмент для работы

  • Набор торцовых головок с трещоткой.
  • Молоток.
  • Кардан с удлинителем.
  • Съемник для наконечников.
  • Ключ с внутренним восьмигранником.
  • Ключ на 22.
  • Зубило, шириной до семи миллиметров.

Ремонт рейки руля

Автомобиль фиксируется от непредвиденного перемещения установкой упоров под задние колеса. Затянуть ручник, заблокировать руль.

Совет:   При   ремонте   лучше   отсоединить   клеммы   аккумуляторной   батареи,   чтобы   избежать   неприятностей   от   соприкосновения   воротка   к   «+»   клеммы   при   работе.

Итак:

  • Снимаются передние колеса.
  • Используя съемник, вытаскиваются пальцы из стоек рычагов, предварительно открутив гайки наконечников.
  • После установки съемника до упора закручивается винт. В напряженном состоянии ключа выбивается молотком палец из рычага.
  • Откручиваются гайки крепления скоб рейки. Отворачивается изнутри салона болт на рулевом валу.
  • Выполнив все предварительные операции осторожно, чтобы не повредить шлицы, применяя колебательные движения, отсоединяется хвостовик шестерни от рулевого вала.
  • Весь узел вытаскивается через правое отверстие в корпусе автомобиля.

Рулевой   механизм   с   рулевыми   тягами

Далее выполняется непосредственно ремонт рулевой рейки  ваз 2115:

  • Конструкция зажимается в тиски. Специальной щеткой, тряпочкой смоченной в уайтспирите чистятся все поверхности изделия.
  • Снимаются рулевые тяги. Для этого откручиваются болты на крепящей их скобе, после отгиба «усиков» стопорной пластины, ключом «на 22».
  • Извлекаются стопорная и соединяющая тяги пластины.
  • Удаляются рулевые тяги.
  • С правой стороны снимаются с картера рулевого устройства опора и стопорное кольцо.
  • Срезаются хомуты, с помощью которых крепится защитный чехол.  Детали одноразовые выполнены из пластмассы.
  • Снимается защитный чехол.
  • С левой стороны устройства снимаются опора и колпачок для защиты.
  • Ключом «на 17» с восьмигранной головкой откручивается гайка упора рейки, деталь вынимается, извлекается пружина и фиксирующее кольцо.

Извлечение   гайки,   пружины   и   фиксирующего   кольца

Выбивается из гнезда упор рейки. Для этого картер ударяется о деревянную подставку.
Для уплотнения в проточке упора монтируется резиновое кольцо.

  • Снимается уплотнитель.
  • Снимается пыльник шестерни, который достаточно поддеть его отверткой.
  • Снимается стопорная шайба.
  • Специальным ключом «на 24» с восьмигранной головкой отворачивается гайка, которая крепит подшипник шестерни.
  • Снимается гайка с вала.
  • Ключом «на 14» удаляется из картера вместе с подшипником шестерня.

Извлечение   из   картера   шестерни   с   подшипником

  • Вынимается рейка.
  • Вынимается втулка. Для этого отверткой поддевается опорная втулка, ее выступы должны зайти в картерные отверстия и деталь свободно извлекается.

Извлечение   опорной   втулки

  • Устанавливается новая втулка. Для этого на нее надеваются новые демпфирующие резиновые кольца таким образом, чтобы против разрезов втулки располагались тонкие части кольца.
    Выступы втулки должны свободно войти в отверстия картера.
  • По краям втулки резиновые кольца разрезаются и отрезанные части удаляются.
  • С вала шестерни снимается фиксирующее кольцо.
  • С помощью двухзахватного съемника спрессовывается шариковый подшипник.

Снятие   шарикового   подшипника

Выпрессовка игольчатого подшипника выполняется с применением специального съемника. Если его нет: сверлятся в торце картера два отверстия диаметром два миллиметра, для выхода игольчатого подшипника на кольцо.
Через него из картера  выбивается подшипник.

Выпрессовка   игольчатого   подшипника

Полость картера конструкции промывается. Отрезком трубы запрессовывается  игольчатый подшипник.
После этого отверстие заделывается препаратами подобными «холодной сварки».Смазкой ФИОЛ-1 обильно смазываются подшипники, шестерня приводная и зубья  на рейке.

Совет:   Перед   тем   как   начать   ремонт   рулевой   рейки   лучше   ознакомиться   со   всеми    операциями   по   видео.

Смазка УНИОЛ-1 закладывается в полость, которая находится над гайкой  удерживающей подшипник приводной шестерни. Узел рулевой рейки собирается в  обратной последовательности.
Крепится защитный чехол и фиксируется хомутами.Упор рейки и гайка выставляются таким образом, чтобы между ними был зазор 0,12  миллиметра.
После регулировки зазора рейки, гайка упора накернивается, для предотвращения раскручивания.

Ремонт рулевой рейки своими руками

Редуктор гидравлического усилителя рулевого колеса (рулевая рейка) отвечает за организацию поворотов транспортного средства. Данный механизм является неотъемлемой составной частью как для автомобилей с гидравлическим усилителем руля, так и для авто, лишенных гидравлики. Рулевая колонка служит соединительным элементом между рулем и колесной базой, поэтому ее роль в безопасной эксплуатации автомобиля трудно переоценить.

Детали рулевой рейки достаточно быстро изнашиваются, т.к. принимают на себя основную часть нагрузки, которая передается автомобилю во время вхождения в повороты, при наезде на любой тип препятствия, при попадании колесной базы в выбоины и ямы дорожного полотна. Часто может требоваться ремонт рулевой рейки своими руками.

Для предотвращения выхода из строя рулевой рейки следует периодически проводить технический осмотр транспортного средства, который позволяет выявить все неисправности на ранней стадии.

Основные признаки, свидетельствующие о появлении отклонений в работе редуктора:

  • Наличие стуков в редукторе, передающихся через рулевое колесо транспортного средства;
  • Увеличение усилия, которое водителю необходимо прикладывать к рулю для его поворота;
  • Посторонний шум, возникающий во время работы насоса гидравлического усилителя;
  • Наличие люфта рулевой рейки, ощущаемого в процессе поворота рулевого колеса;
  • Следы вытекающего масла из гидравлического усилителя руля.

Течет рулевая рейка с ГУР

Любой из перечисленных признаков сигнализирует о неисправности, которую необходимо немедленно устранить. Отсутствие своевременно проведенных работ может негативно сказаться на эксплуатационном сроке механизма, вплоть до полного выхода его из строя.

При обнаружении неполадки машину можно отдать в руки специалистов автосервиса или выполнить ремонт рулевой рейки своими руками. Необходимо отметить, что самостоятельное устранение дефектов требует определенных знаний об устройстве транспортного средства и некоторых инструментов, необходимых для осуществления разборки рулевой рейки.

Детали

Инструменты

Для полноценного ремонта рулевой рейки под рукой должны быть следующие запасные части и инструменты:

специальный ремонтный комплект, состоящий из всех необходимых для рулевой рейки деталей;

  • гофра;
  • вал шестерни;
  • подшипник;
  • смазочная смесь.
  • ключ восьмигранник на 17;
  • инструменты для монтажа-демонтажа подшипников;
  • набор гаечных ключей.

Для наиболее качественного проведения ремонта желательно использовать эстакаду или смотровую яму.

Работы по демонтажу рулевой рейки

Прежде всего, транспортное средство следует загнать на эстакаду или смотровую яму, после чего, при помощи домкратов, автомобиль нужно приподнять и демонтировать защиту двигателя (в случае ее присутствия) и колеса. Далее необходимо снять теплоизоляционную пластину редуктора и открутить гайки наконечников рулевых тяг, которые выбиваются из ушек молотком. Следующий этап состоит из отсоединения трубопровода с последующей процедурой удаления жидкости. Для этого надо завести двигатель автомобиля, после чего совершить несколько поворотов рулевым колесом в разные стороны. Завершает процесс снятие крепежных элементов, расположенных на редукторе гидравлического усилителя руля. После демонтажа механизм надежно закрепляют в тисках и очищают от пыли и грязи, которые неизбежно скапливаются на деталях в процессе движения автомобиля.

Фотоинструкция по демонтажу:

Откручивается защита

Два болта рулевых тяг

Тяги снимаются

Откручивают крепление хомутов

Ослабляют стяжной болт

Этапы разборки рулевой рейки

  1. Снятие резинового пыльника.
  2. Демонтаж промежуточного вала посредством удаления стопорной гайки, удерживающей деталь.
  3. Удаление контргайки, фиксирующей прижимной стакан вала рейки.
  4. Демонтаж вала с подшипником. Для этого из предварительно закрепленного промежуточного вала несильными ударами выбивается система основного вала.
  5. Разборка регулировочного узла.
  6. Снятие регулировочного стакана.
  7. Демонтаж прижимного поршня.

Разборка рулевой рейки

После окончания работ по разборке рулевой рейки все составляющее элементы механизма тщательно промываются от наслоившегося на них масла и грязи. Затем детали подлежат тщательному визуальному осмотру на наличие повреждений механического характера, возникающих в процессе эксплуатации транспортного средства. Детали с серьезными дефектами подлежат обязательной замене на новые. В некоторых случаях из-за сильных повреждений целесообразно полностью заменить рулевую рейку. Собирать рулевую рейку надо в обратной последовательности.

Существенных отличий между ремонтом рулевой рейки автомобилей с гидравлическим усилителем руля и без него – нет. Различными будут только втулки и составы жидкостей, используемых для смазки частей механизма.

После проведения всех вышеописанных работ рекомендуется осуществить процедуру диагностики развал-схождения.

Общее время, за которое можно осуществить ремонт рулевой рейки варьируется в диапазоне от двух до трех часов. Данные ремонтные работы относятся к работам средней степени сложности, которые при определенных знаниях и навыках вполне реально провести даже начинающему автолюбителю, обладающему терпением и настойчивостью в достижении конкретной задачи.

Установка опорной втулки

Отрежьте резиночки

Снимаем стопорное кольцо с вала шестерни

Выбивается игольчатый подшипник

Видео

Полезное видео по ремонту рулевой рейки ВАЗ 21099:

Если подтягивание рулевой рейки и замену пыльников а также резиновых деталей можно произвести самостоятельно, то ремонт крепления рулевых тяг в большинстве случаев вызывает затруднения у автовладельцев. Трудоемкий демонтаж и необходимость использования специального оборудования заставляют владельцев российского легкового автомобиля этой марки обращаться в автосервис к опытным специалистам. Провести безошибочно диагностику, разборку и сборку узла лучше в специализированной мастерской с помощью квалифицированного персонала. Полная замена изношенных элементов рулевой рейки может быть проведена только в оборудованном гараже опытным водителем с наличием большой практики в ремонте отечественных авто.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Обсуждения закрыты для данной страницы

как отремонтировать самому, разборка и сборка, лучше починить или заменить деталь

Рулевая рейка участвует в процессе поворота колёс. Если она неисправна, то управление автомобилем значительно усложняется, а в некоторых случаях становится опасным. Возможен ли ремонт рулевой рейки в домашних условиях и как это сделать, читайте ниже.

Срок службы рейки

Для начала стоит разобраться, как именно работает рулевая рейка. При повороте рулевого колеса, усилие передаётся на этот рычаг, а он в свою очередь даёт его на колёса. Таким образом осуществляется поворот. В некоторых ТС рулевая рейка соединена с колёсной осью напрямую, в некоторых — оснащена усилителем. В первом варианте при выполнении поворотов приходится прикладывать достаточно много усилий, чтобы вывернуть руль.

Важно! На основании наблюдений водителей и автомехаников выделяется 5 машин, у которых рулевые рейки выходят из строя намного чаще. В этот список входят Рено, Хонда, Киа Рио, Опель,Форд Фокус.

Но на сегодня большинство ТС всё же оснащают усилителями одного из двух типов:

  • ГУР (гидроусилитель руля) — функционирует за счёт жидкости;
  • ЭУР (электроусилитель руля) — работает от электрики.

При наличии этих элементов значительно упрощается управление машиной, а водитель чувствует себя комфортно и уверенно. Срок службы рейки зависит во многом от наличия вышеописанного механизма. При его отсутствии поломки возникают намного чаще. Вторым фактором, влияющим на эксплуатационные характеристики является качество дорог, третьим — стиль вождения. В зависимости от этого ремонтировать рассматриваемую деталь приходится каждые 35 000–100 000 км.

Все водители согласятся, что отремонтировать рулевую рейку намного сложнее, чем поддерживать её в нормальном состоянии, выполняя элементарные правила:

  1. Каждые 50 000 км пробега проходить техосмотр.
  2. Следить за состоянием пыльников. При повреждении этого механизма внутрь начинает попадать вода, химические реагенты, пыль и пр. грязь. В результате начинается коррозионный процесс, из-за чего разрушается шток, а затем начинает течь рулевая рейка. Раз в неделю стоит оценивать пыльники на предмет целостности, а также смотреть не отошли ли хомуты, которыми они закреплены.
  3. При выявлении стука сразу же обращаться в СТО и проходить срочную диагностику, не дожидаясь планового техосмотра.
  4. Отслеживать состояние ГУР. Если жидкость меняет цвет, скорее всего начался износ какой-то части рейки, поэтому в неё попадает стружка. В результате из строя выйдет насос ГУР. Возможен вариант, что изменение цвета связано с необходимостью её замены, причём раньше регламентного срока.

Кроме вышеперечисленного, очень важно бережно относиться к автомобилю. На состояние рейки сильно влияет частота ударов.

Учитывая это, не стоит:

  • биться колёсами о бордюр при парковке;
  • пересекать ямы, кочки, ж/д пути и т. п. преграды на высокой скорости;
  • держать руль подолгу в крайних положениях;
  • парковаться с сильно вывернутыми колёсами, за исключением случаев парковки на возвышенностях;
  • выворачивать руль на максимум со старта на непрогретой машине.

Важно! Замену жидкости в усилителе руля необходимо проводить регулярно в обязательном порядке, даже в тех авто, в которых это не предусмотрено производителем.

Что нужно для демонтажа и установки

Если водитель решил сам менять или восстанавливать рассматриваемый узел, ему потребуется ремкомплект. Он представляет из себя набор определённых запчастей для техобслуживания. В этот перечень входят детали, которые не являются расходным материалом, но периодически нуждаются в замене по причине износа.

Выпускаются наборы в полной и неполной комплектации. Отличия между ними заключаются в наличии/отсутствии резиновых колец. Также стоит учесть, что каждый ремкомплект адаптирован под обслуживание специального узла. В рассматриваемом случае он так и называется «ремкомплект рулевой рейки». При покупке набора нужно брать именно тот, который предназначен для конкретной марки машин.

Помимо вышеописанного потребуется:

  • гофра;
  • подшипник для шестерни вала;
  • смазка, которая используется водителем для техобслуживания авто;
  • восьмигранник на 17;
  • щипцы для установки стопорного кольца;
  • съёмник;
  • домкрат;
  • противооткаты;
  • гаечный, накидной, баллонный и рожковый ключи;
  • гайки;
  • шплинты;
  • плоская отвёртка;
  • дрель;
  • наждак или болгарка;
  • сварочный аппарат.
Рекомендуем для прочтения:

Разборка рулевой рейки

Восстановление данного узла предполагает тщательную переборку и осмотр его составляющих. Для этого его нужно будет разобрать.

Поэтапная разборка узла:

  1. При помощи маркера поставить отметки положения деталей, чтобы потом иметь возможность выполнить правильный сбор.
  2. Снять хомуты, стянуть пыльники.
  3. Открутить рулевые тяги, контргайку и гайки.
  4. Изъять шайбы и втулки.
  5. Открутить корпус, достать вал.
  6. Снять шток, достать уплотнители, фторопластовое кольцо, втулку из корпуса.

Обслуживание и ремонт

Чтобы иметь возможность отремонтировать рассматриваемый узел самостоятельно, водитель должен понимать смысл работы механизма.

Очень важно уметь разбираться в признаках поломки и диагностировать их причины:

  1. При повороте после выворачивания руля оно не полностью возвращается в исходное положение. Это значит, что повреждён вал или картер. Обычно дисфункция наблюдается после ударов.
  2. Наличие стука в рейке, который усиливается при вхождении в поворот. Причиной может изнашивание сайлентблока, шарнира, центрального зубца.
  3. Руль при повороте тяжело прокручивается или идёт рывками. Проблема заключается в перетирании резинового кольца двигающейся шайбы насос.
  4. Течёт тяга или понижается уровень масла в бачке гидроусилителя. Неисправность спровоцирована коррозией главного вала.
  5. Рулевое колесо тяжело проворачивается на низких скоростях или появляется стук на высоких. Причина — нарушение работы ротера или привалочных плоскостей.

Снятие и установка

Чтобы определиться нужна ли узлу полная замена или реставрация, рулевую рейку нужно снять, и только потом начинать разбирать его и перебирать составляющие.

Для этого нужно:

  1. Поднять переднюю часть машины при помощи домкрата, поставить противооткаты.
  2. Снять подвешенные колёса, тепловой экран.
  3. Открутить болт шлицевого соединения возле педалей, гайки.
  4. Если в авто имеется ГУР, то открутить устройство, предназначенное для подачи масла и отложить его в специально подготовленную ёмкость, чтобы не испачкать остатками жидкости пол. При наличии ЭУР следует отключить разъём.
  5. Рейку потянуть в направлении вала, освободить шлицевое соединение.
  6. Через одну из арок колёс (какую именно зависит от устройства подкапотного пространства) вынуть рейку, очистить от загрязнений, протереть сухой тряпкой.

Сделать работы по установке узла самостоятельно будет проблематично. Для этого потребуется помощник. Предварительно все части устанавливаемого механизма следует смазать. Затем собрать их в обратном разбору порядке. Если всё сделано верно, зубчатый шток должен нормально ходить без заедания. Только после этого можно закрутить тяги, установить пыльники и закрепить их хомутами.

Пошаговая установка рейки:

  1. Попросить помощника завести рейку через подкапотное пространство, а самому в этот момент направить её из салона в карданное пространство между шлицей и валом.
  2. Наживить и зажать крепёжные болты к подрамнику.
  3. Затянуть болт в нижней части вала.
  4. Подсоединить ГУР, залить в бачок жидкость для него (наполнять примерно до половины). Если машина оснащена ЭУР, то подключить разъём.
  5. Поставить колёса. Прокрутить руль пару раз в разные стороны — он должен идти плавно, без заедания. Снять машину с домкрата.
  6. Полностью заполнить жидкостью бачок ГУР. Запустить мотор, ещё несколько раз покрутить рулевое колесо. Проверить уровень жидкости — если он понизился, долить ещё. В ЭУР никакой жидкости нет, поэтому описанные манипуляции выполнять не нужно.
  7. Проверить положение деталей, провести пробную поездку.

Видео: Снятие и установка рулевой рейки Лада 112 ВАЗ 2112

Замена сальников

Чаще всего выходит из строя верхний сальник. Располагается он на вращающемся валу. Во время эксплуатации большая часть нагрузки приходится именно на него, что рано или поздно приводит к износу. Стачивается в основном внутренняя резьба, поэтому он не плотно обжимает вал. Через появившийся зазор начинает сочиться жидкость из ГУР. При этом во время езды в герметичном рулевом контуре сильно повышается давление, которое необходимо для осуществления поворота колёс. Признаком такой поломки будут потёки масла на распределителе.

Ремонтировать эту деталь нужно, как можно быстрее, т. к. данная неисправность приведёт к нарушениям работы насоса. В таком случае восстановление будет дорогостоящим. Дальше вопрос стоит в том, где найти деталь, т. к. в каталогах запчастей автопроизводителей их нет — они предлагают менять весь узел в сборе, что довольно затратно для клиента. У фирмы Corteco имеется ряд подобных деталей. Она предлагает разные ремкомплекты, включающие сальники, рейки, уплотнители и пр.

Далее следует найти нужную запчасть по номеру. Посмотреть его можно на старой детали. Однако обычно обозначения сильно затираются, поэтому прочесть их не представляется возможным. Выход из этой ситуации тоже есть. Стоит промониторить несколько форумов, на которых собираются владельцы конкретной марки машины и набраться там опыта, посмотрев какие сальники ставят они.

Последовательность работ по замене сальника:

  1. Поднять машину домкратом. Снять передние колёса.
  2. Залезть под капот, снять корпус воздушного фильтра, а также воздухозаборник, который уходит под крыло.
  3. Выкачать через клапан масло из ГУР.
  4. Перейти в салон. Чуть выше педалей находится кардан, который нужно открутить, а затем снять с него кожух.
  5. При помощи жёсткой кисти справа от рейки отмыть бензином гидропривод. Отсоединить её и трубку высокого давления.
  6. Снять нижний шарнир — ближний болт откручивать из-под капота, дальний — из салона.
  7. Теперь можно снять распределитель, разобрать его и достать вал. После этого внутри корпуса останется нужный сальник и подшипники — их надо осторожно выпрессовать. Корпус помыть.
  8. Запрессовать новый сальник и подшипники в корпус — сделать это легко простым надавливанием.
  9. Выполнить работы по установке всех элементов в обратном порядке. Залить жидкость в ГУР.
  10. Запустить мотор, покрутить руль — он должен плавно ходить, не застревая. Если манипуляции проведены неверно, сразу потечёт жидкость.

Видео: Как снять сальники рулевой рейки

Замена сайлентблоков

Сайлентблок представляет собой цилиндр с резиновыми вставками внутри. Находится он на рулевой рейке. Его основная задача — защита рейки и подвески от колебаний при ударах. Определить первые признаки поломки можно по стуку из области подвески в момент преодоления препятствий на дороге. При наличии данной неисправности следует найти нужную деталь, как в ситуации с сальниками.

Знаете ли вы? Самый малогабаритный автомобиль, поступивший в серийное производство, был выпущен в Англии в 1962 г. (Peel P50). Его длина 134 см, ширина — 99 см, высота — 120 см.

Дальнейшая работа производится так:

  1. Загнать машину на смотровую яму.
  2. Залезть под капот. Снять воздушный фильтр, ресивер. Таким образом освободится доступ к болтам, фиксирующим втулку рейки.
  3. Поднять переднюю часть авто домкратом. Снять колёса. Открутить рулевой наконечник вместе с сошкой от поворотного кулака. Почистить, залить смазкой. По необходимости можно сменить стабилизаторные стойки.
  4. Открутить болты рейки, удерживающие сайлентблоки. Затем производя движения вперёд-назад-вверх, изъять сайлентблоки.
  5. Новые детали тщательно смазать. На них имеются стрелки и отливы. Первыми обозначается передняя и задняя часть машины, вторыми — направления право-лево.
  6. Протянуть сайлентблоки, чтобы рейка встала на место. После этого установить втулку.
  7. Собрать всё в обратном порядке. Проверить люфт, сняв машину с домкрата.

Видео: Самостоятельная замена сайлентблока