12Июл

Бюджетная иномарка до 300 тысяч рублей: Какую купить машину за 300 000 рублей, топ авто до 300 тысяч рублей

Российская экономика действительно рушится под санкциями

Спустя пять месяцев после российского вторжения в Украину многие западные политики и обозреватели по-прежнему поразительно не понимают экономических аспектов вторжения президента Владимира Путина и того, что оно означало для экономического положения России как внутри страны, так и в мире.

Вопреки многим утверждениям, международные санкции и добровольные увольнения деловых кругов отнюдь не были неэффективными или разочаровывающими, но оказали разрушительное воздействие на российскую экономику. Ухудшающаяся экономика послужила мощным, хотя и недооцененным дополнением к ухудшающемуся политическому ландшафту, с которым столкнулся Путин.

То, что эти недоразумения сохраняются, неудивительно, учитывая отсутствие доступных экономических данных. На самом деле, многие чрезмерно оптимистичные российские экономические анализы, прогнозы и прогнозы, получившие распространение в последние месяцы, имеют существенный методологический изъян: эти анализы черпают большую часть, если не все, лежащие в их основе доказательства из периодических экономических публикаций самого российского правительства. . Цифры, опубликованные Кремлем, долгое время считались в значительной степени, если не всегда, достоверными, но есть определенные проблемы.

Во-первых, экономические отчеты Кремля становятся все более тщательно подобранными — частичными и неполными, выборочно отбрасывающими неблагоприятные показатели. Российское правительство постепенно скрывает все большее количество ключевых статистических данных, которые до войны обновлялись ежемесячно, включая все данные о внешней торговле. Среди них статистика, касающаяся экспорта и импорта, особенно с Европой; ежемесячные данные по добыче нефти и газа; объемы экспорта товаров; притоки и оттоки капитала; финансовая отчетность крупных компаний, которую раньше в обязательном порядке выпускали сами компании; данные о денежной базе центрального банка; данные о прямых иностранных инвестициях; данные о кредитовании и выдаче кредитов; и другие данные, связанные с наличием кредита. Даже Росавиация, федеральное агентство воздушного транспорта, внезапно прекратило публиковать данные о пассажиропотоке авиакомпаний и аэропортов.

Поскольку Кремль прекратил публиковать обновленные данные, ограничив доступ исследователей к экономическим данным, многие чрезмерно радужные экономические прогнозы иррационально экстраполировали экономические отчеты с первых дней вторжения, когда санкции и отступление бизнеса не были в полной мере эффект. Даже те благоприятные статистические данные, которые были опубликованы, вызывают сомнения, учитывая политическое давление, которое Кремль оказывал для нарушения достоверности статистических данных.

Помня об опасностях принятия кремлевской статистики за чистую монету, наша команда экспертов использует частные русскоязычные и прямые источники данных, включая высокочастотные данные о потребителях, межканальные проверки, сообщения международных торговых партнеров России и интеллектуальный анализ данных. комплексных данных о судоходстве выпустили один из первых всесторонних экономических анализов, измеряющих текущую экономическую активность России через пять месяцев после вторжения, при участии Франека Соколовски, Михала Выребковски, Матеуша Каспровича, Михала Борона, Яша Бхансали и Райана Вакила. Из нашего анализа становится ясно: отступление бизнеса и санкции подрывают российскую экономику как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Основываясь на нашем исследовании, мы можем бросить вызов девяти широко распространенным, но вводящим в заблуждение мифам о предполагаемой экономической устойчивости России.

[Дополнительная литература: Фиона Хилл, главный советник по России трех президентов США, объясняет, почему мир не должен поддаваться заявлениям Москвы о том, что она может переждать Запад в Украине.]

Миф 1: Россия может перенаправить свой экспорт газа и продавать его в Азию вместо Европы.

Это одна из любимых и наиболее вводящих в заблуждение тезисов Путина, удваивающих значение разрекламированного разворота на восток. Но природный газ не является взаимозаменяемым экспортным товаром для России. Менее 10 процентов газовых мощностей России приходится на сжиженный природный газ, поэтому экспорт российского газа по-прежнему зависит от системы стационарных трубопроводов, по которым транспортируется газ по трубопроводам. Подавляющее большинство российских трубопроводов текут в сторону Европы; эти трубопроводы, которые берут начало в западной части России, не могут быть подключены к отдельной зарождающейся сети трубопроводов, связывающих Восточную Сибирь с Азией, которая содержит только 10 процентов пропускной способности европейской трубопроводной сети. Действительно, 16,5 миллиардов кубометров газа, экспортированных Россией в Китай в прошлом году, составляют менее 10 процентов от 170 миллиардов кубометров природного газа, отправленного Россией в Европу.

Давно запланированные проекты азиатских трубопроводов, которые в настоящее время строятся, все еще находятся в стадии реализации, не говоря уже о поспешном начале новых проектов, и финансирование этих дорогостоящих газопроводных проектов также ставит Россию в невыгодное положение.

В целом Россия нуждается в мировых рынках гораздо больше, чем мир нуждается в российских поставках; Европа получила 83 процента экспорта российского газа, но в 2021 году получила только 46 процентов своих собственных поставок из России. Из-за ограниченного трубопроводного сообщения с Азией все больше российского газа остается в недрах; действительно, опубликованные данные российской государственной энергетической компании «Газпром» показывают, что добыча в этом месяце уже снизилась более чем на 35 процентов в годовом исчислении. При всем путинском энергетическом шантаже Европы он делает это со значительными финансовыми затратами для собственной казны.

Миф 2: Поскольку нефть более взаимозаменяема, чем газ, Путин может просто продать больше в Азию.

Экспорт российской нефти теперь также отражает снижение экономического и геополитического влияния Путина. Признавая, что России больше некуда обратиться, и помня о том, что у них больше возможностей для покупки, чем покупателей у России, Китай и Индия обеспечивают беспрецедентную скидку примерно в 35 долларов США на закупки российской нефти марки «Юралс», хотя исторический спред никогда не превышал 5 долларов США, а не даже во время крымского кризиса 2014 года — и временами российская нефть действительно продавалась с премией по сравнению с нефтью Brent и WTI. Кроме того, российским нефтяным танкерам требуется в среднем 35 дней, чтобы добраться до Восточной Азии, а не от двух до семи дней, чтобы добраться до Европы, поэтому исторически сложилось, что только 39процентов российской нефти ушло в Азию против 53 процентов, предназначенных для Европы.

Это давление на маржу остро ощущается Россией, поскольку она остается производителем с относительно высокими затратами по сравнению с другими крупными производителями нефти, с одними из самых высоких уровней безубыточности среди всех добывающих стран. Российская добывающая промышленность также долгое время зависела от западных технологий, что в сочетании с потерей бывшего первичного рынка России и ослаблением экономического влияния России приводит к тому, что даже российское министерство энергетики пересматривает свои долгосрочные прогнозы добычи нефти в сторону понижения. Нет сомнений в том, что, как и предсказывали многие эксперты в области энергетики, Россия теряет статус энергетической сверхдержавы с необратимым ухудшением своего стратегического экономического положения как некогда надежного поставщика сырья.

Миф 3: Россия компенсирует потерю западного бизнеса и импорта, заменяя их импортом из Азии.

Импорт играет важную роль во внутренней экономике России, на его долю приходится около 20 процентов российского ВВП, и, несмотря на воинственное заблуждение Путина о полной самодостаточности, стране нужны важнейшие ресурсы, комплектующие и технологии от колеблющихся торговых партнеров. Несмотря на некоторую сохраняющуюся утечку в цепочке поставок, российский импорт за последние месяцы сократился более чем на 50 процентов.

Китай не продвинулся на российский рынок в той мере, в какой многие опасались; фактически, согласно самым последним ежемесячным выпускам Главного таможенного управления Китая, китайский экспорт в Россию упал более чем на 50 процентов с начала года по апрель, упав с более чем 8,1 миллиарда долларов в месяц до 3,8 миллиарда долларов. Учитывая, что Китай экспортирует в Соединенные Штаты в семь раз больше, чем Россия, кажется, что даже китайские компании больше обеспокоены тем, что могут столкнуться с санкциями США, чем потерей маргинальных позиций на российском рынке, что отражает слабую экономическую позицию России в отношениях с ее глобальными торговыми партнерами.

Миф 4: Внутреннее потребление и здоровье потребителей в России остаются сильными.

Некоторые из секторов, наиболее зависящих от международных цепочек поставок, пострадали от изнурительной инфляции примерно на 40–60 процентов — при чрезвычайно низких объемах продаж. Например, продажи иномарок в России упали в среднем на 95 процентов по крупным автомобильным компаниям, а продажи полностью остановились.

В условиях нехватки предложения, резкого роста цен и угасания потребительских настроений неудивительно, что показатели Российского индекса менеджеров по закупкам, который отражает то, как менеджеры по закупкам рассматривают экономику, резко упали, особенно в отношении новых заказов, наряду с падением потребительских расходов и потребительских расходов. данные о розничных продажах примерно на 20 процентов по сравнению с прошлым годом. Другие показания высокочастотных данных, таких как продажи электронной коммерции в Яндексе и посещаемость одного и того же магазина на розничных площадках по всей Москве, усиливают резкое снижение потребительских расходов и продаж, независимо от того, что говорит Кремль.

Миф 5: Глобальный бизнес не ушел из России, а бегство бизнеса, капитала и талантов из России преувеличено.

Глобальные предприятия составляют около 12 процентов рабочей силы России (5 миллионов работников), и в результате сокращения бизнеса более 1000 компаний, на долю которых приходится около 40 процентов ВВП России, свернули свою деятельность в стране, обратив вспять три десятилетия иностранных инвестиций и поддержки беспрецедентного одновременного оттока капитала и талантов в массовом исходе 500 000 человек, многие из которых являются именно высокообразованными, технически квалифицированными рабочими, которых Россия не может позволить себе потерять. Даже мэр Москвы признал ожидаемую массовую потерю рабочих мест, поскольку предприятия проходят процесс полного закрытия.

Миф 6: Путин имеет профицит бюджета из-за высоких цен на энергоносители.

По словам министра финансов России, в этом году дефицит бюджета, эквивалентный 2 процентам ВВП, в действительности приближается к дефициту бюджета. неустойчивые расходы Путина; Помимо резкого увеличения военных расходов, Путин прибегает к заведомо неустойчивым, драматическим фискальным и монетарным интервенциям, в том числе к длинному списку любимых проектов Кремля, все из которых способствовали почти удвоению денежной массы в России с начала вторжения. Безрассудные траты Путина явно создают нагрузку на финансы Кремля.

Миф 7. У Путина есть сотни миллиардов долларов на черный день, так что финансы Кремля вряд ли будут испытывать трудности в ближайшее время.

Самая очевидная проблема, с которой столкнулись средства Путина на черный день, заключается в том, что из его около 600 миллиардов долларов в валютных резервах, накопленных за годы доходов от нефти и газа, 300 миллиардов долларов заморожены и недоступны для стран-союзников по всему миру. США, Европа и Япония ограничивают доступ. Звучали призывы конфисковать эти 300 миллиардов долларов для финансирования восстановления Украины.

Оставшиеся валютные резервы Путина сокращаются угрожающими темпами, примерно на 75 миллиардов долларов с начала войны. Критики отмечают, что официальные валютные резервы центрального банка технически могут уменьшаться только из-за международных санкций, наложенных на центральный банк, и предполагают, что неподпадающие под санкции финансовые учреждения, такие как Газпромбанк, все еще могут накапливать такие резервы вместо центрального банка. Хотя технически это может быть правдой, в то же время нет никаких доказательств того, что Газпромбанк фактически накапливает какие-либо резервы, учитывая значительную нагрузку на собственный кредитный портфель.

Кроме того, хотя министерство финансов планировало восстановить давнее российское бюджетное правило, согласно которому избыточные доходы от продажи нефти и газа должны направляться в государственный фонд благосостояния, Фонд национального благосостояния можно потратить, поскольку министр финансов Антон Силуанов выдвинул идею изъять средства из Фонда национального благосостояния, эквивалентные трети всего фонда, для покрытия этого дефицита в этом году. Если у России дефицит бюджета, требующий сокращения трети ее суверенного фонда, в то время как доходы от нефти и газа все еще относительно высоки, все признаки указывают на то, что Кремль может исчерпать деньги намного быстрее, чем принято считать.

Миф 8: В этом году рубль стал самой сильной валютой мира.

Один из любимых пропагандистских тезисов Путина. Повышение курса рубля является искусственным отражением беспрецедентного драконовского контроля над капиталом, который считается одним из самых ограничительных из всех существующих в мире. Ограничения фактически лишают любого россиянина возможности легально покупать доллары или даже получать доступ к большей части своих долларовых депозитов, в то же время искусственно раздувая спрос за счет принудительных покупок со стороны крупных экспортеров — все эти меры остаются в силе и сегодня.

Официальный обменный курс в любом случае вводит в заблуждение, так как рубль, что неудивительно, торгуется в значительно меньших объемах по сравнению с до вторжения из-за низкой ликвидности. По многим сообщениям, большая часть этой бывшей торговли переместилась на неофициальные черные рынки рубля. Даже Банк России признал , что обменный курс является скорее отражением государственной политики и грубым выражением торгового баланса страны, а не свободно торгуемых ликвидных валютных рынков.

Миф 9: Введение санкций и отступление бизнеса в настоящее время в основном завершено, и экономическое давление больше не требуется.

Экономика России сильно пострадала, но отступление бизнеса и санкции, примененные против России, неполные. Даже несмотря на ухудшение экспортных позиций России, она по-прежнему получает слишком много доходов от нефти и газа за счет исключения из санкций, что поддерживает расточительные внутренние расходы Путина и скрывает структурные экономические слабости. Киевская школа экономики и Международная рабочая группа Ермака-Макфола первыми предложили дополнительные санкционные меры по отдельным санкциям, энергетическим санкциям и финансовым санкциям под руководством бывшего посла США в России Майкла Макфола и экспертов Тимофея Милованова, Натальи Шаповал, и Андрей Бойцун. Забегая вперед, для России нет выхода из экономического забвения до тех пор, пока страны-союзники остаются едиными в сохранении и усилении санкционного давления на Россию.

Пораженческие заголовки, утверждающие, что российская экономика пришла в норму, просто не соответствуют действительности — факты таковы, что по любым показателям и на любом уровне российская экономика шатается, и сейчас не время нажимать на тормоза.

Кому принадлежит рынок электрозаправок в Татарстане — Реальное время

09:00, 20.10.2022

Сетевая компания, Группа УД или резидент Иннополиса?

В Татарстане формируется новый технологический рынок — зарядные станции для электромобилей. Интерес инвесторов к нему возрос после того, как в республике была принята программа развития зарядной инфраструктуры. Стимулируют его и федеральные субсидии, которые выделяются на установку отечественных зарядных станций. Кто в республике делает ставку на «зеленые технологии» — читайте в обзоре аналитической службы «Реального времени».

К 2024 году в Татарстане должна появиться сеть из не менее 183 электрозарядных станций (ЭЗС), следует из программы развития зарядной инфраструктуры на 2022-2024 годы. В этом году благодаря федеральному финансированию будет введено 95 новых ЭВЗ: республика стала одним из восьми пилотных регионов, получивших субсидию Минэкономразвития России на развитие инфраструктуры зарядных станций. Правительство России компенсирует региональному оператору ЭВСЕ 60% вложений в установку отечественной станции и 30% в техприсоединение.

По данным краудсорсинговой платформы 2charges, объединяющей владельцев электромобилей в России, сегодня в Татарстане уже работает 88 ЭВСЕ, а количество электромобилей, по оценкам экспертов, уже приближается к тысяче.

Фото realnoevremya.ru

Татарстан отстает от Москвы и Санкт-Петербурга

В России 4364 станции, в том числе 3679 медленных и 688 быстрых. Среднее время сеанса зарядки на медленных разъемах — 1,36 часа, на быстрых — 54,3 минуты.

Наиболее развитая электрозарядная инфраструктура развернута в Москве и Московской области. По количеству станций медленной зарядки среди регионов, по данным 2charges, лидируют Московская область, Москва и Краснодарский край.

Быстрая зарядка наиболее распространена в Москве, Краснодарском и Приморском краях.

Зеленодольский район – колыбель производителей зарядных устройств

Производством зарядных станций для электромобилей в Татарстане занимаются две компании под брендами Non-stop Power (NSP) и E-PROM.

НСП производит зарядные станции на базе ОАО «Зеленодольский электротехнический завод» (ЗЭТЗ), основным собственником которого является ООО «УК Энергоразвитие», подконтрольное Ильшату Фардиеву. Цена станции медленной зарядки в NSP начинается от 60 тысяч рублей. Цена быстрой варьируется от 1,3 до 3,3 млн рублей. «ЗЭТЗ» уже установил более 35 быстрых зарядных станций мощностью от 60 до 180 кВт в Татарстане и более 20 быстрых станций мощностью от 60 до 100 кВт по всей России, сообщил директор «ЗЭТЗ» Наиль Галимов. Выручка ЗЭТЗ в 2021 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», составила 894,9 млн руб., чистая прибыль — 26,05 млн руб.

Второй производитель, ООО «Промэнерго», принадлежащий Фаннуру Нидиятову, производит зарядные станции E-PROM на Зеленодольской ТОСЭР. Производственная мощность составляет 180 штук станций быстрой зарядки в год и 1200 станций медленной зарядки в год. На сегодняшний день «Промэнерго» выпустило более 50 ЭВСЕ, по словам генерального директора компании Сергея Афонина. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка компании в 2021 году составила 1,06 млрд рублей, чистая прибыль — 143,9миллионов рублей.

Помимо татарстанских производителей, станции с высокой степенью локализации в России выпускают еще пять производителей: ООО «Парус Электро» (Москва), АО «ГРПЗ», бренд «Фора» (г. Рязань, концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Госкорпорации Ростех) , ООО «Юпитер», марки «Яблочков» (Санкт-Петербург), ООО «ЗНГА Анод» (Пермь, филиал завода ПСС) и НПП «Энергия» (Москва).

Фото: Максим Платонов/realnoevremya. ru

Конкуренция на рынке набирает обороты

Электрифля, резидент особой экономической зоны «Иннополис», одной из первых компаний вышла на рынок Татарстана в 2017 году. Компания не имеет собственных зарядных станций, работает как провайдер, предоставляя владельцам зарядок программное обеспечение для монетизировать свою инфраструктуру. В управлении ООО «Электрофлай» сегодня около 300 станций по всей России, из них около 20 в Казани.

Крупнейшим игроком на этом рынке является Сетевая компания. К концу года будет развернута сеть из 95 электрозарядных станций по Татарстану в рамках федеральной программы развития зарядной инфраструктуры. Первые две станции уже появились в Нижнекамске и по одной в Нурлате и Чистополе. В Казани появится 46 ЭВСЕ, по 10 — в Альметьевске и Нижнекамске, по 16 — в Набережных Челнах и по 10 — на федеральных и региональных трассах. Инвестиции в проект оцениваются в 300 млн рублей. Стоимость зарядки электромобиля на новых станциях может составить до 15 рублей за кВтч.

Застройщик Интерес к рынку проявляет и UD Group, которая развивает собственную сеть электрозаправочных станций Greengy. На сегодняшний день сеть насчитывает четыре ЭВСП — на паркинге ТЦ «Казань Молл», ТЦ «Горки Парк», в ЖК «Царево-Village» и на паркинге «УДАЧА Ритейл Парк». ЭВСЕ Greengy работают на базе программного обеспечения, разработанного компанией Touch из Санкт-Петербурга. UD Group планирует разместить ЭВСЭ в 40 локациях Татарстана, в первую очередь на общественных парковках города, в том числе в торговых и бизнес-центрах, а в ближайшие 10 лет разместить не менее 300 ЭВСЭ по всей России.

У «Татнефти» также есть свои быстрые ЭВСЕ (около 15). Но для нефтяной компании это скорее имиджевое направление: зарядка электромобиля в «Татнефти» абсолютно бесплатна. Еще семь станций в Казани установил федеральный оператор «Пункт-Э», который сегодня присутствует в 11 регионах России и управляет сетью из 86 ЭВС.

Также в Казани есть станции операторов зарядных станций Touch из Санкт-Петербурга (управляет крупной сетью из 350 ЭВС по РФ) и Portal Energy (57 ЭВС по стране). Зарядка электромобиля сегодня возможна через мобильные приложения татарстанских производителей зарядных устройств — НСП и Е-ПРОМ.

«Это новый сложный рынок с новыми технологиями и бизнес-процессами»
  • Ильшат Фардиев Генеральный директор Сетевой компании

    В прошлом году в рамках планового обновления парка Сетевая компания закупила для собственных нужд 13 электромобилей китайской марки JAC и построила ЭВСЕ в каждом из своих филиалов. Мы на собственном опыте убедились, что пользоваться электротранспортом выгоднее, чем бензином. Полного заряда электромобиля хватает на 180 км пробега зимой, а летом расстояние может вырасти до 250 км.

    За электромобилями будущее. Опыт работы ЭВСЕ в собственных филиалах показал нам, что это может быть хороший бизнес.

    Все новые ЭВСЕ нашей сети будут исключительно российского производства. Станции будут полностью соответствовать техническим требованиям, утвержденным приказом Минпромторга России от 29 апреля 2022 года № 1776. Например, они будут оснащены сразу тремя типами разъемов — не только самые распространенные в стране японские CHAdeMO и CCS2 (для европейских моделей), но и «китаец» GB/T, который в ближайшее время может стать основным в России для новых электромобилей.

    Мы планируем начать коммерческую эксплуатацию нашей сети с 1 января 2023 года.

  • Наиль Галимов Директор ОАО «Зеленодольский электротехнический завод 9»0003

    Зеленодольский электротехнический завод открылся в 2019 году и приступил к производству электротехнического оборудования низкого и среднего напряжения с применением Smart-технологий для объектов энергетики.

    В начале 2020 года было принято решение о запуске производства станций быстрой зарядки электромобилей. К такому решению мы пришли после большой аналитической работы. Мы изучили рынок и поняли, что на тот момент эта ниша в России была свободна. Да, в стране были установлены зарядные станции, но их было очень мало и они были иностранного производства, а станций быстрой зарядки и того меньше.

    Изучив опыт зарубежных производителей, мы запустили производство зарядных станций на собственных мощностях завода. За два года наша команда увеличилась вдвое. Открыто новое направление — отдел управления сервисом NSP, который занимается технической поддержкой пользователей, мониторингом, обслуживанием и вводом в эксплуатацию зарядных станций.

    Два года мы работали над локализацией производства основных компонентов зарядных станций. Сегодня наши зарядные станции на 80% состоят из комплектующих отечественного производителя.

    Помимо самого оборудования важной составляющей продукта является программное обеспечение — это объединение зарядных станций в единую сеть.

    Он позволяет контролировать все зарядные станции, имеет WEB-интерфейс и мобильное приложение. NSP сегодня — это готовый продукт со своим программным обеспечением.

    На сегодняшний день мы установили более 35 единиц станций быстрой зарядки мощностью от 60 до 180 кВт в Татарстане и более 20 единиц станций быстрой зарядки мощностью от 60 до 100 кВт по всей России.

    Уход иностранных компаний освободил место на рынке для отечественного производителя. Это подтверждает рост российских производителей, который мы наблюдаем в 2022 году.

  • Сергей Афонин Директор ООО «Промэнерго»

    В 2020 году, проанализировав потребности рынка, мы разработали и изготовили первую экспериментальную зарядную станцию ​​с одним портом быстрой и одним портом медленной зарядки. На сегодняшний день мы произвели уже более 50 электрозарядных станций.

    Планируем участвовать в федеральной программе развития зарядной инфраструктуры и рассчитываем на помощь государства. Безусловно, эта программа является отличной поддержкой для любого производителя, ведь локомотивом развития передовых технологий во всем мире являются крупные федеральные и региональные проекты.

    Санкции, конечно же, коснулись этого рынка. Ситуация, что называется, «как у всех», со своими сложностями и возможностями. Мы нацелены на сохранение технологического суверенитета и активно работаем над импортозамещением. В планах увеличение локализации производства по отдельным компонентам продукции и развитие направления R&D.

  • Ефим Климов Генеральный директор Группы компаний «Эттон»

    Зарядные станции

    сегодня остаются одной из проблем владельцев электромобилей. Уезжая из Казани, вы должны тщательно спланировать свое путешествие по стране. В этом плане все возможные ИТ-сервисы, инструменты анализа данных — серьезный помощник в дороге.

    Мы разработали мобильное приложение для татарстанского производителя зарядных устройств Промэнерго — Е-ПРОМ. На сегодняшний день оно доступно для скачивания в AppStore, Google Play Market и распространяется бесплатно. У нас есть идеи, как модернизировать и развивать приложение, использовать алгоритмы искусственного интеллекта, чтобы владелец электромобиля получал максимум сервисов на одном экране.

    Санкции не сильно повлияли на рынок электромобилей, он продолжает развиваться умеренными темпами. В обозримом будущем ожидается появление китайских игроков с бюджетными автомобилями и, как следствие, более низкими ценами.

    Большинство электромобилей в Татарстане представлено бюджетным Nissan Leaf, а модели премиум-класса — Tesla, Porshe Taycan — единичны. Модели эконом-класса стоят недорого, позволяют владельцам экономить на бензине и расходных материалах (масло, свечи, фильтры). Более того, сегодня электромобили особенно выгодны жителям Подмосковья, то есть тем, кто живет недалеко от Казани, но платит тариф по сниженным сельским нормам.

  • Ленар Кашапов Генеральный директор Electrifly PLC

    Все пытаются работать на этом рынке, толком не разобравшись. Особый бум случился, когда государство стало субсидировать установку бытовых зарядных станций.

    Картина красивая: теперь у меня здесь будет свой Лукойл или своя Татнефть. На самом деле здесь все иначе. Это не работает, как с бензином. Если в бензине главное качество бензина, то необходимо обеспечить взаимодействие программного обеспечения электромобиля с программным обеспечением станции.

    Как правило, здесь возникают конфликты, и поэтому 80% зарядных станций, установленных по госпрограмме, работают нестабильно.

    Электромобиль без ПО — кирпич, с ним ничего не сделаешь. То же самое и с зарядной станцией. Может заряжать, а может и не заряжать. Если он сломается, вы не сможете запустить его без программного обеспечения. И ломается довольно часто.

    Электромобили приходят с разных континентов — из Китая, Японии, Америки, Европы. Электричество везде разное. У каждого производителя разные батареи и разные системы. Поэтому, когда на зарядку придет американская Тесла, у нее могут возникнуть проблемы с отечественной зарядной станцией.

    Мы обычно связываемся с производителем зарядной станции, присылаем логи, что машина показывала при зарядке, они это фиксируют в своем софте, удаленно присылают новую прошивку на станцию, и тогда станция уже может заряжаться.

    Это новый сложный рынок с новыми технологиями, бизнес-процессами и бизнес-моделями. Сегодня Татарстан – регион-лидер.

    Есть регионы, в которых нет ни одной зарядной станции, а у нас уже работает два производителя.

    Конечно, у владельцев станций тоже есть проблемы с окупаемостью. Если раньше рассчитывали на увеличение парка электромобилей, ведь шесть марок обещали выйти на российский рынок в этом году, то после 24 февраля все планы рухнули. Непонятно, как теперь оплачивать уже установленные сборы.

  • Роман Тюкалов Генеральный директор Greengy

    Сеть электрозаправочных станций Greengy создана UD Group для решения проблемы неразвитости инфраструктуры электромобилей. На данный момент заправка электромобилей может стать настоящей головной болью для их владельцев. Мы нацелены на равномерное покрытие зарядных станций улично-дорожной сети городов России.

    Активное использование первых электрозарядок не только показало нам востребованность данного продукта, но и подтолкнуло к решению объединить уже существующие ЭВСЕ в единую сеть под брендом Greengy.

    Наш проект предусматривает два направления. Первая охватывает потребность владельцев электромобилей в аварийной подзарядке своего транспорта. ЭВСЕ, расположенное в удобном месте, позволит вам не остаться без транспортного средства, если водитель не рассчитает требуемый резерв заряда. Здесь все просто: пользователь подключается и оплачивает сеанс зарядки 15 рублей за 1 кВт потребленной электроэнергии через современное мобильное приложение.

    Второе направление создано для регулярного обеспечения владельцев электромобилей необходимыми ресурсами — возле дома и места стоянки автомобиля. Greengy предоставит возможность взять зарядную станцию ​​в индивидуальное пользование по «подписке». Подходит для проживания как в квартире, так и в частном доме. Сразу оговорюсь, что данный способ реализуется только при наличии технической возможности: разрешенная мощность, разрешение управляющей компании.

    Если ключевая цель Сетевой компании — «закрыть» все магистрали, чтобы расстояние между АЗС не превышало 140 км, то наш приоритет — охват городских локаций. У Сетевой компании есть план развития инфраструктуры между городами, и по мере их продвижения мы можем корректировать нашу дорожную карту, если это необходимо.

  • Рустем Галимзянов представитель некоммерческой организации «Рестарт» по развитию инфраструктуры электромобилей

    По официальным данным ГИБДД РТ, на начало января 2021 года в Татарстане зарегистрировано 80 электромобилей. На январь 2022 года уже 304. Рост за год почти в 4 раза. По нашим оценкам, если в этом году количество автомобилей вырастет в 4 раза, Татарстан приблизится к многотысячному парку электромобилей. В этом году много стали завозить через Казахстан из Китая. Ранее все поставки шли в основном с американского и европейского рынков через Беларусь.

    Татарстан на сегодняшний день является одним из восьми пилотных регионов, получивших субсидию Минэкономразвития РФ на установку российских зарядных станций. Изначально у нас была квота около 220 сборов, но потом ее урезали до 95. Четыре зарядные станции из 95 уже работают в Чистополе, Нурлате, Нижнекамске. Еще 91 будет доставлен до конца года.

    В начале октября вышло постановление Кабинета Министров Татарстана о том, что застройщикам при проектировании жилых комплексов рекомендовано отводить не менее 5 процентов парковочных мест для электромобилей. Как общественная организация мы сейчас работаем с разными застройщиками, строящими жилые комплексы, консультируем, какое оборудование лучше выбрать и где разместить станцию.

    Наша общественная организация активно занимается популяризацией данного направления, совместно с нашими партнерами на кафедре Казанского государственного энергетического университета организована лаборатория с практическими экспонатами для обучения персонала. 9 сентября, во Всемирный день электротранспорта, в экстрим-парке «Урам» мы провели фестиваль «Электромобильность».

    Людям сегодня нужно рассказать о преимуществах этого вида транспорта: парковка бесплатная, стоимость переезда в 10 раз дешевле по сравнению с ДВС. И машины не дороже, это тоже миф. Приличный «народный» Nissan Leaf может стоить 900 тыс. руб. Tesla Model 3 — 3 миллиона. Широкий модельный ряд представляет китайский автопром, на любой вкус и кошелек. У каждого производителя в линейке теперь обязательно есть модель с электродвигателем. Volvo вообще заявила, что с 2025 года прекратит выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

  • Ия Гордеева Председатель Ассоциации развития электромобилей, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (AETI)

    Санкции, безусловно, коснулись рынка электрозаправок. От него ушли практически все европейские поставщики зарядного оборудования — это ABB, Schneider, Kostad и некоторые другие европейские бренды. Но в связи с достаточно обширным рынком и реализацией федеральной программы создания зарядной инфраструктуры у нас достаточно большое количество игроков российского производства — это Парус-Электро, Пермснабсбыт, НСП, Промэнерго, у которых уже есть не просто сборочные заводы, а производство из российских комплектующих с сертификатами Минпромторга о том, что эти станции соответствуют всем требованиям по «русскости» данного оборудования.

    На сегодняшний день на российском рынке ЭВСЭ формируется несколько сильных игроков — это сетевые организации «Россети», «Росгидро» и «Сетевая компания», а также частные компании «Грин Драйв», «Пункт-Э», «ЭВ-Тайм», которые за свой счет устанавливают инфраструктуру. Есть также компании, которые интегрируют эту инфраструктуру. Я абсолютно уверен, что в ближайшие два-три года ни о какой монополии точно не может быть и речи.