прелюдия для телеги с мотором — журнал За рулем
Громких мероприятий по поводу прошедшего в 2016 году 130‑летнего юбилея бензинового автомобиля не было. Но очередная круглая дата – повод вспомнить, как развивалась эта интересная, а порой и почти детективная история. Ведь то, что нынче нам выдают за конструкторские откровения, изобрели чуть ли не век назад, а потом подзабыли. И вообще, как автомобиль докатился до своего нынешнего состояния?
С нелегким паром
Предполагал ли Карл Бенц, механик, известный лишь в очень узких кругах, какие последствия будет иметь получение им в январе 1886 года патента на экипаж с бензиновым мотором? Чиновник, который выдавал этот патент, уж точно не предполагал. А сам папаша Бенц, которого в его родном Мангейме некоторые считали чуть ли не городским сумасшедшим? Вот он-то знал, что творит. В его по-немецки рациональном уме зрели не только технические, но и коммерческие планы. Оставалась всего пара лет…
Но мир пока не особенно ждал изобретений Бенца.
Жизнь была вполне налаженной и по-своему гармоничной. Поезда и пароходы – для дальних странствий, лошади и велосипеды – для относительно близких. Индустрия этих транспортных средств работала исправно, их позиции были прочны и почти неуязвимы. По крайней мере, неуклюжей, вонючей и трескучей тележке, напоминающей цирковой велосипед, поколебать их не по силам.
Трехколесную повозку Бенца, построенную в 1885 году и запатентованную в начале 1886‑го, считают первым в мире автомобилем. Для пуска мотора Бенца прокручивали огромный маховик. Позже услужливые историки писали, что конструктор расположил его горизонтально для лучшей развесовки. Подозреваю, что об этом изобретатель думал меньше всего.
Повозка Бенца в чем-то сродни механическому пианино – забавная вещь, но в хозяйстве малопригодна, да и настоящего пианиста не переиграет. К тому же самодвижущиеся безрельсовые экипажи не были откровением, мир их давно знал и особого восторга не испытывал. Еще за сто с лишним лет до Бенца по Парижу поездило устрашающее творение отставного капитана Кюньо.
Кто был самым первым? Новаторы автомобилестроения
Распугивая ошеломленных горожан, Кюньо и два его помощника с трудом управлялись с огромной трехосной паровой телегой, один только котел которой вместе с водой весил около тонны! Говорили, что паровая телега Кюньо способна была перевозить до трех тонн груза. Подозреваю, что это сильное преувеличение. Похоже, она саму себя-то везла с трудом, развивая скорость неторопливого пешехода (2–4 км/ч). И уж в любом случае ее КПД был ниже, чем у конной телеги. Ну или нескольких телег, даже с учетом затрат на овес, конюшню и упряжь. Тем более что лошадь еще и вырабатывает полезное в сельском хозяйстве вещество.
Интересно, что огромное неподатливое переднее колесо на телеге Кюньо поворачивалось с помощью массивной шестеренки и цепи. Прогресс? Лишь с позиций телеги. На мануфактурах – маяках бурно развивающегося капитализма – применяли уже и цепи, и шестерни. Кстати, и «открытый» автомобилистами почти через 150 лет после Кюньо карданный вал изобрели еще в ХVII веке.
Да и что толку в шестеренках, если, пока сухопутный пароход готовили к пуску, разжигая горелку и разводя пары, неленивый возница успевал перевезти на телеге что-нибудь полезное из Парижа, скажем, в Руасси? Символично выглядит финал телеги Кюньо, в котором ее котел взорвался, напугав, как писали наиболее поэтичные рассказчики, «весь Париж». Теперь, правда, французы говорят, что это легенда. Но если и легенда, то не лишенная исторической логики.
Benz 1899 года с оппозитным мотором объемом 1,7 литра и мощностью 5 л.с.
И все-таки паромобили прижились. Британцы (в первую очередь Джеймс Уатт) и французы довели-таки их до относительного ума. При тех же размерах и массе, что у телеги Кюньо, мощность и скорость выросли раз в десять. Высокие сухопутные пароходы перевозили уже до 40 пассажиров и некоторое время конкурировали не только с традиционными видами транспорта, но уже и с автомобилями. Даже до середины ХХ столетия в разных странах рождались безрельсовые паровозы – легковые и грузовые машины.
Паровой омнибус Amédée Bollée La Rapide. Машина 1881 года развивала почти 60 км/ч.
Принято говорить, что нынче настало время маркетологов, которые навязывают нам те или иные предметы и устройства. Но ведь так было всегда, просто в последнее время это явление приобрело гипертрофированные формы. Рождение автомобиля – яркий тому пример. Не было на него спроса, пока его не создали! Другое дело, что рождение автомобиля было предопределено эпохой. Он ведь мог появиться только при относительно развитом капитализме – вместе со значительным слоем платежеспособных покупателей, которые, отказываясь от вековой оседлости, приобретали мобильность и тягу к путешествиям.
Но и через 100 лет после дебюта телеги Кюньо инженеров и тех, кто им платил, больше заботили промышленные двигатели для разрастающихся фабрик и заводов. В 1860 году такой агрегат, работающий на светильном газе – смеси метана, окиси углерода, водорода и других горючих газов, полученной при сухой перегонке каменного угля, – создал француз Жан-Этьен Ленуар. Немец Николаус Отто усовершенствовал конструкцию мотора и довел его до промышленного применения. Огромные двигатели массой по 600–700 кг и развивающие 100–150 об/мин производила немецкая компания Dеutz (известные в советские времена самосвалы Magirus-Dеutz – оттуда). Оставалась «малость»: приспособить мотор к компактной повозке.
Паровая телега Кюньо была трехколесной и, между прочим, переднеприводной. С двумя колесами спереди повернуть это сооружение было бы уж совсем тяжело.
Показательно, что впервые изобретатели, увлеченные желанием заставить-таки тележки ехать, «забыли» многие инженерные достижения прошлого, например упомянутый выше карданный вал или придуманную уже рулевую трапецию, – героям и мученикам автомобилизации пока было не до этого.
Технические достижения прошлого автомобилестроению предстоит вспоминать еще не один десяток лет.
Бензин, Бенц и горелка
На первенство в создании автомобиля с двигателем внутреннего сгорания претендует множество изобретателей. Свой «отец-основатель» числится практически в каждой европейской (и не только) стране. Просто Карл Бенц, вероятно, был упорнее и практичнее других. Возможно, ему еще и повезло. Например, с женой. Берта Рингер, вопреки приличиям, стребовала с родителей приданое еще до свадьбы. А всё для того, чтобы бросивший службу Карл (начинал-то с почтенного занятия – ремонта башенных часов) мог строить свой непонятно кому нужный двигатель. И вот свершилось: Бенц запатентовал-таки трехколесную тележку с передним колесом от велосипеда и задними – от пролётки.
Когда автомобили BMW были советскими
Гордый конструктор управлял фыркающим неуклюжим чудом, а сопровождавший его сын (дети обычно растут быстрее, нежели совершенствуются двигатели) доливал бензин.
Испарительный карбюратор вмещал примерно полтора литра топлива, а бензобака в современном понимании у Бенца (уже не только человека, но и автомобиля) не было. Пыхал одноцилиндровый мотор, крутился огромный горизонтальный маховик диаметром 700 мм, который весил около 30 кг.
Крутанув маховик, заводили машину. И она ехала! Разгонялась до 15 км/ч – такую скорость несколько десятилетий назад развивали огромные паровики. Но пускать двигатель и управлять повозкой стало намного проще. Да и весил Benz всего-то 690 кг – примерно как один стационарный газовый двигатель Отто.
Повозка Бенца уже была похожа на автомобиль в современном понимании. Четырехтактный двигатель, водяное охлаждение (испарительный бак, установленный на единственном цилиндре), ремённая передача к дифференциалу, а дальше – две цепи к задним колесам. Мотор с электрическим зажиганием от гальванического элемента (такое применяли и на стационарных газовых двигателях) развивал, по подсчетам Бенца, 0,75 л.с. при 250–300 об/мин.
При последующих замерах, проведенных дотошными потомками через несколько десятилетий, отдача оказалась даже выше: 0,9 л.с. при 400 об/мин!
История создания первого автомобиля
Содержание статьи
Дата 29 января 1886 года официально считают днем рождения автомобиля — “не роскоши, а средства передвижения”, — которому суждено было сыграть такую замечательную роль в истории человечества.
Его создателем стал Карл Бенц, человек, сколько автомобиль многим обязан, в том числе и фактом своего рождения.
Будущий изобретатель родился 25 ноября 1844 года в немецком городе Карлсруэ. Его отец был железнодорожником, поэтому с техникой маленький Карл познакомился очень рано, что определило его выбор: после окончания гимназии мальчик поступил в Политехнический лицея в том же Карлсруэ.
С 1864 до 1870 гг. Бенц работал в разных фирмах как проектировщик, дизайнер и заведующий производством, в 1871 году основал собственное дело (литейный цех) в Мангейме.
Сталелитейное производство оказалось не лучшим местом для вложения капитала и, не успев развернуться как следует, обанкротилось.
Карл Бенц, оказавшись за бортом, решает вплотную взяться за решение проблемы тепловых двигателей, которая интересовала его еще со времен учебы в лицее.
Четырехтактный двигатель на то время уже существовал, поэтому Бенц посвящает себя разработке двигателя только с двумя тактами. Два года он работает как одержимый, и вот, в новогоднюю ночь 1879 г., наступил долгожданный миг: двигатель заработал!
В своих воспоминаниях Бенц так описывает это событие: “И снова стоим перед мотором, как перед сложной загадкой. Очень колотится сердце. Возвращаю заводную рукоятку и… дыр, дыр, дыр — машина откликнулась! С приятной регулярностью следуют друг за другом звуки, которые станут музыкой будущего. Больше часа мы слушаем эту однообразную песню, вдруг начинают звучать колокола. В тот момент нам показалось, что они предвещают не только наступление Нового года, но и начало новой эры, ритм которой будет задано ритмом работы двигателя”.
Началась головокружительная деятельность, богата на радостные события.
Основана в Мангейме фабрика по производству двигателей собственной конструкции давала неплохие доходы, но оставляла слишком мало времени для новых исследований.
Поэтому в 1883 году Бенц с помощью двух старых друзей, коммерсанта Макса Розе и техника Фридриха Есслінгера, основал новую компанию Benz & Co. Ее дела быстро пошли вверх, предоставив финансовую основу для разработки саморушійного экипажа, который впоследствии будет именоваться автомобилем.
В отличие от Готлиба Даймлера, который установил свой двигатель в обычный каретный кузов, Бенц спроектировал не только силовой агрегат (в этот раз уже четырехтактный), но и весь автомобиль.
29 января 1886 г. на машину был издан императорский патент за номером 37435, и уже в июле состоялась первая поездка по улицам Мангейма перед глазами изумленной публики.
Трехколесный экипаж приводился в движение одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 990 кубических сантиметров и мощностью 0,9 лошадиных сил, которую достигали при 400 оборотах за минуту.
Он имел водяное охлаждение и размещался горизонтально, открывая глазам интересных обнаженный коленвал и огромный горизонтальный маховик. Привод осуществлялся на задние колеса с помощью ремня и цепей через простой дифференциал.
Несмотря на примитивность конструкции, некоторые ее составляющие, а именно электрическое зажигание или механический привод впускного клапана, явно опережали свое время.
Двухместная машина, управляемая с помощью румпеля, развивала скорость до 15 км/час. Ради справедливости следует сказать, что первая поездка была короткой — всего 100 метров, поскольку топливный бак не был предусмотрен, а запаса горючего в бутылке, что заменяла его, хватило ненадолго.
Кроме топливного бака, со временем на автомобиле был установлен более мощный мотор рабочим объемом 1,7 литра и двухступенчатую коробку передач. Производство Benz Patent-Motorwagenначалось в 1890 году, а через три года появилась и четырехколесная модель Viktoria с еще одноцилиндровым, но теперь уже 2,9-литровым двигателем мощностью 3-5 к.
с.
За ней — легкий Benz Velo (1894 г.) с півторасильним моторчиком. Эти две модели с многочисленными вариациями кузова и силовых агрегатов производились до начала XX века, причем продавали большинство из них не в Германии, а в соседней Франции.
В 1902 г. появилась новая модель, Parcifal, спроектированная с помощью французских инженеров, что повлекло конфликт Бенца с руководством компании, в результате чего инженер оставил фирму в 1903 г. Но долго находиться далеко от своего детища Бенц не смог и уже через год вернулся как консультант.
После слияния Benz и Daimler в 1926 г. в единую компанию Бенц стал членом совета директоров и находился на этой должности до самой смерти (4 апреля 1929 г.), так и не встретившись никогда с Готлибом Даймлером, зато став свидетелем того, как его изобретение семимильными шагами завоевывает мир.
В середине XIX века развитие экипажей с паровыми двигателями очень затормозился. Одной из причин этого было быстрое распространение железных дорог.
В 1892 году автомобили начинает строить французский завод Пежо. Зимой 1895/96 годов в США первую серию автомобилей выпустила фирма “Дюреа”. В декабре 1896 года начинает производство автомобилей завод в немецком городе Айзенах. В 1899 году в Турине появляется первенец завода ФИАТ.
Последние годы XIX века и первые XX века — это годы быстрого совершенствования автомобиля, годы поисков его наиболее рациональной схемы, основных принципов конструкции его узлов.
Первый двигатель внутреннего сгорания
Стационарный одноцилиндровый двигатель ОттоДля того чтобы рассказать историю развития автомобиля, надо начать с двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Именно он является ключевым элементом любого автомобиля. ДВС служит для преобразования энергии сгорания топлива в механическую работу. В качестве топлива обычно используется бензин или дизельное топливо. Итак, краткая история ДВС по годам:
1807 — Франсуа Исаак де Ривас из Швейцарии разработал и собрал первый в мире двигатель внутреннего сгорания.
Этот поршневой двигатель работал на водороде и имел искровое зажигание. В том же году, изобретатель установил свой мотор на карету, таким образом первый примитивный автомобиль был создан еще в начале 19-го века.
1824 — инженер Сэмюэль Браун адаптировал паровой двигатель Ньюкомена под работу на водороде. Между тем, его двигатель имел водяное охлаждение и мощность около 4 л.с.
1858 — изобретатель из Франции Ленуар Этьен собрал ДВС с искровым зажиганием, который работал на угольном газе. В отличие от предшественников, французу удалось сделать свою разработку коммерчески успешной. Его двигатель мощность 12 л.с. использовался в промышленности, а также как лодочный двигатель.
1862 — француз Альфонс Бо де Роша запатентовал, но не построил четырехтактный ДВС.
1876 — Николаус Август Отто изобрел, а затем запатентовал успешный четырехтактный двигатель. Этот мотор был экономичнее и мощнее предшественников.
Между тем, изобретение Отто стало исторически значимым. Именно его конструкция легла в основу всех последующих ДВС на жидком топливе.
1885 — Готлиб Даймлер сконструировал бензиновый двигатель в привычном для нас понимании. Этот агрегат имел вертикальное расположение цилиндра и карбюратор. Установка последнего совершило революцию в двигателестроении. Достаточно экономичный и компактный карбюраторный ДВС как нельзя лучше подходил для самоходных транспортных средств.
Первая гоночная машина
Самая лучшая реклама для автомобиля — это победа в гонках. А для этого нужны специальные машины. Одним из первых гоночных автомобилей был «Мерседес». Его заказал компании Даймлера австрийский предприниматель Эмиль Еллинек. Он занимался продажей автомобилей Даймлера и увлекался гонками, а первую гоночную машину, построенную специально по его заказу, назвал в честь своей дочери Мерседес. Мало того, он сам принимал участие в гонках под псевдонимом «месье Мерседес».
По требованию Еллинека в машину внесли ряд технических усовершенствований. Например, он потребовал, чтобы автомобиль развивал неслыханную по тем временам скорость — 40 км/ч!
В 1899 г. во французском городе Ницце состоялись очередные гонки. Господин с загадочным именем на невиданном до той поры автомобиле получил главный приз. После этого популярность марки очень возросла. За год Еллинеку удалось продать 36 автомобилей. Это практически все, что было произведено компанией «Даймлер».
В 1902 г. Еллинек зарегистрировал торговую марку «Мерседес», чтобы торговать автомобилями Даймлера. К этому моменту «Мерседесы» уже разгонялись до скорости 90 км/ч, и за ними выстроилась очередь на несколько лет вперед.
Первый российский автомобиль
В России первый автомобиль был построен Евгением Александровичем Яковлевым и Петром Александровичем Фрезе. 1 июля 1896 г. они показали его на Нижегородской промышленно-художественной выставке.
Е.
Яковлев владел заводом по производству керосиновых и газовых двигателей, а П. Фрезе был управляющим фабрики конных экипажей. Они решили объединить свои возможности и стали первыми в России создателями «самобегательного экипажа» или «бензомотора». Так они называли свою машину.
По внешнему виду первый русский автомобиль напоминал машину К. Бенца. В оборудование входили складной кожаный верх, гудок с резиновой грушей, фонари. Для поворота служил установленный перед сиденьем рулевой рычаг на вертикальной колонке. Тормоз тоже включался рычагом. Мощность двигателя составляла 2 л. с.
Ходовая часть автомобиля представляла собой переоборудованный конный экипаж с большими деревянными колесами. Кузов был двухместный.
Два русских предпринимателя и создателя первого русского автомобиля, Е. Яковлев и П. Фрезе, познакомились не в России, а на технической выставке в Чикаго в 1893 г.
Первый серийный отечественный автомобиль
Первым серийным русским автомобилем стал «Руссо-Балт».
В 1908 г. его начали выпускать на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Ежегодно из ворот сборочного цеха выезжало больше ста «Руссо-Балтов» разных моделей.
Гоночный «Руссо-Балт» в 1912 г. участвовал в соревнованиях в Монте-Карло. Там он никакого приза не получил, но для нас примечательны не гонки, а то, что из Санкт Петербурга до Монте-Карло, а это 3257 км, «Руссо-Балт» доехал своим ходом. За рулем машины сидел редактор журнала «Автомобиль» Андрей Нагель. Сорок раз он соскальзывал с обледенелой дороги в придорожную канаву, а потом ему в голову пришло замечательное решение. Он надел на покрышки кожаные ремни с гвоздями. Так появились первые в мире шипованные покрышки.
Первые автопроизводители
Автомобиль конструкции Панар — Левассор, 1891 годаПосле появления коляски Бенца, многим предпринимателям из Европы стало понятно, что производство автомобилей это новый и перспективный вид бизнеса. Так в 1886 году, два бизнесмена из Франции Рене Панар и Эмиль Левассор основали компанию Panhard & Levassor.
Партнеры решили начать производство и продажу автомобилей, для чего приобрели патент на бензиновый двигатель конструкции Даймлера. В 1890 году Левассор начинает проектирование первого автомобиля, постоянно экспериментируя с расположением силового агрегата. В результате спустя год появляется автомобиль с передним расположением двигателя и задним приводом. Такая компоновка получила название Systeme Panhard, и она стала стандартом на многие десятилетия вперед.
Тем временем, в 1891 году Панар и Левассор поделились лицензией со своим соотечественником Арманом Пежо, что послужило началом истории марки Peugeot.
Образцы довоенных автомобилей:
1932-1939 Alvis Speed 20 и Speed 25 — первые автомобили с полностью синхронизированной коробкой передач.
1932-1948 Ford V-8 — применение мощного V8 с плоской головкой цилиндров в массовом автомобиле установило новые стандарты эффективности и энерговооруженности.
1934-1940 Bugatti Type 57 — единичный высококлассный автомобиль для богатых.
1934-1956 Citroën Traction Avant — первый массовый автомобиль с приводом на передние колеса, построен на несущем кузове.
1936-1955 MG серии T — спортивная машина по доступной цене, рассчитанная на молодежь.
1938-2003 Volkswagen Beetle — задуманный как эффективный и дешевый автомобиль выпускался более 60 лет с минимальными изменениями базовой конструкции.
1936-1939 Rolls-Royce Phantom III — вершина довоенной инженерной мысли с двигателем V12 располагал технологическими новинками, которые появились в автомобилях многих других производителей только в 60-х. Наивысшее качество и энерговооруженность качества.
Обзор самых лучших максискутеров
Замена шин на новые. Когда это нужно сделать?
По каким признакам при покупке авто можно понять что пробег скрученный
На каких шинах лучше путешествовать?
Как завести машину с толкача?
№ 125: ПЕРВЫЙ АВТО ЛинхардЩелкните здесь для прослушивания аудио эпизода 125.
|
Изобретение автомобиля — Страна изобретений
В поисках самого влиятельного изобретения всех времен можно было бы сделать отличный случай для автомобиля.
Никакое другое творение не сыграло более важную роль в изменении повседневной жизни, за исключением электричества и, возможно, Интернета. Однако, несмотря на его известность, немногие знают историю возникновения автомобиля. Еще меньше могут назвать изобретателя.
Все началось с Да Винчи
На это есть веская причина: нет ни одного изобретателя. Многие люди проектировали и строили предшественники современных автомобилей. Кто-то может сказать, что идея принадлежит Леонардо да Винчи, который делал модели различных транспортных средств. Однако, поскольку ему так и не удалось создать полную версию, трудно сказать, что он «изобрел» ее. Да Винчи просто заложил основу для других.
В 1769 г.Николя-Жозеф Кюньо из Франции построил первую самоходную машину с паровым двигателем. Это был трехколесный трактор, предназначенный для использования в военных целях, он развивал максимальную скорость 2,5 мили в час. Хотя это был не автомобиль, это был автомобиль, на котором можно было ездить по дорогам.
За Кюньо последовал Роберт Андерсон, шотландец, создавший электрическую повозку где-то между 1832-1839 годами. В тот период над собственным электромобилем работал американец Томас Дэвенпорт.
Три колеса или четыре?
Однако все трое в значительной степени затмеваются Карлом Фридрихом Бенцем, который представил свой автомобиль с газовым двигателем примерно в 1885-1886 годах. Это во многом считается первым «настоящим» автомобилем с двигателем внутреннего сгорания, который широко используется и сегодня. У него было три колеса, четыре такта, а двигатель и шасси составляли единое целое. Другими словами, он больше всего напоминал то, что мы считаем современным автомобилем, только без одного колеса.
Примерно в то же время, также в Германии, Готлиб Вильгельм Даймлер и Вильгельм Майбах построили собственный автомобиль с бензиновым двигателем. У этого действительно было четыре колеса, и он был назван Cannstatt-Daimler. На протяжении многих лет они повторно использовали двигатель для многих других транспортных средств, включая тележки и первую в мире моторную лодку.
В конце концов, Benz и Daimler объединили свои компании, превратившись в то, что сегодня известно как Mercedes-Benz.
С этого момента в большинстве первых автомобилей в качестве топлива использовался бензин. Например, Джордж Болдуин Селден запатентовал повозку со встроенным двигателем внутреннего сгорания в 189 г.5. Он никогда не производился, но Селден собирал гонорары. Двумя годами ранее Чарльз и Фрэнк Дури создали первый успешный автомобиль с бензиновым двигателем и основали первую в Америке компанию по производству автомобилей.
Модель Т Генри ФордаГенри Форд и будущее
Конечно, все эти люди были в значительной степени затмены Генри Фордом и его моделью Т. Хотя Форд не изобретал автомобиль, многие считали, что он усовершенствовал его (на тот момент ) и сделал его доступным для широкой публики. Сама модель T была удостоена награды «Автомобиль века» в 1919 году.99, и стандартизировали многие функции, которые мы теперь считаем само собой разумеющимися, такие как различные скорости и стояночные тормоза.

Линхард
в 1862 году. То же самое сделал и австриец Зигфрид
Маркуса в 1864 году. Второй автомобиль Маркуса был хорошеньким.
солидная машина. В 1950 году его вытащили австрийцы
из подвала венского музея. они нашли они
мог бы еще погонять. Он был замурован сзади
фальшивая стена, чтобы скрыть ее от немцев во время
Вторая мировая война. Маркус был евреем, и у нацистов были приказы
уничтожить его машину и любую литературу, описывающую
это.
Инженер по имени Сэмюэл Браун адаптировал старую
Паровая машина Ньюкомена для сжигания газа, и он ее использовал
чтобы привести свою машину в действие на Шутерс-Хилл в Лондоне.
Дж., Инновации в автомобильных технологиях. Американский ученый , Vol. 73, март/19 апреля85,
стр. 151-161. (Я не уверен в этой цитате. jhl)