7Авг

Что такое литраж двигателя автомобиля: Литраж двигателя | это… Что такое Литраж двигателя?

способы расчета и иные варианты определения

Автолюбитель должен разбираться в технических параметрах своего транспортного средства, понимать, что они означают, какое влияние оказывают на работу автомобиля. Кроме того, не помешает уметь оценивать параметры ДВС, понимать, на что влияет величина рабочего объема двигателя, а при необходимости — найти это значение в документации или рассчитать по формуле.

Что такое рабочий объем двигателя

Основная характеристика силового агрегата (дизельного, бензинового), установленного на легковой или грузовой автомобиль, − рабочий объем. Параметр обязательно указывают при продаже авто, от его значения зависят важные характеристики транспортного средства:

  • мощность;
  • скорость разгона;
  • объем и масса перевозимого груза.

Смесь бензина и воздуха попадает в полость цилиндра, при сгорании двигает поршень, он перемещается вверх-вниз от нижней до верхней точки. Крайние положения обозначают аббревиатурами НМТ, ВМТ — верх и низ соответственно.

Параметры, определяющие рабочий объем:

  1. Ход поршня (H) — отрезок между крайними верхним и нижним положениями.
  2. Объем камеры сгорания(Vкс). Это пространство над поршнем, когда он находится в крайнем положении ВМТ.
  3. Полный объем цилиндра (Vпол) — пространство под поршнем, когда он находится в крайнем положении НМТ.

Рабочий объем одного цилиндра (Vраб) = Vпол – Vкс. Для определения суммарного литража силового агрегата нужно Vраб одного цилиндра умножить на количество цилиндров.

Классификация авто по объему двигателя:

Литраж (л)

Классы легкового автомобиля

≤ 1,1

Микролитражный

1,2-1,7

Малолитражный

1,8-3,5

Среднелитражный

> 3,5

Крупнолитражный

Зачем нужно проверять объем двигателя

О потенциале автомобиля судят по максимальной мощности мотора, а этот важный параметр прямо зависит от литража силового агрегата. Чем больше воздушно-топливной смеси попадет в камеру сгорания во время одного цикла, тем больше вырабатывается энергии при сгорании.

Это один из важнейших критериев при выборе автомобиля. Кроме того, владельца авто интересует литраж, если он планирует капитальный ремонт или работы по модернизации (тюнинг) двигателя:

  • блок цилиндров − замена головки;
  • расточка цилиндров.

К расточке цилиндров прибегают, если хотят увеличить объем камеры сгорания для повышения мощности мотора. Блок цилиндров мотора любой модели рассчитан на 3 капремонта. Для проведения работ по ремонту или модернизации важно знать литраж. Также эта характеристика нужна при выборе запасных частей.

Где можно посмотреть объем двигателя?

Объем двигателя можно посмотреть в техническом паспорте, но, если автомобиль подержанный, цифры, указанные в ПТС, могут не соответствовать действительности. Причины могут быть разными: от аварии до тюнинга двигателя и замены некоторых узлов.

При покупке или ремонте авто рабочий объем можно узнать по VIN-коду двигателя — этот 17-значный код указан в ПТС, в свидетельстве о регистрации, его можно найти и на кузове транспортного средства.

Местонахождение цифр производитель указывает в сопроводительных документах: VIN-код может находиться на лонжеронах, на шасси, на стойке водительского сиденья (нижняя часть).

Состав 17-значного VIN-кода:

ЦифрыЧто обозначают
1, 2, 3

Географическая зона, страна, производитель

4, 5, 6, 7, 8

Информация о типе кузова, типе и модели двигателя, сведения о шасси, данные о кабине, виде тормозной системы, серии авто

9

Контрольная цифра, по ней определяют достоверность VIN-номера, выясняют, не находится ли авто в угоне

10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17

Информация о заводе-изготовителе, годе выпуска, серийном номере ТС

Узнать значения VIN-кода можно на СТО, в онлайн-магазинах запасных частей, с помощью автомобильных онлайн-сервисов. Неспециалисту расшифровать код сложно, потому что нет единой системы обозначений — производители используют разные методы шифрования типа двигателя.

По номеру двигателя подробную информацию о модели можно найти в каталоге завода-изготовителя.

Способы расчета и формулы

Объем вычислить легко, если известны величины радиуса поршня (R) и хода поршня (H). Значения нужно подставить в формулу (3,14 × R² × H). Полученный результат равен рабочему объему одного цилиндра, чтобы узнать литраж двигателя, нужно умножить его на количество цилиндров.

Формула для расчета: Vдвиг = ((3.14 × R² × H) × количество цилиндров)/1000. На 1000 делят, чтобы перевести мм³ в см³.

На что влияет литраж?

Объем двигателя определяет характеристики модели (максимальная скорость, крутящий момент, разгонная динамика), влияет на стоимость автомобиля. Чем мощнее мотор, тем сложнее другие механизмы (тормозная система, система охлаждения, трансмиссия), дороже плановое обслуживание, больше расход топлива, моторного масла.

Чем больше литраж, тем выше расходы на содержание:

  • техосмотр;
  • страховка;
  • постановка на учет, снятие с учета;
  • налог;
  • растаможка.

Высокая цена на автомобиль с двигателем большого объема окупается комфортом эксплуатации, особенно в холодное время года. Движок быстрее прогревается, менее требователен к качеству бензина, требует капремонта при большем пробеге.

При выборе нового или подержанного автомобиля всегда оценивают объем двигателя. Любителям дальних поездок не подходят малолитражки: движку объемом 1,2-1,7 л не хватает мощности на скорости 100 км/ч. Для дальних поездок и перемещения в черте города подходят авто литражом 1,8-3 л: на них можно перевозить грузы, мотору хватает мощности при разгоне и движении на большой скорости. Узнать рабочий объем можно из ПТС или с помощью формулы путем точных замеров.

Машину с каким объёмом двигателя выбрать? / Советы Автолюбителю / АвтоЭвакуатор

Объём отвечает за такие параметры двигателя, как мощность, долговечность и сила тяги (крутящий момент). Чем больше объём мотора, тем выше предельная мощность, а следовательно, и максимальная скорость, которую развивает авто, и сила тяги двигателя.

Читайте также: Что делать, если двигатель начинает работать с перебоями

Больше объём двигателя — гарантия долгой службы автомобиля: при большем литраже двигатель будет работать вполсилы, поэтому меньше подвергаться износу. С малолитражными авто история противоположная. Поэтому, если выбираете между двумя экземплярами той же модели и загвоздка в объёме мотора, лучше взять более объёмный.

Существенный недостаток больших моторов: чем выше их объём, тем больше затраты на топливо. И это делает их невыгодными. Если вы планируете «наматывать» за год на машине не более 10 тыс. км, то можете выбирать авто с большим объёмом двигателя. Если же планируемый годовой пробег превышает 30 тыс. км, то расходы на горючее выльются вам в копеечку, поэтому лучше остановиться на «малолитражке». В общем, учтите такую особенность, выбирая машину себе по карману.

Автоматическая коробка передач съедает большую часть мощности двигателя, и если вы отдаёте предпочтение системе «автомат», выбирайте автомобиль с большим литражом. Малолитражку же лучше брать с ручной коробкой передач.

Существенный минус малолитражных авто проявляется в холодное время года: в морозное утро машину нужно долго прогревать (около 10 минут). Зато мотор объёмом 2–3 л разогревается в минусовую температуру до 60 градусов за считанные минуты. Кстати, дизели зимой прогреваются гораздо дольше, что является одним из значительных недостатков дизельного двигателя.

Подытожим: главный минус двигателя с большим объёмом — большие затраты. Такие моторы массивные, поглощают больше бензина, в них нужно заливать больше масла, то есть такой мотор — удовольствие не из дешёвых.

Читайте также: Как обновить двигатель без его разборки

Подробнее о подборе авто по параметрам двигателя

По объёму различают следующие виды двигателей:

  1. Двигатели объемом 0,8 – 1 л. Характеризуются низким потреблением горючего — не более 5 л на 100 км. Обратная сторона медали — малая мощность, слабая тяга и невозможность перевозить большие грузы. Машины с моторами до литра называются малолитражками. Такими моторами оснащаются компактные машинки класса А (пример — Daewoo Matiz).
  2. Двигатели объёмом 1,2 – 1,8 л. Всё ещё слабоваты, но всё же больше приспособлены для реальной жизни. Для комфортной езды по городу их вполне достаточно. «Съедает» 6-100 л бензина на сотню километров пробега. С таким мотором можно разогнать лошадей под капотом до 100 к/c, а расход топлива останется приемлемым — на уровне 10 л на 100 км. Такие движки ставят на автомобили В-класса.
  3. Моторы 1,8 – 2,5 л. Расход топлива на 100 км — 10–15 л. Ими оснащают авто, которые гарантируют одинаково комфортную езду и в городе, и на трассе. Предназначены для машин класса D. Выдают приличный крутящий момент и выжимают на максимуме 120–220 лошадиных сил. Езда на таком автомобиле «под горку» не причиняет никакого труда.
  4. Двигатели 3 – 4,5 л — от вождения такой машины получаешь только удовольствие. Такие мощные моторы устанавливают на внедорожниках и кроссоверах. Это норма для автомобилей классов Е (бизнес) и F (представительные). Правда, такой табун железных коней под капотом на каждую сотню километров пробега «выпивает» 15–20 литров топлива.
  5. Двигатели, объём которых превышает 5 л, ставят на дорогие автомобили, которые выдают наибольшую мощность, но требуют больших затрат. Зато такой двигатель даёт водителю на дороге бесчисленные преимущества, поэтому люди при деньгах и статусе всегда выбирать авто с таким мотором, несмотря на высокую стоимость его содержания.

Читайте также: Какой двигатель предпочтительней — бензиновый или дизельный

Если статья была вам полезна, поделитесь ею в соц. сетях!

Похожие статьи

 

Главная / Советы Автолюбителю

Что такое рабочий объем в автомобилях?

Во время работы или при движении автомобиля поршни двигателя подсасывают определенное количество воздуха. При всасывании воздуха поршни перемещаются вверх и вниз в цилиндре, а всасываемый воздух известен как , что является рабочим объемом в автомобилях.  Поршни двигаются вверх и вниз в цилиндре двигателя под действием коленчатого вала.

Для определения рабочего объема необходимо знать общее количество поршней и объем двигателя в литрах. Когда вы делите литры двигателя на общее количество поршней, вы получаете объем двигателя.

Что такое рабочий объем в автомобилях?

Распознавание рабочего объема двигателя, так как это помогает в определении различных других факторов. Рабочий объем напрямую влияет на выходную мощность двигателя и эффективность использования топлива. Даже в некоторых странах они облагают транспортное средство налогом в соответствии с его водоизмещением.

Налог применяется в соответствии с коэффициентом рабочего объема, поскольку он определяет мощность и крутящий момент, создаваемые двигателем. Чем больше рабочий объем, тем больше мощности он производит, а это значит, что больше топлива он потребляет. Меньший рабочий объем означает меньшее потребление топлива и, следовательно, экономит общую стоимость автомобиля и объем технического обслуживания.

Рабочий объем определяет топливно-воздушную смесь в двигателе. Источник: Road & Track

ПОДРОБНЕЕ

  • Эффективное использование передач для повышения общей экономии топлива
  • Это подержанные автомобили с большой экономией топлива

Даже некоторые покупатели обращаются к коэффициенту водоизмещения перед доработкой автомобиля для себя. Те, кто хочет сэкономить и не ожидает каких-либо характеристик суперкара, придерживаются слегка среднего значения рабочего объема. Легко понять, что спортивные автомобили специально определяют значение рабочего объема, чтобы дать прямое представление об их производительности и рабочей мощности двигателя.

Что еще?

Большой рабочий объем означает, что двигатель всасывает больше воздушно-топливной смеси, поскольку автомобилю требуется больше топлива для обеспечения большей мощности. Однако системы зажигания, расположение клапанного механизма и принудительная индукция также определяют общую мощность транспортного средства, но рабочий объем — это самый простой способ выяснить это. Чем больше двигатель, тем большую мощность он обслуживает, а двигатель меньшего размера означает более эффективный и экономичный двигатель.

На современном рынке доступны все виды двигателей, и покупатели могут сделать свой выбор после изучения широкого ассортимента. Объем двигателя, который покупатель должен купить, зависит главным образом от его бюджета. Так что если кому-то нужна машина только для офисных поездок, ему следует предпочесть малолитражный двигатель. Кто-то, кто увлечен продвижением автомобилей, должен выбрать двигатель с большим рабочим объемом. Кроме того, нужно всегда следовать советам по обслуживанию от экспертов, чтобы распознать любую возможную проблему с вашим автомобилем.

Налог применяется в зависимости от объема двигателя. Кредит: Getty

Заключение

Независимо от того, покупаете ли вы автомобиль с большим или малым рабочим объемом, всегда делайте тест-драйв автомобиля. Сама по себе производительность не имеет значения, потому что это касается и внешнего вида. Кроме того, разные бренды и модели создают разное ощущение. Это известно только тогда, когда вы возьмете машину на тест-драйв. Итак, мы надеемся, что объяснили « что такое рабочий объем в автомобилях» достаточно хорошо, и вы найдете это полезным при выборе автомобиля.

Несовершенный объем двигателя и показатели мощности в транспортных средствах

Перейти к основному содержанию перемещения. Однако одно из объяснений показалось мне интересным.

Emvi недавно поделился этим с другими BHP.

Мне всегда было любопытно узнать, почему объем двигателя и выходная мощность не являются «идеальными» числами для автомобилей!? Немного уточнив, когда я говорю «идеальный», я имею в виду, что от мотоцикла объемом 100 куб. с различной мощностью двигателя. В дополнение к этому, цифры выходной мощности также показывают довольно интересные цифры.

Понятно, что иногда производители намеренно проектируют и производят двигатели с «неправильными» рабочими объемами, чтобы соответствовать правилам, действующим в некоторых странах/регионах. Например, в Индии объем двигателя «маленького» автомобиля не должен превышать 1,5 л для дизельного и 1,2 л для бензинового, чтобы соответствовать налоговым правилам для «маленьких» автомобилей. Таким образом, рабочий объем двигателя неизменно остается ниже предела, по крайней мере, на кубический сантиметр (см)! Аналогичное упражнение предприняла Mahindra, чтобы соответствовать правительственным постановлениям, когда они уменьшили размер двигателя XUV500, чтобы он соответствовал классификации двигателей менее 2 л.

Я несколько раз гуглил и пока не нашел убедительного объяснения «несовершенному» объему двигателя. Однако одно из объяснений показалось мне интересным. πr²h – это математическая формула для расчета объема цилиндра, где r=радиус, h=высота цилиндра, а значение π=3,1428. Поскольку π не является целым числом, объем цилиндра или, в данном случае, объем/рабочий объем автомобильного двигателя никогда не бывает идеальным числом! Интересно, логично! Итак, каждый цилиндрический компонент в этом мире неидеален по размеру или, другими словами, объем цилиндрического компонента никогда не бывает идеальным/целым числом? Я честно не знаю.

То, как некоторые двигатели классифицируются производителями, также весьма причудливо. Любопытно, что легендарный 1,3-литровый многоструйный двигатель Fiat на самом деле имеет объем 1248 куб.см! Таким образом, по сути, это 1,25 л, и для целей классификации логически должно быть 1,2 л, не так ли? Другой такой пример — двигатели Kia/Hyundai 1,4 л GDI, которые на самом деле имеют объем 1353 куб.см! Таких примеров в нашей стране и мире предостаточно.

Теперь перейдем к показателям выходной мощности с точки зрения BHP/PS и крутящего момента с точки зрения Нм. Чаще всего эти цифры не являются «идеальными» числами, не так ли? Итак, при проектировании и разработке двигателя на что обращают внимание инженеры? Разрабатывают ли они двигатель с рабочим объемом в качестве ограничения и смотрят, какую мощность двигатель может развивать, или они принимают решение о требуемой выходной мощности, а затем приходят к рабочему объему? В любом случае, это требует техники и математики, и я повторяю, почему эти цифры не идеальны!? Рассмотрите Великолепие Героя- 9Объем двигателя 7,2 куб. см, мощность 5,9 кВт или 7,912 л.с. и крутящий момент 8,05 Нм! Ух ты!

Важно отметить, что отклонения размеров в установленных пределах всегда допускаются в обрабатывающей промышленности из-за практических проблем в процессах обработки, которые обычно называются допусками обработки. Это также может добавить к недостаткам в размерах и цифрах выходной мощности, конечно, не значительно. Это еще больше всплывает вопрос в моей голове. Теперь снова возьмем Hero Splendor для обсуждения, если каждый произведенный Splendor идентичен с точки зрения мощности двигателя и выходной мощности, 97,2 куб. см и 7,912 л.с.!? Если нет, то насколько?

Точное машиностроение является одним из ключевых элементов в автомобильной промышленности. По иронии судьбы, некоторые заслуживающие внимания аспекты в автомобиле далеки от точности/идеальности, как в обсуждении, по крайней мере, численно.

Вот что сказал по этому поводу BHPian Jeroen :

Конечно, когда дело доходит до объема двигателя, совершенно бесполезно стремиться к круглому числу. Требуемый рабочий объем и выходная мощность связаны / зависят от множества других факторов.

Во всяком случае, с производственной точки зрения, что-то вроде отверстия хорошо иметь в виде целого числа, что всегда будет приводить к неокругленному числу смещения, очевидно.

Это не результат допусков в процессе обработки. Набор 20 мм на фрезерном станке менее подвержен ошибкам, чем, скажем, 19,87625568 мм.

Производственные допуски настолько малы, что даже не учитываются в подобных расчетах. Отверстие и ход обрабатываются с точностью менее тысяч мм.

По сути, это просто округленные числа, потому что все остальное не имеет значения.

Рабочий объем/объем рассчитывается не по высоте цилиндра, а в первую очередь по ходу поршня, который всегда меньше. И даже это не совсем так. Смещенный объем также зависит от объема, заключенного между цилиндром/поршнем и верхним поршневым кольцом (при условии отсутствия утечек). Кроме того, ваш поршень может быть не плоским сверху.