27Авг

Схема затяжки: Страница не найдена — Справочник по крепежу

Содержание

сила затягивания болтов, схема и порядок с фото, видео о том, как правильно протянуть головку блока цилиндров

Автор:Виктор

Долговечность работы головки блока цилиндров определяется многими факторами — от правильного использования и своевременного обслуживания до затяжки болтов устройства с соблюдением определенной схемы. Поэтому важно знать, какой момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2109 и последовательность выполнения задачи.

Содержание

Открытьполное содержание

[ Скрыть]

Когда необходимо делать затяжку?

На большинстве инжекторных и карбюраторных автомобилей с двигателями 8 и 16 клапанов затягивать болты головки блока цилиндров в процессе эксплуатации авто не нужно. Но в случае с отечественной «Девяткой» правильно протягивать ГБЦ и затягивать винты необходимо как минимум при проведении технического обслуживания машины. Если обнаружено, что в автомобиле стала собираться влага в месте соприкосновения самого блока с цилиндрами, то потребуется выполнить подтяжку болтов. Так как появление влаги в этом месте говорит о возможной утечке моторной жидкости.

По каким причинам может возникнуть необходимость подтяжки:

  1. Произошло повреждение устройства в результате перегрева двигателя. Работа мотора в условиях излишней температуры чревата серьезными неисправностями. Потребуется ремонт ГБЦ силового агрегата, ее шлифовка и последующая установка с затяжкой.
  2. Произошло повреждение либо потеряна герметичность уплотнительной прокладки ГБЦ. Если своевременно не решить эту проблему, моторная жидкость будет попадать в систему охлаждения. Поврежденная прокладка подлежит замене. После смены детали болты головки надо правильно закрутить.
  3. Двигатель отработал определенное время.

Как производится регулировка момента протяжки болтов ВАЗ 2109?

При необходимости проведения обтяжки ГБЦ двигателя «Девятки» важно соблюдать не только силу и степень затягивания болтов, но и другие условия. Ниже рассмотрим, как правильно протянуть ГБЦ на ВАЗ 2109.

Что понадобится?

Процедура протяжки креплений после снятия и ремонта, а также при установке ГБЦ производится исключительно динамометрическим ключом.

Динамометр — инструмент, разработанный для осуществления затяжки винтов ГБЦ различных двигателей.

Помимо ключа, также потребуется штангенциркуль либо обычная линейка.

Пользователь Марат Ибатуллин снял видео, в котором наглядно показал, как выполняется задача по натяжке винтов.

Схема работы

Порядок закручивания болтов на автомобилях с двигателем инжектор или карбюратор определяется производителем и указывается в сервисной книжке к машине. По схеме процедура протягивания начинается с центральных двух болтов ГБЦ.

Закручивать болты ГБЦ нужно следующим образом:

  1. Сначала необходимо крутить винты с усилием в ньютонах 2,0 кг/см.
  2. Затем производится затяжка болтов с соблюдением момента 7,5-8,5 кг/см.
  3. После этого все винты надо подтянуть на 90 градусов.
  4. В конце производится еще один поворот каждого болта на 90 градусов.

Как осуществить натяжку винтов головки блока ВАЗ 2109 своими руками:

  1. Держатель динамометрического ключа ставится в нулевое положение. Это свидетельствует о том, что данные инструмента соответствуют моменту начальной позиции.
  2. Оцените показатели на ключе перед тем, как начать процедуру подтяжки.
  3. Теперь можно вращать держатель инструмента. При выполнении задачи следите за показаниями.
  4. Если произошло такое, что в ходе затяжки момент не изменяется, то крепление головки может поддаться растяжке. Это вполне нормально, так и должно быть. Сначала ключом винты затягиваются до 2 кг/см. Соблюдайте очередь натяжения, указанную на схеме.
  5. На следующем этапе обтяжка выполняется еще раз в такой же последовательности. Только теперь болты необходимо тянуть примерно до 8 кг/см.
  6. В конце процедуры винты надо затянуть один раз на 90 градусов по кругу, а затем еще раз на 90 градусов.

Канал RUS13 в своем ролике показал, как выполняется установка головки блока цилиндров на двигатель ВАЗ 2109 и натяжка болтов.

Правила затяжки

Какие нюансы следует учитывать при проведении этой процедуры:

  1. Соблюдайте соответствующий момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2109.
  2. Использовать гаечные ключи и другой инструментарий не допускается, поскольку узнать степень натяжения можно только при помощи динамометра.
  3. Чтобы произвести натяжку, разрешается применение только рабочих винтов. Болты должны соответствовать требованиям установленного на машине силового агрегата.
  4. Прежде чем выполнить задачу, удостоверьтесь в том, что держатели исправные.
  5. Если головка блока цилиндров менялась или ремонтировалась, то старые болты для натяжения использовать нельзя, нужно приобрести новые. На шестнадцатиклапанных силовых агрегатах допускается повторное применение винтов для фиксации головки блока, но только в том случае, если длина деталей будет не более 9,5 см. Измерять длину винта необходимо только с шайбой. Если болты больше 9,5 см, они подлежат замене.
  6. Если транспортное средство оснащено алюминиевой головкой, то ГБЦ фиксируется на винтах типа ТТУ. Они не подлежат подтяжке, поскольку закручиваются в резьбу с определенным градусом.
  7. При покупке прокладки для головки блока цилиндров необходимо обратить внимание на спецификации изготовителя. Часто в них прописывается определенный коэффициент затяжки, необходимый для конкретных прокладок. Учтите, что указанный момент силы не должен намного расходиться с тем, который применяется в процессе выполнения работы .
  8. В силовых агрегатах, оснащенных алюминиевыми головками блока цилиндров, процедура подтяжки осуществляется на холодном моторе. Что касается чугунных двигателей, то в таких ДВС выполнять подтяжку нужно на горячую.

Фотогалерея

Фото схемы и затяжки винтов приведены ниже.

Очередность, которую надо соблюдать при подтягивании болтов
Натяжка винтов ГБЦ динамометрическим ключом
 Загрузка …

Видео «Наглядное пособие по затяжке винтов ГБЦ на ВАЗ 2109»

Канал Ремонт Двигателя! И интересное! опубликовал ролик, в котором продемонстрирована процедура подтяжки болтов головки блока цилиндров на «Девятке» с описанием всех нюансов этого процесса.

Порядок Затяжки ГБЦ ВАЗ 2109 Момент (Схема) Протяжки Болтов Головки 2108

Автор Марат На чтение 4 мин Просмотров 845 Опубликовано

Порядок затяжки ГБЦ ваз 2109 не настолько сложная процедура, но требует своих нюансов о которых и поговорим. При тщательном изучении этого вопроса выполнить регулировку сможет даже начинающий автолюбитель.

Схема затяжки головки блока цилиндров на ВАЗ 2109

Для такой работы нужно быть теоретически подкованным и иметь специальный инструментальный набор. Также во время этой процедуры стандартно проводится смена прокладки. Несмотря на то, что многие автомобили современности не нуждаются в процессе подтяжки винтов ГБЦ, на ВАЗе 2109 этот процесс всё же придётся воспроизвести.

Однако, нужно чётко понимать основания, по которым вам полагается затяжка. Если в отсеке контакта блока с цилиндрами начала образовываться влажная среда, то пришло время затяжки, так как это рассказывает о вытекании смазки.

Когда следует выполнять затяжку

Причин для выполнения данной процедуры может быть целый ряд:

  • Головка блочка цилиндров повредилась вследствие работы мотора при излишних температурах. Перегрев двигателя часто несёт за собой расстройства в работе той или иной системы. Поэтому здесь необходимы регламентные работы по шлифовке ГБЦ и верном её обустройстве, учитывая нужную затяжку.
  • Возникла порча или разгерметизация прокладки ГБЦ. Коль не исправить эту неполадку, моторное масло будет затекать в сеть радиатора. Поэтому такую прокладку нужно срочно заменить на новую. И непосредственно спустя процесс замены прокладки винты ГБЦ следует верно затянуть.
  • Иногда затяжка выполняется после долгого функционирования мотора, когда происходит определённый износ.

Статья о том: Что такое ГРМ

Инструменты для подтяжки винтов

Стандартный набор инструментов для этой процедуры включает следующее:

  • линейка или штангельциркуль;
  • динамометрический ключик.

Поэтапная схема работы

Принципы затяжки головка блока цилиндров ваз 2109 прописываются заводом-изготовителем данного автомобиля и указываются в техническом руководстве. Учитывая стандартную схему, затяжку гбц на девятки нужно осуществлять с двух винтов посередине.

Выполняем прокрутку винтов с усилием 2 кг/см, оно фиксируется в ньютонах.

Далее затягиваем болты, следуя пропорции 7,5 до 8,5 кг/см.

В дальнейшем винты следует потянуть на 90 градусов.

Пошаговый алгоритм

  • Перед началом вращения ключа, его необходимо выставить в позицию «0».
  • При содействии динамометрического ключика довольно легко можно совершить первоначальное усилие и потянуть болты до 2 кг/см, как это предусмотрено схемой.
  • Далее (не меняя очерёдность) затягивание болтов доходит до 8 кг/см.
  • По часовой стрелке следует прокрутить болты на 90 градусов единожды.
  • Каждый винт повторно прокручивается на 90 градусов.

Настройка момента затягивания винтов

Очень важно следовать инструкции для точной затяжки. Проводить её нужно с помощью динамометрического ключика, чтобы держать на пульсе момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2109. Если при прокручивании болта момент не варьируется, то это порядок нормы, так как крепление может растягиваться. При росте момента необходимо достичь движения винта, так как величина растяжки в этом случае невелика.

Статья как установить: Ремень ГРМ Лада Приора

Болты имеют свой срок службы, их конструкция может подвергаться разрушению, так как они пребывают в условиях сильных нагрузок и часто — при колебаниях температур.

Правила подтяжки винтов:

  1. Нужно строго идти по инструкции в руководстве к авто.
  2. Работать только с динамометрическим ключиком, а не с другим инструментарием.
  3. Болты для подтяжки должны быть целостными и исправными. Они обязаны соответствовать мотору, установленному на ВАЗ 2109.
  4. Перед затяжкой следует удостовериться в исправных свойствах держателей.

В начале процесса проверяется текущее состояние болтов. Правильное использование автомобиля сводит к минимуму необходимость подтяжки ГБЦ.

Смена прокладки ГБЦ на ВАЗ 2109

Прокладку ГБЦ следует менять, если визуально расстроена её целостность, либо срок её эксплуатации подошёл к завершению. Также причиной для смены прокладки может служить подтекание масла или охлаждающей жидкости в зонах блока мотора и ГБЦ.

Чтобы произвести замену прокладки, нужно раскрыть блок, убрать старую прокладку, присоединить новую и собрать узел заново. Алгоритм действий будет следующим:

  1. Открепите провода от индикатора температуры рабочей жидкости системы охлаждения и индикатора аварийного масляного давления.
  2. Вылейте охлаждающую жидкость и демонтируйте термостат.
  3. Уберите чехол воздушного фильтра (в демонтаже карбюратора необходимости нет).
  4. Отсоедините выпускной трубопровод от коллекторного отверстия.
  5. Выньте шестерню вала распределения и поставьте первый поршень в позицию ВМТ, затем снимите чехол распредвала и ослабьте крепления.
  6. Уберите приводной ремень и крепежи.
  7. Отодвиньте фиксатор проводной колодки.
  8. Выключите основной высоковольтник.
  9. Снимите трос подхода топлива.
  10. Отсоедините приводы заслонок и подход к электромагнитному вентилю.
  11. Уберите вакуумную трубку, снимите ГБЦ.
  12. Демонтируйте использованную прокладку. Сборка деталей выполняется в обратном порядке.

Порядок затяжки головки блока цилиндров на девятке – упрощённый процесс, который легко выполнить при хорошем теоретическом изучении этого вопроса. Очень важно выполнять затяжку качественно и своевременно, согласно всем прописанным производителем инструкциям, иначе вы столкнётесь с более серьёзными проблемами для вашей машины.

Мне нравитсяНе нравится

Порядок затяжки головки блока цилиндров д 240


МТЗ-82 – легендарный трактор, выпускаемый Минским тракторным заводом с 1974 года. За свою без малого полувековую историю его конструкция претерпела ряд доработок, но основные принципы производства остались прежними: надёжность, эффективность и простота, позволяющие эксплуатировать машину в тяжёлых условиях и обслуживать её вдали от специализированных сервисных центров. Ремонт двигателя, в том числе регулировка клапанов МТЗ 82 своими руками могут быть выполнены любым более-менее опытным механиком, что упрощает обслуживание и сокращает затраты, в том числе связанные с простоем техники.

Особенности регулировки клапанов

На тракторы Минского завода устанавливаются двигатели МТЗ Д 240. Это мощный дизельный четырехцилиндровый агрегат мощностью 80 л. с. с неразделённой камерой сгорания горючей смеси. Реже встречаются двенадцатицилиндровые агрегаты, выпускаемые Ярославским моторным заводом (ЯМЗ). Регулировка клапанов на этих моторах не имеет принципиальных отличий от других дизельных агрегатов отечественного производства.

Зазоры коромысел и клапанов проверяют через каждые 480 часов работы, а также после любого ремонта или снятия цилиндров. Зазоры на непрогретом двигателе должны составлять не более 0,25 мм.

Порядок регулировки клапанов

Существуют разные способы, как отрегулировать клапана на МТЗ 82. Различаются они методом поиска ВМТ (высшей мертвой точки), в которой и нужно проводить проверку и регулировку. ВМТ можно определить по появлению топлива в цилиндрах или по упору клапана в поршень при нажатии (ход должен составлять около 10 мм). Некоторые мастера выставляют метки на шкиве коленвала или ориентируются по отверстию в плите и положению маховика.

Однако проще и надёжнее следовать инструкции производителя и придерживаться такого порядка:

  1. Провернуть коленвал, пока впускной клапан первого цилиндра не начнет открываться, а выпускной – закрываться. Это легко отслеживается визуально.
  2. Отрегулировать зазоры в клапанах № 4, 6, 7 и 8, считая от вентилятора.
  3. Повернуть коленвал ещё на один оборот, пока не закроется четвертый цилиндр. После этого отрегулировать зазоры в оставшихся клапанах (1, 2, 3 и 5).

Регулировка клапанов с протяжкой головки цилиндров

Протяжка – важная процедура, поддерживающая надёжное соединение головки и блока цилиндров, что защищает двигатель от утечки масла и обеспечивает его нормальную работу. На современных моторах устанавливают особые пружинные болты, поддерживающие нужный момент затяжки. Но на двигателях типа Д 240 желательно эту операцию проводить в профилактических целях, совмещая с регулировкой клапанов и любым ремонтом головки блока.

Контроль затяжки выполняется только специальными динамометрическими ключами. Порядок затяжки головки стандартный – сначала центральные гайки, затем остальные по принципу «крест-накрест». Момент затяжки ГБЦ – 150—170 Н-м. Недостаточный момент указывает на то, что прочность болта недостаточна, и он может разрушиться. Такой болт нужно заменить. В обратной ситуации, болт также подлежит замене как имеющий повышенную прочность. Это важно, потому что болты головки блока работают в режиме «нагрев – охлаждение» и нуждаются в особом внимании.

Одновременно контролируется состояние прокладок, при необходимости они заменяются на новые.

Регулировка

Регулировку клапанов будем делать по моему упрощенному способу, с помощью ТНВД. Для регулировки нам потребуется инструмент, такой как ключ на 32 крутить коленвал, ключ на 14 для затяжки контргайки коромысла, отвертка, щуп, ключ на 19.

Снимаем верхнюю крышку клапанов, откручиваем трубки высокого давления на ТНВД. Ключом на 32 крутим колен вал за болт шкива и сверху ТНВД смотрим где у нас выступит солярка, значит там и ВМТ этого цилиндра. Далее дело техники, ослабляем контр гайку на 14 ключом, устанавливаем щуп и производим регулировку отверткой. Щуп должен ходить с закусыванием плотно, между клапаном и коромыслом. Зазоры идут такие; 0,25 впускной, 0,30 впускной. Порядок работы цилиндров 1,3,4,2. Таким способом регулируем по очереди все цилиндр двигателя.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Двигатель Д-240 трактора МТЗ-82: устройство, ремонт и характеристики

» Двигатель Д-240 » Двигатель Д-240 трактора МТЗ-82: устройство, ремонт и характеристики

На трактор МТЗ-82 устанавливается четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель Д-240 с электростартером (Д-240Л с пускачем). Мощность двигателя составляет 59 кВт или 80 л.с.

Фото двигателя

Устройство двигателя

В двигателе д-240 реализована неразделенная камера сгорания с объемно-пленочным образованием рабочей смеси. Одна часть впрыскиваемого топлива распыляется в объеме камеры сгорания, а другая растекается по ее поверхности, создавая тонкую пленку. Первая часть дизельного топлива активно смешивается с потоком нагретого сжатого воздуха, при это происходит интенсивное испарение и сгорание — протекает процесс предварительного воспламенения топлива. Шатровая форма камеры сгорания способствует образованию завихрений воздушного потока и лучшему смешиванию воздуха и топлива. Часть топлива находясь в виде пленки испаряется, нагреваясь от потока сжатого горячего воздуха и стенки камеры сгорания. Поэтапно создающийся процесс сгорания топлива, образует условия для мягкой экономичной работы двигателя.

Как и любые подобные дизели, двигатель Д-240 состоит из газораспределительного (ГРМ) и кривошипно-шатунного механизма (КШМ), а также ис систем: охлаждения, смазки, пуска и питания.

Последовательность при регулировке клапанов МТЗ -82

Для регулировки клапанов необходимо снять крышку клапанной коробки, проверить крепление винтов и гаек валика коромысел.

Регулировка клапанов начинается МТЗ – 82 с первого цилиндра.

Поршень устанавливаются в ВМТ – при этом оба клапана закрываются. Проверяется зазор, образовавшийся между коромыслом и клапаном. Проверять нужно щупом 0,25 мм. Если щуп проходит в зазор свободно, нужно попробовать щуп на 0,3 мм. Если этот щуп не проходит – то зазор нормальный, можно не регулировать.

Если же щуп 0,25 мм не проходит в зазор, или щуп 0,3 мм проходит свободно, то нужна регулировка зазора. Для этого откручивается контрагайка, регулировочным винтом щуп 0,25 мм зажимается между рабочей поверхностью коромысла и торцом клапана, и контрагайка предварительно затягивается. Полученный зазор проверяется щупом 0,3 мм – он не должен проходить. В этом положении, придерживая регулировочный винт, закрутить контрагайку окончательно.

Поворачивается коленвал маховиком на пол оборота и производится регулировка клапанов МТЗ-82 цилиндра. Затем четвертого и второго, каждый раз поворачивая коленчатый вал на пол оборота.

Когда регулировка клапанов закончится, двигатель собирается и заводится для проверки работы МТЗ — 82.

Регулировку клапанов не следует доверять различным дилетантам, так как в случае неправильной регулировку клапанов, может произойти ситуация преждевременного выхода головки блока двигателя из строя, а в последующем и дорогостоящий ремонт. В Москве и Московской области, произвести регулировку клапанов на вашем МТЗ – 82, возможно в , опытный персонал компании произведет правильную настройку и диагностику ГБЦ вашего трактора.

Важность правильной затяжки ГБЦ

Головка блока удерживается на картере болтами, которые равномерно распределяют усилие сжатия деталей, предотвращая разрушение прокладки раскаленными газами. Для обеспечения равномерности контакта предусмотрена затяжка болта динамометрическим ключом, резьбовые соединения закручиваются по схеме, заложенной разработчиком силового агрегата. Установленная между головкой и блоком прокладка при затяжке деформируется, обеспечивая герметичность линии стыка.

При превышении момента затяжки происходит деформация болта и резьбы, нарезанной в теле блока. Из-за растяжения стержня соединительной детали нарушается равномерность сопряжения плоскостей головки и блока, что приводит к пробою прокладки потоком газов. Аналогичная проблема возникает, если затянуть болты крепления головки цилиндров к блоку с недостаточным усилием.

Подготовка стягиваемой поверхности блока и головки

Монтаж головки на штатное место производится после частичного или капитального ремонта агрегатов и узлов мотора. Перед монтажом головки в блок устанавливаются новые гильзы, которые уплотняются специальными резиновыми кольцами, предотвращающими вытекание охлаждающей жидкости из рубашки. Установленная гильза выступает верхней кромкой над плоскостью блока. Поршни и гильзы подбираются по одной размерной группе, дополнительно производится взвешивание шатунов и поршней. Допустимая разница в весе не должна превышать 30 г.

Порядок затяжки ГБЦ и усилие затяжки

Крепежные болты затягиваются динамометрическим инструментом в соответствии со схемой, приведенной в технической документации. Алгоритм затягивания болтов головки идентичен для атмосферных моторов и агрегатов, оснащенных наддувом. Предварительно крепления закручиваются с усилием 70-90 Н/м, а затем проводится второй этап фиксации с моментом 170-190 Н/м (поэтапное закручивание применяется только для версии дизеля с турбокомпрессором). Между шагами выдерживается пауза 5-6 минут, необходимая для равномерной деформации прокладки.

Окончательная фиксация деталей производится усилием 190-210 Н/м (атмосферная модель) или 230-250 Н/м (версии с наддувом), прилагать большее усилие категорически запрещено.

Если хотя бы 1 крепежный элемент прокручивается в теле блока или произошел обрыв стержня (или срыв головки), то потребуется демонтировать головку и восстановить резьбу. Эксплуатация мотора с поврежденным элементом крепления головки не допускается.

Контрольная, повторная обтяжка ГБЦ

Контрольная протяжка производится после обкатки силового агрегата, регламентная проверка выполняется через 1000 часов работы дизеля. Для проведения работ потребуется снять верхний защитный кожух газораспределительного механизма и демонтировать валик с коромыслами. Проверка затяжки проводится по схеме, имеющейся в инструкции по эксплуатации. Для тестирования используется динамометрический ключ, прилагаемый момент составляет 190-210 Н/м.

После проведения протяжки требуется установить на штатные места снятые детали головки цилиндров, а затем проверить корректность установки зазора между бойком коромысла и торцом стержня клапана. Для атмосферных силовых агрегатов зазор для впускных и выпускных клапанов составляет 0,20-0,35 мм (на прогретом агрегате). При настройке холодного дизеля рекомендуется установить расстояние в пределах 0,20-0,25 мм. Моторы МТЗ, оборудованные компрессором, отличаются величиной зазоров (0,25 мм для впускного тракта и 0,45 мм для выпускного).

Регулировка клапанного механизма выполняется вращением винта (после отворачивания контрящей гайки) начиная с первого цилиндра (от шкива). Для корректной установки зазора поршень выставляется в положение верхней крайней точки (определяется по моменту перекрытия клапанов). После установки параметров в первом цилиндре требуется поочередно отрегулировать зазоры в оставшихся клапанах.

Головка блока цилиндров дизеля Д-243

Головка блока цилиндров двигателя Д-243 трактора МТЗ-82/80 представляет собой чугунную отливку, во внутренних полостях которой имеются впускные и выпускные каналы, закрываемые клапанами.

Для обеспечения отвода тепла головка цилиндров имеет внутренние полости, в которых циркулирует охлаждающая жидкость. На головке блока цилиндров сверху устанавливаются стойки, ось коромысел с коромыслами, крышка головки, впускной коллектор и колпак крышки, закрывающий клапанный механизм.

Со стороны топливного насоса в головке блока двигателя МТЗ-82 установлены четыре форсунки, а со стороны генератора к головке крепится выпускной коллектор.

Для уплотнения разъема между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка из армированного перфорированным стальным листом асбестового или безасбестового полотна. Отверстия для гильз цилиндров и масляного канала окантованы стальными обечайками.

Проверка затяжки болтов крепления головки блока цилиндровдвс Д-243

Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров двс Д-243 трактора МТЗ-82/80 производите по окончании обкатки и через 1000 часов работы на прогретом дизеле в следующем порядке:

— снимите колпак и крышку головки цилиндров;

— снимите ось коромысел с коромыслами и стойками;

— динамометрическим ключом проверьте затяжку всех болтов крепления головки цилиндров в последовательности, указанной на рисунке 19, и, при необходимости, произведите подтяжку. Момент затяжки -200±10 Нм.

После проверки затяжки болтов крепления головки блока цилиндров двигателя установите на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между клапанами и коромыслами.

2 Устройство пускового двигателя ПД 10

К основным комплектующим пускача относятся: система питания, кривошипно-шатунный механизм, редуктор, остов, регулятор, система зажигания, а также индивидуальная система запуска при помощи электрического стартера.

Остов пускового двигателя образуют головка цилиндров, картер и цилиндр. Картер состоит из двух половинок, отцентрованных штифтами и соединенных между собой болтами. В специальных расточках картера установлены подшипники коленвала, смазка к которым подается через каналы. В передней части картера находятся передаточные шестерни защищенные крышкой. В верхней плоскости картера установлен цилиндр. Двойные стенки литого цилиндра образуют рубашку, к которой через патрубок подается вода. На внутреннюю поверхность цилиндра выходят газораспределительные окна. Через впускные окна и впускной канал из карбюратора в картер подается горючая смесь. Два продувочных окна, соединенных вертикальными колодцами с картером, необходимы для продувания и подачи смеси в цилиндр. Впускные окна соединены с патрубком глушителя.

В наклонное боковое отверстие вкручен краник служащий для заправки бензина в цилиндр перед запуском дизеля, а в центральное отверстие головки вкручена свеча зажигания СН 200.

Схема устройства ПД 10: 1 — головка; 2 — заливной краник; 3 — искровая зажигательная свеча; 4 — цилиндр; 5 — поршень пд 10; 6 — поршневой палец; 7 — шатун; 8 — воздухоочиститель; 9 — карбюратор К 16а; 10 — тяга регулятора; 11 — рычаг регулятора; 12 — регулятор; 13 — промежуточная шестерня; 14 — картер; 15 — коленчатый вал; 16 — кривошипный палец; 17 — кожух маховика; 18 — маховик; 19 — стартер; 20 — глушитель.

Принцип действия

Пускач ПД 10 трактора МТЗ 82 по своему принципу действия является двухтактным одноцилиндровым карбюраторным бензиновым двигателем. Рабочий процесс данного агрегата аналогичен большинству подобных двигателей и происходит следующим образом.

Поршень, перемещаясь от нижней мертвой точки к верхней, сначала перекрывает продувочное окно, а затем впускное и начинает сдавливать поступившую до этого горючую смесь в цилиндр. Одновременно создается разрежение в кривошипной камере и когда юбка поршня откроет впускное окно, то через него в кривошипную камеру из карбюратора засасывается горючая смесь. При нахождении поршня ближе к верхней мертвой точки, сжатая горючая смесь воспламеняется от искры свечи.

Кривошипно-шатунный механизм пускового двигателя состоит из разъемного коленвала, поршня, шатуна и поршневого пальца. Коленвал состоит из двух щек, двух полуосей и кривошипного пальца. Все детали комплектуются по размерным группам. Головки шатуна двигателя неразъемные. Шатун соединяется с кривошипным пальцем во время сборки коленвала. В качестве шатунного подшипника применяются два ряда роликов, размещенных между внутренней поверхностью нижней головки шатуна с радиальным зазором 0,008-0,020 миллиметров и кривошипным пальцем. Для смазывания подшипников применяется масло, поступающее по прорезям и отверстиям в нижней и верхней головках шатуна. Поршень пускача изготовлен из алюминиевого сплава и имеет два компрессионных кольца.

Система питания состоит из карбюратора, топливного бачка с фильтром, воздушного патрубка, топливопровода и воздухоочистителя.

В качестве топлива применяется горючая смесь состоящая из бензина и моторного масла в соотношении 15 к 1. Масло добавляемое в рабочую смесь одновременно служит для смазки деталей пускового двигателя.

Последовательность закручивания болтов головы двигателя аан. Порядок и момент затяжки болтов головки блока цилиндров: особенности, устройство и рекомендации

Для этого разрешается использовать исключительно динамометрический ключ – он позволяет точно контролировать сам момент натяжения.Перед работой упомянутым ранее инструментом, его держатель необходимо установить на отметке – 0 (ноль). Благодаря этому исходная позиция будет определена как точка отсчета.

Начиная затягивать болты, нужно следить за показателями с самого начала. Если не произошло их изменение – значит, вероятнее всего, крепеж поддался растяжению, что в целом соответствует норме. Здесь никаких проблем опасаться не следует. Однако при резком увеличении момента необходимо будет стабилизировать растяжение держателя.

Схема затяжки


Прежде всего, важно помнить, что предварительно закручивать болты нужно в таком порядке:
  • первые два устанавливаются сверху и снизу в центральные отверстия;
  • третий и четвертый внизу, соответственно, справа и слева от среднего;
  • пятый и шестой вверху также с двух сторон от центрального;
  • седьмой и восьмой идут в крайние левые отверстия;
  • девятый и десятый в правые.
  • первый этап – закручивание производится до показателя 2 кгс*м;
  • на втором круге затяжку осуществляют по вышеприведенному алгоритму, с той только разницей что усилие доводиться до 8 кгс*м;
  • по третьему проходу все болты поворачивают четко на 90 градусов;
  • четвертый этап полностью соответствует предыдущему, и является заключительным.

Послесловие

Перед тем как вновь собрать узел, необходимо обязательно проверить, в каком состоянии пребывают все болты. При малейшем несоответствии необходимо будет произвести замену. Важно понимать, что в противном случае хороший результат окажется недостижим.

Также не следует откладывать замену прокладки, поскольку впоследствии такая незначительная проблема обернется необходимостью чинить уже всю силовую установку. В тяжелых случаях требуется замена всего двигателя целиком. Также предлагаем просмотреть видеоурок:

Ремонт ГБЦ нельзя назвать простой процедурой, для которой необходимы определенные навыки и некоторый опыт. Для ремонта нужны специальные инструменты. Как правило, во время этих работ меняется прокладка и регулируется : ВАЗ 2109 в нашем случае. Чтобы регулировка была выполнена правильно, нужно неукоснительно следовать инструкции. При грамотном подходе, вы благополучно проведете регулировку, добившись желаемого результата.

Основная масса сегодняшних авто не нуждаются в подтяжке болтов головки, но на ВАЗ 2109, она требуется хотя бы для прохождения ТО.

Если начала скапливаться влага в тех местах, где соприкасается блок с цилиндрами, то это верный признак того, что требуется неотложная подтяжка болтов. Влага в вышеупомянутых местах это признак утечки смазки. Основные причины затяжки болтов это:

[ Скрыть ]

Регулировка момента затяжки болтов

Для того чтобы выполнить все правильно и избежать ошибок нужно строго придерживаться определенных правил и соблюдать порядок выполнения.

Подтяжку нужно проводить только специальным динамометрическим ключом, который позволяет осуществлять контроль за моментом подтяжки.


Сначала, при помощи динамометрического ключа, ставим держатель в нулевое положение. Это означает, что данные устройства, равны моменту исходной позиции. Затем, нужно посмотреть на показатель прибора при старте крепежа. Вращая держатель, следим за показателями. Если момент не изменился, то это означает, что крепеж может поддаваться растяжению и это нормально, так и должно быть. Если момент быстро возрос, необходимо достичь движения болта. Этот говорит о малом растяжении держателя. Значит, нужна стабилизация.

Во время работы автомобиля, болты, которыми закреплена цилиндров, все время испытывают различные воздействия. Постоянно происходит их нагрев и остывание, что со временем приводит к разрушению структуры крепежей.

Для всех силовых агрегатов имеются конкретные правила, которых необходимо придерживаться при работе:


Наиважнейшие данные касающиеся регулировки, есть в аннотации к каждому конкретному авто. Вследствие этого, надо внимательно изучить и придерживаться того, что в нем написано. Во время эксплуатации транспортного средства, нужно строго соблюдать все требования производителя и систематически диагностировать авто. Правильная и отлаженная работа силового агрегата ВАЗ 2109, предотвращает надобность в регулировании держателей головки блоков цилиндров.

Так как, головка непростой узел, то необходимо проводить ремонтные работы лишь при абсолютной уверенности в своих действиях. Строго соблюдая порядок выполнения работ. В случае обнаружения отклонения в работе мотора, немедленно проведите его диагностику. Это позволит избежать более дорогостоящих ремонтных работ.

Необходимые инструменты

  • динамометрический ключ;
  • штангенциркуль или линейка.

Схема затяжки

Схема затяжки ГБЦ такая же, как и на традиционных моделях и начинать нужно с центра. Проходит в четыре приёма.


  • затяжка моментом 2,0 кгс/м
  • затяжка моментом 7,5 — 8,5 кгс/м
  • доворачиваем на 90 градусов.
  • повторно доворачиваем на 90 градусов.

Чтобы было понятней опишем подробней этой процесс:

  1. С помощью динамометрического ключа затягиваем болты в указанной на рисунке последовательности до 2,0 кг/см.
  2. Потом проходимся по второму кругу и дотягиваем до 8 кгс*м.
  3. Далее докручиваем на 90 градусов.
  4. Проходим по второму кругу, докручивая еще на 90 градусов.

Внимание! На 16-ти кл силовых агрегатах болты можно использовать повторно, но если их длина не более 95 миллиметров.

В ином случае он меняется. Длина меряется вместе с шайбой. Не пытайтесь заменить динамометрический ключ иным приспособлением иначе, последствия могут быть непредсказуемыми.

Головка блока цилиндров (ГБЦ) силовых агрегатов транспортных средств предназначена для обеспечения герметизации камеры сгорания. Чтобы выполнить это условие, необходимо правильно затянуть крепежные элементы, для этого следует знать, с каким усилием затягивать головку блока цилиндров. Операцию проводят после «обкатки», которая производится на двигателе нового автомобиля или по окончании восстановительных работ силового агрегата.

[ Скрыть ]

Из чего состоит ГБЦ

Практически во всех двигателях конструкция ГБЦ одинакова.

Она в себя включает:

  1. Корпус изделия, который изготавливают методом точного литья. В нем предусмотрены каналы подачи охлаждающей жидкости и моторной смазки трущимся частям.
  2. Клапаны во впускном и выпускном каналах.
  3. Вал распределительный (в некоторых конструкциях их два).

Основным элементом ГБЦ является корпус. Он вместе с прокладкой обеспечивает герметизацию камеры сгорания. В корпусе запрессованы направляющие втулки клапанов, их количество зависит от конструктивных особенностей ГБЦ. Клапаны перемещаются во втулках, обеспечивая подачу топлива и вывод отработанных газов. Для изготовления корпуса головки используют алюминий, она крепится к блоку болтами, производимыми из высококачественной стали.

Головка блока цилиндров

Коэффициент температурного расширения у этих металлов разный, поэтому обеспечить высокую герметичность камеры сгорания возможно только в том случае, когда головка будет затягиваться равномерно по всей плоскости блока цилиндров. Если это условие не выполняется, силовой агрегат может выйти из строя.

О силах, действующих на ГБЦ во время работы мотора

Обеспечить равномерность теплового воздействия на головку в работающем двигателе невозможно. Наиболее сильному нагреву подвергаются места в корпусе, располагающиеся над камерой сгорания, что вызывает напряжение металла на этих участках. Сила давления корпуса из алюминия на прокладку между ГБЦ и блоком цилиндров сильно увеличивается, что может вывести её из строя. Чтобы этого избежать, производится периодическая протяжка болтов крепления ГБЦ.

Силы, действующие на ГБЦ во время завинчивания винтов

Обеспечить высокую герметичность камеры сгорания только установкой головки на блок цилиндров не получается, поэтому между ними стоит прокладка. Она имеет более низкую жесткость, при затяжке болтов прокладка сжимается, тем самым производится уплотнение зазоров. Если завинчивание крепежных винтов производится в произвольном порядке, а момент затяжки болтов ГБЦ на ключе не контролируется, можно получить деформацию корпуса головки или прогорание прокладки.

Следует напомнить, что такое момент затяжки болтов. Под этим подразумевается величина усилия на гаечном ключе, которое обеспечит герметичность соединения головки и блока цилиндров. Момент затяжки болтов и последовательность выполнения работы указываются в инструкции по ремонту и эксплуатации транспортного средства. Эти рекомендации следует выполнять неукоснительно.

Болты крепления Головка блока Порядок затяжки Протяжка винтов

В каких случаях необходима затяжка головки цилиндров

Конструкция движков постоянно совершенствуется, срок службы увеличивается, а объем работ по обслуживанию силовых агрегатов уменьшается. Моторы, выпущенные после 2010 года, уже не нуждаются в периодической протяжке болтов крепления головки. Для более ранних моторов проводить такую операцию рекомендуют при каждом очередном ТО. При длительной эксплуатации машины иногда появляются следы протечек моторного масла или охлаждающей жидкости. В таком случае необходимо немедленно подтянуть крепеж ГБЦ, иначе может потребоваться серьезный ремонт мотора. Причинами появления протечек может быть перегрев силового агрегата и несоблюдение порядка затягивания болтов.

Когда усилие затягивания крепежных винтов движка ниже рекомендованных, может произойти прогорание прокладки, которое повлечет за собой демонтаж головки с последующей заменой поврежденной детали. Отмечены случаи, когда ремонтники не соблюдают порядок и момент затяжки ГБЦ, поэтому водители со стажем проводят проверку состояния болтов при пробеге 1 тыс. км после ремонта мотора.

Прежде всего следует отметить, что такая процедура может проводиться после ремонта силового агрегата или с целью проверки величины момента затяжки болтов в процессе эксплуатации мотора. Если ГБЦ была демонтирована, следует внимательно осмотреть болты, а также отверстия в блоке цилиндров для их установки. Винты не должны иметь удлинения или деформации резьбовой части. Отверстия в блоке под болты очищают от остатков моторного масла, жидкости, других посторонних частиц. Если этого не сделать, можно повредить цилиндровый блок, при этом ГБЦ затянуть с требуемым усилием не получится.

Работу следует начинать только после ознакомления с рекомендациями изготовителей автомобиля по эксплуатации и ремонту. Там водитель найдет все необходимые сведения для выполнения работы, в том числе усилия и очередность затягивания болтов.

Важно! Для движков с болтами типа TTY существует запрет на повторное использование, так как они могут оборваться.

Еще одной особенностью использования таких болтов является установка их под определенным углом. Для этого потребуется специальный ключ с индикатором, который покажет градус наклона.

Пользователь Игорь Иванов показывает на видео установку и затяжку ГБЦ.

.

Какие ошибки могут возникнуть

К сожалению, водители, самостоятельно выполняющие восстановление силового агрегата, допускают досадные ошибки, которые могут нанести вред блоку цилиндров и рабочему инструменту.

К ним можно отнести следующее:

  • оставление моторной смазки или других посторонних частиц в местах установки крепежных изделий;
  • завышение величины усилия затягивания болтов;
  • применение инструмента, не предназначенного для этой операции;
  • несоблюдение очерёдности затягивания ГБЦ;
  • использование болтов несоответствующей длины.

Если момент подтягивания крепежных винтов моторе определять «на глазок», чаще всего происходит перетяжка, которая приводит к разрыву болтов. Изношенными гранями ключа можно повредить головку крепежного элемента, после чего завернуть или вывернуть его будет невозможно. Самостоятельно изменённый порядок установки болтов приведет к возникновению перенапряжений в корпусе головки, а это чревато появлением трещин. Они могут быть сквозными, что способствует появлению протечек смазки или охлаждающей жидкости. Появится прорыв газов во впускном или выпускном коллекторе. Начнутся перебои в работе мотора, потеряется его мощность.


Трещина ГБЦ

Если через трещины или прогары жидкость для охлаждения мотора попадёт в систему смазки, произойдет разжижение моторного масла. После этого давление смазки уменьшится, и поступление его к местам трения будет недостаточным, а вкладыши коленчатого вала могут провернуться. Многими документами допускается повторное применение крепежных элементов, но лучше использовать новые изделия. Крепиться ГБЦ к блоку цилиндров должна только качественными винтами.

Порядок и контроль затяжки ГБЦ

При выполнении затяжки следует делать это равномерно, без лишних усилий и спешки.

Перед началом работы нужно приготовить следующие инструменты и расходные материалы:

  • динамометрический ключ с насадкой, которая будет соответствовать головке болта;
  • небольшое количество моторного или любого другого масла;
  • ветошь.

Независимо от конструкции силового агрегата, будь то 402, 406 двигатель или даже G4EE, 4B12, затягиваться ГБЦ будет всегда одинаково. Винты крепления будут расположены параллельно относительно камер сгорания. Инструкция по эксплуатации подскажет, с каким усилием затягивать головку блока цилиндров.

Порядок выполнения работы будет примерно таким:

  1. Крепежные болты смазывают небольшим количеством масла.
  2. Устанавливают их на своё место и заворачивают рукой, насколько получится.
  3. Далее понадобиться специальный динамометрический ключ. С его помощью производят затяжку с усилием, равным примерно 1-2 кгс*м, согласно схеме для данного мотора.
  4. На следующем этапе усилие доводят до 5-8 кгс*м (при этом следуют рекомендациям производителя автомобиля).

Через небольшой промежуток времени операцию повторяют 1-2 раза, поворачивая болты примерно на четверть оборота. После пробега около 500-1000 км проверяют степень затяжки, но не для всех типов силовых агрегатов. Если применяются пружинные болты, такая операция не потребуется.

Периодически прокладка головки блока цилиндров может выходить из строя по причине износа ее материала либо его прогорания. Основными признаками того, что прокладку пора заменять на новую, являются появление локальных протечек масла и охлаждающей жидкости в месте соприкосновение ГБЦ и мотора.

Следует помнить, что при замене прокладки важным является не только момент затяжки гбц ваз 2114, но и вся последовательность операций — ведь сама замена является очень важной и серьезной процедурой, ошибки при проведении которой могут привести к нарушению работы двигателя.

Необходимые инструменты и процесс

Для того, чтобы ее сделать правильно, понадобятся:

  • набор торцовых головок;
  • удлинитель;
  • трещотка/вороток;
  • ключ динамометрический.

Сам процесс замены следует выполнять по такой схеме:

  1. Отсоединить провода, подходящие к датчикам аварийного уровня масла и температуры ОЖ.
  2. Слить охлаждающую жидкость.
  3. Демонтировать термостат.
  4. Снять корпус воздухофильтра.
  5. Отсоединить входную часть выхлопной трубы от коллектора.
  6. Снять кожух, а также сам ремень распределительного вала.
  7. Отсоединить от карбюратора тяги привода обеих заслонок.
  8. Отключить подходящие к ГБЦ провода.
  9. Отсоединить подходящие к ГБЦ шланги, ослабив их хомуты.
  10. Демонтировать головку блока цилиндров.
  11. Удалить изношенную прокладку.
  12. Очистить поверхность касания ГБЦ от остатков материала прокладки.

Установка прокладки и монтаж головки блока цилиндров на свое место производится в точно такой же последовательности, но в обратном порядке. При этом, стоит обратить наиболее пристальное внимание на такой фактор, как момент затяжки гбц ваз 2114 8 клапанов — о нем мы и поговорим ниже.

Как произвести затяжку болтов ГБЦ правильно?

Перед тем, как приступать к монтажу головки блока, следует сначала обратить внимание на состояние ее болтов. Они должны иметь хорошую резьбу и по длине соответствовать требуемым нормам.

Нормальная полная длина болта ГБЦ равняется 135,5 мм. Если болты, извлеченные в ходе замены прокладки, соответствуют этому параметру, то их можно использовать повторно. Если же болты удлинились в ходе работы двигателя, то использовать их уже нельзя и следует приобрести новые.

Разобравшись таким образом с болтами, и установив их на место, следует перейти к затяжке. Выполняется она в обязательном порядке только динамометрическим ключом. Затяжка болтов «на глаз»может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до повреждения самого двигателя.

И так, как протянуть головку на ваз 2114 правильно? Во-первых, следует помнить, что начинать затяжку болтов следует от центра к краям.

Выглядит эта схема следующим образом:

Во-вторых, выполнять затяжку следует в четыре этапа (каждый из которых выполняется точно в такой же последовательности, как и обозначено на схеме выше).

На первом этапе затягиваем каждый из болтов динамометрическим ключом с усилием, равным 2 кгс/см2.

На втором этапе затягиваем все болты уже с усилием 8 кгс/см2.

На третьем этапе выполняем дотяжку болтов, проворачивая каждый из них на угол в 90 градусов.

На четвертом этапе вновь проворачиваем каждый из болтов (все также придерживаясь приведенной в начале схемы) на угол в 90 градусов.

После того, как все четыре этапа будут завершены, затяжку болтов головки блока цилиндров можно считать оконченной.

К затяжке болтов ГБЦ следует подходить максимально серьезно. Выполнять все ее этапы необходимо строго в одинаковом порядке и с равным усилием на каждом из них. Несоблюдение этого правила может привести к быстрому износу прокладки и появлению течей масла и ОЖ.

Правильная работа с динамометрическим ключом

Такой инструмент, как динамометрический ключ, позволяющий выполнять затяжку болтов с равным усилием, требует большой аккуратности в работе и наличия определенных навыков.

Примерная последовательность затяжки болтов таким ключом выглядит следующим образом:

  • установить держатель в положение «ноль»;
  • начать плавное вращение инструмента, одновременно следя за его показаниями;
  • в случае, если вращение инструмента (особенно на начальном этапе затяжки) происходит без изменения момента на индикаторе, то это может говорить о небольшом внутреннем растяжении крепежных элементов. Это явление абсолютно нормальное, и вращение инструмента следует продолжить;
  • при достижении момента затяжки, соответствующего требуемому, движение инструмента следует прекратить.

Применять вместо динамометрического ключа какой-то другой инструмент (в том числе механизированный, с возможностью нормирования усилия заворачивания) — не следует. Ведь только ключом можно добиться абсолютно точного и плавного закручивания болтов, благодаря которому прокладка окажется равномерно прижатой по всей поверхности блока. Это поможет сделать срок ее службы максимальным, избежать появления прогаров, протечек масла и вытекания охлаждающей жидкости.

Полезное видео

Дополнительную полезную информацию вы сможете почерпнуть из видео ниже:


Ну, и в конце следует еще раз напомнить о том, что перед началом затяжки нужно проконтролировать длину всех болтов (она должна быть равна 135,5 мм). В случае, если длина будет отличаться от указанной, особенно в большую сторону, то никакого толка даже от самого тщательного затягивания таких болтов — не будет.

Значение всех элементов крепления в двигателе очень велико. Это аксиома. Не является исключением и затяжка болтов головки блока цилиндров.

Особенности затяжки болтов ГБЦ

Причина? А она проста. Просто подумайте о том, какие нагрузки испытывают все элементы крепления: постоянная вибрация, бешеные перепады температуры. В результате проведенных исследований получена цифра 5000 кг. и выше. Примерно такую нагрузку на разрыв при полном газу испытывает каждый болт двигателя.

Одним из главных условий, которые гарантируют правильные действия при или при , является соблюдение требований производителя. Разные модели двигателей имеют разный момент затяжки головки блока цилиндров. Также может отличаться и порядок затяжки головки блока цилиндров. В мануалах к каждой модели существуют рекомендации, и их необходимо выполнять.

Имея свои особенности, применительно к разным моделям, затяжка болтов головки блока цилиндров, имеет и нюансы, которые применимы к процедуре затяжки болтов ГБЦ вообще, и одинаковы для всех.

И желательно вам их знать, так как никто не гарантирует, что в сервисе вам сделают грамотно и как для себя.

На момент затяжки головки блока цилиндров влияют:

  • Смазка резьбы отверстий и самих болтов. Рекомендуется проводить смазку невязкими типами моторного масла.
  • Состояние резьбы, как отверстия, так и самого болта. Деформация и засорение резьбы перед затяжкой противопоказаны, это может привести к уменьшению силы сжатия прокладки со всеми вытекающими…
  • Новый болт или уже использовался. У нового болта сопротивление выше и показатели момента затяжки может быть искажёны. Желательно, чтобы при использовании новых болтов, затяжка болтов головки блока цилиндров, производилась после 2-3 циклов закручивания и раскручивания болтов. Рекомендуется затянуть болты на 50% от конечного момента затяжки и отпустить.

Особое внимание при затяжке болтов следует уделить точности инструмента, а именно, динамометрического ключа. Ключи с циферблатным индикатором, как удобны, так и точны. Но, они остро реагируют на падения и удары, как и любой точный инструмент.

  • Пользуйтесь Инструкцией производителя, в которой точно указаны момент и порядок затяжки головки блока цилиндров.
  • Состояние болтов должно быть безупречным. Не экономьте, и ни в коем случае не перерезайте резьбу. Ведь для себя делаете.
  • Резьба болта и отверстия должны быть чистыми. Проволочная щётка вам в руки.
  • В случае «слепого» отверстия под болты, постарайтесь не перелить в них масла, иначе болт не станет на место до конца. И нелишним будет смазать резьбу пластичным герметиком, если отверстие выходит в систему охлаждения двигателя.
  • Болты типа TTY (как правило используются в двигателях с алюминиевыми ГБЦ) запрещены категорически к повторной затяжке, так как возможны их разрывы. Их повторное применение также не сможет обеспечить нужного сжатия прокладки, а это значит – течь.
  • Устанавливая прокладку, обязательно уточните в спецификации производителя прокладки величину момента затяжки. Если у вас есть прошлый опыт замены прокладок, то забудьте о нём. Каждый двигатель имеет свою специфику.
  • Возвращаясь к болтам типа TTY, нужно акцентировать ваше внимание, что для них существует чёткий градус, а не момент затяжки болтов головки блока цилиндров. То есть, вам понадобится инструмент с индикатором угла.
  • Дотяжка или , в случае необходимости производится для двигателей: с чугунными ГБЦ на горячем, а с алюминиевыми ГБЦ на остывшем до комнатной температуры.

Удачи вам при затяжке головки блока цилиндров своими руками.

Мнение эксперта

Руслан Константинов

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

При затяжке болтов ГБЦ многие по неопытности и незнанию могут допустить массу ошибок, способных стать причиной серьезных ремонтных работ в будущем. Нередко неправильная затяжка приводит к повреждениям и деформации как ГБЦ, так и блока. Самыми распространёнными ошибками считается попадание масла в колодцы для болтов, работа с неподходящими по размеру или изношенными торцевыми головками для динамометрического ключа или затяжка вовсе без него, перетяжка болтов мои нарушение порядка затяжки, а также использование болтов неподходящего размера (длинные или наоборот короткие).

Нередко колодцы, куда закручиваются болты, покрываются ржавчиной или забиваются грязью, очистить их не всегда получается. Заливать в них масло категорически запрещается, ровно, как и закручивать болты в грязные отверстия, в противном случае добиться нужного усилия невозможно. Маслом можно смазать только резьбу непосредственно на болтах. Нередко бывали случаи, когда при игнорировании этих советов колодец разрушался, а это грозит заменой блока цилиндров, т. к. отремонтировать его получается не всегда.

Затягивать без динамометрического ключа нельзя, ни при каких обстоятельствах, закручивание болтов «на глаз» почти всегда совершается с превышением допустимого усилия, это приводит к поломке болтов и ремонту блока цилиндров. Также рекомендуется всегда использовать новые болты, даже если вы старые выглядят идеально, дело в том, что они имеют свойство вытягиваться после затяжки.


Последовательность затяжки соединения, состоящего из нескольких болтов

Затяжка Последовательности

Правильная последовательность затягивания соединения

Потому что в подавляющем большинстве прикрученных все болты не затянуты одновременно эффект затяжки одного болта в группе как влияние на предварительную нагрузку в других ранее затянутых болтах в группе.Такие эффекты называются упругими взаимодействиями или иногда болтовые перекрестные помехи. Механизм, вызывающий это, проиллюстрировано на схеме ниже.


Два внешних болта затянуты сжатие соединения под болты. Средний болт есть впоследствии затягивается, сжимая соединение непосредственно под болт, но также слегка сжимая соединение под два других болта, что приводит к потере предварительного натяга в этих болтах.Ниже представлены два примера последовательностей затяжки, которые было показано, что это приводит к минимизации изменений предварительного натяга болта за счет упругих взаимодействий, что сведет к минимуму предварительную нагрузку разбросаны внутри сустава. Если сустав критический, разумно рассмотреть возможность указания многопроходной затяжки последовательность. При такой последовательности каждый болт затягивается сильнее чем один раз, чтобы уменьшить уменьшение предварительной нагрузки, вызванное затягивание других болтов в соединении.


Испытания показали, что упругая взаимодействие между болтами в соединении может иметь значительное влияние на преднагрузку (снижение на 35%). Если есть прокладка между суставными поверхностями эффект может быть даже более выраженный.

Почему важна последовательность затяжки болтов

Что такое последовательность затяжки болтов

Последовательность затяжки болтов — это когда несколько болтов затягиваются по определенной схеме с требуемым крутящим моментом.Последовательность затягивания болтов является симметричной, чтобы уменьшить величину предварительной нагрузки, потерянной в болте в результате упругих взаимодействий. Крутящий момент обычно прикладывается к болту с помощью динамометрического ключа.

Предварительная нагрузка на болт приводит к растяжению болта и создает натяжение болта. Предварительная нагрузка представляет собой силу, равную и противоположную силе сжатия, действующей на материалы в болтовом соединении. Поэтому важно обеспечить безопасность болтовых соединений.

Почему важна последовательность затяжки болтов

Причина, по которой мы используем последовательность затяжки болтов, состоит в том, чтобы уменьшить потерю предварительной нагрузки в болте.Если предварительная нагрузка будет потеряна, болт ослабнет, что может привести к поломке. Потеря предварительного натяга может быть результатом различий в тепловом расширении болта и соединения, а также других механизмов.

На изображении ниже показаны упругие взаимодействия при затягивании болта. На верхнем рисунке показаны болты 1 и 3 затянуты, а болт 2 нет. На нижнем изображении показано затягивание второго болта и его влияние на окружающий материал. Хотя первый и третий болты не были ослаблены, предварительная нагрузка болта была потеряна.Когда второй болт затягивается, он непосредственно зажимает материал под ним, однако также создает больший зажим на материале под первым и третьим болтами.

Рисунок 1 – Показ потери предварительной нагрузки болта в результате упругих взаимодействий.

Когда использовать последовательность затяжки болтов Последовательности затяжки болтов

используются на критических с точки зрения безопасности и важных соединениях систем, в которых используется несколько болтов. Обычно последовательность затяжки болтов можно увидеть на болтовых фланцевых соединениях.

Пример

На изображении ниже показан пример крепления фланцевого соединения с помощью последовательности затяжки болтов. В идеале, во время процесса болты будут постепенно затягиваться. Это означает повторение последовательностей пару раз, пока не будет достигнут желаемый крутящий момент.

Рисунок 2 – Схема, показывающая порядок затяжки болтов

Надеюсь, вам понравился этот пост. Пожалуйста, оставьте комментарий ниже и дайте мне знать ваши отзывы.

Следите за моими социальными сетями: Twitter, LinkedIn, Facebook

Что такое моментная затяжка? | Ацтек Болтинг

Когда дело доходит до затяжки болтов, это не так просто, как «право туго, лево слабо». Мы должны понимать физику промышленных болтовых соединений, чтобы эти болты могли выдерживать невероятные весовые нагрузки. Он начинается с крутящего момента.

Что такое крутящий момент?

Крутящий момент – это измерение силы вращения, приложенной к объекту.

Как крутящий момент влияет на натяжение болта

Проще говоря, вам нужен крутящий момент, чтобы создать натяжение болта. Вы используете крутящий момент, чтобы навернуть гайку на болт, а затем растянуть болт, превращая его в прочную пружину, которая сжимает два материала вместе. Скрепленные болтами материалы не могут разъединиться, если нагрузка зажима остается больше, чем растягивающая нагрузка (способность материала выдерживать тяговое усилие).

Важность правильного крутящего момента

Крутящий момент применим практически ко всем аспектам болтового соединения, включая затяжку.Когда мы затягиваем гайки и крепежные детали, мы должны убедиться, что используем правильный крутящий момент.

Что такое моментная затяжка?

Моментная затяжка — это точное приложение крутящего момента к гайке, чтобы болт мог надежно удерживать нагрузку, не ломаясь. Слишком мало, и наши материалы не затянуты должным образом, что делает его конструктивно небезопасным. Слишком большой крутящий момент может сломать болт.

Когда вы прикладываете правильный крутящий момент, болт правильно растягивается, так что он может действовать как прочная пружина, скрепляющая два материала вместе.

Предварительная нагрузка

Моментная затяжка начинается с предварительной нагрузки, которая представляет собой степень натяжения, которую необходимо приложить к болту, прежде чем будет добавлена ​​его нагрузка или полный вес, который он должен выдерживать. Предварительную нагрузку также можно определить как приложенный крутящий момент за вычетом его потерь на трение.

Чтобы определить, каким должен быть предварительный натяг, необходимо учесть материал и марку болта, величину потери крутящего момента из-за трения и предельную нагрузку, которую должен выдерживать болт. В конечном счете, ваш предварительный натяг содержит другие переменные, и вы будете использовать уравнение или онлайн-калькулятор крутящего момента болта, чтобы определить правильный крутящий момент.

Точки трения и важность смазки

Точки трения — это места, где крутящий момент теряется из-за трения. Это легче понять как соприкасающуюся резьбу между гайкой и болтом и любым материалом, который болт зажимает. Не зная своих точек трения, вы не будете знать, какой крутящий момент должен быть приложен и какой будет потерян из-за трения.

Где-то от 80 до 90% крутящего момента будет теряться из-за трения, но мы можем уменьшить трение за счет смазки.Это обеспечивает больший крутящий момент для предварительной нагрузки и снимает напряжение с болта в процессе. Вы уменьшите вероятность поломки болта во время установки и продлите срок его службы.

Чтобы обеспечить правильное количество смазки для достижения желаемого предварительного натяга, производители указывают значение коэффициента трения.

Последовательность затяжки динамометрическим ключом

Когда вы затягиваете с моментом несколько болтов на фланцах или поверхностях, вам необходимо равномерно распределять нагрузку по болтам на протяжении всего процесса.

Точечная нагрузка

Точечная нагрузка — это величина нагрузки в определенном месте конструкции, в отличие от равномерной нагрузки, которая равномерно распределяется по всей конструкции. Поскольку обычно мы затягиваем болты по одному, вы хотите быть уверены, что все болты будут нести равномерную нагрузку. В противном случае точечная нагрузка может привести к разрушению конструкции.

Схема крутящего момента и распределение нагрузки
Схема крутящего момента

— это правильная последовательность затяжки, чтобы болты были правильно растянуты и могли равномерно нести нагрузку.

Будь то четыре болта или 12, схема затяжки позволяет распределить нагрузку. Вместо того, чтобы затягивать болты по часовой стрелке, что создает большую нагрузку на одну сторону, схема крутящего момента обычно требует затягивания болтов на противоположных сторонах фланцев.

Это больше, чем просто последовательность, которую вы затягиваете. Вы также должны моделировать величину крутящего момента во всех последовательностях, неуклонно увеличивая его в каждом раунде. Например, в схеме с четырьмя болтами вы должны приложить одну треть окончательного крутящего момента к каждому болту, затем две трети на втором витке и, наконец, полный крутящий момент на третьем витке.Если бы мы приложили полный крутящий момент в первом раунде, то на первом болте была бы слишком большая точечная нагрузка независимо от следующей последовательности.

Момент отрыва

Затяжка с моментом, противоположным затяжке с отрывом, или момент отрыва. Это крутящий момент, необходимый для ослабления болтов, и он намного выше, обычно как минимум в два раза выше из-за коррозии и возможного расширения.

Преимущества моментной затяжки

Моментная затяжка позволяет контролировать и равномерно распределять крутящий момент на все болты, чтобы они были правильно натянуты, могли выдерживать свою нагрузку и не затягивались слишком сильно.

Следуя точным расчетам и используя калиброванные динамометрические ключи, вы можете быть уверены в том, что болты затянуты, а нагрузка равномерна.

Недостатки моментной затяжки

Если вы не соблюдаете надлежащие методы затяжки, вы рискуете затянуть слишком сильно или недостаточно. Если ваша схема крутящего момента не распределяет нагрузку равномерно в процессе, у вас будет плохое уплотнение, что может привести к протечке фланцев. Как всегда, не срезайте углы.

Почему Aztec Bolting — правильный выбор для вас

Мы занимаемся болтовыми соединениями с 1987 года и можем удовлетворить все ваши потребности в моментной затяжке за счет покупки или аренды продукции.Кроме того, мы подкрепляем наше оборудование обучением на месте и полным сервисным обслуживанием. Откройте для себя разницу ацтеков сегодня.

Последовательность затяжки болтов с фланцем API, Как затянуть фланцы API, Последовательность затяжки, Рекомендуемая последовательность затяжки болтов с фланцем, Как затянуть фланец API

ЗАТЯЖНОЙ БОЛТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ФЛАНЦЕВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ 20 БОЛТЫ.

Смажьте резьбу и гайку болтов и гаек поверхность подшипника (там, где она соприкасается с фланцем).

После сборки фланца и всех гаек была сбита вручную, начните затягивать гаечным ключом, следуя указанная последовательность цифр (отметка номера на фланец с карандашом помогает следить за затяжкой процесс).

Во время всех следующих шагов сохраняйте любой зазор между фланцами даже по всей окружности, и гаек примерно одинаковое количество на каждом конце болт.

  • В первый раз просто плотно прижми орехи ручной ключ.

  • Второй раз затяните гайки прочно тем же ключом.

  • В третий раз применить примерно 25% рекомендуемых крутящий момент.

  • В четвертый раз нанесите примерно 75% рекомендуемого крутящий момент.

  • В пятый раз примените 100% рекомендуемый крутящий момент.

  • Продолжайте затягивать гайки со всех сторон, пока гайки не двигаются при 100% рекомендуемом крутящем моменте.

  • Если возможно, повторно затяните через 24 часа . M ost любой потери предварительного натяга болта происходит в течение 24.


Правильная последовательность затяжки задней части

Этот технический совет любезно предоставлен Россом Дэвисом, известным экспертом по крыльям.Сайт Росса здесь.

Назначение:

Поскольку фланец заднего привода установлен несколько гибко, эта последовательность затяжки выравнивает этот фланец и предохраняет его от преждевременного износа и нежелательного трения. Это также уменьшает ненужную вибрацию и уменьшает визг задних тормозов.

Подготовка:

Велосипед должен стоять на центральной подножке или на какой-либо другой опоре, чтобы снять вес с заднего колеса.

 

Ослабьте (но не снимайте) все крепления, которыми заднее колесо и узел главной передачи крепятся к велосипеду, включая амортизаторы и анкерный болт заднего тормоза.На GL1000 также ослабьте 3 болта, которые крепят нижнее правое крепление амортизатора к главной передаче. Более поздние велосипеды могут иметь «стяжной болт» в дополнение к гайке основной оси.

Процедура:

1. Сначала затяните гайку главной оси. Это гарантирует, что приводной фланец прилегает к заднему колесу идеально «прямоугольно».

2. Затем, на GL1000s – затяните 3 болта, которыми нижнее правое крепление амортизатора крепится к блоку главной передачи.

3. Затем затяните 3-4 гайки (в зависимости от года выпуска), которыми узел главной передачи крепится к поворотному рычагу.

4. Все модели после 1979 года имеют стяжной болт с левой стороны оси. Далее следует затянуть.

5. Затем затяните болты нижнего амортизатора.

6. Наконец, нажимая на педаль заднего тормоза (для этого пригодится помощник)…

7. Затяните стопорный болт тормозного суппорта.Этот последний шаг помогает выровнять задние колодки, чтобы минимизировать визг тормозных колодок.

По Россу:

«Это процесс, который Honda использует для обучения специалистов по обслуживанию в учебных центрах Honda. Это единственный модуль, за который они получают кредит.

Все атрибуты должны принадлежать Honda, но это моя интерпретация.

Детальная проработка отличается от модели к модели в зависимости от того, какие проектные характеристики нужны инженерам.Идея состоит в том, чтобы выровнять фланец главной передачи до того, как будет затянут любой другой элемент, и отрегулировать тормоза (колодки или колодки) до того, как будет затянута опора суппорта.

Подходит для всех велосипедов Honda с карданным валом».

Росс Дэвис

Сайт Росса здесь.

Влияние различных методов затяжки винтов на нагрузку, создаваемую супраструктурой имплантата с внутренним соединением

Цель: В этом исследовании оценивалось влияние различных последовательностей, сил и методов затяжки винтов на напряжения, возникающие в супраструктуре хорошо подогнанного имплантата с внутренним соединением (Astra Tech).

Материалы и методы: Металлический каркас, непосредственно соединенный с четырьмя параллельными имплантатами, был изготовлен на полностью беззубой модели нижней челюсти из полимера. Шесть гипсовых слепков с четырьмя репликами имплантатов были изготовлены из оттиска супраструктуры, чтобы представить «хорошо подогнанную» ситуацию. Напряжения, создаваемые четырьмя последовательностями затяжки винтов (1-2-3-4, 4-3-2-1, 2-4-3-1 и 2-3-1-4), двумя усилиями (10 и 20 Нсм ), и два метода (одноэтапный и двухэтапный).В двухэтапном методе винты затягивались до начального крутящего момента (10 Н·см) в заранее определенной последовательности затяжки, а затем до конечного крутящего момента (20 Н·см) в той же последовательности. Напряжения регистрировались дважды тремя тензодатчиками, прикрепленными к каркасу (верхняя поверхность посередине между абатментами). Данные деформации были проанализированы с использованием множественного дисперсионного анализа на уровне статистической значимости 0,05.

Полученные результаты: Во всех каменных отливках напряжения создавались соединением надстройки, независимо от последовательности затяжки, силы и метода затяжки.Не было обнаружено статистически значимых различий в напряжениях предварительного натяга надстройки в зависимости от последовательности затяжки винтов (от -180,0 до -181,6 мкм/м) или усилий (от -163,4 до -169,2 мкм/м) (P > 0,05). Однако разные методы затяжки винтов индуцировали разные нагрузки на надстройку. Двухэтапный метод затяжки винтов (-180,1 мкм/м) вызывал значительно более высокое напряжение, чем одноэтапный метод (-169,2 мкм/м) (P = 0,0457).

Выводы: В пределах ограничений этого исследования in vitro последовательность и сила затяжки винтов не были критическими факторами в нагрузке, возникающей на хорошо подогнанной надстройке имплантата с внутренним соединением.Напряжение, вызванное двухэтапным методом, было больше, чем при использовании одноэтапного метода. Необходимы дальнейшие исследования для оценки влияния методов затяжки винтов на преднагрузку в различных клинических ситуациях.

.